Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СФЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АЭРОПОРТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И АВИАКОМПАНИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СФЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АЭРОПОРТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И АВИАКОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / AIR TRANSPORT / АЭРОПОРТОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (АП) / AIRPORT ENTERPRISE / АВИАКОМПАНИЯ (АК) / AIRLINE COMPANY / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / STRATEGIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова Айгуль Рамилевна

В статье проведен анализ особенностей и присущих характеристик взаимодействия аэропортовых предприятий (АП) и авиакомпаний (АК) на рынке транспортных услуг, дано определение понятия «стратегическое взаимодействие АП и АК», выполнены исследования параметров и сфер стратегического взаимодействия АП и АК, сделан вывод о необходимости совместной разработки стратегии взаимодействия АП и АК. Цель. Определить направления развития и повышения эффективности деятельности АП и АК на рынке авиатранспортных услуг. Задачи. Выполнить анализ факторов, определяющих функционирование предприятий воздушного транспорта. Выявить специфику взаимодействия АП и АК, обусловленную особенностями управления и функционирования. Определить параметры и выделить сферы стратегического взаимодействия АП и АК. Проанализировать возможность и необходимость разработки совместных стратегий развития АП и АК. Методология. В настоящем исследовании с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены особенности взаимодействия АП и АК, определены основные направления их стратегического взаимодействия в целях повышения эффективности их деятельности. Результаты. Выполнен анализ и отбор факторов, оказывающих существенное влияние на развитие и взаимодействие АП и АК, исследованы особенности и присущие характеристики взаимодействия АП и АК, выделены параметры и сферы стратегического взаимодействия аэропортовых предприятий и авиакомпаний, позволяющие осуществлять обоснованный выбор модели управления стратегическим взаимодействием и совместную разработку стратегий развития АП и АК. Выводы. Воздушный транспорт - сложная система, четкость и эффективность работы которой зависят от многих факторов, одними из которых являются стратегическое взаимодействие взаимосвязанных элементов - АП и АК и формирование совместных эффективных стратегий развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic Cooperation between Airport Enterprises and Airline Companies

This study analyzes the specific aspects and characteristics of the cooperation between airport enterprises (AE) and airline companies (AC) in the transport market, provides a definition of the concept of “strategic cooperation between AE and AC,” examines the parameters and fields of strategic cooperation between AE and AC. It concludes that a strategy of cooperation between AE and AC must be developed as a concerted effort. Aim. This study aims to determine potential directions toward the development and improvement of operational efficiency of both airport enterprises and airline companies in the air transport market. Tasks. This study analyzes factors that determine the functioning of air transport enterprises, identifies the specific aspects of cooperation between AE and AC stipulated by the exigencies of management and operations, determines the parameters and fields of strategic cooperation between airport enterprises and airline companies, and analyzes the feasibility and necessity of developing joint strategies for AE and AC development. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine various aspects of the specific features of cooperation between airport enterprises and airline companies, in order to determines major directions toward strategic cooperation with the express purpose of improving operational efficiency. Results. Factors that have a significant effect on the development and cooperation between airport enterprises and airline companies were selected and analyzed. Specific features (characteristic traits) of cooperation between airport enterprises and airline companies were examined. Parameters and fields of strategic cooperation between them were examined, making well-founded selection of a management model of strategic cooperation and joint strategy development for AE and AC development possible. Conclusion. Air transport is a complex system, the precision and efficiency of which dependson many factors. These include strategic cooperation of interrelated elements - airport enterprises and airline companies - and development of efficient joint development strategies.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СФЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АЭРОПОРТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И АВИАКОМПАНИЙ»



> <с

Исследование сфер стратегического взаимодействия аэропортовых предприятий и авиакомпаний

Strategic Cooperation between Airport Enterprises and Airline Companies

Панкратова Айгуль Рамилевна

старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38

УДК 338.47

Aygul' R. Pankratova

St. Petersburg State University of Civil Aviation Pilotov Str. 38, St. Petersburg, Russian Federation, 196210

