Научная статья на тему 'Разработка региональной системы центральных банков (рсцб) и специальной денежно-кредитной политики в зоне обращения ЕРВ, как регулирующего инструмента в управлении покупательной способности финансовых средств'

Разработка региональной системы центральных банков (рсцб) и специальной денежно-кредитной политики в зоне обращения ЕРВ, как регулирующего инструмента в управлении покупательной способности финансовых средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА / ВАЛЮТА / PURCHASING CAPACITY / FINANCIAL MEANS / CURRENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довгань А.С.

Предмет. Действующий механизм государственного управления покупательной способностью финансовых средств на основе введения и обращения единой региональной валюты без функционирования принципов вторичного валютного подчинения, обеспечивающей работу экономической системы с критерием производственной самодостаточности. Цели. Обоснование концептуальных принципов и разработка научно-практических рекомендаций относительно формирования механизма государственного управления покупательной способностью финансовых средств на территории экономически обособленной группы государств, обладающей критерием производственной самодостаточности. Оценка возможности практической реализации потенциальной возможности функционирования замкнутого цикла промышленного производства товаров и услуг в большей части сфер жизнедеятельности, способной удовлетворять текущие потребности внутреннего населения на основе формирования межгосударственного объединения и введения единой региональной системы взаиморасчетов посредством одной валюты. Методология. В работе использованы методы системного анализа, информационного подхода, конкретизации. Результаты. Рассмотрен вопрос регулирования покупательной способности финансовых средств. Выявлены возможности внедрения единой региональной валюты посредством формирования региональной системы центральных банков. Определены основные функции и инструменты регулирования действующей системы товарно-денежного обращения. Предложена новая система регуляции денежно-кредитной политики, обеспечивающая эффективное обращение единой региональной валюты в экономической зоне группы исследуемых стран. Выводы. Результаты исследований, полученные в порядке их проведения могут дать возможность усовершенствования действующего механизма государственного управления покупательной способностью финансовых средств на основе введения и обращения единой региональной валюты без функционирования принципов вторичного валютного подчинения, обеспечивающей работу экономической системы с критерием производственной самодостаточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of a regional system of Central banks and ad hoc monetary policy in the EUA area, as a regulatory tool in the management of purchasing power of funds

Subject The paper studies the mechanism of governance of purchasing power of funds on the basis of introduction and circulation of a single regional currency without functioning principles of secondary currency exchange subordination. Objectives The paper aims to justify the conceptual principles and develop scientific and practical recommendations on forming a mechanism of public control over the purchasing power of funds in the territory of economically isolated group of States. Methods For the study, I used the techniques of systems analysis, information approach, and specification. Results The article shows the opportunities for implementation of a single regional currency through the establishment of a regional system of central banks. I defined the main functions and regulatory instruments of the existing system of commodity money, and I propose a new system of regulation of monetary policy that provides an effective single regional currency circulation in the economic zone of the countries surveyed. Relevance The results obtained may lead to improvements in the governance mechanism of the funds' purchasing power on the basis of introduction and circulation of a single regional currency without functioning principles of secondary exchange subordination, ensuring the functioning of the economic system with the industrial self-sufficiency criterion.

Текст научной работы на тему «Разработка региональной системы центральных банков (рсцб) и специальной денежно-кредитной политики в зоне обращения ЕРВ, как регулирующего инструмента в управлении покупательной способности финансовых средств»

ISSN 2311-875X (Online) Вопросы глобализации

ISSN 2073-2872 (Print)

РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ (РСЦБ) И СПЕЦИАЛЬНОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗОНЕ ОБРАЩЕНИЯ ЕРВ, КАК РЕГУЛИРУЮЩЕГО ИНСТРУМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ

Андрей Сергеевич ДОВГАНЬ

кандидат наук государственного управления, доцент кафедры менеджмента производственной сферы,

Донецкий государственный университет управления, Донецк, Украина

ifather@outlook.com

История статьи:

Принята 22.03.2016 Принята в доработанном виде 13.04.2016

Одобрена 30.04.2016

УДК 339.544 JEL: G18, G28

Ключевые слова:

покупательная способность, финансовые средства, валюта

Аннотация

Предмет. Действующий механизм государственного управления покупательной способностью финансовых средств на основе введения и обращения единой региональной валюты без функционирования принципов вторичного валютного подчинения, обеспечивающей работу экономической системы с критерием производственной самодостаточности.

Цели. Обоснование концептуальных принципов и разработка научно-практических рекомендаций относительно формирования механизма государственного управления покупательной способностью финансовых средств на территории экономически обособленной группы государств, обладающей критерием производственной самодостаточности. Оценка возможности практической реализации потенциальной возможности функционирования замкнутого цикла промышленного производства товаров и услуг в большей части сфер жизнедеятельности, способной удовлетворять текущие потребности внутреннего населения на основе формирования межгосударственного объединения и введения единой региональной системы взаиморасчетов посредством одной валюты.

