СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: ACADEMIA, 2003.
2. Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989. 263 с.
3. Кураев Г. А., Лурия А. Р. Функциональная асимметрия коры мозга. М., 2002. 141 с.
4. Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989.
5. Брагина Н. Н, Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 2001. 122 с.
6. Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. 1-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009. 56 с.
7. Бердичевская Е. М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества // Теория и практика физической культуры. 2005. № 9. С. 4-10.
8. Бутыка Е. В. Влияние двигательной активности на здоровье учащихся с разными типами организации межполушарной асимметрии мозга // Физиология человека. 1998. № 2. С. 16-20.
9. Кондратьева М. У. Урок физической культуры. М., 2000. 47 с.
10. Сердюковская Г. Н. Выявление леворукости. М., 1985. 144 с.
11. Леутин В. П. Функциональная асимметрия мозга. СПб., 2005. 126 с.
12. Витязь С. Н. Формирование индивидуального профиля функциональной асимметрии подростков в условиях обучения в гимназии. Кемерово, 2006. 149 с.
13. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: ACADEMIA. 2003. С. 381.
14. Безруких М. М. Особенности функциональной организации мозга у праворуких и леворуких детей// Физиология человека. 2004. № 1. С. 5055.
15. Бердичевская Е. М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества // Теория и практика физической культуры. 2005. № 9. С. 4-10.
16. Лебедев В. М. Динамическая латерализация функций в процессе результативной деятельности человека: автореф. дис. ... д-ра. биол. наук. Минск, 1992. 139 с.
17. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2005.
18. Матвеев А. П. Рабочая программа по физической культуре. М., 2011.
19. Матвеев А. П. Физическая культура. М., 2011.
20. Малюга Ю. Г. Типологические особенности адаптации к физическим нагрузкам в школе. М., 1998. 87 с.
21. Петрова Н. А. Особенности морфофункциональ-ного развития и формирование функциональной асимметрии детей 2-6 лет. Казань, 2006. 240 с.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В КАРАТЭ
MODERN APPROACH TO PLANNING OF KARATE TRAINING PROCESS
А. С. Кулёмин, Б. Д. Юдин
В спорте (в частности, при занятиях каратэ) для оценки ответной реакции организма на физические нагрузки чаще всего используют тесты и пробы, характеризующие функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. В настоящее время для этих целей могут быть использованы инновационные компьютерные медицинские технологии, которые в скрининговом режиме (12 сек) позволяют получить показатели функционального состояния сердца, своевременно оценить влияние физических нагрузок и при необходимости внести необходимые изменения в тренировочный процесс.
Ключевые слова: мониторинг, тренированность, каратэ, планирование, технология.
A. S. Kulemin,
B. D. Yudin
In process of karate training functional condition of body in general and condition of certain systems and organs should be observed. Frequently used method for measurement of reaction of organism on physical activity is the testing of cardiovascular system. At present there are innovative medical computer methods of screening, which allow to get information about functional condition of the heart in 12 seconds. This screening method can be used for analysis of reaction on physical activities and correction of training process if necessary.
Keywords: monitoring, training, karate, planning, technology.
Важным этапом в процессе формирования современного каратэ явилось широкое распространение данного искусства в различных странах мира. Благодаря одному из мастеров каратэ - Фу-накоси Гитине - была проведена большая методическая работа по систематизации основных принципов развития каратэ и созданию современной учебно-педагогической дисциплины.
Сегодня стили каратэ можно условно разделить на два основных направления: спортивное и традиционное. Иногда в одном стиле каратэ можно встретить развитие обоих направлений.
Тренировка каратэ - это сложный динамический процесс, в котором можно выделить три вида подготовки: физическую (общую и специальную), технико-тактическую и психологическую. Базовой для каратэ является физическая подготовка, на основе которой осуществляется технико-тактическая и психологическая подготовки.
