Научная статья на тему 'Моделирование реализации образовательных программ в сетевой форме взаимодействия'

Моделирование реализации образовательных программ в сетевой форме взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевое взаимодействие / образовательная программа / сетевой партнер / базовый партнер / учебный модуль / дистанционные технологии обучения / network interaction / educational program / network partner / basic partner / training module / distance learning technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Н. Унсович, В. В. Климук

Сетевое взаимодействие между учреждениями образования выступает механизмом реализации совместного ресурсного потенциала. Авторами представлен опыт поэтапной разработки учебного плана по образовательной программе I ступени высшего образования на основе формирования учебных модулей и использования технологии дистанционного обучения. Предложенные теоретические модели сетевого взаимодействия обусловливают рост конкурентоспособности каждого сетевого партнера за счет признания каждым из них своих преимуществ, мобилизации кадрового, материально-технического, учебно-методического, научного потенциалов. Результаты практической апробации данных моделей предполагается отразить в последующих исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Н. Унсович, В. В. Климук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF REALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE NETWORK FORM OF INTERACTION

Networking between educational institutions is a mechanism for implementing joint resource potential. The authors presented an example of a step-by-step development of the curriculum for the educational program of the first stage of higher education on the basis of the formation of training modules and the use of distance learning technology. The proposed model of network interaction determines the growth of competitiveness of each network partner by offering each of them their advantages, mobilization of personnel, material, technical, educational, methodological and scientific potentials.

Текст научной работы на тему «Моделирование реализации образовательных программ в сетевой форме взаимодействия»

УДК 378.145; 378.147; 378.14.015.62

А. Н. Унсович1, В. В. Климук2 1 Кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор, Учреждение образования «Барановичский государственный университет», г. Барановичи, Республика Беларусь Кандидат экономических наук, проректор по научной работе, Учреждение образования «Барановичский государственный университет», г. Барановичи, Республика Беларусь

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Сетевое взаимодействие между учреждениями образования выступает механизмом реализации совместного ресурсного потенциала. Авторами представлен опыт поэтапной разработки учебного плана по образовательной программе I ступени высшего образования на основе формирования учебных модулей и использования технологии дистанционного обучения. Предложенные теоретические модели сетевого взаимодействия обусловливают рост конкурентоспособности каждого сетевого партнера за счет признания каждым из них своих преимуществ, мобилизации кадрового, материально-технического, учебно-методического, научного потенциалов. Результаты практической апробации данных моделей предполагается отразить в последующих исследованиях.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательная программа, сетевой партнер, базовый партнер, учебный модуль, дистанционные технологии обучения.

Введение

Относительно новое явление для учреждений высшего образования Республики Беларусь -реализация образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия. Обусловлено это тем, что не разработаны подходы, отсутствуют четкие нормативно-правовые рекомендации, не определены теоретико-методологические основы и требования к организации образовательного процесса в сетевой форме. Сетевая форма реализации образовательных программ представляет собой освоение обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких учреждений образования (организаций, реализующих образовательные программы высшего образования) и иных организаций, в том числе иностранных, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления видов образовательной деятельности, предусмотренных соответствующими образовательными стандартами [1], [2]. Основной целью такого взаимодействия является интеграция учебного, научного, кадрового, материально-технического и инновационного потенциала учреждений образования и организаций для повышения качества подготовки современных специалистов.

Цель и методы исследования

Целью настоящей статьи является разработка модели сетевого взаимодействия учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы высшего образования.

Информационной базой выступают учебные, научные материалы отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме, а также статистические данные за 2005-2015 гг. по показателям эффективности реализации сетевой формы обучения в Республике Беларусь и за рубежом.

Методами исследования выступают: компаративный анализ подходов к содержанию сетевого взаимодействия, статистический анализ данных по сформированной системе показателей, графический метод визуализации алгоритма процесса сетевого взаимодействия, динамики развития сетевого взаимодействия.

