Научная статья на тему 'Моделирование профессионально-прикладной физической подготовки женщин - сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации'

Моделирование профессионально-прикладной физической подготовки женщин - сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ СОТРУДНИКИ ОВД РОССИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФАКТОРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна, Поздняк Владимир Михайлович

Работа посвящена изучению проблемного вопроса моделирования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России. Посредством анализа специальной литературы, бесед с компетентными специалистами, педагогического наблюдения, логического анализа, теоретического анализа и теоретического синтеза были выявлены факторы, положительно или отрицательно влияющие на трудовую деятельность. Автором было выявлено, что успешность профессионально-прикладной физической подготовки зависит от широкого использования средств общей и специальной физической подготовки. В работе определены основные рекомендации по организации профессионально-прикладной физической подготовке женщин в ОВД. Выявлены перспективные направления моделирования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД России женского пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Ольга Сергеевна, Поздняк Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of professional and applied physical training of women - staff of bodies of Internal Affairs of the Russian Federation

The article is devoted to the study of the problem issue of modeling of the professional and applied physical training of employees of the internal Affairs bodies of Russia. By means of the analysis of special literature, conversations with competent experts, pedagogical supervision, logical analysis, theoretical analysis and theoretical synthesis factors, positively or negatively influencing labor activity, were revealed. The author has revealed that the success of professional and applied physical training depends on the wide use of general and special physical training. The study identifies the main recommendations for the organization of professional and applied physical training of women in the department of internal Affairs. The perspective directions of modeling of professional and applied physical training of employees of internal Affairs of Russia of a female are revealed.

Текст научной работы на тему «Моделирование профессионально-прикладной физической подготовки женщин - сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

канд. пед. наук / Трутаева И.Н. - Челябинск, 2012. - 23 с.

REFERENCES

1. Balberova, O.V., Bykov, E.V. and Chipyshev, A.V. (2018), "Dynamics of physical performance indicators in athletes with different specificities of the training process", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia, No. 3, pp. 49-56.

2. Vasilkovsky, V.M. (2006), Control over the level of special endurance and normalization of training loads in the training of multi-skilled skaters, dissertation, Moscow.

3. Bykov, E.V, Balberova, O.V., Kolomiets, O.I. and Chipyshev, A.V (2018), "The relationship of functional testing data and the results of competitive activity among athletes with different orientation of the training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 32-37.

4. Bykov, E.V., Kolomiets, O.I., Balberova, O.V., Lekontsev, E.V., Sidorkina, E.G., Chipyshev, A.V., Oreshkina, I.N., Matyukhov, D.M. and Sazonova, E.A. (2018), Individualization of training sports reserve based on the improvement of methods for monitoring the functional state of athletes, taking into account genetic factors, methodical recommendations, Chelyabinsk.

5. Vashlyaev, B.F., Vashlyaeva, I.R. and Sazonov, I.Yu. (2012), "The method of determining (estimating) physical performance by the dynamics of the ratio of the minute volume of respiration to the power of the increasing load", Pat. No. 2449727, Russian Federation, available at: http://ru-pa-tent.info/24/49/2449727.html.

6. Trutaeva, I. N. (2012), Methods of training highly skilled skaters with a three-cycle periodiza-tion of the training process in conditions of indoor rinks, dissertation, Chelyabinsk.

Контактная информация: Gaika_ira@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.02.2019

УДК 796.011

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН - СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Владимир Михайлович Поздняк, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ)

Аннотация

Работа посвящена изучению проблемного вопроса моделирования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел России. Посредством анализа специальной литературы, бесед с компетентными специалистами, педагогического наблюдения, логического анализа, теоретического анализа и теоретического синтеза были выявлены факторы, положительно или отрицательно влияющие на трудовую деятельность. Автором было выявлено, что успешность профессионально-прикладной физической подготовки зависит от широкого использования средств общей и специальной физической подготовки. В работе определены основные рекомендации по организации профессионально-прикладной физической подготовке женщин в ОВД. Выявлены перспективные направления моделирования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД России женского пола.

Ключевые слова: женщины - сотрудники ОВД России, моделирование, профессионально-прикладная физическая подготовка, факторы, эффективность, направления совершенствования.

MODELING OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF WOMEN - STAFF OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Vladimir Mikhailovich Pozdnyak, the senior teacher, Volgograd State Technical University

Annotation

The article is devoted to the study of the problem issue of modeling of the professional and applied physical training of employees of the internal Affairs bodies of Russia. By means of the analysis of special literature, conversations with competent experts, pedagogical supervision, logical analysis, theoretical analysis and theoretical synthesis factors, positively or negatively influencing labor activity, were revealed. The author has revealed that the success of professional and applied physical training depends on the wide use of general and special physical training. The study identifies the main recommendations for the organization of professional and applied physical training of women in the department of internal Affairs. The perspective directions of modeling of professional and applied physical training of employees of internal Affairs of Russia of a female are revealed.

