Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА АВИАЦИОННОЙ СФЕРЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА АВИАЦИОННОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / AIR TRANSPORTATION / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / AIR TRANSPORT / АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ / СОСТАВ И СТРУКТУРА ОБУЧАЮЩИХСЯ / COMPOSITION AND STRUCTURE OF TRAINEES / РЫНОК ТРУДА АВИАЦИОННОЙ СФЕРЫ / AVIATION LABOR MARKET / AVIATION STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михальчевский Юрий Юрьевич

Функционирование и развитие транспортной отрасли в соответствии со стратегическими задачами развития национальной экономики предполагает решение ряда задач, направленных на увеличение инвестиций в модернизацию и развитие материально-технической базы транспорта и транспортной инфраструктуры. Цель. Определить факторы, оказывающие влияние на структурные параметры рынка труда персонала для авиационной сферы бизнеса. Задачи. Выявить тенденции развития рынка воздушных перевозок, определяющие структурные изменения рынка труда авиационного персонала. Исследовать зарубежный опыт влияния отраслевых факторов развития на изменения рынка труда соответствующей сферы. Проанализировать тенденции развития современного рынка авиаперевозок. Описать факторы отраслевого развития, влияющие на изменения рынка труда авиационного персонала. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания, статистических методов рассмотрено влияние факторов развития рынка воздушных перевозок на возможные структурные изменения рынка труда авиационного персонала с учетом изменения потребностей в нем. Результаты. Доказана необходимость скорейшей модернизации инфраструктуры воздушного транспорта: систем безопасности полетов и средств наземного контроля, обновления воздушных судов, что повлечет за собой необходимость инвестирования в ремонтное оборудование и программное обеспечение, в средства навигации, а также в инфраструктуру аэропортов. Данная тенденция окажет существенное влияние на качество и структуру авиационного персонала в будущем. Проведенное исследование показывает, что существует взаимосвязь изменений рынка труда, ориентированного на авиационную сферу бизнеса, и факторов, определяющих тенденции его развития. Для учета факторов и ограничений развития авиатранспортного комплекса в будущем необходимы регулярный мониторинг происходящих изменений транспортного рынка, тенденций в авиастроительной сфере и адаптация образовательных программ под требования двух рынков: труда и воздушных перевозок (с учетом авиационной и аэропортовой инфраструктуры). Выводы. Сделан акцент на систематизацию факторов развития авиационных перевозок, которые определяют структуру и пропорции рынка труда авиацинного персонала. В дальнейшем представляется необходимой детализация элементов рынка труда авиационной отрасли, которые должны быть подвергнуты структурным изменениям, а также конкретизация программ таких изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examining Factors Determining Structural Changes in the Aviation Labor Market

The operation and development of transportation in line with the strategic development objectives set for the national economy requires numerous issues to be resolved, such as increasing investments in the modernization and development of transportation infrastructure, facilities, and resources. Aim. This study determines the factors influencing the structural parameters of the labor market in the aviation sector. Tasks. To reveal trends in the development of the air transportation market that determine structural changes in the aviation labor market; to examine foreign experiences in terms of the impact of industry-specific development factors on changes in the corresponding industry’s labor market; to analyze trends in the development of the modern air transportation market; and to document factors of industrial development that determine changes in the aviation labor market. Methods. This study uses general methods of scientific cognitionto examine the impact of factors influencing the development of air transportation market on the potential structural changes in the aviation sector’s labor market with due regard to shifting demand. Results. It has been proved that the air transportation infrastructure must be modernized as soon as possible. This is particularly true for flight safety systems, ground monitoring devices, and aircraft renovation. Such modernization will necessitate investments in repair equipment, software, navigation devices, and airport infrastructure. This trend will significantly impact the quality and structure of aviation personnel in the future. Research has shown a correlation between changes in the aviation-oriented labor market and factors that determine its development trends. Regular monitoring of transportation market changes and aircraft industry trends is necessary to track the determinants and limitations of air transportation development in the future. Furthermore, training programs must be customized for the labor market and air transportation market (considering aviation and airport infrastructure). Conclusions. This study focused on organizing the air transportation development factors that determine the structure of the aviation labor market. The necessity of further elaborating on the aviation labor market’s components that require structural changes is shown, and specific programs for such changes are described.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА АВИАЦИОННОЙ СФЕРЫ»

