Научная статья на тему 'Анализ отрасли как важная составляющая стратегического анализа деятельности организации'

Анализ отрасли как важная составляющая стратегического анализа деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
809
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
STRATEGIC ANALYSIS / INDUSTRY / ORGANIZATION / AIRPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желтова А.А., Фомичева Е.И.

В данной статье рассматривается проблема проведения отраслевого анализа в рамках стратегического анализа деятельности организации. Определяется роль анализа состояния отрасли в системе планирования и управления предприятием. Проводится анализа отрасли аэропортового окружения на макрои микроуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ отрасли как важная составляющая стратегического анализа деятельности организации»

УДК 338.12.017

Экономические науки

Желтова А.А., студент 4 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Фомичева Е.И., ст. преподаватель кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

АНАЛИЗ ОТРАСЛИ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема проведения отраслевого анализа в рамках стратегического анализа деятельности организации. Определяется роль анализа состояния отрасли в системе планирования и управления предприятием. Проводится анализа отрасли аэропортового окружения на макро- и микроуровне.

Ключевые слова: стратегический анализ, отрасль, организация, аэропорт.

Annotation. This article deals with the problem of industry analysis in the framework of the strategic analysis of the organization. We have defined the role of the analysis of the industry in the system of planning and management. We carry out the analysis of the airport industry environment at the macro and micro level.

Keywords: strategic analysis, industry, organization, airport.

Эффективность и обоснованность стратегических решений, принимаемых организацией, во многом зависит от качества информации, которая является базой для принятия управленческих решений. Оптимальную информационную базу возможно получить из результатов проводимого стратегического анализа деятельности. Являясь ключевым аналитическим элементом стратегического управления, стратегический анализ позволяет частично снизить неопределенность при принятии стратегических решений и обосновать выбор стратегий фирмы,

адекватных рыночным условиям, что напрямую связано с конкурентоспособностью компаний.

Стратегический анализа - это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в базу данных для принятия стратегических решений [8].

По своей сути стратегический анализ является этапом предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней среды, делового окружения и ресурсного потенциала предприятия (возможностей) для определения текущего положения предприятия и выявления условий для его дальнейшего успешного развития в условиях рыночного хозяйствования.

Отраслевой анализ, являясь важным элементом (звеном) стратегического анализа предполагает изучение внешней среды. Анализ отрасли необходим для того, чтобы определить участников рынка, увидеть тенденции развития отрасли, понять факторы успеха компаний.

Анализ отрасли необходим для организации любой сферы деятельности, которая стремится быть успешной. Не исключение и предприятия аэропортового бизнеса. В данной статье мы изучим современное состояние аэропортового бизнеса на международном, национальном и региональном уровне, что позволит доказать высокую значимость отраслевого анализа.

Спрос на услуги воздушного транспорта на международном рынке авиа услуг сегодня значительно выше, чем 10-20 лет назад. С целью удовлетворения постоянно растущей потребности населения в перевозках, регулярно проводятся мероприятия по развитию аэропортов. Для достижения целей по развитию предприятий данной отрасли происходит формирование союзов. Например, с 1991г. на международном рынке существует Международный совет аэропортов (АС1) - единственное глобальное торговое представительство аэропортов в мире. Целями его деятельности является представление интересов аэропортов-членов организации, поиск путей сотрудничества их с авиакомпаниями и другими партнерами для создания условий, необходимых для успешного функционирования всей отрасли, продвижение интересов операторов аэропортов в регулирующих органах и законодательных

структурах, а также в кругах, влияющих на формирование общественного мнения об аэропортовом бизнесе. Членами ACI являются почти 450 аэропортов из 45 стран Европы. В 2013 г. через аэропорты-члены осуществлялось более 90% коммерческих воздушных перевозок в Европе, принимая более 1.7 млрд. пассажиров, 17.8 млн. тонн грузов и 20.7 млн. самолетовылетов [5].

Говоря о международном рынке аэропортового бизнеса, можно выделить следующие особенности:

- Аэропорты и связанные с ними компании оказывают существенное влияние на мировой ВВП и мировую занятость: с учетом прямого и косвенного воздействия аэропорты создают почти 1% мирового ВВП и около 6 млн. рабочих мест в мировой экономике.

- Инвестиционная привлекательность основной деятельности аэропортового бизнеса в мире в целом невысокая: средняя отдача на инвестированный капитал ниже средней стоимости капитала в 7,2%.

