УДК 330.332.1
JEL H7
DOI 10.26425/1816-4277-2022-11-171-178
Трансферты как эффективный инструмент резильентности общественных финансов
Сахапова Гульнара Рауфовна
Мл. науч. сотр., ORCID: 0000-0001-9190-9225, e-mail: [email protected]
Институт социально-экономических исследований, Уфимский федеральный исследовательский центр
Российской академии наук, г. Уфа, Россия
Ключевые слова
Общественные финансы, санкции, финансовый кризис, бюджетная обеспеченность, резильентность, межбюджетные трансферты, субсидии, дотации
Благодарность. Исследование выполнено в рамках государственного задания Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук № 075-03-2022-001 от 14.01.2022 г.
Аннотация
В статье проанализирована бюджетная обеспеченность регионов Приволжского федерального округа. Выявлена вертикальная и горизонтальная несбалансированность бюджетов. Только два региона не являются дотационными с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности выше среднероссийского значения. Для сбалансированности бюджетной системы и укрепления ее устойчивости к кризисным явлениям в экономике было рассмотрено свойство резильентности общественных финансов. Установлено, что одним из инструментов резильентности являются межбюджетные трансферты, совершенствование методов распределения которых позволяет повысить гибкость и адаптивность региональной экономики в период турбулентности среды. Выявлены и рассмотрены существующие модели использования межбюджетных трансфертов: 1) внедрение в систему обоснований бюджетных ассигнований блоков по распределению субсидий на основании разработанных методик; 2) бинарная модель управления социально-экономическим развитием региона, осуществляющая двуединое функционирование трансфертного механизма и приоритетов стратегического развития. В целях повышения резильентности территорий предложена модель управления трансфертным механизмом, обеспечивающая, в отличие от существующих, учет стадиальной принадлежности территорий и учитывающая особенности и закономерности, характерные каждой стадии жизненного цикла (4 стадии: образование, развитие, зрелость и упадок).
Для цитирования: Сахапова Г.Р. Трансферты как эффективный инструмент резильентности общественных финансов//Вестник университета. 2022. № 11. С. 171—178.
© Сахапова Г.Р., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
®
BecmnuK ynrnepcumema № 11, 2022
Transfers as an effective instrument of public finance resilience
Gulnara R. Sakhapova
Junior Researcher, ORCID: 0000-0001-9190-9225, e-mail: [email protected]
Institute for Socio-Economic Research, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia
Abstract
The article analyses the budgetary provision of the regions in the Volga Federal District. A vertical and horizontal imbalance of budgets has been revealed. Only two regions are not subsidized, with estimated budgetary capacity above the national average. To balance the budget system and strengthen its resistance to crisis phenomena in the economy, the resilience property of public finances was considered. It has been established that one of the instruments of resilience is interbudgetary transfers, the improvement of distribution methods of which makes it possible to increase the flexibility and adaptability of the regional economy in a period of environmental turbulence. The existing models for the use of intergovernmental transfers are identified and considered: 1) the introduction of blocks for the distribution of subsidies into the system of substantiation of budgetary appropriations based on the developed methods, 2) a binary model for managing the socio-economic development of the region, which performs the dual functioning of the transfer mechanism and priorities strategic development. In order to increase the territories resilience, a model for managing the transfer mechanism is proposed, which, unlike the existing ones, provides for taking into account the stage belonging of the territories, the features and patterns characteristic of each stage of the life cycle (four stages: education, development, maturity and decline).
Keywords
Public finances, sanctions, financial crisis, budget capacity, resilience, intergovernmental transfers, subsidies
Acknowledgements. This study was carried out within the framework of the state task of the Ufa Federal al Research Center of the Russian Academy of Sciences No. 075-032022-001 dated on 14 January 2022.
For citation: Sakhapova G.R. (2022) Transfers as an effective instrument of public finance resilience. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 171-178.
