Научная статья на тему 'Модельные представления об основах финансовой политики суверенного государства в условиях кризиса'

Модельные представления об основах финансовой политики суверенного государства в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ДЕНЬГИ / ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЙ БАЛАНС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / ИНФЛЯЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ЗАЛОГ / FISCAL POLICY / FINANCIAL CRISIS / MONEY / COMMODITY-MONEY BALANCE / ECONOMIC CRITERIA / INFLATION / INVESTMENTS / SECURITIES / MORTGAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева А.Н.

Предмет/тема. Основы финансовой политики в данном исследовании связываются с модельными представлениями о товарно-денежном балансе и условиях его обеспечения. Оригинальность авторского подхода обусловлена разделением такого баланса на три разные по иерархии составляющие, связанные с разными институтами власти над вещами (движимыми, недвижимыми) и над людьми (через собственность на объекты естественной монополии). Цели/задачи. Цели статьи изучение проблем финансовой политики государства в условиях кризиса и разработка модельных представлений о финансовой системе государства, осуществляемой ею политике без учета степени открытости рынка. Методология. Научное исследование основано на моделировании реальных ситуаций с учетом действий разных государственных законов и последствий их применения. Методологическую базу исследования составили методы и принципы системного подхода, функционально-структурного моделирования, логического анализа, статистические, программно-целевые методы, а также современные модели финансовой системы государства. Результаты. В работе предпринята попытка целостного, системного модельного представления об основах суверенной государственной финансовой политики на основе создания в стране единого внутреннего товарно-денежного баланса с учетом его разных компонентов и связи между ними. Рассмотрены проблемы планирования инфляции в условиях кризиса без нарушения товарно-денежного баланса, влияние инвестиционной и инновационной деятельности на такой баланс и связь между разными компонентами баланса. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях финансового кризиса государственная финансовая политика должна быть суверенной и защищенной от иностранной финансовой агрессии, угрожающей основам национальной и государственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model representations of the fundamental principles of a sovereign State's financial policy in crisis

Importance In the study, fundamental principles of the financial policy are associated with model representations of the commodity-money balance and the conditions securing the balance. I apply a unique approach, under which I divide the commodity-money balance into three different components in terms of their hierarchy. These components relate to various institutions of power over things (movable, immovable) and over people (through the ownership of the objects of a natural monopoly). Objectives The objective is to study the problems of the financial policy of the State under crisis, and to develop model representations of the financial system of the State and the carried out policies, without regard to the degree of openness of the market. Methods The scientific research rests on simulating real-life events, taking into account the effect of various State laws and implications of their enforcement. The methodological basis of the research includes methods and principles of the system approach, the functional-structural modeling, logical analysis, statistics and program-targeted methods, as well as modern models of the financial system of the State. Results The study is an attempt to develop a holistic system-based model of fundamental principles of the sovereign State financial policy based on creating a single internal commodity-money balance in the country, with consideration of its various components and their interrelations. Conclusions and Relevance In conditions of financial crisis, the government financial policy should be independent and protected from foreign financial aggression that threatens the fundamentals of the national security and public safety.

Текст научной работы на тему «Модельные представления об основах финансовой политики суверенного государства в условиях кризиса»

Финансовая система

УДК 336

МОДЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА*

Альбина Назиповна Афанасьева,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры муниципального менеджмента, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Российская Федерация afanaceva_ksaba@mail.ru

Предмет/тема. Основы финансовой политики в данном исследовании связываются с модельными представлениями о товарно-денежном балансе и условиях его обеспечения. Оригинальность авторского подхода обусловлена разделением такого баланса на три разные по иерархии составляющие, связанные с разными институтами власти над вещами (движимыми, недвижимыми) и над людьми (через собственность на объекты естественной монополии).

Цели/задачи. Цели статьи - изучение проблем финансовой политики государства в условиях кризиса и разработка модельных представлений о финансовой системе государства, осуществляемой ею политике без учета степени открытости рынка.

Методология. Научное исследование основано на моделировании реальных ситуаций с учетом действий разных государственных законов и последствий их применения. Методологическую базу исследования составили методы и принципы системного подхода, функционально-структурного моделирования, логического анализа, статистические, программно-целевые методы, а также современные модели финансовой системы государства.

* Автор выражает глубокую благодарность Владимиру Михайловичу Ланцову за помощь, постоянный интерес к работе, а также за ценные советы и замечания.

