Научная статья на тему 'Международный опыт развития инвестиционной составляющей финансового потенциала домохозяйств в современной экономике'

Международный опыт развития инвестиционной составляющей финансового потенциала домохозяйств в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / СБЕРЕЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫ ЛИЧНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ / HOUSEHOLD FINANCES / PERSONAL FINANCE / THE FINANCE FUNCTION OF HOUSEHOLDS / THE INVESTMENT POTENTIAL OF HOUSEHOLDS / CONSUMPTION / SAVINGS / INVESTMENT / PERSONAL INVESTMENT TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпенко Юлия Александровна

В статье обосновывается необходимость формирования современной инновационной экономики через теоретико-методологические аспекты реализации инвестиционной функции финансов домохозяйств, ее проявление в современных рыночных условиях; систематизируется опыт стран с рыночной экономикой, где основной акцент делается на возрастание роли финансов домохозяйств в инвестиционном процессе; даются рекомендации по совершенствованию финансовой политики субъектов власти и организаций, направленные на возрастание значения финансов домохозяйств в инвестиционном процессе, позволяющие создать необходимые условия для перехода отечественной экономики к инновационному социально ориентированному типу развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience of the investment component of the financial capacity of households in the modern economy

The paper considers the necessity of forming a modern innovative economy by means of theoretical and methodological aspects of the investment function of household finances, its manifestation in the current market conditions. It systematizes the experience of countries with a market economy, where the growing role of household finance in the investment process dominates. The author presents recommendations for improving financial policy subjects of power and organizations to increase the value of household finances in the investment process. They give the opportunity to create the necessary conditions for the national economy transition to an innovative socially-oriented type of development.

Текст научной работы на тему «Международный опыт развития инвестиционной составляющей финансового потенциала домохозяйств в современной экономике»

УДК 330.322:336 ББК 65.263 К 26

Ю.А. Карпенко

Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и финансов общественного сектора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), г. Москва. Тел.: (916)069-12-38, e-mail: bnjj@mail.ru.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ФИНАНСОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОМОХОЗЯЙСТВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования современной инновационной экономики через теоретико-методологические аспекты реализации инвестиционной функции финансов домохозяйств, ее проявление в современных рыночных условиях; систематизируется опыт стран с рыночной экономикой, где основной акцент делается на возрастание роли финансов домохозяйств в инвестиционном процессе; даются рекомендации по совершенствованию финансовой политики субъектов власти и организаций, направленные на возрастание значения финансов домохозяйств в инвестиционном процессе, позволяющие создать необходимые условия для перехода отечественной экономики к инновационному социально ориентированному типу развития.

Ключевые слова: финансы домохозяйств, личные финансы, функции финансов домохозяйств, инвестиционный потенциал домохозяйств, потребление, сбережение, инвестиции, инструменты личного инвестирования.

Yu.A. Karpenko

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer, Economics and Finance of Public Sector Department, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANE&PA), Moscow. Ph.: (916)069-12-38, e-mail: bnjj@mail.ru.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF THE INVESTMENT COMPONENT OF THE FINANCIAL CAPACITY OF HOUSEHOLDS IN THE MODERN ECONOMY

Abstract. The paper considers the necessity of forming a modern innovative economy by means of theoretical and methodological aspects of the investment function of household finances, its manifestation in the current market conditions. It systematizes the experience of countries with a market economy, where the growing role of household finance in the investment process dominates. The author presents recommendations for improving financial policy subjects of power and organizations to increase the value of household finances in the investment process. They give the opportunity to create the necessary conditions for the national economy transition to an innovative socially-oriented type of development.

Keywords: household finances, personal finance, the finance function of households, the investment potential of households, consumption, savings, investment, personal investment tools.

Как в России, так и в странах Западной Европы и США, доходы населения являюся основной, но не единственной со-

ставляющей финансового потенциала домохозяйств. Наряду с заработной платой, государственными трансфертами и выпла-

тами по системе социального страхования, важнейшей предпосылкой формирования финансового потенциала является наличие у домашних хозяйств финансового богатства (недвижимость; капитальные и финансовые активы, имущество в форме товаров длительного пользования).