© Sakhapova G.R., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня результативности использования общественных финансов в регионах является одним из важнейших направлений роста эффективности функционирования и развития территориальных социально-экономических систем в условиях негативного воздействия внешних санкционных мер на экономику региона. В результате был принят курс на децентрализацию финансовой системы и перераспределение полномочий между федеральным центром, субъектами Российской Федерации (далее — РФ) и муниципальными образованиями. Реализация данного курса осуществляется с использованием комплекса организационно-экономического инструментария, в числе которых государственная программа Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» [1] и «Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019—2024 гг.» [2] (далее — Концепция). Положения Концепции направлены на повышение степени доступности населения к социальным благам вне зависимости от территории проживания, усиление самостоятельности проведения бюджетно-налоговой политики на уровне субъектов федерации и местных (муниципальных) образований в рамках закрепленных источников финансирования, а также совершенствование системы формирования бюджетных расходов по программному принципу и дальнейшего внедрения проектного управления в органах исполнительной власти.
В условиях экономической турбулентности внешней среды особое внимание уделяется понятию рези-льентности, которое стойко сопряжено с такими понятиями как устойчивость, сопротивляемость, стабильность, стойкость [3]. Особое внимание к экономической резильентности стали проявлять в посткризисный период восстановления экономики регионов под влиянием таких шоков, как мировой финансовый кризис [4], экономические санкции [5], кризис, вызванный пандемией [6], то есть способность возврата экономики к уже достигнутым экономическим показателям до кризиса. Существует второй, эволюционный подход к определению резильентности — скорость (время) приспосабливаемости экономической системы при постоянно меняющихся условиях, то есть ее эластичность. Для дальнейшего роста экономики региона требуется выработка приоритетных стратегических направлений развития [7], в числе важнейших из которых являются сбережения населения [8], что потребует дополнительной концентрации ресурсов.
Таким образом, существуют два подхода, раскрывающие понятие резильентности:
— технический или равновесный: возврат к первичной точке равновесия до спада;
— экосистемный, или эволюционный: адаптация к постоянно меняющимся условиям [9].
В условиях санкционного давления при ограниченности государственных ресурсов и необходимости сокращения бюджетных расходов одним из эффективных инструментов резильентности экономики регионов являются межбюджетные трансферты. В этой связи представляется актуальным рассмотрение того, каким образом трансфертный механизм поступления финансовых средств в экономику региона:
— влияет на возможность возврата территориального развития к докризисному уровню;
— позволяет адаптироваться к постоянно меняющимся условиям функционирования.
Настоящее исследование проведено на примере регионов Приволжского федерального округа, испытывающего на себе санкционные воздействия, которые приводят к разбалансировке бюджетной системы и потере контроля за расходованием бюджетных средств. Рассмотрены методы восстановления и развития экономики регионов (муниципалитетов), используя свойство резильентности территорий с применением трансфертного механизма распределения общественных финансов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для расчетов была использована статистика Росстата и Башкортостанстата, Федерального казначейства России, Министерств финансов РФ и Республики Башкортостан (далее — РБ). В исследовании применялись методы статистических наблюдений, группировок и оценки результативности, модели горизонтального и вертикального выравнивания финансовой обеспеченности субъектов Федерации.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основные принципы бюджетной системы изложены в статье 28 Бюджетного кодекса РФ [10]. Объективной предпосылкой реализации указанных принципов является сложившая асимметрия в бюджетной обеспеченности территорий при отсутствии действенных механизмов ее выравнивания и, как следствие,
закрепление и дальнейшее развитие диспропорций в уровнях социально-экономического развития регионов, а также недостаточно эффективная политика финансовой поддержки со стороны центра. В результате уровень бюджетной обеспеченности регионов РФ характеризуется существенными различиями, зачастую связанными не только с возможностями формирования их налоговой базы, но и с закрепленными нормативами расщепления налогов, а также с практикой лоббирования интересов территории при составлении текущих бюджетов.
На примере РБ проведен анализ того, как кризис влияет на вертикаль распределения налогов между федеральным центром и субъектами РФ.
В республике в 2020 г. было собрано налоговых доходов в сумме 369,8 млрд рублей, большая часть из которых — 51,5 % перечислены в федеральный бюджет, а 48,5 % сконцентрированы в консолидированном бюджете республики (10,55 % от объема валового регионального продукта). Доли налоговых доходов, остающиеся в распоряжении консолидированного бюджета РБ в период с 2005 г. по 2020 г., колебались в пределе 50 % (45,8^56,8 %), и только в кризисные 2009 и 2021 г. превысили 60 % уровень и составили 67,2 и 61,3 % соответственно. В кризисный 2014 г. этот показатель составил 56,5 % и удерживался в последующие годы на высоком уровне: в 2015 г. 55,1 % и 2016 г. 58,6 %. Также возросла доля безвозмездных поступлений в консолидированном бюджете региона в кризисные годы в 2009 г. она составила 22,4 %, в 2014 г. - 19,7 %, в 2020 г. и 2021 г. - 36,7 % и 29,8 % соответственно.
