Научная статья на тему 'Моделирование правоохранительной деятельности на базе теории динамических информационных систем'

Моделирование правоохранительной деятельности на базе теории динамических информационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — B.П. Сизиков, Л.Г. Сизикова, И.Г. Тростников, О.П. Тростникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование правоохранительной деятельности на базе теории динамических информационных систем»

рубежной полиции. В нем помещались очерки о полицейских, добившихся успехов в своей деятельности, что в определенной степени способствовало решению задачи профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов.

В конце сентября 1916 г. в условиях роста социальной нестабильности и ухудшения оперативной обстановки в стране Совет министров принял постановление "Об усилении полиции в 50-ти губерниях России и об улучшении служебного и материального положения полицейских чиновников". В нем также предусматривались меры по совершенствованию профессиональной подготовки полицейских. Но правительство уже не успело реализовать данное положение.

После революции 1917 г. в советский период вопросы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в процессе обучения не оставались без внимания, но мы решили сконцентрировать свои усилия на изучении опыта подготовки кадров военно-охранительных учреждений именно царской России — в период их создания и активного поиска наиболее приемлемых путей развития. Этот опыт является актуальным и на современном этапе реформирования УИС Минюста России. История полицейских учреждений России, изучение ее охранительной системы имеют важное познавательное значение. История всегда чему-либо учит, хотя об опыте прошлого мы часто забываем. В. О. Ключевский, замечательный русский историк, как-то заметил; "...Теперь стали думать: чему может научить нас наше прошлое, когда мы порвали с ним всякие связи, когда наша жизнь бесповоротно перешла на новые основы? Такая диалекгика была очень логична, но недостаточно благоразумна, потому что противоречила исторической закономерности, которая не любит противоречия и наказывает за него". Высказывание В.О. Ключевского по прошествии времени не стало менее ценно.

На поиски путей решения проблемы профессиональной подготовки персонала уголовно-исполнительной системы Минюста России направлены усилия руководителей вузов, готовящих специалистов данного профиля, регулярно проводятся научно-практические конференции и учебно-методические сборы.

Эти проблемы актуализируются в связи с передачей некоторых образовательных учреждений, готовящих специалистов для уголовно-исполнительной системы, в ведение Министерства юстиции. Возникает жизненная необходимость в приведении профессиональной подготовки персонала в соответствие с действительными нуждами практики, пересмотре существующих учебных программ, тематических планов, учебников и учебных пособий. Это мнение подтверждается и возросшими требованиями к персоналу УИС Минюста России (4).

Изучение и анализ исторического опыта профессиональной подготовки сотрудников военно-охранительных органов и учреждений, а также анализ широкого спектра мнений по исследуемой проблеме в ее современном состоянии помогли авторам определить пути и условия совершенствования профессиональной подготовки курсантов (слушателей) в учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов A.B., Сизиков Н.И., Скрипилев А.Е. История полиции России. - М., 1992. - Вып. 2.

2. Борисов A.B., Сизиков Н.И., Скрипилев А.Е. Подготовка и воспитание кадров полиции дореволюционной России: Психология и идеология профессиональной подготовки сотрудников ОВД. - М., 1992. - Ч. 5.

3. Вестник полиции. - СПб., 1910. - № 13.

4. Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность. - М., 1998.

5. Инструкция, определяющая правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в военных училищах. -СПб., 1900.

6. Некрасов В.Ф., Борисов A.B., Детков М.Г. и др. Органы и войска МВД России. - М., 1996.

7. Полное собрание законов Российской империи. - М., 1908. - Т. 21.

8. Русский архив. - СПб., 1872. - № 6.

9. Словарь современного городового. - Варшава, 1915.

10. Суворов A.B. Полковое учреждение. - М.: Воениздат, 1949.

11. Сыромятников Б.И. Регрессивное государство Петра Первого и его идеологии. - М., 1943. - Ч. 1.

12. Тарасов Н. Полиция в эпоху реформ. - СПб., 1888.

13. Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке. -СПб., 1872.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА БАЗЕ ТЕОРИИ ДИНАМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Канд. техн. наук В.П. Сизиков, ст. науч. сотрудник

Омский филиал Института математики СО РАН

Канд. физико-матем. наук, доцент Л.Г. Сизикова,

Омский государственный технический университет

И. Г. Тростников, начальник гпсм,

Тогучинский РОВД Новосибирской области

О. II. Тростникова, преподаватель-методист,

Горновская средняя школа № 1 Новосибирской области 1. Введение

Задача построения правового государства остается одной из главных в Российской Федерации. Надо признать, что одним из существенных препятствий на этом пути является широкий спектр расхождений во взглядах политиков на роль и форму организации правоохранительных органов (ПрО). С одной стороны, такое положение кажется вполне естественным, так как история знает много различных форм организации ПрО. Но с другой стороны, это ставит под сомнение сам факт построения правового многонационального государства, в котором не были бы ущемлены права значительной части граждан, в первую очередь, национальных меньшинств.