Результаты. В работе предпринята попытка целостного, системного модельного представления об основах суверенной государственной финансовой политики на основе создания в стране единого внутреннего товарно-денежного баланса с учетом его разных компонентов и связи между ними.

Рассмотрены проблемы планирования инфляции в условиях кризиса без нарушения товарно-денежного баланса, влияние инвестиционной и инновационной деятельности на такой баланс и связь между разными компонентами баланса.

Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях финансового кризиса государственная финансовая политика должна быть суверенной и защищенной от иностранной финансовой агрессии, угрожающей основам национальной и государственной безопасности.

Ключевые слова: финансовая политика, финансовый кризис, деньги, товарно-денежный баланс, экономические критерии, инфляция, инвестиции, ценные бумаги, залог

Введение

На основе изучения законодательств нетрудно установить, что в разные времена во многих госу-

дарствах разрабатывались и осуществлялись различные модели финансовой политики. Наибольший интерес при изучении таких моделей представляют периоды их разработок, которым предшествовало сильное или полное разрушение государственной финансовой системы. Примером такой политики является «денежная реформа», осуществленная в 1920-х гг. в СССР (модель В. Ленина, В. Тарнов-ского), развитая И. Сталиным [1, 9]. Интересным является опыт США по формированию устойчивой валюты после Великой депрессии, ее активной экспансии за рубеж, по формированию благоприятного инвестиционного климата и созданию в 1960-х гг. «инновационного климата» [2]. Поучителен новый рискованный опыт формирования объединенной финансовой политики, который демонстрирует сейчас ряд европейских государств, ограничивших свой суверенитет и создавших единую валюту -евро. Представляет интерес опыт Российской империи по борьбе с ростовщичеством (ст. 2020-2021 Свода Законов Российской Империи), в том числе в рамках «ипотеки». Для изучения системного разрушения основ финансовой политики интересным является опыт современной России. Откликом на этот опыт стала данная работа.

Для простоты, не вдаваясь в анализ разных законодательств и избегая бремени политической конфронтации, автор ограничивается предложением комплекса модельных представлений.

Базовый понятийный аппарат

Финансовая политика государства - это комплекс директивных политик, определяющих выпуск, обращение и погашение государственных денег, комплекс их назначений (функций), а также предполагающих создание единого финансового института, обеспечивающего эмиссию денег и все виды их законного использования.

Деньги - символические вещи, выпускаемые в обращение и используемые в качестве универсального средства мены на товары, производимые и потребляемые в государстве, в качестве средства расчета за труд, а также для иных расчетов внутри государства.

Цена денег - директивное значение цены, изображенное на металлической монете или на бумажном носителе, установленное при введении денег в обращение.

Товарно-денежный баланс (ТДБ) - равенство совокупной цены денег, находящихся в обращении

внутри государства, цене всех товаров, на которые они обмениваются внутри государства.

Изолированная финансовая система - модельное представление о финансовой системе государства и осуществляемой ею политике без учета степени открытости рынка.

Модельные представления в работе вводятся в предположении об изолированности финансовой системы государства. Это ограничение носит не принципиальный характер. Реальные финансовые системы (за исключением глобальных финансовых империй) являются не изолированными, а замкнутыми. Главное ограничение, используемое в работе, -государственная финансовая политика должна быть суверенной и защищенной от иностранной финансовой агрессии, угрожающей основам национальной и государственной безопасности.

Главный принцип формирования финансовой политики

На всех этапах денежной эмиссии в государстве количество денежной массы должно быть равно суммарной цене всех товаров

([! (Цдв X ] + Е (Цнедв X ] + Е ЦрифХ ]), ^Ю-водимых и реализуемых внутри государства:

Е * 1+Е з] 2+Е =

= Е (Ц дв), ] + Е (Ц недв ) , ] + [! «тариф), ] • (1)

где [^ ] - часть денежной массы, которая используется для обмена на движимые товары, на оплату работ, услуг, для осуществления иных расчетов, не связанных с приобретением прав на недвижимость и не связанных с расчетами за пользование объектами естественных монополий;

[^ З ] - денежная масса, связанная с приобретением, осуществлением и прекращением прав собственности (и имущественных прав) на все частные объекты недвижимости в государстве, а также на инвестиционную капитализацию денежных средств;

[^ З ] - денежная масса, которая используется для расчетов за пользование объектами естественной монополии, которые безусловно и строго выведены из рыночного оборота, т.е. на которые частная собственность не устанавливается (запрещена). Последнее условие является типичным для «истинной демократии» и для

