Научная статья на тему 'Цели гражданского воспитания специалистов при их профессиональной подготовке'

Цели гражданского воспитания специалистов при их профессиональной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ОПЕРАТИВНЫЕ ЦЕЛИ / ТЕХНОЛОГИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ / CIVIL EDUCATION'' SYSTEM / TECHNOLOGY OF GOALS'' ACHIEVEMENT / STRATEGIC AND OPERATIVE GOALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянкина Е. К.

В статье раскрывается гражданское воспитание как система, обозначены стратегические и оперативные ее цели на методологической основе системного подхода Цели направлены на развитие современного гражданина, способного гармонизировать взаимодействие общества и природы, способного совершать созидательную деятельность и не допускать разрушительных форм поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALISTS' CIVIL EDUCATION GOALS IN PROFESSIONAL TRAINING

The article reveals civil education as a system, determines its strategic and operative goals on a methodological basis of the system approach. The goals are intended to develop modern citizen, capable to harmonize interaction of society and nature, to make creative activity and not to suppose destructive forms of behavior.

Текст научной работы на тему «Цели гражданского воспитания специалистов при их профессиональной подготовке»

Раздел 1 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ - доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 378.017.62:005.321

Dvorjankina E.K. SPECIALISTS' CIVIL EDUCATION GOALS IN PROFESSIONAL TRAINING. The article reveals civil education as a system, determines its strategic and operative goals on a methodological basis of the system approach. The goals are intended to develop modern citizen, capable to harmonize interaction of society and nature, to make creative activity and not to suppose destructive forms of behavior.

Key words: civil education' system, strategic and operative goals, technology of goals' achievement.

Е.К. Дворянкина, канд. пед.наук, доц., соискатель д-ра пед. наук, ДВГГУ, г. Хабаровск,

E-mail: sispodx@inbox.ru

ЦЕЛИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

В статье раскрывается гражданское воспитание как система, обозначены стратегические и оперативные ее цели на методологической основе системного подхода Цели направлены на развитие современного гражданина, способного гармонизировать взаимодействие общества и природы, способного совершать созидательную деятельность и не допускать разрушительных форм поведения.

Ключевые слова: система гражданского воспитания, стратегические и оперативные цели, технологии достижения целей.

Одним из стратегических направлений социального и духовного обустройства нашего общества является развитие его гражданских основ, субъектом которого должен стать гражданин, интеллектуально соответствующий уровню образования и человек гармонично воспитанный.

Гражданское воспитание базируется на духовности и сущности нравственных устоев, на соблюдении правовых норм и нравственных приоритетов. Специалисты-педагоги определяют для гражданского воспитания адекватный потенциал личности как совокупность ценностных свойств с констатацией таких качеств как «осознанная законопослушность», «преданность Отечеству», «подлинно свободная и честная приверженность общепринятым нормам добра и справедливости, нравственно-культурным ценностям» [1, с. 56].

Методологической основой деятельности учреждений профессионального образования нами принят системный подход к управлению образовательными целостностями воспитания и обучения будущих специалистов. Реализация этого подхода необходима для создания такого социально-

нравственного пространства, который, взаимодействуя с социокультурной сферой бытия, обеспечивает развитие личности как субъекта становления своего интеллектуального, духовного и профессионального потенциала в данном времени и пространстве.

При управлении развитием гуманитарных систем (частным случаем является система образования), основополагающее значение имеет правильно обоснованное и разработанное целевое прогнозирование, исходя из которого, моделируются системы, разрабатываются технологии для достижения результата, определяемого критериями его оценки по декомпозированным аспектам тактической цели. Этот подход позволяет решить проблему превращения практики образования в управляемую систему, где обеспечивается субъектное развитие обучающихся - будущих специалистов.

Исходя из принятой концепции, нами определены составы систем обучения, воспитания и профессионально-кадровой целостности, структура которых выражается фактически в целях указанных целостностей образовательного пространства, обеспечивающая взаимодействие систем. Цели рассматриваются нами на основе взаимодействия систем и разрабатываются, согласно нормам теории систем, социального управления, теории обучения и воспитания, для развития современного гражданина, способного совершать созидательную деятельность, не допускать разрушительных форм поведения [2, с. 10].

