Научная статья на тему 'Моделирование учебной проектной деятельности с целью развития творческой активности студентов колледжа'

Моделирование учебной проектной деятельности с целью развития творческой активности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косырев В. П., Раковская О. Л., Ломакина Т. Ю.

В статье рассматривается дидактическая модель организации проектировочной деятельности, представляющая собой теоретическое обоснование практической деятельности по изучению проблем развития творческой активности студентов в процессе учебной проектной деятельности, анализируются структурные компоненты (мотивационно-ценностный, инновационно-технологический, личностно-творческий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF EDUCATIONAL DESIGN ACTWITY FOR THE PURPOSE OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTWITY OF STUDENTS OF COLLEGE

The didactic model of the organisation of the designing activity, representing a theoretical substantiation of practical activities on studying of problems of development of creative activity of students in the course of educational design activity is considered, structural components (motivation-valuable, is innovative-technological, personal-creative) are analyzed.

Текст научной работы на тему «Моделирование учебной проектной деятельности с целью развития творческой активности студентов колледжа»

3. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. — М.: ИПИ РАО, 1995. — 113 с.

4. Муравьева, Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе: дис. ... доктора пед. наук. — Шуя, 2003. — 400 с.

5. Алексеев, Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательной системы / Н.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. — М., 1994.

6. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 216 с.

7. Моисеев, А.М. Давайте проектировать системы управления! / А.М. Моисеев // Частная школа. — 1997. — № 5. — С. 88-101; 1997. — № 6. — С. 75-89.

8. Родионов, В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. Дис. ... доктора пед. наук. — СПб, 1996. — 37 с.

9. Байбородова, Л.В. Проектирование педагогической деятельности школы: Из опыта работы школы-комплекса № 87 г. Ярославля / Л.В. Байбородова, О.Г. Важнова, М.И. Рожков. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.

10. Проектирование деятельности педагогических колледжей: методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. — Казань: ИСПО РАО, 2002. — 140 с.

11. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / Л.С. Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.

12. Юдин, В.В. Педагогическая технология: учебное пособие / В.В. Юдин. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. —

Ч. 1 — 48 с.

13. Юдин, В.В. Сколько технологий в педагогике? /

B.В. Юдин // Школьные технологии. — 1999. — № 3. —

C. 34-40.

14. Байбородова, Л.В. Освоение педагогами новых образовательных технологий / Л.В. Байбородова // Новые педагогические технологии в современной школе: материалы XI научно-практической конференции: науч. ред. С.В. Стол-бунова. — Ярославль, 2005. — C. 4-12.

15. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. — Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.

16. Электронное обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб / Под ред. Мэксин Меллинг: науч. ред. пер. Я.Л. Шрайберг. — М.: Омега — Л, 2006. — 224 с.

17. Юдин, В.В. Где искать педагогические основы Е-learning? В защиту дидактики / В.В. Юдин // Открытое образование. — 2005. — № 5. — С. 4-9.

УДК 378+37.001.5

В.П. Косырев, доктор пед. наук, профессор Т.Ю. Ломакина, доктор пед. наук, профессор

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

О.Л. Раковская, преподаватель

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Строительный колледж № 26», Москва

моделирование учебной проектной деятельности с целью развития творческой активности студентов колледжа

Под моделью организации проектной деятельности студентов авторы понимают некое идеальное образовательное пространство, с помощью которого должен быть достигнут прогнозируемый уровень сформированности творческой активности студентов, их профессиональных умений и навыков [1].

В своем исследовании авторы использовали разработанный Н.М. Амосовым типовой план создания модели, включающей десять позиций: формирование цели работы, выбор уровня модели, формирование качественной гипотезы, построение блок-схемы объекта, ограничение числа связей между составляющими объекта, отладка модели, исследование модели, сравнение характеристики модели и объекта при одинаковых условиях с целью определения достоверности модели и границы ее применения (верификация модели и др.) [2].

118

Исходными теоретическими основаниями построения разработанной авторами дидактической модели (рисунок) развития творческой активности студентов при выполнении учебного проекта являются следующие положения:

• творческая активность имеет личностнодеятельную основу;

• системообразующий элемент творческой активности — мотивационно-потребностное ядро личности студента;

• в развитии творческой активности необходимо усиление акцента как на активизацию мышления, так и на мотивационно-потребностную сферу студентов;

• творческая активность студентов связана со всеми сторонами формирующейся личности студента: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявле-

ниями, эмоциональным отношением к деятельности;

• ориентация на внешние условия (содержание учебного материала, формы и методы обучения) без глубокого знания и учета внутренних условий (потребностей, интересов, способностей и т. д.) оказывает негативное влияние на процесс и конечные результаты формирования творческой активности студентов;

• идея Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития [2] — действенный инструмент стимулирования развития творческой активности студентов, индикатор возможного продвижения, механизм согласования реальных и потенциальных возможностей и способностей.