«суверенной монархии». В условиях монархии такие объекты называются «казенными» (общими для граждан, народов и государства). Для разрушающейся государственности с разной степенью олигархии запрет на присвоение объектов естественной монополии отсутствует [12, 13];

[I (Ц№), ] - рыночная цена всех движимых товаров (вещной продукции, работ, услуг);

[I (Цнедв). J - рыночная цена всех объектов недвижимости, которые могут находиться в частной собственности без подрыва основ национальной и государственной безопасности;

[I (Ц тариф

), ] - директивная (тарифная) Цена

пользования объектами естественной монополии, в том числе недрами, природными ресурсами и др.

Величина [I (Цтариф)1- ] входит составной частью в цену [I (ЦнедвJ, и обе эти компоненты входят составной частью в рыночную цену [I (Цдв). J. Такая специфика формирования цен на все рыночные товары предопределяет фундаментальную роль третьей компоненты в правой части уравнения (1) в основах суверенной финансовой политики государства. В условиях государственного монополизма в СССР это условие было доведено до крайности, до подавления частной собственности на все виды недвижимости, начиная с земли [20]. В разной степени государственный монополизм характерен для всех развивающихся государств.

Отделение объектов недвижимости, включая земельные участки, от движимых объектов обусловлено необходимостью охраны и защиты территории государства. Такие объекты не могут подлежать свободной рыночной продаже, поскольку они неотделимы от территории государства и его недр. Объекты естественной монополии (OEM) представляют собой ту часть недвижимости, без доступа к которой не существуют физически или не могут использоваться по назначению любые обособленные в частную собственность части неразрывной недвижимости [13]. Без доступа к OEM никто не может жить и хозяйствовать на территории любого поселения, города, государства.

Существует много способов введения денег в оборот. Главный способ - принуждение к оплате труда в стране только государственными деньгами и только через систему государственного банка (особенно в государственном секторе экономики) без посредничества частных банков. Другие значи-

мые способы - финансирование государственных инвестиций и кредитование частных банков (без нарушения ТДБ) [4, 19].

Условия и принципы формирования простейшей компоненты ТДБ без учета инвестиционной и кредитной политики

Данная компонента ТДБ определяется соотношением:

1=1 (Дда ). (2)

Для обеспечения данного баланса вводится и используется ряд экономических инструментов и приемов. Формируются специальные выборки жизненно важных движимых потребительских товаров, получившие известные наименования: потребительская корзина (ПК), прожиточный минимум (ПМ). Более сложные индикаторы (минимальный потребительский бюджет, МПБ) и рациональный потребительский бюджет - более широкий спектр денежных средств, необходимых для реализации права на жизнь и продолжение рода. Движимые вещи, работы и услуги образуют основной ассортимент учитываемых потребностей. В сложных индикаторах к ним добавляются затраты на реализацию права на жилище.

Осуществляется ежемесячный и ежеквартальный мониторинг цены каждой такой выборки товаров, содержащей фиксированный ассортимент, определенное количество и качество товаров потребления. Это позволяет отслеживать сохранение или нарушения товарно-денежного баланса в рамках каждой выборки. Рост цены фиксированной выборки товаров означает обесценение денег (инфляцию) и необходимость уменьшения денежной массы [7, 18]. Если одновременно с инфляцией происходит падение производства товаров, а следовательно, рост безработицы и падение доходов граждан, то возникает финансовый кризис. Кризис является тем более глубоким, чем большее число граждан оказываются за чертой бедности или нищеты без прав на жилище и на продолжение рода.

Указанные экономические критерии (ПК, ПМ, МПБ и др.) нельзя определять на основе среднедушевых доходов и т.п. Во всех государствах в истории человечества, кроме бывшего СССР и стран социалистического лагеря, характер распределения граждан по доходам носит полимодальный характер. То есть все государственные общества разделены на разные антагонистические классы, для каждого

из которых характерна своя мода распределения по доходам [15]. При оценке указанных экономических критериев необходимо обязательно изучать моду распределения граждан по доходу, которая охватывает наиболее многочисленную и бедную часть граждан. В современной России, например, такая часть граждан, получающих доход меньше МПБ, достигает 70-80% от общего числа граждан [15] и характеризует уровень скрытой безработицы. К аналогичной величине скрытой безработицы в России можно прийти путем использования «закона Окуня». [2]

Следует отметить, что отсутствие реального государственного эмитента денежной массы подрывает основы финансовой политики. Также необходимо подчеркнуть, что некоторые общественные деятели распространяют мнение о высокой значимости золотовалютных резервов для осуществления финансовой политики в условиях кризиса [16, 17]. На самом деле обеспеченность государственной денежной массы золотом и валютой иностранных государств играет ничтожную роль во внутренней финансовой политике. Некоторую временную роль связь денежной массы с драгоценными металлами играет в период радикального изменения финансовой политики, когда такие металлы используются для изготовления монет.

