Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
моделирование / образовательный процесс / начальные классы / учащиеся / физическая культура / формирование

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Вероника Михайловна

В статье раскрываются понятия образовательный процесс, моделирование школьного образовательного процесса, физическая культура и описываются возможности моделирования школьного образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»



SCIENCE TIME

МОДЕЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Зорина Вероника Михайловна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: khaimova9800@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются понятия образовательный процесс, моделирование школьного образовательного процесса, физическая культура и описываются возможности моделирования школьного образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся начальных классов.

Ключевые слова: моделирование, образовательный процесс, начальные классы, учащиеся, физическая культура, формирование.

Процесс образования является ключевым элементом педагогической деятельности. Он представляет собой динамичный путь познания, в ходе которого учащиеся не только расширяют своё представление о мире, но и углубляют знания в различных сферах, включая естественные науки, социальные науки и логику. Образовательный процесс способствует не только накоплению теоретических знаний, но и формированию практических навыков, что, в свою очередь, обеспечивает основу для самостоятельной работы и дальнейшего развития индивидуальных способностей каждого обучающегося [1].

Как полагает Н.В. Фомичева «моделирование школьного образовательного процесса - это метод, который позволяет создать упрощенную, абстрактную модель реального процесса обучения» [7, с. 61].

Модель процесса обучения представляет собой упрощенное описание основных этапов и компонентов обучения, а также связей между ними. Она помогает понять и объяснить, как происходит передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику.

Моделирование школьного образовательного процесса позволяет анализировать и оптимизировать различные аспекты обучения, такие как структура учебного материала, методы преподавания, организация учебного процесса и оценка успеваемости учеников.

Основная цель моделирования школьного образовательного процесса - это создание эффективной и эффективной системы обучения, которая позволяет ученикам достичь поставленных целей и развить необходимые навыки и знания

[7].

I

32

1 SCIENCE TIME 1

По мнению Э.Я. Степаненковой, физическая культура интегрирована в жизненный уклад человека и представляет собой систематизированный комплекс специфических упражнений и спортивных мероприятий, целью которых является стимуляция физического и духовного развития личности. Этот процесс строится на основе достоверных научных сведений о физиологических и психологических потенциалах человеческого организма и использует соответствующую инфраструктуру для их активизации и прогресса. В контексте общественной культуры, физическая культура ориентирована на всестороннее развитие естественных способностей и укрепление нравственных качеств индивида [6].

В свою очередь, И.А. Чаленко подчёркивает значимость физической культуры в качестве эффективного инструмента для предотвращения заболеваний и укрепления здоровья у детей в процессе их роста и развития, указывая на важность регулярных физических упражнений в разнообразных форматах и комбинациях.

Физическая культура является неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся начальных классов. Моделирование образовательного процесса в этой области должно быть направлено на формирование у детей устойчивого интереса к здоровому образу жизни, развитие их физических способностей и укрепление здоровья [9].

По мнению И.А. Иргашевой, правильное моделирование школьного образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся начальных классов может стать серьезным и действенным средством социальной активности и здорового образа жизни детей [3].

Н.В. Фомичева подчеркивает, что в педагогической практике существует множество методов организации учебного процесса по развитию физической культуры среди младших школьников, причём каждый из них направлен на решение уникального комплекса дидактических задач и достижение специфических целей. Это разнообразие подходов свидетельствует о креативности и профессионализме учителей, стремящихся к повышению эффективности своей образовательной деятельности [7].

У.Р. Раджапов и А.Т. Ибрагимов утверждают, что успешное формирование физической культуры у учащихся начальных классов требует тщательного планирования и организации образовательного процесса. Это достигается через применение современных образовательных методов и технологий, основанных на чётком понимании целей обучения, а также принципов и закономерностей, лежащих в его основе [4].

Цели моделирования образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры учащихся начальных классов:

- повышение эффективности учебного процесса по физической культуре;

- формирование у учащихся начальных классов основ физической культуры;

- развитие физических качеств и навыков;

1 SCIENCE TIME 1

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

- привитие детям ценностей здорового образа жизни.

