Научная статья на тему 'Стимулирование творчества студентов в рамках учебной проектной деятельности'

Стимулирование творчества студентов в рамках учебной проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / EDUCATIONAL PROJECT ACTIVITY / STIMULATION OF STUDENTS' CREATIVITY / DIDACTIC MODEL / LEVELS OF REALIZATION OF CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Соколова Наталия Леонидовна, Углов Владимир Владимирович, Герасименко Татьяна Николаевна

Исследование посвящено актуальной проблеме стимулирования творчества учащихся в рамках учебной проектной деятельности. Учебный проект рассматривается авторами статьи как дидактическое средство, познавательная, творческая или игровая активность обучающихся, реализуемая совместно и подразумевающая коллективную цель и слаженную методику. С опорой на труды Л.Т. Черновой и О.Л. Раковской выделены уровни реализации творческого потенциала студентов, отражающие степень независимости, интеллектуальной гибкости, оперативности и других профессионально значимых качеств, присущих обучаемым. Данные, полученные в ходе эксперимента, позволяют утверждать, что адекватные организационно-педагогические условия оказывают положительное влияние на возможности индивида (умственные, творческие, коммуникативные), способствуют повышению его самооценки, пониманию собственной самодостаточности не только в контексте УПД, но и в ближайшей профессиональной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Соколова Наталия Леонидовна, Углов Владимир Владимирович, Герасименко Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF STUDENTS' CREATIVITY WITHIN EDUCATIONAL PROJECT WORK

The study is devoted to the relevant issue of stimulating the students' creativity within educational project activities. The educational project is regarded by the authors as a didactic means, cognitive, creative or game-oriented activity of students, which is realized on a joint basis implying a collective goal and coordinated methods. The authors also singled out (relying on works by L.T. Chernova and O.L. Rakovsky) the levels of realization of students' creative potential, reflecting the degree of independence, intellectual flexibility, effectiveness and other professionally significant qualities of future specialists. The data obtained during the experiment make it possible to assert that adequate organizational and pedagogical conditions have a positive impact on the individual's abilities (mental, creative, communicative), contribute to increasing self-esteem and perception of self-sufficiency not only in the context of educational project activity, but in his/her forthcoming professional life as well.

Текст научной работы на тему «Стимулирование творчества студентов в рамках учебной проектной деятельности»

Профессиональное образование

УДК 378

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.Г. Сергеева, Н.Л. Соколова, В.В. Углов, Т.Н. Герасименко

Аннотация. Исследование посвящено актуальной проблеме стимулирования творчества учащихся в рамках учебной проектной деятельности. Учебный проект рассматривается авторами статьи как дидактическое средство, познавательная, творческая или игровая активность обучающихся, реализуемая совместно и подразумевающая коллективную цель и слаженную методику. С опорой на труды Л.Т. Черновой и О.Л. Раковской выделены уровни реализации творческого потенциала студентов, отражающие степень независимости, интеллектуальной гибкости, оперативности и других профессионально значимых качеств, присущих обучаемым. Данные, полученные в ходе эксперимента, позволяют утверждать, что адекватные организационно-педагогические условия оказывают положительное влияние на возможности индивида (умственные, творческие, коммуникативные), способствуют повышению его самооценки, пониманию собственной самодостаточности не только в контексте УПД, но и в ближайшей профессиональной перспективе.

Ключевые слова: учебная проектная деятельность, стимулирование творчества студентов, дидактическая модель, уровни реализации творческого потенциала.

STIMULATION OF STUDENTS' CREATIVITY WITHIN EDUCATIONAL PROJECT WORK

M. Sergeeva, N. Sokolova, V. Uglov, T. Gerasimenko

Abstract. The study is devoted to the relevant issue of stimulating the students' creativity within educational project activities. The educational project is regarded by the authors as a didactic means, cognitive, creative or game-oriented activity of students, which is realized on a joint basis implying a collective goal and coordinated methods. The authors also singled out (relying on works by L.T. Chernova and O.L. Rakovsky) the levels of realization of students' creative potential, reflecting the degree of independence, intellectual flexibility, effectiveness and other professionally significant qualities of future specialists. The data obtained during the experiment make it possible to assert that adequate organizational and pedagogical conditions have a positive impact on the individual's abilities (mental, creative, communicative), contribute to increasing self-esteem and perception of self-sufficiency not only in the context of educational project activity, but in his/her forthcoming professional life as well.