Однако есть основания думать, что ключевой проблемой построения правового государства является отсутствие онтологического подхода (ОП) в научных разработках данной темы. Не составляет в этом исключения и процесс обучения (Поб), включая психопедагогику в ПрО. Именно выявлению онтологических оснований (ОО) правового поля (ПП) и IlpO уделено главное внимание в данной работе. С учетом полученных результатов даются соответствующие рекомендации по организации Поб.

В свою очередь, ОО реалий часто не ''лежат на поверхности", а требуют предварительной разработки соответствующих онтологически обоснованных концепций. Здесь мало почерпнуть сведения из уже наработанных материалов, но необходим ОП с достаточно глубокой их проработкой и возможными возвратами к их основам. При этом не обойтись без достаточно богатого когнитивного методологического и теоретического аппарата. В роли такого аппарата выступают со-

ответственно полисистемная методология (ПМ) и теория динамических информационных систем (ДИС, ТДИС) (9; 12). Они уже нашли применение (8; 13-16) в образовании, проектировании, правоохранительной деятельности, реформировании, экономике. Поэтому вначале приводится минимальное описание ТДИС.

2. Основные сведения по ТДИС

В работах (12; 13; 15) и в нашей статье (рис.) приведена качественная модель (КМ) процесса исследования (ПИ). Она построена на базе двух триад: процесса рассуждения (ПР) и средств исследования (СИ), выполняющих соответственно функции: ПР - задания цели, СИ - принятия решений. На практике содержимое категориальных элементов (КЭ) КМ ПИ всеобъемлющим не является, а привязано к конкретной области знаний. Тогда КМ ПИ предстает как КМ определенной теории. Далее, выявление 00 объектов требует работы с богатым когнитивным инструментарием на уровне многодисциплинарных исследований. Здесь нужна метатеория (МТ), у которой содержимое КЭ выражающей ее КМ позволяет адекватно отражать все реалии. Главный резерв выхода наМТ-выбор подходящего класса символов К натуральной геометрии (НГ). В современных представлениях НГ уместно понимать как науку об информационном содержании символов.

Так как качество и информация (КиИ) есть атрибуты всех познаваемых реалий, любой символ в МТ должен отражать их сразу на внешнем и внутреннем уровнях. В частности, МТ допу скает самоописание в своих терминах. МТ должна быть когнитивным инструментом, поэтому класс К в МТ должен допускать адекватные выходы одновременно на философию (Фл), физику (Ф) и математику (М). МТ должна также допускать представления о реальном объекте на различных уровнях, отчего на К нужно предусматривать определенную алгебру. Итак, при выборе подходящего класса К и формировании МТ необходим 011 и соответствующий ему взгляд на природу КиИ.

Приведенные атрибуты МТ реализуются в рамках ТДИС (12), где структура системы имеет самостоятельный когнитивный статус и обретает смысл адаптивность на структурном уровне (3; 7; 10: 11; 13). В ТДИС КЭ СИ предстают соответственно как категориальные схемы (КС), качественное моделирование (КМ') и метод ДИС (МДИС). Класс КС есть простое и универсальное средство описания онтологии систем. Разработка КС качества (6) сделала его категорией, позволяющей привнести в КМ активный характер. Предметная область (ПО) ТДИС выступает сужением ПМ (7-9; 12; 15), диктуемым в главном выбором класса К в НГ как множества всех ориентированных графов (ОГ) с двумя типами ребер. Такие ОГ - наиболее простые символы, позволяющие учесть активность качества на информационном уровне. Определяющей задачей КМ' является разработка аппарата построения КМ систем. Установка на адекватный учет онтологии систем, обеспечение когнитивности КМ и исполнение постулата, что избранного /С достаточно для описания КМ всех реалий, определяет базовые характеристики и классификации КМ, операции над КМ, конкретизирует содержание КМ'. Онтологический анализ с физическими интерпретациями возникших характеристик и закономерностей, выявление стратегий развития и катастроф систем на структурном уровне (3; 7; 10-13), места и роли информации определяет содержание логики ТДИС. ДИС выступает как КМ в паре с ее процессом информационного функционирования (ПИФ) (7; 12; 13). Определяющей задачей МДИС является разработка аппарата по регулированию ПИФ, взаимодействию и развитию ДИС на функциональном уровне. Онтологический анализ и серии обратных задач, включая распознавание структуры системы как ДИС с постановкой эксперимента (3; 10; 11), определяют содержание КЭ информатики ТДИС. В конце пути возможны новые КС, но они допускают проработку до ДИС при очередном обходе по КМ ТДИС.

Таковы вкратце качественные аспекты ТДИС. ТДИС может работать с любыми ПО, допускающими описание через КС, чему вряд ли есть исключения в Фл, Ф, М. Так, ТДИС предстает как информационная оболочка всех возможных теорий, как пример МТ. Следует отметить, что ТДИС представляет, в определенном смысле, минимальную МТ. Нельзя исключить, что со временем понадобится более детальная КС качества и избранный класс К в форме ОГ с двумя типами ребер окажется недостаточным. Но, скорее, это потребует лишь увеличения количества типов ребер, позволив остаться с ОГ. В любом случае ТДИС может служить примером-проводником к разработке МТ.

