Научная статья на тему 'Факторы, обеспечивающие взаимодействие воздушного транспорта с сопряженными рынками в авиатранспортном секторе'

Факторы, обеспечивающие взаимодействие воздушного транспорта с сопряженными рынками в авиатранспортном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / МЕЖРЫНОЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖРЫНОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЫНОК ТРУДА / ГРАНИЦЫ РЫНКОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ / FACTORS / AIR TRANSPORT / CIVIL AVIATION / INTERMARKET INTERACTIONS INTERMARKET SPACE / LABOR MARKET / MARKET BORDERS / CLASSIFICATION OF FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михальчевский Ю. Ю.

В статье обосновано, что взаимодействие субъектов в рамках общего пространства может быть эффективно организовано при помощи механизма, который упорядочивает деятельность каждой из сторон, а также определит их сбалансированное и устойчивое развитие благодаря заблаговременному учету факторов, влияющих на динамику и траекторию общего пространства функционирования. Особенностью разработки механизма межрыночного взаимодействия в исследовании является то, что в основе исследования происходит описание межрыночного пространства, включающего в себя четыре взаимосвязанных рынка: рынка авиатранспортного сектора экономики, рынка инноваций для сферы воздушных перевозок, рынка образовательных услуг и рынка труда авиационного персонала. В статье показано, что существует большое число экзогенных и эндогенных факторов, влияющих на функционирование взаимосвязанных рынков в рамках межрыночного пространства, которые автором классифицированы и систематизированы по группам и по сферам межрыночного взаимодействия, а также описаны с учетом выделенных границ рынков-элементов пространства взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михальчевский Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THAT ENSURE THE INTERACTION OF AIR TRANSPORT MARKETS WITH CONJUGATED IN THE AIR TRANSPORT SECTOR

The article substantiates that the interaction of entities within the overall space can be efficiently organized. It is necessary to use the mechanism ordering activity of each of the parties. It will also determine their balanced and sustainable development through advance accounting of factors affecting to the dynamics and functioning of the common space. The main peculiarity of the inter-market interaction mechanism development in our study is the description of intermarket space which includes 4 markets: the market of the air transport sector, the innovation market for air transport, the education market and the labor market of aviation personnel. The article shows a lot of exogenous and endogenous factors that influence to interconnected markets. Author categorizes and organizes this factors in groups and areas of intermarket interactions. The factors are also described by the effect on the market borders in the interaction space.

Текст научной работы на тему «Факторы, обеспечивающие взаимодействие воздушного транспорта с сопряженными рынками в авиатранспортном секторе»

системы России (2010-2020 годы)»[9], предполагающей повышение транспортной подвижности населения, важнейшего целевого показателя программы, в 1,6 раза к уровню 2011 года до 4,9 в 2020 г., наблюдается устойчивое снижение спроса на перевозки транспортом общего пользования, в том числе железнодорожным транспортом. На фоне возрастания межвидовой конкуренции на транспортном рынке РФ это предъявляет повышенные требования к комплексной работе по повышению качества транспортного обслуживания, как одного из ключевых факторов повышения транспортной подвижности, на основе формирования научно обоснованной системы управления качеством пассажирских перевозок.

Литература:

1. Васильев, В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007. - 117 с.

2. Елисеева, И.И. Социология / И.И. Елисеева. - М.: ЭКОС, 2003. - 656 с.

3. Иванова, Е.А. Роль и направления совершенствования качества пассажирских железнодорожных перевозок в России. // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический

суверенитет. Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Сб. трудов. - М.: Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов, 2015. С. 121-122.

4. Самойлов Д. С. Подвижность населения // Городской транспорт. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1983. — С. 161 — 164. — 384 с

5. Транспортный маркетинг. Учебник для вузов / Галабурда В.Г., Бубнова Г.В., Иванова Е.А. / Под общей редакцией доктора экономических наук, проф. В.Г. Галабурды М.: УМЦ «Маршрут», 2011. - 456 с.