Keywords: educational project activity, stimulation of students' creativity, didactic model, levels of realization of creative potential.

В рамках современной образовательной парадигмы важнейшую роль играет деятельность, направленная на развитие потенциала обучающихся: формирование их личности, а также ее самосовершенствование и самореализацию (в том числе творческую) в изменчивой социокультурной реальности. Данный подход согласуется с изменениями гуманистического характера, затрагивающими отечественное высшее образование, которое учитывает личный опыт и социально-духовные потребности любого студента. В наши дни все граждане России, получающие знания в вузах или учреждениях среднего профессионального образования (СПО), должны иметь возможность реализовать свои способности. В постановлении Правительства РФ «О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации» [1] подчеркивается важность развития критического мышления, ориентации на активное и осмысленное постижение действительности без

посторонней помощи. Трудно поспорить с утверждением П.Ф. Каптерева: по его мнению, индивид, не перерабатывающий поступающую информацию, останавливается в развитии. Новая модель обучения и воспитания подразумевает их восприятие в качестве функции индивидуальной культуры и ориентацию на личность учащегося [10].

В настоящее время в педагогике уделяется особое внимание разработке гибких образовательных технологий (в том числе проектному методу), соответствующих современному взгляду на учебно-воспитательный процесс. Представлены теоретические аргументы, подтверждающие эффективность их использования; предприняты попытки определения их педагогической и организационной базы.

При выстраивании учебной проектной деятельности (далее - УПД) формируются оптимальные условия, способствующие

творческому самовыражению и

самосовершенствованию личности, а также позволяющие выбирать верные траектории передвижения в информационном пространстве. Процессы обучения и воспитания, имеющие в своей основе технологии проектов, отличаются эволюционностью, учетом актуальных требований, отказом от традиционного знаниевого подхода ради самостоятельного индивидуального творчества студентов, которое не всегда реализуемо в рамках стандартного учебного занятия. Также следует подчеркнуть, что для гуманитарного образования характерно стремление к союзу и слиянию нескольких специализированных сфер, благодаря чему границы креативного поиска, осуществляемого преподавателями и студентами, становятся более широкими [13].

Тем не менее, на данный момент УПД находится на ранней стадии своего развития и, следовательно, нуждается в дальнейшем совершенствовании как в теоретическом, так и в прикладном отношении. Не вызывает сомнений актуальность упомянутого направления для педагогики в целом и современных образовательных реалий в частности. Наиболее важное место занимают моделирование и проектирование эффективных систем приемов, методов и форм общения педагогов со своими подопечными. Под учебной проектной деятельностью мы понимаем процесс творческой направленности, цель которого -выявить и удовлетворить духовные потребности студентов посредством осязаемого или воспринимаемого иным образом продукта, отличающегося определенной новизной -объективной или субъективной. Этапная структура УПД позволяет выстраивать образовательную деятельность, отталкиваясь от запросов конкретного студента, что благоприятствует реализации его творческого потенциала [5].

УПД в контексте гуманитарных дисциплин (интеллектуальная деятельность творческого характера, опирающаяся на обработку полученных сведений, синтезирующая логическое мышление и интуицию, детерминированная личностными свойствами, творческими возможностями, восприятием объекта проектирования и самого процесса сквозь призму рефлексии, сформированными ценностными ориентирами) прививает студентам любовь к созиданию чего-то нового, расширяет познавательные горизонты и делает мышление более креативным, повышает общий творческий потенциал учащегося, развивает его способности (как общие, так и специальные).

Тем не менее, несмотря на возросший интерес к гуманитарному знанию, современные учебные заведения недостаточно способствуют тому, чтобы учащиеся приступали к освоению технологий активного взаимодействия на основе творчества [17]. Нередко учебный процесс по-прежнему является почти чистой формальностью, базируясь в основном на репродуктивных и объяснительных методах, преобладание которых выступает серьезным препятствием для раскрытия индивидуальности студента и его креативного потенциала. К сожалению, можно констатировать, что государственный курс на приобщение учащихся к творческой деятельности, пока, мягко говоря, не увенчался практическим успехом.

