Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика высшего технического образования России и Австралии и перспектив его развития'

Сравнительная характеристика высшего технического образования России и Австралии и перспектив его развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ И АВСТРАЛИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НИОКР / МЕТОДИКА «АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ» / ПРОБЛЕМНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАВНОПРАВНЫЙ МЕНТОРИНГ / HIGHER TECHNICAL EDUCATION / RUSSIA AND AUSTRALIA / RESEARCH UNIVERSITIES / EDUCATION SERVICES EXPORT / RESEARCH AND DEVELOPMENT COMMERCIALIZATION / ACTIVE-LEARNING TECHNIQUES / PROBLEM-BASED LEARNING / PROJECT-BASED EDUCATION / PEER MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Э. И.

Изучена литература по текущему состоянию высшего технического образования России и Австралии методами поиска, анализа и обобщения. Описаны положительные и отрицательные факторы развития инженерного образования обеих стран. Приведены рекомендации для развития и улучшения систем современного инженерного образования рассматриваемых стран. Подчеркивается необходимость заимствования методик обучения, применяемых в австралийских технических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current condition of higher technical education in Russia and Australia has been studied by the search, analysis and generalization methods. Positive and negative factors of the higher education development of both countries have been described. The recommendations for developing and improving the systems of modern engineering education in the countries being under study have been given. The necessity of adoption of teaching methods applied in Australian technical universities is emphasized.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика высшего технического образования России и Австралии и перспектив его развития»

УДК 378 (2) + 378 (94)

Э. И. Муртазина

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И АВСТРАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВ ЕГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: высшее техническое образование, Россия и Австралия, исследовательские университеты, экспорт образовательных услуг, коммерциализация результатов НИОКР, методика «активного изучения», проблемное изучение, проектно-деятельностное образование, равноправный менторинг.

Изучена литература по текущему состоянию высшего технического образования России и Австралии методами поиска, анализа и обобщения. Описаны положительные и отрицательные факторы развития инженерного образования обеих стран. Приведены рекомендации для развития и улучшения систем современного инженерного образования рассматриваемых стран. Подчеркивается необходимость заимствования методик обучения, применяемых в австралийских технических вузах.

Key words: higher technical education, Russia and Australia, research universities, education services export, research and development commercialization, active-learning techniques, problem-based learning, project-based education, peer

mentoring.

The current condition of higher technical education in Russia and Australia has been studied by the search, analysis and generalization methods. Positive and negative factors of the higher education development of both countries have been described. The recommendations for developing and improving the systems of modern engineering education in the countries being under study have been given. The necessity of adoption of teaching methods applied in Australian technical universities is emphasized.

В данной статье рассматривается системы высшего профессионального образования в России и в Австралии, их схожие черты и различия. Экономические и политические перемены в России вызвали необходимость сотрудничества российских вузов с западными учебными заведениями. Австралия является одним из ключевых партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В настоящее время связи между Россией и Австралией получают все более разностороннее развитие. Существует заинтересованность с обеих сторон в развитии сотрудничества в энергетической, горнодобывающей сферах и в области образования. Такое сотрудничество, заимствование зарубежного опыта и осуществление совместных программ позволяет лучше понимать самих себя, использовать опыт другой страны, сталкивающейся с аналогичными проблемами.

Необходимо отметить общее состояние науки и образования в обеих странах. По оценкам отечественных (Российская инженерная академия, Ассоциация инженерного образования России, Лига независимых ученых России) и зарубежных (Всемирный банк реконструкции и развития) экспертов, существующая в России интеллектуальная собственность в 10 раз превосходит по стоимости российские основные фонды. В огромной степени - это заслуга отечественной высшей инженерной школы, которая была и пока еще остается на высоком уровне [1]. Следует отметить, что количественные показатели системы подготовки инженерных кадров в России сохраняются на достаточно высоком уровне. Подготовку специалистов в области техники и технологий в России осуществляют 442 государственных и 113 негосударственных вузов, а также 1251 государственных и 168 негосударственных учреждений СПО [2]. Рассматривая Австралию, можно отметить, что ее наука и образование обрели большое международное значение. Австралийские ученые и исследователи вносят существенный вклад в развитие мировой науки и технологий. Им принадлежит большое количество изобретений и разработок новых технологий в горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве, в перерабатывающих отраслях, а также в медицине, образовании, радиоастрономии и астрофизике. Получают также развитие ядерная физика, геофизика, химия [3]. В Австралии насчитывается 39 университетов, 32 из

