Библиографический список
1. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования [Текст] /
А.Н. Дахин // Педагогика - 2003. - № 4. - С. 34-37.
2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина, 2002. - 93 с.
О.М. Фалетрова ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К МУЗЫКАЛЬНОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
В статье раскрыты компенсаторные возможности музыки, обоснована необходимость расширения специальности «Музыкальное образование», представлен опыт ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по подготовке будущих учителей музыки, владеющих методами, формами, приемами организации музыкально-коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
О.М. Faletrova TRAINING THE FUTURE TEACHER OF MUSIC FOR MUSICAL-CORRECTIONAL WORK
The article focuses on compensating possibilities of music. The author shows the necessity of broadening the framework of specialization “Musical Education”. The author describes the experience of Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky how to provide the future teachers of Music with methods and techniques of lesson organization for children with specific needs.
Использование музыки в целях оздоровления души и тела имеет тысячелетнюю историю. Известно, что около четырех тысяч лет назад египтяне называли музыку «лекарством для души». Самое известное из цитируемых в этом контексте высказываний имеет отношение к царю Саулу: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее, и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него» (Ветхий завет, Гл. 16, стих 23). В 600 г. до н. э. Фалес свидетельствовал об исцелении от чумы в Спарте при помощи музыки. По мнению Пифагора, «музыка способствует здоровью, если пользоваться ею надлежащим образом». Платон считал, что «музыка - средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самим собой». Для древних греков музыка была средством, «которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека» [1. С. 19].
Сторонники теории аффектов предполагали, что музыка способна выразить все душевные страсти человека. К музыканту-исполнителю предъявлялись особые требования: «Музыкант может тронуть сердце слу-
шателя, только если сам он преисполнен переживаниями. Он должен сам находиться в состоянии аффекта, который хочет передать слушателям; при исполнении печальных и томных фраз он должен ощущать эту печаль. Так же обстоит дело с веселыми, бурными темами, аффекты которых музыкант должен ощутить в себе» [5. С. 19].
Влияние эстетического воспитания на формирование нравственности подрастающего поколения подчеркивали философы, просветители, педагоги. Аристотель утверждал, что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. В истории культуры любого народа можно найти сведения об использовании музыки для нормализации душевного состояния людей, для воспитания нравственных качеств молодого поколения.
Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII веку, а экспериментальные исследования — к концу XIX-началу XX века. В 1868 г. в Казани была открыта первая Российская экспериментальная психологическая лаборатория. Одно из на-
правлений ее работы - изучение влияния музыки на животных и человека. По инициативе В.М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкальнотерапевтических эффектов, в который вошел ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Стала складываться российская научная музыкотерапевтическая школа.
Музыкотерапия — это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию личностного развития. Музыка выполняет седативную (релаксационную), стимулирующую и катарсическую функции.
Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Примером могут служить пение колыбельных песен, слушание спокойной негромкой музыки.
Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.
Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть ее — не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих чувств. «Катарсис — от греческого - очищение - первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью» [5. С. 12]. Катарсис может произойти стихийно при случайном совпадении личных переживаний и переживаний за судьбу, например, героя фильма или музыкального произведения. В этом случае говорят: «Песня (фильм, музыка) довела до слез».
В музыкотерапии катарсис используется как метод, суть которого заключается в разрядке, «отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта» [5. С. 137]. Катарсическая разрядка - управляемый процесс. «Рациональное владение катарсическим методом позволяет если не полностью уничтожить невротический эффект, то, по крайней мере, может трансформировать его настолько, чтобы повернуть процесс невротизации в обратном направлении» [3. С. 265].
В катарсическом переживании, вызванном специально подобранной музыкой, сильное аффективное переживание усиливается и «доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние успокоения» [3. С. 70]. В работах, посвященных психологии искусства, Л.С. Выготский подробно исследовал и описал катарсический метод. По его мнению, «переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, то есть положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создаст ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляется искусство» [3. С. 318-325].
Во второй половине XX века интерес к воздействию музыки на организм человека возрос. Целый ряд современных ученых-психофизиологов в своих исследованиях обосновали влияние музыки на человека: «Музыка снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликта или стресса, разряжает накопившиеся отрицательные эмоции» (Я. Л. Лупьян), «... музыка оказывает влияние на холестериновый обмен; спокойная музыка способствует переключению вегетативной нервной системы в трофо-тропном направлении, возбуждающая музыка вызывает эрготропную реакцию» [4. С. 27]. В.Б. Полякова доказывает, что музыка может повысить работоспособность у людей, занимающихся умственным трудом, способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию,
обостряет чувство времени, память и сосредоточенность, уменьшает частоту сердечных сокращений.
