старшеклассников с процессом поэтапного решения вычислительных задач с использованием ИПС; освоение работы в среде определенных ИПС и формирования умений и навыков их использования для создания калькуляторов при решении вычислительных задач; формирование умений и приобретение личного опыта по созданию калькуляторов решения вычислительных задач определенного типа; усиление межпредметных связей, реализуемых через отбор вычислительных задач, содержательным источником которых являются все предметы общеобразовательной подготовки; обучение использованию математического и информатического инструментария.
Решение вычислительных задач с использованием ИПС требует наличия у старшеклассника устойчивых навыков пользователя программных средств, знания методов алгоритмизации и математического моделирования, знания фактического материала темы, с которой решается задача, владения интерфейсом и знание определенных технологий работы с используемым ИПС, умения осуществлять целенаправленный поиск информации и пользоваться справочной литературой.
Курс имеет четко выраженную практическую направленность. Доля времени, отведенного на преподавание теоретического материала, не должна превышать 40% от общего его объема. Курс тесно связан с такими учебными предметами, как информатика, математика, физика, биология, география, технологии. Он расширяет и углубляет знания учащихся по этим предметам и одновременно позволяет выяснить функциональное назначение и возможности практического применения ИПС.
На уроке предусматривается непосредственная работа учащихся за компьютером, состоящая из фронтально-индивидуального выполнении упражнений, решения вычислительных задач и конструирования калькуляторов решения вычислительных задач определенного типа, что позволит постепенно овладеть содержанием курса, освоить работу в среде избранных ИПС и применить полученные теоретические знания на практике. Ученик оформляет отчет о проделанной работе, где записывает: условие вычислительной задачи, математическую модель, алгоритм решения задачи в общем виде, адаптированный к среде ИПС алгоритм решения задачи (описание технологии конструирования калькулятора), полученные результаты, выводы и защищает работу перед учителем. Примеры решения вычислительных задач и конструирования калькуляторов приведены в роботе [2].
Инвариантным признаком элективного курса является его направленность на развитие интеллектуальных способностей, логико-алгоритмического мышления старшеклассников в процессе обучения решать вычислительные задачи с использованием ИПС и конструирования калькуляторов автоматизированного
Библиографический список
решения вычислительных задач определенного типа. Конкретное предметно-задачное наполнения курса может быть различным и отличаться содержанием отобранных задач. Вычислительные задачи предметного содержания из курса математики, физики, географии, биологии и т.д. добираются учителем по своему усмотрению.
Эффективность решения вычислительных задач с использованием ИПС в значительной степени зависит от его функциональности и правильного подбора, что в полной мере должно соответствовать содержанию и целям обучения, способствовать гармоничному развитию учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. При подборе ИПС нами учитывались такие основные критерии, как: адаптивность программного средства к школе; методическая целесообразность его применения; достаточность инструментария; простой, интуитивно-понятный интерфейс; программная совместимость, наличие лицензии на использование. Учитывая наведенные критерии, для решения вычислительных задач в курсе было выбрано два ИПС: табличный процессор MS Excel и система компьютерной математики MathCad.
В то же время нельзя забывать о том, что ИПС является не более, чем удобным и мощным инструментом решения конкретных задач. А ученик, который не понимает сущности задач, не знает аналитических приемов и методов их решения и анализа, получая готовый результат, не будет знать, как он обосновывается и не сможет его правильно применять. Однако когда у старшеклассников математические понятия уже сформированы, при решении вычислительных задач выполнения этих операций можно автоматизировать без ущерба для обучения [3].
Итак, организационным и научно-методическим обеспечением процесса эффективного формирования алгоритмической культуры старшеклассников является личностно ориентированное обучение решению вычислительных задач с использованием ИПС в курсе по выбору «Решение вычислительных задач с использованием инструментальных программных средств».
Обучение старшеклассников решать вычислительные задачи предметного содержания направлено на формирование умений решать задачи путем выделения общих приемов и способов построения алгоритмов как последовательности вычислений и логических операций в среде ИПС для дальнейшего конструирования калькуляторов как реализаторов решения задач определенного типа.