По определению (7; 8; 12; 13) ДИС есть пара (С,Р1Р0), где С - ОГ с двумя типами ребер, а с={С(к)\ке1) - его ПИФ:

С(к): ЩкМ№Л*./«./*). Як)={гк,як\

гк. У^>К+, Як: У->К+, }.к: Яс->[0,1):

(1{^(У)|У€ Г}<1{га(У)+^(У)|У€ У})&(ые V)

1) ф)-+г 'к(у)=( 1-Ъ{Г^у1,х)\(у1 е *0&((у/,у)е/?с)}П(у),

2) г \(у)->г*к(у)=г '¿(у) для <7 'к(г)<1 к(у) и =г '¿(у)+<? ¿(у)

для ¿(у)>Х к(\'), Ч '¿(у)^<?%(у)=д » для ¿7 'к(у)<Х а(у) и =0 для \(у)>Х а(у); 3) Г)&((у,у/)е/у})г*^)+

+2(4(у7, у)|(у7 € У)&.((^,г)еЯ^}г*к(г1),

Здесь обозначено: р -множество всех категорий, У2=УхУ, Ы-тождественное отображение (на Г), У, Я^ Яс—множества вершин, ведущих ребер (ВР) и контролирующих ребер (КР) ОГ С, С(к) - цикл ПИФ, слагающийся из трех пронумерованных актов, FS(k), Б(к) - полное и просто состояние ДИС на шаге кеИ, гк(у), Хк(у) - значения активной и пассивной информации и уровня трансформации (УТ) второй из них в первую в уе У, /и/о(£)=Х{гл(у)+<^(у)|уе У} - вся информация в ¿ШС,/^™^,^^,) - значения относительных проводимо-стей (ОП') ВР и^ и КР с. Если ДИС не взаимодействует с окружением, то можно считать 1п/о(к)=1 и ПИФ предстает как марковский процесс (1).

3. Правовые поля и их истоки

ОП на базе ТДИС позволил выявить ОО таких общеизвестных понятий как энтропия (Э) и стохастичность (СХ) (4). Выяснилось, что понятия Э и СХ используются далеко не адекватным образом.

Главным оплотом понятия Э выступает наука термодинамика, объявившая закон роста Э законом Природы (4), породив много дискуссий, затрагивающих, в частности, проблему тепловой смерти Вселенной. Позже с Э стали увязывать понятие информации, дав импульс к информационным подходам в описании и исследовании разнообразных объектов. Однако ОП и обращение к ТДИС позволили соотнести Э с мерой патологии (3; 10-13) привлеченных в исследовательский процесс моделей систем, т.е. у Э оказалось не функциональное, а структурное "лицо". Дальнейший опыт работы с ДИС показал, что подмена информации ее носителем - далеко нередкое явление. Так, задачи оптимизации (30) экономических систем (ЭС) (5) выступают именно как 30 формы носителя информации, а не ЗО производительности (Пр) на носителе фиксированной формы. Однако ясно, что не бывает формы, оптимальной для всех случаев жизни. Поэтому часто при изучении ЭС не удается совместить 30 финансов с 30 производства. Совершенно аналогичная ситуация имеет место при попытках найти форму права, устраивающую сразу всех граждан многонационального государства. Для объяснения таких феноменов иногда навязывают Природе законы в форме со-

отношений неопределенностей вплоть до обвинений ее как диктатора нарушений экологии, тогда как истинная причина состоит именно в подмене информации ее носителем.

В последние годы заметно повысился интерес к изучению явлений СХ. С одной стороны, это еще более участило случаи навязывания Природе законов в форме соотношений неопределенностей. С другой стороны, СХ стала ассоциироваться с антиэнтропийными явлениями (4) и с прогрессивными формами развития, в том числе у ЭС. Однако ОП к СХ связал ее с признаком чрезвычайной ситуации и последующим взрывом системы либо уходом ее в вакуум (10-13). В принципе возможен, наоборот, выход системы из вакуума в сопровождении СХ, но лишь при поддержании в системе такой тенденции, включая последующее преодоление СХ. Не удивительно, что СХ часто ассоциируется с перестройкой структуры у систем. В действительности СХ имеет функциональный аспект и вызывается задержками трансформации пассивной информации в активную в некоторых КЭ ДИС [1], своего рода низким интеллектом этой ДИС. Однако адекватных теорий учета интеллекта не существует, и связанные с этим аспекты организуются преимущественно на декларативном уровне.

С учетом сказанного выйдем на новую ступень ОП, учитывающую элементы ЭС в ДИС. Именно это и позволит нам выявить 00 ПП.