Keywords: women-employees of the internal Affairs of Russia, modeling, professional and applied physical training, factors, efficiency, areas of improvement.

ВВЕДЕНИЕ

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии [5].

Основное назначение ППФП заключается в направленном развитии и поддержании на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессия, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. Безусловно в процессе трудовой деятельности возникают и факторы, которые как положительно, так и отрицательно влияют на двигательную деятельность. Данные факторы представлены в таблице 1. Анализ указанных факторов применительно к деятельности сотрудников ОВД России в целом, и в частности сотрудников женского пола позволяет заключить, что данная деятельность постоянно происходит в экстремальных условиях, так как совершается при таких доминирующих факторах как высокое умственное и физическое напряжение, отрицательные эмоциональные нагрузки. В связи с этим возрастает значимость физической подготовки не только как обязательного компонента профессиональной подготовки, но и как факторы профилактики отрицательных эмоциональных нагрузок, повышения общей работоспособности, повышения и укрепления общего уровня здоровья.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методическое обеспечение профессионально-прикладной физической подготовки реализуется на основе общепедагогических и специфических принципов физического воспитания. Успешность профессионально-прикладной физической подготовки зависит от широкого использования средств общей и специальной физической подготовки [3].

Физические качества, функциональные возможности и системы человеческого организма, сформированные и развитые в ходе организации общей физической подготовки, получают дальнейшее свое развитие и совершенствование в ходе профессионально-прикладной подготовки и благотворно сказываются не только на процессе обучения и подготовки женщин - сотрудников, но и в их профессиональной деятельности.

Таблица 1 - Изменения в состоянии организма в двигательной деятельности в процессе труда под влиянием отрицательно действующих факторов [5]_

№ п/п Фактор Характеристика

1 Умственное утомление Ухудшение внимания, увеличение времени двигательной реакции, снижение умственной и физической работоспособности

2 Физическое утомление Нарушение точности дозирования мышечных усилий, воспроизведения интервалов времени реагирования на движущийся объект, снижение физической работоспособности

3 Гиподинамия, гипокинезия Нарушение точности и быстроты действий, снижение умственной и физической работоспособности

4 Нахождение на высоте в условиях ограниченной опоры Значительное нервно-психическое напряжение в связи с непрерывным контролем за положением собственного тела в пространстве, увеличение суммарной амплитуды тремора и ЧСС, ухудшение функционирования двигательного анализатора, проявление отрицательных эмоций

5 Статическое напряжение мышц Нарушение точности движений вследствие усиления проприоцептивной пульсации, увеличение времени реакции

6 Отрицательные эмоциональные нагрузки Ухудшение координации и точности движений, несоразмерности усилий. понижение способности сохранить равновесие

7 Высокая температура Сдвиги в работе терморегуляторного аппарата, напряжение сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма человека, отмечается послера-бочее снижение мышечной выносливости к статическому напряжению, уменьшение объема внимания

На современном этапе развития российского общества к сотрудникам МВД России предъявляются всё возрастающие требования к уровню физической, огневой, тактико-специальной подготовки, умению в сложных и отягощенных условиях решать поставленные задачи, умению правильно, рационально, эффективно организовать профессиональную деятельность. Специфика профессиональной деятельности полицейского, и особенно женщин - сотрудников органов внутренних дел России, предъявляет серьезные требования к организации системы обучения двигательным действиям и физической подготовке [1]. В связи с этим следует:

- при организации профессионально-прикладной физической подготовки широко опираться на составляющие общей физподготовки, которая непосредственно влияет на формирование и развитие наиболее значимых физических качеств, двигательных действий, а также способностей;

- на стадии овладения профессионально-прикладными двигательными навыками необходимо проводить тщательный анализ сформированных навыков, видеть положительные и отрицательные последствия при переносе данных навыков в новую плоскость физической подготовки, проводить своевременную коррекцию;

- четко отслеживать объемы и интенсивность нагрузок, и процессы, влияющие на рост физической подготовленности, с обязательным выполнением требования учета физиологических особенностей, особенностей функционирования различных систем организма;

- своевременно корректировать отклонения в уровне физического развития тренирующихся через разработку новых комплексов двигательных действий;

- учет индивидуальных особенностей при планировании системы занятий по овладению физическими упражнения.

Данные требования создают условия для положительного и эффективного влияния результатов общей физической подготовки на уровень профессионально-прикладной физической подготовки женщин - сотрудников.