Сегодня, когда экономика РФ переживает структурный и системный кризис, на первый план выдвинут вопрос: как быстро экономика региона выйдет из кризиса, полностью восстановится и продолжит свой рост, то есть насколько она обладает свойством резильентности. Здесь, по нашему мнению, в качестве одного из эффективных инструментов обеспечения резильентности экономики могут выступить межбюджетные трансферты. Использование трансфертов снижает горизонтальную и вертикальную несбалансированность бюджетов, нейтрализует внешние отрицательные эффекты влияния санкций, выполняет функцию страхования дефицита от резких скачков в период кризиса. Межбюджетные трансферты - не безвозмездная финансовая помощь регионам, а финансовый инструмент для выполнения возложенных полномочий по выравниванию экономических и социальных уровней развития региона. Эффективность воздействия этого инструмента должна оцениваться при управлении межуров-невого взаимодействия.
Различают критерии эффективности взависимости от видов межбюджетных трансфертов:
1) дотации — от степени межрегионального выравнивания бюджетной обеспеченности;
2) субвенции — от качества выполнения целевых установок, на которые выделены средства;
3) стимулирующие трансферты — от эффективности выполнения поставленной задачи.
Рассмотрим отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности до и после выделения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов (табл. 1).
Таблица 1
Анализ уровня бюджетной обеспеченности после распределения дотаций на 2022 г.
Регион РФ Уровень бюджетной обеспеченности регионов
до распределения дотаций после первого этапа после распределения дотаций отклонение
Респ. Марий Эл 0,470 0,619 0,627 0,157
Чувашская Респ. 0,515 0,625 0,670 0,155
Кировская обл. 0,523 0,626 0,667 0,144
Пензенская обл. 0,556 0,630 0,655 0,099
Саратовская обл. 0,642 0,673 0,709 0,067
Респ. Мордовия 0,594 0,635 0,657 0,063
Респ. Башкортостан 0,609 0,644 0,670 0,061
Ульяновская обл. 0,733 0,757 0,780 0,047
Удмуртская Респ. 0,687 0,715 0,730 0,043
Оренбургская обл. 0,749 0,771 0,787 0,038
Окончание табл. 1
Уровень бюджетной обеспеченности регионов
Регион РФ до распределения после первого после распределения отклонение
дотаций этапа дотаций
Пермский край 0,900 0,900 0,900 0
Нижегородская обл. 0,956 0,956 0,956 0
Самарская обл. 1,056 1,056 1,056 0
Респ. Татарстан 1,160 1,160 1,160 0
Составлено автором по материалам источника: [10]
Дотации — это «межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования» [11]. Только два региона в Приволжского федерального округа не являются дотационными: Республика Татарстан и Самарская область, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности в 2022 г. выше среднероссийского значения. На начальном этапе получили дотации пять субъектов: Кировская и Пензенская области, республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не достиг установленного в качестве первого критерия выравнивания. Получили дотации и финансовую помощь на втором этапе распределения 10 из 14 субъектов Приволжского федерального округа. Минимальный уровень бюджетной обеспеченности отмечался у трех субъектов. В результате, после выделения всех дотаций, этот показатель вырос у Республики Марий Эл на 0,157 пункта, Чувашской Республики — на 0,155, Кировской области — на 0,144 пунктов.
