УДК 372.881.111.1
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
С.Е.Цветкова
Волжский государственный инженерно-педагогический университет, Нижний Новгород, [email protected]
Особенности представленной дидактической модели определяются культурологическими основами, общедидактической целью, концептуальными подходами, структурой межкультурной коммуникативной компетенциями, а также системой принципов, особенностями содержательного компонента и организационно-управленческими условиями.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция, моделирование, дидактическая модель
The peculiarities of the didactic model are determined by culturological foundations, didactic purpose, conceptual approaches, the structure of the cross-cultural communicative competence, the system of principles, the distinctive contents component features and pedagogical control conditions.
Keywords: cross-cultural communicative competence, modeling, didactic model
Расширение международных контактов изменяет условия профессиональной деятельности современного специалиста сферы экономики и управления. Актуальной проблемой высшего профессионального образования становится формирование у будущих экономистов умений вести профессиональный диалог с иностранными партнерами по бизнесу, соблюдая нормы культурной и деловой этики.
Целью данной статьи является рассмотрение дидактической модели процесса формирования межкультурной коммуникативной компетенции (МКК) у студентов экономических специальностей.
Модель всегда выступает как представитель прототипа, который в каком-либо отношении удобен для изучения или усвоения и дает возможность переносить полученные при этом знания на исходный
объект. В нашем исследовании мы опираемся на понятие модели В.А.Штоффа, согласно которому «под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [1].
Разработанная нами дидактическая модель формирования МКК у студентов экономических специальностей является попыткой устранить противоречия между объективной потребностью в специалистах
экономико-управленческого профиля, обладающих межкультурной профессионально-коммуникативной компетенцией (МПКК), — и существующей системой языковой подготовки студентов экономических специальностей, а также между интенсивностью и сложностью образовательного процесса в неязыковом вузе — и недостаточной разработанностью модели процесса формирования МКК в сфере профессионального делового общения.
Разработанная нами дидактическая модель (см. рис.) является целостным, открытым, динамичным
Культурологические основы
Когнитивно-деятельностный и социальнопсихологический аспекты МК общения Сущность МК компетенции профессионального общения
Цель
Формирование межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции
Концептуальные подходы
Компетентностный Интегративный Социокультурный Профессионально-коммуникативный
Межкультурная профессионально-коммуникативная компетенция
Профессионально-языковая и речевая, ее межкультурный аспект Логико-информационная, ее межкультурный аспект Межкультурная социально-психологическая
Система принципов, обуславливающих особенности взаимодействия, специфику формирования МПКК, отбор и систематизацию содержания
► Содержательный компонент
Интегративная составляющая Социокультурная составляющая
Организационно-управленческие условия реализации содержания
Определение уровней МКК и критериев их сформированности на соответствующих этапах обучения в вузе Разработка технологического процесса Определение критериев оценки степени овладения ключевыми компетенциями на соответствующих уровнях
Функции
Социальная Культурологическая Интегративная Профессиональная Коммуникативная
Результат
Межкультурная коммуникативная компетенция студентов экономических специальностей
Модель формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей
образованием и дает возможность сделать целенаправленным процесс формирования МКК у студентов экономических специальностей, определить соответствие поставленной цели конечному результату.
Выделение целевого компонента экспериментальной модели предполагает анализ практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей профессионально-иноязычной подготовки студентов экономических специальностей.
Практической целью является формирование МКК как интегрального качества субъекта экономико-управленческой деятельности, характеризующего его профессионально значимые умения, обеспечивающие эффективное взаимодействие в условиях межкультурного делового общения. Образовательная цель ориентирована на повышение уровня общей культуры студентов, а именно уровня их образования, культуры речи, мышления и общения, а также на расширение их профессионального кругозора. Воспитательная цель процесса формирования МКК ориентирована на формирование положительного восприятия иной культуры, уважения к ее культурным ценностям — наряду с более глубоким пониманием родной культуры. Развивающая цель исследуемого процесса предполагает гармоничное развитие личности студента и его потребностей к самообразованию.
Исследуемая модель определяет основные концептуальные подходы, выступающие педагогической основой для разработки процесса формирования МКК у студентов экономических специальностей. При этом основным методологическим подходом к разработке процесса является компетентностный подход [2], при котором целью профессиональноиноязычного образования становится содействие успешной адаптации специалиста экономикоуправленческого профиля к тем или иным условиям профессиональной деятельности в современном постиндустриальном обществе.
Формирование МКК студентов происходит на основе и в контексте интегративного, профессионально-коммуникативного и социокультурного подходов.
Интегративный подход реализуется посредством междисциплинарных связей иностранного языка с профилирующими дисциплинами [3] и позволяет трактовать сумму знаний и умений по иностранному языку как часть общей профессиональной компетентности специалиста в сфере экономики и управления.