Физическая подготовка. Для спортивных единоборств физическая подготовка является основным элементом в развитии физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости). Выбор средств для осуществления физической подготовки в спортивных единоборствах регламентируется только поставленной целью и этапными задачами и не имеет принципиальных ограничений.
Технико-тактическая подготовка. Технику можно определить как способ или совокупность способов рационального решения двигательных задач.
Тактика определяется как рациональный способ использования сил (качеств) и средств (технического арсенала). В связи с особенностями ведения поединка, ограниченностью технического арсенала в спортивных единоборствах детально проработаны вопросы тактики схватки с одним противником в стандартных условиях ведения поединка.
Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса в каратэ является эффективность его построения. Практические занятия в каратэ могут носить учебно-тренировочный и тренировочный характер.
Учебно-тренировочный вид занятий преобладает при обучении новичков. На них каратисты приобретают новые и совершенствуют ранее выработанные навыки. Повторение движения или действия уже является процессом тренировки. Постепенное и все более широкое усвоение боевых средств закрепляется в условном и вольном бою. Каратист, стремящийся к высоким спортивным достижениям, должен постепенно повышать свое спортивное мастерство, усваивать, закреплять и совершенствовать не только новые технические навыки, но и умение их применять в различных условиях боя. Поэтому форма учебно-тренировочного занятия приемлема для спортсменов всех разрядов [1-2].
Тренировочный вид занятий направлен на совершенствование физических качеств и технико-тактических навыков. Например, на коротких сборах по подготовке к
соревнованиям спортсмен главным образом стремится совершенствовать свое мастерство в условиях боевой практики с бойцами разного стиля и манеры ведения боя, при помощи упражнений на снарядах сохранить высокую спортивную форму, не изучая новых приемов.
В основном учебно-тренировочные и тренировочные занятия проводятся в группе. Эту форму занятий можно применять для спортсменов различной квалификации - как для новичков, так и для мастеров.
Учебно-тренировочные и тренировочные занятия подразделяются на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть.
Физиологическая разминка предусматривает:
а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания;
б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных усилий.
В образовательной части занимающиеся должны выполнять специализированные для каратэ упражнения, подготовительные к решению основных задач занятия. Специализированные подготовительные упражнения подбираются в зависимости от уровня подготовленности, возраста занимающегося, периода подготовки и направленности занятия.
В подготовительной части, как правило, применяются упражнения умеренной интенсивности. Исследования показали, что эта часть занятия значительно повышает подвижность нервных процессов и создает оптимальные условия для выполнения более сложных упражнений с большей интенсивностью. Если же нагрузка во время подготовительной части повышенная или недостаточная, подвижность нервных процессов увеличивается незначительно по сравнению с исходными данными покоя. Следует также учитывать индивидуальные особенности спортсмена.
В подготовительной части нельзя много внимания уделять развитию таких качеств, как сила и выносливость.
Общеразвивающие упражнения оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм человека. Возможность большого выбора об-щеразвивающих упражнений позволяет улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно дифференцировать движения.
Специальные подготовительные упражнения должны соответствовать задачам урока. Если в основной части занятия ставится задача развития подвижности и ведение боя на дальней дистанции, то для подготовительной части должны быть подобраны соответствующие упражнения в передвижении, нанесении прямых ударов, уклоны туловищем и т. д. с тем, чтобы этим содействовать быстрейшему овладению специальными навыками во время тренировки в парах.
В подготовительную часть входят упражнения строевые; с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся для выполнения различных упражнений.
Они способствуют поддержанию надлежащего порядка и дисциплины на занятиях [2-3].
Большое значение имеет последовательность выполнения упражнений. Как правило, занятия начинают со строевых упражнений. За ними выполняют упражнения, улучшающие работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, маховые движения руками, уклоны, выпады, приседы и др.). Далее следуют упражнения специально-подготовительные: со скакалкой, по механике передвижений, ударов, бой с тенью и другие, способствующие выполнению основных задач. Упражнения выполняются как стоя на месте, так и в передвижении.