6. Мировой атлас данных. Режим доступа: http://knoema.ru/atlas/ Великобритания/Количество-прибывших

7. Официальный сайт Британской регулирующей организации OfficeofRailandRoad. Режим доступа: http://orr.gov.uk/

8. Официальный сайт Правительства Великобритании. Статистический отчет. Transport Statistics Great Britain: 2012 Ес1йюп.Режимдо-ступа: https://www.gov.uk/government/statistical-data-sets/tsgb10

9. Официальный сайт Министерства Транспорта Российской Федерации http://www.mintrans.ru/activity/detail.php?SECTION_ ID=204

УДК 338

ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОЗДУШНОГО

ТРАНСПОРТА С СОПРЯЖЕННЫМИ РЫНКАМИ В АВИАТРАНСПОРТНОМ

СЕКТОРЕ

Михальчевский Ю.Ю., к.т.н., доцент, проректор по международной деятельности и АУЦ СПбГУГА, e-mail: [email protected]

В статье обосновано, что взаимодействие субъектов в рамках общего пространства может быть эффективно организовано при помощи механизма, который упорядочивает деятельность каждой из сторон, а также определит их сбалансированное и устойчивое развитие благодаря заблаговременному учету факторов, влияющих на динамику и траекторию общего пространства функционирования. Особенностью разработки механизма межрыночного взаимодействия в исследовании является то, что в основе исследования происходит описание межрыночного пространства, включающего в себя четыре взаимосвязанных рынка: рынка авиатранспортного сектора экономики, рынка инноваций для сферы воздушных перевозок, рынка образовательных услуг и рынка труда авиационного персонала. В статье показано, что существует большое число экзогенных и эндогенных факторов, влияющих на функционирование взаимосвязанных рынков в рамках межрыночного пространства, которые автором классифицированы и систематизированы по группам и по сферам межрыночного взаимодействия, а также описаны с учетом выделенных границ рынков-элементов пространства взаимодействия.

Ключевые слова: факторы взаимодействия, воздушный транспорт, гражданская авиация, межрыночное взаимодействие, межрыночное пространство, рынок труда, границы рынков, классификация факторов.

FACTORS THAT ENSURE THE INTERACTION OF AIR TRANSPORT MARKETS WITH CONJUGATED IN THE AIR TRANSPORT SECTOR

Mikhalchevsky Y., Ph.D., assistant professor, vice-rector for International Relations, SPbGUGA, e-mail: [email protected]

The article substantiates that the interaction of entities within the overall space can be efficiently organized. It is necessary to use the mechanism ordering activity of each of the parties. It will also determine their balanced and sustainable development through advance accounting of factors affecting to the dynamics and functioning of the common space. The main peculiarity of the inter-market interaction mechanism development in our study - is the description of intermarket space which includes 4 markets: the market of the air transport sector, the innovation market for air transport, the education market and the labor market of aviation personnel. The article shows a lot of exogenous and endogenous factors that influence to interconnected markets. Author categorizes and organizes this factors in groups and areas of intermarket interactions. The factors are also described by the effect on the market borders in the interaction space.

Keywords: factors, air transport, civil aviation, intermarket interactions intermarket space, labor market, market borders, classification of factors.

Исследование теории и практики взаимодействий позволяет утверждать, что взаимодействие субъектов в рамках общего пространства может быть эффективно организовано при помощи механизма, который упорядочивает деятельность каждой из сторон, а также определит их сбалансированное и устойчивое развитие [1]. Значимость взаимодействия рынков, а также особенности функционирования авиатранспортного сектора (АТС) экономики вызывают необходимость разработки и описания механизма межрыночного взаимодействия, а также определение границ и целевых параметров пространства функционирования смежных рынков. Особенностью разработки механизма межрыночного взаимодействия в нашем исследовании является то, что в основе исследования происходит описание межрыночного пространства, включающего в себя четыре взаимосвязанных рынка: рынка авиатранспортного сектора экономики (РАТС), рынка инноваций для сферы воздушных перевозок (РИ), рынка образовательных услуг (РО) и рынка труда авиационного

персонала (РТ). Причем в рамках каждого рынка существуют свои элементы: структура, границы и целевые показатели.

