УДК 378 048.2
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ К ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
© 2021 А. Д. Гонеев
докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования e-mail: pedagogy@kursksu. ru
Курский государственный университет
В статье обосновывается роль и значимость организации воспитательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды. Раскрывается сущность и перспективы использования современных информационных технологий, электронного обучения и дистанционных технологий в подготовке магистров к воспитательной деятельности с обучающимися. Представлена модель подготовки магистров психолого-педагогического образования к организации воспитательной деятельности с обучающимися в цифровой образовательной среде.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, моделирование подготовки магистров к организации воспитательной деятельности, цифровая образовательная среда.
MODELING THE PREPARATION OF MASTERS FOR THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES WITH STUDENTS IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
© 2021 A. D. Goneev
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Vocational Education e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article substantiates the role and importance of the organization of educational activities in the digital educational environment. The essence and prospects of using modern information technologies, e-learning and distance learning technologies in the preparation of masters for educational activities with students are revealed. The model of preparation of masters of psychological and pedagogical education for the organization of educational activities with students in a digital educational environment is presented.
Keywords: educational activity, e-learning, distance learning technologies, modeling of preparation of masters for the organization of educational activities, digital educational environment.
В последнее время в системе отечественного образования произошли существенные изменения, приведшие к смещению акцентов в содержании и характере организации образовательного процесса как в общеобразовательных организациях, так и в высшем образовании. Идея цифровизации образовательной среды получила мощный импульс в связи с переходом системы образования в дистанционный вариант реализации, обусловленный пандемией нового коронавируса. Учебный процесс
в общеобразовательных организациях стал осуществляться в смешанном или дистанционном формате. Использование информационных дистанционных технологий в образовании стало необходимым и обыденным явлением, получив существенное нормативно-правовое и организационно-техническое обоснование (Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.»; Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда"» и др.).
Однако, как свидетельствуют многочисленные исследования (С.Г. Давыдов, О.В. Кучмаева, О.С. Логунова, Е.Д. Патаракин, Г.У. Солдатова и др.) использование 1Т-технологий, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий имеет как положительный, так и отрицательный аспект. Наряду с расширением информационного поля, быстрым получением исчерпывающей информации в учебном процессе, возможностью удаленного взаимодействия обучающих и обучающихся, расширением сферы возможностей самостоятельной работы обучающихся и др., появились и ряд как образовательных, санитарно-технологических, так и воспитательных проблем. Анонимность взаимодействия обучающихся в социальных сетях, бесконтрольность со стороны родителей и педагогов в освоении информационного контекста учащимися, наличие проблемы информационной (компьютерной) зависимости у обучающихся, использование социальных сетей как средства асоциального влияния на сознание обучающихся, кибербуллинг в интернет-пространстве и многое другое.
В связи с этим возникает острая необходимость формирования готовности будущих педагогов (и особенно на уровне магистерской подготовки) к организации воспитательной работы с обучающимися в условиях цифровой образовательной среды. На данный момент имеется достаточная нормативно-правовая база в области формирования цифровой образовательной среды, даны определения и характеристика основных ключевых понятий, таких как «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии» (представлены в ст.16 ФЗ «Об образовании в РФ»); здесь же говорится и о создании условий для функционирования электронной образовательной среды, которая включает в себя «электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств» и обеспечивает «освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2013].
Основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» были усилены и подкреплены рядом государственных нормативных актов, таких как Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г., № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»; Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 г. №3), где даны определения цифровой образовательной среды, технологий дистанционного и онлайн-обучения и др.
Однако весь этот массив нормативно-правовых, организационных и учебно-методических материалов направлен на повышение эффективности учебного процесса, развитие познавательных возможностей обучающихся и в меньшей степени затрагивает воспитательную деятельность с обучающимися. В то же время никто не отменял Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. От 01.05.2017 г.); «Об утверждении
Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646), где, наряду с положительной характеристикой информационных технологий, говорится о необходимости защиты детей от разрушительного, травмирующего психику информационного воздействия средств массовой коммуникации и информационных технологий; запрете информации, вызывающей страх и панику у детей, оправдывающей насилие и противоправное поведение взрослых. В Федеральном законе четко прослеживается призыв к созданию условий для полноценного нравственного и духовного развития обучающихся, бережному и гармоничному воспитанию детей на идеях добра и справедливости с использованием информационных технологий и электронного обучения [Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2012 г. № 436-Ф3 (ред. от 01.05.2017г.].