Поскольку проявление финансового богатства как составной части финансового потенциала домохозяйств начинается с обеспеченности жильем, то целесообразно рассмотреть решение проблем его приобретения в различных странах. В целом, в социально ориентированных странах гораздо больше возможностей получить государственное жилье или финансовую поддержку на его приобретение.

Интересен опыт предоставления государственного жилья в Новом Южном Уэльсе (Австралия) [1]. Здесь практически каждое домохозяйство с низким уровнем доходов может рассчитывать на помощь государства (в соответствии с определенным установленным пределом дохода). Предел дохода представляет собой максимальный размер дохода (до уплаты налогов), который может заработать семья и который позволяет рассчитывать на получение государственного жилья (для справки отметим, что в установленных пределах доходов не учитываются в качестве дохода первые $5000 из общей суммы сбережений и инвестиций. Однако проценты с остальной суммы вкладов или ценных бумаг определяются и учитываются в качестве дохода).

В таблице 1 приведены пределы доходов для домохозяйств, претендующих на государственное жилье. Как видно из таблицы 1, для каждого типа домохозяйства установлен свой предел. В частности, отдельные льготы положены семьям, имеющим детей и инвалидов, за каждого их которых домохозяйство несет значительные постоянные медицинские расходы. Эти же пределы расходов позволяют оформить аренду на рынке частного жилья, наследования аренды, переезда на другое место жительства. Пределы доходов регулярно пересматриваются и индексируются с учетом изменений в прожиточном минимуме.

В некоторых странах существует широкий перечень компенсаций по жилью для социально значимых профессий. На-

пример, во Франции действует специальная учительская дотация, предназначенная для обеспечения учителей жильем [2].

В развитых странах для домохозяйств, не подпадающих под программы предоставления государственного жилья, предусмотрены различные ипотечные программы.

В первую очередь, это касается домохозяйств с невысоким финансовым потенциалом, для которых порой предусмотрены специализированные ипотечные программы. Например, в США, первоначальный взнос выдается государством в виде субсидий. Некоторые ипотечные программы разрешают не возвращать кредит при условии, что заемщик остается жить некоторое время в приобретенном жилье, в других программах возврат кредита предусмотрен при продаже недвижимости.

Законодательство ряда стран вынуждает банки и крупные ипотечные корпорации активно участвовать в специализированных ипотечных программах для домохозяйств с невысоким финансовым потенциалом [3, 4]. Так, в ряде европейских стран (Финляндия, Норвегия) государственная поддержка заключается в субсидировании процентной ставки по ипотечному кредиту. Применяется также плавающая ставка, где часть годового процента — фиксированная, а другая колеблется в зависимости от курса валют и ситуации на национальном или мировом валютном рынке. Таким образом, домохозяйства могут экономить на процентах. Другой формой государственной поддержки и соучастия являются налоговые льготы при покупке жилья.

На наш взгляд, показателен опыт Германии, в которой действует так называемая система стройсбережений. При достижении накоплений домохозяйством на уровне 40—50% от стоимости жилья, на остальную сумму выдается ссуда с рассрочкой в 6,5—18 лет. При этом в Германии широко применяется государственное стимулирование накоплений собственного капитала на жилищное строительство посредством предоставления ежегодных премий. Вкладчик знает, что через 5 лет его деньги увеличатся на 35—40%. Государство стимулирует участие своих граждан в накопительной системе с последующей их трансформацией в ипотечное кредитова-

Таблица 1

Пределы доходов на получение государственного жилья

Тип семьи Максимально общий доход (до уплаты налогов), включая семейные налоговые льготы на детей, дол.