которых предлагают инженерные программы. Высшим государственным органом, представляющим эти 32 учреждения на правительственном уровне, является Австралийский Совет Деканов по инженерным наукам.

Рассматривая инженерную подготовку в России, можно выделить следующие положительные моменты: это увеличение финансовой обеспеченности бюджетного места, поддержка вузов в рамках ПНП «Образование» и конкурса исследовательских университетов -из 29 университетов, получивших такой статус, 20 имеют самое непосредственное отношение к инженерному образованию и переход на новые стандарты [1]. В то же время, объемы подготовки инженеров не решают проблему обеспечения инженерного сопровождения отечественного производства. Это обусловлено отсутствием оценки потребности отраслей в инженерах, низким уровнем оплаты и непрестижностью инженерного труда, невысокой территориальной мобильностью молодых специалистов, несоответствием качества и содержания образования требованиям производства, слабой материально-технической базой инженерных вузов. Проблемой является также недостаточное и неэффективное использование достижений науки, технологий и техники [2]. Пока проблем с заполнением бюджетных мест на ряд инженерных направлений подготовки нет. Однако, качество абитуриентов явно неудовлетворительно - средний балл поступающих «едва больше 40». Одна из мер для повышения качества абитуриентов - усиление профильной подготовки в школе [1]. Для обеспечения позитивных изменений в российской экономике значительной части отечественных товаропроизводителей необходимо обеспечить ускоренное внедрение в производство инноваций, современных и наукоемких технологий. Министерство образования и науки РФ разработало проект концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. Рассчитана эта концепция, прежде всего на ведущие технические вузы страны. К 2015 году у них должен вдвое увеличиться объём заказов на НИОКР и во столько же возрасти выпуск высокотехнологичной продукции. В качестве примера предлагается использовать модель глобального исследовательского университета, которая получила широкое распространение во всём мире и подразумевает, что университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании [4]. Министерство науки и образования РФ определило 56 вузов -победителей открытого конкурса программ развития инновационной инфраструктуры. На основании постановления Правительства РФ от 9.04. 2010 г. № 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования" этим учреждениям ежегодно выделяются бюджетные ассигнования: в 2010 году - 3 млрд. рублей, в 2011 году - 2 млрд. рублей и в 2012 году - 3 млрд. рублей. [5] После проведения конкурсов в 2009 и 2020 гг. среди университетов Российской Федерации на получение статуса научно-исследовательского университета выбрано двадцать девять вузов. Среди них: Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Московский государственный институт стали и сплавов), Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ), Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева, Московский авиационный институт (государственный технический университет), Казанский государственный технологический университет и другие.

К австралийским университетам, имеющих статус научно-исследовательских, относятся восемь вузов, представляющих Австралийское объединение инновационных научно-исследовательских университетов (ГО.Ц), находящихся во всех шести штатах страны: Университет Чарльза Дарвина, Университет Джеймса Кука; Университет Гриффита, Университет Ньюкасла; Университет Ла Троуба; Университет Флиндерса и Университет Мёрдока. Таким образом, можно заметить, что количество российских исследовательских университетов превышает количество австралийских, но отдача австралийских вузов от инвестирования в них средств на развитие научно-исследовательских и опытноконструкторских работ (НИОКР) на данный момент выше, чем от российских университетов.