Другие функции денег и развитие представлений о ТДБ

Деньги могут использоваться в качестве среднесрочных и долгосрочных сбережений, в качестве накопленного богатства [8]. Такая (вторая) функция денег приводит к выведению их из обменного оборота и ограничивает возможности регулирования ТДБ. Для устранения возникающей проблемы необходимо решить задачу по созданию условий невыгодности хранения физическими и юридическими лицами среднесрочных и долгосрочных сбережений вне специализированных (банковских) учреждений. Для решения такой задачи деньгам придается другая (третья) функция - функция плановой девальвации денежных сбережений, хранящихся вне специализированных (банковских) институтов. (Нумерация указанных функций введена автором условно).

Формирование денежного богатства приводит к возникновению у денег (четвертой) функции инструмента кредитования, при котором деньги даются в рост под проценты. В этом случае деньги могут

превращаться в источник получения денежных доходов в отрыве от ТДБ и в нарушение ТДБ. Все способы приобретения денежных богатств за счет кредитования (займа под проценты) в отрыве от ТДБ и в целях разрушения ТДБ получили плохо понятное обобщенное название «ростовщичество». Объем ростовщического дохода, полученного конкретным способом, называется «лихвой» [12].

Для борьбы с ростовщичеством и получением лихвы используются разные меры и действия. Например, в Российской империи устанавливался узаконенный размер роста кредитного дохода и запрещалось начисление процента на процент. В основе политики ограничения процента за пользование кредитными средствами скрыто обстоятельство, которое приводит к (пятой) функции денег - использование их в качестве инструмента для инвестиций в расширенное производство товаров потребления. В этом случае планируемый в будущем излишек денег должен быть обеспечен будущим (к концу кредитного периода) приростом товарной массы. Только в этом случае кредитование не нарушает ТДБ.

С учетом инвестиционно-кредитной функции денег формула (2) примет вид:

X 5,. + - о =Х (Ц№ ), + АДдв - о, (3) где А*(Ч2 - - избыточное количество денежной массы, планируемое органами государственной власти в расчете на конечный временной период (на квартал, на год);

АЦдв(Ч2 - Ч1)- количество планируемого прироста производства товаров потребления, который обеспечивается инвестиционной направленностью использования избыточной денежной массы (денежных накоплений вместе с начисленными на них процентами). Первый добавочный член в левой части уравнения (3) порождает инфляцию, а второй добавочный член в правой части уравнения (3) компенсирует инфляцию (обесценение денег) и определяет инвестиционный климат в государстве. Соотношение ДО-^) = АЦдв(^ -характеризует инвестиционную функцию денег.

Наряду с краткосрочным планированием инфляционной и инвестиционной компоненты ТДБ в ряде государств, например в США, осуществляется среднесрочный и долгосрочный баланс инфляционной и инвестиционной (производственной) компоненты ТДБ. Для учета такой политики соотношение (3) преобразуется в следующее выражение:

X5,. (^ -О + (Т -7) =

= Х), + ЩЯВ(t2 -11) + АДдв(7 -7]). (4)

Формирование среднесрочной и долгосрочной инфляционной компоненты порождает невыгодность хранения долгосрочных денежных сбережений вне специализированных финансовых институтов. Формирование долгосрочной инфляции [А*(Т2 - Т )] ощущается всеми гражданами. Поэтому в условиях такой (планируемой) инфляции следует систематически повышать размеры директивной минимальной оплаты труда. Цель и условия такого повышения оплаты труда в том, что необходимо не только сохранить уровень потребления для всех слоев граждан, но и повысить его. Это оказывается возможным потому, что планируемая среднесрочная и долгосрочная инфляция нивелируется за счет соответствующего прироста товаров за этот же период. Такая компонента ТДБ понуждает граждан не только к хранению сбережений в банковских институтах (государственном и частном), но и к участию в инвестиционной деятельности и приобретению вторичных ценных бумаг, связанных с инвестиционной производственной деятельностью.

