Научная статья на тему 'Социально-психологические последствия автомобилизации и возможности их преодоления'

Социально-психологические последствия автомобилизации и возможности их преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические последствия автомобилизации и возможности их преодоления»

В процессе получения юридического образования практический материал, используемый в качестве примеров проблемных ситуаций, является одним из факторов повышения эффективности правового воспитания.

Применение на занятиях примеров конкретных ситуаций из правоохранительной практики, деятельности судов, прокуратуры, органов внутренних дел и иных органов, использование материалов искусства и литературы позволяет нам:

1) акцентировать внимание студентов, курсантов и слушателей на социальном, политическом и нравственном значении закона;

2) на основе ознакомления обучаемых с примерами реализации тех или иных норм права подвести к осознанию сущности этих норм;

3) перекинуть мостик от теории к практике, к конкретному применению закона в пространстве и времени;

4) позволяет повлиять на нравственно-психологическую установку личности, перейдя от сухой теории к практике, попытаться пробиться в самые укромные уголки сознания и подсознания, тем самым укрепив связь обучения с воспитанием.

В заключение отметим, что правовое воспитание должно следовать из потребности людей повиноваться и уважать закон. В свою очередь, закон должен стать единственной основой любой экономической, политической и социальной деятельности в стране. Люди должны противостоять любому нарушению законности, потому что строгий закон и добросовестная дисциплина являются основой демократическою общества.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

А.Н. Сафронов, преподаватель

Омская академия МВД России

Перемещение людей и грузов является важнейшей функцией жизнеобеспечения. В современных условиях она реализуется преимущественно путем применения автомототран-спортных средств, обладающих высочайшей автономностью передвижения в сравнении с другими видами транспорта. Использование транспортных средств сокращает затраты общественно полезного времени и способствует оптимизации социальной инфраструктуры. Например, развитие автомобильного транспорта и соответствующей ему дорожной сети позволяет гибко и рационально использовать трудовые и материальные резервы того или иного региона.

Нельзя не считаться с социально-психологическим влиянием автомобильного транспорта. Так, лишь 30% жителей крупных городов не испытывают острой потребности в собственных автомобилях как безальтернативном средстве передвижения и вполне могли бы обойтись общественным транспортом. Для остальной части жителей автомобиль - это не просто утилитарный механизм, а средство самовыражения, самоутверждения, расширения кругозора, реализации эстетических взглядов и творческих наклонностей. В обладании автомобилем и его использовании во многих случаях наблюдается элемент игры. Вполне естественно, что автомобиль не только облегчает существование человека, но и, повышая для него порог определенных материальных и морально-физио-логических издержек, может оказать отрицательное влияние на характер и свойства личности. Владельцы дорогих автомобилей нередко испытывают чувство превосходства над другими не только из-за обладания престижным средством передвижения, но и возможности реализовать их скоростные и динамические качества непосредственно в процессе дорожного движения. С другой стороны, в общественном сознании

происходит процесс ассоциативного соединения индивида с принадлежащим ему автомобилем, мощь и технические достоинства которого связываются с возможностями владельца.

В настоящее время в России идет интенсивное увеличение парка автомототранспортных средств. Однако рост численности транспортных средств, их скорости и массы сопровождается практически неизбежным следствием - дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), каждое из которых индивидуально по характеру и последствиям, но в совокупности обнаруживает общие черты, позволяющие рассмотреть их как явление, т.е. дорожно-транспортную аварийность (ДТА).

