30
Педагогические науки
УДК 378:373.3
А. С. Журавлёва, В. П. Ковалёв
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПРОФИЛЯ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К РАБОТЕ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В научной статье раскрываются критерии, показатели и уровни сформированное™ профессиональной компетентности будущего бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении. Данные критерии, показатели и уровни были разработаны нами в ходе подготовки диссертационной работы по теме «Формирование профессиональной компетентности будущего бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении». Нами были определены теоретический, мотивационный, практический критерии. Они имеют ряд показателей, необходимых для характеристики диагностируемого явления. Следовательно, научная новизна работы заключается в том, что нами определены критерии и их показатели, в соответствии с которыми охарактеризованы уровни сформированности у будущих учителей начальных классов компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении. Анализ различных подходов к формированию компетентности в процессе профессионального становления будущих бакалавров профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении показал, что она имеет уровневый характер. В педагогической литературе описываются различные подходы к определению уровней профессиональной деятельности. Нами выделены три уровня сформированности у будущих учителей компетентности к работе в инновационном общеобразовательном учреждении - высокий, средний и низкий. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что критерии и показатели, выявленные нами, позволяют осуществлять диагностику процесса формирования у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении. Кроме того, они могут быть использованы в педагогическом процессе психолого-педагогических факультетов вузов, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Ключевые слова: бакалавр, компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность будущего бакалавра, критерии, инновационное общеобразовательное учреждение.
В связи со стремительным увеличением количества инновационных общеобразовательных учреждений и их возросшей популярностью в последние годы, проблема формирования у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» классов компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении приобретает особо острую актуальность.
Проанализировав научные работы и собственные наблюдения, мы выделили следующие критерии сформированности у будущих учителей компетентности к работе в инновационном общеобразовательном учреждении. Нами были определены теоретический, мотивационный, практический критерии. Они имеют ряд показателей, необходимых для характеристики диагностируемого явления. Следовательно, научная новизна
работы заключается в том, что нами определены критерии и их показатели, в соответствии с которыми охарактеризованы уровни сформированно-сти у будущих учителей начальных классов компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении [1].
Но прежде чем мы остановимся на выделенных нами критериях, давайте выясним происхождение и значение этого слова.
Критерии (от греч. criterion - средство для определения) - единый показатель развития системы, деятельности, основа для определения классификации. Критерий - признак исследуемого объекта, который помогает осуществить его оценку. Критериями мы считаем признаки, согласно которым осуществляется оценка и определяется классификация чего-либо [4].
© Журавлёва А. С., Ковалёв В. П., 2015
А. С. Журавлёва, В. П. Ковалёв
31
Показатель - это измерительная характеристика какой-то одной стороны «ключевого» признака исследуемого объекта, которая дает количественную, качественную информацию о свойстве данного объекта [3].
Критерии дают объективную информацию отличия, при их анализе мы судим об уровне сфор-мированности компетентности. Итак, нами были выделены следующие критерии.
Мотивационный критерий (интерес к работе в инновационном общеобразовательном учреждении, стремление к творчеству, личностная профессиональная позиция по отношению к реализации образовательного процесса в инновационном общеобразовательном учреждении, потребность в осуществлении качественной работы в гимназии, осознание понимания актуальности работы в данном общеобразовательном учреждении, желание работать в творческой команде, коллективе, способность к самоорганизации и самообразованию) включает личностные качества и мотивы к профессиональной деятельности в условиях инновационного общеобразовательного учреждения.
Когнитивный критерий включает такие теоретические аспекты работы в инновационном общеобразовательном учреждении, как профессиональные знания методологического, методического и технологического характера в условиях инновационного общеобразовательного учреждения, владение и умение оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении, осознание и принятие системы профессиональных знаний, необходимых для оценки учебных достижений школьников в условиях инновационного общеобразовательного учреждения.
Практический критерий предполагает оценку уровня сформированности у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении по следующим показателям: гностические; аналитические; проектировочные; коммуникативные; конструктивные; креативные; оценочные; информационные умения, владение и умение применять на практике инновационные педагогические технологии, организация образовательной деятельности, умение проводить высококачественные уроки, организовать познавательные занятия, использовать современные формы учебной работы, умение создавать ситуации успеха и психолого-педагогической поддержки на уроке, наличие индивидуального стиля педагогической деятельности [1].
Анализ различных подходов к формированию компетентности в процессе профессионального становления будущих бакалавров профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении показал, что она имеет уровневый характер. В педагогической литературе описываются различные подходы к определению уровней профессиональной деятельности. Нами выделены три уровня сформировано-сти у будущих учителей компетентности к работе в инновационном общеобразовательном учреждении - высокий, средний и низкий [5].
Высокий уровень сформированности у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» профессиональной компетентности к работе в инновационном общеобразовательном учреждении.
Будущие учителя начальных классов, обладающие данным уровнем, осознают значимость и потребность освоения профессии и овладения компетентностью в области работы в инновационном образовательном учреждении. Студенты мотивированы к применению полученных знаний в работе в инновационной школе, отличаются свободным владением и творческим использованием знаний об инновационных технологиях, наличием творческой деятельности. Полностью осознают значимость и необходимость специального набора знаний об инновационных школах как условия для успешного профессионального становления. Проявляют интерес к особенностям педагогической деятельности в инновационном общеобразовательном учреждении. Владеют педагогическими и методическими знаниями и умениями, необходимыми для работы в инновационном общеобразовательном учреждении. Творчески владеют педагогическими знаниями, которые могут быть реализованы в условиях инновационной школы. Студенты обладают сложившимися педагогическими умениями; способствуют формированию у учащихся целостной картины мира средствами природы, искусства, науки и т. д. С учетом индивидуальности школьников создают ситуацию успеха для каждого ученика, одним словом, показывают отличные педагогические умения и личностные качества.