Дальнейшие исследования по данной проблеме будут связаны с разработкой лабораторного практикума для элективного курса «Решение вычислительных задач с использованием инструментальных программных средств» и написанием соответствующего учебного пособия.
1. Дорошенко, Ю.О. Технологичне навчання информатыкы: навчально-методычный посибнык I Ю.О. Дорошенко, Т.В. Тихонова, Г.С. Лунева. - М., 2011.
2 Осипа, Л.В. Конструювання калькулятора розвязання квадратного ривняння з выкористанням инструментальных програмных засобив I
I Информатика и информацийни технологии. - 2012. - № 3.
3. Жалдак, М.И. Математика с компьютером: посибнык [для учителив] I М.И. Жалдак, Ю.В. Горошко, Е.Ф. Винниченко. - М., 2004.
Bibliography
1. Doroshenko, Yu.O. Tekhnologichne navchannya informatihkih: navchaljno-metodihchnihyj posibnihk I Yu.O. Doroshenko, T.V. Tikhonova, G.S. Luneva. - M., 2011.
2 Osipa, L.V. Konstruyuvannya kaljkulyatora rozvyazannya kvadratnogo rivnyannya z vihkoristannyam instrumentaljnihkh programnihkh zasobiv
II Informatika i informaciyjni tekhnologii. - 2012. - № 3.
3. Zhaldak, M.I. Matematika s kompjyuterom: posibnihk [dlya uchiteliv] I M.I. Zhaldak, Yu.V. Goroshko, E.F. Vinnichenko. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 20.06.13
УДК 378:61:681.3.06
Aliphanova F.N., Sadyhanova R.S. CRITERIA OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL QUALITIES OF MEDICAL STUDENTS. In the article the criteria and indicators of formation of professional and moral qualities of the medical students.
Key words: criteria, indicators, professional and moral qualities, a medical student.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]; Р.Ш. Садыханова, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
В статье раскрыты критерии и показатели сформированности профессионально-нравственных качеств у студентов-медиков
Ключевые слова: критерии, показатели, профессионально-нравственные качества, студент-медик.
Выявление эффективности форм и средств воспитания профессионально-нравственных качеств у будущего медицинского работника, связано с разработкой критериев и показателей его результативности. Разработка критериев - одна из важнейших научно-педагогических проблем, поскольку они позволяют руководствоваться при оценке происходящих педагогических процессов, явлений, при формировании личностных качеств. Наличие критериев также позволяет сделать вывод об эффективных результатах воспитания личности будущих медиков.
Понятие «критерий» представляет собой признак, на основании которого делается оценка. Согласно словарю С.И. Ожегова, критерии служат неким мерилом оценки или суждения. Понятие «критерий» из Большого энциклопедического словаря представлен так: «критерий - от греческого кгКепоп, средство для суждения, признак, на основе которого производится оценка; определение, классификация чего-либо, мерило оценки; критерий выполняет следующие функции: отражает динамику измеряемого качества во времени; сочетает количественные и качественные показатели, по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного рассматриваемого феномена, а главное он должен связывать все компоненты системы, которая исследуется» [1].
Поэтому ключевые требования, предъявляемые к критериям, могут предстать так:
1) критерий должен быть адекватен тому явлению, измерителем которого он является;
2) соответствовать дидактическим целям, характеризовать связь между ними и результатами обучения;
3) выражаться в таких понятиях, которые можно подвергнуть количественному анализу;
4) обеспечивать относительную простоту измерений, легкость расчетов, доступность и удобство в обращении;
5) позволять оценивать не только объем, но и качество знаний, навыков, умений; формальные результаты обучения, но и творческую работу обучающихся.