Новизной проведенного исследования является модель сетевого взаимодействия учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы высшего образования; введение в научный оборот таких новых категорий, как «сетевой партнер», «базовая сетевая организация», «сетевой модуль».

© Унсович А. Н., Климук В. В., 2017

Результаты исследования и их обсуждение

Ведущими направлениями в осуществлении сетевой формы взаимодействия при реализации образовательной программы выступают: разработка порядка и условий реализации образовательных программ - договора о сетевой форме взаимодействия, учебного плана подготовки, представление содержания образовательной программы, основанного на группировании учебных предметов, учебных дисциплин в модули, модернизация форм, методов, технологий образовательного процесса, ориентированных на применение информационно-коммуникационных технологий.

Реализуя процесс обучения в сетевой форме, образовательные организации обеспечивают мобильность образовательных программ, более эффективное использование имеющихся образовательных ресурсов, расширение доступа к современным образовательным технологиям и средствам обучения, что приводит к повышению качества подготовки и конкурентоспособности специалистов и актуализирует направление разработки альтернативных моделей сетевого взаимодействия.

На основе мониторинга образовательных учреждений Российской Федерации, в которой в последнее 5-летие активно используются сетевые формы взаимодействия, по повышению эффективности своей деятельности 64,5% образовательных учреждений, представивших данные, осуществляют сетевое взаимодействие [3]. Это свидетельствует о том, что ресурсов только одной организации для удовлетворения растущих потребностей общества недостаточно. Данный вывод можно подтвердить и созданием в мировом образовательном пространстве международных сетей университетов (рисунок 1).

Рисунок 1. - Количество образовательных организаций, участвовавших в международном сетевом взаимодействии в 2015 г.

*Примечание - составлено авторами на основе [4]

Для описания процесса сетевого взаимодействия нами используется понятие «базового партнера» - организации, в которой осуществляется прием абитуриентов на обучение по образовательным программам, реализуемым в сетевой форме, и «сетевого партнера», представляющего собой организацию, действующую на основе заключенного договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Непосредственно перед началом процесса сетевого взаимодействия сетевым партнерам необходимо пройти организационно-подготовительные этапы от выбора актуальной образовательной программы до заключения договора о сетевом взаимодействии (рисунок 2).

1. Обоснование выбора образовательной программы

7. Разработка проекта договора о сетевом взаимодействии

2. Формирование системы модулей учебных дисциплин

5. Анализ материаль но-технической, интеллекту альной

учебно-методической платформы сетевых партнеров

3. Разработка модульного учебного плана специальности

4. Разработка учебных программ (модульных) учебных дисциплин

Рисунок 2. - Поэтапный процесс подготовки к сетевому взаимодействию

Начало процесса сетевого взаимодействия начинается с детального анализа текущего и прогнозного состояния рынка труда, актуальности рассматриваемых вариантов совместных (сетевых) образовательных программ. Под сетевой следует понимать образовательную программу, подготовка по которой ведется на основе заключенного договора о сетевом взаимодействии. Обоснование выбранной сетевой образовательной программы (выбранных сетевых образовательных программ) дает возможность совместной проработки подходов к формированию учебного плана подготовки для реализации образовательного процесса в сетевой форме, механизма его реализации, внедрения и сопровождения в образовательный процесс, а также организационно-правовых основ договорных обязательств.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, учебные планы являются составной частью учебно-программной документации образовательных программ высшего образования. Структура и содержание учебного плана подготовки специалистов напрямую влияют на формирование компетентностей специалистов в соответствии с образовательными стандартами по специальностям высшего образования I ступени.

При реализации образовательных программ в сетевой форме в рамках согласованного учебного плана возможны различные подходы к структурированию его содержания и реализации по отношению к сетевым партнерам, что позволяет создать условия применения альтернативных форм обучения и инновационных средств.

