Научная статья на тему 'Аспекты правового воспитания'

Аспекты правового воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. А. Алиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты правового воспитания»

9. Разумов В.И., Сизиков В. П. Полисистемная методология в решении мировоззренческих проблем познания // Вопросы методологии. - М., 1996. - № 1-2. - С. 55-61.

10. Разумов В.И., Сизиков В.П., Сизикова Л.Г. К разработке алгоритмов на базе теории динамических информационных систем II Распределенная обработка информации: Тр. Шестого междун. сем. - Новосибирск: СО РАН, 1998. - С. 333-337.

11. Разумов В.И., Сизиков В.П., Сизикова Л.Г. Математическое моделирование на базе ТДИС в разработке методик проектирования и эксплуатации адаптивных систем // Актуальные проблемы электронного приборостроения: Тр. IV Междунар. конф. - Новосибирск: НГТУ, 1998. - Т. 13. - С 81-86.

12. Разумов В.И., Сизиков В.П., Сизикова Л.Г. Основы теории ДИС и некоторые области ее применения // Сб. научных трудов омских ученых: Прил. к ж. "Омский научный вестник". -Омск: ОмГТУ, 1998. - С. 8-17.

13. Разумов В.И., Сизиков В.П., Сизикова Л.Г. Стохастич-ность и детерминизм в потребительском рынке с позиций моделирования // Внутрирегиональный рынок: тенденции и прогнозы, проблемы развития и перспективы: Тр. 2-й науч.-практ. конф. -Омск: "Изд-во Наследие. Диалог-Сибирь", 1999. - Т. П. - С. 59-73.

14. Сизиков В.П., Тростников И.Г. Использование теории ДИС в правоохранительной деятельности И Проблемы информатизации региона (ПИР-97): Тр. 3-й всерос. конф. - Красноярск: АО "Диалог-Сибирь", 1997. - С. 229.

15. Сизикова Л.Г., Сизиков В.П. Полисистемная методология о технологиях образования // Управление проектами в переходной экономике: инвестиции, инновации, менеджмент: Сб. тр. междун. симп. СОВНЕТ'97. - М.: "Интурреклама. Полиграф-сервис", 1997. - Т. 2. - С. 564-570.

16. Сизикова Л.Г., Тростникова О.П. Информационный подход к реформированию исторической науки // Проблемы информатизации региона (ПИР-97): Тр. Третьей Всерос. конф. - Красноярск: АО "Диалог-Сибирь", 1997. - С. 244.

| АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Канд. юрид. наук Г.А. Алиев

Брянский филиал Академии управления МВД России

Вопросы права, законности, формирования правосознания и правовой культуры людей приобретают особую актуальность в свете провозглашения в стране задач по дальнейшему укреплению правовой основы государственной и общественной жизни, неуклонному соблюдению законности, правопорядка, активизации участия населения в борьбе с правонарушениями, построению демократического и правового государства.

Все более значимой на фоне негативных социальных явлений становится роль правового воспитания, которое находится в неразрывной связи с политическим, нравственным, трудовым, патриотическим и другими направлениями воспитания. Национальные и межрегиональные конфликты, рост преступности, антиправового и антиобщественного поведения, повышение социально-политической напряженности в обществе — все это говорит о недостаточной эффективности правового воспитания в недавнем прошлом и настоящем.

Необходимо отметить, что правовое воспитание должно быть подчинено формированию у людей уважения к законам и понимания важности соблюдения требования законодательства, а также непримиримости к любым нарушениям законности, ибо прочная законность и сознательная дисциплина должны стать неотъемлемой частью демократии правового государства. А дальнейшее развитие демократии способствует развитию всех сторон экономической и социально-политической жизни общества.

За последнее время под воздействием социально-правовых факторов общественного развития у людей сложилось представление о праве, как не отражающем его реальной роли

и значения в обществе. Поэтому правовое воспитание ставит своей целью сформировать новое отношение к праву — необходимому элементу общественной жизни, так как оно обладает не только общественной значимостью, но и личностной ценностью и полезностью.

Решение задач правового воспитания не должно ограничиваться проведением практических и организационных мероприятий. Важную роль здесь призваны сыграть и теоретические разработки, концепция правового воспитания, внедрение новых, прогрессивных методов правового обучения и воспитания. При этом решающее слово должны сказать широкая общественность и, прежде всего, специалисты и учителя, преподаватели и ученые.

