Научная статья на тему 'Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками'

Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонеев А. Д.

В статье обоснована необходимость актуализации профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической работе с девиантными подростками. Проанализированы содержание трудовых функций профессиональных стандартов педагога и педагога-психолога, соответствие им общепрофессиональных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Предложены пути подготовки магистров к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками»

УДК 378 048. 2

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ К ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

© 2019 А. Д. Гонеев

докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики и профессионального образования

e-mail: pedagogy@kursksu. ru

Курский государственный университет

В статье обоснована необходимость актуализации профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической работе с девиантными подростками. Проанализированы содержание трудовых функций профессиональных стандартов педагога и педагога-психолога, соответствие им общепрофессиональных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Предложены пути подготовки магистров к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками.

Ключевые слова: девиантное поведение подростков, воспитательно -профилактическая деятельность, подготовка магистров к профилактической деятельности, общепрофессиональные компетенции.

Со дня принятия Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г) прошло уже двадцать лет. За это время сложилась стройная система предупреждения и преодоления правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. В качестве результатов её функционирования, по данным МВД РФ, Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ и многочисленным исследованиям данной проблемы (Я.И. Гилинский, Е.Б. Доржиева, А.И. Титова, Т.А. Хагуров, Ю.В. Хомиченко и др.), удельный вес преступлений несовершеннолетних снижается и составляет 4,1% от общего числа преступлений. В последние годы этот показатель достиг 3,6% [Титова 2018]. Однако, как отмечают авторы социологических исследований, растёт жестокость совершаемых преступлений, усиливается их бессмысленность и спонтанность, активизируется бравада совершаемыми антиобщественными поступками, выкладывание своих противозаконных действий в социальных сетях ради получения «лайков».

Несовершеннолетние подростки, совершающие те или иные противоправные действия, в большинстве своём являются обучающимися общеобразовательных организаций, учащимися общеобразовательных школ, которые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» обязаны добросовестно осваивать образовательную программу; выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013]. В свою очередь, образовательные организации, реализующие образовательные программы основного общего образования, в своей деятельности сориентированы на становление и формирование личности обучающихся

(формирование у них нравственных убеждений, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению и др.) [Там же].

Главным связующим звеном в реализации обязанностей образовательной организации в формировании личности несовершеннолетних обучающихся и защите их прав и образовательных потребностей выступают педагоги, в первую очередь учитель, классный руководитель, а также социальный педагог, педагог-психолог и иные педагогические работники. Однако, как свидетельствуют научные исследования проблем предупреждения девиаций в поведении подростков и профилактики правонарушений несовершеннолетних, существует ряд объективных и субъективных противоречий:

• между потребностью современного общества в формировании разносторонне развитой, духовно богатой, законопослушной, нравственно воспитанной личности и объективно существующими негативными социально-педагогическими условиями;

• между существующей школьной дезадаптацией и десоциализацией личности подростков, неснижающимся уровнем девиаций в поведении несовершеннолетних и отсутствием необходимой профессионально-педагогической подготовки студентов вузов к воспитательно-профилактической деятельности с данной категорией несовершеннолетних подростков;

• между быстро меняющимися требованиями педагогической практики и социально-педагогическими условиями целенаправленной воспитательно-профилактической подготовки педагога и его готовностью быстро и результативно находить решения в возникающих трудных жизненных ситуациях.

В последнее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждён целый пакет Профессиональных стандартов в различных сферах деятельности педагогов, педагогов-психологов, специалистов в среде воспитания, которые учитывают кардинальные изменения, происходящие в образовательной сфере, в сфере социальных отношений. В системе высшего образования активно вносятся изменения в структуру и содержание ФГОСов направлений подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, которые дают простор для творчества образовательным организациям высшего образования при разработке Примерных основных образовательных программ. И задача высших учебных заведений и их профессорско-преподавательского состава найти точки соприкосновения и пересечения данных стандартов, определить приоритетные направления подготовки как бакалавров, так и обучающихся по магистерским программам, проанализировать сложившуюся ситуацию в системе общего образования, которая активно внедряет идеи инклюзивного образования. Однако к обучающимся с особыми образовательными потребностями относятся не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и обучающиеся, имеющие недостатки и отклонения (девиации) в поведении.

