Научная статья на тему 'Модернизационные ловушки: институциональный аспект'

Модернизационные ловушки: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЛОВУШКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ ЛОВУШКА / ТОЧКА БИФУРКАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ 2020 / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко Н. В.

В центре внимания данной статьи институциональные ловушки, возникающие в связи с осуществлением государственной политики, направленной на модернизацию российской экономики. Цель статьи раскрыть основные препятствия модернизационным процессам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизационные ловушки: институциональный аспект»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 330.34

Н. В. Мирошниченко

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ЛОВУШКИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В центре внимания данной статьи - институциональные ловушки, возникающие в связи с осуществлением государственной политики, направленной на модернизацию российской экономики. Цель статьи - раскрыть основные препятствия модернизационным процессам.

Ключевые слова: институциональная ловушка, модернизация, модернизацион-ная ловушка, точка бифуркации, Концепция 2020, экономика знаний.

С точки зрения синергетической теории современное состояние российской экономики можно охарактеризовать как точку бифуркации, когда возможности развития за счет энерго-сырьевого экспорта и «наследства командной экономики» (производственные мощности, освоенные месторождения) в значительной мере использованы, а направление движения в экономику XXI в. однозначно не определено. Из четырех возможных ситуаций в развитии России («мобилизация», «рантье», «инерция», «модернизация») пока преобладает инерционная с крайне неэффективно функционирующей экономикой, низкой производительностью труда, забюрократизированной и коррумпированной системой государственного управления.

В 2008 г. принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., которая предполагает три возможных стратегии развития:

инерционная (консервация экспортно-сырьевой модели при замедлении добычи сырья и углеводородов, снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта);

энерго-сырьевая (ускоренное развитие и модернизация энерго-сырьевых отраслей и транспорта, фрагментарная модернизация высокотехнологичных секторов);

инновационная (создание эффективной национальной инновационной системы, конкурентоспособный человеческий капитал и экономика знаний, динамичный рост экономики).

Помимо этого в концепции выделено шесть важнейших направлений преобразований: развитие человеческого потенциала (включая обеспечение качественного образования и переход к системе непрерывного индивидуализированного образования); создание высококонкурентной институциональной среды (включая высокое качество государственного администрирования в сфере экономики); структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития (включая формирование национальной инновационной системы и обеспечение лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям); закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (включая переход от экспорта первичного сырья к экспорту продукции ее глубокой переработки); расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России (включая усиление роли России в решении мировых глобальных проблем); переход к новой модели пространственного развития (включая формирование новых центров социальноэкономического развития и создания сети территориально-производственных кластеров).

© Мирошниченко Н. В., 2012.

3

Новый университет. 2012. № 5(15).

ISSN 2221-7347

Прогнозируется, что к 2020-му году (по сравнению с 2012 г.) увеличение ВВП составит 64-66%, производительности труда - 71-78%, инвестиций в основной капитал - 115-123%, снижение энергоемкости ВВП - 25-30%, инфляции - до 3-3,5% в год.

В результате должен радикально измениться образ страны: по сути, измениться ее институциональная матрица, особенно в области культуры (идеологии) [1]. Это не случайно: инновационная экономика предъявляет высокие требования к культурной среде. У России есть опыт успешных масштабных инноваций, наша способность к ним доказана, однако массовый поток инноваций для рынка, который опирался бы на соответствующую научную, образовательную и культурную базу, - такого рода переворот российское общество еще никогда не переживало.

В Концепции 2020 ставится задача завершить формирование национальной инновационной системы. При этом не обозначены ее контуры, структура системы. Например, важнейшие «прорывные» открытия XXI века в США обеспечили не госфинансирование исследований, а венчурные компании и хедж-фонды. Благодаря их участию активно развиваются принципиально новые компьютерные технологии, нанотехнологии, новый способ приготовления цемента и бетона и др. Но, как отмечает Нобелевский лауреат Э. Фелпс, венчурные капиталисты - символ экономического динамизма США - это крохотная «кустарная промышленность», сосредоточенная в кремниевой долине, поэтому правительство должно поддерживать ее развитие.

Важная задача, поставленная в Концепции - увеличение вклада в рост ВВП наукоемкой продукции и экономики знаний. Но следует понимать, что экономика знаний - это не сектор экономики, а качественно новая ступень ее развития, где источником роста является креативный капитал и качественно новые институты, способные поддерживать структурную перестройку экономики. Такой тип экономики сегодня называют экономикой когнитивного капитализма.

Концепция 2020 исходит из сочетания промышленной политики, решающей задачи догоняющего развития и экономического роста с формированием высокого качества институтов (защищенность прав собственности, независимость и неподкупность судей, снижение уровня коррупции и укрепление законности, улучшение качества государственного управления). В то же время эксперты отмечают, что ни одной стране не удалось обеспечить развитие, решая обе эти задачи одновременно. Как альтернатива предлагается система «интерактивного управления ростом». Догоняющее развитие, предполагающее заимствование передовых технологий и опыта развитых стран, и инновационное развитие, предполагающее выход страны на технологическую границу, требует разных институтов. Для перехода к инновационной экономике надо преодолеть определенный культурный барьер, обеспечить массовое вовлечение граждан в креативную деятельность.

Такое множество задач на пути модернизации экономики приводит к формированию целой сети институциональных ловушек, которые применительно к модернизационным процессам можно назвать модернизационными ловушками. Институциональная ловушка - неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающий характер [2]. Чем раньше общество и правительство осознает опасность ловушек, тем меньше будет объем трансформационных издержек по выходу из них, и тем достижимее будет амбициозная цель - превратить Россию в одного из мировых технологических лидеров, в страну, привлекательную для жизни. Выход из ловушек может осуществляться только на основе системного подхода.

