МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ КАК АЛЬТЕРНАТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
RESILIENCE MODELING AS AN ALTERNATIVE TO TRANSFORMING THE MANAGEMENT OF REGIONAL SYSTEMS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Тихончук Роман Георгиевич
Докторант, Уральский государственный экономический университет, к.э.н.
Roman G. Tikhonchuk
Ph.D., doctoral student, Ural State University of Economics
Аннотация
Обосновываются подходы к моделированию управления региональными системами с позиций включения концепта социальной солидарности как обеспечивающей жизнестойкость, гипотезы фрактальности, выделяя каузальные признаки иерархичности, согласованности, солидарности; смены вектора стратегических ориентиров российского приграничья, функций границ и востребованности модели «регион-социум». Сформирован контур альтернативной резильентной логической модели регионального управления, включающий разные аспекты вовлеченности, создающих базу использования цифровых технологий.
Abstract
Approaches to modeling the management of regional systems are substantiated from the standpoint of including the concept of social solidarity as ensuring viability, the hypothesis of fractality, highlighting the causal signs of hierarchy, coherence, solidarity; changing the vector of strategic guidelines of the Russian border area, the functions of borders and the relevance of the "region-society" model. The contour of an alternative resilient logical model of regional management has been formed, including various aspects of involvement, creating a basis for the use of digital technologies
Ключевые слова
Региональные системы, управление, трансформация, социальная солидарность, резильентность, каузальность, моделирование, цифровизация.
Keywords
Regional systems, governance, transformation, social solidarity, resilience, causality, modeling, digitalization.
Актуальность разработки новых подходов и моделирования инструментария управления региональными системами различного иерархического уровня продиктована новой мирохозяйственной архитектурой.
Во-первых, в связи с образованием новых типов территориальных образований на западе РФ в современных условиях ведения гибридной войны обозначились особые потребности в моделировании управления ими. Изменяются функции самих региональных систем, их границ, процессов управления, что требует исследования особенностей новых пространств, формирования каузальной модели повышения жизнестойкости и соответствующих направлений изменений в процессах стратегирования.
Во-вторых, изменился российский вектор формирования евразийского экономического пространства, сместившийся на Восток, что востребовало согласование стратегических целей различного иерархического уровня и их актуализации.
В-третьих, стратегические документы новых приграничных регионов, разработанные до проведения СВО, образования «серой зоны» не содержат научной проработки условий жизнестойкости, альтернатив управления региональными системами. Возникла научная потребность осмысления и введения в практику управления базового концепта устойчивого развития – «социальной солидарности» как важнейшего фактора, обеспечивающего жизнестойкость, резильентность территориально-государственных систем, формирующего экономику солидарности.
Методологическая основа исследования базируется на концептах теории систем, регионального управления, экономики солидарности. Междисциплинарный комплекс методов научного поиска продиктован сложностью объекта и новизной процессов повышения жизнестойкости региональных приграничных систем, в частности Республики Крым, включает методы сравнения, синтеза, системный, стратегический, статистический и экспертный анализ. Исследования реальных процессов развития управления региональных систем базируется на анализе документов стратегического планирования, статистической информации, аналитических материалах исследовательских организаций.
В поисках источников экономического возрождения России на Всероссийском экономическом собрании С.Д. Бодрунов подчеркнул, что «обеспечить устойчивость общественного и экономического развития можно лишь солидарно», а «для преодоления кризисных явлений, решения задач социально-экономического развития страны сегодня, как никогда, необходима консолидация и концентрация сил всех страт населения» [1, с.86-87]. Будущее развития региональных систем, по мнению исследователей, лежит в русле изменений подходов к управлению на принципах ноономики, экономики солидарности, импакт -экономики [1].