Для любой ДИС различаются полная, количественная, качественная и интеллектуальная Пр (A, Ad, Ас, Ai), соответствующие им коэффициенты полезного действия (КПД) (К, Kd, Кс, Ki) и показатель эффективности (Эф) Ke=(Kc4Ki4Kd)13. Различаются также удельные по времени Пр, КПД и Эф: Ak, Adk, Аск, Aik; Кк, Kdk, Кск, Kik; Кек-здесь к задает номер цикла ПИФ (1 ). Наконец, часто бывает важным оценивать работу лишь части {УМ V КЭ ДИС, поэтому и определения Пр, КПД, Эф даны сразу как для части ДИС. Так, с учетом обозначений [1 ] полагается

Acj^{lL{ffc(vl,v)r£y)\(yl е V)&((vl,v)eRc)}\ve U),

Aik=I{q '¿(v)|(ve U)&(q »^(v))}, ^=S{Z(4/v,v/)r>)|(v7eF)&((v,v7)6^)}|vei/}, Ak=Ack+Aik+Adk, Kxk=Axk(Info для x=c, i, d. соответственно, где обозначено Infok~i:{(rk(v)+qk(v))\ve U), lnfok=L{q lnfokd=ïl(r\(v)+q\(v))\ve U), Kk=(Kck+Kik+Kdky3, Kek=iKckKikKdk)13; Ах=1{АхДке T}, A=Ac+Ai+Ad, Kx=\J] ' T.{Kxk\ke T} для x=c, i, d, K=(Kc+Ki+Kd)/3, Ke^Kc-Ki-Kd)1 3, 12]

где T фиксирует полный набор циклов ПИФ, отвечающих промежутку времени, по которому проводится анализ работы ДИС. С понятиями Пр, КПД и Эф связываются 30, которые, как видно из [2], состоят в определении УТ ¡^(v), а также Oir/JjfeW) BP иfkc(vl,v) КР. В общем случае на выбор УТ и ОП' могут быть наложены дополнительные ограничения (ДО). Но сначала коснемся 30 Пр, КПД, Эф при отсутствии ДО.

Из [2] очевидно, что для всей ДИС оптимальными значениями для Ак, Adk, Аск, Aik, Кк, Kdk, Кск, Kik, Kek являются соответственно 3Info, Info, Info, Info, 1,1,1,1, i, a реализуются они при выполнении условий

(ve ^((k^W^v.viy^vmvle V)&((v,vl)eRJ})& &(E{4^v.v/)|(v/e *0&((v.v/)e/y}=/)&(I{4(v/,vKWe m ((vl,v)eRc)}=l)). [3]

Ийаче говоря, на каждом цикле и по BP, и по КР должна отпускаться вся активная информация в каждом КЭ ДИС. а также в каждом КЭ должна осуществляться трансформация пассивной информации в активную. Первые неравенства в [3] заведомо сбудутся, если потребовать l(t(v)=0 для всех ve V, Выбор искомых ОП' и УТ, как правило, не однозначен и, значит, имеются резервы для реализации в ДИС других целей. Но существенно, что выполнение условий (3) на каждом цикле гарантирует максимальные значения для A, Ad, Ас, Ai,

К, Kd, Кс, Ki, Ке и при переменных ОП' и УТ в ДИС от цикла к циклу, даже если складывающийся режим ПИФ от таких перемен будет напоминать стохастическое поведение ДИС. Другими словами, настроенная на максимальную трудоспособность система легко адаптируется под изменяющиеся обстоятельства. Важно также отметить, что условия [3] автоматически придают ДИС статус ЭС (13).

Пусть теперь в ЗО не удается выполнить условия [3]. К этому могут привести ДО либо снизу хотя бы для одного УТ, либо сверху для ОП' подходящей группы BP или КР. Тогда для достижения оптимальных К^ KdKck, Kik, Кек следует просто выбрать наименьший допустимый УТ в каждом исследуемом КЭ и обеспечить максимально возможные в рамках допустимого значения фигурирующих в [3] сумм из ОП' закрепленных за КЭ BP и КР. Однако важно отметить следующие две особенности. Во-первых, величины Ас, Ai не могут обрести разницу, большую Info, на протяжении любой последовательности циклов [1]. Тогда обязано быть Ki=Kc при |7]-»оо, т.е. время стирает разницу между параметрами интеллектуальности и качественности ДИС. Другими словами, статистические методы невольно ведут к игнорированию параметров Ai, Ki, а вслед за этим и роли когнитивных аспектов в развитии систем. В итоге динамика систем оказывается подмененной правилами перехода количества в качество декларативного характера, а также нет адекватных теорий учета интеллекта. Во-вторых, ЗО Пр становятся бессмысленными, если ПИФ подвергнут СХ. Но именно СХ сбывается при невыполнении в [3] хотя бы одного условия для УТ. Значит, в первую очередь следует заботиться о высокой интеллектуальности ДИС, о выполнении в [3] условий для УТ.

