Научная статья на тему 'Моделирование системы оперативного контроллинга'

Моделирование системы оперативного контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЛИНГ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / АКТИВЫ / КОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ. / OPERATIONAL CONTROLLING / QUALITY MANAGEMENT / ASSETS / ECONOMIC EFFECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухова H. Н.

Усложнившиеся условия хозяйствования заставляют руководство современных предприятий задуматься обэффективности используемых инструментов. Модернизация системы оперативного контроллинга посредствомсистемы менеджмента качества (модель СМК-ОК) позволит в сложных условиях при ограниченных ресурсах занять оптимальные позиции на рынке, эффективно пользоваться располагающимися активами, получить максимально возможный экономический эффект от своей деятельности, оптимизируя при этом внутренние и внешние процессы предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF OPERATIONAL CONTROLLING SYSTEM

The author states that difficult economic conditions force management to consider current management tools efficiency. The article proves that operational controlling system modernization by means of quality management system enables to occupy optimum market position even with limited resources and in a difficult economic environment, to utilize assets efficiently, to get maximum economic effect and in the process to optimize internal and external factors at an enterprise.

Текст научной работы на тему «Моделирование системы оперативного контроллинга»

очередь, плановый отдел из-за отсутствия информации не может объективно установить сроки исполнения проекта.

Можно сделать вывод, что без внедрения на предприятии автоматизированных систем управления невозможны эффективная организация, координация и контроль работы отделов и цехов. Также практически невозможно управлять процессами разработок, освоения новой техники.

Для эффективного функционирования предприятия нужна эффективная система управления, позволяющая реализовать основные функции:

1. Увязывать работы подразделений предприятия на основе расчета рациональных сроков исполнения работ.

2. Планировать работу подразделений с расчетом их нагрузки на перспективу, что позволит объективно проводить анализ реальности выполнения плана и принимать соответствующие решения.

3. Вести контроль за ходом исполнения работ с выдачей необходимой регулирующей, прогнозирующей документации.

4. Механизировать расчеты (распределение фактических затрат рабочего времени рабочих, служащих,

специалистов по видам работ), на основании расчетов формировать планы подразделений, а также в дальнейшем составлять отчеты.

Достичь высокой эффективности в управлении производством можно при условии применения на предприятии современной информатизации и автоматизации. Использование автоматизированных систем управления на предприятии позволяет осуществлять планирование, а как следствие - управление в целом становится более эффективным.

Таким образом, тактика управления промышленным предприятием сводится к использованию автоматизированных систем управления, постоянному анализу состояния и оперативному регулированию хода производства. Разработка и внедрение автоматизированной системы управления на предприятии позволяет решать первоочередные проблемы, с которыми сталкивается управляющий персонал в процессе реализации производства в целом.

1. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: учеб. пособие. М.: Экономика, 2006. С. 78.

2. Дудорин В.И. Управление экономикой производства: учебник для вузов. М.: Экзмен, 2007.

УДК 658.56 Н.Н. Гпухова

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА

Усложнившиеся условия хозяйствования заставляют руководство современных предприятий задуматься об эффективности используемых инструментов. Модернизация системы оперативного контроллинга посредством системы менеджмента качества (модель СМК-ОК) позволит в сложных условиях при ограниченных ресурсах занять оптимальные позиции на рынке, эффективно пользоваться располагающимися активами, получить максимально возможный экономический эффект от своей деятельности, оптимизируя при этом внутренние и внешние процессы предприятия.

Ключевые слова: оперативный контроллинг, менеджмент кзнества, активы, экономический эффект.

N.N. Glukhova

MODELLING OF OPERATIONAL CONTROLLING SYSTEM

The author states that difficult economic conditions force management to consider current management tools efficiency. The article proves that operational controlling system modernization by means of quality management system enables to occupy optimum market position even with limited resources and in a difficult economic environment, to utilize assets efficiently, to get maximum economic effect and in the process to optimize internal and external factors at an enterprise.

The key words: operational controlling, quality management, assets, economic effect.

Эффективное руководство является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, решить которую можно только при внедрении в практику эффективного планирования системы контроллинга, инструментарий которой варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей соответствующих предприятий.

Анализ источников свидетельствует о том, что в зависимости от вида обслуживаемых управленческих решений (оперативные, стратегические) ряд ученых выделяют два вида контроллинга - оперативный и стратегический [2, с. 137]. Автор считает данную классификацию недостаточной, не раскрывающей направлений и методологии контроллинга и предлагает выделение

такого вида контроллинга, как реструктуризационный (или перспективный).