Механизм выравнивания бюджетной обеспеченности должен иметь определенную целевую направленность и стимулировать регион к наращиванию собственной налоговой базы. В кризисный период под влиянием санкций, при дефиците финансовых средств на всех уровнях управления, межрегиональное распределение трансфертов должно осуществляться с учетом оценки налогового потенциала регионов, мобилизуя все внутренние ресурсы на региональных и муниципальных уровнях. Разработка и реализация методик распределения финансовой помощи для муниципальных образований сроком на три года позволяет стимулировать налоговый потенциал территорий и сохраняет элементы выравнивания их расходных потребностей. При этом регион, полностью реализующий свой налоговый потенциал, должен иметь преимущества в получении финансовой поддержки.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для создания условий для быстрого восстановления экономики в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 годов» [12], принятое Министерством финансов РФ, предусмотрены структурные изменения в бюджетной политике. В приведенном документе намечены мероприятия по совершенствованию системы обоснований бюджетных ассигнований и предложено включить в данную систему: 1) блоки распределяющие субсидии между субъектами на основании ранее разработанных методик; 2) показатели результативности предоставления субсидий (грантов), а также механизмы формирования и порядок расчета объемов бюджетных ассигнований. Внедрение данных технологий в бюджетное планирование также приведет к сокращению сроков оплаты по обязательствам, источником покрытия которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Перечисленные меры приведут к эффективному планированию и совершенствованию технологий исполнения бюджетных полномочий на всех уровнях власти. Рассмотренный подход позволяет связать объем выделенных финансовых средств с непосредственными результатами их использования. Прослеживается действие технической резильентности, способствующая использованию врожденных факторов самой системы.
В то же время межбюджетные трансферты являются основным инструментом дальнейшего развития регионов, направленным на реализацию стратегии устойчивого регионального развития, смягчение межтерриториальных диспропорций, а также обеспечивающим финансовую стабильность. Механизм внутрирегиональных межбюджетных трансфертов должен быть направлен на достижение очерченных ориентиров и критериев эффективности и результативности, выполнение заявленных стратегических целей развития как регионов, так и входящих в его структуру муниципалитетов. Е.Н. Королева
и Е.И. Фадеева [13] предложили концепцию бинарной модели управления социально-экономическим развитием региона, соединяющую трансфертный механизм и стратегические приоритеты развития. Модель предполагает два этапа. На первом этапе формируются альтернативные варианты распределения межбюджетных трансфертов для оперативного реагирования на отклонения от выбранного регионом стратегического курса. На втором этапе осуществляется управление текущей деятельностью субъекта РФ на основании постоянного мониторинга стратегической ситуацией с применением эффективного трансфертного механизма выработанных вариантов реагирования. Стратегический контроль осуществляется на основании комплексных показателей мониторинга бюджетной обеспеченности: 1) коэффициента общей сбалансированности региона; 2) индекса кластерного содействия стратегическому развитию региона; 3) индекса индивидуального содействия муниципальных образований стратегическому развитию региона. Использование этой модели в условиях кризиса и недостаточности бюджетных средств дает возможность оперативно реагировать на непредвиденные изменения в экономической политике и во внешней среде. Предложенный в [13] подход позволяет адаптировать экономическую систему региона к быстро меняющимся условиям, применять более гибкие эволюционные свойства резильентности.
Коллективом авторов Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН [14—16] была предложена методика финансового управления территориями с учетом фактора стадиального развития, сформирован инструментарий [14] и разработаны рекомендации [15] по управлению разноуровневыми территориями на различных стадиях их жизненного цикла. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, которыми располагают территории, их рациональное распределение должно способствовать решению задач не только финансового выравнивания, но и стимулирования инвестиционной деятельности. Повышение качества управления территориями через совершенствование механизма выделения межбюджетных трансфертов с учетом стадиальной принадлежности субъектов РФ дает возможность использовать типовые модели финансового управления.
Для идентификации стадий жизненного цикла были подобраны 14 показателей, которые сгруппированы в четыре группы в зависимости от сфер функционирования: экономическую, финансовую, социальную и экологическую. Были выделены четыре стадии жизненного цикла территориальных образований, каждая из которых поделена на первую и вторую фазы: образование, развитие, зрелость и упадок. В результате была выявлена зависимость между стадиями развития территорий и выделенными трансфертами. Трансфертный механизм направлен не только на выравнивание территорий по бюджетным доходам, но и требует сосредоточения финансовых ресурсов в регионах, находящихся на восходящих стадиях развития для образования полюсов роста [16].
Комплексное внедрение всех свойств резильентности (как врожденных, свойственных данной системе, так и приобретенных факторов: гибкости; адаптивности к меняющимся условиям развития под влиянием кризиса; вызванных санкциями, пандемией и действием других неблагоприятных факторов) позволяет использовать весь резервный потенциал региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Установлено, что одним из факторов повышения резильентности экономики в период воздействия санкций стало использование региональной трансфертной политики, позволяющее применять формализованные модели выделения финансовой помощи, которые способствуют достижению заявленных результатов.