Такая постановка вопроса требует от педагога и специалиста проявления активности в выборе методов и форм обучения, поиска и выработки новых, наиболее эффективных путей образования и воспитания.

В среде специалистов существуют два основных подхода к целям правового воспитания:

- привитие уважения к праву и навыков использования правовых норм;

- обеспечение знания основных законоположений и понимания необходимости их использования.

По нашему мнению, нельзя противопоставлять эти два подхода, они должны органично сочетаться и не могут существовать друг без друга, также, как не могут противостоять просвещение и практическая деятельность в повседневной жизни.

Следует отметить, что целенаправленный идеологический процесс воспитания выступает главным стержнем формирования человека. С одной стороны, широкий процесс становления личности происходит под воздействием не только идеологических факторов, но и объективных условий жизни человека, с другой стороны, воспитание — это целенаправленное воздействие общества на сознание людей, их нравы, обычаи, привычки, черты характера, мотивы и образы поведения.

Свойства гармонического воспитания присущи и правовому воспитанию как одному из его направлений. В этом определении более четко звучат моменты о связи правового воспитания и условий жизни людей, необходимости воздействия на правовые чувства и эмоции, на эмоциональную область психики.

К этому следует добавить, что если подойти к исследованию этой проблемы с учетом современных достижений обществоведческих наук, в том числе педагогической психологии, то становится понятным, что правовое воспитание — это не единовременный акт. а длящийся в пространстве и времени процесс, который, естественно, не может протекать без противоречий, и из этого следует вывод, что правовое воспитание не может ограничиться только пропагандой правовых знаний и навыков повседневного соблюдения норм закона, но должно охватить широкий аспект составляющих личности, в том числе психологию индивида, его чувства, эмоции, привычки и т.п., дабы обеспечить влияние на него в течение длительного отрезка времени, независимо от его настроения. Правовое воспитание должно стать всеобъемлющим общественным процессом.

Из всего сказанного выше логично вытекает следующий вывод: надежно предотвратить целеполагание, противоречащее интересам и устремлениям общества, можно лишь при условии, что правовое воспитание будет организовано как процесс формирования соответствующих установок, потребностей, ценностей и мотивов поведения, а уровень правовой воспитанности представляется не как понимание необходимости исполнять правовые предписания, а скорее, как сформированное^ отношения к закону как к ценности, находящейся в демократическом обществе вне конкуренции. Формирование такого отношения, вероятно, и должно стать главной целью правового воспитания молодежи на современном этапе.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2 (22)

11

В процессе получения юридического образования практический материал, используемый в качестве примеров проблемных ситуаций, является одним из факторов повышения эффективности правового воспитания.

Применение на занятиях примеров конкретных ситуаций из правоохранительной практики, деятельности судов, прокуратуры, органов внутренних дел и иных органов, использование материалов искусства и литературы позволяет нам:

1) акцентировать внимание студентов, курсантов и слушателей на социальном, политическом и нравственном значении закона;

2) на основе ознакомления обучаемых с примерами реализации тех или иных норм права подвести к осознанию сущности этих норм;

3) перекинуть мостик от теории к практике, к конкретному применению закона в пространстве и времени;

4) позволяет повлиять на нравственно-психологическую установку личности, перейдя от сухой теории к практике, попытаться пробиться в самые укромные уголки сознания и подсознания, тем самым укрепив связь обучения с воспитанием.

В заключение отметим, что правовое воспитание должно следовать из потребности людей повиноваться и уважать закон. В свою очередь, закон должен стать единственной основой любой экономической, политической и социальной деятельности в стране. Люди должны противостоять любому нарушению законности, потому что строгий закон и добросовестная дисциплина являются основой демократическою общества.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

А.Н. Сафронов, преподаватель

Омская академия МВД России

Перемещение людей и грузов является важнейшей функцией жизнеобеспечения. В современных условиях она реализуется преимущественно путем применения автомототран-спортных средств, обладающих высочайшей автономностью передвижения в сравнении с другими видами транспорта. Использование транспортных средств сокращает затраты общественно полезного времени и способствует оптимизации социальной инфраструктуры. Например, развитие автомобильного транспорта и соответствующей ему дорожной сети позволяет гибко и рационально использовать трудовые и материальные резервы того или иного региона.