Каждое нововведение независимо от масштаба, а также любое направление совершенствования системы промышленного предприятия предполагает в той или иной степени реструктуризацию существующей системы. Во время экономического кризиса целесообразно говорить о таком виде контроллинга, как перспективный (реструктуризационный), характерной чертой которого выступает изменение системы управления под воздействием внутренних и внешних условий существования промышленного предприятия, обусловленное стремлением руководства сформировать сис-

тему управления таким образом, чтобы достичь наибольшего экономического эффекта при минимальных затратах.

Преимуществом перспективного контроллинга является комплексное использование инструментов, присущих как оперативному, так и стратегическому контроллингу в зависимости от конкретных условий и детерминирующих факторов, что позволяет промышленному предприятию не только выйти из сложного положения, но и существенно повысить эффективность всей системы управления.

Отличительной особенностью реструктуризационно-го контроллинга является тот факт, что он позиционируется преимущественно как некий симбиоз оперативного и стратегического контроллинга, предполагающий комплексно-местное использование инструментов оперативного и стратегического контроллинга. Таким образом, реструктуризационный контроллинг направлен главным образом на обеспечение долгосрочного существования промышленного предприятия посредством незамедлительной корректировки исходного состояния системы в случае обнаружения отклонений от выбранного курса (элемент оперативного контроллинга) и использования потенциальных возможностей предприятия, выявление рисков (элемент стратегиче-ского контроллинга).

Принципиальным отличием перспективного контроллинга от оперативного и стратегического выступает то, что он предполагает применение методологии каждого из них в зависимости от необходимости и существующей ситуации.

Необходимость выделения данного вида контроллинга очевидна. Как известно, оперативный и стратегический контроллинг находятся в постоянном и непрерывном взаимодействии. Так, оперативные решения служат реальным толчком (импульсом) для стабилизации стратегического положения предприятия. Таким образом, перспективный контроллинг предполагает наличие системы автоматизированного регулирования (те. взаимодействия оперативного и стратегического контроллинга).

Информационные потоки, пронизывающие всю систему управления, выступают фундаментальной базой оперативного и стратегического контроллинга. Очевидно, не исключением является и перспективный (реструктуризационный) контроллинг, он позволяет своевременно выявить и анализировать проблемы производственного предприятия.

Отметим, что реструктуризационный контроллинг решает следующие группы вопросов: согласование целей промышленного предприятия; сравнение и анализ фактических показателей с плановыми; анализ и объяснение причин отклонений, коррекция; поиск и формирование перспективных направлений развития предприятия; определение общих возможностей предприятия; выявление рисков, формирование альтернатив по снижению неопределенности и риска; мониторинг и учет факторов внешней среды; анализ внутренних процессов предприятия; мобилизация внутренних ресурсов предприятия; модернизация стратегий и направлений развития промышленного предприятия.

Таким образом, реструктуризационный (перспективный) контроллинг представляет собой реализуемую на

предприятии систему знаний о способах, стилях, методах и механизмах подготовки и информационно-аналитической поддержке ориентированных на перспективу реструктуризационных управленческих решений в соответствии с планами промышленного предприятия.

В большинстве случаев функции, выполняемые службой СМК и службой контроллинга на промышленных предприятиях, дублируются. Так, основной задачей СМК является не контролировать каждый шаг в процессе управления, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к плохому качеству управления. В свою очередь, оперативный контроллинг ориентируется на конкретный результат, и его основной задачей является оказание управляющего воздействия на процесс управления в том случае, если имеется препятствие на пути к достижению прибыли.

Как известно, к положениям, на которых базируется СМК, относятся: ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный и системный подходы к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений, основанных на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками. В свою очередь, к принципам контроллинга относятся: принцип документирования (создание условий для проверки); принцип своевременности (в условиях динамично развивающегося рынка руководству предприятия для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа); принцип стратегического мышления, реализующийся только тогда, когда любое решение и действие оцениваются с позиций его соответствия стратегическим программам; принципы динамики и статики, создающие объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей; принцип прозрачности (открытости), который определяется, как обязанность одних участников управленческого процесса предоставлять информацию другим участникам данного процесса [1, с. 75].