Методология. В работе использованы методы системного анализа, информационного подхода, конкретизации.

Результаты. Рассмотрен вопрос регулирования покупательной способности финансовых средств. Выявлены возможности внедрения единой региональной валюты посредством формирования региональной системы центральных банков. Определены основные функции и инструменты регулирования действующей системы товарно-денежного обращения. Предложена новая система регуляции денежно-кредитной политики, обеспечивающая эффективное обращение единой региональной валюты в экономической зоне группы исследуемых стран.

Выводы. Результаты исследований, полученные в порядке их проведения могут дать возможность усовершенствования действующего механизма государственного управления покупательной способностью финансовых средств на основе введения и обращения единой региональной валюты без функционирования принципов вторичного валютного подчинения, обеспечивающей работу экономической системы с критерием производственной самодостаточности.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение единой региональной валюты (ЕРВ) в единой экономике группы государств общего экономического пространства (ОЭП) является главным приоритетным направлением развития финансовой системы данной группы, на основе которой возможен прямой контроль над управлением покупательной способностью финансовых средств. Формирование независимой финансовой системы в экономике любого государства является залогом его успешного экономического развития в будущем. Однако введение любой валюты всегда сопровождается острой необходимостью ее регулирования и управления ее стоимостью. Одним из таких регулирующих органов выступает центральный банк (ЦБ).

Уже сегодня финансовые системы каждого из государств группы ОЭП (за исключением членов ЕС) являются относительно свободными и независимыми друг от друга, а также построены на основе иерархической системы подчинения центральным банкам. Государства группы ОЭП -члены ЕС отказались от национальной валюты и системы независимого финансового управления со стороны национальных ЦБ и делегировали данные функции Европейскому центральному банку (ЕЦБ) и единой европейской валюте - евро. Функциями данных ЦБ являются, прежде всего:

— процессы эмиссии/ремиссии национальных финансовых средств;

— процессы рефинансирования банковского сегмента экономики и кредитных организаций;

— управление национальными золотовалютными резервами государства;

— осуществление роли правительственного банкинга [1].

Однако совершенно очевидно, что введение ЕРВ в экономику группы государств ОЭП невозможно без формирования эффективной системы валютного регулирования, которое должно осуществляться на основе современных экономических, политических, социальных и иных управленческих теоретических и практических знаний, необходимых для поддерживания долгосрочной финансовой стабильности ЕРВ.

Одной из таких систем валютного регулирования может выступать региональная система центральных банков (РСЦБ). Очевидно, что введение ЕРВ будет требовать значительных контрольных и регулировочных мер со стороны ЦБ. Однако было бы совершенно неразумным делегировать данные функции одному из национальных ЦБ группы государств ОЭП (даже если такой ЦБ подходит для подобной деятельности более чем достаточно).

Предлагается ввести наднациональный

финансовый орган для экономики группы государств ОЭП - Евразийский центральный банк (ЕАЦБ). Данный финансовый институт должен выступать в роли главного финансового регулятора ЕРВ, выполняющего одну из основных генерирующих ролей финансового инструмента -эмиссию/ремиссию денег.

Территориальное расположение ЕАЦБ не имеет большого значения по сравнению с его системой управления и контроля, которая играет куда большую роль, чем может показаться. Данная система управления должна обязательно состоять из руководящих органов, в которые входят представители всех государств,

ратифицировавших введение ЕРВ в национальной экономической системе взамен национальной валюте. При этом далеко не все государства группы ОЭП смогут технически провести ратификацию соглашения по введению ЕРВ на своей территории в силу большого количества экономических и финансовых нюансов.

Введение ЕАЦБ позволит:

• проводить эмиссию/ремиссию ЕРВ;

• осуществлять привязку (а также изменять ее) государственных золотых резервов и иных товаров или ресурсов к ЕРВ (при необходимости);

• осуществлять управление общими золотыми резервами (также, возможно, и валютными резервами) группы государств ОЭП;

• осуществлять кредитную финансовую политику в экономической зоне ЕРВ;

• осуществлять выпуск ценных бумаг в целях привлечения финансовых средств для инвестиционной деятельности;

• устанавливать процентные ставки по ценным бумагам и иным формам привлечения финансовых средств;

• контролировать покупательную способность ЕРВ путем сдерживания инфляционных/дефляционных процессов в единой экономической системе группы государств ОЭП.

ЕАЦБ должен выступать основным гарантированным эмитентом ЕРВ для всей финансовой зоны группы государств ОЭП и осуществлять политику рефинансирования государств или отдельных финансовых институтов по запросу сторон.

Однако сам процесс эмиссии ЕРВ для различных государств группы ОЭП таким наднациональным финансовым институтом, каким является ЕАЦБ, практически невозможен без существования четко отлаженной системы. Такая система должна состоять как минимум из группы национальных центральных банков, которые смогут принять на себя вопросы финансового квотирования обеспечения ЕРВ национальных экономических систем.