Введение концепта «социальная солидарность» в управление региональными системами требует уточнения сущностной трактовки, проявленной в современном российском научном и общественно-политическом дискурсе. Когнитивный анализ показал, что концепт солидарности как приоритет целевых установок развития общества предлагалась российскими мыслителями еще в 18-19 вв., возрождаясь в современный период при разработке образа будущего. При этом социальная солидарность рассматривается в разных смыслах по уровню и характеру: как «баланс коллективных целей и интересов, сплачивающих граждан в рамках общностей разного иерархического уровня»; как «способность граждан к объединению ради достижения общих целей»; как «духовно-нравственная общность, нормативно-ценностная и культурная идентичность»; как «тождественность ментальных и поведенческих характеристик членов сообщества»; как «деятельностный аспект - взаимопомощи и поддержки, оказываемых друг другу членами сообщества» [2].
Характеризуя влияние данного подхода на экономическую деятельность, крымские исследователи Е.А. Фомина., М.О. Позднякова фиксируют тренд новой экономики, называемый в международных отчетах главной тенденцией последнего периода – развитие социального предпринимательства [3]. Эксперты выделяют его как фактор успеха для компаний, предпринимателей заботу об обществе и экологии в связи с аналогичным тяготением потребительских предпочтений. В отличие от корпоративной социальной ответственности и ESG-подхода, так называемая «импакт-экономика» ориентирована на социальный и финансовый результат. Тенденция социализации бизнеса, посредством развития импакт-инвестиций, проявляется во всех индустриально развитых странах, в том числе и в России. Государственная сторона экономики, закрепив законодательно с 2019 года понятие социальное предпринимательство развивает систему грантовой поддержки данного вида деятельности. В 2022 году в РФ гранты получили 2,2 тыс. предприятий, пожелавших осуществлять социальные проекты [4].
Баланс интересов ¬государства с бизнесом, различными социальными группами достигается в процессе специальной методологии управленческой технологии - стратегическом управлении на уровне регионов и страны в целом. Однако, механизм согласования отраслевых, частных и региональных интересов, сопряженный с интересами развития ¬страны в целом пока еще формируется, и должен основываться на системных принципах ¬целостности, согласованности, солидарности, гибкости и жизнестойкости (резильентности).
В связи с вышеизложенным применимость известных моделей региональных систем, развивающихся по типу квазигосударства, квазикорпорации, квазирынка под влиянием новых факторов подлежит переоценке, акценты смещаются в сторону модели «регион-социум», и даже «регион-квазиобщина», «квазисемья» [5, с.43-50, 74, 112-115]. В качестве ядра изменений в пространственной иерархии, влияющего на формирование жизнестойкости системы, определено приоритетное единство культурно-нравственных ценностей [Там же, с.67; 6, с.46]. Исследуя российские модели ведения хозяйства, исторически проявленные в Крыму, Чернышов К.В. также делает акцент на благотворительстве и предпринимательстве, особенно его старообрядческой модели [6, с.150-151]. Следует подчеркнуть другую уникальную, характерную черту и форму российского хозяйствования, пронизанную духовно-нравственными императивами - это общинность, раскрываемая в разной мере в понятиях «Духовное производство» [7].
Управление региональными системами базируется на выявлении характеристик их различных типов и моделей, этапов развития, отражение фрактальности в управлении, особенно в условиях развертывания мобилизационной экономики и управления. Моделирование устойчивости и жизнестойкости фрактальных региональных систем как процесс предполагает исследование потенциала резильентности в рамках концепта экономики солидарности, предполагающее три компоненты вовлеченности- ресурсного потенциала региона в экономику, органов управления и самоуправления, населения территории и страны.
Изменения в геополитических процессах ведут к смене ориентиров в исследованиях приграничья от преимущественно проницаемости границ к гармонизации контактной и барьерной функций. Повышаются требования к способности гибкого реагирование в условиях быстро меняющегося окружения, освоения мобилизационной модели развития. Возрастающая автаркичность больших экономических пространств влечет за собой изменение исследовательской методологии в части расширения типологии приграничных территорий, их специфических характеристик, поля рисков и условий жизнестойкости для включения в систему управления.