В статье проведен анализ особенностей и присущих характеристик взаимодействия аэропортовых предприятий (АП) и авиакомпаний (АК) на рынке транспортных услуг, дано определение понятия «стратегическое взаимодействие АП и АК», выполнены исследования параметров и сфер стратегического взаимодействия АП и АК, сделан вывод о необходимости совместной разработки стратегии взаимодействия АП и АК. Цель. Определить направления развития и повышения эффективности деятельности АП и АК на рынке авиатранспортных услуг. Задачи. Выполнить анализ факторов, определяющих функционирование предприятий воздушного транспорта. Выявить специфику взаимодействия АП и АК, обусловленную особенностями управления и функционирования. Определить параметры и выделить сферы стратегического взаимодействия АП и АК. Проанализировать возможность и необходимость разработки совместных стратегий развития АП и АК.

Методология. В настоящем исследовании с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены особенности взаимодействия АП и АК, определены основные направления их стратегического взаимодействия в целях повышения эффективности их деятельности. Результаты. Выполнен анализ и отбор факторов, оказывающих существенное влияние на развитие и взаимодействие АП и АК, исследованы особенности и присущие характеристики взаимодействия АП и АК, выделены параметры и сферы стратегического взаимодействия аэропортовых предприятий и авиакомпаний, позволяющие осуществлять обоснованный выбор модели управления стратегическим взаимодействием и совместную разработку стратегий развития АП и АК.

Выводы. Воздушный транспорт — сложная система, четкость и эффективность работы которой зависят от многих факторов, одними

из которых являются стратегическое взаимодействие взаимосвязанных элементов — АП и АК и формирование совместных эффективных стратегий развития.

Ключевые слова: воздушный транспорт, аэропортовое предприятие (АП), авиакомпания (АК), стратегия, стратегическое взаимодействие

This study analyzes the specific aspects and characteristics of the cooperation between airport enterprises (AE) and airline companies (AC) in the transport market, provides a definition of the concept of "strategic cooperation between AE and AC," examines the parameters and fields of strategic cooperation between AE and AC. It concludes that a strategy of cooperation between AE and AC must be developed as a concerted effort.

Aim. This study aims to determine potential directions toward the development and improvement of operational efficiency of both airport enterprises and airline companies in the air transport market.

Tasks. This study analyzes factors that determine the functioning of air transport enterprises, identifies the specific aspects of cooperation between AE and AC stipulated by the exigencies of management and operations, determines the parameters and fields of strategic cooperation between airport enterprises and airline companies, and analyzes the feasibility and necessity of developing joint strategies for AE and AC development. Methods. This study uses general methods of scientific cognition to examine various aspects of the specific features of cooperation between airport enterprises and airline companies, in order to determines major directions toward strategic cooperation with the express purpose of improving operational efficiency.

Results. Factors that have a significant effect on the development and cooperation between airport enterprises and airline companies were

selected and analyzed. Specific features (characteristic traits) of cooperation between airport enterprises and airline companies were examined. Parameters and fields of strategic cooperation between them were examined, making well-founded selection of a management model of strategic cooperation and joint strategy development for AE and AC development possible.

Conclusion. Air transport is a complex system, the precision and efficiency of which depends on many factors. These include strategic cooperation of interrelated elements — airport enterprises and airline companies — and development of efficient joint development strategies.

Keywords: air transport, airport enterprise, airline company, strategy, strategic cooperation

Перевозки воздушным транспортом объединены в большую открытую систему, функционирующую на основе взаимодействия организаций — авиакомпаний (АК), аэропортовых предприятий (АП), поставщиков ресурсов и прочих заинтересованных и взаимодействующих сторон.

Функционирование рыночной системы в большей степени зависит от того, как взаимодействуют друг с другом отдельные ее элементы, нежели от работы каждой из них в отдельности. Кроме того, взаимодействие как поддерживается организациями внутри системы, так и обеспечивается связями с внешней по отношению к данному рынку средой.

Ученые различных областей знания дают специальные определения понятия взаимодействий соответственно той области науки, в которой проходит исследование. Соответственно и в теории управления предприятиями разных отраслей экономики присутствует свое особое толкование данного термина.