Музыка используется как средство развития детей с физическими проблемами: умственной отсталостью, нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития. В этих методиках особое значение придается ритму. Многие исследователи отмечают лечебное влияние музыкального ритма на все системы и функции детского организма, в том числе на развитие мышления, внимания, моторики. Психофизиологическое направление музыкальной деятельности связано с положительным влиянием музыки на различные системы детского организма; психотерапевтическое и психологическое направления - с воздействием музыки на эмоциональную, когнитивную и другие личностные сферы школьников; социально-педагогическое направление обеспечивает социализацию ребенка, включение его в среду, в общество.
Таким образом, возможности музыки как средства воздействия на личность подробно исследованы и обоснованы. Музыка может стать незаменимым средством педагогического регулирования эмоционального состояния учащихся, средством коррекции и реабилитации школьников с проблемами в развитии, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подростков с девиантным поведением — воспитанников специальных школ.
Психофизическое и эмоциональное состояние современных школьников вызывает тревогу у педагогов, родителей, общественности. По статистическим данным, в 2002/2003 учебном году в Российской Федерации насчитывалось 64,5 тыс. общеобразовательных учреждений, в которых обучались 18,2 млн школьников. Не следует забывать, что, кроме общеобразовательных, в стране действует развернутая сеть специальных образовательных учреждений: специальные
(коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей, нуждающихся в психо-лого-педагогической и медико-социальной помощи; специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа.
Во всех этих учреждениях реализуются образовательные программы по музыке. Оптимизация уроков за счет использования пси-
хофизического и эмоционального воздействия музыки (при необходимости придание уроку музыки музыкотерапевтической направленности) могла бы способствовать решению задачи здоровьесбережения школьников средствами музыки в условиях общеобразовательных учреждений.
Специалисты в области теории и методики музыкального образования активно занимаются вопросами использования уникальных возможностей музыки с целью сохранения, коррекции психоэмоционального состояния школьников. Г.П. Сергеева,
Е.Д. Критская, авторы программы «Музыка» (вошедшей в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2008 г.), подчеркивают, что «.в большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся» [6. С. 28]. При решении основных музыкально-образовательных задач предлагается обращать внимание на «. арт-терапевтическое воздействие музыки на учащихся» [7. С. 62]. Профессор Э.Б. Аб-
дуллин подчеркивает «. необходимость учитывать и уникальные возможности этого искусства оказывать сильное психологическое, в том числе арт-терапевтическое, воздействие на личность. ... Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы найти и применить всю совокупность музыкально-педагогических
средств для преобразующего, созидательного воздействия музыки на личность и коллектив в целом» [7. С. 70].
Подготовка специалистов, владеющих теорией и методикой использования музыки как средства сохранения, коррекции психоэмоционального состояния школьников, как средства реабилитации личности, является особо актуальной. В свете этого нами был разработан учебно-методический комплект по специализации «Музыка как средство психоло-го-педагогической коррекции». ЯГПУ им. К.Д. Ушинского стал первым учебным заведением, подготавливающим специалистов заявленного направления. Специализация была введена в классификатор Министерства образования и
науки, рекомендована к преподаванию в высших учебных заведениях.
Цель специализации «Музыка как средство психолого-педагогической коррекции» -подготовка специалиста, владеющего знаниями о возможностях музыки как средства коррекции; умеющего применять музыкальные методы и приемы, направленные на коррекцию различных отклонений у детей (поведенческих, отклонений в личностном развитии и т.д.), при решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач в условиях общего среднего и специального образования, в детских коррекционных и реабилитационных центрах, в работе с детьми-инвалидами.
При этом предполагается решение следующих задач:
— формирование у студентов знаний об использовании целительных возможностей музыки как средства коррекции в исторической перспективе и на современном этапе, о теоретических основах и содержании музыкально-коррекционной деятельности в образовательном процессе, о методах воздействия музыки на внутренний мир человека с целью сохранения, коррекции и реабилитации личности;
— овладение практическими умениями и навыками работы с музыкально-коррекционными техниками в условиях общеобразовательной школы, специальных образовательных учреждений;
— формирование у будущих учителей практических умений и навыков по организации музыкально-коррекционной работы;
— воспитание у студентов профессионально значимых, личностных качеств, умений и способностей, направленных на реализацию целей и задач музыкальнокоррекционной деятельности.
В содержании специализации выделяются четыре учебные дисциплины: «История использования целительных возможностей музыки», «Теоретические основы применения музыки как средства психолого-педагогичес-кой коррекции», «Методика использования музыки как средства психолого-педагогичес-кой коррекции», «Музыкально-коррекционный практикум». Студенты теоретически и практически осваивают особенности организации музыкально-коррекционной работы, разрабатывают методический, дидактический
материал уроков музыки с учетом коррекционной (оздоровительной, профилактической и реабилитационной) направленности, готовят диагностический инструментарий.