Австралийские университеты, государственные структуры, промышленные организации, специализированные НИИ и частные организации тесно сотрудничают друг с другом в деле «продвижения» (коммерциализации) результатов НИОКР на рынок. В качестве примера можно привести консорциум Nanotechnology Victoria (NanoVic). Это венчурная компания, созданная на паях четырьмя организациями: Университетом Монаша, Суинбурнским технологическим университетом, Королевским Мельбурнским технологическим институтом, и государственной научно-промышленной исследовательской организацией КСИРО (CSIRO). Помимо крупных международных компаний, крупные инвестиции в развитие научнотехнической продукции делают также и зарубежные правительственные ведомства, и международные НИИ, особенно в таких областях, как обрабатывающая промышленность, добыча и переработка сырья, охрана окружающей среды [6]. В российской же промышленности уровень использования новых технологий в среднем довольно низкий. Примером коммерциализации научных разработок российских вузов может служить Казанский государственный технологический университет, который является главным разработчиком и исполнителем государственной «Программы развития инновационной деятельности Республики Татарстан», а также госзаказа в части химии и химической технологии по программе «Приоритетные направления науки Республики Татарстан». В университете действуют научно-производственный парк КГТУ, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий. Внедрение результатов разработок инновационных полигонов «Искра» и «Болан» осуществляется с участием студентов и аспирантов на шести предприятиях, созданных в бизнес-инкубаторе университета [7]. КГТУ в числе 14 российских вузов технологического профиля был избран для сотрудничества с российским Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий - фондом «Сколково».

Прослеживая развитие инженерного образования в Австралии, можно наблюдать много положительных факторов. В этой стране разработаны и реализуются программные стратегии интернационализации высшего образования и экспорта образовательных услуг. На основании разработанных критериев эффективности образовательной деятельности университетов правительство этой страны путем выделения грантов стимулирует работу по повышению качества предоставляемых образовательных услуг. По итогам ежегодной проверки качества подготовки специалистов каждому университету присваивается определенный рейтинг, в соответствии с которым вузы получают дополнительно 60-80 млн. австралийских долларов (1 млрд. 709 млн. - 2 млрд. 279 млн. рублей), выделяются индивидуальные гранты преподавателям на разработку новых экспортонаправленных образовательных программ. Мерами, применяемыми государством для наращивания контингента иностранных студентов являются: внедрение стипендиальной программы Endeavour с целью привлечения успешно обучающихся студентов со всего мира; поддержка национального центра языковой подготовки с целью улучшения языковых и коммерческих навыков; разработка и внедрение стратегии повышения качества австралийского образования для иностранных студентов, обучающихся за пределами Австралии; международный маркетинг и продвижение образовательных и сопутствующих услуг; финансовая поддержка иностранных студентов через предоставление им широкого ряда стипендий, обеспечение информацией - проведение конференций, форумов и семинаров; финансирование стажировки англо-говорящих австралийских преподавателей за рубежом; поддержка национального бренда, получившего общемировое признание [8].

Россия же, как экспортер, контролирует лишь 1-1,5 % рынка образования. Если считать по экспортно-импортным операциям, мы оказываем услуг нашим партнерам в сфере образования на 150-200 миллионов долларов в год и покупаем их на 1,5 миллиарда долларов. Среди российских университетов, предоставляющих образовательные услуги иностранным гражданам, можно отметить Казанский государственный технологический университет. В течение 2008-2009 учебного года на обучение по образовательным программам довузовской подготовки были приняты 116 чел иностранных граждан: по образовательным программам

высшего профессионального образования - 88 чел; в аспирантуру - 2 чел. КГТУ третий год подряд выигрывает грант Госдепартамента США и является партнером Американских Советов по международному образованию по проведению летней программы КБЫ-У «изучение русского языка и культуры для старшеклассников США», а также годичной программы по изучению русского языка.

К факторам, отрицательно влияющим на развитие инженерного образования в Австралии, можно отнести следующее: снижение уровня профессиональных инженерных навыков; отсутствие связи между школьной программой по математике и естественнотехническими науками, снижение интереса к математике; небольшое количество женщин, занятых в науке; трудность в привлечении инженеров-выпускников к преподавательской и исследовательской деятельности, так как преподавание инженерных дисциплин рассматривается как теория, не связанная с реальной инженерной практикой, зарплата преподавателей университета ниже, чем у инженеров, работающих в промышленности. Средняя начальная зарплата инженеров-выпускников в возрасте моложе 25 лет, в первый год их занятости стоит на третьем месте после зарплаты стоматологов и врачей-окулистов. В настоящее время спрос на инженеров частично компенсируется иммиграционными программами. Работа инженера продолжает быть относительно хорошо оплачиваемой.