Рассмотрены существующие модели использования общественных финансов в целях повышения ре-зильентности экономики территорий с применением трансфертного механизма.
4. Внедрение системы обоснований бюджетных ассигнований позволяет сбалансировать объемы финансирования территорий с непосредственными результатами их использования, обосновать меры поддержки регионов и суммы бюджетных ассигнований.
5. Бинарная модель управления позволяет оценить гибкость стратегических параметров регионального развития и оперативно реагировать на бюджетно-финансовые шоки, вызванные кризисными явлениями через призму структурной трансформации трансфертного механизма. Контроль стратегической направленности трансфертной политики осуществляется на основе данных систематического мониторинга.
В качестве наиболее перспективного инструмента повышения резильентности экономики региона нами предложена модель задействования механизма выделения трансфертов, исходя из стадиальности
жизненного цикла территории, которая дает возможность поддерживать регионы на высоком уровне
развития на стадии роста и зрелости или создавать условия для перехода на следующий этап развития
на стадии упадка, используя типовые модели управления трансфертным механизмом.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от18.05.2016 № 445 (ред. от 09.04.2022) «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами». https://docs.cntd.ru/document/420356173 (дата обращения 17.08.2022).
2. Правительство России. Распоряжение от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019—2024 г. http://government.ru/docs/35598/ (дата обращения 18.08.2022).
3. Tinch R. Resilience and resource management under risk.. Norwich: School of Environmental Science, University of East Anglia; 1998.
4. Фархутдинова А.У. Институты развития как инструмент социально-экономического развития территорий в условиях действия шоков. Актуальные вопросы современной экономики. 2022;(6):236—244. https://doi.org/10.34755/ IR0K.2022.12.71.015
5. Иванов П.А. Общественные финансы региона в условиях санкционных воздействий. Управленческийучет. 2022;(4-3):672—679. https://doi.org/10.25806/uu4-32022672-679
6. Алтуфьева Т.Ю. Стимулирование предпринимательской активности на территориях различной стадиальной принадлежности в условиях чрезвычайных ситуаций. В сб.: Материалы XIVМеждународной научно-практической конференции «.Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем», Уфа, 26—27 ноября 2020 г. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН; 2020. С. 181-186.
7. Шмакова М.В. Совершенствование методов регионального стратегирования: финансовый аспект. В сб.: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России», Уфа, 26—27 мая 2016 г. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН; 2016. С. 156-158.
8. Тютюнникова Т.И. Сбережение населения и его реализация в практике российских регионов. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017;13(8):1445-1456. https://doi.org/10.24891/ni.13.8.1445
9. Акбердина В.В. Резильентность экономики: факторы устойчивости к шокам. В сб.: Материалы VIIМеждународной научно-практической конференции «Стратегия развития социальных общностей, институтов и территорий»>, Екатеринбург, 19—20 апреля 2021 г. Екатеринбург: Изд-во УрГУ; 2021. С. 8-15.
10. Министерство финансов РФ. Результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности убъектов Российской Федерации на2022 г. https://minfin.govru/ru/perfomance/regions/mb/mb2022_2024/ (дата обращения: 14.08.2022).
11. Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 14.08.2022).
12. Министерство финансов РФ. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. Москва: Минфин РФ; 2021. 75 с.
13. Королева Е.Н., Фадеева Е.И. Инструмент межбюджетных трансфертов в системе регионального управления: стратегические возможности в условиях экономической нестабильности. Вестник Самарского государственного университета. 2015;(5):105-111.
14. Климова Н. И., Алтуфьева Т. Ю., Иванов П. А., и др. Финансовое управление территориями на различных стадиях их жизненного цикла: колл. монография.. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН; 2019. 175 с.
15. Климова Н.И., Алтуфьева Т.Ю., Иванов П.А., Шмакова М.В., Сахапова Г.Р., Тютюнникова Т.И. Финансово-инвестиционная поддержка развития территорий различной стадиальной принадлежности: колл. монография.. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН; 2019; 112 с.
16. Климова Н.И., Сахапова Г.Р. Системы субрегиональной поддержки развития территорий на различных стадиях их жизненного цикла. В кн.: Климова Н.И., Алтуфьева Т.Ю, Ибрагимова З.Ф., Иванов ПА, Франц М.В., ШмаковаМ.В., Сахапова Г.Р., Тютюнникова Т.И., Фархутдинова АУ. Финансово-инвестиционные потребности и возможности территорий наразличных стадиях их жизненного цикла: колл. монография.. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН; 2020. С. 99-106.