В данном случае справедливо полагать, что решение этих вопросов возможно при наличии подготовленных кадров, осуществляющих воспитательную деятельность и владеющих современными информационными технологиями, готовых и способных использовать современные информационные средства в организации воспитательной деятельности с обучающимися в общеобразовательной организации.
Необходимость подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности с обучающимися исследовали Е.П. Белозерцев, Е.Н. Дмитриева, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др. Вопросы разработки концептуальных основ воспитательной деятельности с обучающимися были предметом исследования Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, В.А. Караковского, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, Н.Е. Щурковой и др. Проблемы подготовки будущих педагогов к организации воспитательной деятельности с обучающимися в современных условиях цифровой образовательной среды стали предметом исследования Е.Ф. Зачиняевой, А.Ф. Закировой, М.Н. Невзорова и др.
Еще в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» ставилась задача «создания условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты», а в основных направлениях развития воспитания отмечалась необходимость расширения воспитательных возможностей информационных ресурсов, где предусматривалось информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей [Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. 2015: 3—5].
Актуализация необходимости повышения эффективности воспитательной работы с обучающимися в современных условиях отмечается и в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ. Здесь, помимо уточнения и конкретизации понятий «воспитание» и «воспитательная деятельность», говорится о необходимости разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы силами педагогических работников образовательной организации. Все это требует формирования готовности будущих педагогических работников к воспитательной деятельности в новых социально-педагогических и организационно-информационных условиях.
В связи с этим, на наш взгляд, заслуживает особого внимания ряд публикаций Я.А. Баткаевой, Е.Н. Дмитриевой, Е.Ф. Зачиняевой, А.Ф. Закировой и др. о формировании концептосферы воспитательной деятельности у обучающихся по программам магистратуры, профиль подготовки «Теория и практика воспитания». Они отмечают, что в условиях наступления информационной эпохи особую значимость приобретает такая способность педагогов, как эффективное и осознанное включение в свою деятельность профессионально значимой информации, получаемой из разнообразных источников, а также наличие у педагога целостной картины организуемого процесса, что, естественно, предполагает разработку научно обоснованной модели подготовки магистров к воспитательной работе с обучающимися в новых информационных условиях с использованием информационно-коммуникативных технологий [Баткаева, Зачиняева 2019: 57].
Проблема разработки модели подготовки педагогов к воспитательно -педагогической деятельности рассматривалась нами еще в начале нынешнего столетия [Гонеев 2001]. Однако быстро меняющиеся социально-педагогические условия и коренная перестройка в системе общего и высшего образования вызвали необходимость открытия в системе психолого-педагогического образования двух магистерских программ в Курском государственном университете. Это программы «Психология и педагогика организации воспитания» и «Психология и педагогика работы в детских и молодежных объединениях», в основу которых была положена модель формирования у обучающихся по программам магистратуры готовности к воспитательной деятельности с учащимися в условиях информационной образовательной среды.
Необходимость моделирования подготовки магистров к воспитательной работе с обучающимися в условиях цифровой образовательной среды обусловлена вышеперечисленными обстоятельствами и нормативно-правовыми документами, а также появлением нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++), в котором было указано, что при реализации программы образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные технологии, которые должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступной для обучающихся форме [ФГОС ВО 2018: 2].
Кроме того, в требованиях к условиям реализации программ магистратуры с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная образовательная среда вуза должна обеспечивать как проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, так и взаимодействия между участниками образовательного процесса, имея в виду организацию и проведение педагогических производственных практик, посредством сети «Интернет» [ ФГОС ВО 2018: 12]. В связи с этим при моделировании основной образовательной программы «Психология и педагогика организации воспитания» были предусмотрены как традиционные формы и методы организации обучения магистров, так и формы работы с использованием дистанционных технологий. Заочная форма организации обучения магистров в условиях пандемии проходила в удаленном формате. Таким образом, сам учебный процесс с магистрами стал реальной площадкой практического использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В основу модели подготовки магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися в условиях цифровой образовательной среды была положена разработанная нами концепция подготовки учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками [Гонеев 2001]. Подготовку магистров к воспитательной деятельности с обучающимися мы рассматриваем как процесс
и результат профессиональной подготовки, в котором в интегративном единстве сочетается их морально-психологическая (ценностно-мотивационная) готовность к воспитательной деятельности с обучающимися в современных условиях, где проявляется профессионально-личностная направленность деятельности магистров, понимание важности и значимости воспитательной деятельности с обучающимися в условиях информационно-коммуникативной образовательной среды; научно-теоретическая и практическая (содержательно-процессуальная) готовность, выражающаяся в освоении необходимого объема профессионально-педагогических знаний и умений, владение современными педагогическими и информационно -коммуникационными технологиями; профессионально-личностная готовность, проявляющаяся в отношении к требованиям профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (2017 г.), в наличии личностных качеств, способствующих установлению межличностных контактов как с обучающимися и их родителями, так и с педагогами образовательного учреждения.