Уровень подготовки студента, освоившего специализацию по использованию музыки как средства психолого-педагогической коррекции, характеризуется следующими знаниями и умениями:
- знание и понимание возможностей музыки как средства коррекции и развития ребенка; основных этапов развития научной мысли о роли музыки в коррекционной деятельности в историческом аспекте и на современном этапе; знание особенностей коррекционной работы средствами музыки с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии и показывающими отклонения в поведении;
- знание музыкально-коррекционных техник и умение их применять в рамках образовательного процесса;
- владение диагностическим инструмента-
рием для обеспечения индивидуализации психолого-педагогической поддержки
учеников средствами музыки;
- умение организовать различные формы музыкально-коррекционной работы, в том числе музыкальные тренинги, музыкальные игры-драматизации, релаксационные занятия.
В 2005-2006 учебном году студенты педагогического факультета ЯГПУ, обучающиеся по специальности «Музыкальное образование», начали изучение дисциплин специализации «Музыка как средство психологопедагогической коррекции», была организована научно-исследовательская студенческая лаборатория по проблемам педагогического регулирования эмоционального состояния школьников средствами музыки.
Будущие учителя музыки проявили интерес к проблеме использования коррекционных возможностей музыки, реализованный в ряде курсовых и дипломных исследований, в том числе: «Игра как метод музыкальнокоррекционной деятельности на уроках музыки» (Я. Чернятина, 2005 г.), «Использование метода идентификации на уроке музыки в общеобразовательной школе» (А. Гусева,
2007 г.), «Педагогические условия и средства музыкального воспитания детей с ограничен-
ными возможностями (слабовидящие)»
(В. Воронова, 2007 г.), «Музыкально-
коррекци-онные методы в работе с девиантными подростками» (К. Жиганова, 2008 г.), «Влияние вокально-хоровой работы на формирование самооценки девиантных подростков» (Ю. Борисова, 2008 г.) и др.
Вместе с определенными успехами, выраженными в высокой мотивации студентов к музыкально-коррекционной исследовательской деятельности, определился круг проблем.
Во-первых, это касается обеспечения базы практики. Практические занятия по дисциплинам «Методика использования музыки как средства психолого-педагогической коррекции» и «Музыкально-коррекционный практикум» предполагают разработку студентами рабочих программ по музыкотерапии и апробацию их на практике, изучение опыта работы по организации музыкально-коррекционной деятельности в различных учреждениях. Студенты, обучающиеся по специальности «Музыкальное образование» проходят практику только в общеобразовательных школах, что не позволяет полученным знаниям в области музыкотерапевтической деятельности стать закрепленными и присвоенными в качестве личного опыта. Члены научно-исследовательской лаборатории ЯГПУ, увлеченные проблемой музыкальной коррек-
ции, в свободное от учебы время апробировали свои программы в учреждении для детей с ослабленным зрением, в хосписе г. Ярославля, в городском центре дополнительного образования. Но эта работа осталась за рамками учебной практики.
Во-вторых, не определен статус специалиста по музыкотерапии. В школе специалист-музыкант по штатному расписанию имеет определенную нагрузку как учитель музыки, как педагог-организатор внеклассной работы или как педагог дополнительного образования. Организация музыкотерапевтической работы в общеобразовательной школе, в других учреждениях системы общего и специального образования, в учреждениях здравоохранения, социальных службах и так далее, в которых такие специалисты могли бы быть востребованы, проблематична, так как требует совершенствования нормативноправовой базы.
Система образования постоянно развивается, отвечая запросам времени, общества, социума. Современное музыкальное образование, чутко реагируя на эти потребности, ставит перед вузами задачу подготовки спе-циалиста-музыканта нового уровня мышления и квалификации, способного в полной мере использовать возможности музыки в целях сохранения психоэмоционального здоровья школьников.
Библиографический список
1. Арт-педагогика и арт-терапия в музыкальной деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. педагогических учебных заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комисарова, О.Л. Сергеева,
В.Р. Шашкина и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 248 с.
2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - Кн. 1-2. - М.: Просвещение, 1963. - 378 с.
3. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1986. - 354 с.
4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика [Текст]: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Е. А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева / под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
5. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия [Текст]. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000. -176 с.
6. Программы образовательных учреждений. Музыка 5-9 классы [Текст] / сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2005. - 48 с.
7. Теория музыкального образования. [Текст]: учебник для студ. высш. пед. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.