Вопросы, касающиеся снижения уровня инженерных навыков, набора студентов, программ обучения и профессиональных стандартов, привели к пересмотру в 2007-08 гг. инженерного образования, предпринятому Австралийским Советом Инженерных Деканов и поддержанного Институтом Инженеров Австралии, Академией технических и инженерных наук, а также Австралийской Ассоциацией Инженерного Образования. Обзор инженерного образования вылился в отчет под названием «Инженеры будущего - вопрос обеспечения Австралии инженерами-выпускниками в 21 веке и качества их подготовки». В нем также дается оценка национального доклада 1996 г. об инженерном образовании [9]. В докладе дается 6 рекомендаций. Далее, рассмотрим схожие пункты в рекомендациях австралийского отчета и отчета Парламентских слушаний Совета Федерации России на тему «Современное инженерное образование как важнейшая составляющая технологической модернизации России», состоявшихся 13 мая 2010 года, по поводу развития и улучшения современного инженерного образования и проследим, как эти рекомендации учитываются на практике в высших учебных заведениях России и Австралии.

Первая рекомендация - это повышение общественного восприятия инженерных наук

[9], развитие соответствующих секторов среднего профессионального образования, обеспечение углубленной довузовской подготовки школьников по физико-математическим, естественнонаучным и техническим предметам и дисциплинам, разработка комплекса мер, направленных на поддержку создания и развития специальных физико-технических классов и школ [2]. Обеспечение школьного сектора кадрами по преподаванию математики и снижение интереса к ней студента являются предметом многочисленных обзоров и отчетов в Австралии в течение последних десяти лет. Страна находится в процессе разработки и осуществления своей первой национальной программы для начальных и средних школ. Относительно новая стратегия вовлечения школьников в научную, технологическую, математическую и инженерную программы в Австралии - это равноправный менторинг, когда студенты университета помогают школьникам осваивать материал по какому-либо предмету. Несколько Австралийских университетов практикуют этот подход. Университет южной Австралии имеет традиционную программу менторинга студентами вузов учеников средних школ, имеющих низкие знания по математике и естественным наукам [10]. В России примером проведения информационно-просветительской работы среди школьников может служить наличие в Казанском государственном технологическом университете профильных классов, «профессорских школ», в которых профессора осуществляют консультации школьникам, помогают в подборке соответствующей литературы, написании рефератов и способствуют привлечению школьников к азам научно-исследовательской работы в области химии,

физической химии, стимулируют интерес к инженерной компьютерной графике, изучению иностранных языков; проведение большого количества конкурсов и олимпиад.

Вторая рекомендация - уточнение стандартов инженерных специальностей и квалификаций выпускников [9], разработка и введение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, ориентированных на формирование готовности выпускника к профессиональной деятельности и обеспечивающих повышение свободы образовательного учреждения в формировании образовательных программ с учетом запроса реального сектора экономики [2]. Глобализация образования и науки сегодня является особенно важной для технической и политической модернизации России. Чтобы участвовать в процессе глобализации, нужна сопоставимость образовательных систем. Что касается принятия глобальных моделей, наши вузы постепенно присоединяются к международной аккредитации: это Томский политехнический университет, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский университет МИИиС, Казанский государственный технологический университет. Уровневая подготовка инженерных кадров России является едва ли не самым обсуждаемым и острым вопросом. Нужно очень тщательно анализировать переход на новое поколение стандартов, в том числе, и с точки зрения того, как сохранить конкурентоспособность того или иного региона, города, университета. Необходимо предусмотреть такую возможность подготовки, чтобы вуз, в соответствии с лицензионными требованиями, выбрал ту или иную программу под своего работодателя, ввести так называемые «интегрированные специальности» [1].