Исследование факторов, определяющих необходимость структурных изменений на рынке труда авиационной сферы

Examining Factors Determining Structural Changes in the Aviation Labor Market

Михальчевский Юрий Юрьевич

проректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, кандидат технических наук, доцент

196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 38

Mikhal'chevskiy Yuriy Yur'evich

St. Petersburg State University of Civil Aviation Pilotov Str. 38, St. Petersburg, Russian Federation, 196210

Функционирование и развитие транспортной отрасли в соответствии со стратегическими задачами развития национальной экономики предполагает решение ряда задач, направленных на увеличение инвестиций в модернизацию и развитие материально-технической базы транспорта и транспортной инфраструктуры.

Цель. Определить факторы, оказывающие влияние на структурные параметры рынка труда персонала для авиационной сферы бизнеса.

Задачи. Выявить тенденции развития рынка воздушных перевозок, определяющие структурные изменения рынка труда авиационного персонала. Исследовать зарубежный опыт влияния отраслевых факторов развития на изменения рынка труда соответствующей сферы. Проанализировать тенденции развития современного рынка авиаперевозок. Описать факторы отраслевого развития, влияющие на изменения рынка труда авиационного персонала.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания, статистических методов рассмотрено влияние факторов развития рынка воздушных перевозок на возможные структурные изменения рынка труда авиационного персонала с учетом изменения потребностей в нем.

Результаты. Доказана необходимость скорейшей модернизации инфраструктуры воздушного транспорта: систем безопасности полетов и средств наземного контроля, обновления воздушных судов, что повлечет за собой необходимость инвестирования в ремонтное оборудование и программное обеспечение, в средства навигации, а также в инфраструктуру аэропортов. Данная тенденция окажет существенное влияние на качество и структуру авиационного персонала в будущем. Проведенное исследование показывает, что существует взаимосвязь изменений рынка труда, ориентированного на авиационную сферу бизнеса, и факторов, определяющих тенденции его развития. Для учета факторов и ограничений развития авиатранспортного комплекса в будущем необходимы регулярный мониторинг происходящих изменений транспортного рынка, тенденций в авиастроительной сфере и адаптация образовательных программ под требования двух рынков: труда и воздушных перевозок (с учетом авиационной и аэропортовой инфраструктуры).

Выводы. Сделан акцент на систематизацию факторов развития авиационных перевозок, которые определяют структуру и пропорции рынка труда авиационного персонала. В дальнейшем представляется необходимой детализация элементов рынка труда авиационной отрасли, которые должны быть подвергнуты структурным изменениям, а также конкретизация программ таких изменений.

I

ш

*

ш I ш

УДК 331.52 о;

Ключевые слова: авиационные перевозки, воздушный транспорт, авиационный персонал, состав и структура обучающихся, рынок труда авиационной сферы

The operation and development of transportation in line with the strategic development objectives set for the national economy requires numerous issues to be resolved, such as increasing investments in the modernization and development of transportation infrastructure, facilities, and resources.

Aim. This study determines the factors influencing the structural parameters of the labor market in the aviation sector.

Tasks. To reveal trends in the development of the air transportation market that determine structural changes in the aviation labor market; to examine foreign experiences in terms of the impact of industry-specific development factors on changes in the corresponding industry's labor market; to analyze trends in the development of the modern air transportation market; and to document factors of industrial development that determine changes in the aviation labor market.

Methods. This study uses general methods of scientific cognitionto examine the impact of factors influencing the development of air transportation market on the potential structural changes in the aviation sector's labor market with due regard to shifting demand.