Ввиду экспериментального характера сетевого взаимодействия к простейшему варианту его реализации можем отнести традиционный подход к структурированию общего учебного плана по циклам дисциплин, включающим государственный компонент и компонент учреждения образования с семестровой реализацией образовательного процесса в одном из сетевых партнеров. В частности, образовательный процесс может быть организован по схеме «2 + 2»: срок обучения 4 года, обучение в каждом из сетевых партнеров в совокупности осуществляется в течение двух лет. При этом предусматриваются различные варианты определения семестра - с учетом потенциала каждого из сетевых партнеров. Подобная модель организации сетевого взаитмодействия реализуется по специальности «Экономическое право» между учреждением образования «Барановический

государственный университет», которое выступает базовым партнером и учреждением образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».

При реализации сетевой образовательной программы приветствуются различные форматы взаимодействия: от традиционного обучения с размещением студентов на территории сетевого партнера для освоения обучающимися программ учебных дисциплин семестра с зачетом результатов образовательной деятельности до применения дистанционных образовательных технологий (рисунок 3).

При осуществлении образовательного процесса на основе дистанционных образовательных технологий возможны различные подходы к его реализации. Например, процесс обучения в дистанционной форме может быть реализован на сочетании лекционных онлайн-занятий, проводимых сетевым партнером в виртуальной аудитории и основанных на аудио-, видео-объяснении и комментариях преподавателя, которые базируются на использовании визуальных учебных материалов, продуктивных способах взаимодействия субъектов образовательного процесса, учете соотношения учебных материалов и практических заданий в режиме реального времени и практических (семинарских), лабораторных занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом базового партнера, а также самостоятельной работы студентов посредством изучения учебно-методических материалов, размещенных в сетевых ресурсах сетевых партнеров и онлайн-консультированием субъектов образовательного процесса. Текущая аттестация проходит на территории сетевого партнера. Процесс обучения может быть реализован также путем распределения между сетевыми партнерами отдельных дисциплин в рамках одного учебного модуля (тем самым повышается ответственность ППС сетевых партнеров в отношении качества обучения соответствующей дисциплине).

Под виртуальной аудиторией будем понимать множество удаленных друг от друга рабочих мест обучающихся и преподавателей, объединенных на основе телекоммуникаций и сетевых компьютерных технологий для осуществления взаимодействия друг с другом в процессе изучения учебного материала [5]. Мониторинг уровня удовлетворенности потребителя образовательной услугой осуществлялся через анкетирование студентов БарГУ которые обучаются в дистанционой форме получения образования (таблица 1).

Таблица 1 . - Уровень удовлетворенности потребителей

Критерий Уровень удовлетворенности (%)

Степень удовлетворенности онлайн-занятиями 83%

Степень удовлетворенности онлайн-зачетами 76,3

Степень удовлетворенности содержательным наполнением электронных учебно-методических материалов 96,6

Средний показатель: 85,3

Результаты анкетирования, позволяют сделать вывод о том, что реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет создать эффективный инструмент синхронного и асинхронного управления образовательным процессом, эффективно поддерживает компоненты образовательного процесса, тем самым характеризуют актуальность и необходимость внедрения дистанционной компоненты в сетевую образовательную программу.

В рамках сетевого взаимодействия одним из эффективных считаем модульный подход к структурированию учебного плана. Под модулем следует понимать часть учебного плана или комплекс из нескольких дисциплин, обеспечивающих формирование у обучающихся одной или нескольких компетенций [6]. В свою очередь, разработка модулей может проходить путем объединения учебных дисциплин (разделов) по признаку логической последовательности и преемственности их изучения, тесных междисциплинарных связей.

Модульный подход ориентирован на взаимовыгодность сетевых партнеров, обоснованную рациональным распределением модулей между ними. Рациональность в этом случае должна базироваться на предварительном анализе имеющихся кадровых, учебно-методических, материально-технических, финансовых ресурсов у сетевых партнеров, которые определяют их относительные преимущества.

Наименования учебных дисциплин, входящих в модуль, определяет базовый партнер при разработке учебного плана по специальности.

Реализацию модульного обучения предлагаем осуществлять в следующих формах:

1. Односторонний цикл: один из сетевых партнеров реализует весь учебный модуль.