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может породить путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетний бакалавриат воспринимается как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). На парламентских слушаниях Совета Федерации России было рекомендовано обеспечить мониторинг проведения эксперимента по созданию и реализации образовательных программ прикладного бакалавриата, осуществить мониторинг востребованности бакалавров и магистров на региональном рынке труда.[2]. Накопленный теоретический и практический опыт работы Казанского государственного технологического университета (КГТУ) в области высшего профессионального образования послужил основанием для включения университета в число четырех вузов России (наряду с ЛЭТИ, Уфимским ГАУ, МИСиС) - соисполнителей федерального проекта «Разработка механизма практического масштабного внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России» в рамках Федеральной целевой программы развития образования (2006-2010 гг.). КГТУ является базовым вузом по разработке образовательной программы для бакалавров и магистров по направлению «Химическая технология», что свидетельствует о лидирующих позициях вуза в области инженерно-химического образования. В настоящее время головной вуз лицензирован по образовательным программам 32 направлений бакалавриата; 21 направления магистратуры; 81 специальности ВПО. Анализ показывает неуклонный рост количества лицензированных программ разных уровней, в том числе программ ВПО, за последние годы.

Если в России система «бакалавриат - магистратура» введёна только в 1993 году, Австралийская система образования традиционно построена по британской модели: после 4 лет обучения в университете или институте студентам инженерных специальностей присваивается степень бакалавра. После окончания бакалавриата можно поступать на 2летнюю программу магистратуры, а затем при желании - на 3-летнюю программу докторантуры, готовящую учёных-исследователей и имеющую большую академическую направленность. В последние 15 лет в Австралии обсуждается вопрос 5-летних инженерных программ: рассматривается так называемая «Мельбурнская модель 3 + 2», предложенная

университетом Мельбурна, согласно которой диплом бакалавра присваивается после 3летнего обучения, за которым идет 2-летнее обучение на магистра. Эта модель является спорной и вызывает много разногласий.

Третьей рекомендацией является необходимость внедрения инженерного образования с лучшими примерами из практики [9], разработки программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и мастеров производственного обучения по внедрению современных технологий обучения (модульных, проектных методик, технологий создания «бизнес-инкубаторов» и т. п.) в целях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения [2]. В Австралийских вузах применяется методика «активного изучения». Инженерные школы Центрального Квинслендского Университета и Университета Виктории в Мельбурне ввели «проблемное изучение» во все программы обучения. Университет Квинсленда и Университет южного Квинсленда используют программу, основанную на проектах и проблемах. Некоторые университеты имеют «продвинутые» инженерные программы для привлечения студентов, имеющих диплом средней школы с высокими оценками. Университет Сиднея использует программу, которая дает первокурсникам возможность изучения физики и математики, работая под наблюдением в исследовательских и проектных группах, начиная от начального планирования и заканчивая рабочей моделью. Проекты затрагивают такие темы как чистая вода, улучшенные жилищные условия, солнечный водонагреватель, инновации в транспорте, консервирование еды, распространение информации и производство электричества. В последующие годы в программу включены бизнес-планирование, программа помощи школьникам 9 класса и в последний год обучения - междисциплинарный инженерный проект. Студенты университета Монаша участвуют в программе «Лидерство в инжиниринге окружающей среды», которая разработана для воспитания инженеров-лидеров [10].

Сегодня в России реализуется несколько проектов, ориентированных на вовлечение студентов в реальную практическую (в том числе и предпринимательскую) деятельность как составную часть учебного процесса. Примером формирования корпоративного университета как ядра кластера инновационного промышленного развития является проект университетского холдинга в Обнинске, на территории которого расположены исследовательские центры крупных компаний [11]. КГТУ предлагает «проектнодеятельностное» образование, где механизм проектно-деятельностной подготовки студентов связан с накоплением и формированием заказов на проекты от предприятий и организаций. Команда студентов уже во время учебы выполняет бизнес-проект, финансируемый заказчиком. Студент при этом имеет возможность дополнительного заработка и, что самое важное, глубже ориентируется в будущей профессиональной деятельности, сокращая тем самым срок адаптации на предприятии.

