Научная статья на тему 'Моделирование ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

Моделирование ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / психолого-педагогическая компетентность / высшее учебное заведение / моделирование / educational process / psychology and pedagogical competence / higher educational institution / modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яударова Наталья Юрьевна

Данная работа посвящена проблеме формирования во время образовательного процесса в высшем учебном заведении психолого-педагогической компетентности будущих бакалавров социальной работы. Преподавание дисциплин в высших учебных заведениях требует от педагогов высокого профессионализма, так как они должны суметь не только передать определенные профессиональные теоретические знания, но и психологически подготовить студентов к профессиональной деятельности, постараться наделить своих учеников определенными компетенциями, которые помогут им в осуществлении своего предназначения. Автор анализирует проблему формирования психолого-педагогической компетентности будущих бакалавров социальной работы через исследование мнения преподавателей. В статье прослеживается некое различие во взглядах педагогов референтной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яударова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling of EDUCATIONAL PROCESS ON FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

This work is devoted to the problem of formation of psychological and pedagogical competence of future bachelors of social work during educational process in a higher educational institution. Teaching disciplines in higher educational institutions demand from the teacher of high professionalism as they have to transfer certain professional theoretical knowledge , psychologically prepare students for professional activity, and try to allocate the pupils with certain competences which will help them with implementation of the mission. The author analyzes a problem of formation of psychological and pedagogical competence of future bachelors of social work through the research of opinion of teachers. In the article a certain difference of opinions of teachers of a reference group is traced.

Текст научной работы на тему «Моделирование ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

УДК 13.00.00

Яударова Наталья Юрьевна

старший преподаватель.

Чеченский государственный университет [email protected]

Моделирование

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Natal’ya Yu. Yaudarova

senior lecturer.

Chechen State University [email protected]

Modelling of

EDUCATIONAL PROCESS ON FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме формирования во время образовательного процесса в высшем учебном заведении психолого-педагогической компетентности будущих бакалавров социальной работы. Преподавание дисциплин в высших учебных заведениях требует от педагогов высокого профессионализма, так как они должны суметь не только передать определенные профессиональные теоретические знания, но и психологически подготовить студентов к профессиональной деятельности, постараться наделить своих учеников определенными компетенциями, которые помогут им в осуществлении своего предназначения. Автор анализирует проблему формирования психолого-педагогической компетентности будущих бакалавров социальной работы через исследование мнения преподавателей. В статье прослеживается некое различие во взглядах педагогов референтной группы.

Ключевые слова: образовательный процесс, психолого-педагогическая компетентность, высшее учебное заведение, моделирование.

Annotation. This work is devoted to the problem of formation of psychological and pedagogical competence of future bachelors of social work during educational process in a higher educational institution. Teaching disciplines in higher educational institutions demand from the teacher of high professionalism as they have to transfer certain professional theoretical knowledge , psychologically prepare students for professional activity, and try to allocate the pupils with certain competences which will help them with implementation of the mission. The author analyzes a problem of formation of psychological and pedagogical competence of future bachelors of social work through the research of opinion of teachers. In the article a certain difference of opinions of teachers of a reference group is traced.

Keywords: educational process, psychology and pedagogical competence, higher educational institution, modeling.

Современная модернизация образовательного процесса предусматривает решение проблемы повышения качества подготовки бакалавров социальной работы. Новая образовательная парадигма диктует наличие новых компетенций у всех профессиональных работников, в том числе и специалистов по социальной работе. Будущие бакалавры социальной работы должны быть конкурентоспособны на рынке труда, поэтому важная перспективная цель подготовки - повышение качества профессионального обучения будущих бакалавров социальной работы, повышение уровня специалиста социальной работы в профессиональной среде. Постепенное повышение подготовки бакалавров социальной работы на более высокий уровень - это существенный фактор, влияющий как на их профессионализм в социальной сфере, так и на достойное существование общества, так как реформы внутри нашей страны, ухудшение экологического состояния привели к тому, что многие люди нуж-

даются в экстренной социальной помощи и защите. В других странах давно с должным вниманием и уважением относятся к деятельности социальных служб и учитывают специфику ее работы в социальной политике.

Будущая профессиональная деятельность бакалавра социальной работы состоит из взаимодействия с образовательными учреждениями различного вида и типа; организациями социальной защиты, медицинскими учреждениями, юридическими организациями, спортивными, различными общественными организациями и учреждениями. Будущий бакалавр социальной работы часто сталкивается с проблемами клиента, организаций, общества и следует рекомендациям в области социального изучения проблемы, социальной профилактики, социальной реабилитации, социального наблюдения и социального лечения. Клиент и социальный работник взаимодействуют, общаясь в условиях социальной службы, по месту житель-

152

ства, в квартире, где проживает клиент, в различных общинах и общественных организациях, на работе, в трудовом коллективе, общаясь лично или косвенно [5].

