Научная статья на тему 'Гендерные закономерности прогнозирующей деятельности студентов вузов'

Гендерные закономерности прогнозирующей деятельности студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные закономерности прогнозирующей деятельности студентов вузов»

ГЕНДЕРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОГНОЗИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

ИВАШЕВ С.П.

Проблема фундаментального и прикладного понимания гендерного аспекта разрабатываемая психофизиологическими и социально-психологическими исследованиями в сфере общего и профессионального образования приобретает все большую актуальность.

Интерес к этой проблеме обусловлен тем, что половая дифференциация охватывает все уровни психологической структуры человека, определяя своеобразие регулирования, как внутренней среды организма, так и его взаимодействие с внешним миром. Многочисленные исследования показали, что эти различия прослеживаются на разных уровнях индивидуальности: от психомоторики до высших форм организации познавательных процессов. В частности, исследования гендерных различий, которые определяются когнитивными стилями, побудили создание таксономии различных видов организации деятельности, соответствующие контекстно-зависимому и контекстно-независимому принятию решений (Гольдберг Э., 2003).

Одной из перспективных граней понимания гендерной природы механизмов саморегуляции может стать теория функциональных систем академика П.К. Анохина. В соответствии с ее положениями функциональная организация всех уровней жизнеобеспечения, включая и поведенческий, подчиняется изоморфному принципу, который носит системный характер и позволяет на информационной основе определять взаимоотношение организма с окружающим миром. Исследование целенаправленного поведения в соответствии с системно-информационным подходом показало, что актуализация на основе доминирующей мотивации избирательно вовлеченных в интеграцию функциональных элементов представлена иерархией ведущих и соподчиненных информационных механизмов, определяемых системно-информационным комплексом (Ивашев С.П., 2005, 2006).

В этом свете, несмотря на многогранные представления о гендерной специфике различных видов деятельности, её системно-информационный аспект остаётся актуальной проблемой. Тем самым, целью исследования стало выявление гендерных закономерностей системной регуляции экстраполирующей деятельности -деятельности, требующей построения как можно более точного прогноза и опоры на него в условиях различной степени информационного обогащения окружающей среды.

С этой целью были обследованы 184 лица 16 - 27 лет - студенты ВУЗов г. Волгограда. Половые соотношения: мужчины - 56 человек (30,43%), женщины -128 человек (69,57%).

Методологической основой для экспериментального исследования целенаправленного поведения студентов в различных условиях стали представления К.В. Судакова (2001, 2002, 2003) о системокванте - структурной единице целенаправленного поведения, являющейся дискретным отрезком жизнедеятельности от возникновения потребности до ее удовлетворения. В соответствии с этими представлениями условия экстраполирующей (прогнозирующей) деятельности моделировались с помощью компьютерной программы «РИТМОТРОН» (Ивашев С.П., 1997), имитирующей задачи преследующего и компенсаторного слежения.

Процедура тестирования включала 2 серии. Первая серия моделировала прогнозирующую деятельность человека в условиях избыточного информационного обогащения обратной связи о параметрах результата преследующего слежения. В соответствии с инструкцией испытуемому предлагалось нажатием на клавишу опережать каждый из 100 периодически следующих с интервалом 2000 мсек. световых сигналов с минимальным временем. Если

испытуемый выполнял действие после сигнала, то оно считалось ошибочным. Оценка качества ответа - того, насколько он близок к цели, выводилась на индикационном табло или экспресс-индикаторе («рано», «опережение», «цель», «поздно», «неопределенно», «дальше» и «ближе»). Тем самым, испытуемый получал возможность опираться как на собственное восприятие величины времени рассогласования своих действий и генерируемого компьютерной программой сигнала, так и на внешние критерии оценки его деятельности.

Примером описанных условий в учебной деятельности может быть случай, когда учащийся оценивает свою работу по параметрам собственных результатов как самостоятельно, ориентируясь на представления о должном уровне выполнения задания, так и используя категориальные оценки преподавателя предоставляемые ему по итогам выполнения задания.