Таким образом, для достижения максимальной Эф в ДИС следует заботиться об обеспечении условий [3]. Если каждое условие на УТ касается единственного КЭ и картина с этим вполне ясна, то такого нельзя сказать про условия на ОП'. Дело в том, что факт ОП'^О означает исключение соответствующего ребра из ДИС, и его, если он случается надолго, имеет смысл рассматривать как реструктуризацию и замену ДИС. В связи с этим уместно говорить о феномене конкуренции между КЭ ДИС и образования "'безработных" КЭ (БКЭ). Оказывается, что главной причиной такого феномена является наличие в ДИС "узкоориентированных" КЭ (УКЭ), имеющих не более одного входного или выходного BP или КР. В самом деле, для достижения /Се=/ в ДИС у отмеченных BP или КР при УКЭ должно быть 0П'=/, отчего каждый КЭ, связанный через такие ребра с УКЭ, обязан будет проигнорировать соответствующие связи со всеми другими КЭ. Более того, если, например, два УКЭ имеют однотипные, с учетом направления, связи с одним и тем же КЭ, то один из этих УКЭ окажется БКЭ по таким связям. Если анализировать более длинные цепочки связей, то может случиться, что в список БКЭ попадет и КЭ, не являющийся УКЭ. В свою очередь, условия [3], как правило, реализуемы без БКЭ, если в ДИС нет УКЭ. Другими словами, невозможность избежать БКЭ в ДИС при условии Ке-1 диктуется именно наличием УКЭ. Исключение могут составить лишь ДИС с достаточно простой структурой, представляющей аналог ансамбля из одной или нескольких триграмм (8; 13; 15) с общим ребром, причем ПИФ у них обязательно будет проявляться в режиме ритмов RR (10-12). Так что феномен конкуренции и безработицы - это вовсе не средство разрешения производственных противоречий в системе, а признак слабой интеграции КЭ в единую ДИС.

Аппарат ТДИС предусматривает возможность дешифровки любого КЭ до самостоятельной ДИС, и уместно описанный вариант расширить до интеграции нескольких исходных ДИС (ИДИС) в единую ДИС (ЕДИС). Здесь, с одной стороны, должен предполагаться активный обмен информацией между ИДИС по связующим их ребрам, но с другой стороны, от этого не должна страдать Эф каждой ИДИС как самостоятельной системы, в том числе при потере у нее свя-

зей с другими ИДИС. Но выполнение условий [3] в пределах ИДИС автоматически означало бы отключение связей ее с другими ИДИС, т.е. фактор высокой Эф ЕДИС противоречит феномену самостоятельности ИДИС. Для разрешения, вернее, смягчения этого противоречия следует предусмотреть не прямое, а опосредованное и импульсного характера взаимодействие ИДИС между собой, причем посредник сам должен быть ДИС (ПДИС) с высокой Эф. Эта-то ПДИС и ассоциирует с силовыми структурами, с правовыми и финансовыми институтами, выступая как орган интеграции (ОИ) ИДИС в ЕДИС. Связи каждой ИДИС с ПДИС могут иметь специфику, однако, для высокой Эф в работе этих связей важно, чтобы участвующие в них КЭ были оформлены в ИДИС и ПДИС как их подсистемы, способные на самостоятельное функционирование с высокой Эф.

Итак, ПП выступает как инфраструктура, призванная обеспечивать эффективное взаимодействие между данными системами без нанесения им заметного ущерба. ПП проявляет себя через ОИ нескольких систем в единую, а этот ОИ предстает как весьма богатая ресурсами система и осуществляет воздействия импульсного, возможно, волнового характера. При отсутствии ПГ1 системы если и взаимодействуют, то с ощутимым ущербом друг другу, с проявлениями Э и СХ. В частности, в Ф прототип ПП дают потенциальные поля, а отсутствие ПП - проявления не потенциальных сил.

4. Предназначение правоохранительных органов

Согласно сказанному в п. 3, ОИ выступает как носитель ПП между ИДИС, а поэтому на ОИ можно посмотреть также как на орган правопорядка в ЕДИС. Привычно думать, что каждая ИДИС в ЕДИС должна "знать и использовать" ПП целиком. Наделе же важно, чтобы ПП была достаточно богатой инфраструктурой, а конкретная ИДИС была вольна выбирать во времени подключение к локальным инфраструктурам в ПП. И если ПП организовано вполне адекватно, а ОИ функционирует с высокой Эф, то нет необходимости в ПрО. Лишь когда одна из отмеченных двух посылок нарушена. важным становится преодолеть такие нарушения. В этом и состоит предназначение ПрО.

Конкретные функции ПрО зависят от причины указанных нарушений. Во-первых, нарушения могут возникнуть вследствие развития и совершенствования ЕДИС, в том числе ИДИС и ОИ. В таком случае следует постоянно заботиться о том, чтобы ЕДИС была адаптивной системой (3; 10; 11; 13), для чего, в свою очередь, важно наделять ЕДИС когнитивным потенциалом (КП). способностью решать обратные задачи. Здесь мало ограничиваться функциями ОИ, так как нарушения могут располагаться вне прямого контакта с ОИ и, тем не менее, всерьез сказываться на работе связей ОИ с ИДИС. Вот тут-то и нужны ПрО как приставка к ОИ, способствующая росту его КП. Во-вторых, нарушения могут быть следствием недостаточной интеллектуальности в некоторых КЭ или сознательных провокаций. Здесь уже необходимы перемены в кадрах, а ПрО выполняют функцию правосудия. Наконец, нарушения могут проистекать от непредвиденных катастроф. Но их уместно отнести к уже указанным двум классам, так как непознанное - это тоже, в определенном смысле, дефицит КП и интеллекта.

