Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования логической культуры будущего учителя математики'

Моделирование процесса формирования логической культуры будущего учителя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Фатима Надирбековна, Бакашева Аймани Бураевна

В статье разработана модель формирования логической культуры в условиях взаимодействия учебной и внеучебной работы вуза на примере использования интегрирующей интеллектуальной среды, раскрыта ее роль в образовании будущего учителя математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE FORMATION OF CULTURAL LOGIC MATH TEACHERS

In the article developed a model of the formation of culture in terms of the logical interaction of academic and extracurricular activities of the university as an example of using an integrating intellectual environment, revealed its role in the education of future teachers of mathematics.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования логической культуры будущего учителя математики»

УДК 378

Ф.Н. Алипханова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

А.Б. Бакашева

Аннотация. В статье разработана модель формирования логической культуры в условиях взаимодействия учебной и внеучебной работы вуза на примере использования интегрирующей интеллектуальной среды, раскрыта ее роль в образовании будущего учителя математики.

Ключевые слова: модель, моделирование, логическая культура, будущий учитель математики.

Еайта АИрЬапоуа Луташ БакаэЬеуа

Современные изменения во всех сферах жизни российского общества во многом обусловлены процессом реформирования системы новых экономических взаимоотношений, которые наблюдаются и в области профессиональной педагогической деятельности. Эффективность процесса формирования логической культуры будущего учителя математики во многом зависит от интеграции всех субъектов взаимодействия вуза, так или иначе задействованных в этом процессе.

Данные условия привели к осознанию того, что личность будущего учителя математики, формирование его логической культуры в значительной степени определяются тем, в какой степени он способен проявлять собственную активность, мобильность не только в учебном процессе, но и в процессе внеаудиторной работы, где он включен в реальную педагогическую деятельность, может реализовать собственные личностные и профессиональные амбиции и найти не только сферу приложения своих собственных интересов, но и возможность создать самому новую сферу или направление своих профессиональных увлечений. Процессы интеграции учебной и внеучебной работы педагогического вуза могут обеспечить совершенно новое качество подготовки будущего учителя математики - высокий уровень его логической культуры. Необходимость формирования логической культуры связана с возросшим профессиональным уровнем учителей математики, а также с развитием профессионально значимых качеств личности, что может быть реализовано через метод моделирования процесса формирования логической культуры будущего математика в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов.

Моделирование процесса формирования у будущего математика логической культуры обусловлена растущей тенденцией перехода педагогики в новое качество - от описательности процесса формирования определенных качеств личности к моделированию, выделению модулей, к проектированию нового образовательного пространства. Мы применили известный общенаучный подход к реализации моделирования процесса формирования логической культуры будущих учителей математики [1, с. 44], часто используемый в теории педагогического моделирования. Согласно его принципам и правилам модели педагогических процессов представляют важные, ключевые характеристики изучаемого процесса, которые выражены совокупностью некоего набора компонентов, блоков или модулей, отвечающих за эффективный результат. Структурно-функциональная модель формирования ло-

© Алипханова Ф.Н., Бакашева А.Б., 2014

гической культуры будущего математика в условиях интеграции учебно-воспитательной и внеуади-торной деятельности имеет следующий алгоритм действий: учебное занятие (семинар, лекция, коллоквиум, контрольная точка и т.д.) - внеаудиторные формы деятельности (конференция, элективные курсы, факультативы, фестивали, конкурсы, олимпиады и т.д.) - выход за рамки вуза - самостоятельная деятельность студента (самостоятельный поиск знаний, работа в библиотеке, написание эссе, сочинений, создание собственной интеллектуальной деятельности, подготовка проекта и его защита).

Задача формирования логической культуры будущего учителя математики может эффективно осуществляться на базе создания и развития в вузе интегрирующей интеллектуальной среды (ИИС), занимающей центральное место в модели интеграции учебной, аудиторной и внеуадиторной работы. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов реализуется не только через предметную деятельность, но и через создание интеграции определенной образовательно-воспитательной и внеаудиторной среды, где создаются жизненно значимые, профессиональные ситуации и педагогические события. Этим объясняется необходимость проектирования и реализации возможностей ИИС, ее сре-довых условий развития личности будущего математика как ресурса нового качества педагогического образования. Особенно это значимо для формирования возможностей логической культуры личности в профессионально ориентированной интеллектуальной среде вуза, в которой находится студент.