Анализ научной литературы показал, что единые критерии, показатели и уровни сформированности профессионально-нравственных качеств у студентов медицинского колледжа отсутствуют. Критерии сформированности профессиональнонравственных качеств медика можно охарактеризовать следующим образом:
- критические значения и показатели, служащие основанием для суждения о наличии или отсутствия определенных качеств личности студента путем наблюдения о мотивах, установках и тенденциях будущего медика;
- критические значения и показатели, позволяющие оценить профессиональную готовность будущих медиков с точки зрения их влияния на совершенствование и реформирование медицинской отрасли;
- критические значения и показатели как социально одобряемые нормативы профессионального поведения медиков среднего звена и алгоритмы их осуществления. При этом, «нормы понимаются не как характеристики профессионального уровня развития в какой-либо возрастной группе, а как указание на высшие возможности достижения для того или иного возраста медика» [2, с. 39].
Показатели и критерии, на основании которых можно судить об уровне сформированности профессионально-нравственных качеств медицинской сестры, двух типов: профессиональные (отвечающие за готовность выполнять те или иные медицинские задачи) и нравственные (личностные). В первую группу критериев входят такие качества медика, как высокое чувство профессионального долга, ответственность, терпение, наблюдательность, решительность, оптимизм, интуиция, взвешенность решений о личной компетенции, ум, интеллект, уважительное отношение к пациенту, внимательность к безопасности пациента, добросовестность, отзывчивость, умение сострадать, твердость характера, состояние постоянной готовности оказать помощь.
Уровни сформированности профессионально-нравственных качеств Проявление профессионально-нравственных качеств медиков среднего звена
-О- ль
ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ (НИЗКИЙ) демонстрирует пассивность к новому, не проявляет стремление и заинтересованность к познанию, логическому мышлению, слабо прогнозирует вероятные реакции пациента, поведение в межличностных взаимодействиях; замкнут в отношениях с людьми, не общителен, не приветлив, со слабой эмпативностью, эмоционально не устойчив менее ответственен, не решительный
-О- ль
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (СРЕДНИЙ) прогнозирует вероятные реакции пациента, поведение в межличностных взаимодействиях; проявляет коммуникативные качества, достаточно решительный, демонстрирует благородство, сострадание, достаточно внимательный, проявляет чувство профессионального долга, ответственность, наблюдательность, уважительное отношение к пациенту, внимательность к безопасности пациента, добросовестность
4И
РЕПРДУКТИВНЫЙ (ВЫСОКИЙ) демонстрирует активность и заинтересованность к медицинским инновациям, новшествам, проявляет высокое стремление и заинтересованность к познанию, логическому мышлению; грамотно прогнозирует вероятные реакции пациента, поведение в межличностных взаимодействиях; общителен, приветлив, с высоким уровнем эмпативности, эмоционально устойчив, ответственен и решителен
Рис.1. Уровни сформированности профессионально-нравственных качеств медика среднего звена
Во вторую группу критериев оценки сформированности профессионально-нравственных качеств входят: коммуникативность, милосердие, гуманность, благородство, сострадание, человечность, воля, энергия, собранность, хладнокровие, эмпатия, моральные знания и убеждения, навыки, умения и привычки высоконравственного поведения морально-психические установки и ценностные ориентации, трудолюбие, добросовестность.
Для того чтобы исследовать критерии сфрмированности профессионально-нравственных качеств будущих медиков, необходимо выделить показатели, которые существуют для этих критериев.
Критерии и показатели сформированности профессионально-нравственных качеств медика это результат исследований его профессиональной деятельности. Они включают требования к объему знаний, умений и навыков, стажу работы и образованию, а также характеризуют профессиональное поведение медика. Критерии и показатели содержат базовые характеристики, которыми обязан владеть медик среднего персонала. Условно их определяют как: знания, функции, должностные обязанности, права, ответственность. В результате анализа ряда нормативных материалов и требований, предъявляемых, к профессиональной подготовке медицинских кадров среднего звена, были сформулированы критерии и показатели профессионально-нравственных качеств медика - интеллектуально-гностический, коммуникативно-мотивационный, эмоционально-волевой и нравственно-практический
Предлагаемые критерии и показатели профессиональнонравственных качеств медика среднего звена строго взаимосвязаны, но степень их использования меняется в зависимости от этапа становления готовности к их применению.