В процессе стратегирования территориальных систем в настоящее время применяются различные типологии, основанные на отдельных комплексах особенностей, потенциала и функций региона, на базе которых формируются альтернативы трансформации моделей управления. Такими типологическими признаками могут быть: функциональный (по преимущественной специализации в экономике страны); государствообразующий (по политическому предназначению); инновационно-креативный и др. Обобщив многообразные подходы к типологии регионов, сформируем поле исследования, необходимое для моделирования альтернатив применительно к Республике Крым (табл.1).
Таблица 1. Типологические принципы и характеристики территориальных систем Республики Крым
Типологический принцип Характеристика региональной системы
по структуре экономики, динамике, стратегическим целям курортный рекреационный регион
по геополитическому положению пограничный-контактный, пограничный-оборонительный
по инновационному потенциалу пионерный-инновационный
по исторически-научному наследию, инновационно-ноосферному-ноономическому вектору
ноосферно-исследовательский, (технологии для человека, ноономикус - образ будущего региона)
по этнокультурным, этноэкономическим тенденциям полиэтнический, мультикультурный, имеющий общие культурные коды
по модели – социальной матрице управления преобладание распределительной и субсидиарной матрицы (в зависимости от политических кодов и этапа развития – переход от реципиента к балансу финансовых потоков)
по развитости регулятивной среды выстраивание механизмов поддержки экономической деятельности, со-инвестирования
по комплексу и сложности функций управления региональной системой фрактальная сложная, с потенциалом самодостраивания, саморазвития по культурным, экономическим, социальным, политическим кодам
Составлено автором по: [ 6 ].
Особенно важны для моделирования развития такие уникальные, формирующие контур новой модели, свойства региональной системы Республики Крым, выявленные на основании междисциплинарного синтеза методологических подходов как иерархичность, фрактальность и резильентность.
Развитие моделирования в региональном управлении опирается на методологическое основание управленческих технологий кластера стратегического планирования, которые включают Стратегию социально-экономического развития муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым до 2035 года, предусматривающую реализацию парадигмы экономического роста. Данная парадигма основывается на внедрении новых моделей вовлечения ресурсов, потенциала предпринимателей, энтузиазма населения в рамках выстраивания взаимодействия на принципах муниципально-частного партнерства. Около 100 разномасштабных коммерческих и социальных проектов Стратегии Евпатории, прежде всего инфраструктурных, реализуются посредством всевозможных форм муниципально-частного партнерства.
Моделирование управления региональной системы с учетом свойств фрактальности, резильентности и иерархичности целесообразно осуществлять как ряд последовательных этапов: разработка методики определения указанных свойств, ее включения в имеющуюся методическую базу региональных исследований; обоснование критериев и показателей для выявления потенциалов и каузальности в региональной системе управления; формирование системы статистических и специальных измерителей изучаемых свойств; интерпретация определения типа региона, особенностей направления и системы управления данной территорией для корректировки целей в процессе стратегирования.
Методические принципы определения типа региона, как нам представляется, должны опираться на каузальные цепи и связаны с выбором метрик выявленных характеристик (табл.2). Указанные свойства региональных систем формируют спектр различных комбинаций, описываемых набором определенных показателей, образующих векторы- индексы – сбалансированного типа, автаркичного, зависимого и др.
Стратегия по способу разработки и методологии разработки является результатом баланса интересов органов власти, хозяйствующих субъектов и населения региональной системы.
Таблица 2. Методические основания идентификации элементов модели управления региональных систем Республики Крым
Свойство региональной системы Характеристики, признаки региональной системы Индекс идентификации
Иерархичность Связность, встроенность в систему высшего уровня, пространственная структурность
Согласованности
Резильентность (жизнеспособность) Способность быстрого восстановления активности, переключения на открывшиеся возможности
Социальной
солидарности
Фрактальность Подобие разных иерархических уровней региональных систем по целям, структурным компонентам экономики и управления, наличию потенциала, механизмов и способности саморазвития
Саморазвития
Одной из моделей отношений в управлении региональными системами является развитие муниципально-частного партнерства. По сути, данные отношения в настоящее время институциализированы в концессионных соглашениях, которые по-своему характеризуют потребность в совместных инвестициях, готовность передать ответственность на длительный период и доверия, а со стороны населения и бизнес-сообщества желание участия в процессах развития территориальных систем (табл.3-5).
