Научная статья на тему 'Модельное представление и развитие парадигмы «Человеко-ориентированная экономика»'

Модельное представление и развитие парадигмы «Человеко-ориентированная экономика» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕКУЛЯТИВНЫЙ РЫНОК / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛЬЕ / ЧЕЛОВЕКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Н.В.

На основе обобщения опыта реализации принципов социально ориентированной экономики ряда стран сделан вывод о том, что целесообразно усиление государственного регулирования инвестиционной деятельности путем формирования государственно-частных институтов в региональном инвестиционно-строительном комплексе. В работе предложено модельное представление человеко-ориентированной экономики, базирующейся на государственном регулировании программ строительства доступного жилья, а также приведены основные принципы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модельное представление и развитие парадигмы «Человеко-ориентированная экономика»»

МОДЕЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРАДИГМЫ «ЧЕЛОВЕКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА»*

Н. В. ГОРОДНОВА,

кандидат экономических наук, доценткафедры философии E-mail: gorodnova243@mail.ru Уральский государственный технический университет — УПИ

На основе обобщения опыта реализации принципов социально ориентированной экономики ряда стран сделан вывод о том, что целесообразно усиление государственного регулирования инвестиционной деятельности путем формирования государственно-частных институтов в региональном инвестиционно-строительном комплексе. В работе предложено модельное представление челове-ко-ориентированной экономики, базирующейся на государственном регулировании программ строительства доступного жилья, а также приведены основные принципы ее развития.

Ключевые слова: спекулятивный рынок, интеграционные процессы, государственное регулирование, конституционное право граждан на жилье, человеко-ори-ентированная экономика.

Системный финансово-экономический кризис, начавшийся со второй половины 2008 г., показал необходимость смены парадигм от бизнес-ориентированной (спекулятивной) экономики, характеризующейся формированием условий и предпосылок для крупного частного бизнеса, ключевой целью которого является максимизация прибыли, стабильное функционирование компании на рынке, а также развитие фондового рынка, к следующей фазе: государственно-ориентированной экономике (введение качественных управляющих факторов (государственный заказ, государственное финансирование, государственный контроль, государственное регулирование, государственные гарантии).

* Статья подготовлена информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральском государственном университете — УПИ.

Как показывает опыт развития, к примеру, экономики скандинавских стран, в рамках интеграционных процессов в условиях нестабильности необходимо, чтобы доля государственного регулирования рыночных отношений находилась в эффективном диапазоне 30—70 %.

Поскольку самой значимой ценностью является человек (его домашнее хозяйство), крайне необходимо, чтобы российское государство, наряду с мерами государственной антикризисной программы, включающей введение солидарной ответственности перед банками по кредитам компаний реального сектора экономики России, гарантировало бы и социальную защищенность граждан РФ, в частности реализацию конституционного права на жилье. Приоритетным направлением государственно-ориентированной экономической политики России должен стать ориентир на проблемы и чаяния человека, государство должно сформировать условия для перехода к социальной «человеко-ориентированной» экономике.

Основная цель данной работы, по мнению автора, заключается в смене парадигм от бизнес-ориентированной и сырьевой экономики, характеризующейся неэффективностью частного бизнеса (собственника) и наличием «корыстного» и «случайного» собственника, к государственному регулированию рыночных отношений в инвестиционно-строительном комплексе и переход к человеко-ориентированной экономике.

В условиях развернувшегося цивилизационно-го кризиса и подтверждения западной парадигмы «государство — неэффективный собственник» необходимы переосмысление имеющегося опыта и

Рис. 1. Модель эволюционного развития государственной экономической политики

екая методология исходит из того, что государство — функция глобальная [1]. В человеко-ориентированной экономике данная глобальная функция должна быть направлена не на расширение национальной зоны хозяйствования (речь идет о диктовании условий за пределами национальных государственных границ), а обращена внутрь предопределенных суверенных границ на основное богатство — человека и домохозяйства В человеко-ори-

разработка нового методологического подхода, который бы учитывал интересы человека—гражданина страны, государства, атакже частного бизнеса.

Модель эволюционного развития интересов государственной экономической политики и формирования нового теоретического подхода к созданию человеко-ориентированной экономики, базирующегося на инновационной основе, пред-ставленанарис. 1.

Переход к новой общественной формации, приоритетом и основной ценностью которой для государства является гражданин (патриот), а само государство стоит на защите его интересов.