Библиографический список
На основе теоретико-методологического анализа проблемы воспитания профессионально-нравственных качеств медика среднего звена, комплекса диагностических методик, которые использовались в ходе исследования, были определены уровни сформированности профессионально-нравственных качеств. Категория «уровень» отражает степень развития «готовности» применять профессиональные умения и навыки на практике. Под понятием «степень сформированности качеств» понимается устойчивая последовательность изменений качественных состояний каждого уровня студента и перехода при этом от низкого уровня до более высокого (рис. 1).
Сообщая о профессионально-нравственных качествах личности студента-медика, следует иметь в виду и такую сторону его характера, как сострадание, проявление милосердия к больному. Будущий медицинский работник не должен быть равнодушен к больному, он должен быть сосредоточен на основной задаче: что и как необходимо предпринять, чтобы практические действия дали желаемый результат. Одно из требований к характеру медика - он должен не поддаваться панике, уметь отключаться от всего, что может помешать выполнению лечебной задачи. Очень близко к данному высказыванию понятие эмпатии, одно из важнейших качеств будущего медика. Ермолаева М.В. связывает эмпатию с жизненным опытом и самоконтролем, отмечая, что «развитие эмпатических способностей свидетельствует об адекватном жизненном опыте и возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустриро-ванности и ригидности» [3, с. 11].
Таким образом, система критериев формирования профессионально-нравственных качеств будущих медиков средних профессиональных медицинских учебных заведений в условиях внеучебной работы предполагает определение показателей, на основании которых оценивается уровень сформированности профессионально-нравственных качеств будущих медиков.
1. Ожегов, С.И., Толковый Словарь русского языка I С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2002.
2. Профессиональная ориентация молодёжи на профессии типа человек-человек: методические рекомендации. - Л., 2008.
3. Ермолаева, М.В. Психология развития: методич. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - М.; Воронеж, 2000.
Bibliography
1. Doroshenko, Yu.O. Tekhnologichne navchannya informatihkih: navchaljno-metodihchnihyj posibnihk I Yu.O. Doroshenko, T.V. Tikhonova, G.S. Luneva. - M., 2011.
2 Osipa, L.V. Konstruyuvannya kaljkulyatora rozvyazannya kvadratnogo rivnyannya z vihkoristannyam instrumentaljnihkh programnihkh zasobiv
II Informatika i informaciyjni tekhnologii. - 2012. - № 3.
3. Zhaldak, M.I. Matematika s kompjyuterom: posibnihk [dlya uchiteliv] I M.I. Zhaldak, Yu.V. Goroshko, E.F. Vinnichenko. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 20.06.13
УДК 378
Tsakoyev A.A. FORMATION Of SPORTS CULTURE IDENTITY OF STUDENTS. Describes a process of forming sports culture identity of students as a result of the use of the sports-oriented physical education in terms of sociopolitical and economic life of the country.
Key words: sports, culture, personality, athletic lifestyle, athletic competence.
А.А. Цакоев, ст. преп. ФБГОУ ВПО Северо-Осетинского гос. университета им. К.Л. Хетагурова, г. Беслан, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается процесс формирования спортивной культуры личности студентов как результат использования спортивно-ориентированного физического воспитания в условиях общественно-политической и экономической жизни страны.
Ключевые слова: спортивная культура, формирование личности, спортивный стиль жизни, спортивная компетентность.
В настоящее время мы наблюдаем зарождение новой системы клубной спортивной работы в рамках гуманистически ориентированного спортивного движения России. Продолжается поиск новых форм, методов и подходов к организации работы спортивных клубов, поскольку именно на основе этого представляется возможным решить весь комплекс задач, стоящих перед спортивным движением России в целом. Эти новые формы,
методы и подходы способны поднять престиж физической культуры и спорта в вузе, вовлечь в физкультурно-спортивное движение студентов. Демократичность и гуманизм должны стать отличительными чертами не только клубной спортивной работы, но и физкультурно-спортивного движения в целом.
Спорт есть сфера создания культурных ценностей, которые органично входят в содержание культуры. Так, В.М. Выдрин [1]