МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
SIMULATION TRAINING PROCESS HAVE ENHANCED THE EFFICIENCY
OF SPORTS TRAINING
Миронова Елена Николаевна старший преподаватель кафедры «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, г. Орел, Россия
Mironova Elena Nikolaevna Senior Lecturer of the department «<Theory and methodology chosen spot Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel,
Russia
Аннотация. Формирование профессиональных компетенций бакалавра физической культуры предусматривает освоение теоретических основ моделирования спортивно-тренировочного процесса; изучение принципов и закономерностей спортивной тренировки; ознакомление с методами и средствами моделирования спортивной тренировки.
Annotation. Formation of professional competence Bachelor of Physical Culture provides for the development of the theoretical foundations of modeling of sports training process; study of the principles and laws of sports training; familiarization with the methods and means of the simulation of sports training.
Ключевые слова. Профессиональные компетенции, бакалавр, спортивная тренировка, спортивно-тренировочный процесс.
Keywords. Professional competence, bachelor, sports training, sports training process.
Оптимизации тренировочного процесса способствует использование различных моделей, которые могут быть отнесены к двум основным группам.
В первую группу входят:
- модели, характеризующие структуру соревновательной деятельности, необходимой для достижения заданного результата;
- морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;
- модели, характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена.
Во вторую группу входят:
- модели, отражающие продолжительность и динамику становления спортивного мастерства в многолетнем плане, а также в пределах тренировочного года и макроцикла;
- модели крупных структурных образований тренировочного процесса - этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов подготовки;
- модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;
- модели тренировочных занятий и их частей;
- модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов.
В процессе моделирования необходимо: изучить вопросы, для решения которых могут быть использованы модели, выяснить пути их применения и возможные ограничения; определить степень детализации модели, т. е. число параметров, включаемых в модель, характер связи между ними и виды управляющих воздействий на систему; определить продолжительность времени моделирования.
При разработке моделей в процессе тренировки нужно ясно представить себе сложность моделируемых объектов, явлений и процессов, структурную и функциональную взаимосвязь моделей; относящихся к различным сторонам тренировочного процесса, а также необходимость преимущественно количественного выражения основных характеристик моделей. В частности, при разработке модельных характеристик соревновательной деятельности, подготовленности и др. необходимо ориентироваться на показатели, свидетельствующие о качествах и способностях, подлежащих направленному совершенствованию средствами педагогического воздействия. Нельзя не отметить, что многие локальные способности организма спортсмена недоступны для направленного совершенствования методами и средствами, которыми в настоящее время располагает тренер. Поэтому введение показателей, характеризующих эти способности, не приносит реальной пользы.
При разработке модельных характеристик подготовленности и соревновательной деятельности рекомендуется выражать их количественно, конкретизировать применительно не только к виду спорта и его отдельной дисциплине, но и к конкретному спортсмену. Следует также предусматривать необходимую вариативность отдельных параметров в зависимости от состояния организма спортсмена в различных стадиях соревновательной деятельности или в различных структурных образованиях тренировочного процесса.
При разработке количественных показателей, характерных для заданного уровня спортивного мастерства используют следующие подходы.
Простое усреднение данных ведущих спортсменов с указанием индивидуальных различий или диапазона возможных колебаний.
Изучение значительной совокупности спортсменов различной квалификации, установлением зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений того или иного показателя, последующей экстраполяцией полученных данных до уровня заданного результата.
Получение жестких количественных параметров. Суть сводится к тому, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного показателя, которые и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между данными, полученными у конкретного спортсмена, и модельными величинами выявляются резервы дальнейшего
совершенствования. Этот подход страдает серьезными недостатками, основным из которых является игнорирование индивидуальной структуры соревновательной деятельности и подготовленности, которая, как убедительно показывают данные выдающихся спортсменов, наряду с наличием параметров, достигших предельных величин, предполагает наличие параметров с умеренным уровнем развития, обычно отрицательно связанных с первым.
Разработка модельных характеристик этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов тренировки предусматривает соблюдение основных закономерностей становления спортивного мастерства с целью достижения оптимального для демонстрации наивысших спортивных результатов уровня подготовленности. Модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов должны строиться на основе современных представлений о механизмах долговременной адаптации, знаний о взаимодействии нагрузки и восстановления как факторов, стимулирующих приспособительные процессы и создающих условия для их трансформации в структурные и функциональные преобразования в организме спортсмена.
В основе разработки моделей тренировочных занятий лежат сведения о закономерностях взаимодействия различных тренировочных упражнений в программах занятий, особенностях протекания процессов утомления, поддержания высокого уровня работоспособности и заданных характеристик нагрузки.
Модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексов строятся на основе учета механизмов срочной адаптации, а также оптимальных для направленного совершенствования различных составляющих подготовленности параметрах тренировочной нагрузки - продолжительности отдельных упражнений и их комплексов, интенсивности работы, продолжительности и характера пауз между упражнениями, общего числа упражнений.
Сопоставление индивидуальных характеристик соревновательной деятельности с модельными данными позволяет установить наиболее общие резервы повышения уровня подготовленности спортсмена, определить перспективы дальнейшего совершенствования.
Модельные характеристики подготовленности позволяют раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности. Модели подготовленности можно разделить на два уровня, на первом находятся модели, отражающие структуру подготовленности в зависимости от вида спорта и конкретной дисциплины. Второй уровень моделей подготовленности представлен конкретными характеристиками, свидетельствующими о необходимом для достижения заданных результатов уровне развития различных сторон подготовленности спортсменов.
При разработке морфофункциональных моделей нужно ориентироваться на наиболее значимые показатели, определяющие способности спортсменов к достижению выдающихся результатов в конкретных видах спорта.
Комплексные модели включают как наиболее общие морфологические, так и основные функциональные показатели спортсменов.
Изучение основ моделирования формирует у выпускников научные взгляды на современные процессы в теории и методике спортивной тренировки и вовлекает студентов в познавательную деятельность, способствующую расширению знаний в области спортивной тренировки.
Список литературы
1.Деркач А. А. Творчество тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев; предисл. Я. А. Пономарева, В. П. Филина, С. М. Вайцеховского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 239 с.
2. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера. /А. А. Деркач, А. А. Исаев; предисл. Н. В. Кузьминой, А. Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 375 с.
3. Губа В. П. Спортивный отбор как учебная дисциплина // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2. - с. 62 - 64.
4. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», - 384 с.
5. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
6. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 4-е изд., -М.: Издательский центр «Академия»}, 2006. - 480 с.
References
1. Derkach A. A., Isaev A. A. Tvorchestvo trenera [Creativity coach]. Moscow, Physical Education and Sports Publ, 1982. 239p.
2. Derkach A. A., Isaev A. A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera [Pedagogical skills coach]. Moscow, Physical Education and Sports Publ., 2010. 375p.
3. Guba V. P. Sportivnyy otbor kak uchebnaya distsiplina [Sports selection as an academic discipline]. Teoriya i praktika phizicheskoy kultury - Theory and Practice of Physical Culture, 2008, no.2, pp.62 -64.
4. Matveev L. P. Obshchaya teoriya sporta i ee pricladnye aspekty [The general theory of sport and its applications]. St.Peterburg, «Lan»> Publ., 384p.
5. Platonov V. N. Podgotovka kvalifitsyrovannyh sportsmenov [Preparation of qualified athletes]. Moscow, Physical Education and Sports Publ., 1986. 286 p.
6. Kholodov J. K. Teoriya i metodika phizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sports studies]. Moscow, Publishing Center "Academy", 2006. 480p.