Как показало выполненное нами исследование, в современной литературе недостаточно глубоко исследуются подходы к необходимости организационных изменений связанных рынков (труда и образования) на фоне инновационного развития отраслей. Большая часть работ в области экономики и управления на воздушном транспорте основывается на анализе человеческих ресурсов, человеческого потенциала, мотивации и методов управления персоналом. Многие авторы, такие как Никифорова Л. Х. [2,с.127] и др. сосредоточены на вопросах мотивации персонала, которая, по их мнению, может решить большинство организационных вопросов развития отрасли. Так, в работе Фадеева Р.С. [3,с.104] и прочих авторов исследуются вопросы влияния человеческого фактора на авиационную безопасность. Многие работы, к примеру, авторов Трофимова Ю. Н., Шмелькова А. В. [4,5 и др.] посвящены вопросам

104 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 5 2016 |

Таблица 1. Эндогенные факторы, определяющие межрыночное пространство взаимодействия в АТС

л а о 12 сз © Описание фактора

Группа t - технические и технологические

Ориентация на развитие инновационных технологий

Потребность рынка в развитии новых видов услуг

Качество научно-технического потенциала

Развитость инновационной инфраструктуры

Тенденции развития отрасли АТС

Степень развития материально-технической базы отрасли

Состояние основных производственных фондов отрасли

Уровень и качество оснащения рабочих мест

9 Степень использования технологического оборудования отрасли

Группа о - организационные

о1 Качество внутренней среды,состояние менеджмента на предприятиях отрасли

Способность (восприимчивость) отрасли к инновациям

Наличие кадрового потенциала

о4 Уровень организации труда, производства и управления

о5 Степень прогрессивности форм организации труда, производства и управления

об Качество управленческой культуры, ценности и традиции в отрасли

о7 Динамика интеграционных процессов

Группа е - экономические

е1 Наличие финансовых ресурсов (объем, доступность, цена)

е2 Наличие материальных ресурсов (объем, доступность, цена)

ез Наличие трудовых ресурсов (объем, доступность, цена, компетенции)

е4 Наличие благоприятного инновационного капитала

е5 Уровень инвестиционной и инновационной активности

еб Уровень оплаты труда

е7 Факторы обеспечения условий труда: степень травматизма, наличие профессиональных заболеваний, санитарно-гигиенические условия труда

е8 Степень мотивации занятости

е9 Темпы роста экономики

ею Темпы роста НТП

методики обучения авиационного персонала в современных условиях, однако, они не рассматривают возросшего влияния факторов внешней среды на динамику развития отрасли и ее современных тенденции. Очевидно, что современные тенденции воздушного транспорта приводят к необходимости организационных изменений рынка авиационного персонала для наиболее адекватного реагирования на прогнозируемые потребности в кадрах, их индивидуальных характеристиках, уровне качества и образования. Для введения необходимых изменений рынков труда и образования в гражданской авиации необходимо учитывать экономику современного рынка авиаперевозок и аэропортовой инфраструктуры, проводить регулярный мониторинг вакансий и прогнозировать изменения в качестве и уровне образования будущих сотрудников авиакомпаний и аэропортов.

Обзор рынков, проведенный нами ранее [6,7 и др.], выявил следующие тенденции и особенности в отрасли: наличие внутренних программ оптимизации издержек крупных авиакомпаний за счет сокращения персонала; большую привлекательность части региональных рынков труда для соискателей работы в сравнении с предприятиями Московского авиаузла (МАУ) [8]; возросшие в регионах спрос и требования к мобильности персонала на фоне роста региональной авиации; готовность соискателей рынка труда авиационного персонала к переезду на фоне роста потребности отрасли в специалистах в регионах. Указанные тенденции оказывают существенное влияние на структурные изменения и динамику численности авиационного персонала.