Профессионально-коммуникативный подход
предполагает усвоение иностранного языка в функции профессионального общения и в контексте профессиональной деятельности. Важной особенностью этого подхода является учет ценностномотивационного, т.е. личностного аспекта учебной профессионально-иноязычной деятельности студентов.
Социокультурный подход ориентирован на подготовку студентов к профессиональному деловому общению на межкультурном уровне. Согласно социокультурному подходу МКК формируется в процессе учебного профессионально-иноязычного обще-
ния, параллельно и одновременно с языковыми знаниями, умениями и навыками.
Структура межкультурной коммуникативной компетенции является системообразующим фактором при построении модели. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов экономических специальностей включает в себя следующие ключевые компетенции:
— профессионально-языковую и речевую компетенцию, означающую овладение базовой экономической терминологией и речевым этикетом делового общения; наличие умений производить и интерпретировать высказывания, значимые в профессиональной сферы деятельности;
— межкультурный аспект профессиональноязыковой и речевой компетенции, предполагающий наличие знаний и умений, связанных с отражением ценностных ориентаций в языке и речи в английской и русской культурах, а также умений использовать речевые акты, адекватно отражающие ценностные ориентации соизучаемых культур;
— логико-информационную компетенцию, предполагающую наличие умений анализировать и извлекать значимую профессионально-иноязычную информацию, структурировать целостное высказывание с учетом причинно-следственных связей, стиля и жанра профессионального текста;
— межкультурный аспект логико-информационной компетенции как наличие умений находить социокультурные аспекты информации, анализировать и усваивать проявляющиеся в них универсальные культурные ценности; структурировать типовые образцы профессионального общения, реально отражающие культурно-адекватное речевое поведение;
— социально-психологическую компетенцию межкультурного общения, включающую в себя умения преодолевать негативные этноцентрические реакции, связанные с атрибуциями, такие, как неопределенность и тревожность; позитивно принимать разные взгляды на мир как основу культурных вариаций в поведении.
В соответствии с ведущими принципами дидактики (гуманизации, научности, наглядности, доступности и др.), а также в контексте интегративного и социокультурного подходов к профессиональноиноязычной подготовке нами определена система принципов построения и эффективной реализации экспериментальной дидактической модели. Она включает в себя принципы, определяющие характер управления и взаимодействия (субъект-субъектных отношений, учета личностно-мотивационного аспекта, индивидуализации, положительного подкрепления, рефлексии) и принципы, определяющие требования к формированию МКК (профессиональнокоммуникативной направленности, профессиональной мобильности, учета личностного развития, диалога культур, поликультурного и билингвистическо-го развития, сохранения этнической идентичности, признания культурных различий, «включения эмоций»).
В русле межкультурной парадигмы определены принципы отбора и систематизации содержания с
точки зрения его профессиональной направленности и культуроведческого наполнения. К ним относятся принципы преемственности, профессиональной направленности, контекстного обучения, дидактической культуросообразности [4], аутентичности, модульности, многоуровневости и открытости содержания.
Содержательный компонент модели предполагает обоснование отбора и систематизации содержания обучения, определение его значимых составляющих. Интегративно-системное видение предмета исследования позволяет разработать и систематизировать содержание адекватно прогнозируемым целям.
В нашем исследовании отбор и систематизация содержания осуществляется по следующим параметрам:
— соответствие современным нормативнопрограммным документам, в частности стандартам высшего профессионального образования;
— реализация интегративного и социокультурного подходов на уровне содержания учебной информации;
— разработка учебной программы по иностранному и деловому иностранному языку на основе учебного плана;
— разработка и экспериментальная апробация необходимых учебно-методических пособий с последующим внесением корректив.
Интегративная составляющая на уровне содержания профессионально-иноязычной подготовки реализуется посредством междисциплинарных связей с фундаментальными основами учебных дисциплин по специальности и специализации; отбора типовых ситуаций, значимых в контексте профессионального делового общения; соединения предметного содержания дисциплины с содержанием будущей профессиональной деятельности.
Социокультурная составляющая на уровне содержания профессионально-иноязычной подготовки реализуется посредством отбора информации, содержащей культурные реалии, явления и феномены. Выделение, активизация и усвоение подобного рода явлений ориентированы на последовательное формирование и одновременное развитие всех компонентов МКК, на формирование готовности студентов принимать участие в межкультурном профессиональном общении, соблюдая нормы культурной и деловой этики.
Для реализации потенциальных возможностей содержания в исследовании определены и разработаны следующие организационно-управленческие условия:
— определение уровней МКК и критериев их сформированности на соответствующих этапах обучения в вузе;
— разработка технологического процесса, имеющего поэтапный характер;
— обусловленность этапов критериями формируемых уровней МКК;
— выбор форм организации технологического процесса (практические аудиторные занятия; самостоятельная работа в интерактивном режиме «студент
— компьютерная программа»; самостоятельная учебная деятельность);
— использование проблемных, активных и традиционных профессионально-коммуникативных методов обучения;
— реализация принципов, определяющих особенности взаимодействия в учебном процессе и специфику формирования МКК;
— использование и разработка эффективных средств, обеспечивающих должную организацию учебного процесса;
— разработка критериев оценки степени овладения ключевыми компетенциями на соответствующих уровнях МКК.