Значительные трансформации, затронувшие систему международного образования в последние тридцать - сорок лет, вылились в изменение базовых принципов ее построения: учебно-воспитательный процесс,

ориентированный на развитие личности его основного субъекта (школьника, студента, слушателя), отныне является не только совокупностью теоретических положений, но и комплексом перспективных методов и приемов. Данное обстоятельство детерминирует необходимость разработки образовательной модели, нацеленной на раскрытие творческого потенциала студентов, реализацию их склонностей и способностей.

Вопрос о раскрытии творческого потенциала имеет междисциплинарный характер: философская составляющая связана с интерпретацией креативной личности как занимающей активную, деятельную позицию по отношению к миру. С психологической точки зрения, базовым динамическим показателем, отражающим тот контакт, который устанавливается между субъектом и объектом деятельности, выступает мышление индивида. Педагогика же делает акцент на специфическом сочетании качеств, присущих творческой личности: развитом гуманизме, ориентации на совершенствование и самосовершенствование, устойчивом и качественно организованном созидательном «содружестве» педагога и студентов [7].

Опираясь на ключевые принципы теории творчества, допустим, что деятельность в рамках УПД, имеющая в своей основе творческое мышление, включает в себя как осознанные процессы (анализ, синтез, сравнение, а также вытекающие из них - комбинаторику, проведение аналогий и т.д.), так и мышление, осуществляемое на бессознательном или подсознательном (интуитивном) уровне.

Проектная деятельность как особая разновидность творчества представляет собой средство личностного развития, позволяющее достигать высоких результатов в подавляющем большинстве случаев. При работе со студентами она особенно эффективна: как правило, представители этой социально-возрастной группы открыты будущему, полны желания успешно самореализовываться в условиях больших возможностей и повышенной конкуренции. В то же время УПД может стать для учащегося продуктивным механизмом личностного и профессионального роста, формирования особых творческих свойств, имеющих значение для дальнейшей карьеры, преобразования окружающей реальности и самих себя [16].

В соответствии с исследованием содержания проектной деятельности [15], она представляет собой один из многочисленных типов деятельности, сложившихся в ходе истории человеческого общества, и имеет целью обогащение окружающей действительности чем-то принципиально новым. В качестве субъекта подобной деятельности может выступать конкретный человек или группа лиц, а в качестве объекта - как нечто осязаемое (например, технические средства), так и явления нематериальной природы (среды, системы, технологии).

При изучении УПД авторам данного исследования представляется важным соотнести её с двумя философскими категориями, имеющими прямое отношение к творчеству -комбинированием и свободой.

В ходе работы над проектом комбинирование прежде всего используется при создании оперативных моделей

проектировочного объекта (синтетический этап), когда после апробирования разнообразных комбинаций самых ценных и надежных элементов меняется образ потенциального объекта.

На базе анализа проектирования мы пришли к выводу, что субъект проектной деятельности реализует независимый целенаправленный выбор на каждом отдельно взятом этапе: занимаясь поиском необходимой литературы, определяясь с базовой теорией или концепцией, продумывая разнообразные сочетания проектировочных объектов, выбирая одну ключевую модель из большого количества вариантов.

УПД базируется на творческом подходе, характеризуется активацией ряда

психологических процессов (как осознанных,

так и неосознанных) и отличается следующими базовыми признаками [4]:

- субъектностью - проектная деятельность организуется, осуществляется и регулируется самим студентом согласно его потребностям и способностям;

- предметностью - действия учащегося ориентированы на предмет, определяющий область приложения умственных усилий (сущность выполняемой деятельности, средства и методы ее выполнения, а также полученный результат);

- активностью - работа над проектом и стремление к достижению максимального результата связаны с достаточно значительными затратами времени и энергии;

- целенаправленностью - стройная структура элементов УПД создает благоприятные условия для промежуточных и итоговых творческих достижений, отвечающих намеченной цели;

- мотивированностью - студента побуждают к действиям не столько внешние факторы, сколько внутренняя потребность в самовыражении;

- осознанностью - благодаря гармоничному сочетанию цели, мотива и потребности, конкретным мыслительным операциям придается смысл, имеющий индивидуальную ценность для данного индивида.