Нельзя не считаться с социально-психологическим влиянием автомобильного транспорта. Так, лишь 30% жителей крупных городов не испытывают острой потребности в собственных автомобилях как безальтернативном средстве передвижения и вполне могли бы обойтись общественным транспортом. Для остальной части жителей автомобиль - это не просто утилитарный механизм, а средство самовыражения, самоутверждения, расширения кругозора, реализации эстетических взглядов и творческих наклонностей. В обладании автомобилем и его использовании во многих случаях наблюдается элемент игры. Вполне естественно, что автомобиль не только облегчает существование человека, но и, повышая для него порог определенных материальных и морально-физио-логических издержек, может оказать отрицательное влияние на характер и свойства личности. Владельцы дорогих автомобилей нередко испытывают чувство превосходства над другими не только из-за обладания престижным средством передвижения, но и возможности реализовать их скоростные и динамические качества непосредственно в процессе дорожного движения. С другой стороны, в общественном сознании

происходит процесс ассоциативного соединения индивида с принадлежащим ему автомобилем, мощь и технические достоинства которого связываются с возможностями владельца.

В настоящее время в России идет интенсивное увеличение парка автомототранспортных средств. Однако рост численности транспортных средств, их скорости и массы сопровождается практически неизбежным следствием - дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), каждое из которых индивидуально по характеру и последствиям, но в совокупности обнаруживает общие черты, позволяющие рассмотреть их как явление, т.е. дорожно-транспортную аварийность (ДТА).

Статистические данные о ДТА и тенденциях ее изменения являются общепризнанными показателями экономического потенциала и уровня благосостояния граждан. Чем выше относительные показатели ДТА, тем ниже уровень социальной защищенности и транспортной дисциплины населения. Ни одна страна не избегает человеческих и материальных потерь из-за ДТА, но их масштабы, соотнесенные с уровнем развития автомобилизации, различны. В России качество решения проблем ДТА существенно ниже мирового уровня. В расчете на 10 тыс. единиц транспорта у нас происходит в несколько раз больше ДТП, чем в развитых странах Европы и Азии. Ежегодно в результате ДТП получают повреждения свыше 700 тыс. автомобилей и других транспортных средств. Потери рабочего времени, обусловленные только непосредственным ущербом от ДТП и затратами на компенсацию их последствий, составляют 200 млн. человеко-дней в год. Из общего числа смертельно травмированных 70% составляют лица трудоспособного возраста, около 18% пострадавших становятся инвалидами (1, 8-10). Например, в 2002 г. на дорогах Российской Федерации погибли 33 243, получили ранения 215 678 человек (2, 168). В военных конфликтах мы ежегодно не теряем столько человеческих жизней, сколько на мирных дорогах нашей Родины.

На заре освоения автомобиля за руль садились избранные, наиболее образованные, технически грамотные представители общества.

Впоследствии с расширением сферы влияния автомобиля водителей уже готовили в специальных учебных заведениях, и там обучались наиболее старательные, грамотные люди.

После распада СССР открылись границы, граждане получили возможность свободного выезда за рубеж и ввоза оттуда дешевых, подержанных автомобилей по ценам ниже новых отечественного производства. В результате парк автомобилей, находящихся в личном пользовании, увеличился в три раза (2). Ими управляют все, кто пожелает, специального отбора, кроме медицинского, в настоящее время не существует. Система подготовки осталась та же, в то время как скорость движения, динамика, интенсивность возросли в несколько раз, не при этом культура поведения участников дорожного движения стала ниже.

С каждым годом все больше граждан, которые прошли только первоначальную подготовку и не имеют опыта вождения, получают удостоверение на право управления транспортными средствами, что существенно влияет на безопасность дорожного движения. Поданным статистики, в 62% ДТП виновниками являются водители, из них 35% - со стажем до одного года (2). Приведенные данные показывают важность проблемы в подготовке водителей к вождению в сложных условиях. Это объясняется тем, что в действующей программе обучения водителей очень мало часов для обучения навыкам вождения автомобиля в условиях высокоинтенсивного дорожного движения. Таким образом, водителей не обучают эффективным антиаварийным приемам вождения в экстремальных ситуациях.

Между тем значительное количество ДТП можно было бы предотвратить, если бы водители были готовы к действиям в экстремальных ситуациях.

Итак, экстремальная ситуация - это необычное по трудности сочетание обстоятельств и условий, создающих опре-

12

Психопсдагогика в правоохранительных органах, 2004, №2(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.