Статистические данные о ДТА и тенденциях ее изменения являются общепризнанными показателями экономического потенциала и уровня благосостояния граждан. Чем выше относительные показатели ДТА, тем ниже уровень социальной защищенности и транспортной дисциплины населения. Ни одна страна не избегает человеческих и материальных потерь из-за ДТА, но их масштабы, соотнесенные с уровнем развития автомобилизации, различны. В России качество решения проблем ДТА существенно ниже мирового уровня. В расчете на 10 тыс. единиц транспорта у нас происходит в несколько раз больше ДТП, чем в развитых странах Европы и Азии. Ежегодно в результате ДТП получают повреждения свыше 700 тыс. автомобилей и других транспортных средств. Потери рабочего времени, обусловленные только непосредственным ущербом от ДТП и затратами на компенсацию их последствий, составляют 200 млн. человеко-дней в год. Из общего числа смертельно травмированных 70% составляют лица трудоспособного возраста, около 18% пострадавших становятся инвалидами (1, 8-10). Например, в 2002 г. на дорогах Российской Федерации погибли 33 243, получили ранения 215 678 человек (2, 168). В военных конфликтах мы ежегодно не теряем столько человеческих жизней, сколько на мирных дорогах нашей Родины.

На заре освоения автомобиля за руль садились избранные, наиболее образованные, технически грамотные представители общества.

Впоследствии с расширением сферы влияния автомобиля водителей уже готовили в специальных учебных заведениях, и там обучались наиболее старательные, грамотные люди.

После распада СССР открылись границы, граждане получили возможность свободного выезда за рубеж и ввоза оттуда дешевых, подержанных автомобилей по ценам ниже новых отечественного производства. В результате парк автомобилей, находящихся в личном пользовании, увеличился в три раза (2). Ими управляют все, кто пожелает, специального отбора, кроме медицинского, в настоящее время не существует. Система подготовки осталась та же, в то время как скорость движения, динамика, интенсивность возросли в несколько раз, не при этом культура поведения участников дорожного движения стала ниже.

С каждым годом все больше граждан, которые прошли только первоначальную подготовку и не имеют опыта вождения, получают удостоверение на право управления транспортными средствами, что существенно влияет на безопасность дорожного движения. Поданным статистики, в 62% ДТП виновниками являются водители, из них 35% - со стажем до одного года (2). Приведенные данные показывают важность проблемы в подготовке водителей к вождению в сложных условиях. Это объясняется тем, что в действующей программе обучения водителей очень мало часов для обучения навыкам вождения автомобиля в условиях высокоинтенсивного дорожного движения. Таким образом, водителей не обучают эффективным антиаварийным приемам вождения в экстремальных ситуациях.

Между тем значительное количество ДТП можно было бы предотвратить, если бы водители были готовы к действиям в экстремальных ситуациях.

Итак, экстремальная ситуация - это необычное по трудности сочетание обстоятельств и условий, создающих опре-

12

Психопсдагогика в правоохранительных органах, 2004, №2(22)

деленную обстановку, положение (3,942). Критериями экстремальной ситуации является следующее:

- напряженность, монотонность;

- стресс;

- внезапность;

- риск, опасность;

- использование необычных приемов и методов вождения;

- нагрузки, которые мгновенно действуют на психику и на физиологические системы организма.

Экстремальную ситуацию определяют ряд факторов.

1. Длительное ожидание возможных резких осложнений обстановки, требующее постоянной бдительности и внутренней готовности.

2. Помехи (шум, метеоусловия, другие отвлекающие факторы).

3. Необычность обстоятельств,отсутствие предупреждения.

4. Высокая ответственность, значимость решаемых задач (риск причинения материального ущерба, вреда здоровью граждан).

5. Объективные трудности на пути решения задач (дорожные условия, техническое состояние транспортных средств, действия других участников дорожного движения).

6. Большая интенсивность деятельности, длительность нагрузки (во время движения в условиях интенсивного движения или на сложных участках дорог).

7. Раздражительность, конфликтность в отношении других участников дорожного движения.

8. Провоцирующие Действия других участников дорожного движения.

9. Растерянность, страх.

10. Неспособность уравновесить сильное возбуждение.

11. Измененные пространственная и временная структуры.

Таким образом, экстремальная ситуация в дорожном движении - это напряженная ситуация, которая может поставить водителя в состояние опасности, стресса, а также резкие и, как правило, неожиданные изменения, усложнения дорожной обстановки. характеризующиеся необходимостью принятия нестандартного решения при дефиците временных показателей.