Современные научные исследования [1; 2] содержат различные взгляды на построение взаимодействия и управление партнерством предприятий и организаций в рыночных условиях, среди которых, на наш взгляд, особенно выделяются следующие концепции:

• теория транзакционных издержек;

• ресурсный подход;

• ценностная концепция;

• стейкхолдерская концепция (теория заинтересованных сторон);

• маркетинг взаимоотношений;

• сетевая концепция.

Следует отметить, что вопросы стратегического взаимодействия в современной теории управления исследованы не столь масштабно. Отдельные работы [3; 4 и др.] отражают различные направления и специфичную проблематику исследования вопросов стратегического взаимодействия в части формирования страте-

гий взаимосвязанного поведения и развития ^ в отдельных отраслях экономики. 5

Как отмечают В. А. Губенко, С. А. Бородули- х на [2], АП находятся во взаимосвязи и вза- ш имозависимости с макросредой (регион, стра- ^ на, глобальная экономика, интересы смежных ^ отраслей и пр.) и внешней деловой средой (це- 1 лями и интересами клиентов, контрагентов, ш инвесторов и пр.). ™

Исследование К. С. Скуратова, О. Д. Ман- ^ журовой [4] показало, что АК и аэропорты, < несмотря на разную бизнес-модель органи- ^ зации, имеют сходные интересы по росту < пассажиропотока. Ю. Ю. Михальчевский [3] >= и др., объединяя бизнесы АП и АК в общий ^ экономический сегмент, полагают, что рынок ^ авиатранспортного сектора находится в актив- 2 ном взаимодействии с рынком авиационной промышленности и рынком инноваций, труда и образовательных услуг, что накладывает отпечаток на результаты функционирования всех связанных субъектов.

В статье «Факторы, определяющие размер доходов аэропортовых предприятий в России» [2] отмечается, что при взаимодействиях АП и АК следует учитывать тот факт, что основные способы роста доходов данных субъектов заключаются в увеличении инфраструктуры и ресурсов. Для АП — это увеличение количества взлетно-посадочных полос, терминалов и другой аэропортовой инфраструктуры, а для АК — это увеличение количества и типов воздушных судов. Данные способы при определенной организации взаимоотношений АП и АК могут быть реализованы в их совместных стратегиях развития.

В целом проведенный анализ экономической литературы и результатов научных трудов отечественных и зарубежных ученых по вопросу изучения организационного взаимодействия показал, что в современных работах понятие «взаимодействие» трактуется по-разному.

В зависимости от целей и задач научных исследований под взаимодействием в наиболее широком толковании авторы понимают следующее:

• совокупность связей и отношений хозяйствующих субъектов, возникающих в результате воздействия этих субъектов друг на друга и обусловливающих изменение их состояния;

• сотрудничество, совместное планирование операций, действия, направленные на достижение общей цели;

• разнонаправленная деятельность, когда участники взаимоотношений преследуют разные, порой противоположные, цели. Стратегическое управление взаимодействием и взаимоотношениями предприятий на рынке позволит разрабатывать методы со-

^ гласования интересов и координаций страте-ш гий развития. В данном исследовании сде-х лан вывод о необходимости совместной раз-ш работки стратегии взаимодействия АП и АК ^ для улучшения экономических параметров х их функционирования. Под стратегическим 1 взаимодействием АП и АК понимается долго-ш срочная концепция совместной деятельности ™ связанных субъектов для достижения целей ^ развития, касающаяся сферы и формата взаи-

< модействия, объединенных ресурсов, обуслов-^ ленная наличием сходных мотивов и страте-

< гий развития.

С развитием экономических отношений в сфе-^ ре воздушных перевозок, появлением новых ^ форм рыночных взаимоотношений организации ций отрасли формируются новые организационно-экономические основы взаимодействия АП и АК при организации, обеспечении, выполнении и наземном обслуживании воздушных перевозок.

Для объектов потенциальных сфер взаимодействия — АП и АК — характерны разные исходные позиции, мотивы, цели и стратегии, по которым будет производиться взаимодействие между парами из них, что требует систематизации элементов системы стратегического взаимодействия и описания возможного результата взаимодействия через показатели стратегического потенциала объектов в разных сферах взаимодействия.