Процесс подготовки магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися включает в себя концептуально-целевой, содержательно-процессуальный, технологический и оценочно-результативный блоки.
Концептуально-целевой блок модели подготовки магистров к воспитательной деятельности с обучающимися в современных образовательных условиях состоит из целевого компонента, определяющего осознание и понимание выпускником магистратуры конечного результата своей профессионально-педагогической подготовки, готовности и способности решать профессиональные задачи по организации воспитательной деятельности с обучающимися в условиях цифровой образовательной среды. Концептуальный компонент данного блока включает в себя опору на ряд методологических подходов (компетентностного, системно-деятельностного, контекстного, культурологического) и педагогических принципов:
- социокультурной детерминации профессионально-педагогической деятельности, определяющей активное влияние социокультурной ситуации в обществе на характер и содержание воспитания и на своеобразие и особенности подготовки магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися в современных условиях;
- сочетания фундаментализации и практико-ориентированной направленности профессиональной подготовки магистров, позволяющих реализовывать укрепление полученного психолого-педагогического образования магистров и использование полученных знаний в научно-исследовательской работе и проектно-технологической практике;
- непрерывности и преемственности в профессионально-педагогической подготовке магистров, позволяющей использовать потенциал бакалаврской подготовки в становлении и развитии универсальных и общепрофессиональных компетенций магистров;
- профессионально-личностного самосовершенствования, направленного на повышение уровня своей компетентности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Содержательно-процессуальный блок состоит из четырех модулей, рассредоточенных по всей линии профессионально-педагогической подготовки магистров к воспитательной работе с обучающимися. Это концептуально -ориентированный, информационно-аналитический, репродуктивно-конструктивный, прогностически-творческий.
Концептуально-ориентированный модуль реализуется в рамках первого семестра обучения магистров. Основной задачей данного модуля является погружение
обучающихся в проблемы современного воспитания подрастающего поколения через определение содержания основных направлений стратегии развития воспитания; выявляются актуальные направления психолого-педагогических исследований в воспитательной деятельности с обучающимися в современных образовательных учреждениях. Содержательная сторона данного модуля реализуется через освоение ряда дисциплин: «Философия образования и науки», «Методология и методы научного исследования», «Современные психолого-педагогические концепции воспитания», «Экспертная деятельность в образовании». На этом этапе освоения основной образовательной программы магистратуры начинается реализация учебной практики -научно-исследовательская работа, где магистры определяют сферу своих научных интересов, выбирают тему выпускной квалификационной работы, обосновывают ее актуальность, с помощью сайта научной библиотеки университета набирают список литературы по теме исследования, проводят его аннотирование.
Информационно-аналитический модуль реализуется во втором семестре. Ведущими задачами модуля являются знакомство с трудовыми функциями педагога -организатора, представленными в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания»; с нормативно-правовыми аспектами организации воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях, с требованиями к организации воспитательной работы с обучающимися в условиях современной образовательной среды. В качестве ведущих дисциплин данного модуля выступают «Психолого -педагогические аспекты профессиональной культуры педагога-организатора», «Научно-методические основы организации воспитательной работы», «Нормативно-правовые аспекты воспитательной деятельности в образовательной организации», «Цифровая образовательная среда образовательного учреждения». В этом модуле продолжается учебная практика - научно-исследовательская работа, в ходе которой анализируется состояние степени изученности выбранной темы выпускной квалификационной работы, проектируются ход и логика научного исследования, реализуется констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. В это же время проходит учебная ознакомительная практика по организации воспитательной работы в базовых образовательных учреждениях. Магистры в дистанционном формате знакомятся с официальным сайтом школы, анализируют информационные материалы по воспитательной деятельности образовательной организации, разрабатывают и проводят воспитательные мероприятия с обучающимися школы с использованием дистанционных технологий на платформе ZOOM. Составляется портфолио воспитательной деятельности с учащимися с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Репродуктивно-конструктивный модуль реализуется в третьем семестре. Ведущей задачей данного модуля является формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, связанных с проектированием и конструированием воспитательного процесса с обучающимися с использованием информационно-коммуникационных и дистанционных технологий. В данном случае магистры проектируют формирующий этап своего научного исследования в базовой общеобразовательной организации с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуют комплекс воспитательных технологий, направленных на повышение эффективности выявленных педагогических условий. В качестве дисциплин, помогающих реализовывать поставленные задачи, выступают «Научно -методическое сопровождение внедрения инновационных воспитательных программ», «Психолого-педагогическое обеспечение проектирования воспитательной работы в образовательном учреждении», «Научно-методическое обеспечение взаимодействия социальных партнеров в воспитательной деятельности».