При создании и сохранении ТДБ процент за пользование заемными (кредитными) денежными средствами не связан с ростовщичеством. Финансовые и инвестиционные институты взаимодействуют на условиях партнерства и совместной заинтересованности в расширенном производстве товаров потребления.

Место и роль ценных бумаг в ТДБ

и залоговая угроза нарушения ТДБ

Прирост денежной массы, образующий инфляционную компоненту, должен планироваться и осуществляться только органами государственной власти (государственным эмитентом) [10]. Однако не только государство, но и рыночные субъекты осуществляют кредитование на основе договоров займа (кредита). При этом долговые обязательства обеспечиваются рыночными (вторичными) ценными бумагами. Главная проблема государственного регулирования выпуска, обращения и погашения таких ценных бумаг заключается в том, чтобы их суммарная цена за период их использования соответствовала товарной массе, а процент дохода от использования данных бумаг соответствовал бы приросту производимых товаров.

Наряду с ценными бумагами, обеспеченными долговыми обязательствами по договорам кредита (займа), рыночные субъекты вводят в обращение другие ценные бумаги, связанные с инвестиционным (уставным) капиталом. В этом случае возникает проблема обеспечения подобных бумаг реальными товарами потребления, чтобы сохранялся ТДБ.

Особое место в системе ценных бумаг занимают закладные и залоговые обязательства, которые обычно используются в сочетании с кредитными обязательствами. При этом возникает (и используется) особый вид сложных сделок - сделки под условием. Как правило, используются два вида условий: отлагательное и отменительное.

Сущность таких кредитных сделок под условием, если они не связаны с ростовщичеством, состоит в том, что участники заключают два вида договоров: основной и дополнительный (запасной). Например, по договору кредита заемщик обязуется вернуть в установленный срок заемный капитал и выплатить процент за его использование. Предположим, что такой договор является основным и заимодавец на начальном этапе сделки полностью выполняет свое обязательство, предоставляя кредит в полном объеме. В качестве запасного варианта расчета должник (заемщик) обязуется рассчитаться с кредитором не деньгами, а заложенной вещью или иным активом. При этом должен соблюдаться принцип «или-или» (или денежный расчет, или расчет заложенной вещью).

При соблюдении такого условия товарно-денежный баланс обеспечивается следующим соотношением:

Цкр (5)

где Цкр д - цена кредитного долга за строго фиксированный период;

Цзал вещ - рыночная (договорная) цена заложенной вещи, равная кредитному долгу к моменту окончания договора кредита. Очевидно, что нарушение условия из формулы (4) является нарушением ТДБ, отрывом денежной массы от ее вещного обеспечения.

В более детальном виде это соотношение имеет

вид:

(6)

К + ап = Ц зал + А, где К - сумма кредита (тело кредита);

а - процентная ставка за договорной процентный период;

п - фиксированное число процентных периодов; Ц - залоговая цена вещи;

А - разница между рыночной (договорной) ценой вещи и залоговой ценой, равная величине ап. Причем, величина Цзал не должна быть меньше 0,7-0,8 от рыночной цены вещи. Соблюдение условия из формулы (5) в масштабе всех залоговых сделок в государстве является одним из важнейших условий соблюдения ТДБ при осуществлении кредитно-залоговых сделок и соответствия эмиссии вторичных ценных бумаг такому балансу. При соблюдении условия из формулы (6) к моменту окончания отлагательного периода заемщик или погашает долг путем выплаты кредитного долга, или вместо уплаты денег уступает заимодавцу заложенную вещь вместе с правом собственности на нее. Для подрыва ТДБ, в том числе в рамках холодной войны, используется иной принцип расчета, придуманный ростовщиками и внедренный, например, в законодательство России (1995-1998 гг.). Принцип «или-или» заменяется принципом «и-и-и-...». При такой подмене ростовщики стремятся взыскать с заемщика одновременно долг и по кредитному обязательству, и по залоговому обязательству, и по другим искусственно вмененным заемщику обязательствам, формируя возможность пожизненной кабалы для заемщика. Наиболее ярким примером в мировой истории и несовместимым с ТДБ является современное законодательство России по ипотеке1 [3, 5, 14].