Принципы моделирования образовательного процесса включают в себя:

- системность и последовательность;

- доступность и соответствие возрастным особенностям;

- наглядность и практическая направленность;

- индивидуальный подход;

- мотивация и поощрение;

- сотрудничество с родителями и медицинскими работниками [4].

Согласно концепции, разработанной Н.В. Фомичевой, И.Н. Григоровичем

и А.Г. Поливаевым, планирование представляет собой процедуру определения будущих параметров деятельности и выбора необходимых инструментов и методик для их достижения. В контексте физического воспитания, центральным элементом планирования являются стратегии и действия как преподавателей, так и учащихся. В число ключевых аспектов, подлежащих детальной проработке в рамках планирования, входят: определение целей и задач обучения физической культуре в школьной программе, выбор и последовательность применения образовательных и физических ресурсов, точная настройка интенсивности и направленности физических упражнений, а также разработка форматов занятий и методик их эффективной организации и проведения [8].

Процесс планирования физического воспитания основывается на фундаментальных принципах дидактики и специфических подходах в области физического развития, учитывая при этом условия и контекст, в котором этот процесс происходит. Разработка плана включает в себя несколько ключевых этапов, начиная с тщательного анализа учебной программы и особенностей учащихся.

Первый этап предусматривает детальное изучение образовательной программы и анализ потребностей, интересов, а также уровня физической подготовленности занимающихся. Второй этап фокусируется на формулировании четкой цели и задач образовательного процесса, определении временных рамок для достижения поставленных целей. На третьем этапе осуществляется выбор эффективных средств и методик обучения, определяется оптимальный объем и интенсивность физических нагрузок, а также стратегии педагогического контроля за прогрессом. Четвертый этап включает разработку последовательности применения выбранных методов и средств, гарантируя их рациональное использование.

В процессе планирования крайне важно учитывать такие аспекты, как реалистичность целей, специфика и конкретика задач, направленность деятельности, возможность внесения изменений и адаптивность к условиям, а также обеспечение наглядности и доступности материала для учащихся. Особенности планирования физического воспитания заключаются в учете особенностей двигательного обучения, структуры учебной программы и закономерностей развития физических способностей обучаемых [8].

34

1 SCIENCE TIME 1

УР. Раджапов, А.Т. Ибрагимов подчеркивают, что структура физического воспитания в образовательных учреждениях является многоаспектным воспитательно-образовательным комплексом, центральное место в котором занимает двигательная активность учащихся. Данная активность служит фундаментом для формирования необходимого двигательного режима, способствующего всестороннему физическому развитию детей и укреплению их здоровья [4].

В рамках образовательного процесса школьных учреждений осуществляется внедрение многообразных методов организационного сотрудничества, целью которых является стимулирование физического и всестороннего развития учеников. Среди преобладающих методов можно выделить:

1. Регулярные физкультурные занятия, основанные на методично спланированных и тщательно организованных физических упражнениях, целями которых являются не только укрепление здоровья, но и содействие развитию ключевых физических способностей учеников.

2. Оздоровительные физкультурные активности, к которым относятся утренние зарядки, короткие физкультурные перерывы в течение дня и процедуры закаливания в сочетании с физическими нагрузками. Данные мероприятия направлены на улучшение физической готовности и способности организма противостоять негативным внешним факторам.

3. Ежедневные активности, способствующие физическому развитию, включающие игры на открытом воздухе, прогулки, как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми, личные упражнения учащихся, а также подготовку и проведение спортивных праздников и событий [4].

Такие методы взаимодействия не только способствуют достижению ключевых целей в области физического развития детей, но и характеризуются тесной взаимосвязью, при которой каждый элемент усиливает и дополняет другой. Они выполняют специфические функции и играют важную роль в повседневной организации жизнедеятельности образовательного учреждения, обеспечивая многогранный подход к физическому воспитанию учащихся [4].