Изучение УПД студентов с позиции теории и методологии позволило выделить следующие главные функции [6, 20]:

- самопреобразование, которое репрезентируется в стремлении к уважению и общественному признанию, к полной реализации собственного творческого потенциала, а также в умении творчески совершенствовать восприятие действительности, в идеале присущее студентам и преподавателям;

- адаптация, позволяющая учащемуся адекватно реагировать на непрерывную череду новых ситуаций, сопровождающих работу над учебным проектом, принимать правильные решения в непривычной обстановке и приспосабливаться к постоянно возникающим новым ситуациям в процессе учебного проекта, находить выход в нестандартных ситуациях;

- рефлексия, ориентирующая студента на достижение наиболее значимых общественных целей и сведение к минимуму имитационных моментов при осуществлении УПД; на серьезный анализ получаемой информации, которая при качественном и осмысленном освоении способствует дальнейшему личностному развитию, что представляется

особенно необходимым в рамках гуманитарных дисциплин;

- поисковая функция, которая проявляется в интеллектуальной независимости учащихся при повышении уровня своей проектной деятельности.

УПД включает в себя следующие этапы [12]:

1. информационно-поисковый, подразумевающий поиск нужных сведений (постановку задач индивидуального и коллективного характера, рефлексию собственного опыта обучаемого, выбор ресурсов и т.п.), а также погружение в исследуемую проблему;

2. исследовательский, предполагающий определение способов выхода из проблемной ситуации, количества и объема заданий, предназначенных для самостоятельной работы, путей оценки и коррекции промежуточных результатов и т.п.;

3. собственно творческий этап, который включает в себя создание презентации, обсуждение проекта с преподавателем во время консультации, процесс защиты и т.п.

С нашей точки зрения, структура этапов УПД и проектной деятельности в широком смысле (постановка цели, анализ и синтез данных, их оценка) не вступает в противоречие со стадиями, выделяемыми представителями психологической науки при изучении акта творчества: определение проблемы ^ протяженное усилие, направленное на конкретную цель ^ сознательный выбор ограничивающих факторов ^ трансформация данных ограничений и их эмоционально-волевое устранение (преодоление) ^ верификация и детализация промежуточного результата (Р.С. Менсфилл [8], Т.В. Буссе [9]); выделение проблемы ^ формулирование задачи ^ морально-психологическая подготовка к решению ^ зарождение замысла ^ реализация замысла ^ действия по проверке и доработке (В.А. Моляко [2]).

Под учебным проектом понимается дидактическое средство, познавательная, творческая или игровая активность учащихся, реализуемая совместно и подразумевающая коллективную цель и слаженную методику, ориентированную на получение результата, отражающего совокупный вклад всех участников проекта и представляющего ценность для каждого из них [3].

Осуществление проекта позволяет учащимся заниматься им без посторонней помощи, действовать согласно имеющемуся замыслу, взаимодействовать с педагогом и товарищами по

учебной группе, а также демонстрировать навыки аргументации и обобщения, отстаивания собственной позиции при соблюдении норм поведенческой этики. Рассматриваемый подход предоставляет возможность преподавателю сделать образовательный процесс более индивидуализированным, а студенту - показать высокий уровень креативности при продумывании, выстраивании и регуляции собственной активности в предлагаемых реальностью обстоятельствах.

Создание дидактической модели стимулирования творчества студентов в рамках УПД имеет целью формирование такой учебно-воспитательной среды, посредством которой есть возможность выйти на намеченный уровень. В структуре данной модели следует выделить три составляющих: мотивационно-ценностную, инновационно-технологическую и личностно-творческую.

Сущность всех перечисленных элементов отражается в аналогичном количестве модулей [11].

