Научная статья на тему 'Моделирование целенаправленного поведения в условиях экспериментальнопсихофизиологического исследования при помощи компьютерных программ'

Моделирование целенаправленного поведения в условиях экспериментальнопсихофизиологического исследования при помощи компьютерных программ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование целенаправленного поведения в условиях экспериментальнопсихофизиологического исследования при помощи компьютерных программ»

| 4-2007

хической интеграции ведущих и соподчиненных звеньев эта сторона психической патологии оказалась недостаточно раскрытой. Исходя из вышеизложенного, целью настоящей работы явилось выявление системных закономерностей функциональной организации информационного уровня регуляции экстраполирующей деятельности при шизофрении.

Выборку составили 217 человек: 184 здоровых лица юношеского возраста и 33 больных среднепрогредиентной шизофренией. Экспериментальное моделирование операций слежения человека реализовано с помощью компьютерной программы "РИТМОТРОН". Качество системной регуляции деятельности оценивалось комплексом следующих параметров: уровнем избыточности регуляторных процессов, устойчивостью процессов саморегуляции, программным алгоритмом квантования целенаправленного поведения, эффективностью и надежностью деятельности.

Природа избирательно согласованных ведущих и соподчиненных функциональных звеньев целенаправленного поведения была раскрыта средствами многомерной статистики: факторного анализа методом главных компонент с нормализованным варимакс-вращением факторных осей, который наилучшим образом учитывает дисперсию (использовался стандартный пакет программ 'ЭТДТКТГСД 5.0").

Экстраполирующая деятельность здоровых испытуемых представлена трехфакторной моделью, объясняющей 57 % дисперсии признаков.

Первый фактор был ориентирован на обеспечение надежности деятельности посредством информационной избыточности регуляторных процессов и устойчивости саморегуляции при динамичности процессов программирования эф-фекторных реакций. Второй фактор отражал работу регуляторного механизма обучения на ошибках, которая реализовалась за счет тонкого баланса вариабельности параметров эффектор-ных реакций и выраженности "волнового" компонента регуляции деятельности. Наконец, третий соподчиненный фактор обеспечивал эффективность деятельности посредством реципрокных отношений основной и низкочастотной компонентов.

В группе лиц, страдающих шизофренией, информационный уровень системной регуляции экстраполирующей деятельности также представлен трехфакторной моделью, объясняющей 69 % дисперсии признаков. Первый фактор определял надежность деятельности посредством актуализации согласованности смежных актов, жесткости алгоритма программирования осцилляторного стереотипа и устойчивости саморегуляции поведенческих актов. Регуляторной задачей второго фактора была эффективность деятельности, которая достигалась при увеличении информационной избыточности регуляторных процессов, повышающей роль результата предшествующего шага в организации последующего и динамично-

сти программного стереотипа. Наконец, третий фактор также был ориентирован на эффективность деятельности, которая обеспечивалась уровнем избыточности регуляторных процессов, однако определялась уже жесткостью программирования осцилляторного стереотипа.

Таким образом, системная регуляция опережающей деятельности лиц с психической патологией существенно отличается от таковой у здоровых, что позволяет рассматривать ее как фактор, качественно изменяющий характер протекания информационных процессов в функциональных системах целенаправленного поведения. В частности, у больных шизофренией в условиях, требующих построения точного прогноза "поведения" стимула и опоры на него, не формируется механизм обучения на ошибках, облегчающий у здоровых испытуемых процесс антиципации стимула. В системе регуляторных звеньев отмечен факт частичного дублирования алгоритмического рисунка факторов, при том, что влияние их на эффективность операций преследующего слежения оказалось разнонаправленным. Все вышеперечисленное, видимо, обусловливает сравнительно более низкую эффективность.

Выявленные закономерности могут быть полезны в решении задач совершенствования диагностического процесса - разработке дополнительных параклинических подходов в диагностике нарушений познавательной деятельности при шизофрении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ивашев С. П. Системное квантование мыслительной деятельности человека: монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. - 229 с.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

С. П. Ивашев, Е. А. Чашкина

Кафедра общей и клинической психологии, кафедра математики и информатики ВолГМУ

Один из путей оптимизации охраны психического здоровья человека, в особенности детей и подростков, заключается в разработке и внедрении новых технологий, которые объединяют в себе как теоретические основы системно-информационного подхода, так и компьютерные программы для проведения психофизиологических тестирований. Решение этих задач может быть реализовано на основе теории функциональных систем акад. П. К. Анохина, развитой в трудах его школы [1, 4, 5]. В этом свете проведенные исследования по программе "Ритмотрон" [3] показали, что временная структура целенаправ-

ленных поведенческих актов может быть осмыслена через информационное содержание мыслительных процессов, лежащих в основе механизмов саморегуляции соответствующей деятельности.