Results. It has been proved that the air transportation infrastructure must be modernized as soon as possible. This is particularly true for flight safety systems, ground monitoring devices, and aircraft renovation. Such modernization will necessitate investments in repair equipment, software, navigation devices, and airport infrastructure. This trend will significantly impact the quality and structure of aviation personnel in the future. Research has shown a correlation between changes in the aviation-oriented labor market and factors that determine its development trends. Regular monitoring of transportation market changes and aircraft industry trends is necessary to track the determinants and limitations of air transportation development in the future. Furthermore, training programs must be customized for the labor market and air transportation market (considering aviation and airport infrastructure).

Conclusions. This study focused on organizing the air transportation development factors that determine the structure of the aviation labor market. The necessity of further elaborating on the aviation labor market's components that require structural changes is shown, and specific programs for such changes are described.

Keywords: air transportation, air transport, aviation staff, composition and structure of trainees, aviation labor market

Транспортная отрасль чутко реагирует на изменение экономической ситуации в регионе, стране и мире [1, с. 112]. Ее функционирование и развитие в соответствии со стратегическими задачами развития национальной экономики предполагают решение ряда проблем, таких как недостаточный уровень инвестиций на модернизацию и развитие материально-технической базы транспорта и транспортной инфраструктуры, недостаточная степень использования положительного

I ш

Ш <

Q_

С

>

<

<

Q_ С

Q_

О ш

> <с

США Эстония Швеция Франция

Финляндия Велокобритания Польша Германия Украина Таджикистан Молдова Киргизия Казахстан Беларусь Армения Азербайджан РФ

Ü 6,4

И 11,1

И 9,4

□ 8,1

И 9,9

: 8,6

И 7,8 U 8,1

: 6,7

3 4,7

И 6,1

И 7,2

: 8,з

D7.0

И 6,3

: 5,4

И 9,5

10

%

12

Рис. 1. Доля занятых в отрасли «Транспорт и связь» в экономиках ряда стран мира, % к общему количеству занятых [2]

эффекта самоорганизации рынка, отставание, а в ряде случаев и несоответствие правовых и законодательных норм реалиям рынка, вред, наносимый транспортом окружающей среде, высокий уровень аварийности на транспорте и др.

Решение указанных выше проблем потребует скорейшей модернизации инфраструктуры воздушного транспорта — систем безопасности полетов и средств наземного контроля, обновления воздушных судов, что повлечет за собой необходимость инвестирования в ремонтное оборудование и программное обеспечение, средства навигации, а также в инфраструктуру аэропортов. Данная тенденция окажет существенное влияние на качество и структуру авиационного персонала в будущем, что подтверждается уже происходящими на отраслевом рынке процессами. Исследование указанной проблемы должно затрагивать прогнозирование развития перевозок воздушным транспортом, сферу рынка вакансий и соответствующего отраслевого рынка труда, а также отраслевого рынка образования. Актуальность исследования подтверждается и высокой долей занятых в отрасли (рис. 1).

Оптимизации образования авиационного персонала, обучению информационной и экономической безопасности посвящен ряд публикаций в зарубежной и отечественной литературе. Обратимся к практическим разработкам компании Boeing. Исследования, проведенные ее специалистами, показали, что приоритетом обучения в странах Европы является ежегодный выпуск молодых специалистов для авиационной сферы (авиационных инженеров и техников) в количестве более 5000 человек, что соответствует растущему спросу. Но в настоящее время выпуск молодых специалистов в данном регионе обеспечивает лишь 50% прогнозируемой потребности.

Профессия пилота является достаточно востребованной. Однако каждая новая модель самолета предполагает максимальное снижение рабочей нагрузки

на пилота. Такая тенденция приводит к ситуации, характеризующейся тем, что авиационная техника становится более сложной в обслуживании, а провайдеры технического обслуживания вынуждены постоянно инвестировать в новых специалистов и повышать квалификацию персонала. Это в настоящее время является одним из факторов изменений на рынке труда в авиационной сфере, когда профессия пилота уступает первые строчки в рейтингах популярных и перспективных авиационных профессий специальности авиационного механика [3].