- Аэропорты увеличивают стоимость бизнеса за счет развития сопутствующих услуг (сервис на территории аэропорта, предоставление жилищных услуг, заправка топливом, и пр.). Инвестиционная привлекательность дополнительных и сопутствующих услуг составляет: 22% заправка топливом; 12% транспортно-экспедиторские услуги; 10% наземная обработка пассажиров и грузов; 7,4% техническое обслуживание.

- Доходность аэропортов, в отличие от авиакомпаний, менее подвержена влиянию рисковых ситуаций, таких как теракты, эпидемии, войн [4].

Российский рынок аэропортов также имеет свои особенности. Говоря о состоянии инфраструктуры аэропортов РФ, следует отметить ее высокий износ, включая износ взлетно-посадочных полос, большая часть которых была построена около 30 лет назад. Многие предприятия не владеют достаточным количеством собственных средств, а бюджет не в состоянии покрыть расходы в необходимом объеме. Многие субъекты РФ полностью лишились сети местных авиалиний.

Согласно концепции развития аэропортовой сети РФ на период до 2020г. отмечается, что общесистемный кризис гражданской авиации России привел к

сокращению объемов авиатранспортной работы авиакомпаний с 1990 по 2006 год в 2,6 раза, количество отправок пассажиров из аэропортов страны в 3 раза. Количество действующих аэродромов на территории России с 1992 года по настоящее время сократилось с 1302 до 351. Стоит отметить, что из 351 аэродрома (аэропорта) регулярные авиаперевозки осуществляются только через 260 [3].

Одна из важных черт современного развития аэропортового сегмента в России - концентрация пассажиропотока в крупных авиаузлах. Структура авиационного рынка РФ представлена на рисунке 1, согласно которому на Московский авиаузел приходится 33,4 %, в том числе на аэропорт Шереметьево, который в 2012 и 2013 гг. стал лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания по результатам авторитетной исследовательской программы ASQ, приходится около 20 %.

Согласно практике мировых рынков, показатель высокой концентрации пассажиропотока в авиаузлах отражает олигополистическую структуру рынка. Применительно к аэропортам данный фактор свидетельствует о неразвитости региональных и местных перевозок. Развитие рынка авиатранспортных услуг РФ на сегодняшний день сдерживает слабая развитость производственной инфраструктуры аэропортов, которая требует значительных финансовых ресурсов на модернизацию существующих объектов и на реструктуризацию отрасли в целом [4].

На основании выше изложенного можно выделить следующие основные проблемы развития аэропортовой сети гражданской авиации Российской Федерации:

- Экономически неэффективная сеть авиаперевозок;

- Неполное использование авиаперевозчиками и операторами аэропортов транзитного потенциала страны;

- Высокий уровень износа основных фондов;

- Несовершенство системы государственного регулирования аэропортовой деятельности;

- Несовершенство системы управления государственными активами наземной инфраструктуры гражданской авиации;

- Отсутствие эффективной системы авиационных перевозок регионального и местного значения.

Говоря о развитии аэропортовой сети в Южном Федеральном округе, следует отметить, что крупные города обеспечены регулярным воздушным сообщением практически со всеми регионами России и рядом иностранных государств. В округе действуют 10 аэропортов федерального значения, 6 из которых - международные. Пассажиропоток воздушного транспорта Южного Федерального округа в 2008 году составил 2,9 млн. человек (4,3% общероссийского объема).

Одним из ярких представителей аэропортового бизнеса на Юге России является ОАО «Базэл Аэро». ОАО «Базэл Аэро» - группа аэропортов Краснодарского края, которая была основана в 2007 году. С июня 2012 года «Базэл Аэро» - совместное предприятие «Базового Элемента», Сбербанка России и Changi Airports International (стопроцентное дочернее предприятие Changi Airport Group) [1].

В настоящее время в «Базэл Аэро» входят аэропорты г. Краснодар, г. Сочи, г. Геленджик и г. Анапа. Аэропорты обслуживают более 8% общего пассажиропотока и 2% общего грузопотока России. «Базэл Аэро» является одним из лидеров аэропортовой отрасли по развитию региональных аэропортов России. Входит в ТОП-3 аэропортовых групп в РФ (2008-2013 гг.) [7].

Таким образом, отметим, что состояние аэропортового бизнеса на уровне Краснодарского края представлено состоянием именно «Базэл Аэро» и аэропортов

входящих в данную компанию. Суммарный пассажиропоток данной группы аэропортов за 2011-2013 гг. представлен на диаграмме рисунка 2.