Так как динамика авиационных перевозок характеризуется

Таблица 2 - Экзогенные факторы, определяющие межрыночное пространство взаимодействия в АТС

л р о окт а © Описание фактора

Группа б - социальные и макроэкономические (региональные)

81 Социально-экономическая ситуация в стране

82 Наличие и возможности конкурентов

Уровень налогообложения

84 Уровень миграции работников (готовность, степень рабочей миграции)

85 Качество системы образования

86 Требования (потребности) рынка, потребителей, емкость рынка

87 Состояние гендерно-возрастной структуры персонала

Уровень доходов населения (в т.ч. в регионе, отрасли)

89 Уровень развития социальной инфраструктуры: образование, здравоохранение

Группа § - геополитические

§1 Уровень развития глобализационных процессов в отрасли

§2 Уровень вхождения услуг отрасли на зарубежные рынки сбыта

Уровень доступности ресурсов зарубежных поставщиков

§4 Степень соответствия качественным параметрам в международной конкуренции

§5 Степень ориентированности на внешние рынки сбыта

§6 Уровень развития отрасли в мире

Группа г - регулирование

Г1 Отраслевые условия найма, режима труда и отдыха, соблюдения прав

Г2 Адекватность законодательства, наличие нормативно-правовых актов

Г, Степень государственного участия

Г4 Наличие государственной инновационной политики

г5 Наличие программ ГЧП в отрасли

чередующимися взлетами и провалами, изменениями в структуре перевозок (на внутренних воздушных линиях и в международном сообщении), соответственно, данные изменения характерны и для рынка труда авиационной сферы. Однако, для своевременного обеспечения авиационного бизнеса квалифицированным персоналом в необходимом количестве, а также по составу требуемых профессий и компетенций, рынок образования должен осуществлять прогнозирование в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе требуемого состава и количества специалистов отрасли. Таким образом, прослеживается связь между развитием транспортного комплекса, рынка труда и рынка образования в авиационной сфере. В первую очередь, необходим постоянный мониторинг основных факторов и параметров, оказывающих влияние на развитие отрасли.

На наш взгляд, существует большое число экзогенных и эндогенных факторов, влияющих на функционирование взаимосвязанных рынков в рамках межрыночного пространства. На рис.1 нами сделана попытка отразить влияние различного вида факторов на рынки труда, образования, рынок АТС и рынок инноваций с учетом особенностей их взаимодействия в рамках общего пространства. Описание факторов, имеющих экзогенный и эндогенный характер, которые следует относить к различным группам, представлено в табл.1, 2. Причем к областям межрыночного взаимодействия отнесем следующие сферы:

1-Функционирование субъектов АТС в спектре исследуемых задач;

2-Функционирование рынка труда в условиях инновационного развития пространства взаимодействия;

3-Функционирование рынка образовательных услуг на фоне инновационного развития отрасли;

4-Функционирование рынка инноваций (в т.ч. авиационной промышленности) в условиях наличия потребностей и государственных ориентиров на ускоренную модернизацию и усиление инновационной активности в АТС.

ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №5 2016 | 105

Эндогенные факторы

технические и технологические 1 организационные 1 экономические

Рис. 1. Факторы, определяющие развитие межрыночного пространства в АТС

Степень влияния указанных факторов может быть определена, на наш взгляд, по результатам экспертных опросов, в виде балльной либо вероятностной оценок, а также в виде описания присутствия либо отсутствия влияния указанного фактора на ту или иную область межрыночного взаимодействия в АТС: 1,2,3 или 4, согласно рис.1.

Факторы, оказывающие влияние на области межрыночного взаимодействия, а, следовательно, и формирующие траекторию развития межрыночного пространства, приведены в табл.3.

Кроме общепринятого деления факторов на экзогенные и эндогенные (внешние и внутренние), макро и микроэкономические факторы, воспользуемся следующей классификацией факторов, определяющих будущее развитие авиационной сферы деятельности и связанного с ней рынка труда: факторы состояния и развития воздушного транспорта, оказывающие влияние на профессиональный состав и структуру персонала в отрасли; факторы состояния и развития воздушного транспорта, определяющие численность авиационного персонала; факторы состояния и развития воздушного транспорта, влияющие на качественный уровень персонала; факторы состояния и развития воздушного транспорта, определяющие мобильность персонала и его распределение в разрезе региональных рынков труда. Систематизация факторов по группам и по сферам межрыночного взаимодействия визуально представлена на рис.2.

Распределение факторов по группам представлено в таблице 4.