Таким образом, предлагается ввести региональную систему центральных банков, состоящую из ЕАЦБ и национальных ЦБ группы государств ОЭП. РСЦБ должна выступать также в роли наднационального финансового института, контролирующего деятельность национальных ЦБ группы государств ОЭП, а также управляющего финансовой политикой национальных ЦБ. Изложенное означает, что РСЦБ должна иметь полностью командно-административную систему управления, основывающуюся на централизме основной деятельности на базе Совета правления. Национальные ЦБ группы государств ОЭП, соответственно, должны быть лишены возможности осуществления независимой валютной политики в экономической системе национального государства. Данные полномочия должны быть делегированы ЕАЦБ. Иными словами, деятельность ЕАЦБ должна основываться на принятии решений и выработке

стратегии поведения, а национальные ЦБ обязаны следовать таким решениям и практически осуществлять выработанную стратегию поведения для ЦБ. Схема функционирования РСЦБ представлена на рис. 1.

Предполагается, что одной из главных задач РСЦБ будет являться поддержание стабильности ЕРВ в экономических границах группы государств ОЭП. Конкретный способ такой поддержки кроется в совершенно нетрадиционных экономических подходах, которые не присущи современным экономическим учениям. Однако на сегодняшний день потребность в них продиктована запросом современного общества на формирование эффективной экономической модели государства, способной не только удовлетворить текущие потребности населения в товарах/услугах, но и обеспечить стабильность развития экономики государства как минимум до конца XXI в. Основные позиции сущности данного способа мы рассмотрим после обоснования необходимости РСЦБ поддерживать гиперстабильность стоимости и покупательной способности, вводимой ЕРВ.

Одной из главных особенностей вводимой ЕРВ обязательно должна являться стабильность ее стоимости. Данный критерий очень важен с точки зрения поддержания условий беспрерывного процесса производства продукции, который исключает возможность появления экономических стрессов, вызванных финансовыми трудностями государства. Стабильность стоимости ЕРВ предполагает контроль учетной ставки процента ЕАЦБ в постоянном беспрерывном режиме. Это означает, что ЕАЦБ должен установить оптимальный коридор учетной ставки процента, которая не должна отклоняться от допустимых значений. Учитывая предыдущий международный опыт финансовых отношений, можно отметить, что наиболее оптимальным коридором для ЕРВ является диапазон значений от 0,05 до 1%. Отклонение от данного диапазона скорее всего приведет к девальвации ЕРВ и обрушению банковской системы группы ОЭП.

На первый взгляд, может показаться, что максимально допустимая учетная процентная ставка ЕАЦБ в 1% является очень большой и не совместима с прообразом стабильной валюты регионального значения, способной выступать в роли оплота реальной стоимости производимой продукции и сырья. Однако на самом деле понижение учетной процентной ставки практически до нуля не позволит сформировать эффективную конкурентную среду в области промышленного производства. При учетной

174 Шр://Ап^аи

процентной ставке, стремящейся к нулю, в экономике государства непременно будет наблюдаться застой промышленного развития, который обычно заканчивается вытеснением конкурентов с рынка товаров и формированием обширной монополии. Именно поэтому пребывание учетной процентной ставки на уровне 0,5% или ниже рекомендуется только на короткий срок, за который можно прибегнуть к действенной политике по ее повышению до 0,8-1%. Рекомендованный нами уровень учетной процентной ставки ЕАЦБ - 1% [2].

Увеличение учетной процентной ставки всегда говорит о потребности ЦБ привлечь теми или иными способами определенное количество финансовых средств из экономики государства, тем самым пытаясь побороть возможный кризис скорой девальвации валюты, за которым обязательно последует сокращение уровня промышленного производства, а значит -и размеров экономики. Привлеченные средства, как правило, используются в инвестиционном русле, пытаясь заставить экономику расширяться, создавая новые рабочие места. В данном финансовом инструменте можно увидеть лишь положительный эффект от его деятельности, ошибочно полагая, что дальнейшая работа ЦБ по привлечению еще больших средств будет позитивно влиять на экономику1 [3].

В действительности все выглядит совсем не так, как кажется, поскольку даже частичная монополизация финансовой и экономической деятельности государства приводит к замедлению развития экономики в целом. Однако низкая учетная ставка процента ЦБ также является плохим стимулятором функционирования мелкого и среднего бизнеса, который может функционировать только имея перспективу получения хорошей прибыли. Если работа мелкого и среднего бизнеса зависит только от стремления получения прибыли, то, получая ее, бизнес увеличивает собственное финансовое

благополучие, одновременно сокращая

финансовую наличность в экономике (при условии, что бизнес накапливает значительные средства, которые продолжительное время не участвуют в финансово-экономическом обороте). Следовательно, современная финансово-экономическая система находится в ловушке накопления финансовых средств, которые, аккумулируясь у населения, выпадают из процесса промышленного производства и потребления продукции. ЦБ вынужден реагировать на

1 Андреева С.И. Финансы: учебник. Ростов: КВАБ, 2014. С. 300-303.