В научных трудах современных ученых в России и за рубежом нет единого мнения по вопросам организации взаимодействия и стратегического взаимодействия таких жестко взаимосвязанных и взаимодействующих организаций, к которым относятся АП и АК. Также расходятся мнения ученых в вопросах трактовки понятия взаимодействия предприятий одной отрасли, в которой они являются друг для друга одновременно потребителями и поставщиками.

В современных условиях развития воздушного транспорта АП и АК представляют собой субъекты технологического и организационно-экономического взаимодействия, обусловленного единством целей и задач функционирования, пересечением интересов при осуществлении воздушных перевозок.

Взаимодействие организаций в системе воздушного транспорта имеет ряд специфических черт, обусловленных особенностями управления и функционирования, что проявляется в следующих положениях: • высокая динамика процессов развития рынка в условиях глобализации, определяющая высокую скорость изменений потребностей в количестве и характеристиках взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов, мест стоянок, аэровокзалов (термина-

лов) и других объектов аэропортовой инфраструктуры, воздушных судов, организации воздушного движения, управлении безопасностью полетов, организации наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров, грузов и пр.;

• значительный уровень дифференциации услуг по регионам, определяющий региональные различия пассажиропотока и авиационной подвижности населения;

• высокая чувствительность к изменению рыночной конъюнктуры при высокой конкуренции в отрасли со стороны АК при монопольном положении аэропортов и небольшом уровне конкуренции аэропортов соседних регионов;

• особенность организации и выполнения перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов, выражающаяся в неотделимости используемых ресурсов разных предприятий в едином транспортном процессе;

• состав авиационного персонала, определяемый характером и особенностями выполняемых работ.

Процесс исследования происходит по схеме, состоящей из нескольких этапов (рис. 1).

При формировании стратегического взаимодействия необходимо понимать, что АП и АК являются исполнителями отдельных операций в составе технологических процессов либо бизнес-процессов на воздушном транспорте. Главной особенностью взаимодействия АП и АК является их взаимосвязь при осуществлении технологических процессов и единство при выполнении базового бизнес-процесса — перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом.

Анализ особенностей взаимодействия АП и АК позволяет выделить ряд характеристик этого понятия:

• текущее взаимодействие АП и АК не возникает вне технологического процесса;

• качество взаимодействия АП и АК существенно влияет на результат технологического процесса;

• взаимодействие АП и АК относится к типу взаимодействий «предприятие — предприятие», его можно определить как партнерские отношения между поставщиками и потребителями, между которыми проходят финансовые, продуктовые и информационные потоки.

Методы и инструменты взаимодействия в теории постоянно трансформируются под влиянием внешних факторов, определяющих региональную, отраслевую, глобальную динамику развития воздушных перевозок, включающих новые технологические, организационные, информационные, экономические возможности и решения.

Рис. 1. Схема исследования параметров стратегического взаимодействия АП и АК

Управление взаимодействием должно обеспечивать развитие транспортных систем и соответствующей инфраструктуры, направленных на совершенствование средств перемещения пассажиров и грузов, а также развитие электронных средств коммуникаций.

Анализ роли и места воздушного транспорта в системе отраслей экономики РФ, проведенный на основе статистических данных [5; 6] и научных трудов [3; 4; 7; 8] по предмету настоящего исследования, оценка тенденций, проблем и перспектив его развития позволяет утверждать, что эффективность работы отрасли существенно определяется качеством внутриотраслевых взаимодействий предприятий, осуществляющих и обеспечивающих воздушные перевозки.

Целью стратегического взаимодействия АП и АК является возможность реализации потенциальных возможностей каждого из субъектов. Результаты анализа факторов, способствующих и препятствующих взаимодействию на рынке воздушных перевозок, позволят организациям осуществлять обоснованный выбор модели управления стратегическим взаимодействием.