Прежде всего, ловушкой является инерционное развитие российской экономики. Велика опасность глобального отставания от мировых технологических лидеров и окончательного превращения страны в сырьевой придаток развитых стран. Причем велика вероятность того, что даже развивая инновационную среду в России, но недостаточными темпами, российская экономика превратится в экспортера интеллектуального сырья для Запада. В таком случае выход из этой ловушки будет практически невозможен. В настоящий момент эта ловушка наиболее опасна. Достаточно высокие темпы роста в 2001-2007 гг. и удовлетворительные темпы восстановительного роста в 2009-2011 гг. порождают иллюзию приемлемости инерционного развития, тем более что выход из данной ловушки требует значительных затрат. Причем эта ловушка, как и другие, имеет самоподдерживающий характер.

Бюрократическая и коррупционная ловушки. О них говорил В. В. Путин на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г., о них же рассуждал Д. А. Медведев на расширенном заседании Госсовета 24 апреля 2012 г. Так что, к сожалению, за четыре года кардинальных успехов в данной сфере не достигнуто. Коррупционная ловушка вместе с бюрократической выталкивает из экономики наиболее успешных, грамотных, мотивированных на конечный резуль-

4

ISSN 2221-7347

Экономика и право

тат предпринимателей, готовых и способных моделировать современную инновационную среду. Ситуация осложняется тем, что культурная инерция превращает коррупционный доход в своеобразное «клубное благо».

Инвестиционная ловушка. Ее суть в слабой инвестиционной и особенно инновационной активности бизнеса. Инновационная продукция занимает в ВВП России мене 1%, в ВВП Италии, Испании, Португалии - от 10 до 20%, в Финляндии - 30%. Бизнес сегодня ориентирован скорее на получение природной ренты, чем на вложения в долгосрочные проекты [3]. Преодоление этой ловушки возможно на основе создания системы институтов поддержки инновационного предпринимательства и институтов инвестирования инноваций, включая венчурные фонды, технопарки, налоговые преференции и др.

Ловушка необразованности. Низкое качество образования значительной части дипломированных специалистов как результат коррупции при поступлении в вузы, покровительства слабым студентам, стремления вузов удержать платный контингент и др. в сочетании с низкой квалификацией молодых рабочих кадров - одно из серьезнейших препятствий движения страны к экономике знаний. Негативное последствие этой ловушки усиливается действием «диссертационной ловушки» (Е. Балацкий).

Ловушки Истерли [4]. Бедные понижают производительность друг друга. В зоне бедности находится гораздо большая доля населения, чем определяет официальная статистика. Высокие же стандарты жизни порождают и соответствующий уровень культуры, и инициативность, предприимчивость, образованность. И к такой ловушке надо стремиться. Но в условиях переходного состояния российской экономики взрывное формирование относительно небольшого, но влиятельного слоя миллионеров и миллиардеров породило кластер людей с характерным демонстративно престижным потреблением, с ориентацией на нелучшие ценности Запада, а часто беспринципных, утверждающих вседозволенность, разлагающе влияющих на гораздо более широкие круги населения, включая высшие слои чиновников. Государство может перенацелить интересы этого слоя в полезное для будущего России русло, если, реформируя налоговую систему, сократит налоги на производство и увеличит прогрессивное налогообложение потребления.

Ловушка инерционной ментальности как совокупность образа мыслей, жизненных установок, способа реагирования на изменяющиеся условия жизни. С позиций эволюционной экономики - это негативная рутина - главное препятствие формированию инновационного поведения, инновационной ментальности.

Стремление минимизировать издержки институциональной адаптации, порождаемые ловушками, требует гигантских усилий всех здоровых сил общества, требует системных реформ.

Вызов XXI в. для российской экономики состоит в том, что она должна найти для себя путь успешной адаптации к тем структурным сдвигам, которые происходят в мире, и сделать конкурентоспособной в сфере инноваций [5]. Нынешний кризис показал, что он вызван, прежде всего, трудностями адаптации к инновационной экономике, в том числе несоответствием ее нынешним институтам мировой финансовой системы. Помимо этого сейчас совершенно очевидно, что такие факторы, как институты и культура, обусловливают различия между странами и оказывают огромное влияние на их экономическую динамику.

Библиографический список

1. Мирошниченко, Н. В. Теоретические аспекты институционального управления в условиях новой экономики / Н. В. Мирошниченко // Вестник Саратовского государственного социально -экономического университета. - 2011. - № 4.

2. Манохина, Н. В. «Институциональные ловушки» и институциональный вакуум в российской инновационной среде / Н. В. Манохина // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. - 2011. - № 5.

3. Манохина, Н. В. Институциональный вакуум как атрибут институциональной среды / Н. В. Манохина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2008. -№ 5.

4. Институциональное управление в инновационной среде / Н. В. Манохина, Н. В. Мирошниченко, Н. Г. Устинова: монография. - Саратов, 2011.

5

Новый университет. 2012. № 5(15).

ISSN 2221-7347

5. Ясин, Е. Г. Тектонические сдвиги в мировой экономике: что скажет фактор культуры / Е. Г. Ясин. - М.: ГУ ВШЭ, 2009.

Статья поступила в редакцию 04.05.2012.

МИРОШНИЧЕНКО Наталия Валерьевна - доцент кафедры институциональной экономики, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет».

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.