подобную деятельность эмиссией финансовых средств, обесценивая финансовые накопления населения и тем самым стимулируя его обменивать средства на товары или услуги [4, 5].

Одной из главных причин существования ловушки накопления финансовых средств является низкий уровень доходов населения, провоцирующий нарушение стабильности экономической ситуация в государстве, при которой количество рабочих мест является неустойчивым и, как правило, всегда меньше текущего спроса. Данное явление вызывает цепную реакцию из массы последующих неблагоприятных явлений, таких как:

— постоянная эмиссия денег;

— ускоряющаяся инфляция;

— падение уровня доходов населения вследствие преобладания спроса на рабочие места над их предложением;

— постоянное падение стоимости национальной валюты вследствие ведения политики по сокращению потребления импортируемой продукции и т.д.

В результате существование данной цепочки явлений в экономике государства вызывает у населения страх возможного недопотребления. Это означает, что население в большинстве своем отказывается от различных товаров и сферы развлечения в пользу накопления финансовых средств, тем самым обеспечивая себя гарантиями потребления необходимой продукции в будущем. Для экономики государства данная ситуация является критической вдвойне, поскольку кризис функционирования экономики дополняется кризисом потребления продукции и кризисом цикличности денежной массы (собственно, сама цикличность в некотором смысле перестает существовать).

Таким образом, для противодействия избитой ситуации ловушки накопления финансовых средств, которая имеет место в экономике каждого государства группы ОЭП параллельно с введением ЕРВ в экономике группы государств ОЭП, предлагается введение специальной денежно-кредитной политики в зоне ЕРВ [6]. Суть предлагаемой денежно-кредитной политики заключается в:

1) привязке, вводимой ЕРВ к реальным государственным запасам драгметаллов (золотому стандарту), а также по мере необходимости к запасам других ценных природных ресурсов;

2) запрете эмиссии ЕРВ под обеспечительные гарантии стоимости долговых обязательств заемщиков;

3) установлении обязательной обеспечительной нормы стоимости ЕРВ в товарном эквиваленте (то есть покупательной способности ЕРВ), гарантирующей норму потребления производимой продукции/услуг;

4) обязательстве государства по ограниченному размену ЕРВ на драгметаллы или на иные ВО и товарные эквиваленты стоимости ЕРВ, в зависимости от текущей потребности держателя средств;

5) осуществлении программы широкой реализации доступных кредитных продуктов, при осуществлении операций купли - продажи имущества или товаров/услуг;

6) осуществлении как внутренней, так и внешней кредитной политики государства исключительно безналичными финансовыми средствами, ресурсами или готовым товаром (то есть запрет на осуществление кредитования реальной ЕРВ);

7) формировании системы продажи ЕРВ за реальный эквивалент ее натуральной стоимости при осуществлении валютных операций вторичного подчинения.

Рассмотрим основные позиции предлагаемой денежно-кредитной политики более детально.

1. Под привязкой, вводимой ЕРВ к реальным государственным запасам драгметаллов и других природных ресурсов, подразумевается

формирование позиции государственных запасов драгметаллов в качестве роли основного валютного обеспечителя (ВО) реальной стоимости ЕРВ. Данное предложение лишь частично совпадает с основными позициями существовавшей ранее монетарной системы золотого стандарта в мировой экономической системе.

Суть предложения заключается в расширении номенклатуры обеспечителя реальной стоимости ЕРВ до всех государственных запасов драгметаллов и государственных запасов драгоценных камней. Увеличение доли основного обеспечителя реальной стоимости ЕРВ позволит провести эмиссию ЕРВ в больших количествах, что позитивно отразится на финансово-экономической деятельности группы государств ОЭП. Также предполагается, что международная или любая другая валюта более не может

выступать в роли валютного резерва, являющегося обеспечителем реальной стоимости ЕРВ, под который можно осуществлять эмиссию ЕРВ.

Валютным обеспечителем ЕРВ также могут выступать специальные природные ископаемые, однако применение данной возможности может быть осуществлено только по мере необходимости

[7].

Предполагается, что количество эмитированных средств будет прямо пропорционально государственным запасам драгметаллов. То есть естественная добыча драгметаллов будет способствовать дополнительной эмиссии ЕРВ без инфляционных процессов.

Также предлагается отказаться от жесткого фиксированного количества драгметаллов и других ВО в содержании ЕРВ. Данный подход позволит наращивать обеспеченную финансовую массу даже в те периоды, когда наращивания драгметаллов не происходит, а потребность в эмиссии актуальна (безлимитный механизм соотношения количества драгметаллов в содержании ЕРВ представлен на рис. 2).