На границе веков и тысячелетий, времени, которое переживает современное человечество, общество осмыслило и однозначно признало необходимость перестройки мировоззрения людей, о чем свидетельствуют великие открытия ХХ

века. Так, теория «Большого взрыва» определила базовые направления и механизмы развития мировоззрения: 1. Базовые основы нового мировоззрения, великие открытия ХХ века потребовали освоение механизмов развития нового мировоззрения субъектов в образовательном и социокультурном пространстве жизни. 2. Целевая логика природы развитие телеологического мышления. Свобода выбора цели жизни. Механизм - развитие телеологического мышления. 3. Тайна естественного порядка, имеющего свое начало. Механизм - понимание гармонии мира и приоритета духовно-нравственных целей мироздания. Освоение технологий воспитания и самовоспитания. 4. Цель - создание условий для жизни, прогноз будущего, управление системами бытия. Механизм - встраивание поведения субъектов в гармоничный порядок природы на основе принятия целей добра и отрицания целей зла. Использование адекватных целям технологий. Синергетика -науки о саморазвивающихся системах так же определила базовые направления: 1. Место человека в природе не как центра, а как части природы, призванной встраиваться в гармонию мира; 2. Отказ от механистического детерминированного мышления; 3.. Принятие логики развития телеологического (целевого) мышления. Механизмами для реализации этих направлений являются соответственно: 1 - Моделирование созидательного поведения и управление синхронным взаимодействием систем образовательного пространства и социума; 2 - Приоритет духовно-нравственных целей добра в мире и поведении человека. Развитие опыта свободы выбора цели; 3 - Поведение на основе целевой причинности, цель - начало мысли и действия [2, с. 14].

Указанные базовые направления и механизмы их реализации определили «язык», принимаемый обществом вне зависимости от миропонимания и религиозных предпочтений: свободы выбора бытия и встраивание поведения в гармоничный мир природы и сообщества людей

Принимая во внимание методологические основы гражданского воспитания, рассмотрим логику целеполагания в этой системе. Стратегическими целями гражданского воспитания являются три составляющих: 1. Иммунитет к чуждой идеологии; 2. Правильная оценка общественно-политических событий (в мире, в стране, в пространстве местных условий, в образовательном и социокультурном пространстве бытия); 3. Высокая активность в реализации трудовых и идеологических задач современности.

Раскроем каждую составляющую стратегии гражданского воспитания, образующую его предметную область, и обозначим оперативные и тактические цели ее реализации.

1. Иммунитет к чуждой идеологии. Если обратиться к определению, что «идеология - это система идей, выражающая интересы, мировоззрение, идеалы общества или социального движения», то становится понятным, что, «чуждой идеологией» является такая совокупность идей, которая основывается на целях зла и разрушения. Поэтому воспитание иммунитета к таким идеям является одной из целей гражданского воспитания. Обратимся к нравственной категории, которая является непосредственной основой гражданской позиции человека - к категории патриотизма. Для этой нравственной категории при конкретном контакте с молодежью строится «дерево цели», состоящее из информационных полей добра и зла. Это актуально однозначно в воспитании гражданина, который осуществляет свободу выбора целей своей жизни из указанных информационных полей. Выбранная таким образом цель носит личностный аспект. В этом случает цель, выбранная из «дерева цели», является оперативным (промежуточном) а затем тактическим (рабочим) ее уровнем и рассматривается в единстве трех аспектов: информационном (усвоение понятий из состава «дерева цели»), мотивационном (адекватный эмоциональный отклик на выбранную цель) и операционном (принятие цели регулятором поведения).