Развитие представлений о связи ТДБ с инвестициями и инновациями

Термин «инвестиции» может применяться для наименования любых вложений в разные виды производственной и иной деятельности [6]. В данной работе под инвестициями (капитальными инвестициями) будет пониматься вложение средств в недвижимое и иное имущество, относимое законами государства к основным материальным фондам при бухгалтерской отчетности. Такие средства не входят в состав себестоимости и запасов оборотных средств. Погашаются затраты на создание основных фондов только за счет прибыли, получаемой от продажи произведенных товаров. В уравнении 1 капитализированные (овеществленные) инвестиции скрыты за обозначением (Цнедв),- ]. Этой вещной компоненте при ТДБ соответствует денежная

1 Акулова Т.А. Сравнительный анализ реализации основных

моделей ипотечного кредитования в России // Финансы и кре-

дит. 2005. № 12. С. 52-57.

компонента Г V S 1 связанная с инвестициями

<{Еs.iLf '

Инвестор, вложивший денежные средства в основные фонды, может окупить эти затраты только за счет прибыли от продажи товаров потребления, созданных на базе основных фондов. Если обозначить величину прибыли от продажи движимого товара

потребления величиной k f V St ] , а число таких товаров, за счет продажи которых (в течение оборота основных фондов) инвестиции окупятся, обозначить N, то возникает добавочное условие к ТДБ:

{Е S ] 2=Е (ц.»>-Е S Д_<7>

Это условие связывает окупаемые капитализированные инвестиции с долей выручки от продажи движимых товаров.

Следует отметить, что окупаемость инвестиций подавляется при введении в стране налога на всех стадиях производства товаров, названного налогом на добавленную стоимость (НДС) [11]. При определенных условиях этот налог, особенно в сочетании с бюджетной политикой, может приводить к сильному или полному (по всем компонентам) нарушению ТДБ.

Особое место в системе инвестиционного использования денежного капитала занимает инновационная компонента. Речь идет об особом виде инвестиций в разработку и внедрение научно-технических, организационно-управленческих и иных результатов интеллектуального труда в производство товаров потребления для получения долгосрочных конкурентных преимуществ по сравнению с субъектами, не пользующимися такими результатами. В этом случае говорится о создании неимущественных активов, получивших обобщенное наименование «объекты интеллектуальной собственности» (ОИС).

Следует отметить, что термин (и понятие) «объект интеллектуальной собственности» нельзя подменять термином «интеллектуальная собственность», который объективного смысла не имеет. Наилучшим является плохо известный научной общественности опыт рыночной инновационной политики США, которая разработана в 1960-х гг. и неуклонно развивается.

Без рассмотрения сложных аспектов учета этой политики в рамках обеспечения ТДБ важно отметить лишь следующие обстоятельства. Осуществлять инновационную политику должны только те субъекты, которые первыми по очереди являются владельцами

ОИС и которые способны на опыте доказать рентабельность (прибыльность) использования ОИС. Такие субъекты сами по себе, как правило, не возникают в рыночных условиях из-за чрезвычайно высокого риска вложения денежных средств в идею и генераторов идей. Поэтому для возникновения и развития инновационной деятельности в стране должен создаваться специальный «родительский институт», который будет создавать малые инновационные предприятия (юридические лица) - первых обладателей ОИС. В США такой родительский институт включает в себя двух субъектов: инкубатор малых предприятий, выполняющий материнские функции, и венчурный фонд, выполняющий отцовские функции. Для существования и обеспечения прибыльности для каждого из этих двух субъектов и для малых инновационных предприятий в стране создается свой благоприятный инновационный климат. Только рентабельность деятельности таких субъектов обеспечивает сохранение ТДБ при осуществлении инновационной политики.

При формировании и развитии такой политики в состав основных фондов юридических лиц включаются нематериальные фонды - ОИС. В рамках амортизационной политики предусматривается амортизация таких фондов. Если по данным бухгалтерской отчетности предприятие не имеет таких амортизационных фондов, то оно инновационным не является и инновационную продукцию не производит. При развитой инновационной деятельности выручка от продажи товаров потребления должна содержать покрытие затрат на окупаемость ОИС в объеме 20-80% от размера выручки. С учетом сказанного и в результате изучения экономики предприятий, а также их бухгалтерской отчетности нетрудно убедиться, что в России инновационных предприятий, инновационной продукции и инновационной политики нет. Приобретение иностранных лицензий российскими юридическими лицами инновационной деятельностью не является и приводит к нарушению ТДБ. В этом случае деньги России идут на оплату иностранных ОИС, иностранного труда, на содержание иностранных органов власти и т.д.