Очевидно, что существует большое число различных факторов, формирующих конфигурации межрыночного пространства ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

следуемых рынков в сфере воздушного транспорта. Также, на наш взгляд, факторы могут оказывать серьезное влияние на входные и выходные параметры связанных рынков, а также на инструментарий и параметры управления рынков. Проводя классификацию факторов, необходимо иметь в виду, что ряд факторов в межрыночном пространстве возникает на векторе выходных параметров одного из связанных рынков, что может потом проявиться в виде определяющего влияния на входы другого.

В связи с этим мы постарались описать факторное влияние его путем идентификации и классификации с учетом задаваемых границ каждого из рынков, входящих в общее связанное пространство. В данном случае, по нашему мнению, можно использовать графическую интерпретацию, применяемую для наглядности в процессных методах управления, где под макропроцессом мы будем понимать функционирование каждого из связанных рынков в пределах межрыночного пространства. При использовании этой идеологии, общий вид границ рынков и описание направленности влияния факторов (Ф) будут заданы следующими параметрами (рис. 3).

Детализация факторов, определяющих конфигурацию межрыночного пространства представлена в табл. 5. Таблица показывает, что в наибольшей мере выделенные нами факторы оказывают влияние на выходные параметры взаимосвязанных рынков, а также на сектор «инструменты» (ресурсы рынка), который, как правило состоит из элементов технологии, используемой для производство основного продукта материально - технической базы, а также за-

Таблица 3 - Факторы, формирующие траекторию развития межрыночного пространства

Факторы Сфера 1 Сфера 2 Сфера 3 Сфера 4 Цвет на графике

Группа 1 1,2,3,4,5,6,7,8,9 2,5 1,2,3,4,5,6,7,8 1,5,6,8 Синий

Группа о 1,2,3,4,5,6,7 1,3 1,2,3,4,7 1,2 Красный

Группа е 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 3,6,8,9 1,2,3,4,5,9,10 1,6,8,9 Желтый

Группа б 1,2,3,4,5,6,7 1,5,7,8,9 1,2,6 1,7,8 Бордовый

Группа § 1,2,3,4,5,6 3,5,6 1,3,4 4,6 Черный

Группа Г 1,2,3,4 1,2,3 2,3,4,5 1,2,3 серый

106 ТЯАШРОЯТ БиЗШЕББ Ш ЯШВТА | 5 2016 |

О

0,15

0,05

сфера 1

-о^а

-015

-0,05

-0,05

-0,1 Б

» О

г

0,05

0,15

0,25

ось«

Рис. 2. Систематизация факторов по группам

сфера 2

и по сферам межрыночного взаимодействия

действованного в процессе функционирования рынков персонала. Для учета факторов и ограничений развития АТС в будущем необ-Это значит, что при управлении процессами в рамках межрыночного ходим регулярный мониторинг происходящих изменений транспортного пространства необходима оптимизация работы тех сфер и параме- рынка, тенденций в авиастроительной сфере и адаптация образователь-тров, которые активно подвергаются воздействию факторов, для ных программ под требования двух рынков: труда и воздушного трансдостижения общего эффекта в АТС. порта (с учетом авиационной и аэропортовой инфраструктуры).

Рис.3. Схема влияния факторов на границы взаимосвязанных рынков Таблица 4. Факторы оказывающие влияние на параметры рынка авиационного персонала в РФ

факторы, определяющие состав и структуру авиационного персонала факторы, определяющие численность авиационного персонала факторы, влияющие на качественный уровень персонала факторы, определяющие мобильность персонала и его распределение в разрезе региональных рынков труда

Факторы глобального характера

развитие мировой авиации и самолетостроения состояние мировой экономики, геополитика развитие мировой авиации и самолетостроения состояние мировой экономики, геополитика

Факторы регионального характера

внутренняя институциональная среда, бюджетная политика, внедрение инноваций, социально-экономический климат в регионе бизнес-климат, объемы производства в основных грузообразующих отраслях, уровень жизни в регионе, освоение новых территорий внутренняя институциональная среда, внедрение инноваций, модернизация авиационной техники, оборудования, ИТ бизнес-климат, состояние материально-технической базы (в части аэропортовых предприятий), объемы экспортно-импортных операций, освоение новых территорий