Государство в новых экономических условиях выступает как новый тип общества, занимающий особое место в эволюции государственных форм [2]. Традиционная государственно-центрист-

Интегрированная структура с государственным участием в строительстве

Человек \

Государство Общество

Рис. 2. Модель человеко-ориентированной экономики

ентированнои экономике для государства самой значимой ценностью должен являться человек с его потребностями и нуждами, которые гарантированно защищены. Поэтому приоритетным направлением человеко-ориентированной экономики России должен стать ориентир на проблемы, потребности и чаяния человека (семья, домашнее хозяйство), т. е. центральным звеном является непосредственно человек, базовыми элементами — государство и общество, верхняя надстройка — интегрированная структура с государственным участием в строительстве (ИСГУС), сформированная для выполнения социальных проектов и программ (рис. 2).

Приоритет проблем западного человека устанавливается следующим образом: 1) работа, 2) жилье. Это значит, что любой работающий человек, несмотря на уровень своего дохода (в последнее время в связи с введением магистральной политики европейских государств, которая заключается в предоставлении возможности решить жилищную проблему бездомных и безработных), имеет реальную возможность решить жилищную проблему. А вот проблема поиска работы является более существенной.

В России, наоборот, проблемы выстраиваются в следующей последовательности: 1) жилье, 2) работа. Подавляющая часть трудоспособного населения

(около 90%), занимающая достаточно высокий уровень в иерархии, не имеет возможности единовременного приобретения жилья.

Широко известно мнение, что государственная политика неразрывно связана с социальной политикой: «государство без социальной политики невозможно».

Конституционное право граждан России на жилище реализуется в шести основных формах, которые обеспечивают постоянное проживание или длительное пользование им:

1) предоставление жилого помещения из государственного или муниципального фондов по договорам социального найма (ст. 672 ГК РФ [1]) или коммерческого найма (на 5 лет) с соблюдением установленных правил и очередности;

2) вступление в жилищно-строительные и жилищные кооперативы;

3) приобретение жилья в частную собственность различными способами;

4) предоставление служебной жилой площади;

5) предоставление жилых помещений маневренного фонда;

6) предоставление общежития.

Без использования ипотечного кредитования затруднена реализация построенных домов и квартир, а также нарушается непрерывность производства в строительстве.

Изучение статистических данных по соотношению экономически активного населения и нерабочих возрастов в США свидетельствует об уменьшении данной пропорции в 2008 г. по сравнению с 2000г. практически в 1,63 раза: 1,93 — 2008г., 3,145 — 2000г. [2].

Перепись 2000 г. выявила процесс старения населения США. При этом медианный возраст населения (половина населения моложе, а другая половина — старше этого возраста) в 2000 г. составил 35,3 года против 32,9 десятью годами ранее. Доли детей и пенсионеров практически не изменились, при этом число людей в возрасте от 18 до 34 лет уменьшилось на4%,ав возрасте 35—64 лет — увеличилось на 28%. Более всего (на 49%) выросла численность людей в возрасте 45—54 года: это дети послевоенного периодаподъемарождаемости [3].

На основе статистических данных за 2008 г. экономически активное население США можно распределить следующим образом: 1) повозрасту.

• 20—21 год: 5 672 742чел. — 71,9%;

• 22-24:8 576 078 - 77%;

• 25-29:15 219 226-79,2%;

• 30-34:16 101 552- 79,1%;

• 35-44:36 776 494- 80,1%;

• 45-54:29 801 024-79%;

• 55-59:8 972 311 - 67%;

• 60-61:2 497 033 -55,3%;

• 62—64: 2 532 826 чел. — 40,4 %.

2) по полу (старше 16 лет):

• экономически активные мужчины: 81,9 % в 2000 г.;74 %—.в 2003 г.;

• экономически активные женщины — 70 % в 2000 г.;60 % — в 2003 г.;

3) по видам экономической деятельности: производство товаров: 21 833 000 чел.; промышленность: 13 689 000; строительство: 7 401 000 чел. Изучение структуры экономически активного

населения по возрасту и полу, а также занятости по отраслям, свидетельствует о том, что строительная отрасль США по численности занятого в нем населения занимает 2-е место. Приведена численность населения страны на основе данных переписи населения, статистики записи актов гражданского состояния или изучения данных прошлых лет и существующих тенденций. Суммарная численность населения является обобщенной мерой потенциального влияния страны в мире или регионе [2].

Численность населения России составляет около 141 млн чел., однако уровень смертности в 2008 г., по данным Росстата, составил 10%,в 2009 г. — 26%.

Изучение текущей статистической и экономической ситуации в США характеризуется наличием следующих негативных факторов, вызвавших развертывание финансово-экономического кризиса:

• глобализация экономики и, как следствие, «передел собственности» в мировом масштабе;

• завершение «длинного» 50-летнего экономического цикла;

• рост денежной массы на фоне неизменного объема товаров и роста ставки рефинансирования Центрального банка США, что неизбежно приводит к инфляции;

• постоянно растущий фондовый (спекулятивный) рынок;

• резкое падение цен на жилищном рынке США;

• снижение доходности операций на рынке ипотеки;

• отсутствие собственных средств у банков-кредиторов для покрытия убытков;

• обострение проблемы кредитоспособности домохозяйств (семей);

• кризис перепроизводства жилой недвижимости;

• падение спроса на жилье;

• рост стоимости кредитных ресурсов и увеличение невозврата кредитов;

• увеличение количества отказов от приобретенного в ипотеку жилья, когда объем выплат по кредиту равняется текущей рыночной стоимости объекта залога;

• снижение капитализации компаний, что привело к реализации права кредитора на досрочную выплату ранее взятых кредитов.

