Научная статья на тему 'Моделирование учебной проектной деятельности в колледже'

Моделирование учебной проектной деятельности в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раковская Ольга Леопольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование учебной проектной деятельности в колледже»

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕДЖЕ

О. Л. Раковская

Под моделью организации проектной деятельности студентов мы понимаем некое идеальное образовательное пространство, с помощью которого должен быть достигнут прогнозируемый уровень сформированное творческой активности студентов, их профессиональных умений и навыков.

В своем исследовании мы использовали разработанный Н.М. Амосовым типовой план создания модели, включающей десять позиций: формирование цели работы, выбор уровня модели, формирование качественной гипотезы, построение блок-схемы объекта, ограничение числа связей между составляющими объекта, отладка модели, исследование модели, сравнение характеристики модели и объекта при одинаковых условиях с целью определения достоверности модели и границы ее применения (верификация модели). Исходными теоретическими основаниями построения разработанной нами дидактической модели развития творческой активности студентов при выполнении учебного проекта являются следующие положения: (а) творческая активность имеет личностно-деятельную основу; (6) системообразующий элемент творческой активности -мотивационно-потребностное ядро личности студента; (в) в развитии творческой активности необходимо усиление акцента как на активизацию мышления, так и на мотивациоино-потребностпую сферу студентов; (г) творческая активность студентов связана со всеми сторонами формирующейся личности студента (потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношениям к деятельности); (д) ориентация на внешние условия (содержание учебного материала, формы и методы обучения) без глубокого знания и учета внутренних условий (потребностей, интересов, способностей и т.д.) оказывает негативное влияние на процесс и конечные результаты формирования творческой активности студентов; (е) идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития - действенный инструмент стимулирования развития творческой активности студентов.

В основе построения дидактической модели лежат следующие принципы: 1. мотивационный - формирует потребности и готовности студентов и преподавателей работать над развитием творческой активности в логике учебного проекта; 2. концептуальный - обеспечивает развитие творческой активности на основе тенденции гуманистической направ-

242

ленности профессионально-педагогическом деятельности (в условиях колледжа это означает отказ от техноцентристских подходов в пользу формирования культуроведческой компетенции в процессе развития творческой активности студента в логике учебного проекта); 3. системный - обуславливает развитие творческой активности логикой учебного проекта и содержанием процессов, а также уровнем сотрудничества между студентами и преподавателями.

В дидактической модели мы выделяем следующие структурные компоненты: (а) мотивационно-ценностный (система ценностей, ориентаций и убеждений, включенных в целостный процесс развития творческой активности студентов в логике учебного проекта; мотивация на инновационную творческую деятельность; современное педагогическое мышление); (б) инновационно-технологический (способы и методы проектной деятельности; индивидуальный стиль и профессиональная компетентность как преподавателя, так и будущего специалиста); (в) личностно-творческий (раскрывает креативные механизмы организации учебной проектной деятельности, воплощения результатов творческого акта в жизнь).

Содержание каждого структурного компонента раскрывается через модули: общедидактический, предметно-методический и психологодидактический. Рассмотрим кратко каждый из них.

Общедидактический (логико-методологический) модуль делится на функциональные блоки (системное видение учебной реальности; способность к аналитико-прогностической деятельности, моделированию; способность к интеграции с конструктивным опытом проектной деятельности участников других проектов). Данный модуль позволяет ставить цели развития творческой активности студентов с различных точек зрения: (а) с психолого-педагогической - изменение принципа организации усвоения содержания образования, основанное на включении в поисковый познавательный процесс не только логических механизмов, но и новых этапов и механизмов (предвосхищения, прогнозирования, интуиции); (б) с социальной - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального потенциала общества и наиболее полное использование возможностей каждого члена общества; (в) с дидактической - решение назревших проблем среднего профессионального образования путем создания методологической системы развития творческой личности студентов на мотивационной основе.

Преподаватель не объясняет и не демонстрирует студентам правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого

243

подражания. Он не указывает студентам на допущенные ими ошибки, не показывает и тех наивысших достижений, наилучших результатов, эталонных образцов или вдохновляющих примеров, которыми студенты могли бы восхищаться и стремились бы к ним приблизиться или даже их превзойти (такой ракурс тоже очень важен и мы тоже отнюдь не отрицаем, но сейчас речь об ином). Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы студенты должны добывать собственными силами. Именно этому и надлежит учиться в первую очередь. А лучший способ такого учения - заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта, нацеленного на поиск решения заключенной в задании проблемы.

Предметно-методический (технологический) модуль дидактической модели включает следующие функциональные блоки: (а) формирование устойчивого познавательного интереса с целью становления будущего профессионала; (б) активное применение инновационных технологий в проектной деятельности; (в) формирование рефлексии.

Психолого-дидактический модуль предполагает включение следующих функциональных блоков: (а) формирование личностно-гуманной ориентации студентов, обеспечивающее личности ее свободное развитие и самореализацию не только в учебной проектной деятельности, но и в дальнейшем профессиональном самоутверждении; (б) формирование и развитие творческих качеств личности; (в) создание комфортной творческой образовательной среды в рамках учебного проекта, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности студентов. Методологические основы развивающего образования могут быть представлены в виде следующих основных позиций: усвоение знаний, умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей; на смену «субъект-объектной» логике воздействия на студента приходит логика содействия, сотрудничества; студент становится субъектом своего собственного развития, рассматривается как самоценная личность; стереотипное воспроизведение студентами стандартного минимума готовых истин вызывает острую необходимость создания особых учебных проектов и организации образовательной среды, способствующей формированию творческой активности студентов.

Использование дидактической модели в образовательном процессе дает возможность последовательного и разностороннего изучения процесса развития творческой активности студентов колледжа в логике учебного проекта, позволяет более наглядно представить характерные особенности этого процесса. В то же время предлагаемая модель по-

244

зволяет наметить пути оптимального решения проблемы, рассматриваемой в данном исследовании, позволяет сформировать: 1. ценностное отношение к учебной проектной деятельности студентов и преподавателей; 2. технологическую готовность студентов колледжа к будущей профессиональной деятельности; 3. удовлетворенность студентов и преподавателей результатами творческой деятельности; 4. продуктивное сотрудничество всех участников учебного проекта; 5. гибкость и вариативность, нестандартность мышления; 6. рефлексию, объективную самооценку, постоянное стремление к самосовершенствованию; 7. личностно-ориентированный стиль общения; 8. гуманистическую направленность учебной проектной деятельности; 9. успешность и эффективность творческой деятельности студентов колледжа в логике учебного проекта.

Дидактическая модель представляет собой теоретическое обоснование практической деятельности по изучению проблем развития творческой активности студентов в процессе учебной проектной деятельности. По задачам моделирования такая модель может рассматриваться как прогностическая, по степени достоверности - как приближенно достоверная. Представленная модель, на наш взгляд, является достаточно полной и разносторонней в плане описания объекта моделирования, адекватно отражает его основные свойства. Она также допускает постепенные измерения и усовершенствования в том смысле, что ее компоненты, не изменяя своих функций и названия, могут в процессе использования модели усложняться.

Проектная деятельность, как показывает опыт Строительного колледжа №26 (г. Москва), создает реальную ситуацию и атмосферу соревнования между студентами и преподавателями и, кроме того, предполагает обмен наиболее ценным опытом. Возникает специфическая форма общности студентов, преподавателей колледжа, общеобразовательных учреждений, сотрудников вузов, реализующих совместную деятельность. Результатом учебно-профессионального сотрудничества (сотворчества) является реальный материализованный продукт - банк творческих нововведений, воплощенный в работе колледжа.

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.