Научная статья на тему 'Моделирование профессиональных компетенций для подготовки технологов фармацевтического производства'

Моделирование профессиональных компетенций для подготовки технологов фармацевтического производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные знания / прикладной бакалавриат / квалифицированный специалист. / professional knowledge / applied bachelor degree / qualified specialist.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.О. Устенова, М.А. Абирова, К.Б. Темирбаева

В настоящее время одним из важнейших требований современной фармацевтической отрасли является высокий уровень квалификации персонала фармацевтической промышленности. Отрасль остро испытывает недостаток в специалистах для фармацевтической промышленности – от технологов производственных участков до руководителей производства, начальники участков, руководители подразделений, директора по производству, с опытом и знаниями предприятия, уже сертифицированного в соответствии с правилами GMP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.О. Устенова, М.А. Абирова, К.Б. Темирбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING PROFESSIONAL COMPETENCE FOR THE PREPARATION OF PHARMACEUTICAL PRODUCTION TECHNOLOGISTS

Production sites to production managers, chiefs of sites, heads of divisions, directors of production, with experience and knowledge of the enterprise, which is already certified according to the rules GMP

Текст научной работы на тему «Моделирование профессиональных компетенций для подготовки технологов фармацевтического производства»

www.kaznmu.kz

УДК 615.15:615.014:614.252.2

Г.О. УСТЕНОВА, М.А. АБИРОВА, К.Б. ТЕМИРБАЕВА

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова модуль «Фармацевт-технолог»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕХНОЛОГОВ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

В настоящее время одним из важнейших требований современной фармацевтической отрасли является высокий уровень квалификации персонала фармацевтической промышленности. Отрасль остро испытывает недостаток в специалистах для фармацевтической промышленности - от технологов производственных участков до руководителей производства, начальники участков, руководители подразделений, директора по производству, с опытом и знаниями предприятия, уже сертифицированного в соответствии с правилами GMP. Ключевые слова: профессиональные знания,прикладной бакалавриат, квалифицированный специалист.

Введение

В настоящее время одним из важнейших требований современной фармацевтической отрасли является высокий уровень квалификации персонала фармацевтической промышленности. Обладание фармацевтическими специалистами необходимыми знаниями, умениями, навыками и опытом трудовой деятельности, формирующими профессиональные компетенции, позволяют им выполнять свои должностные обязанности.

Уровень подготовки фармацевтических специалистов во многом определяется и зависит от наличия доступных и эффективных систем, форм и средств обучения.

Актуальность. Основной задачей профессионального образования в настоящее время является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности. Имеющиеся на сегодняшний день учебные программы в высших учебных заведениях практически не учитывают требования рынка труда, которые постоянно видоизменяются вследствие экономических, социальных и политических преобразований, осуществляемых в стране [1].

Главной целью данной статьи является разработка системы компетенций для формирования профессиональной подготовки будущих технологов фармацевтической индустрии. В процессе обучения должен быть сформирован компетентный специалист, соответствующий требованиям ОМР и квалификации технолог фармацевтического производства, который подготовлен к профессиональной деятельности на промышленных предприятиях.

Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:

• проанализировать существующие образовательные программы, применение которых наиболее целесообразно для эффективного формирования профессиональных компетенций будущих технологов фармацевтической отрасли (например: КазНМУ, СПбХФА);

• определить формы и методы обучения, которые обеспечат эффективность формирования профессиональных компетенций будущих технологов фармацевтической отрасли;

• разработать подходы к созданию образовательных ресурсов, предназначенных для

подготовки будущих технологов фармацевтической отрасли;

• разработать модель прикладного бакалавриата по специальности «Технология фармацевтического производства» в соответствии с требованиями работодателей (на примере ТОО «ПЛП Жанафарм»).

• создать и внедрить в учебный процесс модель прикладного бакалавриата по специальности, обеспечивающую высококвалифицированный уровень специалиста в фармацевтической промышленности.

Объектом исследования являются: учебно-образовательный процесс подготовки

профессиональных кадров, ИОТ и их практическое использование в учебном процессе фармацевтических ВУЗов по специальности «Технология фармацевтического производства». В процессе исследования использованы методы документального, структурного, сравнительного анализов, информационно патентный поиск, социологические исследования, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта с позиции исследуемой проблемы [2].