В случаях, когда ПП оказывается не вполне адекватно организованным, происходит, во-первых, увеличение, зачастую лавинное и влекущее ужесточения, множества исполнительных процедур для ПрО, и во-вторых, что более существенно, ПрО недостает как однозначно определенных ориентиров для принятия решений, так и надежных каналов связи для реализации уже принятых решений. Здесь ПрО невольно рискуют подменить собой ПП, представ как агрессоры, так как ПрО и ПП различны по сути и не взаимозаменяемы. Поэтому ПрО уместно приписать еще функцию сбора информации и консультирования по минимально необходимой инфраструктуре ПП.

Итак, установлена необходимость адекватной организации ПП, а также выявлены, с учетом результатов п. 3, подходы к такой организации. Для применения этих разработок в задаче построения правового государства следует еще проанализировать иерархии с различными уровнями и признаками интеграции (ПИ'). Разумеется, при фиксированном ПИ' ОИ в системе должен быть однозначно определенной подсистемой. Тогда, если ИДИС имеет свой ОИ, ему уместно отвести роль той подсистемы, через которую ИДИС связывается с ОИ ЕДИС, т.е. ОИ ИДИС это как бы проекция ОИ ЕДИС. Так формируется вполне упорядоченная иерархия ОИ в ПП, вообще говоря, своя по каждому ПИ'. Если различия в ПИ' не ведут к перекрытиям ОИ, то нет и проблем. А если такие перекрытия имеют место, то это заведомо ведет к рассогласованиям и СХ в функционировании ДИС. Так что выявление и преодоление таких ПИ' является естественной задачей ПрО, а формирование достаточно полной инфраструктуры независимых ГШ' - одна из наиболее серьезных задач при построении правового государства.

5. Конструирование процесса обучения

Проведем краткий анализ Поб с учетом изложенного в п. 3. Неотъемлемыми атрибутами Поб являются знание и понимание (2). Но, во-первых, Э в Поб, ввиду подмены информации ее носителем, проявляется в упоре на формы знания при почти полном игнорировании понимания, что приводит, в лучшем случае, к расслоению как учащихся, так и предметов на несовместимые блоки. Во-вторых, по таким же причинам СХ в Поб проявляется в перегруженности учащихся (да и преподавателей) знаниями с отсутствием понимания. Разумеется, проявления Э и СХ в Поб следует рассматривать как признаки того, что Поб нуждается в реорганизации. В-третьих, если в Поб не проявлять должной заботы о понимании, то оценивание учащихся невольно оказывается статистическим и, значит, не может учитывать природу их интеллекта. Не удивительно, что нет адекватных теорий учета интеллекта, а Поб организуется преимущественно на декларативном уровне. Таким образом, приобретение знаний не гарантируег развития интеллекта, а сужение профиля образования не гарантирует избавления учащихся от перегрузок. Развитие и учет интеллекта в Поб возможны лишь при первоочередной заботе о понимании, причем именно интеллект является тем атрибутом, благодаря которому учащиеся и преподаватели могут избавляться от перегрузок.

Далее, в работе (15) приведены пентаграммы Об и Ум соответственно Поб и проявлений ума (Пу). На их базе была построена КМ развертывания ума (Ру), демонстрирующая использование технологий образования (ТО). Но анализ КМ Ру с учетом изложенного в п. 3 показывает, что в единственно возможном для нее варианте удовлетворения условий [3] оказываются проигнорированными все ВР из пентаграмм Об и Ум. Это указывает на несовместимость привычных ТО с единством природы Поб и Пу, так как такое единство обеспечивается только через КР, т.е. на пассивном уровне за счет подсознания и интуиции. Последний момент справедлив в отношении самого комплекса ТО, причем проявления этого момента усиливаются вслед за попыткой синтеза на активном уровне (через ВР) нескольких КЭ Об или Ум. Отсюда трудности с организацией ТО в единую инфраструктуру, а без этого ТО лишь усилят ущерб, наносимый учащимися и преподавателями друг другу при установке на достижение высокой Эф в Поб. Заметим также, что приведенные в (15) ТО выражают формы, а не функциональные аспекты Поб, т.е. здесь имеет место еще и подмена информации ее носителем.

Следовательно, феномен конкуренции и безработицы в Поб является признаком отсутствия адаптивного диалога с учащимися, и вызван он, в первую очередь, узким профилем как подготовки преподавателя, так и используемой в Поб ТО. В связи с этим предложена новая КМ Ру (рис.), в которой ТО не просто избавлены от узкого профиля, но и связа-

ны в единый самостоятельный комплекс, который может служить основой для организации ТО в единую инфраструктуру. Комплекс ТО здесь выступает одновременно как ОИ ИДИС Об и Ум в ЕДИС Ру. Следует также забыть о противопоставлениях друг другу различных Пу или ТО и при изучении любого предмета должны сочетаться все без исключения Пу и ТО, различаясь, возможно, лишь по уровню значимости. Наконец, ТО должны использоваться в Поб как кратковременные и мощные стимулирующие импульсы, а не утомлять учащихся монотонностью и однообразием продолжительное время.

Разработка методологии проектирования в терминах ТДИС (8), базирующаяся на КМ процесса управления, позволяет выйти на формирование адаптивных проектов образования. Здесь ограничимся приведением КМ управляемого Поб как переходного звена на этом пути (см. рис.).

