3. Каминская, М.В. Методика экспертной оценки диалогического взаимодействия учителя и ученика на уроке развивающего обучения [Текст] / М.В. Каминская // Вестник образования России. - 2004. -№ 11. - С. 45-47.
4. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксен-зова. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 187 с.
5. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
6. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся [Текст] / А.С. Лында. - М.: Высш. школа, 1979. - 67 с.
7. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. - 68 с.
А.И. Тимонин
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассматривается модель социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. На основе теоретического анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы выявлены концептуальные основы изучаемого процесса и определены его связи с окружающей средой.
A.I. Timonin
MODELING THE PROCESS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF STUDENTS' PROFESSIONAL FORMATION OF HUMANITARIAN FACULTIES OF UNIVERSITY
Efficiency of process of students' professional formation of humanitarian specialities of university depends on activity specially organized by teachers - social-pedagogical maintenance, which is directed to develop the person of students in professional work. On the basis of the theoretical analysis of the philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature conceptual bases of investigated process are revealed, its connections with environment are determined. In the given article the model of social-pedagogical maintenance of professional becoming of students of humanitarian faculties of university is considered.
Возрастанию роли моделирования в научном познании способствовали исследования по изучению особенностей, возможностей и условий использования этого метода в теоретическом и практическом освоении действительности. Моделирование - метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором не исследуется интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте [1. С. 34-37].
Наши теоретические воззрения, основанные на практическом опыте работы со студентами в вузе, отталкиваются от того, что социально-педагогическое обеспечение про-
фессионального становления студентов гуманитарных факультетов в университете направлено на развитие их субъектности в профессиональной деятельности и характеризуется уникальностью ресурсного фонда каждого студента. Для решения этой задачи на теоретическом уровне необходимо было отработать определенную модель. На основе теоретического анализа философской, социологической, психологической и педагогической литературы мы выявили концептуальные основы изучаемого процесса, определили связи исследуемого объекта с окружающей средой, что позволяет нам предложить модель социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов в университете.
Социально-педагогическое обеспечение в нашем понимании - это специфическая педагогическая деятельность по управлению функционированием и развитием системной
совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса формирования личностно-профессиональной позиции индивида. Она предполагает определение функционального назначения каждого ресурса, установление взаимосвязей их функций в определенных организационно-педагогических формах.
На основе обобщения личного опыта автора и целого ряда исследований, проведенных под нашим руководством, отметим, что, говоря о социально-педагогическом обеспечении профессионального становления студентов гуманитарных специальностей в университете, целесообразно использовать термин «ресурсный фонд», который подразумевает совокупность актуальных и потенциальных, материальных и нематериальных средств, предназначенных и используемых для решения задач формирования субъектной профессиональноличностной позиции студента в вузе. Ресурсный фонд профессионального становления студентов в вузе включает
— личностные ресурсы (жизненный опыт, личностный потенциал, сформирован-ность профессионально и социально значимых качеств личности, уровень личной компетентности, профессиональные ожидания, профессиональная направленность);
— институциональные ресурсы (содержание определенного уровня образования и используемые технологии обучения, уровень профессионального мастерства, возрастной и квалификационный состав педагогического коллектива, наличие инновационной деятельности в вузе, психологический климат коллектива, особенности управления образовательным процессом; уровень развития методической деятельности в вузе, структура образовательного учреждения и организации учебновоспитательного процесса в нем);
— ресурсы среды (наличие иных образовательных учреждений, социальных учреждений, учреждений культуры, общественных организаций, административных органов, предприятий и организаций, с которыми вуз взаимодействует в целях оптимизации процесса профессионального становления студента, а также наличие опыта взаимодействия вуза и субъектов социально значимой деятельности микрорайона, совместных программ и направ-
лений работы, личных взаимоотношений и деловых связей представителей коллектива вуза с работниками других организаций и учреждений).
Модель социально-педагогического
обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов в университете отражает следующую идею: цель социально-педагогического обеспечения состоит в оптимизации процесса профессионального становления студентов гуманитарных специальностей университета посредством реализации стратегий управления их ресурсным фондом.
Единство изучаемого целенаправленного процесса определяется логикой прохождения взаимосвязанных этапов: диагностического (направлен на последовательное решение задач выявления динамики развития и изменения ресурсного фонда); аналитического (направлен на последовательное решение задачи определения конкретных противоречий и проблем, ситуативно возникающих в процессе социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов в вузе); проектного (направлен на решение двух основных задач: определить круг изменений и уточнений, которые необходимо внести в процессы актуализации и реализации ресурсного фонда, в рабочие программы, социальную практику, позволяющие опробовать возможности профессиональной деятельности; определить круг необходимых мероприятий в области саморазвития и самовоспитания студентов); организационно-
дятельностного (направлен на последовательное решение ряда технологических задач: выбрать и адаптировать к намеченным целям профессионального становления соответствующие образовательные и воспитательные модели; согласовать их с существующими моделями вуза; внедрить разработанную на предыдущем этапе программу актуализации ресурсного фонда студента с целью его профессионального становления); рефлексивнооценочного (направлен на формирование и развитие профессионально-смыслового само-отношения студента, его способностей к ценностно-смысловому самоопределению и саморазвитию).