Раскроем информационные поля нравственной категории патриотизма, из которых субъект самовоспитания свободно осуществляет выбор. Информационное поле позитивов (добра): забота об интересах страны, забота об исторической судь-

бе страны, готовность к самопожертвованию, верность Родине в борьбе с врагом, гордость социальными достижениями, гордость культурными достижениями, сочувствие страданиям народа, переживание за социальные пороки общества, уважение к историческому прошлому, уважение к традициям народа, привязанность к месту жительства, активность в труде и общественно-политической деятельности, борьба с антиподами морали. Информационное поле антиподов понятия (зла): паразитизм, эксплуатация людей, общественная пассивность

Принимая патриотизм как одну из нравственных основ гражданского воспитания, мы считаем важным, обосновать свою позицию по этому аспекту структуры (цели). Прогнозируя адекватный эмоциональный отклик (отрицательный) на антиподы морали, педагог, а затем обучающиеся, развивают иммунитет к чуждой идеологии разрушения.

Так как каждая нравственная категория является носителем двух информационно-целевых полей добра и зла, то, работая над любой нравственной целью (на тактическом уровне), субъекты систем расширяют границы свободы выбора цели и усиливают свою позицию на воспитание и самовоспитание иммунитета к чуждой идеологии. Таким образом, развитие гражданской позиции интегрирует те нравственные цели воспитания, над которыми работают и педагоги, и студенты в конкретном времени и пространстве [2, с. 15].

2. Правильная оценка общественно-политических событий. Как правило, обсуждение общественно-политических событий выражается в форме пересказа факта, явления, ситуации, поступка и т.п. и субъективной оценки их на уровне: правильно - неправильно, хорошо - плохо. При разноречивости оценок разгораются нешуточные страсти, что создает ситуацию большого интереса и горячей дискуссии. Как более объективно определиться в оценке анализируемой ситуации? Как логически убедительно идти к взаимопониманию и консенсусу? Как доказательно отстаивать свою позицию? Для этого и используется нравственное «дерево цели», состав информационно-целевых полей которого «накладывается» на поведение или общественно-политическую ситуацию, в результате чего выясняется, какие цели были выбраны субъектами, насколько это было логично, и как реализации этих целей соответствовал примененный технологический аппарат, каков результат произведенных действий. В настоящее время наука однозначно констатирует, что развитие цивилизации зависит от мотивации поступков граждан. Эту школу гражданского воспитания должны пройти во время учебы в системе образования и дети, и студенты.

3. Высокая активность в реализации трудовых и идеологических задач современности. Это составляющая стратегической цели предполагает положительную мотивацию поведения учащейся молодежи в акциях и мероприятиях большого общественного звучания: праздничные дни государства, традиционные мероприятия, гражданские акции и акты гражданского поведения, выборы, перепись населения, референдумы, дни города, юбилеи, знаменательные даты и т.д., мероприятия в учреждениях образования, на территории муниципалитета и др. Это стратегическая составляющая согласуется с целями информационных полей как категории патриотизма, так и с другими нравственными категориями. Конечный результат реализации названных целей - развитие субъектной гражданской позиции у обучающейся молодежи.

Отбор и реализация целей по информационному, мотивационному и операционному аспектам позволяют развивать убеждения личности. Убеждение - это знания (о целях жизни и поведения), ставшие мотивом деятельности. Так как мотив -это внутренняя побудительная сила личности, опосредованная социально, то есть сознательно поставленной целью, то становится ясным, что «знания» в определении убеждений есть информация о нравственных целях.

Для того чтобы обеспечить предметную область знаний в убеждениях личности, необходимо определиться с источниками целевой информации, каковыми являются: 1. Наука, теория, философия. 2. Действительность. 3. Жизнь замечательных людей. 4. Искусство. 5. Пример взрослых.

Эти источники обеспечивают логику развития убеждений: 1. Обеспечивают достоверность, научную ценность информации. 2. Представляют базу для применения целей в жизни, позволяют определить качество мотивации и поведения. 3. Отражают значение положительной или отрицательной мотивации поведения на достижение положительного результата или на разрушение личности и окружающего пространства жизни. 4. Осмысление путей установления гармонии или ее разрушение в процессе реализации свободы выбранных целей добра или зла. 5. Понимание мотивации поведения, установление достойных отношений субъекта в мире природы и общества.

