Научная статья на тему 'Моделирование системы воспитания при профессиональной подготовке будущих учителей'

Моделирование системы воспитания при профессиональной подготовке будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СУБЪЕКТ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянкина Екатерина Корнеевна

В статье раскрыто воспитание как система, определены ее системообразующие характеристики, обозначена логика моделирования системы воспитания в системе обучения в вузе. Обращено особое внимание на целеполагание. Материалом для предложенного анализа послужила экспериментальная научно-исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы воспитания при профессиональной подготовке будущих учителей»

УДК 378.1:51

Дворянкина Екатерина Корнеевна

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры математики Дальневосточного государственного гуманитарного университета sispodx@inbox.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Dvoryankinа Ekaterina Korneevna

PhD in Pedagogical sciences, associate professor, professor of the chair of mathematics, Far Eastern State Humanitarian University sispodx@inbox.ru

MODELING OF TRAINING SYSTEM IN PROFESSIONAL PREPARING OF FUTURE TEACHERS

Аннотация:

В статье раскрыто воспитание как система, определены ее системообразующие характеристики, обозначена логика моделирования системы воспитания в системе обучения в вузе. Обращено особое внимание на целеполагание. Материалом для предложенного анализа послужила экспериментальная научно-исследовательская работа, выводы которой положены в основу статьи.

Ключевые слова:

система, субъект, мировоззренческая цель, взаимодействие, моделирование.

The summary:

In the article the education is considered as system, its systemforming characteristics are defined, the logics of modeling of training system at the system of high education are marked. Special attention is paid to ESP goals and objectives of studying. The research work forms the basis of the material for the article. The material for the proposed analysis has served the experimental research work, which conclusions became the basis for the article.

Keywords:

system, subject, ideological aim, interaction, modeling.

Раскрывая логику подготовки специалистов в вузе, многие исследователи делают вывод, что повышение эффективности вузовского образования возможно на методологической основе системного подхода. Так, В.В. Краевский пишет: «Ни один сложный объект в наше время не может рассматриваться иначе, как с этих позиций» [1, с. 3]. Нами за методологическую основу исследования принят системный подход, поэтому раскроем понятие системы. Под системой будем понимать организованный комплекс средств достижения общей цели. Для более глубокого понимания и ренального применения этого подхода раскрываются системообразующие характеристики: состав - конечный перечень элементов системы, структура - инвариант отношений между элементами состава системы, функционирование - динамическое состояние системы в условиях технологической дисциплины. Мы рассматриваем гуманитарные системы, под которыми понимаются целостности, создаваемые в пространстве деятельности человека, когда происходит моделирование мира в единстве сознательных и бессознательных механизмов и выражение результатов этого моделирования посредством языка.

Системный подход позволяет обеспечить сбалансированность эволюции социосферы (культуры, технологии, науки, образования и др.), что способствует формированию отношения человека к самому себе как к целостной личности, которая обогащается за счет самосовершенствования. Одновременно происходит ориентация развития образовательного пространства на внутреннюю упорядоченность его систем, что обеспечивает его целостность за счет постановки и реализации целей воспитания и обучения.

Принимая во внимание, что элементы системы действуют и взаимодействуют во имя цели, сообразуясь с конкретными обстоятельствами, можно утверждать, что структура гуманитарных систем задается целью, определяющей характер отношений между элементами состава системы. Таким образом, структура системы, отражая устойчивое инвариантное отношение, которое, как цель, достигается функционированием целостности. Поэтому концепция системного подхода позволяет рассматривать образование в вузе как целостный, взаимосвязанный инвариантом отношений между его элементами комплекс, технологический режим целевого взаимодействия которого позволяет гарантировать получение результата - профессионально подготовленного специалиста.