Это дает возможность получить обоснованный вывод о том, что правительство США допустило серьезнейшую ошибку, сменив вектор государственной политики от социально ориентированной — к бизнес-ориентированной экономике.

Последствия нестабильности экономического развития и мировой финансовый кризис затронули страны Европы в меньшей степени, чем страны с бизнес-ориентированной (спекулятивной) экономикой.

При создании новой человеко-ориентиро-ванной экономики необходимо формирование новых государственных стандартов для решения проблемы повышения платежеспособного спроса внутри страны.

Ориентиром должен стать адекватный размер «потребительской корзины». При этом необходимо менять принципы формирования и расчета потребительской корзины, приближаясь к опыту стран Европейского Союза (ЕС) [6]. Для сравнения, в странах ЕС к середине 2009 г. самый низкий прожиточный минимум зафиксирован на уровне 1 700 евро (около 74тыс. руб. в месяц). В российской практике данный показатель находится на уровне 4 800 руб. в месяц при минимальном уровне дохода потенциального участника системы ипотечного кредитования в 64тыс. руб.

Необходимо также отметить, что в 2008 г. автором статьи в составе экспертной группы производилось обоснование минимального объема потребительской корзины для жителя г. Екатеринбурга.

В расчете кроме законодательно установленных основных составляющих были учтены такие факторы, как:

• сложные природно-климатические условия проживания и их негативное влияние на здоровье;

• полноценное медицинское обслуживание;

• соблюдение медицинских показаний и показаний диетологов и обеспечение полноценного питания (оптимальное отношение белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов);

• обеспечение полноценного отдыха (двухнедельный отдых в санаториях и пансионатах Урала);

• обеспечение образования (самообразования) и досуга и др.

По итогам анализа текущей ситуации в г. Екатеринбурге был обоснован минимальный размер потребительской корзины — 55 тыс. руб. в месяц.

В выступлении Председателя Правительства РФ В. В. Путина в г. Сочи 14.08.2009 говорится, что в России должна быть сформирована единая жилищная политика, выраженная логично объединенными целевыми жилищными программами по строительству доступного жилья «эконом-класса», цена которого не должна превышать 30 тыс. руб. за квадратный метр общей площади, без нанесения ущерба качеству. При этом доступность такого жилья должна быть обеспечена для 40 % населения.

Угрожающей остается демографическая ситуация в стране. По данным Росстата, потребление чистого спирта надушу населения в России составляет 15—18 л в год, начиная с 1992 г. убыль населения составляет около 700 тыс. чел. в год. При этом аналогичные показатели в других странах следующие: в Турции потребление алкоголя составляет 1,2 л в год, прирост населения 900тыс. чел. ежегодно, в Китае — соответственно 5ли6 000тыс. чел.

Модельное представление соотношений народонаселения в зависимости от возрастной группы как результат реализации концептуальной государственной политики — это «пирамидальная архитектура экономики». Цель человеко-ориен-тированной экономики — формирование пирамидальной архитектуры экономики на 25—30 лет. В табл. 1 представлены основные индикаторы бизнес-ориентированной и человеко-ориентиро-ванной государственной экономической политики (по состоянию на август 2009г.).

Низкий индекс доступности жилья для большинства граждан России, насыщенность рынка дорогостоящим коммерческим жильем, несовершенство системы ипотечного кредитования, демографическая ситуация в стране являются существенными факторами для снижения уровня экономической безопасности страны в целом и платежеспособного спроса населения, в частности.

В ходе исследования разработана экономико-математическая модель эффективного развития человеко-ориентированной экономики России, базирующаяся на модели А. В. Воронина. Смещение баланса системы индикаторов-стандартов «человеко-ориентированной» экономики с тече-

Таблица 1

Система индикаторов-стандартов российской экономики

№ п/п Основные количественные индикаторы-стандарты Российская экономика

Бизнес-ориентированная Человеко-ориентированная

1 Минимальный ежемесячный доход для получения ипотечного кредита, тыс. руб. 64,0 55,0

2 Социальная норма общей площади на 1 человека, м2 15 36

3 Размер потребительской корзины, тыс. руб. 4,8 55,0

4 Доля населения, имеющего высшее образование, % Около 16 Не менее 20

5 Продолжительность жизни:

мужчины 60 70

женщины 72 80

6 Пенсионный возраст:

мужчины 60 65

женщины 55 60

7 Базовая часть пенсии, тыс. руб. 2,8 20,0

8 Количество детей в семье, чел. 1,2 2,2

9 Количество квадратных метров жилья на 1 ООО чел. в год, м2 100 800

10 Стоимость 1 м2доступногожилья,тыс. руб. 50 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Индекс доступности жилья, % 10 40

12 Сокращение смертности, % Увеличение наЮ %— 2008; 26 %в 2009 20%

13 Потребление чистого спирта на душу населения в год, л 15-18 5

14 Убыль народонаселения, чел. Около 700 000 -

15 Индекс социальной ответственности государства (соотношение количества выкупленного возведенного и готового (профинансированного) государством жилья к социально необходимому объему) 0,05 0,51

16 Индекс социальной ответственности бизнеса (соотношение количества профинансированного частным бизнесом жилья к социально необходимому объему) 0,15 0,49

нием времени осуществляется в сторону вектора «государственное участие», где критерии оптимальности развития человеко-ориентированной экономики отражают:

• изменение платежеспособного спроса населения (увеличение индекса доступности жилья для граждан России) за счет государственного финансирования, т. е. минимизацию отклонения предлагаемой государством структуры доступного и комфортного жилья, построенного за счет государства фонда жилой недвижимости;

• изменение платежеспособного спроса населения (увеличение индекса доступности жилья для граждан России) за счет частного капитала, т. е. минимизацию отклонения предлагаемой структуры доступного и комфортного жилья, построенного за счет средств частного бизнеса;

• изменение стратегии государства, т. е. максимизацию ввода в эксплуатацию общей площади доступного и комфортного жилья за счет средств государственного бюджета;

• развитие государственной «человеко-ориен-тированной» экономики, т. е. максимизацию удовлетворения платежеспособного спроса населения в доступном и комфортном жилье в зависимости от прироста народонаселения и увеличения потребности. Экономико-математическая модель является основой для осуществления государственного мониторинга рынка строительства жилья как интегрированными структурами в инвестиционно-строительной сфере с государственным участием, так и частными строительными компаниями-участниками инвестиционно-строительного кластера.

Модель может быть модифицирована или уточнена в направлении оценки удовлетворения государством и частными застройщиками спроса на комфортное и доступное жилье граждан со средними (высокими) доходами в зависимости от уровня платежеспособного спроса, предложений на рынке жилой недвижимости, развитости строительной отрасли, демонополизации инвестиционно-строительного комплекса региона, совершенствования системы ипотечного кредитования.

Таблица 2

Группы домохозяйств, дифференцированные по среднемесячному доходу и составу семьи [3]

Группы социальных единиц (домохозяйств) Состав домашнего хозяйства Доля от общего количества, % Площадь, приходящаяся на 1 члена семьи, м2 Среднемесячный доход семьи, тыс. руб. Среднемесячный доход, приходящийся на 1 члена семьи, тыс. руб.

1-я 1 19,2 До 18 До 15 До 15

2-я 2 26,2 До 15 До 20 До 10

3-я 3 22,6 До 12 До 30 До 10

4-я 4 20,5 До 10 До 40 До 10

5-я 5 6,6 До 10 До 50 До 10

6-я 6 и более 4,9 До 10 До 60 До 10

В таблице 2 представлены группы социальных единиц (домашниххозяйств), нуждающихся в улучшении жилищных условий, дифференцированных по среднемесячному ходу и составу семьи.

При этом под домашним хозяйством понимается экономико-социальная единица в составе одного или нескольких человек, обеспечивающая производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия) [5].

В ходе исследования доказана гипотеза, что интегрированные структуры в инвестиционно-строительной сфере с государственным участием, наряду с государством, являются основополагающим базовым элементом инвестиционно-строительного комплекса, строительного кластера и «человеко-ориентированной» экономики в целом. Поэтому формирование государством условий и предпосылок для эффективного функционирования и управления

ИСГУС, как основного элемента человеко-ориен-тированной экономики, является на сегодняшний день, по мнению автора, основной государственной приоритетной стратегической задачей.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Первая и вторая части. С алфавитно-предмет-ным указателем. Официальный текст по состоянию на01.10.1997. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. 560 с.

2. Кочетов Э. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий-новелл / Екатеринбург: Уральский рабочий, 2006. С. 504.

3. Оздоровит, ру. иКЬ://Ы1р:8иррог1@асаёетю.га.

4. ЧернышовЛ. Н. Опыт управления базой данной жилой недвижимости в Финляндии // Управление многоквартирным домом. 2009. № 5. С. 16-22.

5. Юрков Е. В. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений// Тверской государственный университет, Тверь, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.