В развитии убеждений необходимо учитывать этапы их становления: эмпирический, теоретический, реконструкцион-

ный, переубеждение. Для достижения прогнозируемого результата субъектам систем гражданского воспитания и самовоспитания необходимо соблюдать следующие условия эффективности: 1. Достоверность и научная ценность информации. 2. Связь с жизнью и вовлечение молодежи в деятельность за претворение в жизнь великих идеалов добра. 3. Освоение активных способов развития гражданско-патриотических качеств личности, являющейся субъектом самовоспитания: убеждение, дискуссия, пропаганда, деятельность на основе ее гражданско-нравственной мотивации. Описательно-

информационную форму гражданского воспитания представим в виде целостной модели (см. таблица), имеющей все характеристики системы: состав, структуру и функционирование.

Психолого-педагогические основы модели системы гражданского воспитания в образовательном пространстве

Таблица

Стратегические цепи гражданского воспитания

1

Иммунитет к чуждой идеологии, основанный на цели зла Правильная оценка общественно-политических событий Высокая активность в реализации трудовых идеологических задач современности Саморазвитие личности как субъекта становления гражданской позиции

Развитие нравственных убеждений, ставших мотивом гражданского поведения личности

Источники гражданско-нравственной информации

Наука, теория, Действительность Ж..З. Л. Искусство Пример

философия взрослых

Этапы развития убеждений

-А.

Эмпирический

Теоретический

Реконструктивный.

Переубеждение

Методический уровень развития убеждений

і

X

Агитационный Пропагандистский (разъяснение) Активно-действенный (поведение)

Мотивационный аспект цели Информационный аспект цели Операционный аспект цели

Основные условия эффективности развития _______________убеждений_________________

Достоверность, Связь с жизнью, Освоение активных способов развития,

научная ценность вовлеченность молодежи гражданской позиции личности

информации в деятельность за претворение как субъекта: обсуждение, дискуссия.

в жизнь идеалов добра пропаганда

Представленная модель способствует визуализации информации в границах нового научного направления - когни-тологии, значение которой однозначно зафиксировано наукой: «ум для понимания проблем использует «универсальные объяснительные схемы» или «когнитивные клише», представляющие жесткое знание, являющееся коллективным социальным продуктом мышления [3, с. 46]. По этому поводу Ф. Ницше отмечал: «Логика есть попытка понять действительный мир по известной, созданной нами схеме сущего, правильнее говоря сделать его для нас более доступным формулировке и вычислению. Разумное мышление есть интерпрети-

рование по схеме, от которой мы не можем отказаться» [4, с. 13].

Народная мудрость гласит: «Если вы думаете на год вперед, то сейте зерна, если вы думаете на десять лет вперед, -сажайте деревья, если вы думаете на сто лет вперед - воспитывайте человека».

Гражданское воспитание растущего человека предполагает становление настоящих хозяев земли, готовых отвечать за ее судьбу не по букве закона, а согласно знаниям, велению души и сердца.

Библиографический список

1. Филатов, Г.Н. Воспитание в духе патриотизма // Педагогика. - 2000. - № 5.

2. Татаренко, Ю.К. Теоретические основы и технологическая документация по моделированию системы воспитания молодежи (гражданско-патриотическое воспитание). - Хабаровск: Региональный инф-й учеб.-метод. Центр, 2005.

3. Плотинский, Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов / Ю. М. Плотинский. - М.: Изд-во МПГУ, 2002.

4. Ницше, Ф. Веселая наука; пер. с нем. К.А. Свасьяна. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

Bibliography

1. Filatov, G. N. Vospitanie v duhe patriotizma // Pedagogika. - 2000. - № 5.

2. Tatarenko, Yu. K. Teoreticheskie osnovy i tehnologicheskaya dokumentaciya po modelirovaniyu sistemy vospitaniya molodezhi (grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie). - Habarovsk: Regional'nyj inf-j ucheb. -metod. Centr, 2005.

3. Plotinskij, Yu. M. Matematicheskoe modelirovanie dinamiki social'nyh processov / Yu. M. Plotinskij. - M.: Izd-vo MPGU, 2002.