Исходя из вышеизложенного, современная система образования должна быть гибкой, соответствующей изменениям, происходящим непосредственно на рынке труда. Ввиду этого образовательные программы необходимо постоянно корректировать в двух аспектах: в соответствии с требованиями рынка и с учетом предложений самих предприятий. Поэтому активное современное обучение должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения «добывать знания». Одновременно работодатели далеко не всегда довольны качеством подготовки в системах высшего профессионального образования и часто считают, что выпускники не соответствуют современным требованиям развития промышленности и социальной сферы страны. В этой связи постоянно обсуждается вопрос, кто же нужен рынку труда и как обучить такого специалиста[3].

В качестве ответа предлагаются различные решения. Одно из предложений - реализация программы прикладного бакалавриата.

Главный принцип обучения по программе прикладного бакалавриата - обеспечить студентам возможность проверять пригодность и уровень своих знаний и умений на рабочих местах, участвуя в выполнении различных заданий. Ориентация на практические действия позволяет осваивать такие

www.kaznmu.kz

общие компетенции, как работа в команде, готовность принимать решения, ответственность за качество труда. У студентов формируются самостоятельность, способность планировать и организовывать собственную учебную и трудовую деятельность, руководить другими людьми. Иными словами, программы прикладного бакалавриата обеспечивает:

- освоение широких практических и теоретических знаний в области будущей профессиональной деятельности, необходимых для определения способов поведения в различных сложных ситуациях;

- приобретение умений проводить исследования для эффективного выполнения профессиональных задач, выбирать из большого диапазона методов такие,

которые необходимы для решения сложных проблем, оценивать действия и результаты деятельности собственной и подчиненных [4].

Выводы. Таким образом, сегодня в условиях, когда фармацевтическая отрасль переходит на международные стандарты надлежащих практик, а для этого нужны высококвалифицированные кадры, стратегия вуза в подготовке специалистов для отрасли, должна быть интегрирована на производство. Технолог фармацевтического производства должен эффективно

систематизировать теоретическую базу, освоить практические навыки и завязать как можно больше контактов профессионального свойства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Грехов К.А. Методическая система организационно-управленческого компонента в формировании готовности выпускников к производственной деятельности Технологическая подготовка // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 3. - С. 43-46.

2 Безрукова Т.Л. Создание научно-образовательных центров и их роль в повышении эффективности образовательной деятельности и научных исследований / Т.Л. Безрукова, А.Н. Борисов, С.С. Кириллова // ФЭС: Финансы. Экономика. - 2011. - № 9. - С. 7-11.

3 Стратегическое партнерство: Нормативно - методические документы партнерских отношений «вуз -предприятие». - СПб., 2002. - 20 с.

4 Мухаметзянова Ф. Ш. Реализация программы непрерывного образования студентов СПО в условиях развития прикладного бакалавриата // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 5-6. - С. 90-93.

Г.О. УСТЕНОВА, М.А. АБИРОВА, К.Б. ТЕМИРБАЕВА

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц Медицина Университету «Фармацевт-технолог» ModyAi

ФАРМАЦЕВТИКАЛЫК; 0НД1Р1СТЕП ТЕХНОЛОГТАРДЫ ДАЙЫНДАУ YШIН КЭС1БИ М1НДЕТТЕР1Н МОДЕЛЬДЕУ

Тушн: K^a3ipri тандагы заманауи фармацевтиканын, мацызды талаптарынын, 6ipi -фармацевтикалык; енеркэсштердеп технологтардын, бшм^ квалификациясынын, жогарылыгы. Бул сала фармацевтикалык енеркэсштеп мамандарга муктаждыгы ете жогары: ендiрiс орнында жумыс етш жэне 6rniMi жогары децгейдеп, GMP талаптарына сай сертификатталган ендiрiстiк белiмше технологтары, ендiрiс жетекшiсi, белiм басшысы, ендiрiс директоры.

ТYЙiндi сездер: кэсштж бшм,;олданбалы бакалавриат, бшжт маман.

G.O. USTENOVA, M.A. ABIROVA, K.B. TEMIRBAEVA

Asfendiyarov Kazakh National Medical University, «Pharmasyst-tehnolog» module

MODELING PROFESSIONAL COMPETENCE FOR THE PREPARATION OF PHARMACEUTICAL PRODUCTION

TECHNOLOGISTS

Resume: Production sites to production managers, chiefs of sites, heads of divisions, directors of production, with experience and knowledge of the enterprise, which is already certified according to the rules GMP. Keywords: professional knowledge, applied bachelor degree, qualified specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.