Экспертиза
Екатерина МАКАРЕНКО
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В работе рассматриваются социальные процессы, характеризующие современное состояние в сфере подготовки высококвалифицированных технических кадров, а также влияние этих процессов на технологическую модернизацию экономики и техническую интеллигенцию.
In the article social processes in the sphere of highly skilled technical personnel training and the influence of these processes on the technological modernization of economics and on technical intelligentsia are considered.
Ключевые слова:
техническая интеллигенция, инженерное образование, модернизация экономики, технологическое развитие, высококвалифицированные технические кадры; technical intelligentsia, engineering education, modernization of economics, technological development, highly skilled technical personnel.
МАКАРЕНКО
Екатерина
Игоревна —
к.и.н., доцент
кафедры социологии
и управления
Московского
автомобильно-
дорожного
государственного
технического
университета
(МАДИ), помощник
ректора по связям
с общественными
организациями
такагвпко_та^@
mail.ru
История показала, что в периоды слома эпох, перехода общества к новому качественному состоянию, изменения социальной структуры общества всегда обнажаются проблемы, связанные с определением путей и методов осуществления социально-экономических преобразований.
Социальной базой для инновационного прорыва экономики страны может и должна стать техническая интеллигенция — слой, который имеет в России давнюю историю, связанную, прежде всего, с развитием профессионального технического образования. К технической интеллигенции относятся специалисты с высшим техническим образованием, занятые в производстве, а также в сфере разработки интеллектуального продукта для развития науки и техники. Процесс эволюции отечественной технической интеллигенции довольно сложен, многогранен и связан с социально-экономическими и политическими особенностями развития нашей страны. До 90-х гг. XX в. к технической интеллигенции было принято относить инженерно-технических работников (ИТР). Это были инженеры и высококвалифицированные технические специалисты, занятые в военно-промышленном комплексе, в различных секторах производства, строительстве, транспорте, связи; ученые, внесшие огромный вклад в развитие научно-технического прогресса; преподаватели вузов и техникумов. ИТР стали массовым слоем, занимая в социальной структуре общества значительное место (в 1986 г. среднегодовая численность ИТР составляла 5 584 тыс. чел.)1.
К отличительным чертам советской технической интеллигенции относились: довольно высокая степень социальной однородности; высокая степень социального престижа, особенно характерная для поколения 1950-60-х гг.; хороший уровень материальной оплаты труда, который к концу 70-х начал снижаться в угоду «идеологическим соображениям».
Техническая интеллигенция по-прежнему существует в социальной структуре российского общества, но в значительной степени потеряла свойственные ей в советские времена социальную однородность и массовость, качественно изменилась. Свою неблагопри-
1 Народное хозяйство за 70 лет. Юбилейный стат. ежегодник. — М. : Финансы и статистика, 1987, с. 136.
86
ВЛАСТЬ
201 0'08
ятную «струю» внес глобальный экономический кризис, затронув те отрасли, которые прежде всего связаны с деятельностью технической интеллигенции.
Опыт развития нашего государства наглядно показал, что вопросы проведения научно-технической и образовательной политики взаимообусловлены и взаимозависимы. От успеха их решения во многом зависит качество подготовки научно-технической интеллигенции, ее вклад в развитие национальной экономики, потенциал промышленного производства. Учитывая, что проблема модернизации экономики и дальнейших перспектив развития страны сегодня ощущается крайне остро и правительственными структурами, и работодателями, и вузовским сообществом, 13 мая 2010 г. в Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «Современное инженерное образование как важнейшая составляющая технологической модернизации России». В рамках слушаний были указаны основные проблемы в подготовке высококвалифицированных технических кадров и сформулирован комплекс мер, необходимых для сохранения отечественного научно-технического потенциала и успешного дальнейшего развития российского инженерного корпуса. В частности, в рекомендациях парламентских слушаний отмечалось, что для создания «позитивных изменений в российской экономике ... необходимо обеспечить ускоренное внедрение в производство инноваций, современных наукоемких технологий, высокотехнологичной продукции. Указанные обновления возможны только при наличии развитой инженерной системы страны, способности инженеров работать в условиях рынка и мировой конкуренции»1.
Основными проблемами подготовки технических специалистов, которые создают почву для усиления социальных противоречий и непосредственно влияют на качественное состояние современной технической интеллигенции, являются: отсутствие оценки потребностей отраслей в инженерных кадрах; низкий уровень оплаты высококвалифицированных технических специалистов в целом, особенно на производстве; непрестижность
1 Материалы парламентских слушаний 13 мая 2010 г. Рекомендации по итогам слушаний. — М. : Совет Федерации, с. 3.
инженерного труда; низкая территориальная мобильность молодых специалистов; несоответствие качества и содержания образования требованиям производства; слабая материально-техническая база инженерных вузов.
В настоящее время в российском обществе все более прогрессирует социальное противоречие, заключающееся в несоответствии рынка труда и рынка образовательных услуг. В связи с этим актуализируются проблемы, связанные с определением потребностей общества и экономики в высококвалифицированных технических кадрах, с выравниванием запросов рынка труда, с одной стороны, и предложений рынка образовательных услуг — с другой.