в неделю в год

Одинокий 410 21,379

Одинокий 1 ребенок 620 32,329

Одинокий 2 ребенка 690 35,979

Одинокий 3 ребенка 760 39,629

Одинокий 4 ребенка 830 43,279

Пара 550 28,679

Пара+ 1 ребенок 760 39,629

Пара + 2 ребенка 830 43,279

Пара+ 3 ребенка 900 46,929

Пара+ 4 ребенка 970 50,579

Плюс еще один совершеннолетний (18 лет и старше) Предел дохода +140

Плюс еще один ребенок (до 18 лет) +70

Пособие по инвалидности (на 1 чел.) +70

Пособие по «исключительной инвалидности» на 1 чел. +140

ние. В целом, в странах, где кредитование жилья стабильно, на каждую вложенную денежную единицу государство получает 10 единиц отдачи.

Строительные сберегательные кассы также получили распространение и в других странах. В Чехии, Словакия, Венгрии, Хорватии и Казахстане приняты законодательные акты, регулирующие деятельность строительных сберегательных касс и предусматривающие господдержку вкладчикам кредитных учреждений в виде поощрительных премий.

Для отечественной практики развития финансового потенциала домохозяйств полезен опыт, накопленный зарубежными финансовыми институтами, работающими с ипотечным кредитованием. Успешно проявляют себя строительные общества (в Австрии, Англии, Новой Зеландии), строительные сберегательные кассы (в Австрии, Германии), ссудосберегательные ассоциации и ипотечные компании (в Канаде, США). В этих странах на ипотечном рынке присутствует высокая конкуренция, побуждающая расширять и создавать новые, более доступные и выгодные проекты для населения. Нужно заметить, что все эти

финансовые институты находятся под непосредственным государственным контролем и регулированием. Благодаря такому подходу, в большинстве развитых стран банковский ипотечный жилищный кредит доступен самым широким слоям населения, включая студентов и пенсионеров.

В то же время отметим, что доступность ипотечного кредита, например, в США спровоцировала серьезные проблемы. Низкие учетные ставки (часто ниже 6%) на ипотечный кредит с рассрочкой на 30 лет в течение длительного времени, особенно в последнее десятилетие, стимулировали рост долгов по жилищным кредитам. По данным American Housing Survey, средняя задолженность одной американской семьи по жилищному кредиту составляла 69227 дол. Каждое из 14 млн. домашних хозяйств (19% от всей совокупности) имело жилищный долг, превышающий 100 тыс. дол. Только 2% домов в США полностью выкуплены собственниками.

По данным Национальной Ассоциации Риэлторов США, среднестатистическая американская семья проживает в своем доме в среднем 7,1 года, после чего

продает его, имея невыплаченный кредит свыше 90% [5].

Опыт развитых стран также демонстрирует прямую зависимость между развитием финансового потенциала и развитием целевого, а также потребительского кредитования населения.

Доступность кредита в виде низкого процента и широкого спектра предлагаемых кредитов расширяет возможности домохозяйств формировать финансовое богатство и увеличивать качество жизни за счет развития человеческого потенциала. Например, в США действуют программы образовательного кредита: по ставке 1% на 30—40 лет или на 10 лет под 3—6% годовых. В Австралии на образовательные цели предоставляется беспроцентный кредит с неограниченным периодом погашения. В Голландии образовательный кредит предоставляется на срок до 15 лет при процентной ставке около 4%, при этом студенты, не располагающие стабильными доходами, получают скидку. В Латвии для студентов процентная ставка в период обучения равна 0%, после окончания учебы не превышает 5% годовых. Если заем полностью погашается сразу после окончания учебы, то никаких процентов платить не надо. Кроме того, государство гасит долг перед банком за студенток, которые родили ребенка в период обучения.

Доступность кредита и развитие банковских услуг стимулируют «жизнь в долг», что для финансового потенциала домохозяйств можно трактовать неоднозначно. С одной стороны, это, безусловно, индикатор роста финансовых ресурсов домохозяйств, так как увеличивается уровень потребления и, следовательно, благосостояния; с другой стороны, — необходимость возврата кредита и уплаты процентов по нему снижают текущий доход домохозяйств.

В целом, исследования показывают, что домохозяйства при определении потребления часто ориентируются не на текущие доходы, а на желаемый уровень потребления и жизненные стандарты. Следовательно, возможность реализовать растущие потребности домохозяйств «сегодняшнего дня» следует оценивать как направление развития финансового потенциала домохозяйств [6].