В рамках производственной практики завершается программа научно -исследовательской работы, подводятся итоги реализации задач темы выпускной квалификационной работы, проверяются положения гипотезы научного исследования. В ходе производственной проектно-технологической практики, которая проходит в смешанном формате, также с использованием дистанционных технологий, магистры в базовых школах проектируют и реализуют основные идеи своего научного исследования в воспитательном процессе общеобразовательной организации.
Завершающий, прогностически-творческий модуль реализуется в четвертом и пятом семестрах. Он направлен на завершение профессионально-педагогической подготовки магистров, на оценку освоенных универсальных и общепрофессиональных компетенций, на выявление готовности магистров к прогнозированию, проектированию и организации воспитательной деятельности с обучающимися в современных образовательных условиях. В связи с этим в учебном плане магистратуры на этом этапе подготовки реализуются дисциплины «Управление развитием воспитательных систем», «Психолого-педагогический мониторинг воспитательной работы», «Психолого-педагогическое сопровождение воспитательной работы в детских и молодежных организациях», «Школьная медиация и профилактика педагогических конфликтов» и ряд элективных курсов и факультативов. Идет завершение работы над выпускной квалификационной работой, проводится преддипломная практика. Завершает этот модуль предзащита и защита выпускной квалификационной работы, которые также проводятся в удаленном варианте с использованием дистанционных образовательных технологий на платформе ZOOM.
Технологический блок модели представлен совокупностью как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий: проблемные лекции, вебинары, технологии критического мышления, технологии контекстного обучения, технологии модульного обучения, игровые технологии, вебсеминары, квесты, технологии организации самостоятельной работы, создание электронного портфолио и др.
Оценочно-результативный блок модели включает критерии и показатели готовности магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися в условиях цифровой образовательной среды.
Мотивационно-ценностный критерий включает понимание магистрами значимости воспитательной деятельности с обучающимися, ее роли в формировании личности детей и подростков, наличие интереса к поиску эффективных путей и средств воспитательной работы, понимание роли информационных технологий и социальных сетей в становлении и развитии личности современного подростка.
Когнитивный критерий оценивает знание современных воспитательных концепций, содержание актуальных направлений воспитательной деятельности с обучающимися, знание методологии и методов научного исследования в сфере воспитательной деятельности.
Действенно-практический критерий определяет уровень владения современными воспитательными технологиями, информационно-коммуникационными и дистанционными технологий в организации воспитательной деятельности, владение компетенциями прогнозирования, проектирования и конструирования воспитательной работы с обучающимися.
Рефлексивный критерий позволяет проанализировать и самостоятельно оценить готовность и способность магистров к организации воспитательной деятельности с обучающимися.
Результативный компонент модели определяет сформированность совокупности универсальных и общепрофессиональных компетенций выпускника магистратуры к организации воспитательной деятельности с обучающимися и проверяется в ходе
подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и, конечно, в ходе различного вида учебных и производственных практик в процессе учебы в магистратуре.
Библиографический список
Баткаева Я.В., Зачиняева Е.Ф. Формирование концептосферы «воспитательная деятельность» у педагогов, обучающихся в магистратуре: теоретическая модель // Современное педагогическое образование. 2019. № 7. С. 57-60.
Гонеев А.Д. Теоретические основы подготовки учителя к коррекционно -педагогической деятельности с подростками: автореферат дис. ... докт. пед. наук. Курск, 2001. 43 с.
Гонеев А.Д. Формирование готовности к организации воспитательной деятельности в образовательном учреждении у обучающихся по программам магистратуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-k-organizatsii-vospitatelnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-u-obuchayuschihsya-po-programmam/pdf (дата обращения: 12.08.2021).
Постановление Правительства Российской Федерации № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»». М., 2020.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №10-н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»». М., 2017.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 127 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование». М., 2018.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. // Вестник образования. 2015. № 15. С. 13-28.
Сластенин В.А. Избр. тр. М.: Магистр-Пресс, 2000. 487 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010. № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017). М., 2017.