4. Nicshe, F. Veselaya nauka; per. s nem. K. A. Svas'yana. - M.: OLMA-PRESS, 2000.

Статья поступила в редакцию 10.05.11

УДК 34.9

Khantseva G.G., Zorina N.S. NORM-DESIGNS RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS. Norms-designs of re-socialization of female convicts are the qualitative characteristics of the level of the measured parameters of the participants in the process of re-socialization of female convicts and outcomes of this activity.

Key words: norms-designs, re-socialization of female convicts, the optimal level, the staff of the institution.

Г.Г. Ханцева, доц., канд. пед наук; Н.С. Зорина, аспирант Рубцовского индустриального института (филиал) ГОУ ВПО ««Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, Е-mail: zorinanati@yandex.ru

НОРМЫ-ОБРАЗЦЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ

Нормами-образцами ресоциализации женщин-преступниц являются качественные характеристики уровня измеряемых параметров деятельности участников процесса ресоциализации женщин-преступниц и конечных результатов этой деятельности.

Ключевые слова: нормы-образцы, ресоциализация женщин-преступниц, оптимальный уровень, сотрудники пенитенциарного учреждения.

Норма-образец - это модельное представление идеала деятельности или поведения членов коллектива [1].

Разрабатывая нормы-образцы, мы учитывали опыт, полученный в результате проведенных психолого-педагогических исследований по проблемам повышения эффективности ресоциализации женщин-преступниц; мнение женщин-преступниц и сотрудников пенитенциарного учреждения; оценки экспертов по исследуемой проблеме.

Критериальные характеристики измеряемых параметров ресоциализации женщин-преступниц в пенитенциарных учреждениях по И.К. Шалаеву [2-3]:

1. Целевая ориентации сотрудников пенитенциарного учреждения, их ценностные ориентации, профессиональное совершенствование.

Оптимальный уровень Цели формируются в максимально конкретной форме. Субъекты ресоциализации действуют своевременно, скоординировано, так как хорошо знают задачи свои и других. Имеют место встречные усилия сотрудников пенитенциарного учреждения и женщин-преступниц. Показатели прогнозируются и обеспечиваются в зоне потенциального развития каждой женщины-преступницы. Все субъекты ресоциализации (сотрудники пенитенциарного учреждения, женщины-преступницы) ведут личные мониторинги качества. Личностно-ориентированный поход обеспечивается в полной мере.

Допустимый уровень Норма-образец в основном достигается, хотя имеют место некоторые недостатки.

Критический уровень Норма-образец достигается частично.

Недопустимый уровень Норма-образец не достигается или почти не достигается.

2. Мотивационная готовность сотрудников исправительных учреждений и женщин-преступниц к ресоциализации.

Оптимальный уровень Психологическая готовность сотрудника пенитенциарного учреждения к работе по ресоциализации женщин-преступниц выражается целеустремленностью. Позиция сотрудника определяется оптимальным мотивационным комплексом (ВМ>ВПМ>ВОМ) и характеризуется стремлением к максимальному личному вкладу в дело ресоциализации женщин-преступниц.

Психологическая готовность женщин-преступниц выражается целеустремленностью к самовоспитанию. Отношение к уровню социального развития и саморазвития, уровню культуры и нравственной воспитанности характеризуется оптимальным мотивационным комплексом, осознается собственная активная роль в социальной деятельности и самовоспитании.

Допустимый уровень Позиция сотрудника пенитенциарного учреждения в основном определяется оптимальным мотивационным комплексом и характеризуется стремлением к личному вкладу в дело ресоциализации женщин-преступниц.

Позиция женщин-преступниц к достижениям высоких показателей по уровню социального развития и саморазвития, уровню культуры и нравственной воспитанности в основном определяется оптимальным мотивационным комплексом. Однако энергия направленного действия на их достижение проявляется не всегда в достаточной мере.

Критический уровень Позиция сотрудника пенитенциарного учреждения определяется мотивационным комплексом (ВПМ>ВОМ) и суждениями "Мы раньше шли в ногу с жизнью и теперь нам нет необходимости гнаться за новшествами ". У женщин-преступниц проявляется в основном внешняя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.