Во второй серии моделировалась прогнозирующая деятельность в условиях информационного обеднения обратной связи о результатах действия, что создавало значительную неопределенность образа требуемого результата и затрудняло его построение в акцепторе результатов действия. Согласно инструкции испытуемого просили с минимальным временем опережать предполагаемый момент появления сигнала, который был скрыт от прямого наблюдения, ориентируясь в оценке качества результата только на показания описанного выше индикационного табло. Количество сигналов и интервал времени между ними идентичны предыдущей серии.

В образовательной практике примером подобных условий может быть такой подход, при котором преподаватель дает категориальные оценки качества выполненного задания, в соответствии с которыми ученик оптимизирует частные, конкретные параметры своих результатов, методом проб и ошибок, нарабатывая опыт, позволяющий совершенствовать пути решения учебной задачи.

В ходе исследования регистрировались временные интервалы между действиями испытуемых и время рассогласования между сигналом и нажатием на клавишу. Количественные и качественные характеристики системной регуляции деятельности оценивалось комплексом следующих показателей:

1. Уровень избыточности регуляторных процессов (УИР). Согласно развиваемому системно-информационному подходу в основе отражения мозгом окружающей действительности лежит общее информационное основание. Это основание является точкой отсчета для субъективной репрезентации меры упорядоченности стимулов объективного мира и результатов собственных действий в континууме "порядок -хаос". В этом свете данный показатель является индикатором системной организации информационного уровня процессов саморегуляции, определяющим интегральную меру согласованности смежных поведенческих актов в ряду их последовательной реализации. Он отражает, в соответствии с представлениями К.В. Гаврикова (1987), функциональное состояние мотивационных механизмов регуляции мыслительной деятельности в структуре целенаправленного поведения.

Количественная мера информационной избыточности саморегуляции

у2

оценивалась значением , показывающим величину отклонения распределения ряда интервалов времени между ответами испытуемых от нормального, гауссовского распределения. В соответствии с этой величиной, чем выше УИР, тем в большей степени по мере решения поставленной задачи результат каждого предыдущего шага учитывается и становится основой для организации следующего.

2. Устойчивость саморегуляции (УС). Мера вариабельности интервала времени между стереотипными поведенческими актами. Отражает баланс психофизиологических процессов, с одной стороны, приводящих к отклонению результата деятельности от оптимума, с другой, - обеспечивающих коррекцию поведенческой программы, ограничивая параметры интервалов времени между отдельными действиями в заданных пределах. Данный показатель позволяет идентифицировать диапазон функциональных состояний психофизиологического

аппарата предвидения и оценки результатов - акцептора результата действия. Таковыми состояниями являются - устойчивость-лабильность. Тем самым, он показывает «пространство возможных решений», реализуемых испытуемым. Оценивался величиной стандартного отклонения, рассчитанной по интервалам времени между ответами.

3. Программный алгоритм квантования (ПАК). Раскрывает циклическую организацию процесса деятельности - выраженность различных по своей периодичности и функциональному значению циклов в реализации программы действия. ПАК представляет собой одну из часто встречающихся форм биорегуляции. Чем более выражен «рисунок регуляторных осцилляций», тем в большей степени стратегии достижения результата определяются жестким стереотипом, чем менее, тем, напротив, стратегия поведения отличается динамичностью, пластичностью.

Регуляторные осцилляции являются необходимым фоновым обеспечением самых сложных форм деятельности человека. Это своеобразный «автопилот»: в отличие от избыточности регуляторных процессов, регуляторные осцилляции обеспечивают не тонкий подбор программы, сообразной конкретным условиям деятельности, а включение относительно неспецифического поведенческого стереотипа. Очевидно, что этот стереотип менее «энергоемок» для организма, но в то же время, он вносит важный вклад в надежность деятельности. Будучи жестко заданным алгоритмом проверки гипотез, он обеспечивает структурированное накопление опыта. Примечательной особенностью данного варианта «подстройки» к внешним условиям является то, что имеет место систематическое, постепенное отклонение параметров достигаемого результата от параметров целевого, и только явное рассогласование внешних сигналов с гипотезой заставляет изменить тактику достижения цели.