В основной части занятия решаются главные задачи:
а) овладение техническими и практическими навыками и совершенствование их;
б) психологическая подготовка, вырабатывание способности к перенесению высокого психологического напряжения;
в) развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.
Нагрузка должна нарастать по объему и особенно по интенсивности. Например, после изучения приемов в парах по заданию тренера переходят (постепенно увеличивая скорость выполнения) к закреплению и совершенствованию приемов в условном или произвольном учебном бою. Произвольный бой с партнером требует больших напряжений. Эта часть занятия будет наиболее высокой по нервным и физическим нагрузкам. Поэтому к условному или вольному бою переходят после изучения приемов боя в парах, перед упражнениями на снарядах. Упражнения на снарядах и лапах снижает нервное напряжение после учебных боев, поэтому эти упражнения выполняют в конце основной части занятия.
В заключительной части занятия организм занимающегося надо привести в относительно спокойное состояние. В начале заключительной части иногда выполняют упражнения стоя, сидя и лежа для развития силы и гибкости отдельных групп мышц. Затем используют успокаивающие упражнения, проводят легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями, потряхиванием и расслаблением мышц конечностей. Делаются отвлекающие упражнения (на внимание, подвижные игры и пр.). С физиологической точки зрения необходимость заключительной части можно объяснить тем, что во время интенсивной тренировки происходи распад белка, в результате которого в мышцах образуется молочная кислота. Как известно, степень восстановления мышц в значительной мере определяется полнотой очищения мышц от молочной кислоты. Как показали научные исследования, проведенные еще в 1970-1980 гг., если после интенсивной тренировки в заключительной части провести получасовой бег «трусцой», то количество молочной кислоты в мышцах снизится на 20%, что само по себе уменьшит срок восстановления спортсмена в 1,5 раза [4].
Тренировочный процесс - сложная динамическая система, воздействующая на спортсмена различными
психолого-педагогическими методами. Адаптируясь к нагрузкам, спортсмен формирует новые условия функционирования организма и тем самым повышает собственные физические способности [3].
Для управления тренировочным процессом необходимо своевременно собирать и обрабатывать информацию об объективном состоянии спортсмена. На основе данной информации вносятся изменения в структуру как отдельной тренировки, так и циклов тренировочного процесса. Для изучения ответной реакции организма на физические нагрузки используются различные тесты.
Для оценки индивидуальных особенностей адаптации организма к физической работе необходимо комплексное тестирование, позволяющее получить сведения о различных морфофункциональных и психофизиологических показателях конкретного человека. Тесты и пробы, применяемые для оценки ответной реакции организма на физические нагрузки, как правило, характеризуют динамику функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Судить о состоянии других органов и систем в процессе тренировок и в периоды восстановления можно или с помощью биохимических исследований, что сопряжено с определенными организационными и техническими сложностями, или путем использования инновационных компьютерных медицинских технологий. Последний подход является более современным, широкодоступным и может быть применен в скрининговом режиме на любом этапе учебно-тренировочного процесса.
В настоящее время можно насчитать около 20 компьютерных программ, которые позволяют судить о состоянии организма человека. Большинство из них имеют узконаправленное назначение и позволяют получить информацию о функциональном состоянии одной или двух систем. Другая, меньшая группа представляет компьютерные программы широкого спектра действия и позволяет оценить состояние организма в целом. В этом отношении наиболее надежной и перспективной является Аналитическая Медицинская Система Автоматического Тестирования (далее - АМСАТ).
Система АМСАТ - это уникальный, не имеющий аналогов в России и мире аппаратно-программный комплекс (АПК), предназначенный для оценки функционального состояния организма, физиологических систем и органов.