Воспитание является частью жизни человека, пространством его бытия. Субъекту необходимо гармонично встраивать свое поведение в окружающий мир, обеспечивая либо свое и его развитие, либо по неразумению или сознательно все разрушая. Поэтому каждому человеку надо научиться познать и грамотно ориентироваться в модели бытия (системе воспитания), так

как только сохраняя себя и окружающий мир, можно выжить. Принятие необходимости моделирования поведения не есть дань моде, реверанс современности, не есть желание показать свою приверженность научным терминам. Дело в том, что весь мир системен, человек тоже является системой, поэтому познание законов гармоничности мира, моделирование своей жизни, своего поведения в конкретном времени и пространстве природных и общественных систем -это способ выживания человека в мире.

Чтобы определиться с логикой моделирования системы воспитания в условиях вуза, предметно рассмотрим и элементы состава этой целостности, и ее структуру (цель).

Визуальный вариант состава системы воспитания предложен психологом В.Н. Матлиным [2, с. 17]: В (воспитательное воздействие), Л (личность), О (отношение), Кл (качество личности), Д (деятельность). В соответствии с этим перечисленным составом системы воспитания рассмотрим соответствующую характеристику данной целостности.

Элемент воспитательного воздействия (В) в системе следует понимать не буквально, ибо термин «воздействие» обозначает процессуальную характеристику системы. Исходя из теории синергетических систем, данный элемент состава мы принимаем за «центр активности», именуемый специалистами как «автогенератор» или «водитель ритма», «под частоту которого подстраивают свои ритмы другие организмы» [3, с. 17]. Понятие «водитель ритма» связано с понятием субъекта в конкретном пространстве жизни, где под субъектом деятельности мы понимаем носителя целей и технологий их реализации.

1. Первый элемент состава мы рассматриваем как взаимодействие целостностей:

1.1. Семейное воспитание, где субъектами являются родители и молодые супруги (студенты), если они способны осуществлять целевое моделирование семейной системы воспитания;

1.2. Учебное заведение, где субъектами становятся педагоги и студенты, если они являются носителями целей. В процессе моделирования созидательного поведения необходимо учитывать следующие условия: единство действий коллектива, что выражается в выборе и реализации субъектами целей добра и созидания; истинный авторитет и высокий профессионализм деятельности преподавательского состава и обучающихся; 1.3. Общественная среда, представляющая то пространство бытия, в котором молодежь осуществляет свободу выбора цели для созидательного развития мира и самого себя; 1.4. Учреждения культуры, субъектами которых являются работники сферы искусства. Для установления гармонии жизни человека подрастающему поколению необходимо осмыслить законы смыслового мира, в котором живет человек, а также формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, наука, философия. 1.5. Сверстники. Субъектами данной целостности являются обучающиеся в данном учебном заведении молодые люди одних возрастных групп. 1.6. Предметы - окружающая обстановка среды жизни в учреждении образования, где результаты творческого труда людей, именуемые артефактами, представляют собой не столько материальные объекты, сколько духовность, воплощенную в вещь.

Таким образом, воспитательное воздействие реализуется совокупностью воспитательных систем, которые имеют своих субъектов управления развитием или разрушением гуманитарных целостностей, что определяется свободой выбора субъектами целей жизни, в том числе и самовоспитания, а также адекватных технологий их реализации.

2. Второй элемент состава системы отражает того, кому принадлежит выбор целей жизни объективно существующих в Универсуме. Это личность (Л) студента. Мы разделяем позицию В.П. Зинченко в том, что «образование - это формирование и развитие новообразований индивида, его функциональных органов...» [4, с. 79]. С позиции педагогики предпочтительно отметить, что новообразования целесообразно формулировать на стратегическом уровне. Такими стратегическими целями развития личностного потенциала молодого поколения является интеллектуальное, духовно-нравственное и профессиональное становление будущего специалиста.

3. Элементом состава системы являются отношения (О). Они определяются как взаимосвязь субъекта с окружающей средой, которая носит целевой характер. В данном положении субъекта заключена сила человека - творца окружающего мира. Отношение - это нравственная сфера взаимодействия в сообществе людей. Определяя понятие «нравственность», обратимся к позиции С. С. Аверинцева: «Не буду предлагать тысяча первую дефиницию морали, воздержусь и от попытки глубокомысленно противопоставлять друг другу «этику», «мораль», «нравственность»; этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, а под конец славянским корнем» [5, с. 370]. Отношение позволяет компактно представить сложную целостность, что дает возможность осмыслить цели и развивать сознание. Субъект, осуществляя свободу выбора цели, согласует с ней свои чувства, гармонично моделируя свое поведение. Информационное поле отношений создается в данном времени и пространстве самими субъектами систем.