Поэтому актуализация профессиональной подготовки обучающихся по магистерским программам предполагает выбор проблематики и разработку образовательной программы направленной на формирование их готовности к воспитательно-профилактической работе с девиантными подростками, ибо актуализация (от лат. действительный, теперешний) есть путь делать то и быть тем, для чего ты более всего подходишь, максимально реализовать свои потенциальные возможности (М.И. Дьяченко, Л.Н. Кандыбович «Краткий психологический словарь», 1998).

Гонеев А. Д. Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками

В профессиональном стандарте педагога (воспитатель, учитель), утверждённом приказом Минтруда и социальной защиты РФ в октябре 2013 г., в характеристике обобщенных трудовых функций в разделе «Воспитательная деятельность» одним из видов трудовой деятельности педагога обозначено формирование у обучающихся толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде. В связи с этим в качестве необходимых умений, которыми должен овладеть педагог, являются умение сотрудничать с другими педагогическими работниками и специалистами в решении воспитательных задач, уметь защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать им в конфликтных ситуациях и в случае, если они оказались в социально неблагоприятных условиях, то есть в трудной жизненной ситуации. В разделе «Развивающая деятельность» в рамках овладения трудовой функцией перед педагогом ставится задача уметь проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, разрабатывать программу профилактики различных форм насилия в школе. В перечне необходимых умений педагога - умение совместно с психологом и другими специалистами осуществлять психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ и применять психолого-педагогические технологии (в том числе и инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами обучающихся, начиная от социально уязвимых детей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей-мигрантов, детей-сирот до детей с зависимостями и девиациями в поведении [Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании)» 2013].

Не менее широк спектр требований, предъявляемых к овладению обобщенными трудовыми функциями в «Психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях», представленных в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденном министерством труда и социальной защиты РФ в июле 2015 г. В функциональной карте вида профессиональной деятельности, соотносимой с вышеперечисленными видами и содержанием деятельности педагогического работника, на наш взгляд, вызывает интерес трудовая функция «Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях».

Основные трудовые действия, которыми должен овладеть педагог-психолог, -это способность выявлять условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся, планировать и реализовывать совместно с педагогами превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (об этом ведется речь и в профессиональном стандарте педагога); разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающихся; разрабатывать рекомендации для педагогов и родителей обучающихся по вопросом социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении. Педагог- психолог также обязан уметь вести мониторинг профилактической работы и оформлять профессиональную документацию в соответствии нормативно-правовыми актами и нормами профессиональной этики [Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» 2013].

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования магистратуры по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование в

рамках освоения программы магистратуры выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности в следующих типах деятельности: педагогической, научно-исследовательской и деятельности сопровождения. В рамках последнего типа деятельности большая часть общепрофессиональных компетенций сориентирована на формирование готовности и способностей выпускников к реализации поставленных задач. Так, общепрофессиональная компетенция ОПК-1 сориентирована на формирование способности осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными и правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование 2018], это всецело соответствует одному из последних положений трудовых действий профессионального стандарта педагога-психолога.

Общепрофессиональная компетенция ОПК-3 ориентирует обучающихся по программе магистратуры на проектирование совместной и индивидуальной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. В аспекте освоения психолого-педагогических технологий профессиональной деятельности ОПК-6 предполагается готовность и способность выпускника магистратуры проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности. ОПК-5 ориентирует обучающихся на овладение способностью разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, а также разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование 2018].

Неотъемлемой задачей любого вида профессиональной деятельности, а тем более организации профилактической работы с различными категориями детей и в особенности склонных к девиантным проявлениям в поведении, будущий педагог или педагог-психолог должен уметь взаимодействовать с участниками образовательных отношений. В этом плане ОПК-7 четко ориентирует на освоение способности планировать и формировать взаимодействие участников образовательных отношений.