В настоящем исследовании анализировалось 4 гармонических составляющих ПАК: основная, низко-, средне- и высокочастотная компоненты. Все типы осцилляций служит единой цели в системной регуляции целенаправленного поведения, но выполняют различные функции.

Основная гармоническая составляющая (ПАКо) - «макроцикл» деятельности, который укладывается в 1 период гармонического колебания на всю цепочку ответных действий в тестовой серии, можно рассматривать как максимально независящий от внешнего ритма эндогенный ритм. Этот ритм отражает степень автономии эндогенного ритма (ритм ответов) от экзогенного (ритм сигналов), в основе которой лежит низкая чувствительность акцептора результата действия к рассогласованию достигаемых результатов с эталонными. Адаптивный смысл такого осцилляторного стереотипа регуляции деятельности в том, что глобальный «внутренний порядок», выстраиваемый им, позволяет сохранить функциональным системам, обеспечивающим целенаправленное поведение человека, свою инвариантность. Эта инвариантность задает некую точку отсчета для флуктуаций, реализуемых другими формами регулярности. Эти осцилляции создают максимальную удаленность параметров достигаемого результата от экстремальных, что, видимо, вносит вклад в организацию базового уровня надежности деятельности.

Низкочастотный ритм (ПАКн). Отражает жесткость «глобальных» стратегий саморегуляции. Выраженность низкочастотных осцилляций предполагает пошаговую проверку близких друг к другу гипотез, обеспечивающая формирование четкого представления о границах «коридора» оптимальных результатов.

Высокочастотный ритм (ПАКв) отклонений параметров достигаемого результата от параметров необходимого и возвращений к ним. Отражает жесткость локальных стратегий саморегуляции. Представляет собой пошаговую проверку далеких друг от друга гипотез, позволяющую создать оптимальную модель ожидаемого результата, основанную на контрасте «попаданий в десятку» и «ошибок». Функциональное значение среднечастотного ритма (ПАКс) занимает промежуточное положение между двумя вышеописанными.

Данный показатель рассчитывается методом быстрого дискретного преобразования Фурье последовательности интервалов времени между ответами испытуемых.

4. Эффективность деятельности (ЭД). Интегральный показатель результата действия, позволяющий судить о том, насколько целесообразны, соответствуют поставленной задаче изменения системных взаимоотношений между узловыми звеньями регуляции целенаправленного поведения. Оценивается суммой обратной величины времени рассогласования ответов относительно экзогенного сигнала или эндогенной модели

5. Надежность деятельности (НД). Общая мера безошибочности деятельности. Оценивается величиной удельного веса правильных действий, выполненных согласно инструкции (в %).

В ходе статистической обработки данных применялись методы одномерной статистики с определением достоверности различий средних значений показателей и главных компонент с нормализованным варимакс-вращением, который, с теоретической точки зрения, является более простым и позволяет достаточно точно интерпретировать полученный результат. Для статистического анализа использовался программный пакет STATISTICA версии 5,5 for Windows.

Сравнительный анализ средних значений показателей (УИР, УС, ПАКо, ПАКн, ПАКс, ПАКв, ЭД и НД) группы мужчин и женщин обнаружил, что согласованность функциональных звеньев регуляции поведения, состояние мотивационных механизмов, развитие навыков прогнозирования результата и коррекции поведенческой программы, жесткость программирования деятельности, её эффективность и надежность у юношей и девушек количественно не различались. И в то же время, на уровне факторов, определяющих качество регуляции мыслительной деятельности в исследуемых условиях, обнаружены существенные отличия.

В системной регуляции экстраполирующей деятельности студентов-юношей в условиях избыточности информационного подкрепления (1-я серия) ведущую роль играло два фактора, выделенных факторным анализом и объясняющих 57% дисперсии всех переменных (таблица 1).