2. Комбинированный цикл: учебный модуль распределяется между сетевыми партнерами (например, лекционный блок реализует один сетевой партнер, практический блок - другой сетевой партнер).

Предложенные формы могут реализовываться по отдельным модулям (их составным частям, видам учебных занятий) на основе дистанционных образовательных технологий (рисунок 4).

Рисунок 4. - Схема возможных вариантов реализации сетевого модульного обучения

(в течение одного семестра)

Альтернативность применяемых форм в сетевом обучении создает возможность выбора наиболее эффективного варианта (и для сетевых партнеров, и для студентов), что найдет отражение в:

- оптимизации материальных средств;

- повышении уровня и качества знаний (при выборе способов реализации модуля учитывается кадровый потенциал сетевого партнера его учебно-методическое и материально-техническое обеспечение);

- повышении квалификации профессорско-преподавательского состава за счет применения информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий;

- расширении спектра реализуемых образовательных услуг и более полном удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей участников образовательного процесса.

Для модуля можно выделить 2 подхода к его реализации:

- последовательный (после изучения одной дисциплины начинается изучение следующей);

- параллельный (изучение дисциплин, включенных в модуль, осуществляется одновременно).

Представим примерную карту распределения условных модулей по семестрам (таблица 2).

Таблица 2. - Использование карты семестрового распределения учебных модулей (типовой пример)

Учебный модуль Трудоемкость, з.е.

1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр

Модуль 1: 1. Дисциплина 1 2. Дисциплина 2 Часть 1 Модуля 1 (дисциплина 1, дисциплина 2) 3 з.е. Часть 2 Модуля 1 (дисциплина 1, дисциплина 2) 3 з.е. -

Модуль 2: 1. Дисциплина 1 2. Дисциплина 2 Л V 4,5 з.е.

Модуль 3: 1. Дисциплина 1 2. Дисциплина 2 Часть 1 Модуля 3 (дисциплина 1) 4 з.е. Часть 2 Модуля 3 (дисциплина 2) 4,5 з.е.

Модуль 4: 1. Дисциплина 1 2. Дисциплина 2 3. Дисциплина 3 Часть 1 Модуля 4 (дисциплина 1, дисциплина 2, дисциплина 3) 4 з.е. Часть 2 Модуля 4 (дисциплина 1, дисциплина 2, дисциплина 3) 3 з.е.

Модуль 5: 1. Дисциплина 1 4 з.е. Часть 1 Модуля 5 (дисциплина 1) 4 з.е. Часть 2 Модуля 5 (дисциплина 1) 4 з.е.

Модуль 6: 1. Дисциплина 1 2. Дисциплина 2 4 з.е.

Модуль 7: 1. Дисциплина 1 2. Дисциплина 2 Часть 1 Модуля 7 (дисциплина 1, дисциплина 2) 4 з.е. Часть 2 Модуля 7 (дисциплина 1, дисциплина 2) 3 з.е.

Модули...

Примечание - з.е. - зачетные единицы

Механизм сетевого взаимодействия представляет собой взаимосвязанный процесс последовательной реализации образовательной программы с дифференцированием

функционального аппарата между сетевыми партнерами, а применение различных форм изучения модуля (дисциплин в рамках модуля) позволит получить максимальный эффект в направлении качества подготовки будущих специалистов.

После подготовки согласованного сетевыми партнерами модульного учебного плана специальности по сетевой форме взаимодействия начинается процесс разработки учебных программ по учебным дисциплинам соответствующих модулей. На основе уже разработанного учебного плана и учебных программ целесообразно провести анализ материально-технической, учебно-методической составляющей, интеллектуального потенциала сетевых партнеров с целью дифференциации функций в рамках взаимодействия (распределения модулей между организациями). Такая дифференциация позволяет определить каждому партнеру наиболее эффективные методы, формы обучения, создавая технологию реализации сетевого взаимодействия. На последнем этапе формируется проект договора о сетевом взаимодействии, который после корректировки и согласования сетевыми партнерами утверждается в качестве нормативного документа, регулирующего правовую сторону совместного проекта.

