УДК 378
Ф.Н. Алипханова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
А.Б. Бакашева
Аннотация. В статье разработана модель формирования логической культуры в условиях взаимодействия учебной и внеучебной работы вуза на примере использования интегрирующей интеллектуальной среды, раскрыта ее роль в образовании будущего учителя математики.
Ключевые слова: модель, моделирование, логическая культура, будущий учитель математики.
Еайта АИрЬапоуа Луташ БакаэЬеуа
Современные изменения во всех сферах жизни российского общества во многом обусловлены процессом реформирования системы новых экономических взаимоотношений, которые наблюдаются и в области профессиональной педагогической деятельности. Эффективность процесса формирования логической культуры будущего учителя математики во многом зависит от интеграции всех субъектов взаимодействия вуза, так или иначе задействованных в этом процессе.
Данные условия привели к осознанию того, что личность будущего учителя математики, формирование его логической культуры в значительной степени определяются тем, в какой степени он способен проявлять собственную активность, мобильность не только в учебном процессе, но и в процессе внеаудиторной работы, где он включен в реальную педагогическую деятельность, может реализовать собственные личностные и профессиональные амбиции и найти не только сферу приложения своих собственных интересов, но и возможность создать самому новую сферу или направление своих профессиональных увлечений. Процессы интеграции учебной и внеучебной работы педагогического вуза могут обеспечить совершенно новое качество подготовки будущего учителя математики - высокий уровень его логической культуры. Необходимость формирования логической культуры связана с возросшим профессиональным уровнем учителей математики, а также с развитием профессионально значимых качеств личности, что может быть реализовано через метод моделирования процесса формирования логической культуры будущего математика в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов.
Моделирование процесса формирования у будущего математика логической культуры обусловлена растущей тенденцией перехода педагогики в новое качество - от описательности процесса формирования определенных качеств личности к моделированию, выделению модулей, к проектированию нового образовательного пространства. Мы применили известный общенаучный подход к реализации моделирования процесса формирования логической культуры будущих учителей математики [1, с. 44], часто используемый в теории педагогического моделирования. Согласно его принципам и правилам модели педагогических процессов представляют важные, ключевые характеристики изучаемого процесса, которые выражены совокупностью некоего набора компонентов, блоков или модулей, отвечающих за эффективный результат. Структурно-функциональная модель формирования ло-
© Алипханова Ф.Н., Бакашева А.Б., 2014
гической культуры будущего математика в условиях интеграции учебно-воспитательной и внеуади-торной деятельности имеет следующий алгоритм действий: учебное занятие (семинар, лекция, коллоквиум, контрольная точка и т.д.) - внеаудиторные формы деятельности (конференция, элективные курсы, факультативы, фестивали, конкурсы, олимпиады и т.д.) - выход за рамки вуза - самостоятельная деятельность студента (самостоятельный поиск знаний, работа в библиотеке, написание эссе, сочинений, создание собственной интеллектуальной деятельности, подготовка проекта и его защита).
Задача формирования логической культуры будущего учителя математики может эффективно осуществляться на базе создания и развития в вузе интегрирующей интеллектуальной среды (ИИС), занимающей центральное место в модели интеграции учебной, аудиторной и внеуадиторной работы. Педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов реализуется не только через предметную деятельность, но и через создание интеграции определенной образовательно-воспитательной и внеаудиторной среды, где создаются жизненно значимые, профессиональные ситуации и педагогические события. Этим объясняется необходимость проектирования и реализации возможностей ИИС, ее сре-довых условий развития личности будущего математика как ресурса нового качества педагогического образования. Особенно это значимо для формирования возможностей логической культуры личности в профессионально ориентированной интеллектуальной среде вуза, в которой находится студент.
Ученые, разрабатывающие основные положения и теории педагогических моделей (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.) определили ключевые моменты, которые должны быть использованы при конструировании данных объектов.
1. Исследование и вхождение в проблему, понимание этапов ее конструирования, определение функции моделируемого процесса, его места и роли в системе образования (государственный заказ на специалистов того или иного профиля, требования нового ФГОС к выпускникам того или иного профиля, требования работодателя).