Ученые, разрабатывающие основные положения и теории педагогических моделей (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.) определили ключевые моменты, которые должны быть использованы при конструировании данных объектов.

1. Исследование и вхождение в проблему, понимание этапов ее конструирования, определение функции моделируемого процесса, его места и роли в системе образования (государственный заказ на специалистов того или иного профиля, требования нового ФГОС к выпускникам того или иного профиля, требования работодателя).

2. Подбор определенных блоков или компонентов структурно-функциональной модели исследуемого объекта - выявляются критерии и показатели данных блоков модели, их функциональность.

3. Выявление и установка взаимосвязей и взаимозависимостей, взаимосвязей компонентов модели (деятельностные, мониторинговые, технологические, функциональные и пр.).

4. Разработка модели, ее компонентов, развитие в динамике самого объекта исследования [цит. по: 2, с. 21-27] (см. рис.).

Конструирование модели обеспечивает используемый системный подход, который основан на детальном изложении ее структурных компонентов, функционального взаимодействия и интеграции всех ее субъектов, тесных интеграционных связей ее компонентов, входящих в целостную педагогическую систему вуза. Благодаря этому положению компоненты модели формирования логической культуры будущего учителя математики представляются как некие части одного целого образования, формируемые на основе интегративности [3, с. 117-119].

Педагогические особенности представленной модели влияют на отбор педагогических принципов, на которых базируется ее конструирование. Наиболее соответствующие принципы, правила конструирования модели содержатся в исследованиях С.П. Грушевского. Среди них: онтологический принцип, отражающий «работоспособность», функциональность модели ее учебному содержательно-технологическому комплексу; принцип целостности, предполагающий гармоничное единство компонентов и элементов модели; принцип системности, согласно которому модель является объектом, способным к постоянному саморазвитию через появление новых ее блоков; принцип информативности, характеризующий модель как сложный информационный организм, который включает в себя интегративное содержание учебной и внеучебной работы, основанное на современных педагогических и информационных технологиях.

Требования ФГОС ВПО

Государственный заказ на школьного учителя математики, обладающего логической культурой

Требования работодателей к уровню логической культуры учителя математики

Цель - формирование логической культуры будущего учителя математики в учебной и внеучебной работе

Деятельностно-интегративный компонент:

четкая согласованность и взаимодействие работы между информационными, дидактическими, ме-тоди ческими, технологическими компонентами системы, отдельными темами, кафедрами как отдельными научными направлениями, субъектами вуза

Содержательно-технологический компонент: объединяющие научные конференции, факультативные и элективные курсы,

индивидуальное и групповое написание эссе, коллективное создание и защита проектной деятельности, информационно-компьютерные технологии

Принципы: онтоло-гич еский, целостности, системности, инфор-м ативности, фундаментальности, реали-

з ации требований логики, осознания логических связей

Интегрирующая интеллектуальная среда вуза (ИИС)

Подходы: комптентностный,

системно-деятельностный, креативный, лично-

стно-ориентированный, метод эвристической инверсии

Мониторингово-диагностический компонент: опросные анкеты, включенное наблюдение, тест Липп-ман, «Логические закономерности», «Гибкость мышления», сюжетные задачи, анализ и синтез, «Количественные отношения» А.А. Деркач; Методика Т. Элерса, математические методы (качественные и количественные)

Психолого-педагогические условия: нормативно-управленческие, содержательно-технологические, организационно-педагогические, креативно-преобразующие.

Рис. Модель формирования логической культуры будущего математика в условиях взаимодействия учебной и

внеучебной работы вуза на примере ИИС

Таким образом, эффективность формирования логической культуры будущего учителя математики обеспечивается представленной моделью, специальное конструирование которой осуществляется на основе интеграции всех компонентов модели и включающей в себя: а) многоуровневые структурные связи, обеспечивающие формирование логической культуры; б) структурные связи, реа-

лизующие взаимодействие всех компонентов модели; в) личностные и средовые факторы, сопровождающие интеллектуальную активность студентов.

Библиографический список

1. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартовский. - М.: Прогресс, 2008. -507 с.

2. Алипханова Ф.Н., Гамзаева М.В. Модель процесса формирования способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. -2011. - № 2. - С. 21-27.

3. Алиева Р.Р. Модель формирования организационной культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4 (41). - С. 117-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.