Первый, ведущий, фактор может быть интерпретирован как системное обеспечение обучающего эффекта ошибочных действий. Основанием для данного заключения стало то, что рост количества допускаемых ошибок связан с ростом эффективности деятельности. Второй, соподчиненный фактор, обобщен как дискретноволновой баланс саморегуляции, где регуляторные осцилляции, как неспецифические программные алгоритмы решения широкого класса задач отражают «волновой» компонент регуляции деятельности, а информационная избыточность регуляторных процессов, обеспечивающая учет результатов предыдущего действия в организации следующего - дискретный.

Деятельность студентов-девушек в тех же условиях определялась 3-мя факторами, объясняющими 56% дисперсии переменных. Первый фактор, участвующий в системной регуляции деятельности обеспечивает контроль "ошибок" посредством устойчивости саморегуляции и актуализации «осцилляторных автоматизмов» и рассматривается как системное обеспечение надежности антиципационого стереотипа. Второй фактор определялся контролем баланса связности системоквантов и стереотипа экстремального регулирования деятельности. Этот фактор не оказывает непосредственного влияния на её эффективность и надежность, однако имеет важное значение для общей оптимизации функционального состояния организма в процессе реализации поставленной задачи. Третий фактор можно обобщить аналогично 2-му фактору, регулирующему деятельность юношей в данных условиях - дискретно-волновой баланс саморегуляции.

Таблица 1

Факторная структура саморегуляции деятельности студентов мужского и женского пола в условиях экстраполирующего слежения с избыточностью информационной

среды

Показатели Юноши Девушки

Factor1 Factor2 Factor1 Factor2 Factor3

Уровень избыточности регуляторных процессов 0,48 0,68 0,08 -0,77 -0,46

Устойчивость саморегуляции -0,79 -0,33 0,73 0,46 0,23

Основная компонента ПАК* 0,42 -0,58 -0,55 0,52 -0,48

Низкочастотная компонента ПАК 0,44 -0,6 -0,23 -0,32 0,8

Среднечастотная компонента ПАК 0,44 -0,51 -0,59 0,15 0,25

Высокочастотная компонента ПАК -0,38 -0,78 0,06 0,49 0,02

Эффективность деятельности -0,64 0,13 0,13 0,11 -0,01

Надежность деятельности 0,67 -0,09 -0,75 0 0,08

Собственное значение 2,43 2,16 1,82 1,44 1,22

Доля объясняемой дисперсии 0,3 0,27 0,23 0,18 0,15

Примечания: коэффициенты от ±0,3 до 0,49 - слабая линейная связь, 0,5 - 0,69 -умеренная, выше 0,7 - сильная. ПАК* - программный алгоритм квантования

Экстраполирующая деятельность юношей в условиях дефицита информационного подкрепления (2-я серия) регулировалась 3-мя факторами, объясняющими 68% общей дисперсии (таблица 2).

Первый фактор, так же, как и в предыдущей тестовой серии, может рассматриваться как системное обеспечение обучающего эффекта ошибочных действий. Второй фактор связан с относительной узостью репертуара поведенческих программ (УС), гибкостью стратегий проверки гипотез и достижения цели (ПАКс) и надежностью, безошибочностью деятельности (НД), что позволило интерпретировать его как системный контроль надежности деятельности. В определенной степени данный фактор отражает мотивацию избегания неудачи. Третий фактор может быть осмыслен как системный контроль эффективности деятельности.

В регуляции деятельности студенток в описанных условиях участвовало 2 фактора (54% дисперсии объясненных переменных). Первый фактор обозначен как системное обеспечение обучающего эффекта ошибочных действий, которое реализуется за счет ограничения разнообразия эффекторных реакций и включением жесткого осцилляторного стереотипа регуляции, когда испытуемый «волнообразно» приближается к целевому результату и отклоняется от него. Второй фактор включал гибкость переключения поведенческих программ (ПАКо, ПАКс) и ориентацию на безошибочность деятельности (НД), аналогичен 2-му фактору у юношей - это системный контроль надежности деятельности посредством ограничения репертуара эффекторных реакций и динамичности их программирования - мотивация избегания неудачи.

Таблица 2.