В современной литературе недостаточно глубоко исследуются подходы к проблеме организационных изменений рынка авиационного персонала в связи с развитием воздушных перевозок. Большая часть работ в области экономики и управления на воздушном транспорте основывается на анализе человеческих ресурсов, человеческого потенциала, мотивации и методов управления персоналом. Многие авторы (в частности, Л. Х. Никифорова) сосредоточены на вопросах мотивации персонала, которая, по их мнению, может решить большинство организационных вопросов развития отрасли [4]. В работе Р. С. Фадеева исследуются вопросы влияния человеческого фактора на авиационную безопасность [5]. Многие публикации (например, Ю. Н. Трофимова и А. В. Шмелькова) посвящены вопросам методики обучения авиационного персонала в современных условиях [6; 7 и др.]. Однако в них не рассматриваются возросшее влияние факторов внешней среды и современные тенденции развития отрасли.

Для адекватной оценки необходимо проведение обзора рынка авиационного персонала в его взаимосвязи с факторами развития отрасли. Данные о динамике авиационных перевозок пассажиров в России приведены на рис. 2. Начиная с 2000 г. количество авиапассажиров в нашей стране увеличилось на 313% [2].

м 100

0} и о ч ш

и

ч §

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

23

26

28

31 2 37

47

40

52

59

47

76

86

# # # # ^ ^ ^ ^ ^ <Л> «Л* ^

Год

> <с

Рис. 2. Динамика авиационных перевозок пассажиров в России в 2000-2014 гг. [2]

го 2013

I

2012 2011 2010 2009 2008 2005 2000 1992

И 1,2

: 1,2

И 1,2

и 1,1

: о,9

: 1,0

1 0,8

: о,8

0,2 0,4

0,6

0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,0

3 1,4

Млн т

1,2 1,4

1,6

Рис. 3. Динамика перевозок грузов воздушным транспортом в России в 1992-2013 гг. [2]

Финансирование научных исследований, развитая инфраструктура, стабильные внешнеэкономические связи и внутренний политический баланс приводят к повышению благосостояние граждан нашей страны, в результате чего возрастает спрос на услуги авиационной сферы. Однако, несмотря на явные предпосылки к активному развитию рынка, российская отрасль авиационных перевозок заметно отстает от показателей многих других стран и макрорегионов [8, с. 220].

Авиационные перевозки являются неотъемлемой частью деловой и частной жизни населения всех стран мира. Существует большое количество факторов, влияющих на изменения пассажиро- или грузопотоков. Некоторые их них зависят от конкретных географических особенностей, но многие носят универсальный характер. Одними из наиболее значимых факторов являются показатели уровня ВВП региона, характеризующие деловую активность и влияющие на уровень мобильности населения. Точная оценка реальной ситуации, четкий контроль над изменениями, а также прогноз основных тенденций являются приоритетными задачами для каждого участника рынка.

Анализ структуры грузооборота по видам транспорта свидетельствует о том, что грузовые перевозки воздушным транспортом составляют за период 4-4,9% грузооборота. В 2000-2005 гг. парк воздушных судов сократился с 6,5 до 5,5 тыс. ед., после чего начал увеличиваться, достигнув к 2014 г. 6,9 тыс. ед. Динамика перевозок грузов воздушным транспортом в России приведена на рис. 3.

Современное состояния и тенденции развития транспортной отрасли оказывают существенное влияние на рынок труда авиационного персонала и персонала аэропортов, обуславливая как количественные, так и структурные изменения. Сегодня мировая гражданская авиация представляет 57 млн рабочих мест, занятые на которых обеспечивают перевозки более 9,3 млн пассажиров в сутки. В России в гражданской авиации заняты более 650 тыс. специалистов, из них основной производственный состав авиационных предприятий (летный, кабинный, инженерно-технический персонал) составляет более 55 тыс. чел. [3].