Под запретом эмиссии ЕРВ под обеспечительные гарантии стоимости долговых обязательств заемщиков подразумевается введение специальной монетарной политики государства,

предполагающей изготовление финансовых средств исключительно под гарантии натуральной стоимости валютного обеспечителя (ВО). В качестве ВО могут выступать в первую очередь государственные запасы драгметаллов

и драгкамней, а также природные ископаемые специального назначения (при необходимости).

Данный критерий является обязательным в предлагаемой денежно-кредитной политике, поскольку изготовление финансовых средств под гарантии долговых обязательств заемщиков рассматривается нами как экономическое преступление. Совершенно очевидно, что эмиссия финансовых средств под гарантии долговых обязательств заемщиков может быть осуществлена лишь тогда, когда цикличность финансовой системы государства нарушена,

а продолжительное ее состояние в таком виде угрожает экономике дефолтом. Проведение данной политики, как правило, осуществляется в качестве последнего средства для спасения экономики -в тот момент, когда все предыдущие источники, такие как сырье и промышленность, уже исчерпали свой потенциал в качестве ВО. Таким образом, дефолт экономики наступает тогда, когда материальный ВО, обладающий хоть какой-нибудь

176 №р://йп-^й.г

реальной ценностью, исчерпывает свой потенциал для эмиссии, постоянная потребность в которой у государства продолжает оставаться на высоком уровне2 [8, 9].

Дальнейшее манипулирование с эмиссией и искусственным ВО не имеет ничего общего с законной экономической деятельностью, поскольку оно вводит в заблуждение держателей относительно реальной стоимости таких финансовых средств. Функционирующая финансовая система на основе денег, имеющих поддельный ВО, рано или поздно обязательно приведет к коллапсу всей экономики, участники которой будут обмануты и не смогут получить те общественные блага, которые сами же и производили. Если подобный механизм имеет юридическую основу для своей деятельности, такое законодательство подлежит денонсации, а авторы и ратифицирующие органы - наказанию.

2. Под установлением обязательной

обеспечительной нормы стоимости ЕРВ в товарном эквиваленте (то есть покупательной способности ЕРВ), гарантирующей норму потребления производимой продукции/услуг, подразумевается фиксированное лимитирование удельной доли производимой продукции/услуг в единице вводимой ЕРВ. Данный критерий предлагаемой валюты означает, что натуральная стоимость ЕРВ должна всегда иметь постоянную удельную долю товарного эквивалента, гарантом которой выступает постоянный ВО.

Если данное условие будет выполняться (в том числе за счет промышленного потенциала группы государств ОЭП и предлагаемой денежно-кредитной политики РСЦБ), курсовая стоимость ЕРВ на международном валютном рынке будет постоянной. В свою очередь, устоявшаяся курсовая стоимость ЕРВ способствует не только формированию честного ценообразования на внутреннем рынке товаров и услуг, но также закрепляет настоящую покупательную

способность финансовых средств. Обладая валютой с данными критериями, государство в состоянии сформировать справедливую политику честного потребления производимой продукции на основе формирования уровня покупательной способности населения с учетом промышленного потенциала экономики.

Данная поправка представляет колоссальное значение для экономики группы государств ОЭП, поскольку от нее зависит рост промышленного производства, а также его масштаб. Устанавливая

2 Ободков В.В., Ряднова А.В. Финансовая теория: учеб. пособие. М.: АБВ, 2015. С. 298-301.

и обеспечивая хорошую норму потребления производимой продукции внутри экономики, государство обеспечивает спрос на широкую номенклатуру производимой продукции в большом масштабе, стимулируя экономику к постоянному росту.

Иными словами, покупательная способность ЕРВ может быть обеспечена на должном уровне только под залог реальной стоимости ВО, следовательно, доля ВО в единице ЕРВ должна быть фиксированной3.

3. Под обязательством государства по ограниченному размену ЕРВ на драгметаллы или на иные ВО и товарные эквиваленты стоимости ЕРВ в зависимости от текущей потребности держателя средств подразумевается

осуществление ограниченной возможности проведения обменных операция ЕРВ ^ ВО и ВО ^ ЕРВ.

Данное положение предлагаемой денежно-кредитной политики имеет стратегическую целесообразность, поскольку само существование разменных операций показывает реальную стоимость предполагаемой ЕРВ. В данном случае это означает, что вводимым финансовым средствам будет применен целый ряд критериев относительно доверия валюте, ее

привлекательности для сохранения личной трудовой деятельности, ее привлекательности для инвестиционных операций, удобства проведения взаиморасчетных операций межрегионального назначения, наличия международного доверия для хранения результатов своего труда в ЕРВ и пр.

