Кутаев Шихрагим Кутаевич
Ст. научный сотрудник отдела социальных и демографических проблем региона, д.э.н. Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г. Махачкала
Гордеев Олег Иванович
Ведущий научный сотрудник,к.э.н.
Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г. Махачкала
Направленность и условия реализации эволюционной модернизации на современном этапе развития экономики региона
Аннотация: Для России, как государства с трансформационной экономикой, наиболее приемлем путь эволюционной модернизации, позволяющей всесторонне решать задачу создания высокотехнологичной материально-технической базы национального хозяйства. Поиску путей и средств ее формирования посвящена данная статья, в которой выдвигаются теоретические, методологические и методические положения по проведению последовательной и сбалансированной политики преобразований на всех ее стадиях в регионе. В целом они отражают постепенное усиление влияния модернизации на качественное изменение всех сторон регионального хозяйства.
Ключевые слова: инновационная экономика, модернизация, регион, развитие, эволюция, экономика
Современный этап развития общества и экономики характеризуется усилением влияния научно-технических достижений по всему спектру их действия в различных областях общественной жизни (производственной, экономической, хозяйственной, социальной и личностной). Следствием этого становится возрастание роли и значения творческой компоненты трудового участия людей в условиях сложившейся рыночной экономики. Ее реальным проявлением выступает возрастающее значение развития рынка инноваций, активизации инновационной деятельности, расширения и совершенствования сектора инновационных услуг и повышения роли соответствующих видов бизнеса. Они выступают реальной, действенной силой проведения необходимых преобразований, в том числе модернизации экономики, на всех уровнях: от страны в целом до отдельного хозяйственного образования.
Повышение роли указанных рыночных институтов и видов деятельности в решении проблемы модернизации тесно связано с местом рынка в системе рыночной экономики, что предопределяет необходимость научного понимания его истоков и объективности существования и развития. Оно опирается на принципы всеприродного рынка, который направлен на гармонизацию состояния текущего периода, обеспечивающую равновесие систем. С этой позиции рынок, как сферу обмена по законам товарного про-
изводства и денежного обращения, следует рассматривать частным случаем всеобщего (естественного) рынка, выступающего средством сравнения и отбора самоорганизующихся материальных систем.
При таком понимании рынка отступление от действующих в природе правил отбора, ведет к устранению механизма самоорганизации, как основы возникновения систем нового качественного состояния, необходимого для их дальнейшего развития. Этому противостоит разумная человеческая деятельность, главным свойством которой выступает способность предвидения отдельных сторон будущего и тем самым влияния на отбор хозяйственных систем с учетом возможных опасностей в ближайшей перспективе.
Таким образом, современный рынок, в экономическом его понимании, можно представить как рыночный механизм в сочетании с возможностями людей его целенаправленного изменения в интересах общества. В результате расширяются потенциальные возможности и выбор направлений развития экономики нового качественного содержания. Подобная направленность его действия предполагает движение экономики по эволюционному пути развития на основе включения механизмов, обеспечивающих укрепление процессов самоорганизации и синергетики.
Исходным положением к пониманию
рынка и рыночной экономики, с эволюционной точки зрения, становится представление о необратимости любой системы, выражающейся в определенной направленности ее изменений с течением времени. На такой основе равновесие рыночной системы и общий порядок обеспечивается механизмом рынка во всех его видах и модификациях. Реально они возникают в результате конкурентной борьбы элементов системы за ресурсы равновесия, которую можно рассматривать источником развития, т.е. непрерывных, прогрессивных ее изменений.
Логично предположить, что эволюционная направленность развития экономики, как общественной системы, проявляется и в характере воздействия на происходящие в ней процессы, обуславливающие целенаправленные изменения во времени. К таким процессам, с полным правом, можно отнести модернизацию экономики, обеспечивающую прогрессивные сдвиги в производительных силах, а также совершенствование экономических, хозяйственных и институциональных отношений. При этом существенные успехи модернизации в данных направлениях достигаются в долгосрочном периоде, длительность которого во многом определяется динамикой экономического роста,
выступающим одним из главных факторов укрепления новых производительных сил и отношений. Таким образом, курс на эволюционную модернизацию, отвечающую закономерностям эволюции общества и экономики с отражением ее текущего состояния, следует рассматривать наиболее приемлемым для создания конкурентоспособной экономики и возможностей ее устойчивого развития на перспективу в регионе.