В исследовании выполнен анализ факторов (рис. 2), определяющих функционирование и стратегическое взаимодействие предприятий воздушного транспорта, а также определяющих объем и структуру региональных перевозок.

На основе систематизации факторов нами выполнен отбор тех из них, которые оказыва-

ют существенное влияние на взаимодействие АП и АК.

Главной целью стратегического взаимодействия является рост пассажиропотока. Кроме главной цели в исследовании выделен ряд направлений стратегического взаимодействия АП и АК, которые при определенных условиях являются определяющими в достижении главной цели данного взаимодействия (рис. 3).

К наиболее значимым показателям, описывающим стратегические позиции АП, на основании экспертного опроса в исследовании отнесены: П — пассажиропоток; АКб — число базовых авиакомпаний; ПС — пропускная способность; СВП — средняя годовая выручка на одного пассажира; РСЭРР — рейтинг социально-экономического развития региона местонахождения аэропорта; Ка — коэффициент изношенности здания аэровокзала (терминала); ПТп — количество пассажиров на одного сотрудника, который принят для дальнейшего использования как обратный показатель (1/ПТп).

Для АК аналогичные позиции закрепились за следующими показателями: О — объем пассажирских перевозок в год; М — число маршрутов; СВП — средняя годовая выручка на одного пассажира; ВС — количество воздушных судов; КЗК — средний коэффициент занятости кресел; ПТтр — производительность труда персонала (выручка в расчете на одного сотрудника АК), тыс. руб./чел.; ПТп — количество пассажиров на одного сотрудника; Ч — численность сотрудников, которая для

> <

Факторы, формирующие динамику рынка авиаперевозок в РФ

Факторы инновационного развития науки и техники

Факторы развития региональных и местных авиаперевозок в РФ

Факторы развития теории управления взаимодействиями

I

Факторы формирования стратегий предприятий отрасли

Факторы развития пространства взаимодействия на воздушном транспорте

Факторы, определяющие стратегическое взаимодействие

Рис. 2. Систематизация факторов, определяющих особенности взаимодействия предприятий

воздушного транспорта

Стратегическое взаимодействие АПиАК

Главная цель

Фокус и сферы стратегического взаимодействия АП и АК

Рост пассажиропотока

Ут Ум

Ус

Ук

М

СВ1 СВ2 СВз СВ4 СВ5 СБе

Рис. 3. Описание сфер стратегического взаимодействия АП и АК

Примечание: Ут— услуги ВТ (технологический аспект взаимодействия); Ум— услуги ВТ (маркетинговый аспект взаимодействия); Ус — услуги ВТ (расширение сети маршрутов, рост числа рейсов); Ук — услуги ВТ (качество, клиентоориентированность, лояльность клиентов); М — модернизация технической базы; С — обеспечение стабильности функционирования.

Таблица 1

Модели пассажиропотока и объемов перевозок в авиатранспортной сфере на основе

множественной регрессии

Объект Уравнение множественной регрессии Входящие параметры Множественный коэффициент корреляции

АП П = 960,1298 - 0,563х1 - 1309,277х2 + 70,205х3 --211,2587х4 + 0,4221х5 + 0,947х6 х1 = РСЭРР, х2 = Ка, х3 = АКб, х4 = СВП, х5 = ПС, х6 = 1/ПТп 0,88

АК О = -7315,7308 + 136,9934х1 + 6023,4677х2 + + 198,3122х3 + 0,472х4 + 64,8253х5 + 2,1154х6 х1 = ВС, х2 = КЗК, х3 = ПТп, х1 = М, х5 = ПТтр, х6 = СВП 0,95

Составлено: на основе данных автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

корректности дальнейших расчетов принята в виде соотношения с объемом перевозок АК.

Данные показатели могут быть использованы для прогнозирования изменений и оценки их влияния на величину пассажиропотока по разработанным регрессионным моделям (табл. 1).

Значимость регрессионных моделей проверялась на основе критерия Фишера, все расчетные значения которого больше табличного, что свидетельствует о значимости уравнений регрессии.