Основными показаниями для использования АМСАТ являются:
• выявление функциональных нарушений различной степени тяжести в отдельных органах или системах организма;
• выявление различных фаз развития стресса и определение степени их тяжести;
• оценка адаптационных возможностей организма, систем и органов;
• оценка компенсаторных возможностей организма, систем и органов;
• оценка восстановительных способностей организма после физических, психоэмоциональных, умственных нагрузок;
• осуществление динамического наблюдения за состоянием организма, органа, системы;
• определение оптимального объема и вида физических нагрузок на различные отделы опорно-двигательной системы и отдельные органы;
• оценка физической работоспособности;
• оценка эффективности проводимых профилактических мероприятий.
Система АМСАТ имеет существенные преимущества перед близкими по значению системами:
• обследование в скрининговом режиме (время обследования - 12 сек).
• мобильность использования системы: для работы на системе АМСАТ не требуется специального помещения или приспособлений. Система устанавливается на любые персональные компьютеры, включая ноутбуки. Питание аппарата осуществляется от персонального компьютера, поэтому время бесперебойной работы зависит от состояния аккумуляторов компьютера;
• портативность: вес системы не превышает 5 кг;
• высокая воспроизводительность: получаемые данные являются объективным отображением функционального состояния организма и не зависят от оператора, производящего обследования, основные требования к профессионализму которого - простейшие навыки работы с компьютером;
• высокая информативность: система позволяет оценить функциональное состояние организма на системном и органном уровнях. Автоматическое формирование исследовательской базы позволяет проводить работу с большими коллективами на протяжении длительного времени. Получаемые результаты легко и надежно передаются с помощью любых электронных носителей, что обеспечивает возможность проведения анализа получаемых данных в дистанционном режиме;
• организация мониторинга: динамическое наблюдение функционального состояния организма, систем и органов на протяжении любого установленного периода и с любой частотой повторения измерений.
В последнее время система АМСАТ находит все более широкое применение в физической культуре и спорте. Большие функциональные возможности системы позволяют решать целый ряд важных задач: оценка влияния физических нагрузок на организм и отдельные системы, изучение адаптационных возможностей организма, оценка восстановительных процессов сразу после физических нагрузок и в отдаленные периоды, оптимизация подбора физических нагрузок, оценка физической работоспособности и т. д.
Оценку уровня функционального состояния организма проводили по принятой в АПК АМСАТ пятиуровневой системе, при этом каждый уровень имеет количественную и качественную характеристики.
Таблица 1
Показатели функционального состояния организма
Уро- Характеристики уровней функционального состояния организма
вень качественные количественные (в у. е.)
1 Высокий (физиологический оптимум) 0 ... ± 20,0
2 Средний (функциональная нестабильность) ± 20,1 ... ± 40,0
3 Удовлетворительный (умеренные функциональные нарушения) ± 40,1 ... ± 60,0
4 Пограничный (выраженные функциональные нарушения) ± 60,1 ... ± 80,0
5 Низкий (морфофункциональные нарушения) ± 80,1 ... ± 100,0
Уровень функционального состояния организма -это интегральный показатель, характеризующий функциональное состояние отдельных физиологических систем и имеющий качественные и количественные характеристики (табл. 1).
Качественные показатели характеризуют физиолого-функциональные отклонения, которые возникают в организме при различных нагрузках.
Количественные показатели свидетельствуют о степени их тяжести и распространенности. Чем выше количественные показатели, тем более выражены функциональные нарушения.
Для оценки функционального состояния сердца была использована оценочная система, заложенная в программе АМСАТ и выделяющая пять уровней:
1. Высокий уровень - соответствует физиологическому оптимуму.
2. Средний уровень - соответствует состоянию функциональной нестабильности, при котором под воздействием различных внешних или внутренних факторов в организме или в отдельных его органах появляются функциональные сдвиги, носящие обратимый характер и исчезающие после устранения воздействия.
3. Удовлетворительный уровень - при этом в организме или в отдельных его органах под воздействием различных внешних или внутренних факторов появляются умеренно выраженные функциональные нарушения, которые носят более стойкий характер, чем функциональная нестабильность, но также могут исчезать после устранения воздействия.