Западные банки стараются увлечь процессом накопления подрастающее поколение. В США в присутствии родителей можно открыть счет и при этом достаточно внести 25 центов. Эти меры нацелены на будущее, так как со временем их владелец станет потенциальным инвестором и будет в дальнейшем пользоваться банковскими услугами. «Пополнением счета финансовые возможности детей на Западе не ограничиваются. Они могут открыть дебетовую или кредитную карту и самостоятельно ею расплачиваться. Родители имеют возможность проследить расчеты своих детей, ограничивать их посредством определения лимита на снятие наличных средств, а также научить грамотно распоряжаться финансовыми средствами, планировать свои расходы и т.д. Некоторые банки дают возможность зачислять на счет ребенка все детские пособия: по рождению, по уходу и т.д., чтобы в будущем родители смогли по безналичному расчету оплачивать обучение, лечение и т.д.

В нашей стране ранее тоже открывались депозиты для детей / внуков, чтобы к совершеннолетию накопилась определенная сумма. Но во время реформ и дефолт эта традиция была утрачена. В настоящее время подросток только в 14 лет, а в некоторых банках с 18 лет имеет право распоряжаться вкладом, при этом в России нет возможности получить кредит в 14 лет. При этом отметим, что согласно Гражданскому кодексу РФ, ребенок может проводить операции с «пластиком» уже с 6 лет. В ст. 28 п. 2 «Дееспособность малолетних» ГК РФ говорится, что «малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе сами совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения».

В большинстве стран действует система страхования вкладов. Оптимальный уровень страхования вкладов населения, согласно мировой практике, должен находиться в интервале от 1 до 2 долей ВВП на душу населения. Величина гарантий представляет собой своеобразный мини-

мальный социальный стандарт, рассчитанный на защиту интересов мелкого и среднего вкладчика.

В большинстве стран лимит страхового возмещения установлен так, чтобы застраховать в полном объеме примерно 90% вкладчиков. В России также введен и повышается размер страхового возмещения. В дальнейшем, в зависимости от изменения структуры вкладов населения, размер возмещения по вкладам может быть повышен до эквивалента 20 тыс. евро — минимального порога гарантий, установленного для стран ЕС.

Наличие сбережений диктует необходимость «портфельного» выбора вида сбережений, т.е. выбора между хранением сбережений в наличной форме или их инвестированием (вложением в ценные бумаги), или хранением денег в банке.

Для граждан развитых стран доступны как банковские депозиты, так и фондовые операции через брокера или участие в фондах коллективного инвестирования (паевые инвестиционные фонды).

В то же время в развитых и развивающихся странах реализуется комплекс мер, направленных на изменение соотношения «инвестиции — сбережения в наличной форме» в пользу инвестиций. Как следствие, в последние годы наблюдается превышение инвестиций над сбережениями.

Инвестиционные фонды коллективных вложений все больше участвуют в мобилизации сбережений экономических субъектов, которые затем используются для финансирования экономики, что приводит к уменьшению посреднической роли банков. Столь интенсивный рост фондов коллективных сбережений в странах Европы объясняется аналитиками тем, что домохозяйства стали предпочитать долгосрочные вложения в инвестиционные фонды банковским вкладам и краткосрочным размещениям. В большинстве стран инвестиционные фонды присутствуют в финансовой системе как серьезная альтернатива коммерческим банкам, благодаря своей высокой эффективности, конкурентоспособности, использованию инноваций.

Особенностью, например, Германии является тот факт, что в настоящее время практически каждая семья является участником инвестиционного фонда. Для этого разработано множество различных на-

копительных программ, которые выгодны всем: стране, работодателю, гражданину. Порог вхождения в инвестиционные фонды для немецких граждан довольно низкий и доступен практически каждому домохозяйству — от 25 до 500 евро в зависимости от выбранной программы.

В некоторых государствах инвесторы фондов пользуются существенными налоговыми льготами (например, в форме снижения ставки подоходного налога). Это стимулирует повышение спроса на услуги различных финансовых фондов в странах с недостаточно развитым фондовым рынком. В некоторых странах, в частности в США и Франции, рост фондов финансового рынка стимулировался жестким ограничением уровня процентных ставок по депозитам розничных в коммерческих банках.

