Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ АЭРОПОРТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ АЭРОПОРТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аэропортовое предприятие / экономическая устойчивость / модель устойчивости / экономическая система / равновесное состояние / airport enterprise / economic sustainability / sustainability model / economic system / equilibrium state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.О. Плахин

В статье приведено описание одного и способов моделирования оценки экономической устойчивости аэропортовых предприятий, основу которой составляют элементы ресурсного управления. Сформирована модель устойчивости экономической системы предприятия, что позволяет осуществлять текущие и прогнозные расчеты целевого показателя предприятия и определять его значения. Отражены основные задачи управления экономической устойчивостью аэропортовых предприятий в текущем и прогнозируемых состояниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE RESOURCE STATE OF AN AIRPORT ENTERPRISE

The article provides a description of one and the methods for modeling the assessment of the economic sustainability of airport enterprises, which is based on elements of resource management. A model of sustainability of the economic system of the enterprise has been formed, which makes it possible to carry out current and forecast calculations of the target indicator of the enterprise and determine its values. The main tasks of managing the economic sustainability of airport enterprises in the current and projected states are reflected.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ АЭРОПОРТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ АЭРОПОРТОВОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Д.О. Плахин, советник ректора

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-3-208-210

Аннотация. В статье приведено описание одного и способов моделирования оценки экономической устойчивости аэропортовых предприятий, основу которой составляют элементы ресурсного управления. Сформирована модель устойчивости экономической системы предприятия, что позволяет осуществлять текущие и прогнозные расчеты целевого показателя предприятия и определять его значения. Отражены основные задачи управления экономической устойчивостью аэропортовых предприятий в текущем и прогнозируемых состояниях.

Ключевые слова: аэропортовое предприятие, экономическая устойчивость, модель устойчивости, экономическая система, равновесное состояние.

Задача достижения устойчивости функционирования и развития объекта управления сопряжена с наличием соответствующего ресурсного обеспечения. Большое число зарубежных и отечественных исследователей в области экономики и управления организациями используют ресурсный подход как базовую парадигму, на основе которой разрабатываются новые концепции, теории, обосновываются новые научные взгляды и идеи.

Понятие ресурсного состояния

По мнению [1] «устойчивая стабильность (функционирования), в отличие от развития является способностью системы не только сохранять свои свойства, противодействуя внешним и внутренним возмущениям, но и возвращаться в равновесное состояние в случае отклонений».

Поэтому, основным критерием проверки на устойчивость развития является временной фактор, а также внешние и внутренние факторы риска. В связи с этим реакцию экономической системы АП можно представить в виде определенного состояния ЭУ, которое под воздействием разных факторов может изменяться, отклоняясь от своего стандартного либо равновесного ресурсного состояния, принятого за основу сравнения. Математически общее состояние экономической системы можно представить в виде поверхности.

Моделирование ресурсного состояния аэропортового предприятия

Моделирование целевого состояния предприятия определяется множеством частных факторных показателей, наилучшим образом описывающих состояние экономической системы аэропортового предприятия (АП) и его целевых параметров. В ходе оценки данных показателей формируется экономико-математическая модель, представляющая собой условный образ состояния экономической устойчивости аэропортового предприятия. Оценку значимости факторов, входящих в модель можно выполнить на основе использования известных методов.

При этом набор параметров, относимых к моделям текущего и стратегического управления объектами авиационной сферы, может отличаться.

Используя способ визуализации равновесного состояния в виде поверхности можно математически описать модель равновесного состояния устойчивости с включением в нее наиболее значимых факторов. Так для модели экономической устойчивости в контексте достижения целевого показателя пассажиропотока аэропортового предприятия могут быть использованы показатели, полученные путем их отбора экспертным путем: число взлетно-посадочных операций за период О2; объем инвестиций в модернизацию

инфраструктуры АП Р2; число регулярных рейсов, усредненное за период В4; число базовых авиакомпаний В2; количество взлетно-посадочных операций на одного служащего АП Оз; индекс географии полетов; рейтинг регионального экономического развития Вб; средняя ежедневная пропускная способность аэропорта Р9; удельная площадь зоны обслуживания пассажиров, кв.м/чел; общая сумма расходов на одну взлетно-посадочную операцию; количество пассажиров на одного сотрудника; число происшествий в АП на 1000 взлетно-посадочных операций); число сотрудников АП Р7; пассажиропоток РЭС7; средняя за период выручка АП на одного пассажира; пассажиропоток; производительность труда персонала; рентабельность услуг АП и пр.