Таким образом, автором предпринята попытка формирования целостного, системного модельного представления об основах суверенной государственной финансовой политики на основе создания в стране единого внутреннего товарно-денежного баланса с учетом его разных компонентов и связи между ними.

Список литературы

1. Батырев В.М. Организация и планирование денежного обращения в СССР. М.: Финансы, 1964. 292 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Батырев В.М. Товарно-денежные отношения, финансы и кредит в социалистическом хозяйстве. М.: Финансы, 1970. 215 с.

3. Берестова Ю.С. Риски ипотечного кредитования: причины, последствия и способы их минимизации // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 1. С. 81-88.

4. Бочаров В.В., Леонтьев В. Е., Радковская Н.П. Финансы. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

5. Галиева Г.М. Ипотечное кредитование в России: проблемы и пути решения // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. № 6. С. 80-84.

6. Гончаренко Л.И. Налоговое стимулирование развития инновационной экономики России. М.: Цифровичок, 2008. 167 с.

7. Деньги, кредит и банки: учеб. / под ред. О. Лаврушина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. 433 с.

8. Институциональная экономика: учеб. / под ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2007. 704 с.

9. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, H.A. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2004. 784 с.

10. КостюкВ.Н. Нестационарные экономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004. 240 с.

11. Кузулгуртова А.Ш. Понятие, содержание и сущность государственной финансовой политики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 5. С. 59-65.

12. Ланцов В.М., Киреева Т.М., Устинов А.Э., ФарраховА.Г., ФаизоваP.P. Ростовщичество и лихва в кредитных договорах и в финансовой политике. Казань: Новое знание, 2009. 248 с.

13. Ланцов В.М., Шаймарданова А.Н., Киреева Т.М, Устинов А.Э. Жилищно-коммунальное хозяйство: основы теории и критический анализ российского опыта. Казань: Новое знание, 2008. 504 с.

14. Ланцов В.М., Янаков В.Н., Киреева Т.М., Ланцов М.В. Гражданская инициатива: Почему и как необходимо изменить закон об ипотеке. Казань: Новое знание, 2010. 200 с.

15. Мавляутдинов А.С., Романова А.И. Новые типы планировочных решений как потенциальный способ повышения доступности жилья // Российское предпринимательство. 2014. № 20. С. 92-100.

16. Мельников М.В. Финансовая политика России в начале XX века. Эпоха золотого рубля: монография. Ковров: КГТА, 2007. 458 с.

17. Сухарев О.С. Экономическая теория кризисов: ретроспектива и современность // Журнал экономической теории. 2014. № 3. С. 30-45.

18. Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост. М.: Либроком, 2010. 272 с.

19. Финансы, налоги и кредит: учеб. / под ред. A.M. Емельянова, И.Д. Мацкуляк, Б.Е. Пенькова. М.: РАГС, 2007. 656 с.

20. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Эксмо, 2007. 401 с.

Finance and Credit Financial System

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

MODEL REPRESENTATIONS OF THE FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF A SOVEREIGN STATE'S FINANCIAL POLICY IN CRISIS

Al'bina N. AFANAS'EVA

Abstract

Importance In the study, fundamental principles of the financial policy are associated with model representations of the commodity-money balance and the conditions securing the balance. I apply a unique approach, under which I divide the commodity-money balance into three different components in terms of their hierarchy. These components relate to various institutions of power over things (movable, immovable) and over people (through the ownership of the objects of a natural monopoly).

Objectives The objective is to study the problems of the financial policy of the State under crisis, and to develop model representations of the financial system of the State and the carried out policies, without regard to the degree of openness of the market. Methods The scientific research rests on simulating real-life events, taking into account the effect of various State laws and implications of their enforcement. The methodological basis of the research includes methods and principles of the system approach, the functional-structural modeling, logical analysis, statistics and program-targeted methods, as well as modern models of the financial system of the State. Results The study is an attempt to develop a holistic system-based model of fundamental principles of the sovereign State financial policy based on creating a single internal commodity-money balance in the country, with consideration of its various components and their interrelations.

Conclusions and Relevance In conditions of financial crisis, the government financial policy should be independent and protected from foreign financial aggression that threatens the fundamentals of the national security and public safety.