Оценочно-результативный компонент связан с оценкой результатов образовательного процесса и с достижением поставленной цели — сформированно-сти межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей.
Основными функциями модели процесса формирования МКК являются социальная, интегративная, культурологическая, профессиональная и коммуникативная. Реализация этих функций способствует оптимальному достижению результата, определяемого целями и задачами исследования.
Социальная функция обусловливает взаимосвязь профессиональной деятельности специалиста экономико-управленческого профиля и социальноэкономического развития общества. В процессе формирования МКК у студентов экономических специальностей социальная функция обеспечивает взаимодействие процессов профессионализации и социализации личности, способствующее становлению и развитию социального сознания субъектов профессиональной деятельности.
Культурологическая функция предопределяет формирование общепрофессиональной и коммуникативной культуры будущих специалистов. Важное значение в процессе формирования МКК приобретают культурные нормы и ценности, связанные со сферами экономики, управления, социальной психологии, иными словами, профессиональной культуры в целом.
Интегративная функция предопределяет комплексность содержания образования, так как создание целостного образовательного процесса невозможно без учета требований, вытекающих из основ производства, а значит, без интеграции иностранного языка с основами разных наук и видами профессиональной деятельности. Интегративная функция объединяет профессионально-языковые, речевые, логикоинформационные, социально-культурные, социальнопсихологические и управленческие компоненты, что нашло отражение в создании интегративных комплексов знаний, умений и навыков.
Профессиональная функция связана с формированием профессиональной компетенции будущих специалистов экономико-управленческого профиля, а именно такой ее составляющей, как межкультурная коммуникативная компетенция в сфере профессионального общения. В процессе формирования исследуемой компетенции происходит удовлетворение социальных и профессиональных потребностей студентов; овладение профессионально-иноязычными знаниями, умениями и навыками, составляющими клю-
чевых компетенций; развитие профессионально значимых качеств личности, интереса к экономикоуправленческой деятельности, а также потребности и способности к самообразованию.
Коммуникативная функция особенно актуальна для профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в связи с переосмыслением экономико-управленческой деятельности в условиях социально-экономических изменений.
Все представленные функции взаимосвязаны между собой и обеспечивают усвоение общечеловеческих, профессиональных и нравственных норм, выстраивание на их основе системы ценностей личности.
На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что МКК служит одним из условий успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере экономики и управления, определяет взаимоотношения между деловыми партнерами, говорящими на разных языках, обуславливает нормы и правила коммуникативного поведения.
Разработанная нами дидактическая модель процесса формирования межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей отвечает следующим требованиям.
Раскрывает внутреннюю структуру и логику рассматриваемого комплексного процесса, единство, взаимосвязь и взаимозависимость всех его элементов, обеспечивает процесс подготовки студентов экономических специальностей к межкультурному общению в сфере профессиональной деятельности.
Является открытой развивающейся системой и обладает возможностью изменения ее структуры и параметров по мере накопления новой информации об объекте исследования, изменения потребностей практики и социального заказа на специалиста, отвечающего современным потребностям общества.
Адекватно отражает процесс формирования МКК, что соответствует его практической реализации на учебно-методическом и практическом уровнях.
Позволяет гибко и динамично учитывать изменения, происходящие в сфере деятельности специалиста экономико-управленческого профиля, своевременно отражать их при моделировании процесса формирования МКК у студентов экономических специальностей.
Обладает расширяемостью, т. е. возможностью дополнения новой информацией об объекте, достройки или изменения существующих элементов без нарушения функционирования неизменной части модели, что возможно благодаря «блоковой» структуре разработанной модели.
Итак, можно сделать вывод, что дидактическая модель процесса формирования межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей представляет собой открытую, развивающуюся систему с интегративными комплексами знаний, охватывающую все условия: определение культурологических основ, общедидактической цели, концептуальных подходов, структуры межкуль-турной коммуникативной компетенции и системы принципов; разработку содержательного компонента, организационно-управленческих условий и критериально-диагностического аппарата. Реализация такой модели дает возможность сделать целенаправленным процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей.
1. См.: Маркова С.М. Моделирование педагогических систем. Н.Новгород: ВГИПА, 2003. С. 19.
2. Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: Монография. Н.Новгород: ВГИПУ, 2005. 407 с.
3. Уварова Н.Л. Лингвообразовательный процесс в профессиональной подготовке государственных служащих. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998. 183 с.
4. Сафонова В.В. // Иностранный язык в школе. 2001. №3. С.19.