Общедидактический модуль помогает студентам решать следующие задачи, связанные с творческой активностью:

1) приобретать и развивать когнитивные, волевые, психологические качества (склонности, способности, характер);

2) реализовывать свой мыслительный потенциал (активировать волю и интеллект, проявлять умственную независимость и способность к спонтанному ассоциативному мышлению, демонстрировать умение справляться с творческими, необычными заданиями и т.п.).

Предметно-методический модуль

обеспечивает условия для формирования следующих факторов:

- стабильного интереса учащихся к сфере их будущей профессиональной реализации;

- практики уверенного использования инновационных методов и технологий;

- взаимодействия с участниками других учебных проектов с целью обмена полезным опытом.

Психологический модуль способствует развитию:

- гуманистического мировоззрения, помогающего студентам покорять новые вершины не только в раках УПД, но и в качестве работника, являющегося дипломированным специалистом;

- творческих свойств личности;

- возможностей, позволяющих повысить уровень комфортности образовательной среды с акцентом на творческую активность.

Описанная модель представляется нам достаточно полной и многогранной в отношении характеристики моделируемого объекта. Ее можно улучшать, то есть ее составляющие могут становиться более сложными в процессе применения модели без трансформации собственных функций.

Сценарий претворения в жизнь дидактической модели стимулирования творчества студентов в рамках УПД включает в себя [14]:

1. формирование и дальнейшее совершенствование образовательной среды, в контексте которой оценивается потенциал студентов и преподавателей, формулируется неписаный кодекс их творческого союза, выбираются методы и технологии, способствующие наиболее эффективному выполнению проектов;

2. алгоритм стимулирования творчества студентов, содержащий примерные формулировки целей, задач, методов, стадий и прогнозируемых результатов УПД;

3. педагогические условия, благоприятствующие стабильному развитию творческой активности учащихся при работе над учебным проектом: 1) информационная компетентность субъектов учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогический профессионализм преподавателей; 2) наличие необходимого технического и прочего оборудования; 3) согласованность содержания курса с вектором и спецификой творческой активности будущих специалистов; 4) системное и продуктивное взаимодействие педагога со своими подопечными и студентов между собой; 5) дальнейшее использование ЗУНов (знаний, умений, навыков), полученных благодаря проектному творчеству;

4. специфические методы обучения:

- усложнение деятельности посредством введения ограничивающих условий (новые варианты, недостаточность или избыточность доступных сведений);

- решение творческих задач силами всей группы (метод дневниковых записей, метод «черного ящика», метод Дельфи);

- стимулирование творчества с помощью коллективных заданий (метод «внезапных мыслей», «мозговой штурм» и т.д.) и обращение к особым технологиям (информационным, выставочно-музейным, организации творческих мастерских и т.д.).

С опорой на диссертационное исследование Л.Т. Черновой нами были выделены главные критерии и показатели стимулирования

творчества студентов в рамках УПД [19]:

1) ощущение новизны, стремление к новым знаниям (выражается в оригинальности мышления, умении адаптироваться к новым обстоятельствам и справляться с учебными трудностями, демонстрируя определенный уровень новизны);

2) эволюция свойств творческого мышления (креативности, независимости, критичности, рефлективности);

3) уровень осмысленности действий и способов мыслительной активности на базе терминов и понятий, логических законов, доводов в пользу и против перспективности различных путей достижения истины;

4) выстраивание модели и системы подачи информации, обнаруженной в ходе работы над проектом.

На базе вышеприведенных показателей и с привлечением наблюдений О.Л. Раковской нами были определены четыре уровня реализации творческого потенциала учащихся [9, 18].

Тем молодым людям, которым удалось достичь истинно высокого (творческого) уровня, присущи независимость, гибкость мышления, развитый интеллект, инициативность, оперативность, способность к регуляции своего поведения и эмоционального состояния. Студенты, находящиеся на условно высоком (продуктивном) уровне, демонстрируют широту интересов при их недостаточной устойчивости, значительную выраженность умственной активности при медленном выполнении заданий творческого характера и малом количестве предлагаемых сценариев. Средний

(репродуктивно-познавательный) уровень

характеризуется выборочной творческой активностью при работе над проектом, пассивным саморазвитием, выполнением необычных заданий с посторонней помощью. Находясь на низком (репродуктивном) уровне, учащийся показывает слабую осведомленность в различных сферах, безразличное отношение к проблеме, фактическое отсутствие необходимых навыков и умений, предрасположенность к репродуктивной деятельности и почти нулевой самоконтроль.