2. Подбор определенных блоков или компонентов структурно-функциональной модели исследуемого объекта - выявляются критерии и показатели данных блоков модели, их функциональность.
3. Выявление и установка взаимосвязей и взаимозависимостей, взаимосвязей компонентов модели (деятельностные, мониторинговые, технологические, функциональные и пр.).
4. Разработка модели, ее компонентов, развитие в динамике самого объекта исследования [цит. по: 2, с. 21-27] (см. рис.).
Конструирование модели обеспечивает используемый системный подход, который основан на детальном изложении ее структурных компонентов, функционального взаимодействия и интеграции всех ее субъектов, тесных интеграционных связей ее компонентов, входящих в целостную педагогическую систему вуза. Благодаря этому положению компоненты модели формирования логической культуры будущего учителя математики представляются как некие части одного целого образования, формируемые на основе интегративности [3, с. 117-119].
Педагогические особенности представленной модели влияют на отбор педагогических принципов, на которых базируется ее конструирование. Наиболее соответствующие принципы, правила конструирования модели содержатся в исследованиях С.П. Грушевского. Среди них: онтологический принцип, отражающий «работоспособность», функциональность модели ее учебному содержательно-технологическому комплексу; принцип целостности, предполагающий гармоничное единство компонентов и элементов модели; принцип системности, согласно которому модель является объектом, способным к постоянному саморазвитию через появление новых ее блоков; принцип информативности, характеризующий модель как сложный информационный организм, который включает в себя интегративное содержание учебной и внеучебной работы, основанное на современных педагогических и информационных технологиях.
Требования ФГОС ВПО
Государственный заказ на школьного учителя математики, обладающего логической культурой
Требования работодателей к уровню логической культуры учителя математики
Цель - формирование логической культуры будущего учителя математики в учебной и внеучебной работе
Деятельностно-интегративный компонент:
четкая согласованность и взаимодействие работы между информационными, дидактическими, ме-тоди ческими, технологическими компонентами системы, отдельными темами, кафедрами как отдельными научными направлениями, субъектами вуза
Содержательно-технологический компонент: объединяющие научные конференции, факультативные и элективные курсы,
индивидуальное и групповое написание эссе, коллективное создание и защита проектной деятельности, информационно-компьютерные технологии
Принципы: онтоло-гич еский, целостности, системности, инфор-м ативности, фундаментальности, реали-
з ации требований логики, осознания логических связей
Интегрирующая интеллектуальная среда вуза (ИИС)
Подходы: комптентностный,
системно-деятельностный, креативный, лично-
стно-ориентированный, метод эвристической инверсии
Мониторингово-диагностический компонент: опросные анкеты, включенное наблюдение, тест Липп-ман, «Логические закономерности», «Гибкость мышления», сюжетные задачи, анализ и синтез, «Количественные отношения» А.А. Деркач; Методика Т. Элерса, математические методы (качественные и количественные)
Психолого-педагогические условия: нормативно-управленческие, содержательно-технологические, организационно-педагогические, креативно-преобразующие.
Рис. Модель формирования логической культуры будущего математика в условиях взаимодействия учебной и
внеучебной работы вуза на примере ИИС
Таким образом, эффективность формирования логической культуры будущего учителя математики обеспечивается представленной моделью, специальное конструирование которой осуществляется на основе интеграции всех компонентов модели и включающей в себя: а) многоуровневые структурные связи, обеспечивающие формирование логической культуры; б) структурные связи, реа-
лизующие взаимодействие всех компонентов модели; в) личностные и средовые факторы, сопровождающие интеллектуальную активность студентов.
Библиографический список
1. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартовский. - М.: Прогресс, 2008. -507 с.
2. Алипханова Ф.Н., Гамзаева М.В. Модель процесса формирования способности у будущих учителей к педагогическому самоменеджменту // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. -2011. - № 2. - С. 21-27.
3. Алиева Р.Р. Модель формирования организационной культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4 (41). - С. 117-119.