В 90-е гг. ХХ в. высший менеджмент считал, что ему не нужны инженеры, а нужны, прежде всего, экономисты, способные перенастроить экономику на новые рельсы. Заказ на подготовку инженеров стремительно снижался. В 1996 г. был зафиксирован наименьший конкурс в высшие технические вузы. Начиная с 2000 г., происходило неуклонное снижение численности студентов, обучающихся по такому направлению подготовки, как «технические науки». Если в 1999/2000 уч. г. таких студентов было 140 993 чел., то в 2003/2004 - только 119 416 чел. Одновременно росла подготовка кадров в области гуманитарных и социально-экономических наук.
В 1990-е гг. в связи с разрушительными тенденциями в экономике, развалом ВПК и других отраслей начала качественно изменяться и техническая интеллигенция. Резко снизился уровень оплаты ее труда, произошла деформация престижа профессии инженера. Сегодня уровень жизни технической интеллигенции явно не соответствует той роли, которую она призвана играть в современном обществе знаний.
Известно, что процесс обучения инженерным наукам требует упорного труда, последующая работа по специальности тоже непростая. В настоящее время зачисление в вузы проводится по результатам ЕГЭ. Так вот, в 2009 г. для поступления в вузы необходимо было прислать данные о сдаче ЕГЭ по математике и физике. Число выпускников школ, записавшихся в 2009 г. на экзамен по физике, составило менее 30%. К сожалению, при учете резкого снижения рождаемости в России можно прогнозировать дальней-
2010'0 8
ВЛАСТЬ
87
шее падение престижа инженерной профессии. Об этом уже говорилось на страницах журнала «Власть». В частности, М. Гусарова в статье «Исторический опыт государственной научно-технической политики в РФ в 90-е гг.» отмечает, что «деструктивные процессы в научной, научно-производственной и образовательной сферах, обусловленные общим системным кризисом в стране, привели к стремительному обесцениванию социального статуса научно-технической ин-теллигенции»1.
В последнее время наша страна сталкивается с социальными вызовами, обусловленными диспропорциями в экономическом развитии регионов. По официальным данным Госкомстата, в 2006 г. разница между доходами населения в промышлен-но развитых регионах могла составлять более 40%. Безусловно, такая диспропорция касается и судьбы технических специалистов. Экономика многих регионов зависит от «градообразующих предприятий», работоспособность и эффективность которых влияют на всю социальную инфраструктуру города, уровень жизни большинства населения. В результате происходивших экономических и территориальных изменений техническая интеллигенция сегодня имеет крайне неравномерную социально-территориальную структуру. Особенно это касается молодых специалистов.
Техническое образование, как известно, в отличие от гуманитарного, более дорогостоящее, требует более длительной подготовки, значительной финансовой поддержки, наличия мощной материально-технической базы. Его зависимость от состояния государства, от внедрения результатов научно-технического прогресса ощущается в экономике сильнее и имеет более глубокие социальные последствия. Вопросы платности технического образования, продолжительности обучения, учета традиций отечественной технической школы и введения новаций носят и экономический, и политический характер. Поэтому необходимость увеличения совокупного финансирования всей сис-
1 Гусарова М. Исторический опыт государственной научно-технической политики в РФ в 90-е гг. // Власть, 2010, № 2, с. 36.
темы технического образования, начиная с подготовки рабочих кадров и заканчивая вузами, остается непреложным условием модернизации экономики.
Анализируя процессы, характеризующие формирование технической интеллигенции, нельзя обойти вниманием особенности отечественной традиции в отношении к интеллигенции. История убедительно доказывает нам, что техническая интеллигенция в обществе не может обладать только определенным набором профессиональных навыков и умений, пусть даже на самом высоком уровне. В обществе от интеллигенции в силу ее высокоинтеллектуальных способностей всегда ждут принятия определенной позиции и оценки по отношению к власти, к происходящему в обществе. Снижение внимания в вузах к воспитательному процессу в 90-е гг. пагубно отразилось на нравственности и социальной компетентности выпускников. В условиях модернизационного прорыва мы не сможем опереться на квалифицированных технических специалистов, пусть даже подготовленных по лучшим образовательным стандартам, но не обладающих должной степенью патриотизма, гуманизма и социальной ответственности.
По итогам рассмотрения влияния инженерного образования на процессы, происходящие в экономике страны и социальной структуре российского общества, можно сделать ряд выводов. Социально-исторический опыт показывает, что модернизация экономики возможна лишь при условии развития системы технического образования, прежде всего высшего. Для этого необходимо принятие государственной программы модернизации технического образования - стратегического документа, направленного на устранение социальных противоречий и смягчение социальных последствий переходного периода. Для решения современных проблем технического образования следует качественно изменить подготовку высококвалифицированных кадров, способствовать поднятию престижа инженерных профессий. Техническая интеллигенция как социальный слой должна стать социальной опорой экономических преобразований.