Выбор траектории эволюционной модернизации, адекватной ситуации трансформационной (переходной) экономики, предопределяет проведение последовательной и сбалансированной политики преобразований на всех стадиях данного процесса в регионе. В целом они отражают постепенное усиление влияния модернизации на эффективное использование ресурсов и, как следствие, качественное изменение производства и хозяйственной деятельности предприятий, отраслей и регионального хозяйства в целом. В этом аспекте можно выделить три основных стадии модернизации:
1) ресурсоемкая, характеризуемая масштабностью использования ресурсов для роста и развития экономики при недостаточной ее конкурентоспособности;
2) ресурсоэффективная, когда рост, раз-
Таблица 1
Целевые установки и средства достижения целей экономики региона в условиях последовательной модернизации
Стадии Целевые установки Средства обеспечения
Ресурсоемкая Эффективная деятельность высших органов власти региона. Институциональная среда, направленная на усиление предпринимательской активности. Диверсификация экономики с учетом особенностей региона Создание институциональной среды нового качественного содержания, способствующей укреплению конкурентоспособности региона. Совершенствование производственной инфраструктуры. Достижение макроэкономической стабильности. Укрепление здравоохранения и среднего образования в соответствии с мировыми стандартами.
Ресурсоэффективная Система регионального управления, обеспечивающая укрепление обратных связей между населением и властью. Развитие неформальных структур, отражающих специфику национальной культуры региона. Укрепление товарных рынков на основе эффективного обмена. Усиление эффективной деятельности рынка труда. Развитие рынка ценных бумаг. Создание условий в региональном хозяйстве для восприятия современных технологий. Подготовка к созданию рынка инноваций. Повышения качества подготовки специалистов в вузах республики и системе послевузовского образования.
Инновационная Расширение взаимовыгодного обмена товарами и услугами, а также нововведениями и культурными ценностями. Развитие бизнеса внутри региона с учетом мирового и отечественного опыта. Создание региональной инновационной системы, в т.ч. рынка инноваций.
витие и конкурентоспособность в решающей степени определяются эффективностью использования ресурсов;
3) инновационная, связанная с обеспечением положительной динамики экономики региона на основе инноваций во всех сферах регионального хозяйства.
Переход от одной стадии к другой происходит по мере полного использования возможностей развития, свойственных каждой из них. В частности, Республика Дагестан (РД), как показали проводимые ранее исследования, находится на первой стадии, что предполагает резкое снижение объемов вовлекаемых в производство ресурсов при неуклонном повышении объемов и качества выпускаемой продукции.
Исходя из содержания и порядка действий в разрезе указанных стадий модернизации, одновременно осуществляются институциональные реформы, экономическая и социальная политика. Первые из них предполагают изменение и согласование постановлений, указов и положений, регламентирующих правила и процедуры экономической деятельности в регионе. Экономическая политика включает разработку и реализацию механизмов и инструментов воздействия на экономические и хозяйственные процессы, позволяющие адекватно реагировать на внешние и внутренние угрозы региону. Социальная политика формирует условия консенсуса интересов различных социальных групп с позиции вовлечения всех слоев населения в процесс модернизации экономики и общественной жизни региона.
По своей сущности и в соответствии с законами эволюции особая роль в модернизации экономики региона отводится соблюдению последовательности преобразований. Это достигается созданием условий ее осуществления, адекватных возможностям и требованиям соответствующей стадии экономического развития региона. Они предопределяют цели и средства их достижения, соответствующие состоянию региона на конкретной стадии модернизации, что обуславливает выбор целевых и инструментальных параметров, отвечающих определенному ее этапу. При этом решение задач следующего этапа развития крайне нежелательно в виду его неэффективности и нарушения требования последовательности хода модернизации. Исходя из указанных положений, становится возможным определить целевые установки и средства их выполнения, которые
могут способствовать проведению модернизации в регионе на эволюционных началах (табл.1).