По мнению В.Н. Выдрина, А.А. Гужаловского, В.Н. Кряж, методы и приемы применяемые в образовательном процессе, направленном на формирование физической культуры учащихся начальных классов могут быть следующие:

- игровой метод;

- метод круговой тренировки;

- соревновательный метод;

- метод индивидуальных и групповых заданий;

- метод наблюдения и анализа;

- использование наглядных пособий и технических средств обучения [2].

Фомичева Н.В. акцентирует внимание на необходимости формирования

комплексной модели образовательного процесса в области физической культуры для младших школьников, включающей разнообразные элементы. Данная модель предполагает следующие ключевые составляющие:

1 SCIENCE TIME 1

1. Теоретическая подготовка, предполагающая ознакомление учащихся с базовыми принципами физической культуры, а также правилами и методиками выполнения физических упражнений, что способствует формированию теоретической основы для последующего практического применения.

2. Практические занятия, ориентированные на активное развитие физических способностей и умений учащихся, что является основой для укрепления здоровья и повышения физической активности.

3. Оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику, динамичные игры и прогулки, направленные на укрепление здоровья учащихся и способствующие их физическому развитию.

4. Организация спортивных соревнований и тематических праздников, которые способствуют не только физическому развитию, но и формированию командного духа, умения работать в коллективе и развитию социальных навыков.

5. Выполнение домашних заданий и самостоятельные занятия, направленные на закрепление полученных знаний и умений, а также на стимулирование самостоятельного интереса к физической культуре и спорту [7].

В.А. Соколов считает, что «в практике работы должен осуществляться внутренний контроль за состоянием физического воспитания школьников и профессиональной деятельностью учителя физкультуры» [5, с. 73].

По утверждению Н.В. Фомичевой, в результате реализации модели образовательного процесса, направленного на формирование физической культуры, учащиеся начальных классов должны:

- иметь представление об основах физической культуры;

- овладеть основными двигательными навыками и умениями;

- повысить уровень физической подготовленности;

- укрепить свое здоровье;

- развить интерес к занятиям физической культурой и спортом;

- приобрести навыки здорового образа жизни.

Модель образовательного процесса по физической культуре для учащихся начальных классов должна регулярно пересматриваться и обновляться с учетом современных требований и достижений в области физического воспитания и образования [7].

Таким образом, в школе, при правильно смоделированном образовательном процессе, направленном на формирование физической культуры учащихся начальных классов закладываются основы физического воспитания подрастающего поколения. Целенаправленная и систематическая работа, включающая комплекс мероприятий по физическому воспитанию в начальной школе (уроки, внешкольная работа, массовая оздоровительная работа) позволит не только укрепить здоровье детей, но и воспитать у них жизненно важные качества личности, необходимые для полноценной и гармоничной жизни.

1 SCIENCE TIME 1

Литература:

1. Балабанова Л.И. Развивающее обучение: условия эффективности / Л.И. Балабанова // Профессиональное образование. - 2020. - № 3. - С. 33-34.

2. Выдрин В.Н. Основы теории и методики физической культуры / В.Н. Выдрин, А.А. Гужаловский, В.Н. Кряж. - М.: ФиС, 2006. - 274 с.

3. Иргашева И.А. Использование здоровьесберегающих технологий в организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры / И.А. Иргашева // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). -С. 595-598 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/91/19778/ (дата обращения: 02.04.2024).

4. Раджапов У.Р. Формы организации работы по физической культуре и спорту / УР. Раджапов, А.Т. Ибрагимов // Молодой ученый. - 2016. - № 25 (129). - С. 580-582 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/ archive/129/35721/ (дата обращения: 30.03.2024).

5. Соколов В.А. Мотивация занятий физической и спортивной культурой школьников / В.А. Соколов. - Минск, 1998. - 227 с.

6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие для вузов / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2020. - 368 с.

7. Фомичева Н.В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования / Н.В. Фомичева // Сибирский педагогический журнал. - 2022. - № 6. - С. 61-64. 11.

8. Фомичева Н.В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников: монография / Н.В. Фомичева, И.Н. Григорович, А.Г. Поливаев. - Ишим: ИГПИ им. П.П. Ершова, 2021. - 124 с.

9. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе / И.А. Чаленко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020. - 255 с.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.