Научная статья на тему 'Формирование знаний и умений восстановительно-профилактической направленности у студентов факультета физической культуры'

Формирование знаний и умений восстановительно-профилактической направленности у студентов факультета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пешков В. Ф.

The article is devoted to the aspects of professional education among students of sports higher educational institutes. It grounds the contradiction of methodictheoretical approaches in application the means of reconstruction in training process of young sportsmen and teaching process of students. It also proves that theoretic-practical theses of the conception of reconstruction of special capacity for work immediately in the process of sports and teaching practice elaborated experimentally by the author are the modem educational component of professional training for specialists of physical culture and sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Knowledge and Skills on Recovery-Preventive Orientation Among the Students of Physical Training Faculty

The article is devoted to the aspects of professional education among students of sports higher educational institutes. It grounds the contradiction of methodictheoretical approaches in application the means of reconstruction in training process of young sportsmen and teaching process of students. It also proves that theoretic-practical theses of the conception of reconstruction of special capacity for work immediately in the process of sports and teaching practice elaborated experimentally by the author are the modem educational component of professional training for specialists of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Формирование знаний и умений восстановительно-профилактической направленности у студентов факультета физической культуры»

В.Ф. Пешков

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ВОССТАНОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Томский государственный педагогический университет

Цель исследования. Обосновать теоретико-методические положения концепции средств восстановления как современное содержание образовательного компонента профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры.

Актуальность исследования. Важной составной частью профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта является формирование знаний и умений по проведению восстановительных мероприятий в процессе занятий спортом и физической культурой. Так как тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов сопровождается объемными и интенсивными физическими и психоэмоциональными нагрузками, что неизбежно приводит к накоплению повреждений, травмам, развитию заболеваний и ускорению процессов старения организма, срыву выполнения тренировочных программ. Все это обусловливает необходимость системного использования восстановительных средств в подготовке спортсменов [1-3].

В настоящее время в трактовке научных положений теории и методики средств восстановления в спорте и физическом воспитании существуют противоречивые подходы. В частности, о целесообразности применения средств восстановления непосредственно в процессе тренировки, о необходимости применения средств восстановления у юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации [1, 3-5].

Для эффективного использования восстановительных средств в подготовке спортсменов прежде всего необходимо создание единой концепции применения средств восстановления в спорте, базирующейся на теориях утомления, восстановления, адаптации организма. Принципиально важным представляется обоснование целесообразности применения средств восстановления у юных спортсменов.

Мы считаем, что составной частью будущей единой концепции восстановительных средств должно быть обоснование не только теоретических и практических аспектов средств восстановления в спорте на всех этапах многолетней спортивной подготовки, их места в системе построения тренировочных циклов, но и применения восстановительных средств в учебной и производственной деятельности как важнейших факторов, обеспечивающих благосостояние общества. Мы предприняли попытку обосновать

свою концепцию применения средств восстановления во время тренировок юных спортсменов и учебных занятий школьников как часть единой создаваемой специалистами концепции восстановительных средств.

В теории и методике спортивной тренировки общепринято мнение о необходимости включения восстановительных средств в систему тренировки спортсменов высокой квалификации [1, 2, 6, 7]. Вопрос об использовании восстановительных средств в системе подготовки юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации изучен мало и по нему нет однозначного мнения [1,3-5]. Поэтому обоснование применения средств восстановления на этапе начальной и углубленной спортивной специализации является своевременным и важным.

Специалистами разработаны стратегия и тактика применения восстановительных средств после окончания тренировочных занятий на фоне накопившегося утомления с целью стимулирования восстановительных процессов и повышения эффективности последующих тренировок. При этом большинство специалистов рекомендуют использовать восстановительные средства в конце нагрузочных микроциклов [6, 7].

Мы считаем, что это сужает спектр возможностей применения средств восстановления в системе спортивной тренировки, и утверждаем, что включение средств восстановления во время тренировочных занятий позволяет уменьшать отрицательное влияние на организм напряженных факторов спортивной тренировки, сохранять, а если необходимо - повышать объем и интенсивность тренировки, качество специальной физической подготовки, оказывать оптимизирующее влияние на проявление технических параметров осваиваемых и совершенствуемых упражнений.

На современном этапе спортивной тренировки квалифицированных юных спортсменов в течение дня проводятся две, а в ударные микроциклы - три и четыре тренировки. Интенсивно накапливаются утомление, явления перенапряжения отдельных функциональных систем и в целом организма, что отрицательно сказывается на здоровье юных спортсменов, снижает результативность тренировочных занятий.

Включение между тренировками в течение дня дозированных восстановительных средств позволит

ускорить восстановление отдельных функциональных систем, выполнять планир\емую нагрузк\ с меньшей напряженностью расходования обеспечивающего тренировку психофизиологического потенциала юного спортсмена.

Не менее важным является развитие здоровьесберегающих технологий в обучении учащихся средних общеобразовательных школ. Особенно актуальным это становится в связи с широким распространением использования компьютерной техники в учебном процессе. Ведущую роль играет комплексное проведение восстановительных мероприятий средствами физической культуры и спорта. Такой подход позволяет, во-первых, повысить эффективность обучения и, во-вторых, сохранить здоровье учащихся.

Проблемная ситуация. В спортивной и учебной деятельности проблемная ситуация заключается в проявлении ряда противоречий.

Первое связано с тенденцией увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок как важнейшего фактора роста спортивного мастерства юных спортсменов и возникновением состояния перенапряжения, переутомления, хронических заболеваний. снижением показателей специальной работоспособности, спортивных результатов.