Подобный подход к проведению модернизации отражает возрастающее влияние человеческого (разумного) фактора на стихийные самоорганизующие начала в обществе и экономике. Тем самым усиливается организующее воздействие на ход модернизации, как условия сознательного изменения производства, внешней и внутренней среды предприятий, предпринимательской деятельности и всего экономического пространства. По этому поводу основоположник организационной науки А.А. Богданов отмечал, что «... всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей ...». Далее он подчеркивал: «Человек в своей организующей деятельности является только учеником и подражателем великого общего организатора - природы» [1]. Следовательно, модернизация предопределяет необходимость неуклонного расширения участия экономически активного населения региона в процессе ее осуществления на всех стадиях. Такое ее понимание предполагает неуклонное повышение уровня обыденного сознания населения региона и постоянное усиление роли человеческого фактора в развитии регионального хозяйства.
Данное требование эволюционной модернизации в полной мере должно найти свое отражение в социальной и экономической политике региона, как условия создания современного облика не только производителя, но также посредника и потребителя. На этой основе становится возможным формирование в регионе рынка, отвечающего закономерностям современной рыночной экономики и принципам его функционирования, принятым в мировой практике. В противном случае инвестиции в модернизацию не обеспечат своей эффективности, а ее результаты окажутся недостаточными для достижения уровня использования ресурсов, необходимого для обеспечения равновесия экономической системы региона. Реально это означает ее низкую конкурентоспособность и снижение возможностей устойчивого развития. Такова плата за несоблюдение последовательности проведения модернизации и закономерностей, принципов и требований рынка на современном этапе его развития.
Приоритет человека, как фактора научного, технического и общественного прогресса, в модернизации экономики региона предопределяет необходимость вовлечения в этот процесс всех слоев населения. Практически это связано, прежде всего, с преодолением неприемлемо высокого разрыва в благосостоянии между бедными и богатыми при неуклонном росте среднего класса. Инициатором и регулирующей силой здесь должно выступать правительство региона. При этом следует учитывать наличие как формальных, так и неформальных институтов, имеющих место в трансформационной экономики, которые вызывают такие разрывы. Достижение их гармонизации возможно при правильном выборе доминирующего направления в экономической и социальной политике, наиболее полно отвечающего усилению воздействия человеческого фактора на ход модернизации. В частности, для РД такой доминантой может стать снижение безработицы до 2-4%, т.е. ее естественного уровня, отвечающего требованиям НТП.
Преодоление неприемлемой
(противоестественной) разницы между группами населения с наименьшими и наибольшими доходами является одной из проблем РД, непосредственно затрагивающей своевременный и закономерный переход на траекторию модернизации. В настоящее время превышение доходов между обозначенными социальными группами населения в регионе, по данным Росстата, достигает 12 раз. При этом уровень доходов у 22% населения РД находится ниже прожиточного минимума. Среднедушевые доходы в регионе почти в 2 раза отстают от среднероссийского значения данного показателя. В сельском хозяйстве РД, где занято свыше 27% экономически активного населения, средняя заработная плата на 52% ниже прожиточного минимума. Подобное положение наблюдается в обрабатывающей промышленности, образовании, здравоохранении и ряде др. отраслей регионального хозяйства.
Для Дагестана, как трудоизбыточного, депрессивного региона, особое значение имеет масштаб трудового участия населения в различных видах хозяйственной деятельности. В настоящее время он характеризуется отсутствием постоянной работы у более 23% экономически активного населения, из которых 4,8% относятся к числу официально зарегистрированных безработных. Практически это составляет около 270 тыс.чел. и 55
тыс.чел. соответственно. В то же время наблюдаются определенные позитивные сдвиги в динамике занятости населения. Так, за 2002-2008 годы численность экономически активного населения выросла на 18,9% при увеличении занятых на 24,7%, а зарегистрированных безработных - только на 14,4%. Однако, продолжает оставаться наиболее высоким уровень безработицы в возрастной группе от 15 до 30 лет, которая представляет особый интерес для эволюционной модернизации, предполагающей постепенное изменение производства, экономики и общественной жизни в соответствии с новейшими требованиями и нормами.