В последнее время в развитых странах обозначилась тенденция повышения интереса домохозяйств к высоко рисковым финансовым инструментам.

Анализируя зарубежный опыт формирования финансового потенциала домохозяйств, можно сделать вывод о том, что в развитых странах используются разнообразные системы регулирования доходов, социального страхования, семейного налогообложения, развиваются финансовые и кредитные инструменты, высок интерес домохозяйств к финансовым активам и фондовым рынкам.

Сходство социальной системы России с системами ведущих европейских стран ограничивается, прежде всего, тем, «что в ней еще присутствуют «остатки» прежней социальной защиты граждан за счет бюджетов всех уровней». Определенные предпосылки усиления социальной направленности бюджетной политики России появились в связи с реализацией национальных проектов [7].

В России, безусловно, набирает рост рынок банковских кредитных услуг, в том числе предлагаются различные программы ипотечного кредитования. Но данный рынок деформирован и нацелен, прежде всего, на домохозяйства с высоким финансовым потенциалом. В России не созданы специальные системы строительных сбережений населений, нет частных жилищно-сберегательных вкладов и срочных сберегательных программ, так распространенных в разных странах

и имеющих активную государственную поддержку. Процентные ставки по кредитам высокие, что обусловлено уровнем инфляции. По западным меркам сеть большинства банков незначительна, и потому кредитные продукты сосредоточены в крупных городах.

В России проект закона о сберегательных кассах уже несколько раз рассматривался, но до сих пор не принят. Нет механизмов, при помощи которых нормам прямого воздействия позволили бы получить доступ к льготным кредитам для малообеспеченных домохозяйств. Хотя на региональном уровне в некоторых ипотечных социальных программах тоже предус-

матриваются льготы для некоторых категорий домохозяйств в виде частичного погашения процентов и первоначального взноса, но, к сожалению, это единичные случаи.

В целом следует констатировать, что для эффективного применения передового опыта необходимы соответствующие условия: рост реальных доходов населения, социальная направленность бюджетной политики, устойчивая экономическая динамика основных макроэкономических показателей, стабильная денежно-кредитная политика и банковская система, соответствующее правовое поле и действенный контроль.

Примечания:

1. Family and Community Services. URL: www.housing.nsw.gov.au.

2. Балтина A.M., Волохова В.А., Попова H.B. Финансовые системы зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 229.

3. Крупное Ю.С. Проблемы ипотечного жилищного кредита // Финансы и кредит. 2005. №8 (176).

4. Грачев И.Д. Проблемы и перспективы социальной ипотеки // Недвижимость и инвестиции. 2004. № 3 (20). С. 47.

4. [Электронный ресурс]. URL: http://pubdb3.census.gov/macro/032006/perinc/ new03_000.htm.

5. Машкова Н.Н. Развитие эффективности социальных расходов в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2014. № 6. С. 157-159.

6. Ларина С.Е. Общее и особенное в развитии бюджетной централизации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2013. Вып. 4. С. 43-52.

References:

1. Family and Community Services. URL: www.housing.nsw.gov.au.

2. Baltina A.M., Volokhova V.A., Popova N.V. The financial systems of foreign countries: Textbook. M.: Finance and Statistics, 2007. P. 229.

3. Krupnov Yu.S. Problems of housing mortgage loans // Finance and Credit. 2005. № 8 (176).

4. Grachev I.D. Problems and perspectives of social mortgage // Estate and Investments. Number 2004. № 3 (20). Pp. 47.

5. http://pubdb3.census.gov/macro/032006/perinc/new03_000.htm.

6. Mashkova N.N. The development of the efficiency of social expenditures in the Russian Federation // Business in law. 2014. № 6. Pp. 157-159.

7. Larina S.E. General and specific in the development of fiscal centralization // Bulletin of the Adyghe state University. Ser. Economy. 2013. Vol. 4. Pp. 43-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.