В 2015 г. на фоне геополитических факторов, усиливших рост пассажиропотока на внутренних воздушных линиях и его структурные сдвиги в сторону внутренних воздушных перевозок, российские региональные рынки труда столкнулись с ростом потребности в специалистах (в отличие от лидирующих хабов) [Там же]. Планы авиаперевозчиков подверглись заметной корректировке в конце 2014 г., однако последствия сокращения рабочей силы авиаперевозчиков проявятся лишь в 2015 г. Возрастание конкуренции на рынке труда в 2014 г. расширили для работодателей возможности выбора среди тех специалистов, которые недавно были в дефиците.

Развитие самолетостроения, новых систем и средств обеспечения безопасности в аэропортах, развитие средств беспилотных перевозок, необходимость обеспечения информационной безопасности, потенциальные работы по отражению кибератак,

^ а также прочие факторы и тенденции развития ави-5 атранспортного комплекса позволяют сделать вывод | о необходимости изменений на отраслевом рынке ^ труда. Они будут способствовать адаптации рынка ^ и системы образования авиационного персонала 2 к быстроменяющимся потребностям отрасли. Плах нирование направлений оптимизации системы об-х разования определяется изменениями на рынке ави-ш атранспортных услуг.

ш Структурные изменения предполагают форми-£ рование новых подходов к прогнозированию и пла-> нированию пропорций персонала на рынке труда, 2 соответствующего современным требованиям предик приятий отрасли, адекватных характеру изменений < внешней среды. Последние сопровождаются коррек-i= тировкой либо радикальным преобразованием при-^ вычных шаблонов действий, традиционных способов х принятия решений, которые становятся препятствием о в адаптации рыночного механизма, частью которого является рынок труда, к темпам и направлениям рыночных изменений и факторам внешней среды.

Современные тенденции развития воздушного транспорта обуславливают необходимость организационных изменений рынка авиационного персонала для более адекватного реагирования на прогнозируемые потребности в кадрах, их индивидуальных характеристиках, уровне качества и образования. Для проведения необходимых изменений рынка труда авиационного персонала необходимо учитывать экономику современного рынка авиаперевозок и аэропортовой инфраструктуры, проводить регулярный мониторинг вакансий и прогнозировать изменения в качестве и уровне образования будущих сотрудников авиакомпаний и аэропортов.

В 2014 г. многие крупные авиационные предприятия приняли внутренние программы оптимизации издержек, включающие сокращение персонала. В 2015 г. некоторые региональные рынки труда стали более привлекательными для соискателей рабочих мест, чем предприятия Московского авиаузла (МАУ) [Там же]. Интенсивный рост региональной авиации усилил спрос в регионах и повысил требования к мобильности персонала. Большинство авиационных специалистов работает в МАУ, однако на фоне роста потребности в авиационном персонале в регионах отраслевой рынок труда показал готовность соискателей к переезду.

Данные тенденции оказывают существенное влияние на структурные изменения и динамику численности авиационного персонала. Так как динамика авиационных перевозок характеризуется чередующимися взлетами и провалами, изменениями в структуре перевозок (на внутренних воздушных линиях и в международном сообщении), они отражаются и на рынке труда авиационной сферы. Для своевременного обеспечения авиационного бизнеса квалифицированным персоналом в необходимом количестве, а также по составу требуемых профессий и компетенций образовательные учреждения должны осуществлять прогнозирование в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе требуемого состава и количества специалистов отрасли. Таким образом, прослеживается связь между развитием транспортного комплекса, рынка труда и рынка образования в авиационной сфере.

Для соответствия стратегическим ориентирам развития отрасли рынок труда должен вносить изменения в свою деятельность. В первую очередь, необходим постоянный мониторинг основных факторов и параметров, оказывающих влияние на развитие отрасли.