References
1. Russian Federation. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 445 dated on May18, 2016 (ed. dated 09.04.2022) "Development of federal relations and creation of conditions for effective and responsible management of regional and municipal finances". https://docs.cntd.ru/document/420356173 (accessed 17.08.2022).
2. Government of Russia. Order No. 117-r dated on January 31, 2019 "On Approval of the Concept of Improving the Efficiency of Budget Expenditures in 2019-2024". http://government.ru/docs/35598/ (accessed 18.08.2022).
BeemnuK ynmepcumema № 11, 2022
3. Tinch R. Resilience and Resource Management Under Risk. Norwich: School of Environmental Science, University of East Anglia; 1998.
4. Farkhutdinova A.U. Institutions of development as a tool for socio-economic growth of territories in the context of shocks. Actual issues of the modern economics. 2022;(6):236-244. https://doi.org/10.34755/IROK.2022.12.71.015
5. Ivanov P.A. Public finances of the region under the conditions of sanctions. Upravlencheskii uchet. 2022;(4-3):672—679. https://doi.org/10.25806/uu4-32022672-679
6. Altufyeva T.Y Stimulation of entrepreneurial activity in the territories of various stadium affiliation in emergency situations. In: Proceedings of the XIV International Scientific-Practical Conference "Problems of functioning and development of territorial socio-economic systems", Ufa, November 26-27, 2020. Ufa: ISEI UFIC RAS; 2020. P. 181-186. (In Russian).
7. Shmakova M.V Improvement of methods of regional strategizing: financial aspect. In: Proceedings of the VIII All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation 'Innovative technologies of management of socio-economic development of Russian regions", Ufa, May 26-27, 2016. Ufa: ISEI UFIC RAS; 2016. P. 156-158. (In Russian).
8. Tyutyunnikova T.I. Curbing the population decline and the practical implementation in the Russian regions. National Interests: Priorities and Security. 2017;13(8):1445-1456. https://doi.org/10.24891/ni.13.8.1445
9. Akberdina VV Economic resilience: factors of resistance to shocks. In: Proceedings of the VII International Scientific-Practical Conference "Strategy of Development of Social Communities, Institutions and Territories", Ekaterinburg, 19-20 April2021. Ekaterinburg: Urals University Press; P. 8-15. (In Russian).
10. Russian Federation Finance Ministry. Results of the distribution of subsidies to equalize the budgetary provision of the subjects of the Russian Federationfor2022. https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/mb/mb2022_2024 / (accessed 14.08.2022).
11. Russian Federation. Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ of 31.07.1998 (as amended on 29.11.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022). http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 / (accessed 14.08.2022).
12. Russian Federation Finance Ministry. The main directions of the budget, tax and customs tariff policyfor 2022 andfor the planningperiod of 2023 and2024. Moscow: Ministry of Finance of the Russian Federation; 2021. 75 p.
13. Koroleva E.N., Fadeeva E.I. Interbudgetary transfers in the system of regional management: strategic aspect in terms of economic instability. Vestnik of the Samara State University. 2015;(5):105-111.
14. IKimova N. I., Altufieva T. Y, Ivanov P. A., et al. Financial management of territories at different stages of their life cycle: a coll. monograph. Ufa: ISEI UFIC RAS; 2019. 175 p. (In Russian).
15. Klimova N.I., Altufieva T.Y., Ivanov P. A., Shmakova M.V, Sakhapova G.R., Tyutyunnikova T.I. Financial and investment support for the development of territories of different stadia: a coll. monograph. Ufa: ISEI UFIC RAS; 2019; 112 p. (In Russian).
16. Klimova N.I., Sakhapova G.R. Systems of sub-regional support for the development of territories at different stages of their life cycle. In: Klimova N.I., Altufieva T.Y., Ibragimova Z.F., Ivanov P.A., Frants M.V., Shmakova M.V., Sakhapova G.R., Tyutyunnikova T.I., Farhutdinova A. U. Financial and investment needs and opportunities of territories at different stages of their life cycle: a coll. monograph. Ufa: ISEI UFIC RAS; 2020. C. 99-106. (In Russian).