Методика профессионально-прикладной физической подготовки женщин - сотрудников, женщин - курсантов на современном развитии нашего общества и системы органов внутренних дел МВД должна быть привязана как к процессу моделирования требований профессиональной деятельности, так и к особенностям и возможностям функциональных систем женского организма. Процесс моделирования требований к профессиональной

деятельности должен учитывать реальные характеристики и условия конкретной профессиональной деятельности. Формируемая физическая способность женского организма должна соответствовать тем интенсивным нагрузкам и требованиям, которые предъявляет профессиональная деятельность. Модельные двигательные действия (физические упражнения) должны быть действенными и направленными на увеличение функциональных возможностей организма. Средства физической подготовки, применяемые при организации профессионально-прикладной физической подготовки женщин - сотрудников, должны быть эффективными, позволяющие адаптировать требования к профессиональной деятельности полицейского к реальным условиям трудовой деятельности. Моделирование процесса профессионально-прикладной физической подготовки на основе предъявления требований к профессиональной деятельности должно иметь результативный итог через проявление высокого уровня двигательных действий, а также функциональных возможностей женского организма. Экстремальные условия профессиональной деятельности способствуют ступенчатому моделированию физических нагрузок - от минимальных с постепенному увеличению, вплоть до максимальных, тем самым создавая запас прочности работы и резервов функциональных систем женского организма. Эффективное средство увеличения функциональных резервов организма, мобилизующихся в экстремальных условиях трудовой деятельности полицейского - это занятия служебно-прикладными и военно-прикладными видами спорта, через систематические тренировки и участия в соревновательной деятельности.

Особенностью системы профессионального образования сотрудников органов внутренних дел России является наибольшее приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками, в том числе таких, как охрана общественного порядка, силовое пресечение преступлений, административных правонарушений и задержание лиц, их совершивших. В структуру деятельности современного сотрудника ОВД при выполнении задач по задержанию правонарушителей входят следующие действия (ситуации):

- приемы самозащиты и последующее задержание правонарушителей;

- преследование правонарушителей в различных условиях внешней среды;

- задержание правонарушителей, застигнутых при совершении противоправного действия;

- задержание правонарушителей, которые оказывают активное сопротивление;

- защита граждан от преступных посягательств;

- пресечение противоправных действий, применяя табельное оружие на поражение, на дистанции, исключающей непосредственный силовой контакт с правонарушителем [2].

Реализация изложенных действий в различных ситуациях всегда связана с большой умственной, психологической, физической напряженностью. Важным условием профессионально-прикладной физической подготовки является формирование психологической устойчивости у сотрудника, особенно у женщин, к проявляющимся факторам профессиональной деятельности сотрудника.

В своей работе А.И. Ткаченко [4] научно обосновал методику формирования навыков боевых приемов борьбы курсантов - женщин в образовательных организациях МВД России на основе использования специализированных комплексов (тренировочных заданий), моделирующих относительно самостоятельные, логически завершенные эпизоды схватки с правонарушителем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог изложенному следует заключить, что на современном этапе развития теории и методики физического воспитания и спорта в целом, и в частности профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД женского пола перспективным направлением совершенствования является моделирование процесса физической

подготовки с учетом специфики профессии, в частности моделирование условий выполнения оперативно-служебных задач, повышение уровня контроля двигательной деятельности, использование различных технических средств, применение различных полигонных форм обучения, использование сопряженных методов в физической подготовке женщин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воротник, А.Н. Методика профессиональной физической подготовки женщин, обучающихся в вузах МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Воротник Александр Николаевич. -М., 2016. - 233 с.

2. Овчинников, В.А. Профессионально важные физические способности сотрудников органов внутренних дел России / В.А. Овчинников, В.Н. Галкин, А.Ю. Плешивцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 4. - С. 172-176.

3. Панова, О.С. Моделирование физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД РФ // Научные достижения и открытия 2018 : сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. - Волгоград, 2018. - С. 91-94.

4. Ткаченко, А.И. Методика обучения боевым приемам борьбы курсантов-женщин вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ткаченко Алексей Иванович. - М., 2007. - 145 с.

5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2009. - 480 с.

REFERENCES

1. Vorotnik, A.N. (2016), Methods ofprofessional physical training of women studying at universities of the Ministry of internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

2. Ovchinnikov, V.A., Galkin, V.N. and Pleshivtsev, A.Yu. (2013), "Professionally important physical abilities of employees of internal Affairs bodies of Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 4 - pp. 172-176.

3. Panova, O.S. (2018), "Modeling of physical fitness of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation", Scientific achievements and discoveries - 2018: collection of articles VI international research competition, Volgograd, pp. 91-94.

4. Tkachenko, A.I. (2007), Methods of teaching combat techniques of combat cadets - women universities of the Ministry of internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

5. Kholodov, Zh.K. Kuznetsov, V.S. (2009), Theory and methods of physical education and sport: textbook, Academia, Moscow.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2019

УДК 796.011

БАЗОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ МОТИВАЦИИ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дарья Леонтьевна Петикова, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные теоретических и эмпирических исследований, характеризующие базовые предпосылки разработки проекта сопряженного развития физических качеств и формирования основных движений детей 4-5 лет с учетом особенностей их мотивации к различным видам физкультурно-спортивной деятельности, эффективность которого обоснована в ходе организованных формирующих педагогических экспериментов. К основным из них относятся: законодательные акты Российской Федерации, фундаментальные закономерности личностного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.