Отметим, что большинство отечественных предприятий в той или иной мере реализуют принципы менеджмента качества и принципы контроллинга. Недостатками данных процессов в общем виде являются отсутствие в действующих системах управления таких моментов, как анализ и оценка степени удовлетворенности потребителя, мониторинг и оценка результативности процессов и идентификация процессов, что говорит о необходимости создания структурного подразделения, позволяющего качественно повысить уровень управления на предприятии посредством мобилизации управленческих ресурсов и ликвидации дублирования управленческих задач [1, с. 39].

Кроме того, система контроллинга, подкрепленная системой менеджмента качества, призвана стать частью системы менеджмента каждого предприятия, преследующего удовлетворение целей в области повышения эффективности функционирования, повышения качества и удовлетворение потребностей, ожиданий, требований заинтересованных сторон. Принципами системы СМК-ОК являются следующие: стратегическое мышление, взаимовыгодные отношения с поставщиками, лидерство руководства, прозрачность принятия решений, основанных на фактах, своевременность, ориентация на потребителя, документирование, процес-

♦-------------------------------------------------

сный подход, системный подход, динамика и статика, вовлечение персонала, постоянное улучшение.

Резервом повышения эффективности управления, а также эффективности использования ресурсов предприятия и, как следствие, снижения затрат является метод, предполагающий комплексное использование системы менеджмента качества и системы контроллинга, предусматривающий повышение конкурентоспособности продукции предприятия и предприятия в целом. Предлагаемая система СМК-ОК (система менеджмента качества - оперативного контроллинга) позволит перевести менеджмент промышленного предприятия на качественно иной уровень. Симбиоз СМК и системы контроллинга предполагает понимание качества продукции уже не как соответствия стандартам, а позиционирует данное понятие как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), инвесторов, потребителей и сотрудников конкретного промышленного предприятия. При этом основными задачами СМК-ОК являются:

- организация оптимальных информационных потоков внутри предприятия, создание эффективной команды каждого корпоративного проекта;

- обеспечение управления качественной аналитической информацией, информационное обеспечение, включая систему сбора, обработки и передачи информации между всеми уровнями управления, формирование системы надежной коммуникации на предприятии;

- планирование: определение действий и процессов, необходимых для достижения оперативных и стратегических целей предприятия с запланированным уровнем качества, воплощение целей предприятия в планах и результатах деятельности, качестве продукции, предприятия и проектов, его отдельных элементов;

- контроль, оценка и сопоставление фактических показателей с плановыми, анализ отклонений, выявление и истолкование причин их возникновения;

- определение фактического состояния предприятия и его структурных единиц, прогнозирование состояния и поведения экономики предприятия на заданный будущий момент времени;

- координация и мониторинг процессов, осуществляемых на предприятии в необходимом временном интервале (режиме) на качественном уровне;

- поиск узких мест в деятельности предприятия, обеспечение устойчивого производственно-финансового состояния организации при наступлении (достижении) предельных значений показателей.

Заметим, что внедрение СМК-ОК не является разрушением существующей системы управления, а представляет собой ее модернизацию посредством использования современных инструментов управления и мирового управленческого опыта в соответствии с требованиями международных нормативов и стандартов.

Согласно данному подходу служба СМК-ОК должна находиться достаточно высоко в управленческой иерархии предприятия, что позволяет специалистам руководить и контролировать процесс реализации контрол-

линговой стратегии задействованными подразделениями, что, как следствие, позволит обеспечить эффективное функционирование предприятия.

Предлагаемая концепция СМК-ОК основана на следующих положениях. Во-первых, предприятие является целостной системой с детерминированным набором целей, элементы которой тесно взаимосвязаны. Во-вторых, деятельность предприятия ориентирована на достижение поставленных целей. В-третьих, контроллинг позиционируется как координирующая, интегрирующая подсистема контура управления, обеспечивающая инструментальную и методологическую основу поддержки процесса принятия управленческих решений. В-четвертых, система менеджмента качества акцентирует внимание системы не только на качестве продукции, но и на качестве деятельности предприятия в целом. В-пятых, осуществляется предоставление и обеспечение эффективной работы предприятия на основе использования прогрессивных подходов (системного и процессного).

Отметим, что при этом каждое из подразделений предприятия занимается вопросами, находящимися в спектре их непосредственной компетентности, также вопросами, входящими в состав концепции СМК-ОК и относящимися к деятельности данного отдела (рисунок).