4. Пограничный уровень характеризуется тем, что под воздействием различных внешних или внутренних факторов в организме или отдельных его органах развиваются выраженные функциональные нарушения, которые длительное время могут обуславливать дисфункцию отдельных органов или систем.
5. Низкий уровень характеризуется развитием мор-фофункциональных нарушений, которые в сочетании с данными клинического обследования могут рассматриваться как патологическое или предпатологическое состояние.
Для иллюстрации возможности применения аппаратно-программного комплекса АМСАТ в целях совер-
Таблица 2
Исходные показатели (абсолютные/относительные) уровня функционального состояния сердца перед
тренировкой каждого микроцикла
Уровни циклы Понедельник Среда Пятница
1 2 3 1 2 3 1 2 3
1 12/48 8/32 5/20 11/44 10/40 4/16 11/44 9/36 5/20
2 12/48 9/36 4/16 6/24 14/56 5/20 10/40 11/44 4/16
3 12/48 9/36 4/16 9/36 11/44 6/24 9/36 8/32 8/32
4 9/36 8/32 8/32 11/44 8/32 6/24 9/36 10/40 9/36
шенствования тренировочного процесса мы приводим результаты наших исследований. При этом, учитывая, что на физические нагрузки в первую очередь реагирует сердечно-сосудистая система, мы изучили динамику функционального состояния сердца на различных этапах одного месячного мезоцикла, включавшего в себя четыре недельных микроцикла. В течение каждого микроцикла проводились три тренировки: в понедельник, среду и пятницу, в течение которых компьютерное обследование проводилось трижды: в начале тренировки, в конце основной ее части и через 15 мин после основной части.
Данные первого обследования позволили судить об исходном уровне функционального состояния сердца, то есть состояния «условного покоя». Роль этих показателей заключается в том, что они косвенно свидетельствуют о степени восстановления функции сердца после последней тренировки и о том, какие «бытовые» нагрузки испытывал организм между тренировками.
В обследовании принимало участие 25 юных спортсменов, занимающихся каратэ. В табл. 2 представлены показатели исходного уровня функционального состояния сердца, полученные при компьютерном обследовании перед каждой тренировкой в течение всего мезоцикла.
Как видно из данных таблицы 2, при обследовании были выявлены только первый (высокий), второй (средний) и третий (удовлетворительный) уровни функционального состояния сердца.
На рисунках представлены относительные показатели функционального состояния сердца перед началом тренировки в течение каждого микроцикла. Так, в понедельник (рис. 1) 1-го, 2-го и 3-го микроциклов существенно преобладали случаи выявления первого (высокого) уровня -
48% и второго (среднего) уровня - 32-36%. Третий, или удовлетворительный, уровень в эти микроциклы были выявлены в 16-20% случаев. В четвертом микроцикле картина резка меняется, что выражается снижением количества первого (высокого) уровня и увеличением второго (среднего) и третьего (удовлетворительного), которые составляют 36%, 32% и 32% случаев соответственно.
Другая картина наблюдается при оценке уровней функционального состояния сердца, полученных в среду каждого микроцикла. Из рис. 2 видно, что функциональное состояние сердца в течение микроциклов постоянно меняется, причем более низкие уровни функционального состояния начинают выявляться уже с 2-го микроцикла и продолжают прогрессировать в 3-м и 4-м микроциклах.
среда
1 микроцикл 2 микроцикл 3 микроцикл 4 микроцикл
□ высокий и средний I_I удовлетв. I
Рис. 2. Относительные показатели функционального состояния сердца перед началом тренировки по средам
Результаты исследований, проведенных в пятницу, в третий тренировочный день, показатели, что функциональное состояние сердца снижается с 3-го микроцикла (рис. 3).
Рис. 1. Относительные показатели функционального состояния сердца перед началом тренировки по понедельникам
Рис. 3. Относительные показатели функционального состояния сердца перед началом тренировки по пятницам