Keywords: fiscal policy, financial crisis, money, commodity-money balance, economic criteria, inflation, investments, securities, mortgage

References

1. Batyrev V.M. Organizatsiya i planirovanie denezhnogo obrashcheniya v SSSR [Organization and planning of monetary circulation in the USSR]. Moscow, Finansy Publ., 1964, 292 p.

2. Batyrev V.M. Tovarno-denezhnye otnosheniya, finansy i kredit v sotsialisticheskom khozyaistve [Commodity-money relations, finance and credit in the socialist economy]. Moscow, Finansy Publ., 1970, 215 p.

3. Berestova Yu.S. Riski ipotechnogo kreditovani-ya: prichiny, posledstviya i sposoby ikh minimizatsii [Risks of mortgage lending: causes, consequences and ways of their mitigation]. Vestnik Chelyabinskogo gos-udarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2009, no. 1, pp. 81-88.

4. Bocharov V.V., Leont'ev V.E., Radkovskaya N.P. Finansy [Finance]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009, 400 p.

5. Galieva G.M. Ipotechnoe kreditovanie v Rossii: problemy i puti resheniya [Mortgage lending in Rus-

sia: problems and solutions]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal = Economics and Management: Research and Practice Journal, 2010, no. 6, pp. 80-84.

6. Goncharenko L.I. Nalogovoe stimulirovanie razvitiya innovatsionnoi ekonomiki Rossii [Tax incentives for innovative economy development in Russia]. Moscow, Tsifrovichok Publ., 2008, 167 p.

7. Den'gi, kredit i banki [Money, credit and banking]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2008, 433 p.

8. Institutsional'naya ekonomika [Institutional economics]. Moscow, INFRA-M Publ., 2007, 704 p.

9. Istoriya ekonomicheskikh uchenii [History of economic doctrines]. Moscow, INFRA-M Publ., 2004, 784 p.

10. Kostyuk V.N. Nestatsionarnye ekonomicheskie protsessy [Transient economic processes]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2004, 240 p.

11. Kuzulgurtova A.Sh. Ponyatie, soderzhanie i sushchnost' gosudarstvennoi finansovoi politiki [The concept, content and essence of the State financial policy]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2010, no. 5, pp. 59-65.

12. Lantsov V.M., Kireeva T.M., Ustinov A.E., Far-rakhov A.G., Faizova P.P. Rostovshchichestvo i likhva v kreditnykh dogovorakh i v finansovoi politike [Usury and interest in loan agreements and financial policies]. Kazan, Novoe znanie Publ., 2009, 248 p.

13. Lantsov V.M., Shaimardanova A.N., Ki -reeva T.M, Ustinov A.E. Zhilishchno-kommunal'noe khozyaistvo: osnovy teorii i kriticheskii analiz rossiisko-go opyta [Housing and communal services: theoretic framework and critical analysis of Russian experience]. Kazan, Novoe znanie Publ., 2008, 504 p.

14. Lantsov V.M., Yanakov V.N., Kireeva T.M., Lantsov M.V. Grazhdanskaya initsiativa: Pochemu i kak neobkhodimo izmenit'zakon ob ipoteke [Citizens'

initiative: why and how it is necessary to change the law on mortgage]. Kazan, Novoe znanie Publ., 2010, 200 p.

15. Mavlyautdinov A.S., Romanova A.I. Novye tipy planirovochnykh reshenii kak potentsial'nyi sposob povysheniya dostupnosti zhil'ya [New types of layout planning decisions as a potential way to improve housing affordability]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 20, pp.92-100.

16. Mel'nikov M.V. Finansovayapolitika Rossii v nachale XXveka. Epokha zolotogo rublya: monografiya [Russia's financial policy in the early 20th century. The era of gold ruble: a monograph]. Kovrov, KSTA Publ., 2007, 458 p.

17. Sukharev O.S. Ekonomicheskaya teoriya krizisov: retrospektiva i sovremennost' [Economic theory of crises: a retrospective and modern times]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Journal of Economic Theory, 2014, no. 3, pp. 30-45.

18. Tobin J. Denezhnayapolitika i ekonomicheskii rost [Monetary Policies and the Economy: The Transmission Mechanism]. Moscow, Librokom Publ., 2010, 272 p.

19. Finansy, nalogi i kredit [Finance, taxes and credit]. Moscow, RACS Publ., 2007, 656 p.

20. Schumpeter J.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle]. Moscow, Eksmo Publ., 2007, 401 p.

Al'bina N. AFANAS'EVA

Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation afanaceva_ksaba@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.