Анализ планируемых концессионных соглашений Республики Крым в 2023 году выявил важнейшую сферу социальной солидарности как потребность взаимодействия, связанную с холодным водоснабжением муниципальных систем, составляя более 85 процентов концессионных соглашений. Следует отметить, что более 80 процентов соглашений ориентированы на масштабную созидательную деятельность – это строительство, реконструкция, капитальный ремонт. При этом у инвесторов и населения существует и возможность участия в соглашениях по благоустройству, созданию объектов культуры, спорта и отдыха. Органы муниципального управления выстраивают отношения разной длительности, что характеризует и степень доверия, и наличие стимулов у участников экономических отношений.
Таблица 3. Приоритеты планируемых концессионных соглашений в структуре потребностей муниципально-частного партнерства Республики Крым в 2023 году
Место в рейтинге по доле в общем числе соглашений Рассматриваемый признак концессионных соглашений
Сферы муниципального хозяйства,
доля, % Тип
(цикл) работ,
доля, % Срок соглашения,
доля, %
1 место Холодное водоснабжение/85,7 Реконструкция/42,6 15 лет/37,2
2 место Холодное водоснабжение и водоотведение/6,1 Комплекс работ: реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт, модернизация/21,0 10 лет /15,5
3 место Объекты спорта/3,3 Капитальный/текущий ремонт/16,2 Не определен /12,8
Таблицa 3 составлена автором по: [8]
Органы муниципального управления выстраивают отношения разной длительности, что характеризует и степень доверия, и наличие стимулов у участников экономических отношений. В 2023 году потребность в длительных отношениях складывается в пределах преимущественно 10-15 лет, составляя более 40 процентов от всех планируемых концессионных соглашений. Вообще рамки концессионных соглашений муниципально-частного партнерства в Республике Крым предусматривают период от 5 до 49 лет. Часть соглашений (25 процентов) предусматривает иной порядок согласования сроков.
Резюмируя результаты логического моделирования управления региональными системами отметим, что в новых условиях, усиливающих тесноту социально-экономических отношений как проявление и условие жизнестойкости систем, более востребована модель развития «регион-социум», поэтому моделирование региональных систем управления активизирует разработку механизмов и инструментов в логике социальной солидарности, формирующих потенциал гибкости, согласованности, адаптивности, устойчивости и резильентности. Разработку модели управления региональными системами с учетом возможностей цифровых технологий целесообразно осуществлять с использованием всего арсенала плановых методов стратегического, индикативного, иерархического планирования, сетевых форм взаимодействия, предусмотрев проработку и экспертизу альтернатив, а также институциональной цифровой инфраструктуры (проектирование моделей экосистемы, информационно-коммуникационные платформы, метавселенные), способных стать интегрирующими компонентами экономики солидарности, и в силу этого обладающими привлекательностью для импакт-инвестиций.
Библиографический список:
1. Бодрунов С. Д. Социализация экономики: приоритеты современного развития России. Доклад на Всероссийском экономическом собрании, 11 ноября 2022 г.// НАУЧНЫЕ ТРУДЫ ВЭО РОССИИ. Том № 6 (238). 2022. С. 80-88. С.87. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-238-6-80-87.
2. Реутов Е.В. Социальная солидарность в общественно-политическом дискурсе. НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ. Серия: История. Политология. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2017. № 15 (264), выпуск 43. - С. 191 -198.