К числу трудностей в развитии этого научно-практического направления медицины следует отнести недостаточную изученность концептуальных основ моделирования мыслительных процессов в структуре целенаправленного поведения человека. Указанное делает актуальным для решения данных вопросов создание экспертной системы оценки количественных и качественных параметров поведенческих актов как отражение состояния психического здоровья человека.

С этой целью предпринята разработка компьютерной программы для проведения серии тестов, которые условно названы "Ахилл и черепаха". Методика теста развита из представления о том, что деятельность человека существует в пространственно-временном континууме, который находит отражение в информационном эквиваленте объективной реальности. При этом если программа теста "Ритмотрон" [2] учитывала лишь временные параметры, то серия тестов "Ахилл и черепаха" направлена на исследование не только временных, но и пространственных аспектов целенаправленного поведения. Данная программа позволяет вести наблюдения за различными фазами целенаправленного поведения, такими как поиск, настройка, реализация и другими аспектами программирования деятельности человека.

Тест "Ахилл и черепаха", выполненный в виде компьютерной программы, состоит в следующем. Пользователю предлагается роль Ахилла и ставится перед ним задача на виртуальном поле, имитирующем физическое, размером 10 * 10 м, отыскать скрытую черепаху, передвигающуюся дискретными "шагами" по прямой линии. Объект черепахи в начале теста располагается в точке математической плоскости на некоторой окружности, невидимой для пользователя. Диаметр окружности варьирует в пределах (1±0,25) м виртуального пространства. Первый шаг делается Ахиллом по радиусу этой окружности к черепахе. При совершении первого шага черепаха случайным образом выбирает знак вектора движения и, совершая свой шаг, равный 0,03 м, отправляется вдоль касательной к окружности. В момент первого шага начинается отсчет задачи поиска. Пользователь при помощи поискового устройства (посредством отклонения от центра виртуального джойстика-прокрутки) передвигается по всей площади теста и при центрации возвращения в исходное положение активного элемента прокрутки получает информацию о месте нахождения черепахи в координатах от точки расположения черепахи до математической точки, в которую попал пользователь в процессе поиска. Эта информация выносится на форму в виде числа, величина которого равна модулю вектора, со-

4-20071

единяющего координаты Ахилла и черепахи на исследуемой им плоскости. В ходе реализации теста фиксируются следующие параметры: координаты положения в виртуальном двухмерном пространстве последовательности точек-шагов черепахи и Ахилла, соответствующие расстояния между ними, а также интервалы времени между дискретными шагами.

По аналогии с проведенными исследованиями по программе "Ритмотрон" важнейшей задачей последующего анализа полученных в серии тестов "Ахилл и черепаха" данных явилось выяснение функции связи, в соответствии с которой испытуемый принимал решение о выборе параметров каждого своего следующего шага. При этом функция связи, согласно положениям системного подхода [6], рассматривалась как информационный параметр, континуум значений которого представлен категориями "хаос" и "упорядоченность".

Как показали предыдущие исследования [3], этот параметр может быть представлен посредством показателя уровня информационной избыточности процессов саморегуляции функциональной организации мыслительной деятельности, которые лежат в основе реализации целенаправленного поведения. При этом типологический континуум системно-информационной избыточности саморегуляции реализуется в следующих направлениях: количественном - мерой от хаоса до упорядоченности и качественном - разнообразием форм функциональной организации. Эти формы саморегуляции строятся в соответствии с правилами, которые могут быть описаны как циклическими, так и ветвящимися процессами. Очевидно, что эти правила, программы действия целенаправленного поведения человек разрабатывает дополнительно к тем, которые приводятся ему в качестве инструкций к тестовым заданиям.

Ряд операций анализа и последующее развитие концепции формального описания мыслительных процессов в структуре целенаправленного поведения позволяет выработать подходы к регулированию работоспособности человека, занятого на производстве, а также сформировать подходы к диагностике нарушений когнитивной деятельности при психической патологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров Е. А. // Моделирование функциональных систем / Под ред. К. В. Судакова и В. А. Викторова. - М., 2000. - С. 153-168.

2. Ивашев С. П. Типологические закономерности системной организации различных форм стереотипной деятельности человека: дис. ... канд. мед. наук. - М., 1997. - 138 с.