С нашей точки зрения, стимулированию творчества студентов в наибольшей степени благоприятствует разработка системы психолого-педагогических факторов,

позволяющих обучаемому придерживаться определенной позиции при устранении естественных трудностей, которые возникают при осуществлении УПД, и проявлять себя с творческой стороны.

Представленная в статье дидактическая модель стимулирования творчества студентов в рамках УПД способствует повышению успеваемости по гуманитарным дисциплинам, развивает способность к взаимодействию с другими людьми и прочие профессионально важные характеристики (независимость, мобильность, гибкость, инициативность и др.), что открывает перед учащимися новые перспективы широкого спектра.

Концепция педагогического сопровождения (познавательные и креативные задания; организация образовательного процесса в группе или «потоке»; исследование чего-либо, проводимое самими студентами) способствует росту творческой активности и вырабатыванию у будущего специалиста определенной субъектной позиции.

УПД обучаемых можно рассматривать как постоянный динамический процесс

репрезентации их творческой активности, детерминированный взаимосвязью ключевых этапов проектной деятельности. Данный процесс выступает основой формирования внутреннего мотива на базе постановки цели, формулирования и реализации замысла, а также достижения конкретного результата проектной деятельности - нового творческого продукта.

Данные, полученные в ходе эксперимента, позволяют утверждать, что адекватные организационно-педагогические условия

оказывают положительное влияние на возможности индивида (умственные, творческие, коммуникативные), способствуют

повышению самооценки, пониманию собственной самодостаточности не только в контексте УПД, но и в ближайшей профессиональной перспективе. Итоги тестирования и сопоставительного анализа полученной информации позволяют прийти к выводу о позитивном вкладе проектной деятельности в личностный и

профессиональный рост учащихся в рамках гуманитарных дисциплин. Отмечаются разнообразие подходов, стратегий, конкретных идей, способность к быстрому «переключению» между аспектами. В Институте иностранных языков Российского университета дружбы народов (ИИЯ РУДН) выстроена и постоянно совершенствуется образовательная среда, благоприятствующая объективной оценке потенциала преподавателей и студентов, их сотрудничеству на творческих началах.

Следует подчеркнуть, что данное исследование не является исчерпывающим: проблема включает в себя и другие аспекты, которые, бесспорно, нуждаются в дальнейшем изучении. В следующих работах мы планируем проанализировать специфику межсубъектного «сотворчества» в контексте УПД, его содержательный аспект, особенности подкрепляющих данный процесс

педагогических технологий. Другими словами, мы уделим внимание вопросам развития современного высшего образования по пути гуманитаризации с помощью УПД и на базе творческой активности, усиленной рефлексии и самопознания.

1. Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Педагогический поиск как диалог традиций и инноваций: Монография / А.В. Коржуев, М.Г. Сергеева. - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 186 с.

2. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности / В.А. Моляко. - М.: Машиностроение,1983. -134 с.

3. Платонова Т.И., Ульянченко О.Л. Инновационные педагогические технологии как средство активизации творческой деятельности студентов колледжа / Т.И. Платонова, О.Л. Ульянченко // Сборник научных трудов «Теоретические исследования 2006 года»: Материалы ежегодной конференции / Под редакцией В.А. Мясникова; сост. А.В. Овчинников. М.: ИТИП, 2007. - С. 280-286.

4. Раковская О.Л. Саморазвитие творческой активности студентов колледжа в процессе учебной проектной деятельности / О.Л. Раковская // Самообразование и развитие. - 2008. - №2 2(8). - С. 7-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Раковская О.Л. Активизация творческого поиска студентов. (Из опыта работы в колледже) / О.Л. Раковская // Сборник научно-методических работ (начальное и среднее профессиональное образование

города Москвы). - М.: УМЦ ПО ДОМ, 2008. - Выпуск 2. - С. 15-21.