3. Фомина Е.А., Позднякова М.О. Анализ государственно-частного партнерства в Республике Крым и перспективы развития на 2022-2025 гг. Севастопольский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Севастополь. Сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и магистрантов «Механизмы управления развитием региона: новые вызовы и приоритеты» 7-9 сентября 2022 года. Симферополь: ИТ «АРИАЛ». 2022.- С. 349- 353.
4. Камнева К. Положительный импакт. Вольная экономика. Январь-март 2023. – С. 109 – 113 //https://veorus.ru/upload/iblock/89e/veo_25_2023.pdf (Дата обращения 10.04.2023).
5. Сурнина Н.М. Пространственная экономика: проблемы теории, методологии и практики. Екатеринбург. Изд-во Ура.гос.экон.ун-та, 2003. – 281с.
6. Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике: монография / под научной ред. Я. П. Силина, В. Е. Ковалева. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон. ун-та, 2022. - 346 с.
7. Холяев С.В. Солидарность общества и государства – необходимое условие успеха России / С.В. Холяев. - DOI 10.52957/22213260_2022_8_107. - Текст: электронный // Теоретическая экономика. - 2022 - №8. - С.107-111. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.08.2022) DOI: 10.52957/22213260_2022_8_107 108.
8. Перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений на территории Республики Крым в 2023 году. Министерство экономического развития Республики Крым – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minek.rk.gov.ru/ru/document/show/639 (Дата обращения 10.04.2023).
References
1. Bodrunov S. D. Socialization of the economy: priorities of modern development of Russia. Report at the All-Russian Economic Meeting, November 11, 2022 // SCIENTIFIC WORKS OF THE VEO OF RUSSIA. Vol. No. 6 (238). 2022. S. 80-88. P.87. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-238-6-80-87. 2.
2. Reutov E.V. Social solidarity in socio-political discourse. NAUCHNYKH VEDOMOSTI. Series: History. Political science. Belgorod State National Research University. 2017. No. 15 (264), issue 43. - P. 191 -198.
3. Fomina E.A., Pozdnyakova M.O. Analysis of public-private partnership in the Republic of Crimea and development prospects for 2022-2025 Sevastopol branch of Plekhanov Russian University of Economics, Sevastopol. Sat. Scientific. Tr. International Scientific and Practical Conference of Young Scientists, Graduate Students and Undergraduates "Mechanisms for Managing the Development of the Region: New Challenges and Priorities" on September 7-9, 2022. Simferopol: IT "ARIAL". 2022.- S. 349- 353.
4. Kamneva K. Positive impact. Free economy. January-March 2023. – P. 109 – 113 //https://veorus.ru/upload/iblock/89e/veo_25_2023.pdf (Accessed 10.04.2023).
5. Surnina N.M. Spatial Economics: Problems of Theory, Methodology and Practice. Ekaterinburg, Izd-vo Ural.gos.ekon.un-ta, 2003. – 281 p.
6. Development of paradigmatic ideas in the domestic regional economy: monograph / under the scientific editorship of Y. P. Silin, V. E. Kovalev. Ekaterinburg: Ural State Economics Publishing House. University, 2022. - 346 p.
7. Kholyaev S.V. Solidarity of society and the state is a necessary condition for the success of Russia / S.V. Kholyaev. - DOI 10.52957/22213260_2022_8_107. - Text: electronic // Theoretical Economics. - 2022 - №8. - P.107-111. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Publication date: 30.08.2022) DOI: 10.52957/22213260_2022_8_107 108.
8. List of facilities for which it is planned to conclude concession agreements on the territory of the Republic of Crimea in 2023. Ministry of Economic Development of the Republic of Crimea – [Electronic resource]. Available at: https://minek.rk.gov.ru/ru/document/show/639 (accessed 10.04.2023).
Контактная информация / Contact information
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62
Ural State University of Economics
62, 8 Marta str., 62, 620144 Yekaterinburg, Russia
Тихончук Роман Георгиевич / Roman G. Tikhonchuk
dmi@usue.ru