4. Каждый субъект системы должен быть уверен, что его целевой выбор фиксируется в отношениях, что может повлиять на стратегию развития больших систем. Такое состояние отношений социума приводит к развитию качеств личности (Кл), которые являются устойчивым психическим образованием, гарантирующим определенную деятельность (Д) субъекта. Итак, мы рассмотрели состав системы воспитания.

Следующая характеристика системы воспитания - структура. Рассмотренный состав системы фактически представляет собой пространство, состоящее из взаимодействующих гуманитарных систем, субъектом каждой из которых является носитель целей, свободно выбранных из информационных полей добра и зла нравственных категорий. Выбрав те цели, которым молодой человек отдает предпочтение, он становится субъектом самовоспитания. Таким образом, устанавливается взаимосвязь субъекта с окружающей средой на основе целевой специфики отношений (добра и зла), их принятие или отрицание посредством чувств и, наконец, поведение, моделируемое на основе выбранной цели, что позволяет субъекту гармонично встраивать свою жизнь в логику развития природы и общества (по целям добра). Как видим, целевая связь элементов состава сохраняется. Далее динамика и движение цели проецируется во внутренний мир личности, представляя собой такие личностные образования, как мотивы, потребности и установки, которые названы качествами личности (Кл)

Проведенные нами рассуждения показывают, что постоянным отношением между элементами состава системы воспитания оказалась цель. Значит, в системе воспитания цель является инвариантом отношений.

Исходя из предлагаемого анализа, за определение воспитания как системы мы предлагаем в следующем варианте: «Целевое взаимодействие субъектов воспитания и самовоспитания, организация отношений и взаимоотношений, организация деятельности и условий жизни для подготовки молодого поколения к выполнению целей общества, личности и государства». Система воспитания целостна, состоит из содержания, процесса и форм организации, упорядочена по воспитательной цели, выражает единство прошлого, настоящего и будущего. Моделирование воспитательного пространства на занятиях со студентами в вузе определяется необходимостью реализации воспитательных целей в системе обучения в школе. В нашей интерпретации системы обучения эти цели получили название мировоззренческих (в школе - воспитательных) целей и выражаются они на стратегическом уровне категориями морали.

Подтверждением логичности постановки духовно-нравственных (мировоззренческих) целей являются материалы второго поколения стандартов, где однозначно определена необходимость формулировки и реализации этих целей при изучении каждой темы занятия во всех предметных областях учебных дисциплин. При таком подходе к логике обучения студентов в вузе становится очевидным, что предметная область учебных дисциплин является не самоцелью, а средством воспитания студентов субъектами саморазвития духовной сферы личности и окружающего пространства их жизни.

Стратегическую цель воспитания мы рассматриваем как целостное образование, которое включает социальный аспект (умственное, нравственное, гражданское, экологическое, эстетическое, трудовое и физическое воспитание, которые в совокупности определяют предметную область системы воспитания) и личностный, выраженный в категориях нравственности.

Являясь субъектами систем преподавания и воспитания, педагоги организуют их перевод в новое качественное состояние, а именно: систему преподавания - в систему учения, затем в систему самообразования, систему воспитания - в систему самовоспитания, где субъектами предстоит стать будущим учителям.