Таким образом, цель Поб должна состоять в выработке каждым учащимся самостоятельного когнитивного языка для эффективной переработки им любой информации, а не в умении копировать готовые знания. Основное внимание в Поб следует уделять накоплению учащимся опыта и развитию навыков понимания. При этом понимание выступает как функциональный, а знание - как структурный аспекты Г1об. Решающим является правило "век живи - век учись", а квалификация преподавателя определяется прежде всего его мерой овладения этим правилом.

6. Заключение

Итак, использование аппарата теории ДИС позволило выявить онтологические основания правового поля и предназначение правоохранительных органов, а также определиться с подходом к построению правового государства и органи-

зацией процесса обучения. Проведенные исследования позволяют приблизить указанные понятия к уровню атрибутов мироздания, увидеть за ними качества, имманентно присущие и физическим реалиям. Одновременно становится возможным моделировать и решать на компьютере различные задачи по проблемам права, его охраны, обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гантмахер Ф.Р. Теория матриц. - М.: Наука, 1988. - 556 с.

2. Гурджиев Г. Беседы с учениками. - Киев: "Пресса Украины", 1992. - 176 с.

3. Корнеев А.Е., Сизиков В.П. Метод вынужденных осцилля-ций как средство раскрытия структуры внешнего дыхания // Актуальные проблемы электронного приборостроения: Тр. IV Междун. конф. - Новосибирск: НГТУ, 1998. - Т. 5. ~ С. 16-19.

4. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер с англ. - М.: Прогресс, 1986. -432 с.

5. Проблемы оптимизации и экономические приложения: Тез. докл. междунар. конф. - Омск: ОмГУ, 1997.

6. Разумов В.И. Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований. Дис... д-ра филос. наук. - Новосибирск: НГУ, 1997.

7. Разумов В.И., Сизиков В.П. Информационный подход к представлению гомеостаза // Гомеостаз и окружающая среда: Матер. VIII Всерос. симп. (с междунар. участием). - Красноярск: КНЦ СО РАН, 1997. - Т. 1. - С. 36-43.

8. Разумов В.И., Сизиков В.П. Методология проектирования в терминах теории динамических информационных систем // Управление проектами в переходной экономике: инвестиции, инновации, менеджмент: Сб. тр. междун. симп. СОВНЕТ'97. -М.: "Интурреклама. Полиграф-сервис", 1997. - Т. 1. -С. 196-202.

Рис. Качественные модели соответственно когнитивного развертывания ума, процесса исследования и управляемого процесса обучения.

Обозначения: Об - обучение, ТО - технологии образования; ЗУ, ОУ, ТУ, ИУ, МУ - закрепительный, олимпиадный, творческий, информационный и мыслительный уровни; Пс - писатель, Ол - олимпиец, Ис - исследователь, Фл - философ, Ин - инженер; Ар -архивация, Иг - игра, Мо - моделирование, Ми - мировоззрение. Ко - конструирование; СИ - средства исследования, ПР - процесс рассуждения, Мф - метафизика, Г - геометрия, А - аналитика, ПО - предметная область, Л - логика, И - информатика; РО, УО, ИО -рождение, упорядочение и исследование образа; РМ - разработка методов исследования; ФП, ВГ1 - формирование и внедрение представлений; ОН, КН, ДН - объект, каналы и данные наблюдения, Р - развитие, Вз - воздействие, Из - изменения; У - учащийся. Пу - проявления ума, КП - когнитивный потенциал, Ил - интеллект, 3 - знание, П - понимание; Пи, Пз, ФР, Пф, ПП, Па, АП, Км -проявления интеллекта, познание, фиксация реакций, профессионализм, повышение производительности, память, активация памяти и когнитивность мышления учащегося.

9. Разумов В.И., Сизиков В.П. Полисистемная методология в решении мировоззренческих проблем познания // Вопросы методологии. - М., 1996. - № 1-2. - С. 55-61.

10. Разумов В.И., Сизиков В.П., Сизикова Л.Г. К разработке алгоритмов на базе теории динамических информационных систем II Распределенная обработка информации: Тр. Шестого междун. сем. - Новосибирск: СО РАН, 1998. - С. 333-337.

11. Разумов В.И., Сизиков В.П., Сизикова Л.Г. Математическое моделирование на базе ТДИС в разработке методик проектирования и эксплуатации адаптивных систем // Актуальные проблемы электронного приборостроения: Тр. IV Междунар. конф. - Новосибирск: НГТУ, 1998. - Т. 13. - С 81-86.

12. Разумов В.И., Сизиков В.П., Сизикова Л.Г. Основы теории ДИС и некоторые области ее применения // Сб. научных трудов омских ученых: Прил. к ж. "Омский научный вестник". -Омск: ОмГТУ, 1998. - С. 8-17.

13. Разумов В.И., Сизиков В.П., Сизикова Л.Г. Стохастич-ность и детерминизм в потребительском рынке с позиций моделирования // Внутрирегиональный рынок: тенденции и прогнозы, проблемы развития и перспективы: Тр. 2-й науч.-практ. конф. -Омск: "Изд-во Наследие. Диалог-Сибирь", 1999. - Т. П. - С. 59-73.