Внешними обстоятельствами, способствующими запуску механизма управления ресурсным фондом профессионального ста-
новления студентов гуманитарных факультетов в университете являются следующие:
— предъявление студентам ценностей социокультурной сферы, общекультурной и профессиональной деятельности, которое предполагает трансляцию основных знаний о социокультурной сфере, о будущей профессиональной деятельности, формирование эмоционального отношения к объектам, включенным в общекультурную и профессиональную деятельность, а также предъявление поведенческих образцов, основанных на деятельностной реализации интериоризированных ценностей общества в целом и профессии в частности;
— обеспечение вариативности содержания и форм участия в социальной практике, которое основывается на принципах гуманистической ориентации и индивидуализации воспитания, а также на понимании специфики социально-педагогического обеспечения как управления функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса профессионального становления личности;
— оказание индивидуальной помощи студенту в раскрытии его потенциалов, в его самореализации на основе концептуального подхода А.В. Мудрика [2]. Мы считаем, что процесс оказания индивидуальной помощи студенту предполагает создание условий для осознания им собственной проблемной ситуации, возникающей в ходе решения возрастных задач, и содействие в преодолении связанных с нею затруднений через актуализацию имеющихся у студента ресурсов;
— стимулирование рефлексии, которое основывается на положениях о зависимости эффективности социально-педагогического обеспечения профессионального становления от степени активности студента в этом процессе, а также психологопедагогических особенностях студенческого возраста, обусловливающих, с одной стороны, возможности, а с другой — потребности молодого человека в самопознании, самоанализе, поиске смысловых
основ собственного поведения и деятельности, ценностных ориентиров оценки окружающей действительности.
Результативность процесса социальнопедагогического обеспечения профессионального становления студентов гуманитарных факультетов в университете может быть оценена на основе ряда критериев.
В качестве ведущего критерия выступает ориентационно-смысловой, которой предполагает осознанное отношение к профессиональной деятельности, проявляющееся через совокупность таких показателей, как: понимание и осознание социокультурных ценностей и ценности будущей профессии в системе общества; понимание и оценка целей и задач профессиональной деятельности; признание ценности субъектных отношений; удовлетворенность профессией.
В качестве деятельностно-практического критерия выступает способность к самостоятельной образовательной деятельности, показателями которой являются способность к совместной образовательной деятельности; к преобразованию окружающей действительности методами и средствами профессиональной деятельности; к организации прогнозирования своих и чужих действий и поступков.
Оценочно-аналитический критерий
предполагает умение студентов анализировать и рефлексировать собственную деятельность. Показателями этого критерия являются: способность к оценке явлений и процессов окружающей действительности и собственной социальной ситуации; к анализу своей образовательной и социально-профессиональной деятельности; к ценностно-смысловому анализу себя как личности и собственных профессиональных действий.
Таким образом, важнейшим элементом концепции социально-педагогического обеспечения является ресурсный фонд студента, представляющий собой совокупность актуальных и потенциальных, материальных и нематериальных средств, используемых для решения задач формирования и развития личностно-профессиональной позиции.
Библиографический список
1. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования [Текст] /
А.Н. Дахин // Педагогика - 2003. - № 4. - С. 34-37.
2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина, 2002. - 93 с.
О.М. Фалетрова ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К МУЗЫКАЛЬНОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
В статье раскрыты компенсаторные возможности музыки, обоснована необходимость расширения специальности «Музыкальное образование», представлен опыт ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по подготовке будущих учителей музыки, владеющих методами, формами, приемами организации музыкально-коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
О.М. Faletrova TRAINING THE FUTURE TEACHER OF MUSIC FOR MUSICAL-CORRECTIONAL WORK
The article focuses on compensating possibilities of music. The author shows the necessity of broadening the framework of specialization “Musical Education”. The author describes the experience of Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky how to provide the future teachers of Music with methods and techniques of lesson organization for children with specific needs.
Использование музыки в целях оздоровления души и тела имеет тысячелетнюю историю. Известно, что около четырех тысяч лет назад египтяне называли музыку «лекарством для души». Самое известное из цитируемых в этом контексте высказываний имеет отношение к царю Саулу: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее, и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него» (Ветхий завет, Гл. 16, стих 23). В 600 г. до н. э. Фалес свидетельствовал об исцелении от чумы в Спарте при помощи музыки. По мнению Пифагора, «музыка способствует здоровью, если пользоваться ею надлежащим образом». Платон считал, что «музыка - средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самим собой». Для древних греков музыка была средством, «которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека» [1. С. 19].
Сторонники теории аффектов предполагали, что музыка способна выразить все душевные страсти человека. К музыканту-исполнителю предъявлялись особые требования: «Музыкант может тронуть сердце слу-
шателя, только если сам он преисполнен переживаниями. Он должен сам находиться в состоянии аффекта, который хочет передать слушателям; при исполнении печальных и томных фраз он должен ощущать эту печаль. Так же обстоит дело с веселыми, бурными темами, аффекты которых музыкант должен ощутить в себе» [5. С. 19].
Влияние эстетического воспитания на формирование нравственности подрастающего поколения подчеркивали философы, просветители, педагоги. Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. В истории культуры любого народа можно найти сведения об использовании музыки для нормализации душевного состояния людей, для воспитания нравственных качеств молодого поколения.
Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII веку, а экспериментальные исследования — к концу XIX-началу XX века. В 1868 г. в Казани была открыта первая Российская экспериментальная психологическая лаборатория. Одно из на-