Однако операции размена ЕРВ в ВО должны иметь ограниченный оборот, поскольку государственные запасы драгметаллов и прочих ВО выступают в роли залоговой стоимости ЕРВ. Если допустить ситуацию, при которой значительная часть ВО окажется в руках физлиц и юрлиц, значит экономика столкнется с дефицитом валюты, а оставшаяся валюта может подвергнуться рыночному изменению курсовой стоимости. Из сказанного можно сделать вывод, что государственный ВО должен быть разделен на две непропорциональные части, одна из которых (меньшая) будет подвергнута осуществлениям операций размена ЕРВ ^ ВО, а другая (большая) - должна играть роль неприкосновенного государственного запаса, расходовать которую запрещено законодательно4 [10].

3 Бордюк В. Потребительский рынок: становление и развитие // Бизнес-Информ. 2012. № 11. С. 87-91.

4 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: учеб. пособие. В 2-х т. СПб: Экономическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существование разменных операций ЕРВ ^ ВО и ВО ^ ЕРВ имеет еще одну очень важную особенность. Данная особенность заключается в вышеупомянутом критерии ЕРВ о возможном наличии международного доверия для хранения результатов своего труда в ЕРВ. Если данный критерий будет иметь место на практике, он сможет обеспечить проведение разменных операций ВО в ЕРВ за пределами группы государств ОЭП. Таки образом, данный критерий может быть задействован в качестве средства привлечения драгметаллов и прочих ВО в РСЦБ для естественного увеличения государственных запасов ВО группы государств ОЭП.

4. Под осуществлением программы широкой реализации доступных кредитных продуктов при осуществлении операций купли-продажи имущества или товаров/услуг подразумевается формирование надежной системы доступного кредитования населения для осуществления любых финансовых операций.

Данное предложение имеет ключевое значение в структуре предлагаемой денежно-кредитной политики, поскольку оно является одним из главных инструментов, призванных противостоять ловушке накопления финансовых средств. Как уже было замечено ранее, финансовая система государства (или группы государств) может считаться эффективной и сильной только тогда, когда она отвечает критериям цикличности. Цикличность такой системы объясняется постоянным естественным движением

финансовых средств системы (то есть когда деньги не задерживаются надолго в одних руках, а продолжают участвовать в обменных операциях типа Д - Т - Д).

Однако на практике достичь такого положения фактически невозможно, особенно в обществе, которое стремится к сопоставимому достатку. Следовательно, кредитование участников рынка является одним из главных инструментов по противодействию ловушки накопления

финансовых средств. Только осуществление надежной и доступной кредитной политики на рынке товаров и услуг позволит концентрировать валютную массу в банковском сегменте экономики. Это избавит экономику от необходимости проводить дополнительную эмиссию вследствие нехватки денег в экономическом обороте (что чревато повышением коэффициента естественной

школа, 2003. 356 с.

jurnal/national/ 177

инфляции), а также позволит задействовать привлеченные средства в инвестиционных целях5.

Следует заметить, что данное предложение может функционировать только при стабильно развивающейся экономике, с постоянно стабильным количеством рабочих мест, хорошим уровнем промышленного производства и сильной банковской системой. Ставка кредитования при этом должна быть предельно низкой и приблизительно равной (или незначительно превышать) учетной процентной ставке ЦБ. В данном случае максимальная ставка кредитования не может превышать 2% годовых. Рекомендуемое значение ставки кредитования 1,05-1,5% годовых.

5. Под осуществлением внутренней и внешней кредитной политики государства исключительно безналичными финансовыми средствами, ресурсами или готовым товаром (то есть запрет на осуществление кредитования реальной ЕРВ) подразумевается введение специальной системы безналичных финансовых взаиморасчетов, основанной на безналичной валюте.

Принцип данного предложения денежно-кредитной политики состоит в формировании параллельно с ЕРВ безналичной валюты, с помощью которой предполагается осуществление безналичных взаиморасчетов, а также кредитования. Поскольку принцип кредитного развития экономики взят нами за основу как один из наиболее эффективных методов наращивания промышленного

производства и ВВП, само существование кредита является неотъемлемым компонентом развития экономики государства6 [11].

Однако сам механизм кредитования предусматривает финансирование держателя кредита в залог его будущей деятельности. Так как подобную деятельность держатель кредита может начать только после непосредственной передачи ему финансовых средств, деньги для этой операции должны быть заранее зарезервированы ЦБ. Если такого резервирования не предусматривается, то осуществлять кредитование банковская система будет просто не в состоянии. Обратиться к механизму действующего

5 Коринев В. Исследование мотиваций потребителей путем тестирования цен // Экономика Украины. 2014. № 5. С. 30-36; Красноносова Е. Потребительский спрос на производимые товары // Бизнес-Информ. 2013. №11-12. С. 77-80.