В основе построения дидактической модели лежат следующие принципы:

мотивационный формирует потребности и готовности студентов и преподавателей работать над развитием творческой активности в логике учебного проекта;

концептуальный обеспечивает развитие творческой активности на основе тенденции гуманистической направленности профессиональнопедагогической деятельности. В условиях колледжа это означает прежде всего отказ от техноцентрист-ских подходов в пользу формирования культуровед-ческой компетенции в процессе развития творческой активности студента в логике учебного проекта;

системный обусловливает развитие творческой активности логикой учебного проекта и содержанием процессов, а также уровнем сотрудничества между студентами и преподавателями.

В дидактической модели (рисунок) авторы выделяют следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный — система ценностей, ориентаций и убеждений, включенных в целостный процесс развития творческой активности студентов в логике учебного проекта; мотивация на инновационную творческую деятельность; современное педагогическое мышление;

инновационно-технологический — способы и методы проектной деятельности; индивидуальный стиль и профессиональная компетентность как переподавателя, так и будущего специалиста;

личностно-творческий — раскрывает креативные механизмы организации учебной проектной деятельности, воплощения результатов творческого акта в жизнь.

Содержание каждого структурного компонента раскрывается через модули: общедидактический, предметно-методический и психологодидактический.

Общедидактический (логико-методологический) модуль делится на функциональные блоки (системное видение учебной реальности; способность к аналитико-прогностической деятельности, моделированию; способность к интеграции с конст-

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ЛОГИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Мотивационно-ценностный Инновационно-технологический Личностно-творч еский

1

Общедидактический Предметно-методический Психолого-дидактический

а к

о ^

¡и

с

и

2 К !т

5

К „ . ¡^НО

о И I*

&*5

ОЙ*

я°*-

5

и

X X

С

1-, О

О с

^ к * 2л 4 Я >5 Я С О X Я ь

Й 2 и 5 о & Я я я

5

X

55

О £ ^ £ я ^ & & о ^ ©

« X £

>я§ '

1 * I

I

& § ¥ •& °

2

§

8 °1 Я;Я &

а

И

&-

Е ^ я с

«и в

I

¡§£1

I

I

М

& а 53 £

I

I

и Е-и и § К

I

§ 0 а \с

I

а «г

I

¡ЗЁ0Ё

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ЛОГИКЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дидактическая модель развития творческой активности студентов колледжа в логике учебного проекта ------------------------------------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/Г2008------- ----------------------119

руктивным опытом проектной деятельности участников других проектов) и решает следующие задачи развития творческой активности студентов:

а) развитие в целом смысле слова — продвижение студентов на новые стадии, этапы познавательных, эмоционально-волевых, психологических свойств (характер, способности, склонности);

б) совершенствование таких личностных характеристик, как:

• активно-мотивированная умственная деятельность;

• мобилизация ума и воли;

• конструктивная самостоятельность, неожиданная ассоциативность;

• способность перестраивать схемы действий и в конечном итоге решать творческие нестандартные задачи.

Данный модуль позволяет ставить цели развития творческой активности студентов с различных точек зрения:

• психолого-педагогической — изменение принципа организации усвоения содержания образования, основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции);

• социальной — целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества;

• дидактической — решение назревших проблем среднего профессионального образования путем создания методологической системы развития творческой личности студентов на мотивационной основе.

Преподаватель не объясняет и не демонстрирует студентам правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Он не указывает студентам на допущенные ими ошибки, не показывает и тех наивысших достижений, наилучших результатов, эталонных образцов или вдохновляющих примеров, которыми студенты могли бы восхищаться и стремились бы к ним приблизиться или даже их превзойти (такой ракурс тоже очень важен, авторы тоже не отрицают его). Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы студентам нужно добывать собственными силами, именно этому и надлежит учиться в первую очередь. Лучший способ такого учения — заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта, нацеленного на поиск решения заключенной в задании проблемы. Поскольку пути, способы и средства, ведущие к цели, заранее студентам не сообщаются, студент должен их найти сам, открыть или изобрести, а потом логически построить или смоделировать.

120

Предметно-методический (технологический) модуль дидактической модели включает следующие функциональные блоки:

• формирование устойчивого познавательного интереса с целью становления будущего профессионала. Творческая активность, как показывают исследования, возникает тогда, когда есть положительное отношение к предмету, есть знания и желание продолжить деятельность за пределами учебных занятий. Задачей, стоящей перед студентами, является не столько освоение научно-предметных знаний, сколько их порождение и возможное применение в будущей профессиональной деятельности;

• активное применение инновационных технологий в проектной деятельности [3];

• формирование рефлексии, «родового понятия для той интеллектуальной и эмоциональной деятельности, в которой индивидуум осмысливает свой опыт с целью прийти к новому пониманию и ценностным отношениям» [4]. Психолого-дидактический модуль предполагает

включение следующих функциональных блоков:

• формирование личностно-гуманной ориентации студентов, обеспечивающее личности ее свободное развитие и самореализацию не только в учебной проектной деятельности, но и в дальнейшем профессиональном самоутверждении;

• формирование и развитие творческих качеств личности.