Факторы, определяемые предприятиями авиационной сферы и аэропортового бизнеса

состояние материально- технической базы, достаточность ресурсов и инвестиций, отлаженность связей между подразделениями состояние парка транспортных средств, путей сообщения, складов и терминалов, систем диспетчирования, подвижность населения Технологии, состав и состояние техники, уровень обновления и модернизации авиационной техники и пр. технологии управления персоналом, организационная и трудовая дисциплина, факторы мотивации и стимулирования труда, социальные факторы региона и предприятий

ТЯАШРОЯТ ВиЗШЕББ Ш ЯШВТА | №5 2016 | 107

Таблица 5 - Детализация факторного влияния ^ ; о; я; е ; g ; г) на взаимосвязанных рынках в АТС

Факторы На входе На выходе В секторе «инструменты» В секторе «управление»

РАТС

Группа 1 2 1,2 1,2,6,7,8,9 2

Группа o 1,3,4,5,6 1,4,5

Группа е 2 2,3,5,6,7,8 1

Группа б 1,2,6,8 4,5,7 3

Группа § 1,6 1,2,4,5 1,3

Группа Г 1 2

РТ

Группа 1 5 2 7

Группа o 3 1 4,5

Группа е 3,6,7,8,9,10 8,7

Группа б 1,4,5,8 1,5,6,7,8,9 6

Группа § 1,3 5

Группа Г 1,2

РО

Группа 1 5 2,8 6,8 1

Группа o 2,7 1,3,4,5,6 4,5,7

Группа е 2,6,7,9 1,7,8

Группа б 1,2,4,7,8 2,5,6,9 2,6 3

Группа § 3 1,2,4,5

Группа Г 1 1 2

РИ

Группа 1 1,5 1,2 1,3,4,6,7,8,9 1

Группа o 2,7 1,3,4,5,6 1,4,5

Группа е 1,2,3,6,9,10 1,2,3,4,5

Группа б 1 1,2,6 4,5,7 3

Группа § 6 1,2,3,4,5 3

Группа Г 1 2,3,4,5

Для соответствия стратегическим целям развития отрасли взаимосвязанные рынки должны вносить изменения в свою деятельность.

Таким образом, в данном исследовании сделан акцент на систематизацию факторов развития авиационных перевозок, которые определяют структуру и пропорции рынка труда, образования и инноваций. В дельнейшем исследовании представляется необходимой дальнейшая детализация элементов взаимосвязанных рынков отрасли, которые должны быть подвергнуты организационным изменениям, а также конкретизация программ таких изменений.

Литература:

1. Будрин А.Г. Теория и методология рыночного взаимодействия предприятий на основе концепции маркетинга отношений. - Дис... д-ра экон. наук. - СПб. 2008. 351с.

2. Никифорова Л. Х. Методологические основы групповой мотивации персонала российских авиапредприятий в условиях становления рыночных отношений: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 1999. 174 с.

3. Фадеев Р.С. Методы оценки и прогнозирования уровня авиа-

ционной безопасности аэропорта в границах влияния человеческого фактора : Автореферат дисс ... канд. техн. наук : 05.02.22 Москва, 2008, 18с

4. Трофимов Ю.Н. Повышение качества подготовки специалистов гражданской авиации в условиях учебно-научного комплекса. Дис.. .д-ра пед.наук. - Новосибирск, 2003 - 262 с.

5. Шмельков А.В. Квалиметрическое моделирование результатов профессиональной подготовки авиационного персонала и управление ими в системе «Университет-колледж-авиапредприятие» : Автореферат дисс. ... канд.техн.наук : 05.13.10.- Москва, 2007.- 22 с.

6. Михальчевский Ю.Ю. Систематизация факторов развития воздушного транспорта, вызывающих изменение требований к отраслевому рынку труда // Символ науки, 2016 - №1-1(13), с.146-147.

7. Михальчевский Ю.Ю. Исследование факторов, определяющих необходимость структурных изменений на рынке труда авиационной сферы // Экономика и управление. 2015. № 12 (122). С. 35-39.

8. Обзор рынка труда авиатранспортной отрасли. Данные кадрового агентства Авиаперсонал. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.aviapersonal.eom/#ianalytics-of-labour-marke1:/ сш0

108 ТКАШРОЮТ БШШЕББ Ш ЮШБТА | 5 2016 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.