Четвертая рекомендация - усиление педагогических и материальных ресурсов инженерного образования [9], разработка системы стимулов и преференций, в том числе законодательных, для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования [2]. Хорошее преподавание инженерных дисциплин предполагает знание практики. В австралийских вузах только небольшое количество преподавательского состава имеет тесный опыт с промышленностью. Поэтому особого внимания требует сотрудничество инженерных школ с промышленностью. Преподавателям технических дисциплин надо быть как активными исследователями, так и высококлассными преподавателями. Некоторые университеты требуют от вновь приходящих кадров пройти дополнительные курсы, получить диплом дополнительного высшего образования по методике преподавания, поощряют преподавателей участвовать в конференциях и публиковать свои труды. Рассматривая вопрос улучшения ресурсов инженерного образования в России, можно привести пример КГТУ, где выстроена мощная система дополнительного профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации специалистов Татарстана и России. Это осуществляются путем обучения в аспирантуре, докторантуре, Центре подготовки и

повышения квалификации преподавателей вузов (ЦППКП), через институт стажеров-исследователей и систему соискательства, перевода на должности научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций, научной, педагогической и производственной стажировок (в т.ч. зарубежных), творческих отпусков за счет бюджетных и внебюджетных средств. Кроме того, статус исследовательского университета позволяет вузу приобретать новейшее научно-производственное оборудование, оснащать учебные лаборатории, осуществлять масштабные программы международных стажировок и повышения квалификации преподавателей, аспирантов и студентов в мировых образовательных и научных центрах США, Англии, Германии и других стран.

Пятая рекомендация - это необходимость взаимодействия с промышленностью [9], развитие кооперации вузов с научными организациями и промышленными предприятиями [2]. Примером поддержки промышленностью инженерных программ вузов является Сиднейский технологический университет. Он выполняет стандартную инженерную программу со стажировкой студентов на промышленных предприятиях в течение двух семестров после 2 и 5 семестра прохождения теоретического курса. Промышленники предлагают стажирующимся студентам работу на неполный рабочий день, полностью оплачивая стипендию, а после завершения учебы - работу с полной занятостью. Группа консультантов от промышленности постоянно работает в этом университете, устраивая встречи с преподавателями и студентами. Суинбурнский технологический университет также использует программу размещения студентов в промышленности с оплатой на полный рабочий день на период от 6 до 12 месяцев

[10]. В России наглядным примером тесного сотрудничества институтов с промышленностью является КГТУ. Сегодня это ведущий ВУЗ в республике Татарстан, где ведется подготовка высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям науки, технологий и техники для промышленности региона, в основном для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Будущий работодатель, заинтересованный в качестве подготовки кадров, предоставляет производственные площади, учебные пункты, материально-технические ресурсы, современное оборудование и участвует в разработке содержания образовательной программы магистра и требований к результатам обучения -компетенциям. Уже сегодня КГТУ располагает сетью из 56 филиалов кафедр, базирующихся на предприятиях Республики Татарстан [7].

Шестая рекомендация - это предотвращение снижения уровня инженерных кадров путем привлечения женщин, инженеров среднего возраста, инженеров, получивших квалификацию за рубежом, инженеров, некоторое врем не работавших в своей профессии, [9]. Данный пункт рекомендаций касается, преимущественно, системы инженерных кадров Австралии.

Таким образом, можно выделить следующие отличительные черты австралийского технического образования. Это активное привлечение иностранных студентов. Не больше чем за десятилетие образовательные услуги, предоставляемые иностранцам, превратились для Австралии в весьма серьезный источник валютных поступлений; разрабатывается и осуществляется первая национальная программа для начальных и средних школ. В ходе изучения технического образования Австралии и России заметно следующее различие: работа инженера в Австралии продолжает быть относительно хорошо оплачиваемой, в отличие от России. Но, в тоже время, отмечается снижение уровня инженерных навыков и, вследствие этого, подчеркивается необходимость разработки программ по математике, а также активного привлечения женщин на технические факультеты вузов.