У водителя автотранспорта в экстремальной ситуации возникают экстремальные психологические проявления, характеризующиеся измененным потоком нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей, так и от внутренних органов, а также социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска.

Если обобщить все определения, факторы и критерии, касающиеся экстремальной ситуации, то можно дать ее краткое определение: "Экстремальная ситуация - это предельно возможная ситуация, связанная с угрозой для жизни человека".

Для успешного преодоления экстремальной ситуации необходимо умение сохранить себя, используя свои знания и умения. В эти минуты должны действовать не эмоции страха, а эмоции ответственности.

Выработку этой ответственности, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, способности предвидеть и заранее предотвратить ДТП нужно взять за основу подготовки водителей. А затем на эти умения, выработанные на психологическом уровне во время занятий, наложить практический опыт вождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудника ГИБДД. - М.: Спартак, 2000.

2. За рулем. - 2003. - №4.

3. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: "АЗЪ", 1993.

СТУДЕНТЫ Б ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Канд. филос. наук, доцент Н.П. Салохин

Омский государственный технический университет

Система образования России вошла в стадию активных преобразований. Необходимость перемен назрела давно, но объективно оценивающие ситуацию граждане, в том числе и студенты стационарных отделений вузов г. Омска, справедливо опасаются: как бы стремление к новизне и позитивным переменам в образовательном пространстве страны не превратилось в самодостаточный процесс реформ ради реформ* .

Школа современной России, в том числе высшая профессиональная, восходит корнями к многовековой традиции гуманизма русского просвещения. Преподаватели и студенты с ответственностью осознают, что и научно-технический прогресс в целом, и информационная стадия развития мировой цивилизации во многом обязаны педагогическим технологиям и приемам обучения, сложившимся в недрах русской и советской школы.

В условиях перехода к информационному обществу и становления культуры экранного типа важность системы высшего профессионального образования и университетского - в особенности необычайно возрастает. Университеты становятся основными субъектами-носителями социальности нового типа, базис которой составляют ценности меритокра-тии. Университеты являются единственным социальным институтом, который одновременно занят поиском, систематизацией и актуализацией знания, подготовкой интеллектуальной и технической элиты и, помимо научных и образовательных функций, обеспечивает занятость молодежи, включая в систему общественно полезного труда более пяти миллионов юношей и девушек, две трети из которых обучаются бесплатно, за счет средств федерального бюджета.

Бесплатное образование - дело дорогое, и высшее профессиональное - в максимальной степени, но образовательная сфера - одна из немногих отраслей экономики, способная обеспечить прибыль в 200% и более на единицу затрат. Естественно, эта сверхприбыль не может быть сиюминутной, но является гарантированной. Россия осуществляет создание экономики рыночного типа, основным регулятором которой, как известно, служит цена. Цена, являясь своеобразным носителем информации и средством сопоставления благ, взаимосвязывает предложение и спрос. С этой точки зрения образование должно выступать как товар, имеющий собственную стоимость. Ценоустановителем стоимости образования должен быть рынок.

В самом общем виде предполагаемая реформа образования преследует две цели: адаптировать традиционную русскую школу к среднемировым нормам обучения и сделать ее содержание для государства максимально облегченным. В этой ситуации государство, оставив на попечении несколько эталонных учебных заведений, могло бы освободить бюджет от необходимости финансирования большей части существующих аккредитованных вузов. Указанная схема не лишена привлекательности, но в условиях общества, переживающего перманентный системный кризис, едва ли является функциональной.

Образование традиционно выполняет в обществе функции приобщения индивида к жизни социума в целом, воспитания личности, формирования основ персональной культуры человека. «Институты образования и воспитания, какую бы

* По состоянию на 1 сентября 2003 г. в имеющих государственную аккредитацию шести университетах, трех академиях, двух институтах и шести филиалах московских вузов в г. Омске на дневном отделении обучалось 78 тыс. студентов, 3% которых стали респондентами исследования, проведенного под руководством автора.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2 (22) ХЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.