14. Сизиков В.П., Тростников И.Г. Использование теории ДИС в правоохранительной деятельности И Проблемы информатизации региона (ПИР-97): Тр. 3-й всерос. конф. - Красноярск: АО "Диалог-Сибирь", 1997. - С. 229.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Сизикова Л.Г., Сизиков В.П. Полисистемная методология о технологиях образования // Управление проектами в переходной экономике: инвестиции, инновации, менеджмент: Сб. тр. междун. симп. СОВНЕТ'97. - М.: "Интурреклама. Полиграф-сервис", 1997. - Т. 2. - С. 564-570.

16. Сизикова Л.Г., Тростникова О.П. Информационный подход к реформированию исторической науки // Проблемы информатизации региона (ПИР-97): Тр. Третьей Всерос. конф. - Красноярск: АО "Диалог-Сибирь", 1997. - С. 244.

| АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Канд. юрид. наук Г.А. Алиев

Брянский филиал Академии управления МВД России

Вопросы права, законности, формирования правосознания и правовой культуры людей приобретают особую актуальность в свете провозглашения в стране задач по дальнейшему укреплению правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонному соблюдению законности, правопорядка, активизации участия населения в борьбе с правонарушениями, построению демократического и правового государства.

Все более значимой на фоне негативных социальных явлений становится роль правового воспитания, которое находится в неразрывной связи с политическим, нравственным, трудовым, патриотическим и другими направлениями воспитания. Национальные и межрегиональные конфликты, рост преступности, антиправового и антиобщественного поведения, повышение социально-политической напряженности в обществе — все это говорит о недостаточной эффективности правового воспитания в недавнем прошлом и настоящем.

Необходимо отметить, что правовое воспитание должно быть подчинено формированию у людей уважения к законам и понимания важности соблюдения требования законодательства, а также непримиримости к любым нарушениям законности, ибо прочная законность и сознательная дисциплина должны стать неотъемлемой частью демократии правового государства. А дальнейшее развитие демократии способствует развитию всех сторон экономической и социально-политической жизни общества.

За последнее время под воздействием социально-правовых факторов общественного развития у людей сложилось представление о праве, как не отражающем его реальной роли

и значения в обществе. Поэтому правовое воспитание ставит своей целью сформировать новое отношение к праву — необходимому элементу общественной жизни, так как оно обладает не только общественной значимостью, но и личностной ценностью и полезностью.

Решение задач правового воспитания не должно ограничиваться проведением практических и организационных мероприятий. Важную роль здесь призваны сыграть и теоретические разработки, концепция правового воспитания, внедрение новых, прогрессивных методов правового обучения и воспитания. При этом решающее слово должны сказать широкая общественность и, прежде всего, специалисты и учителя, преподаватели и ученые.

Такая постановка вопроса требует от педагога и специалиста проявления активности в выборе методов и форм обучения, поиска и выработки новых, наиболее эффективных путей образования и воспитания.

В среде специалистов существуют два основных подхода к целям правового воспитания:

- привитие уважения к праву и навыков использования правовых норм;

- обеспечение знания основных законоположений и понимания необходимости их использования.

По нашему мнению, нельзя противопоставлять эти два подхода, они должны органично сочетаться и не могут существовать друг без друга, также, как не могут противостоять просвещение и практическая деятельность в повседневной жизни.

Следует отметить, что целенаправленный идеологический процесс воспитания выступает главным стержнем формирования человека. С одной стороны, широкий процесс становления личности происходит под воздействием не только идеологических факторов, но и объективных условий жизни человека, с другой стороны, воспитание — это целенаправленное воздействие общества на сознание людей, их нравы, обычаи, привычки, черты характера, мотивы и образы поведения.

Свойства гармонического воспитания присущи и правовому воспитанию как одному из его направлений. В этом определении более четко звучат моменты о связи правового воспитания и условий жизни людей, необходимости воздействия на правовые чувства и эмоции, на эмоциональную область психики.

К этому следует добавить, что если подойти к исследованию этой проблемы с учетом современных достижений обществоведческих наук, в том числе педагогической психологии, то становится понятным, что правовое воспитание — это не единовременный акт. а длящийся в пространстве и времени процесс, который, естественно, не может протекать без противоречий, и из этого следует вывод, что правовое воспитание не может ограничиться только пропагандой правовых знаний и навыков повседневного соблюдения норм закона, но должно охватить широкий аспект составляющих личности, в том числе психологию индивида, его чувства, эмоции, привычки и т.п., дабы обеспечить влияние на него в течение длительного отрезка времени, независимо от его настроения. Правовое воспитание должно стать всеобъемлющим общественным процессом.

Из всего сказанного выше логично вытекает следующий вывод: надежно предотвратить целеполагание, противоречащее интересам и устремлениям общества, можно лишь при условии, что правовое воспитание будет организовано как процесс формирования соответствующих установок, потребностей, ценностей и мотивов поведения, а уровень правовой воспитанности представляется не как понимание необходимости исполнять правовые предписания, а скорее, как сформированное^ отношения к закону как к ценности, находящейся в демократическом обществе вне конкуренции. Формирование такого отношения, вероятно, и должно стать главной целью правового воспитания молодежи на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.