Высшее руководство промышленного предприятия

В нашем случае служба СМК-ОК выступает как механизм саморегуляции. Качество управления повысится за счет внедрения систем менеджмента качества и его дальнейшего совершенствования на основе концепции контроллинга. При этом главной ценностью предприятия остается персонал, в том числе контроллеры.

На первых этапах внедрения СМК-ОК целесообразно добиться закрепления основополагающих условий достижения максимально возможных результатов, что обеспечивается за счет следующих моментов. Во-первых, личное управление высшим руководством процессом внедрения концепции СМК-ОК в практику предприятия. Во-вторых, соответствующее варьирование корпоративной культуры предприятия, создание условий для повышения культуры и квалификации управляющего персонала низкого и среднего звена. В-третьих, тотальное вовлечение персонала предприятия в процесс внедрения СМК-ОК. Указанные факторы, по мнению автора, являются обязательными условиями эффективности и результативности внедрения СМК-ОК в жизнедеятельность промышленного предприятия.

Отметим, что система СМК-ОК главным образом предназначена для того, чтобы в сложных условиях при ограниченных ресурсах промышленное предпри-

Место службы СМК-ОК в системе промышленного предприятия

ятие имело возможность занимать оптимальные позиции на рынке, эффективно пользоваться имеющимися активами, получать максимально возможный экономический эффект от своей деятельности, оптимизируя при этом внутренние и внешние процессы предприятия. Для построения эффективной системы СМК-ОК на промышленном предприятии необходимо проводить мониторинг окружающей среды предприятия и адаптировать службу СМК-ОК к выявленным факторам.

Таким образом, СМК-ОК выступает как важнейший инструмент развития промышленного предприятия, так

как позволяет использовать потенциал, заложенный в управлении. Применение СМК-ОК даст положительный эффект, если руководству и менеджерам предприятия удастся добиться эффективного сочетания двух систем: менеджмента качества и контроллинга.

1. Дедов О.А. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

2. Карминский А.М. и др. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. М.: Финансы и статистика, 2002.

удк 331:37 л.И. Гончарова

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА

В статье обоснована необходимость государственного регулирования механизма взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда региона. вставлень! балансовые таблицы, отражающие расчетную потребность региональной экономики в выпускниках с высшим образованием и прогнозирующие выпуск из Oy ВГЮ Cаратовской области к 2015 г. Доказано, что соотношение между рынком образовательных услуг и рынком труда характеризуется как дисбаланс. Представлена структура безработных выпускников вузов Cаратовской области в 2009 г.

Ключевые слова: взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда, прогноз потребности отраслей экономики региона в специалистах вузов, прогноз выпуска из системы ОУ ВПО, структура безработных выпускников вузов.

L.I. Goncharova

ROLE OF FORECASTING IN COORDINATION BETWEEN LABOUR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET

The article proves the necessity of state regulation in coordination between labour market and educational services market in the region. The author draws balance tables that show calculated demand in the regional economy for higher education graduates and estimated number of graduates by 2015. The imbalance between labour market and educational services market is clearly shown. The graduate's unemployment structure in the Saratov region in 2009 is presented in the article.

The key words: interaction between educational market and regional labor market, forecast of regional economy requirements for graduates, forecast of higher education graduates in 2009, graduates unemployment structure.

Возрастающее внимание к проблеме взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда обусловлено переходом России от сырьевой экономики к экономике инновационной. Современная модернизация предприятий, ввод в строй новых высокотехнологичных производств увеличивают потребность экономики в специалистах с высшим образованием.

В этих условиях взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг выступает необходимой организационно-экономической предпосылкой развития человеческого капитала, отвечающего требованиям экономики, формирования инновационной занятости и активного участия рабочей силы в воспроизводственном процессе.

Взаимодействие двух рынков должно проявляться не просто в эффективно функционирующем рынке труда, в реформировании и развитии рынка образователь-

ных услуг, но и в обеспечении их интеграции с использованием определенных организационно-экономических механизмов, развитии партнерских отношений между субъектами этих двух рынков. Отсутствие тесного взаимодействия между системой высшего образования и рынком труда может привести к существенным качественным и количественным диспропорциям между спросом и предложением специалистов с дипломом вузов, что проявляется в невостребованности выпускников российских вузов или в их трудоустройстве не по специальности.

Недостаточное взаимодействие рынков образовательных услуг высшего профессионального образования и труда Саратовской области проявляется в неэффективном трудоустройстве выпускников вузов и в высоком уровне безработицы среди молодежи (до 30,9%). Численность безработных выпускников вузов в общей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.