Что касается российского инженерного образования, то эксперты считают, что у России нет иного пути, кроме пути инновационного развития. Поэтому, одним из самых важных предложений Парламентских слушаний Совета Федерации России является разработка модернизации инженерного образования в России. Только комплексный подход способен модернизировать образование. Одной из мер для повышения качества абитуриентов российских

инженерных вузов является усиление профильной подготовки в школе. Необходимо повышение престижа и заработной платы инженера в реальном секторе экономики.

Можно видеть общие направления развития инженерного образования двух стран, которые намечены в рекомендациях правительственных органов России и Австралии. Это повышение общественного восприятия инженерных наук; усиление довузовской подготовки школьников по физико-математическим, естественнонаучным дисциплинам; внедрение инженерного образования с лучшими примерами из практики, использование передовых методик преподавания; усиление педагогических и материальных ресурсов; необходимость тесной связи образования с наукой и промышленностью. При обучении будущих российских инженеров преподавателям наших вузов следует применять разнообразные методики обучения австралийских вузов, основанные на методе «активного изучения», «продвинутых» инженерных программах, имеющих целью развитие профессиональных, личностных качеств студентов, навыков межличностного общения, критического мышления, лидерских качеств и навыков управления; стратегию менторинга учеников средних школ студентами вузов, Заимствование опыта высших учебных заведений Австралии поможет усовершенствовать отечественную методику обучения и найти новые современные способы развития знаний, навыков и качеств у студентов технических специальностей.

Литература

1. Аккредитация в образовании: информ.- аналит. журн. / - Й-Ола, 2010, № 40. - с. 16-22.

2. Комитет Совета Федерации по образованию и науке. Рекомендации парламентских слушаний. -М.: 2010. - 9 с.

3. Архипов, В.Я. Экономика Австралии: состояние и перспективы / В.Я. Архипов // Финансовая аналитика. 2009

(http://finanal.ru/011/ekonomika-avstralii-sostoyanie-i-perspektivy)

4. Муравьёва, М. Высшая школа России: спустя 5 лет / М. Муравьева // S & T RF. 2010 (http://www.strf.ru/material. aspx?CatalogId=221&d_no=34194)

5. Регион образования электронное периодическое издание для учителей, учащихся и их родителей. 2010

(http://regobraz.ru/statia.php?nm=61)

6. Развитие нанотехнологий в Австралии // Nano News Net . 2007

(http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/razvitie-nanotekhnologii-v-avstralii)

7. Дьяконов, С.Г. Концепция перехода к двухуровневой подготовке кадров / С.Г. Дьяконов, Р.А. Зинурова // Высшее образование в России. - 2008. - №2. - с. 64-69.

8. Рисин, И.Е. Зарубежный опыт государственного управления развитием высшей школы/ И.Е. Рисин, Л.А. Рыжкова // Современная экономика. - 2010. - № 1. - с. 24-30.

9. Dowd Peter, University Engineering Education in Australia / P. Dowd // Joint International IGIP-SEFI Annual Conference, Trnava, Slovakia, 2010. - p. 3-10.

10. Johnston A./ Engineers for the Future- addressing the supply and quality of Australian engineering graduates for the 21st century // A. Johnston, R. King, A. Bradley, M. O’ Kane/ Australian Council of Engineering Deans ISBN 978-0-9805211-0-8/ Sydney, 2008.- p IV, p 63, 67, 70, 83, 84 (http://www.engineersaustralia.org.au/shadomx/apps/fms/fmsdownload.cfm?file_uuid=424B574D-BEB5-F665-89AE-6A23B49918C6&siteName=ieaust)

11. Дьяконов, С.Г. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития / С.Г. Дьяконов, А.Р. Тузиков, Р.А. Зинурова // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - с. 93-100.

© Э. И. Муртазина - ст. препод. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.