Факторная структура саморегуляции деятельности студентов мужского и женского пола в условиях экстраполирующего слежения при дефиците информационного

подкрепления

Показатели Юноши Девушки

Factor1 Factor2 Factor3 Factor1 Factor2

Уровень избыточности регуляторных процессов -0,67 0,06 -0,45 -0,66 -0,26

Устойчивость саморегуляции -0,44 0,56 0,61 -0,5 -0,37

Основная компонента ПАК 0,43 0,22 0,05 0,65 -0,48

Низкочастотная компонента ПАК 0,76 0,27 -0,28 0,71 -0,4

Среднечастотная компонента ПАК 0,7 0,54 -0,01 0,66 -0,45

Высокочастотная компонента ПАК 0,61 0,28 -0,29 0,57 -0,01

Эффективность деятельности -0,55 0,25 -0,61 -0,53 -0,29

Надежность деятельности 0,65 -0,66 0,02 0,51 0,75

Собственное значение 3,01 1,32 1,1 2,91 1,45

Доля объясняемой дисперсии 0,38 0,16 0,14 0,36 0,18

Примечания: Условные обозначения те же.

Таким образом, системная регуляция деятельности юношей и девушек в условиях, требующих построения точных прогнозов и опоры на них, существенно различается, при сходной её надежности и эффективности.

Так, при экстраполирующей деятельности в условиях избыточности информационного подкрепления у студентов-юношей отмечены тенденции к интеграции, унификации процессов саморегуляции (о чем свидетельствует меньшее число факторов), тогда как у девушек - тенденции к относительной автономии, их нюансировке. И, напротив, в условиях недостаточности информационного подкрепления паттерны системной регуляции деятельности, отмеченные в предыдущих условиях у юношей и девушек инвертируются, «меняются местами».

Обнаруженная в настоящем исследовании «гендерная асимметрия» процессов саморегуляции может рассматриваться как филогенетически сложившаяся комплементарность алгоритмов системной регуляции деятельности лиц мужского и женского пола, обеспечивающая максимальную совместную «выживаемость» в

экстремальных условиях при решении различных эволюционных задач.

Выявленные закономерности могут быть полезны в решении задач

совершенствования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовании и производстве, а также определении подходов к клиникопсихологическим вмешательствам, где гендерный фактор имеет особое значение (семейное консультирование и т.п.).

Список литературы

1. Александров Е.А. Моделирование системных механизмов целенаправленной

деятельности: закон встречных возможностей / Е.А. Александров //

Моделирование функциональных систем. Под ред. К.В. Судакова, В.А. Викторова -М., 2000. - С. 153- 169.

2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин - М.: Медицина, 1968. -547 с.

3. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб, 2006. - 431 с.

4. Гавриков К.В. Социально-биологические мотивации и их роль в организации различных видов деятельности организма / К.В. Гавриков / Волгогр. мед. ин-т. -Волгоград, 1987. - 10 с. деп. в ВИНИТИ 9.02.87, N 915-В.

5. Гавриков К.В. Способ психофизиологических исследований деятельности человека-оператора и устройство для его осуществления / К.В. Гавриков, С.П. Ивашев, А.П. Востриков - Рац. предложение, ВГМИ, 1990.

6. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер. с англ. Д. Бугакова. — М.: Смысл, 2003. — 335 с.

7. Журавлев Б.В. Информационные паттерны нейронов мозга в системной организации поведенческих актов / Б.В. Журавлев // Развитие теории функциональных систем: Тр. межвед. науч. Совета по эксперим. и приклад. физиологии / Под ред. К.В. Судакова. - М., 1999. - Т. 8. - С. 86 - 97.

8. Завьялов А.В. Методы исследования индивидуальных параметров саморегуляции функциональных систем психологического уровня / А.В. Завьялов, В.В. Плотников, Д.В.

9. Ивашев С.П. Психогигиена в образовании как функция согласования приоритетов учащихся и образовательных структур / С.П. Ивашев, Е.Г. Новикова, Ю.Г. Новикова // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. - М.: Издательство Научного Центра Психического здоровья детей РАМН, 2006. С 163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.