Таким образом, как в профессиональных стандартах педагога (воспитатель, учитель), педагога-психолога (психология в сфере образования), так и во ФГОСах ВО магистратуры по направлениям 44.04.01 Педагогическое образование и 44.04.02 Психолого-педагогическое образование мы видим четкий ориентир на взаимосвязь профессиональной подготовки будущего специалиста в университете и реальное воплощение освоенных им компетенций в педагогическом процессе общеобразовательных организаций. Углубление и спецификация профессиональной подготовки будущего специалиста может быть осуществлена в рамках освоения профессиональных компетенций, которые будут реализованы в соответствующих образовательных программах по соответствующему направлению (направленности подготовки). На наш взгляд, такой образовательной программой может стать программа «Психология и педагогика профилактики девиантного поведения», целью которой является подготовка будущего педагога-психолога как конкурентноспособного, мобильного, владеющего теоретико-методологическими основами содержания и технологиями деятельности по психолого-педагогической профилактике девиантного поведения детей и подростков в образовательных организациях общего и дополнительного образования, готового к проектированию и

Гонеев А. Д. Актуализация профессиональной подготовки обучающихся по программам магистратуры к воспитательно-профилактической деятельности с девиантными подростками

созданию образовательной среды в образовательных организациях, способствующей успешной социализации обучающихся.

Практика реализации таких программ осуществляется в ряде учреждений высшего образования Российской Федерации при реализации ФГОС ВО по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалиста) (2017 год).

В основу данной программы положена концепция подготовки будущего педагога к коррекционно-педагогической деятельности с подростками с девиантным поведением, разработана и реализуема в вузе в начале двухтысячных годов. Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками представляет собой процесс и результат его готовности к профессиональной деятельности, в которой в интегративном единстве сочетаются ценностно-мотивационная, содержательно-процессуальная и профессионально-личностная готовность педагога к коррекционно-педагогической деятельности с подростками, требующими особого педагогического внимания и проявляющими девиации в поведении [Гонеев 2001].

Идея интегративного подхода к профессионально-педагогической подготовке обучающихся по программам бакалавриата в Курском государственном университете реализуется в рамках дисциплины «Педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с учетом особых образовательных потребностей обучающихся». Интегративный подход в подготовке обучающихся по программам бакалавриата предоставляет возможность учесть характер обобщенных трудовых функций педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования (раздел 3.1.7 Психологическая профилактика) и задач профессиональной деятельности выпускников магистратуры по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. В данном ФГОС высшего образования указывается, что профессиональные компетенции, устанавливаемые программой магистратуры, формируются на основе профессиональных стандартов соответствующих профессиональной деятельности выпускников [Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» 2013].

В учебном плане программы «Психология и педагогика профилактики девиантного поведения», в ее базовой (основной) и вариативной (разрабатываемой образовательной организацией) частях, планируется решение ряда задач, направленных на формирование необходимых умений, раскрывающих специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в области психологической профилактики: изучение и обобщение опыта, выявление условий и причин, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся, проектирование и прогнозирование комплекса психолого-педагогических мер, способствующих своевременному предупреждению и преодолению девиации в поведении подростков, планирование и организация межведомственного взаимодействия по профилактической деятельности с различными категориями детей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации; проведение разъяснительной и консультативной работы с субъектами системы профилактической деятельности; осуществление мониторинга результатов профилактической деятельности и документальное оформление результатов профилактики девиантного поведения подростков; проектирование и реализация стратегии своего профессионального роста. Несомненно, в основной образовательной программе планируются различные виды педагогических практик как в образовательных организациях, так и в подразделениях по профилактике правонарушений несовершеннолетних в ОВД РФ. Итогом такой профессиональной

подготовки должен быть итоговый государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы по профилю подготовки - психология и педагогика профилактики девиантного поведения подростков.

Библиографический список

Гонеев А.Д. Теоретические основы подготовки учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками: автореферат дис. ... докт. пед. наук. Курск, 2001. 43 с.

Гонеев А.Д. Интегрированный подход к проектированию профессиональной подготовки бакалавров к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Вып. 1 (141). С. 72-76.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №127 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование». М., 2018

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование». М., 2018

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)"». М., 2013.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №514н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"». М., 2015.

Титова А.И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика // Молодой ученый. 2018. №34. С. 64-68.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.