Исходя из анализа факторов, сопутствующих процессу сетевого взаимодействия, можно выделить следующие принципы его реализации:

1. Доступность ресурсной базы (доступ к информационным; материально-техническим; учебно-методическим ресурсам участников сетевого взаимодействия).

2. Мобильность обучения (расширение академической мобильности ППС, аспирантов, магистрантов и студентов в целях повышения качества образования).

3. Инновационность (использование новых форм организации образовательного процесса, современных информационно-коммуникационных технологий обучения).

4. Рефлексия (наличие обратной связи между сетевыми партнерами и обучающимися по итогам промежуточного мониторинга).

5. Согласованность и взаимовыгодность (согласованность нормативно-правовой, учебно-программной документации, организационной составляющей участников сетевого взаимодействия, экономическая эффективность сетевого взаимодействия).

Выводы

В процессе исследования проблем, необходимости и роли сетевого взаимодействия были получены следующие выводы:

1. Введены в научный оборот новые понятия «сетевой партнер», «базовый партнер».

2. Разработан поэтапный алгоритм подготовительного процесса к реализации сетевого взаимодействия.

3. Представлены различные варианты реализации сетевого взаимодействия (в текстовой и графической форме).

4. Предложен примерный вариант карты семестрового распределения учебных модулей.

5. Определены принципы реализации сетевого взаимодействия.

Представленная модель поэтапной реализации сетевого взаимодействия позиционирует новый подход к обучению на основе альтернативных форм реализации учебных модулей. Образовательная среда, коррелируя с динамикой конъюнктуры на рынке труда, процесс глобализации и интеграции генерируют новые формы, средства, инструменты обучения, максимально используя свой интеллектуальный, материально-технический, финансовый потенциал, осуществляя систематический мониторинг потребностей, устойчивости и формируя мнение обучающегося о качестве, подготовке, отвечающей современным реалиям социально-экономической системы в национальном и международном формате.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» и Кодекс Республики Беларусь об образовании : проект [Электронный ресурс] // Офиц. сайт М-ва образования Респ. Беларусь. - Режим доступа: edu.gov.by/doc-1219943. - Дата доступа : 13.06.2017.

2. Попов, А. Педагогические средства формирования интегрированных творческих компетенций экономистов-менеджеров (в условиях единого образовательного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь) / А. Попов, В. В. Климук // Вопросы современной науки и практики. - 2015. -№ 3 (57). - С. 131-139.

3. Тимергалеева, Ж. Г. Проблемы и перспективы развития сетевой формы реализации образовательных программ профессионального образования / Ж. Г. Тимергалеева, Р. М. Тимергалеев, О. В. Пуляевская // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 7 (102). -С. 237-243.

4. Меликян, А. В. Основные характеристики международных сетей университетов / А. В. Меликян // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 100-117.

5. Унсович, А. Н. Разработка учебных планов для дистанционной формы получения образования: проблемы и возможные пути решения / А. Н. Унсович // Вестник БарГУ. Серия Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки. - 2014. - № 2. - С. 34-42.

6. Бугрий, Е. П. Проблема качества образования: от образовательного стандарта к учебному модулю / Е. П. Бугрий, Н. А. Смолина, Н. В. Тихомирова // Мир человека. - 2007. - № 3. - С. 9-14.

Поступила в редакцию 20.06.17 E-mail: unsovich1970@mail.ru, klimuk-vv@yandex.ru Unsovich Alexander Nikolaevich, Klimuk Vladimir Vladimirovich

MODELING OF REALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE NETWORK FORM OF INTERACTION

Networking between educational institutions is a mechanism for implementing joint resource potential. The authors presented an example of a step-by-step development of the curriculum for the educational program of the first stage of higher education on the basis of the formation of training modules and the use of distance learning technology. The proposed model of network interaction determines the growth of competitiveness of each network partner by offering each of them their advantages, mobilization of personnel, material, technical, educational, methodological and scientific potentials.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: network interaction, educational program, network partner, basic partner, training module, distance learning technologies.

vv

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.