Суммарный пассажиропоток в 2012 составил около 5,5 млн. пассажиров, что на 2% больше аналогичного показателя 2011 года, когда аэропорты группы обслужили 5,3 млн. пассажиров. По итогам работы в 2013 г. пассажиропоток аэропортов «Базэл Аэро» составил более 6,2 млн. пассажиров (на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Рисунок 2 - Пассажиропоток группы аэропортов «Базэл Аэро» за 2011-2013 гг. (млн. чел.)

Постоянный рост пассажиропотока обусловлен:

- повышением среднедушевых доходов граждан РФ, которые в 2011 г. составили 20780 руб., а в 2013 г. - 25928 руб.

- растущей миграцией между регионами РФ. В том числе с 2011 г. по 2013 г. произошло повышение числа мигрантов в Южный ФО с 275 тыс. чел. до 375 тыс. чел. соответственно.

- высоким темпом роста стоимости ж/д билетов по сравнению с авиабилетами. Если сравнивать рост цен, то по данным ИКСИ авиакомпании подняли цены в 2013 году на 2%, а цены на проезд в поездах выросли на 9% для купейных вагонов и на 22-23 % в плацкартные. Цены на плацкартные поезда за 6 лет выросли на 80%, а билеты на самолет всего на 30%.

- увеличением числа туристов в курортные города, обслуживаемые аэропортами группы Базэл Аэро.

2011

2012

2013

- повышением качества обслуживания авиакомпаниями и аэропортами, включающее отсутствие задержек, надежность самолетов, наличие развитой инфраструктуры также способствует росту пассажиропотока.

- привлечением новых авиакомпаний, т.е. ростом пассажиропотока за счет расширения географии полетов.

- ростом числа пассажиров, выбирающих российские курорты взамен зарубежных в силу сложившейся политической обстановки.

Международные аэропорты Сочи и Краснодар входят в 10-ку крупнейших аэропортов России с пассажиропотоком более 2 млн. человек. За 5 лет увеличение пассажиропотока на 52%. Аэропортами были привлечены 46 новых авиакомпаний, а география полетов расширена до 57 новых направлений.

Таким образом, для аэропортовой отрасли характерны следующие тенденции:

- Понимание изношенности основных средств и как следствие проведение мероприятий по их реконструкции;

- Сокращение количества аэропортов, в большей степени за счет закрытия региональных;

- Повышение спроса на данный вид услуг, но достаточно низкая доля в общем объеме услуг по пассажиро- и грузоперевозкам в РФ;

- Постоянное развитие аэропортового бизнеса в Краснодарском крае, за счет проведения модернизации, расширения географии полетов, привлечения новых компаний-партнеров.

Таким образом, мы можем говорить о высоком уровне развития аэропортовой сети Краснодарского края и о ее постоянном совершенствовании; о высокой значимость аэропортового бизнеса на Российском рынке, что обусловлено большой площадью страны и многосторонним взаимодействием с другими странами; а также постоянно меняющимися условиями и повышающимися требованиями на международном рынке, что способствует росту и развитию отрасли.

Проведя анализ отрасли аэропортового бизнеса, мы выяснили, что данный анализ позволяет:

- определить место организации в отрасли;

- выявить долю рынка, занимаемую предприятием;

- идентифицировать конкурентов и возможных партнеров на рынке;

- изучить опыт успешных компаний;

- определить риски и возможности развития и т.д.

Таким образом, любая компания нуждается в проведении анализа отрасли, для того, чтобы определить свое положение на рынке и соответственно свою конкурентоспособность, успешно решать поставленные задачи и цели, а также осуществлять стратегическое и тактическое планирования, эффективно реализовывать планы на практике.

Библиографический список

1. Аэропортовый бизнес // Базовый элемент [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.basel.ru/airports/

2. Базэл Аэро [Электронный ресурс]. - Режим доступа: basel.aero

3. Концепция развития аэропортовой сети РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.org/text/77/191/17688.php

4. Манжурова О. Д. Повышение конкурентоспособности аэропортовых комплексов на международном рынке авиатранспортных услуг [Электронный ресурс]:- Режим доступа: http://guu.ru/files/referate/manjurova.pdf

5. Международный совет аэропортов //Аэропорт Казань [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://kzn.aero/about-us/airports-council-international-aci/

6. О группе «Базэл Аэро» // Базэл Аэро [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http ://basel.aero/ group/

7. Перспективы развития аэропортов в России // «Дороги», апрель 2013 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.transproekt.ru/files/1371494181 .pdf

8. Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.