3. Ивашев С. П. Системное квантование мыслительной деятельности человека: монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. - 229 с.

4. Судаков К. В. // Энергоинформационные поля функциональных систем / Под ред. К. В. Судакова. -

| 4-2007

М., 2001. - С. 49-127.

5. Умрюхин Е. А. // Известия Академии наук: Теория и системы управления. - 2003. - № 3. -С. 114-124.

6. Юматов Е. А. // Системные аспекты физиологических функций: Труды межведомственного научного Совета по экспериментальной и прикладной физиологии / Под ред. К. В. Судакова. - М., 2002. - Т. 11. -С. 99-104.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ПАЦИЕНТОВ

Е. А. Иоанниди, Т. С. Недодаева

Кафедра инфекционных болезней с эпидемиологией и тропической медициной ВолГМУ

Количество лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита, в России продолжает увеличиваться и, по данным Министерства здравоохранения, в 2007 г. достигло 350 тыс. человек. Учитывая высокую распространенность ВИЧ/СПИДа в мире, России и Волгоградской области возникает необходимость изучения психологических особенностей данной группы пациентов с целью оптимизации основных направлений работы с этой категорией больных.

Была обследована группа ВИЧ-инфицированных пациентов в количестве 34 человек, находившихся на стационарном лечении в специализированном отделении ГУЗ ВОКИБ №1 г. Волгограда (20 мужчин и 14 женщин в возрасте от 20 до 38 лет). Большинство пациентов состоит на учете Центра СПИДа г. Волгограда. Средняя длительность заболевания составила 2,8 лет. Пациентам был предложен опросник ТОБОЛ/ЛОБИ и шкала самооценки тревоги Спилбергера-Ханина.

Анализ результатов исследования отношения к болезни в группе женщин и мужчин выявил ряд различий. У ВИЧ-позитивных женщин наблюдалось преобладание неврастенического типа отношения к болезни (у 6 пациенток; 42,9 %). Их поведение характеризовалось раздражительной слабостью, вспышками раздражения, особенно при болях, неприятных ощущениях, неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования, непереносимостью болевых ощущений, нетерпеливостью, неспособностью ждать облегчения. Раздражение часто изливалось на первого попавшегося и нередко завершалось раскаянием и слезами, а в последующем - раскаянием за беспокойство и несдержанность. У трех пациенток (21,4 %) диагностировался смешанный неврастенически-паранойяльный тип отношения к болезни, т. е., кроме отмеченных выше проявлений, они считали, что болезнь - результат чьего-то злого умысла, были подозрительны к лекарствам и процедурам, стремились приписывать осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала.

В группе пациентов-мужчин преимущественно выявлялись смешанные варианты (у 12 больных; 60,0 %): сенситивно-эргопатический (у 6 больных;

30,0 %), сенситивно-тревожный (у 5; 25,0 %), анозогнозически-апатический (у 1; 5,0 %). Сенси-тивно-эргопатический тип характеризовался чрезмерной озабоченностью о неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о болезни; опасениями, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о них; боязнью стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. При этом пациенты старались больше работать, чтобы "отключиться" от болезни. Для сенситивно-тревожного типа отношений было характерно постоянное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения, поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск "авторитетов", при этом их больше интересовали объективные данные о болезни (результаты анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому пациенты предпочитали больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Кроме этого, в ходе исследования у трех больных (15,0 %) был диагностирован анозогнозический тип отношения (полное отрицание болезни), еще у трех (15,0 %) - эргопатический с "уходом от болезни в работу" и у двух больных (10,0 %) - апатический тип отношения к болезни с полным безразличием к своей судьбе, исходу болезни, результатам лечения.

По тесту Спилбергера-Ханина выявлено преобладание пациентов с высоким уровнем тревожности (19 пациентов; 59,4 %), что представляется вполне понятным и объяснимым.

Таким образом, у ВИЧ-позитивных пациентов было выявлено преобладание неврастенического, тревожно-сенситивного и сенситивно-эргопатического типов отношения к болезни, а также достаточно высокий уровень тревожности, что необходимо учитывать при проведении лечебно-реабилитационных мероприятий данной категории больных.

ИНФОРМИРОВАНИЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ О КОНТРАЦЕПЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЦИКЛА ТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Ю. Б. Исаева

Кафедра акушерства и гинекологии ФУВ ВолГМУ

Для улучшения информированности подростков в вопросах полового воспитания и контрацепции в центре "Семья" Кировского района г. Волгограда были разработаны программы тематических занятий для разных возрастных групп (один

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.