Указанные направления создания условий для успешной модернизации регионального хозяйства отражают только часть проблемы преобразований экономики региона и не могут решаться в одностороннем порядке. Сокращение разрыва между «бедностью» и «богатством» при снижении безработицы достигается в процессе повышения уровня жизни населения региона. В этом аспекте за последние годы для РД становится характерной тенденция превышения уровня доходов над уровнем инфляции. Если первый из них составлял более 27% ежегодно, то средний индекс инфляции не превышал 15%.
По темпам роста реальных денежных доходов населения Дагестан также опережает большинство регионов страны. На это указывает повышение его рейтинга по данному показателю, проявившееся в переходе за последние 6 лет с 85 места на 67 место среди регионов. Начиная с 2000 г., имеет место позитивная тенденция опережения роста стоимости жизни, что проявилось, в частности, в возрастании соотношения средней заработной платы (начисленной) к прожиточному минимуму за 2000-2009 г.г. с 80,1% до 201,7% или в 2,5 раза. Тем самым, в регионе вполне очевидно прослеживается курс на преодоление низкого уровня и повышение качества жизни населения.
Вместе с тем, продолжается значительное отставание РД по уровню жизни от среднероссийских показателей. Среднедушевые доходы населения РД в 2 раза ниже, чем в среднем по РФ. В структуре потребительских расходов среднестатистической семьи доля затрат на организацию отдыха и культурные мероприятия в регионе составляют 3,4% против 7,1% по стране в целом, на лечение - 1,3% и 2,5%, на транспорт -
1,9% и 12,2% соответственно. По этим показателям уровня жизни разница между РД и РФ колеблется в пределах от 1,95 до 6,9 раза. Низкий уровень жизни в Дагестане характеризуется также площадью помещений на 1 жителя (15,9 кв.м.), по которой республика занимает 4 место с конца среди регионов России. При этом доля ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда достигает 26% при 3,2% по РФ, т.е. более чем в 8 раз. Подобное положение в социальной сфере накладывает определенные ограничения на процесс модернизации, что необходимо учитывать при разработке соответствующей политики.
В этом аспекте важно оценить роль и место региона в социально-экономических показателях страны в целях приспособления общих направлений модернизации к конкретным условиям отраслей, районов и территорий. Данное положение исходит из понимания достижения экономического прогресса путем общего повышения уровня организации, обуславливающего адаптацию хозяйственных систем к более широким и разнообразным условиям среды, чем те, в которых они функционировали раньше. Однако, в виду того, что эволюционные процессы в экономике охватывают все экономическое пространство, организация проведения модернизации должна конкретизироваться с учетом специфики и особенностей составных частей региона.
С данной точки зрения его статистико-эконометрическая оценка в масштабе регио-
на может осуществляться по следующим показателям:
- валовой региональный продукт (ВРП);
- объем продукции промышленности;
- объем продукции сельского хозяйства;
- сальдированный финансовый результат;
- стоимость основных фондов;
- численность занятого экономически активного населения;
- объем инвестиций.
Оценить место региона в экономическом пространстве страны возможно путем сопоставления соотношений динамических тенденций между ними [2. с. 30]. С этой позиции по каждому из указанных показателей определяется соотношение между регионом и страной в целом, которое приводится в динамике за определенный временной интервал. Это достигается путем расчета удельных весов указанных выше объемных показателей региона в соответствующем их значении по стране. На этой основе оценивается место и роль региона в социально-экономическом развитии страны, как одного из средств выбора пути и направлений его модернизации. Результаты таких расчетов приведены в табл.2.
Создание Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации (19 января 2010 г.), отразилось на месте и роли Республики Дагестан в государственной политике на Юге России. Она становится самым крупным регионом в составе округа,
Таблица 2
Сопоставление соотношений показателей, характеризующих место Республики Дагестан в экономике Российской Федерации, за 2003-2008 годы, %
Наименование показателей Г о д ы
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Валовой региональный продукт 0,45 0,47 0,52 0,54 0,53 0,54
Стоимость основных фондов 0,86 0,75 0,74 0,75 0,72 0,70
Занятое экономически активное население 1,19 1,20 1,24 1,31 1,31 1,32
Объем инвестиций 0,50 0,50 0,68 0,86 0,88 0,90
Сальдированный финансовый результат 0,09 0,05 0,06 0,02 0,04 0,05
Объем продукции промышленности 0,14 0,10 0,15 0,13 0,12 0,12
Объем продукции сельского хозяйства 1,54 1,60 1,71 1,83 1,72 1,74
Источник: Составлена авторами по данным ФС ГС РФ.