6. Раковская О.Л. Инновационные педагогические технологии как средство развития творческой активности студентов колледжа. / О.Л. Раковская // Инновационные технологии в гуманитарных науках: Сборник материалов Международной научной конференции. - Ульяновск, 2008. - С. 18-23.

7. Раковская О.Л. Моделирование учебной проектной деятельности в колледже / О.Л. Раковская // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества. Т. 6 / Ленингр. гос. унт им. А.С. Пушкина, [и др.]; [сост.: Н.А. Лобанов]; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. - Санкт-Петербург: Альтер Эго, 2008. - С. 242-245.

8. Раковская О.Л. Модель развития творческой активности студентов колледжа / О.Л. Раковская // Профессиональное образование. Столица. - 2008. -№7.- С. 19-21.

9. Раковская О.Л., Сергеева М.Г. Развитие творческой активности будущих специалистов в

условиях непрерывного экономического образования: Монография / О.Л. Раковская. - Курск, 2014. - 242 с.

10. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография / М.Г. Сергеева. - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

11. Сергеева М.Г., Раковская О.Л. О проблемах взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг / М.Г. Сергеева, О.Л. Раковская // Образование и педагогическая наука в модернизации российского общества: сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции 22 октября 2012 года: в 2-х тт. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. - Ч. 1. - С. 161-169.

12. Сиротюк А.Л., Сергеева М.Г. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе: Монография / А.Л. Сиротюк, М.Г. Сергеева. - Курск: изд-во РФЭИ, 2011. - 226 с.

13. Степанов В.В. Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.В. Степанов. - Тверь, 2012. - 25 с.

14. Сумнительный К.Е. Инновации в образовании: мифы и реальность / К.Е. Сумнительный // Народное образование. - 2007. - №4. - С. 89-99.

15. Ульянченко О.Л. Поисково-исследовательские технологии при изучении предметов гуманитарного

цикла / О.Л. Ульянченко // XI Царскосельские чтения: Международная научная конференция. Т. VII. Секция «Непрерывное образование как одно из условий обеспечения работающему населению повышения качества образования и качества жизни»: доклады и сообщения / Под научной редакцией Н.А. Лобанова; сост. Н.А. Лобанов (Санкт-Петербург 25-26 апреля 2007 г.). - СПб.: Изд. ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. - С. 162-165.

16. Ульянченко О.Л. Организация творческой деятельности студентов колледжа / О.Л. Ульянченко // Образовательная политика. - 2007. - № 6. - С. 39-42.

17. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

18. Чернова Л.Т. Формирование профессионально-личностной готовности учителя к инновационной деятельности в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук / Л.Т. Чернова. - Казань, 1997. - 159 а

19. Шмелькова Л.В. Проектирование инновационной деятельности в образовательном учреждении: методические материалы / Л.В. Шмелькова. - Салехард: ЯНОИПКРО. - 2008. - 118 с.

20. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. - М.: Высш. шк., 1991. - 218 с.

Сведения об авторах:

Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: sergeeva198262@mail.ru

Соколова Наталия Леонидовна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, директор Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: oushkate@mail.ru

Углов Владимир Владимирович (г. Москва, Россия), ассистент Центра дополнительного образования Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, orcid.org/0000-0001-5878-7449, e-mail: uglov.vladimir.v@mail.ru

Герасименко Татьяна Николаевна (г. Москва, Россия), преподаватель Центра дополнительного образования Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, orcid.org/ 0000-0001-7400-8695, e-mail: gerasim.tatiana@yandex.ru

Data about the authors:

M. Sergeeva (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, orcid.org/0000-0001-8365-6088, e-mail: sergeeva198262@mail.ru

N. Sokolova (Moscow, Russia), candidate of philological sciences, associate professor, head of Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, e-mail: oushkate@mail.ru

V. Uglov (Moscow, Russia), assistant lecturer, Centre of Additional Education, Institute of Foreign Languages, People's Friendship University of Russia, orcid.org/0000-0001-5878-7449, e-mail: uglov.vladimir.v@mail.ru

T. Gerasimenko (Moscow, Russia), lecturer, Centre of Additional Education, Institute of Foreign Languages, People's Friendship University of Russia, orcid.org/ 0000-0001-7400-8695, e-mail: gerasim.tatiana@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.