Для реализации личностного аспекта цели воспитания при реальном контакте с молодежью осуществляется ее дальнейшее преобразование. То есть каждая нравственная категория может быть выражена в форме «дерева цели», состоящего из двух информационных полей - добра и зла. Информационные поля предназначены для свободы выбора субъектом регуляторов нравственного поведения. Каждая составляющая информационного поля декомпозируется на оперативный уровень, а затем - тактический уровень, ими в нашем исследовании приняты три аспекта: информационный, мотивационный и операционный. Информационный аспект предполагает, что данная в информационно-целевом поле характеристика общечеловеческих нравственных ценностей должна быть человеком усвоена. Мотивационный аспект оперативной мировоззренческой цели проявляется у субъекта духовного саморазвития в адекватном эмоциональном отклике на цель. На позитив - положительное отношение (например, радость, удовлетворенность собой, уверенность и др.), на антиподы морали - отрицательный эмоциональный отклик (например, тревога, обеспокоенность, разочарование и др.). Операционный аспект выражается в моделировании субъектом своего поведения на основе свободы выбора нравственных ценностей и установлении гармонии своего поведения с окружающим миром людей и природы.

На занятии в вузе моделирование духовно-нравственного пространства позволит студентам понять, на созидательных или разрушительных позициях организованы отношения в системе, определить, организуется в образовательном пространстве занятия синхронное или рассогласованное взаимодействие систем. Управляя развитием своего интеллекта, субъектам учения необходимо гармонично моделировать свои отношения и к саморазвитию, и к окружающему миру.

Теория постановки и реализации мировоззренческой цели на занятиях в вузе актуальна, но особое значение эта логика имеет для педагогических учебных заведений, так как постановка и реализация воспитательных целей является сущностной характеристикой деятельности учителей.

Таким образом, в период обучения студенты овладевают опытом моделирования созидательного поведения и синхронного взаимодействия в границах данной целостности. Становится очевидным, что студенты вуза, обретая на занятиях опыт субъектов учения как носителей целей и технологий их реализации в саморазвитии интеллектуального, духовного потенциала, одновременно готовят себя к профессиональной деятельности. Это предполагает освоение опыта применения при моделировании систем субъектами жизни и образовательного пространства следующих операций: 1) постановка целей интеллектуального и духовного саморазвития; 2) овладение технологиями реализации рабочих целей; 3) моделирование системы обучения и управление синхронным взаимодействием систем преподавания и учения, воспитания и самовоспитания, предметной области учебной дисциплины, которая гармонично встраивается в систему обучении за счет единства целей и технологий их реализации; 4) осмысление и развитие субъект-субъектных отношений в системе образования; 5) определение результата обучения по степени реализации целей, в том числе духовно-нравственных.

Важность предъявления и реализации мировоззренческой цели студентам на занятиях при изучении основ наук, начиная с первого курса, состоит в том, что у них сформируется понимание: в школе и в вузе на занятиях взаимодействуют две системы - преподавание и учение. Синхронность при управлении их взаимодействием возможна только при наличии целей, одна их которых обеспечивает интеллектуальное развитие, а другая формирует отношения между участниками учебной и любой другой моделируемой деятельности на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Преподаватель вуза приобщает будущих учителей к логике выбора целей, позволяющих сознательно моделировать системы познания и поведения на основе гармонии и созидания, ограждая жизнь от разрушительных отношений.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Краевский В.В. Воспитание или образование // Педагогика. 2001. № 3.

2. Матлин В.Н. Психологические основы нравственного воспитания. Минск, 1972.

3. Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. 2005. № 10.

4. Зинченко В. П. Духовное возрождение // Человек. 1990. № 2.

5. Аверинцев С.С. Наши интервью: О моральной и нравственной ситуации в стране // Этическая мысль. М., 1988.

1. Kraevskiy V.V. Vospitanie ili obrazovanie // Pedagogi-ka. 2001. No. 3.

2. Matlin V.N. Psihologicheskie osnovy nravstvennogo vospitaniya. Minsk, 1972.

3. Ovechkin V.P. Obrazovanie v usloviyah izme-nyayushcheysya kul'turno-tehnologicheskoy sredy // Pedagogika. 2005. No. 10.

4. Zinchenko V. P. Duhovnoe vozrozhdenie // Chelovek. 1990. No. 2.

5. Averintsev S.S. Nashi interv'yu: O moral'noy i nravstvennoy situatsii v strane // Eticheskaya mysl'. M., 1988.

- 16Q -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.