который включает 7 субъектов федерации: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Се-верная-Осетия-Алания, Чеченская Республика и Ставропольский край. Тем самым от состояния и развития РД во многом будет зависеть ускоренное развитие южных территорий России.
В этом аспекте установление возможностей успешной модернизации экономики РД приобретает не только региональное, но и общегосударственное значение. В определенной степени они характеризуются изменением удельного веса РД в РФ по отдельным показателям в динамике. В частности, проведенный анализ показывает на рост численности занятых в РД за 2003-2008 г.г. с 1,19% до 1,32% или в 1,11 раза и объема ВРП с 0,45% до 0,54% или в 1,2 раза. Этому способствовало относительное постоянство объема промышленной продукции и увеличение в 1,74 раза объема продукции сельского хозяйства. Подобные позитивные сдвиги во многом связаны с ростом инвестиций с 0,5% до 0,9%, т.е. в 1,8 раза. Вместе с тем, наблюдается снижение в 1,07 раза удельного веса стоимости основных фондов (с 0,86% до 0,70%). Ежегодное падение имеет сальдированный финансовый результат, что привело к сокращению его доли в РФ в 1,8 раза за рассматриваемый период.
Рассмотренные изменения объемных показателей отражают количественную сторону экономики региона, что недостаточно для установления целевой направленности модернизации. Необходима также оценка качественных изменений в производстве и хозяйственной деятельности. Она связана с показателями эффективности и технического уровня, к которым можно отнести следующие:
- производительность труда;
- фондоотдача;
- рентабельность основных фондов;
- инвестиционноотдача;
- фондовооруженность;
- инвестиционновооруженность труда.
Первые четыре показателя позволяют
дать оценку эффективности хозяйственной деятельности, а два последних отражают технический уровень производства.
С учетом принятых выше объемных пока-
зателей они определяются в виде следующих отношений:
1 I вр. ВР1
^ чз Ф со;
и =ВР: Р СФ
ОИ
со
^ со' ои
фв =-; и
чз
чз
где Пт - производительность труда, Фо - фондоотдача,
Роф - рентабельность основных фондов,
Ио - инвестиционноотдача,
Фв - фондовооруженность,
Ив - инвестиционновооруженность
труда
ВРП - валовой региональный продукт, СОФ - стоимость основных фондов, ЧЗ - численность занятого экономически активного населения, ОИ - объем инвестиций, СФР - сальдированный финансовый результат.
Для выявления тенденций эффективности и технического уровня производства региона возможно использование разрыва между соответствующими показателями РД и РФ. Этому отвечает отношение между показателями эффективности и технического уровня региона и страны. Результаты подобных расчетов приведены ниже (табл.3).
Аналитическое обобщение содержания таблиц 2 и 3 указывает на неоднозначность происходящих изменений различных сторон регионального хозяйства. Одни из них приближаются к среднероссийскому уровню, другие продолжают отставать от него, что отражается сокращением или увеличением разрыва между отдельными показателями РФ и РД. В целом наблюдается следующие изменения:
- увеличивается разрыв в фондовооруженности труда, стоимости основных фондов, объеме промышленной продукции, рентабельности основных фондов, инвести-ционноотдаче и сальдированном финансовом результате;
- сокращается разрыв в валовом региональным продукте, численности занятых,
Таблица 3
Сопоставление показателей эффективности Республики Дагестан с показателями Российской Федерации за 2003-2008 годы, %
Наименование показателей Г о д ы
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Производительность труда 0,375 0,396 0,420 0,412 0,404 0,407
Фондоотдача 0,518 0,630 0,709 0,715 0,742 0,751
Рентабельность основных фондов 0,106 0,068 0,081 0,031 0,059 0,062
Инвестиционноотдача 0,897 0,957 0,767 0,626 0,604 0,611
Фондовооруженность труда 0,724 0,628 0,592 0,576 0,545 0,538
Инвестиционновооруженность труда 0,418 0,414 0,548 0,658 0,669 0,682
Источник: Составлена авторами по данным ФС ГС РФ.