Современный бакалавр социальной работы обязан обладать определенными профессиональными компетенциями, которые помогут ему быть успешным и конкурентоспособным на профессиональном поприще, где наибольшую ценность представляет психолого-педагогическая компетентность профессиональной личности работника социальной службы.

Компетентностный подход требует переориентации образовательного процесса на студентов, которые должны стоять в центре всей организации профессионального обучения [1].

Предположим, что формирование психологопедагогической компетентности студентов происходит при изучении специальных дисциплин.

Тогда цель нашего исследования можно сформулировать следующим образом: экспериментальным путем найти наиболее оптимальную модель для формирования психолого-педагогической компетентности у студентов во время обучения в высшем учебном заведении.

Изучая психолого-педагогическую компетенцию будущих бакалавров социальной работы на базе ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», с сентября 2014 г по март 2015 года было проведено исследование. Объектом исследования явились преподаватели кафедры теории и истории социальной работы, осуществляющие профессиональную подготовку бакалавров социальной работы в Чеченском государственном университете. Для большей продуктивности данного исследования нами был проведен опрос преподавателей, который показал следующие результаты:

43 % участников референтной группы отметили, что ведущей целью профессиональной подготовки в условиях формирования психологопедагогической компетентности является осмысленность и интериоризация профессиональных знаний, умений и навыков, теоретического обучения, 57 % сделали акцент на формирование личностных качеств будущего бакалавра социальной работы, востребованных для выполнения профессиональных функций на высоком уровне. В результате проведенного нами опроса было установлено, что психолого-педагогическая компетенция в профессиональной деятельности бакалавра социальной работы позволяет сформировать следующие качества личности: 22 % опрошенных отметили лабильность и критичность мышления; 18 % указали на рефлексию деятельности; 8 % выделили активизацию мыслительных процессов, умение находить нужную информацию; 15 % - отметили нестандартный, творческий подход при самостоятельном решении задач научного и профессионального характера, профессиональную позицию субъекта будущей профессии; 45 % выделили межличностное взаимодействие, проявляющееся в его го-

товности и способности осуществлять социальное взаимодействие с представителями различных категорий населении, при котором необходимо учитывать психолого-педагогические аспекты взаимодействия с населением.

Проводя анализ необходимости формирования психолого-педагогической компетенции в будущей профессиональной деятельности бакалавра социальной работы, нами участникам референтной группы было предложено установить аспекты профессиональной деятельности бакалавра социальной работы, которые лягут в основу модели по формированию психолого-педагогической компетентности. Экспертами были выделены следующие аспекты:

1. Аспект ценностно-мотивационный, который включает в себя сформированность отношения к психолого-педагогической компетенции как к социально-педагогической ценности.

2. Аспект познавательно-интеллектуальный, который включает в себя систему интегрированных знаний о психолого-педагогической компетенции.

3. Аспект социально-деятельностный, который включает в себя систему специализированных умений, обеспечивающих готовность бакалавра на практике эффективно применять психологопедагогическую компетентность в профессиональной деятельности.

4. Аспект эффективной коммуникации, который включает в себя систему межличностных коммуникаций, межличностное взаимодействие, экстерио-ризацию полученного коммуникативного опыта.

По итогам опроса было сформулировано определение психолого-педагогической компетенции бакалавра социальной работы как наличие психолого-педагогической характеристики работника, представляющей собой сформированность его отношения к психологической особенности каждого человека как к социально-педагогической ценности, алгоритму интегрированных психолого-педагогических и социальных знаний о компетентности.

В результате опроса выяснилось, что многие участники референтной группы (более 90 %) считают, что процесс формирования психологопедагогической компетенции обязателен в становлении личности бакалавра социальной работы, как в профессиональном плане, так и в общечеловеческом. Таким образом, общественный запрос на социальные услуги определил направление составления модели по формированию психологопедагогической компетентности у будущих бакалавров социальной работы в условиях образовательного процесса вуза. Составление модели формирования психолого-педагогической компетенции должно предусматривать: процесс появления определенной цели, подборку диагностируемых критериев, применение средств и методов психолого-педагогического поощрения, осуществление контроля над достижением результатов.

Выводы, к которым пришел автор в результате исследования:

153

Модель формирования психолого-педагогической компетентности будущих бакалавров социальной работы должна быть: ориентирована на формирование общепрофессиональных и узкоспециальных знаний, умений, навыков, методов и технологий их реализации в профессиональной деятельности;

Литература:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В. В. Сериков. Педагогика, 2011. № 10.

предполагает целесообразность организации образовательного процесса таким образом, чтобы целое, то есть, образовательный результат, не был бы одинаковым по значимости сумме отдельных его частей, а представлял собой единую, целостную систему.

Literature:

1. Baidenko V.I. Identification of structure of competences of university graduates as a necessary stage of STATE HPE design of new generation : manual. M. : Research center of problems of specialists training quality, 2006.

2. Bolotov V.A. Competence-based model: from idea to educational program / V.A. Bolotov, V.V. Serikov. Pedagogics, 2011. № 10.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.