Для получения модели выполнены расчеты многофакторной линейной и нелинейной регрессии. При моделировании экономической устойчивости с учетом достижения целевого пассажиропотока получена следующая регрессионная модель

у = ш

У (РЭС7) = -4,494 + 5 •Ю-5 -В2 + 0,0959-Вб + 0,000423^2 -0,001870 + 0,0682^9 + 3-10-5В + +0,203-0з -0,00144-

р2 РЭС7

— + 0,000449- — (1)

р7 ' р2 4 '

Выполнен анализ на мультиколлинеар-ность факторов. При сравнении коэффициентов парной и частной корреляции заметно, что из-за влияния межфакторной зависимости между Xi происходит завышение оценки тесноты связи между переменными. Сделан вывод о том, что при построении регрессионного уравнения следует отобрать факторы В2, О2, Р9 .

Для отбора наиболее значимых факторов (В2, О2, Р9 ) учтены следующие условия:

- связь между результативным признаком и факторным выше межфакторной связи;

- связь между факторами не более 0,7, обеспечивающая отсутствие мультикол-линеарности в модели множественной регрессии;

- отбираются факторы с меньшим коэффициентом корреляции между ними при высокой межфакторной связи признака.

Все парные коэффициенты корреляции между факторами (В2, О2, Р9 ) |г|<0.7, что говорит об отсутствии мультиколлинеар-ности факторов.

Получена следующая модель регрессии (формула 2, рис.).

Рис. Двухфакторная линейная регрессия факторов В2 и О2

У (рэс7) = 458,6 + 86,5-В2 + 0,135-02

(2)

Коэффициент корреляции, выполненный на основе значений линейных коэффициентов парной корреляции и Р-коэффициентов, составил 0,736, коэффи-

циент детерминации R2 = 0,542. Табличное значение критерия Фишера ^кр) при степенях свободы к1 = 2 и к2 = п-т-1 = 48 - 2 -1 = 45 составляет Fkp (2;45) = 0. Поскольку фактическое значение F (26,64) > Fkp, то коэффициент детерминации статисти-

International Journal ап<3 ИаШт1 БЫепеез, уо1. 3-3 (66), 2022

чески значим и уравнение регрессии статистически надежно.

Заключение. Понятие экономической устойчивости развития компании связано со способностью экономической системы

но на качественно новом уровне. Однако для успешного управления компанией необходимо своевременно и объективно выполнять оценку угроз и рисков, которые могут оказать негативное влияние на экономическую устойчивость развития компании и привести к ухудшению экономических показателей в целом.

приходить в состояние равновесия после исчезновения внешних и внутренних дестабилизирующих факторов и возможностью продолжать экономическое развитие,

Библиографический список

1. Одинцов Б.Е. Сбалансированно-целевое управление развитием предприятия: модели и технологии: Научное издание / Под ред. проф. А.Н. Романова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. - 190 с.

2. Бородулина С.А., Панкратова А.Р., Копцева Е.П. Оценка потенциала устойчивого функционирования предприятий в транспортной сфере // Транспортное дело России. -2021. - №4. - С. 154-156.

MODELING THE RESOURCE STATE OF AN AIRPORT ENTERPRISE

D.O. Plakhin, Adviser to the Rector

St. Petersburg State University of Civil Aviation

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article provides a description of one and the methods for modeling the assessment of the economic sustainability of airport enterprises, which is based on elements of resource management. A model of sustainability of the economic system of the enterprise has been formed, which makes it possible to carry out current and forecast calculations of the target indicator of the enterprise and determine its values. The main tasks of managing the economic sus-tainability of airport enterprises in the current and projected states are reflected.

Keywords: airport enterprise, economic sustainability, sustainability model, economic system, equilibrium state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.