Второе заключается в целесообразности ранней специализации юных спортсменов с целью экономичного расходования биологического резерва и ъ более сильном отрицательном воздействии узких специализированных тренировочных занятий на показатели здоровья, в определенной мере - на динамику роста спортивной квалификации.

Третье состоит в необходимости срочного восстановления утомленных, лимитирующих специальную работоспособность психофизиологических систем и отсутствии научно обоснованных дифференцированных методик применения физических и психологических средств восстановления с учетом направленности вида спорта, квалификации юных спортсменов, характера тренировочных нагрузок.

Четвертое наблюдается между необходимостью увеличения объема, оперативно получаемых знаний посредством внедрения эффективных компьютерных обучающих технологий, интенсифицирующих учебный процесс, и ухудшением показателей здоровья школьников.

Пятое имеет место между потребностью срочного восстановления организма школьников непосредственно во время учебных занятий с использованием компьютера, профилактики воздействия отрицательных факторов ученической деятельности и недостаточностью научного обоснования и разработанности кратковременных методик восстановления и профилактики средствами физической культуры.

Результаты исследования. На основании проведенного многолетнего исследования нами разрабо-

ГОГИКА (ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ!

тана концепция восстановления работоспособности непосредственно в процессе спортивной и учебной

деятельности.

Основные положения концепции

1. Включение кратковременных воздействий восстановительных средств во время проведения тренировок и между тренировками в течение дня позволит обосновать построение тренировочных программ, направленных не только на максимум задаваемых нагрузок, но и на получение программированных (срочного и отставленного) кумулятивных эффектов. Реализация этого научного подхода позволит также эффективно внедрить восстановительные средства непосредственно в учебный процесс школьников, применяющих обучающие компьютерные программы.

2. Установление закономерностей взаимосвязи задаваемых тренировочных нагрузок и адаптационных ответов срочного и отставленного характера при применении средств восстановления во время и между тренировками строится с учетом специфичности механизмов адаптации и влияния занятий различными видами спорта, а также с учетом уровня квалификации юных спортсменов, особенностей этапов подготовки в годичном тренировочном цикле.

3. Учитывая построение тренировочных занятий, характер психофизиологической готовности к повторной работе, восстановительные воздействия должны быть оптимально кратковременны. Следовательно, на наш взгляд, снижать утомление и особенно переутомление во время тренировки и между ними в течение дня необходимо в тех системах и звеньях, которые подвергались наибольшей нагрузке и могут выступить в моменты тренировки как лимитирующие факторы, уменьшающие специальную работоспособность, провоцирующие травмы, хронические заболевания.

4. Построение тактики применения средств восстановления во время и между тренировками в течение дня требует знания естественного течения восстановительных процессов при конкретном режиме тренировки, планируемых нагрузках, уровня подготовленности юных спортсменов.

5. Использование специфических восстановительных средств (кратковременных массажных воздействий с включением в комплекс элементов классического и точечного массажа) в системе подготовки юных спортсменов высокой квалификации позволит, наряду с улучшением спортивных достижений, добиться улучшения адаптации и сохранения здоровья спортсменов.

6. Включение в систему подготовки юных спортсменов, тренирующихся на этапе начальной спортивной специализации, аутогенной тренировки в автогенном состоянии возможно для решения комплекса задач. Она одновременно может являться средством стимуляции восстановления специальной работоспо-

собности и средством обучения спортивной технике упражнений, что особенно актуально на данном этапе подготовки.

7. Включение средств восстановления во время тренировки требует переосмысления построения тренировки, подбора содержания, а также рассмотрения используемых средств восстановления как составной части целенаправленных тренировочных средств, компенсирующих временные затраты на их использование, в целом новых взглядов на управление тренировочными нагрузками, имея возможность управлять такими важнейшими показателями нагрузки, как объем и интенсивность, увеличивая интенсивность при сохранении параметров объема и наоборот.

8. В процессе учебной деятельности школьников, обучающихся компьютерным технологиям, целесо-

образно применение восстановительных пауз и микропауз, включающих физические упражнения, влияющие на работоспособность. Восстановительнопрофилактические комплексы проводятся в процессе занятий и сразу после их окончания.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что обосновано современное содержание для учебных программ факультетов физической культуры по дисциплинам «Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки», «ЛФК и массаж». «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование», «Спортивная медицина», дисциплинам специализации «Спортивная подготовка», в частности по дисциплине «Теоретические и методические основы восстановительных мероприятий в системе спортивной, учебной и производственной деятельности».

Литература

1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной тренировки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры, 1999. № 4.

2. Бирюков A.A., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. М., 1979.

3. Пешков В.Ф. Восстановительные средства в профессиональной деятельности педагогов по физической культуре и спорту. Томск, 2000.

4. Павлов В.К. Восстановление в спорте: Теоретические и практические аспекты // Теория и практика физической культуры.

2000. №1.

5. Поляев Б.Д., Парастаев С.А., Павлов С.Е. и др. О необходимости использования восстановительных средств на ранних этапах спортивной специализации // Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки спортивного резерва. М., 1999.

6. Кольниболоцкий В.А. Влияние термомеханических воздействий на восстановление работоспособности спортсменов: Авто-реф. дне. ... канд, лед. наук. М., 1974.

7. Крылов В.Н. Исследование повышения эффективности тренировочного процесса в связи с применением системы восстановительного массажа в подготовке баскетболистов высшей квалификации: Автореф. дис. ... канд, пед. наук. М., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.