6 Кузнецов А. Методика оценки характера поведения потребителей // Экономика Украины. 2013. № 8. С. 41-47; Пустовойт О. Совершенствование системы обращения потребительских товаров // Экономика Украины. 2013. № 11. С. 28-33.

178 №р:/Лп-^й.г

международного способа кредитования нецелесообразно, поскольку валютным

обеспечителем для международных финансовых средств выступают не драгметаллы и другие ценные материалы, а долговые обязательства граждан некоторых стран. В нашем случае данные экономические приемы рассматриваются как экономическое

преступления, не совместимые с принципами права и государственной экономической деятельности.

Введение безналичных финансовых средств предполагает осуществление кредитных операций без физического перемещения наличной ЕРВ. Данный способ обладает огромным преимуществом над традиционным, поскольку позволяет наличной ЕРВ не покидать пределы своей экономической зоны в случае международного кредитования. То есть изначально блокирована возможность финансового истощения группы государств ОЭП посредством невозврата средств. Данные операции целесообразно проводить, кредитуя другие государства под залог приобретения ими продукции группы государств ОЭП, то есть изначально рассчитывая на то, что выданные финансовые средства будут в скором времени возвращены обратно. Следовательно, система кредитования с помощью безналичных финансовых средств позволит осуществлять те же операции купли-продажи товаров/услуг со стороны держателя кредита, только минуя фазу физического перемещения ЕРВ (тем самым удешевляя весь процесс). В случае внутриэкономического кредитования система безналичных финансовых средств позволит осуществлять процесс купли только отечественных товаров/услуг, что позитивно скажется на экономике.

Валютным обеспечителем для безналичных финансовых средств может выступать только товар/услуги, под которые данные финансовые средства будут условно выпущены. Драгметаллы и иные ценные ресурсы не могут выступать в качестве ВО для безналичных финансовых средств [12].

Запрет на осуществление кредитования наличным ЕРВ объясняется склонностью такого механизма к формированию ловушки накопления финансовых средств у держателей, что, безусловно, замедляет темп роста ВВП и является причиной возникновения инфляции ЕРВ [13].

6. Под формированием системы продажи ЕРВ за реальный эквивалент ее натуральной стоимости при осуществлении валютных операций вторичного подчинения подразумевается введение

системы продажи ЕРВ за пределы ее экономической зоны по принципу обмена ЕРВ ^ ВО или ЕРВ ^ эквивалент товарной стоимости.

Данное предложение предполагает осуществление международных торговых операций между группой государств ОЭП и другими государствами за ЕРВ, предварительно осуществляя ее продажу на специальных торговых условиях.

Это позволит осуществлять экономическую политику экспансии ЕРВ за пределы ее естественной экономической зоны, формируя финансовое обеспечение некоторой удельной доли промышленного потенциала других государств вопреки действующей там национальной валюте. Однако следует уточнить, что данное предложение не имеет негативного подтекста, призванного навредить экономике других государств. Наоборот, оно направлено на защиту национальных интересов группы государств ОЭП, поскольку ведение обычной валютной торговли в данном

National Interests: Priorities and Security

случае чревато возникновением дефицитных и иных взаиморасчетных трудностей. Иными словами, нецелесообразно проводить обычные валютные торги между валютой, подкрепленной реальным ВО, с возможностью ее обмена на реальный ВО,

и валютой, не имеющей возможности быть обменянной в любой момент на подкрепляемый ее ВО.

Также данное предложение может способствовать формированию системы внешнего привлечения драгметаллов и иных ценных ресурсов, способных выступать в роли ВО для ЕРВ, в РСЦБ, обеспечивая тем самым другие государства стабильной валютой, отображающей реальную стоимость товаров и услуг, при этом не подверженной девальвации в долгосрочной перспективе.

Все вышеописанные операции позволят нарастить удельную долю покупательной способности ЕРВ, обеспечивая стабильность ее осуществления.

8 (2016) 172-183

Рисунок 1

Схема функционирования региональной системы центральных банков (РСЦБ) Figure 1

Diagram of functioning of the Regional System of Central Banks (RSCB)

Источник: составлено автором Source: Authoring

Рисунок 2

Безлимитный механизм соотношения валютного обеспечителя в содержании ЕРВ Figure 2

Unlimited ratio mechanism of exchange security provider in EUA

Источник: составлено автором Source: Authoring

Список литературы

1. Абрамович К.В., Вассерман Е.Л. Ценные бумаги как вид новой формы денег. СПб: Россия, 2015. С. 316-320.

2. Фоменко Э.П., Кудрявцев Д.Ф. Система банковского сегмента. М.: Якорь-М, 2015. С. 194-196.

3. Валентинов К.Э., Малевник И.В. Биржа и финансы. М: Бета, 2015. С. 399-405.

4. БутовР.С. Экономика и люди. Воронеж: Мега-А, 2014. С. 301-303.

5. Фадеев С.В., Фадеева О.Г. Международная экономическая система. Сургут: Югра, 2015. 420 с.