Л.С. Выготский писал: «.. .высшие человеческие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека» [2]. Следовательно, творчество студентов в логике учебного проекта — это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческой активности студентов в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны;

• создание комфортной творческой образовательной среды в рамках учебного проекта, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности студентов, а методологические основы развивающего образования могут быть представлены в виде следующих основных (четырех) позиций: усвоение знаний, умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей;

на смену «субъект-объектной» логике воздействия на студента приходит логика содействия, сотрудничества;

• студент становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность;

• стереотипное воспроизведение студентами стандартного минимума готовых истин вызывает острую необходимость создания особых учебных проектов и организации образовательной среды, способствующей формированию творческой активности студентов. Использование дидактической модели в образовательном процессе дает возможность последовательного и разностороннего изучения процесса развития творческой активности студентов колледжа в логике учебного проекта, позволяет более наглядно представить характерные особенности этого процесса. В то же время при помощи предлагаемой модели можно наметить пути оптимального решения проблемы и сформировать:

1) ценностное отношение к учебной проектной деятельности студентов и преподавателей;

2) технологическую готовность студентов колледжа к будущей профессиональной деятельности;

3) удовлетворенность студентов и преподавателей результатами творческой деятельности;

4) продуктивное сотрудничество всех участников учебного проекта;

5) гибкость и вариативность, нестандартность мышления;

6) рефлексию; объективную самооценку; постоянное стремление к самосовершенствованию;

7) личностно-ориентированный стиль общения;

8) гуманистическую направленность учебной проектной деятельности;

9) успешность и эффективность творческой деятельности студентов колледжа в логике учебного проекта.

Дидактическая модель представляет собой теоретическое обоснование практической деятельности по изучению проблем развития творческой активности студентов в процессе учебной проектной деятельности. По задачам моделирования такая модель может рассматриваться как прогностическая, по степени достоверности — как приближенно достоверная. Представленная модель, по мнению авторов, является достаточно полной и разносторонней в плане описания объекта моделирования, адекватно отражает его основные свойства. Она также допускает постепенные измерения и усовершенствования в том смысле, что ее компоненты, не изменяя своих функций и названия, могут в процессе использования модели усложняться [5].

Проектная деятельность, как показывает опыт ГОУ СПО «Строительный колледж № 26» (структурное подразделение 2) Департамента образования г. Москвы, создает реальную ситуацию и атмосферу соревнования между студентами и преподавателя-

ми и, кроме того, предполагает обмен наиболее ценным опытом. Возникает специфическая форма общности студентов, преподавателей колледжа, общеобразовательных учреждений, сотрудников вузов, реализующих совместную деятельность. Результатом учебно-профессионального сотрудничества (сотворчества) является реальный материализованный продукт — банк творческих нововведений, воплощенный в работе колледжа. Ряд издательских проектов (литературный журнал «Вдохновение», юридический журнал «Arbitrum liberum», юридический бюллетень, газета «Ракурс», буклеты), исследовательские проекты («Москва и москвичи» и др.), информационные, сетевые (документальный фильм, посвященный судьбам ветеранов Великой Отечественной войны; создание сайта, ряда мультимедийных образовательных программ, презентаций), ролевые, игровые (судебный процесс над Родионом Раскольниковым; театрализованная постановка на английском языке по мотивам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», театрализованная интерпретация пьесы Б. Шоу «Пигмалион» на английском языке; брейн-ринг по вопросам права и др.); лингво-исторический проект «Почему мы так говорим?»; брейн-ринг, посвященный вопросам истории Великой Отечественной войны (битвы под Москвой); прикладной музейно-исторический проект «Навеки живые» и т. д.

Покидая реальный процесс взаимодействия с педагогами и сверстниками в рамках учебного проекта, выпускник колледжа унесет с собой попытку его самостоятельного воспроизведения уже в иных обстоятельствах собственной жизни. Он освоил соответствующие процессы (понимание, творческая инициатива, коммуникация, рефлексия и др.) и средства (событийная общность, сотрудничество, позиция профессионала и др.). Его ждут новые творческие достижения уже в профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Амосов, Н.М. Моделирование мышления и психики / Н.М. Амосов. — Киев: Наукова думка, 1965. — С. 38-42.

2. Выготский, Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций / Л.С. Выготский // Развитие высших психических функций. — М., 1960. — С. 20-38.

3. Платонова, Т.И. Инновационные педагогические технологии как средство активизации творческой деятельности студентов колледжа / Т.И. Платонова, О.Л. Ульянчен-ко (Раковская) // «Теоретические исследования 2006 года»: сб. научных трудов: материалы ежегодной конференции; под ред. В.А. Мясникова; сост. А.В. Овчинников. — М.: Изд-во ИТИП, 2007. — С. 280-286.

4. Mezirov, J. et al. Fostering critical reflection in adulthood: A guide to transformative and emancipatory learning / J. et al. Mezirov. — San Francisco-Oxford, 1991. — P. 54.

5. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Методология / Г.П. Щедровицкий. — М.: Наука, 1997. — С. 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.