объеме инвестиций, объеме продукции сельского хозяйства, производительности труда, фондоотдачи и инвестиционновоору-женности.
Возникшие тенденции показателей технического развития производства и видов выпускаемой продукции (промышленности и сельского хозяйства) свидетельствуют о слабом действии модернизации в экономике РД в рассматриваемом периоде. В то же время прослеживается увеличение ресурсной базы (инвестиций) для ее осуществления. Следовательно, возникает необходимость поиска верного выбора направленности модернизации, исходя из эволюционной сущности ее развития, с одной стороны, и особенностей социально-экономического положения региона и специфики производств, расположенных на его территории, с другой.
Решению такой задачи способствует изучение тенденций показателей эффективности хозяйственной деятельности в РД. Из них наиболее объективными следует считать, по нашему мнению, фондоотдачу, рентабельность основных фондов и инвестиционноот-дачу. Производительность труда может рассматриваться в качестве дополнительного показателя в виду того, что при ее расчете используется ВРП, на который значительное влияние оказывает инфляционная составляющая, обуславливающая искажение действительного значения данного показателя и
производительности труда за 6 лет рассматриваемого периода.
В этом аспекте наблюдаются позитивные сдвиги в движении фондоотдачи к общероссийскому значению (разрыв между РФ и РД сокращается), но при значительном отставании рентабельности основных фондов и ин-вестициооноотдачи. Следовательно, средства на увеличение и совершенствование основных фондов в РД используются без целенаправленного воздействия на модернизацию производства, что должно учитываться при разработке экономической и промышленной политики. Реальность решения данной задачи обуславливается ростом инвестиций, на что указывает сокращение разрыва между РФ и РД по их объему.
Результаты оценки места и роли РД в масштабе РФ обобщенно указывают на наличие разрывов, свойственных трансформационной экономики. Они и определяют усилия, необходимые для достижения желаемого результата с учетом возможностей данного региона. Следовательно, одной из наиболее общих задач его развития становится преодоление таких разрывов экономического характера. Вместе с тем, должны учитываться также исторические, институциональные, ценностные и др. разрывы, не рассматриваемые в настоящем исследовании.
Решению этой сложной и многосторон-
ней задачи объективно отвечает модерниза-ционный путь преодоления разрывов, охватывающий институциональную, экономическую и социальную области деятельности в регионе. В целом он направлен на расширение открытости экономики, в которой ее специфические ресурсы используются на границе производственных возможностей регио-
на. При таком его понимании показатели эффективности регионального хозяйства должны приближаться к общероссийским, а по отдельным из них - к мировым значениям. Материальной опорой здесь выступают современные прогрессивные технологии производства и управления во всех сферах экономики региона.
Литература:
1. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2 кн. 1. М., - Экономика, 1989. - С.76.
2. Адамадзиев К.Р. Соотношения, зависимости и динамические тенденции показателей России, ЮФО и Республики Дагестан: статистико-экономическая оценка. - Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции «Сегодня и завтра российской экономики». - Махачкала, 2009. - С. 30-36.
Sh.K. Kutaev, O.I. Gordeev. EVOLUTIONARY UPGRADE TO THE CURRENT STAGE OF ECONOMIC DEVELOPMENT: TRENDS AND CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION AT THE REGIONAL LEVEL
For Russia as a state with a transitional economy, the most acceptable way of an evolutionary upgrade to enable fully solve the problem of creating high-tech material and technical basis of the national economy. Finding ways and means of forming the subject of this article, which put forward the theoretical and methodological position to conduct a coherent and balanced policy changes at all stages in the region. In general, they reflect the gradual strengthening of the influence of modernization on the qualitative change in all directions of the regional economy.
Keywords: innovative economy, modernization, region, development, evolution, economics