6. БлозаЮ.В. Товарное ценообразование. М.: Барк, 2015. С. 301-310.

7. Витязь А.А., Малов В.А. Рынок денег. СПб: Мир, 2014. С. 414-420.

8. Портнов С.С. Исследования экономической активности международных инвесторов. СПб: ДИК, 2015. С.149-155.

9. Форд К.А., Форд Е.А. Сырьевой рынок и деньги. Калининград: Кант, 2015. С. 302-312.

10. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб: Автокомп, 1992. 496 с.

11. Щетинин В.Д. Правила рынка: иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь. М.: Международные отношения, 1994. 351 с.

12. Макарченко С.А. Валютный механизм. М.: Реал, 2012. С. 202-203.

13. Менгер К. Основания политической экономии. М.: Территория будущего, 2005. 496 с.

ISSN 2311-875X (Online) Globalization

ISSN 2073-2872 (Print)

THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL SYSTEM OF CENTRAL BANKS AND AD HOC MONETARY POLICY IN THE EUA AREA,

AS A REGULATORY TOOL IN THE MANAGEMENT OF PURCHASING POWER OF FUNDS Andrei S. DOVGAN'

Donetsk State University of Management, Donetsk, Ukraine ifather@outlook.com

Article history: Abstract

Received 22 March 2016 Subject The paper studies the mechanism of governance of purchasing power of funds on the basis

Received in revised form of introduction and circulation of a single regional currency without functioning principles of

13 April 2016 secondary currency exchange subordination.

Accepted 30 April 2016 Objectives The paper aims to justify the conceptual principles and develop scientific and practical

recommendations on forming a mechanism of public control over the purchasing power of funds in JEL classification: G18, G28 the territory of economically isolated group of States.

Methods For the study, I used the techniques of systems analysis, information approach, and specification.

Results The article shows the opportunities for implementation of a single regional currency through the establishment of a regional system of central banks. I defined the main functions and regulatory instruments of the existing system of commodity money, and I propose a new system of regulation of monetary policy that provides an effective single regional currency circulation in the economic zone of the countries surveyed.

Relevance The results obtained may lead to improvements in the governance mechanism of the funds' purchasing power on the basis of introduction and circulation of a single regional currency Keywords: purchasing capacity, without functioning principles of secondary exchange subordination, ensuring the functioning of the financial means, currency economic system with the industrial self-sufficiency criterion.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Abramovich K.V., Vasserman E.L. Tsennye bumagi kak vid novoi formy deneg [Securities as a kind of new form of money]. St. Petersburg, Rossiya Publ., 2015, pp. 316-320.

2. Fomenko E.P., Kudryavtsev D.F. Sistema bankovskogo segmenta [A banking segment system]. Moscow, Yakor'-M Publ., 2015, pp. 194-196.

3. Valentinov K.E., Malevnik I.V. Birzha i finansy [Stock Exchange and Finance]. Moscow, Beta Publ., 2015, pp. 399-405.

4. Butov R.S. Ekonomika i lyudi [People and the economy]. Voronezh, Mega-A Publ., 2014, pp. 301-303.

5. Fadeev S.V., Fadeyeva O.G. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya sistema [The international economic system]. Surgut, Yugra Publ., 2015, 420 p.

6. Bloza Yu.V. Tovarnoe tsenoobrazovanie [Commodity pricing]. Moscow, Bark Publ., 2015, pp. 301-310.

7. Vityaz' A.A., Malov V.A. Rynok deneg [Money market]. St. Petersburg, Mir Publ., 2014, pp. 414-420.

8. Portnov S.S. Issledovaniya ekonomicheskoi aktivnosti mezhdunarodnykh investorov [Studies on the economic activity of international investors]. St. Petersburg, DIK Publ., 2015, pp. 149-155.

9. Ford K.A., Ford E.A. Syr'evoi rynok i den'gi [Commodities market and money]. Kaliningrad, KANT Publ., 2015, pp. 302-312.

10. Dolan E.J., Lindsay D.E. Rynok: mikroekonomicheskaya model' [Market: A Microeconomic Model]. St. Petersburg, Avtokomp Publ., 1992, 496 p.

11. Shchetinin D.V. Pravila rynka: inostrannye investitsii; vneshnyaya torgovlya; trudovaya migratsiya; konkurentosposobnost'; diplomatiya; pomoshch' [Market rules: foreign investment; foreign trade; labor migration; competitiveness; diplomacy; help]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1994, 351 p.

12. Makarchenko S.A. Valyutnyi mekhanizm [The currency exchange mechanism]. Moscow, Real Publ., 2012, pp.202-203.

13. Menger C. Osnovaniyapoliticheskoi ekonomii [Grundsätze der Volkswirtschaftslehre]. Moscow, Territoriya budushchego Publ., 2005, 496 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.