Под «фактором» (от латинского factor — делающий, производящий) в науке понимают причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные черты. Принятие решения всегда основано на анализе, исследовании факторов, которые могут оказать и положительное, и негативное воздействие на осуществление принимаемого решения. Особое значение этот процесс имеет с экономической точки зрения, поскольку он позволяет заранее проанализировать возможные варианты развития событий и разработать мероприятия по устранению рисков и убытков. Множественность связей отрасли воздушного транспорта внутри экономики обуславливает разнообразие факторов, детерминирующих ее развитие и оказывающих существенное воздействие на рынок труда.

Кроме общепринятого деления факторов на внешние и внутренние, макро- и микроэкономические воспользуемся следующей классификацией факторов, определяющих будущее развитие авиационной сферы деятельности и связанного с ней рынка труда:

• факторы состояния и развития воздушного транспорта, оказывающие влияние на профессиональный состав и структуру персонала в отрасли;

• факторы состояния и развития воздушного транспорта, определяющие численность авиационного персонала;

• факторы состояния и развития воздушного транспорта, влияющие на качественный уровень персонала;

• факторы состояния и развития воздушного транспорта, определяющие мобильность персонала и его распределение в разрезе региональных рынков труда.

Распределение факторов по группам представлено в табл. 1.

Таким образом, мы провели систематизацию факторов развития авиационных перевозок, которые определяют структуру и пропорции рынка труда авиационного персонала. В дальнейшем исследовании представляется необходимой дальнейшая детализация элементов рынка труда отрасли, анализ организационных изменений и разработка программы их осуществления.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о зависимости изменений рынка труда авиационной сферы от факторов, определяющих тенденции его развития. Для учета факторов и ограничений развития авиатранспортного комплекса в будущем необходимы регулярный мониторинг изменений транспортного рынка, тенденций в авиастроительной сфере и адаптация образовательных программ в соответствии с требованиями рынков труда и воздушного транспорта (с учетом авиационной и аэропортовой инфраструктуры).

Изложенные материалы представляют собой начальный этап исследования влияния экономических показателей развития отрасли авиационных перевозок на структуру авиационного персонала. Они могут использовать для дальнейшей детализации рынка авиационного персонала и разработки классификации факторов, оказывающих влияние на структурные изменения персонала аэропортов и авиакомпаний в России.

Литература

1. Будрина Е. В., Бородулина С. А., Логинова Н. А., Рогавиче-не Л. И., Табачникова Е. В. Экономика транспорта: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 366 с.

Таблица 1 <

Факторы, оказывающие влияние на параметры рынка авиационного персонала в РФ ш

Факторы, определяющие состав и структуру авиационного персонала Факторы, определяющие численность авиационного персонала Факторы, влияющие на качественный уровень персонала Факторы, определяющие мобильность персонала и его распределение в разрезе региональных рынков труда

Факторы глобального характера

Развитие мировой авиации и самолетостроения Состояние мировой экономики, геополитика Развитие мировой авиации и самолетостроения Состояние мировой экономики, геополитика

Факторы регионального характера

Внутренняя институциональная среда, бюджетная политика, внедрение инноваций, социально-экономический климат в регионе Бизнес-климат, объемы производства в основных грузообразующих отраслях, уровень жизни в регионе, освоение новых территорий Внутренняя институциональная среда, внедрение инноваций, модернизация авиационной техники, оборудования, ИТ Бизнес-климат, состояние материально-технической базы (в части аэропортовых предприятий), объемы экспортно-импортных операций, освоение новых территорий

Факторы, определяемые предприятиями авиационной сферы и аэропортового бизнеса

Состояние материально-технической базы, достаточность ресурсов и инвестиций, отлажен-ность связей между подразделениями Состояние парка транспортных средств, путей сообщения, складов и терминалов, диспетчерских систем, подвижность населения Технологии, состав и состояние техники, уровень обновления и модернизации авиационной техники и пр. Технологии управления персоналом, организационная и трудовая дисциплина, факторы мотивации и стимулирования труда, социальные факторы региона и предприятий

2. Официальная статистика: транспорт и связь // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/transport/.