Анализ стратегических позиций АП и АК по статистическим данным, использованным для построения уравнений регрессий, также показал, что имеются различные кластеры АП и АК, отражающие разные позиции анализи-

руемых субъектов на рынке воздушного транспорта, стремящихся к формированию разных по сути стратегий, которые будут отражать общие черты той сферы стратегического взаимодействия, условия которой для исследуемых субъектов окажутся наиболее приемлемыми.

Таким образом, АП и АК, анализируя свои позиции на рынке и имея представления о том, какие будущие стратегии могут быть сформированы, могут произвести отбор наиболее целесообразных по сходимости сфер стратегического взаимодействия. Стратегическое позиционирование также может быть откорректировано с учетом соответствующего вектора (ВРЛСЕ-анализа) в сторону ведения агрессивной, конкурентной, оборонительной либо консервативной политики в отношении фокуса

выбранной сферы стратегического взаимодействия.

Литература

1. Казакова Н. А., Александрова А. В., Кондраше-ва Н. Н., Курашова С. А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 320 с.

2. Губенко В. А., Бородулина С. А. Факторы, определяющие размер доходов аэропортовых предприятий в России // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2015. № 5 (45). С. 147-152.

3. Михальчевский Ю. Ю., Бородулина С. А. Результаты исследования функционирования межрыночного пространства в авиатранспортном секторе экономики // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3, № 2. С.116-118.

4. Скуратов К. С., Манжурова О. Д. Направления взаимодействия аэропортов и авиакомпаний как участников авиационного рынка // Транспорт Российской Федерации. 2009. № 6 (25). С. 14-15.

5. Основные показатели работы гражданской авиации России за январь-декабрь 2015-2016 гг. // Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.favt.ru/novosti-novo-sti?id=3231.

6. Отрасль «Воздушный транспорт» // Федеральная адресная инвестиционная программа России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://faip.econo-my.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/ol/2012?br=15&yover.

7. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 375 с.

8. Фридлянд А. А. Состояние авиационного транспортного комплекса в современных экономических условиях: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.aex.ru/docs/2/2016/1/27/2369.

References f

1. Kazakova N. A., Aleksandrova A. V., Kondrasheva N. N., 2 Kurashova S. A. Strategicheskiy menedzhment [Stra- * tegic management]. Moscow: Infra-M Publ., 2013. ^ 320 p. ^

2. Gubenko V. A., Borodulina S. A. Faktory, opredelya- x yushchie razmer dokhodov aeroportovykh predpri- ^ yatiy v Rossii [The factors determining the income 1 of the airport enterprises in Russia]. Vestnik Si- ^ birskoy gosudarstvennoy avtomobil'no-dorozhnoy aka- < demii, 2015, no. 5 (45), pp. 147-152. |

3. Mikhal'chevskiy Yu. Yu., Borodulina S. A. Rezul'taty < issledovaniya funktsionirovaniya mezhrynochnogo x prostranstva v aviatransportnom sektore ekonomiki ^ [Results of the study of the functioning of inter- ^ market space in the air transport sector of the eco- x nomy]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya, ^ 2017, vol. 3, no. 2, pp. 116-118. g

4. Skuratov K. S., Manzhurova O. D. Napravleniya vza- w imodeystviya aeroportov i aviakompaniy kak uchast-nikov aviatsionnogo rynka [Directions of interaction between airports and airlines as participants in the aviation market]. Transport Rossiyskoy Federatsii, 2009, no. 6 (25), pp. 14-15.

5. The main indicators of civil aviation in Russia in January-December 2015-2016. The official website of the Federal Air Transport Agency (Rosaviatsiya). 2017. Available at: http://www.favt.ru/novosti-no-vosti?id=3231. (in Russ.).

6. Air transport industry. Website of the Federal Targeted Investment Program of Russia. Available at: http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/ol/ 2012?br=15&yover. (in Russ.).

7. Zub A. T. Strategicheskiy menedzhment [Strategic management]. Moscow: Yurayt Publ., 2014. 375 p.

8. Fridlyand A. A. The state of the aviation transport complex in the current economic conditions. 2016. Website: Aviation Explorer. Available at: http:// www.aex.ru/docs/2/2016/1/27/2369. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.