3. Обзор рынка труда авиатранспортной отрасли. Данные кадрового агентства Авиаперсонал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aviapersonal.com/#!analytics-of-labour-market/czu0.

4. Никифорова Л. Х. Методологические основы групповой мотивации персонала российских авиапредприятий в условиях становления рыночных отношений: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 1999. 174 с.

5. Фадеев Р. С. Методы оценки и прогнозирования уровня авиационной безопасности аэропорта в границах влияния человеческого фактора: Автореф. дисс. ... канд. техн. наук. М., 2008. 19 с.

6. Трофимов Ю. Н. Повышение качества подготовки специалистов гражданской авиации в условиях учебно-научного комплекса: Дисс. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2003. 249 c.

7. Шмельков А. В. Квалиметрическое моделирование результатов профессиональной подготовки авиационного персонала и управление ими в системе «Университет — колледж — авиапредприятие»: Автореф. дисс. ... канд. техн.наук. М., 2007. 22 с.

8. Серёмина Р. Н. Особенности формирования российского рынка авиаперевозок // Инновационная экономика: Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. 230 с.

References

1. Budrina E. V., Borodulina S. A., Loginova N. A., Rogaviche-ne L. I., Tabachnikova E. V. Ekonomika transporta [Transport economics]. Moscow, Yurayt Publ., 2015. 366 p.

2. Official statistics: Transport and communications. Official website of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/enterprise/transport/. (in Russ.).

3. Overview of the labor market of the air transport industry. Data of the Recruitment Agency Aviapersonal. Available at: http://www. aviapersonal.com/#!analytics-of-labour-market/czu0. (in Russ.).

4. Nikiforova L. Kh. Metodologicheskie osnovy gruppovoy mo-tivatsii personala rossiyskikh aviapredpriyatiy v usloviyakh stanovleniya rynochnykh otnosheniy. Diss. kand. ekon. nauk [Methodological bases of a group motivation of Russian enterprises staff in the conditions of market relations. Diss. cand. econ. sci.]. Moscow, 1999. 174 p.

5. Fadeev R. S. Metody otsenki i prognozirovaniya urovnya aviatsionnoy bezopasnosti aeroporta v granitsakh vliyaniya chelovecheskogo faktora. Diss. kand. ekon. nauk. Avtoref. [Methods of assessing and forecasting the level of aviation safety of the airport within the boundaries of the human factor. Diss. cand. econ. sci. Synopsis]. Moscow, 2008. 19 p.

6. Trofimov Yu. N. Povyshenie kachestva podgotovki spetsialis-tov grazhdanskoy aviatsii v usloviyakh uchebno-nauchnogo kompleksa. Diss. kand. ped. nauk [Improving the quality of training of civil aviation specialists in educational and scientific complex. Diss. cand. ped. sci.]. Novosibirsk, 2003. 249 p.

7. Shmel'kov A. V. Kvalimetricheskoe modelirovanie rezul'tatov professional'noy podgotovki aviatsionnogo personala i up-ravlenie imi vsisteme "Universitet-kolledzh-aviapredpriyatie". Diss. kand. tekh. nauk. Avtoref. [Qualimetric modeling of the results of training and management of aviation personnel in the system "University-College-Airline". Diss. cand. tech. sci. Synopsis]. Moscow, 2007. 22 p.

8. Seremina R. N. Osobennosti formirovaniya rossiyskogo rynka aviaperevozok [Features of formation of Russian air transportation market]. Innovatsionnaya ekonomika. Mat. mezhdunar. nauch. konf., Kazan', oktyabr' 2014 [Innovative economy. Proc. int. sci. conf., Kazan', October 2014]. Kazan', Buk Publ., 2014. 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.