Средний уровень сформированности у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» профессиональной компетентности к работе в инновационном общеобразовательном учреждении.
Будущие учителя начальных классов, обладающие данным уровнем, осознают значимость
32
Педагогические науки
и потребность освоения профессии и овладения у будущих учителей начальных классов компетентности в условиях работы инновационного образовательного учреждения, но не проявляют повышенного интереса к овладению ею.
Данные студенты мотивированы к применению полученных знаний, имеют устойчивый интерес к инновационной деятельности, деятельность учителя начальных классов считают необходимым условием успешного профессионального становления. Осознают значимость педагогической деятельности в инновационном образовательном учреждении, но активного интереса не проявляют.
Студенты обладают сформированной системой знаний об инновационных технологиях, психолого-педагогические и методические знания и умения расширяются, осмысливаются, частично систематизируются. Студенты почти не испытывают затруднений в переносе знаний на конкретные ситуации.
Педагогические умения студентов сформированы на репродуктивном уровне. Эмоционально реагируют на удачи и неудачи школьников, соблюдают педагогический такт. Владеют знаниями о собственном инновационном потенциале, системной реализацией инновационной деятельности, индивидуальным стилем инновационной деятельности. Признают ребенка субъектом учебной деятельности, но на практике работы в инновационном общеобразовательном учреждении не всегда это реализуют. Показывают хорошие педагогические умения и личностные качества.
Низкий уровень сформированности у будущих бакалавров профессиональной компетентности к работе в инновационном общеобразовательном учреждении.
У будущих учителей начальных классов, имеющих этот уровень, отсутствует стремление к овладению компетентностью в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении.
Студенты не осознают значения профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях инновационной школы в развитии личности младшего школьника либо осознают ее значимость ограниченно. Проявляют незначительный интерес или его отсутствие к инновационной деятельности, отсутствие системы знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, случайную, стихийную реализацию инновационной деятельности или ее отсутствие, отсутствие индивидуального стиля деятельности.
Психолого-педагогические и методические знания и умения неглубоки и отрывочны, студенты слабо ориентируются в понимании важных педагогических понятий, только знают о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Также студентов этой группы характеризует наличие низкого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.
Педагогические умения студентов мотивировать на учение с учетом индивидуальности школьника развиты слабо. Они не вовлекают младших школьников в учебную, творческую и внеурочную деятельность, испытывают трудности в процессе оценки учебных достижений младших школьников и выставляют неаргументированные отметки, вызывая ситуацию неуспеха в условиях работы в инновационном общеобразовательном учреждении [1].
Итак, практическая значимость данной статьи состоит в том, что критерии и показатели, выявленные нами, позволяют осуществлять диагностику процесса формирования у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении. Кроме того, они могут быть использованы в педагогическом процессе психолого-педагогических факультетов вузов, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Использование в образовательном процессе вуза положений и выводов, предлагаемых нами, позволяет повысить уровень сформированности у будущих учителей компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении. Выявленные нами критерии также позволяют выбрать средства и методы диагностики сформированности профессиональных компетенций в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении у студентов педвуза, а также разработать спецкурс для повышения эффективности формирования указанных компетенций.
________Ш__________
1. Журавлева А. С., Ковалев В. П. Специфика и принципы работы инновационных общеобразовательных учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/123-19238
2. Коротков С. Г., Крылов Д. А. Особенности организации производственной практики будущих бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 26-30.
А. С. Журавлёва, В. П. Ковалёв
33
3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. М.: 1999. Кн. 1. 576 с.
4. Серебрякова A. H., Петрова С. K. Подготовка учителя начальных классов // Сборник научных трудов Sworld. 2011. Т. 13. № 3. С. 85-95.
5. Сивашинская Е. Ф., Журлова И. В. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / под общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. Минск: Экоперспектива, 2009. 212 с.
1. Zhuravleva A. S., Kovalev V. P. Spetsifika i printsipy raboty innovatsionnykh obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No. 3. URL: http://www.science-education.ru/123-19238
2. Korotkov S. G., Krylov D. A. Osobennosti organizatsii pro-izvodstvennoi praktiki budushchikh bakalavrov professional'nogo obucheniya. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No. 1 (16). Pp. 26-30.
3. Podlasyi I. P. Pedagogika. Novyi kurs: v 2 kn. M.: 1999. Kn. 1. 576 p.
4. Serebryakova A. H., Petrova S. K. Podgotovka uchitelya nachal'nykh klassov. Sbornik nauchnykh trudov Sworld. 2011. T. 13. No. 3. Pp. 85-95.
5. Sivashinskaya E. F., Zhurlova I. V Pedagogika sovremennoi shkoly: kurs lektsii dlya studentov ped. spetsial'nostei vuzov, pod obshch. red. E. F. Sivashinskoi. Minsk: Ekoperspektiva, 2009. 212 p.
Статья поступила в редакцию 20.09.2015 г.
UDK 378:373.3
A. S. Zhuravleva, V. P. Kovalev
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary
THE CRITERIA, INDICATORS AND LEVELS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF THE “PRIMARY EDUCATION” PROFILE TO WORK IN AN INNOVATIVE SCHOOL
The article describes the criteria, indicators and levels of formation of professional competence of future bachelors of the “Primary education” profile to work in an innovative school. These criteria, indicators and levels were developed during the preparation of the thesis on “Formation of professional competence of future bachelors of the ‘Primary education’ profile to work in an innovative school”. The study identified a theoretical motivation, practical criteria, which have a number of indicators needed to characterize the diagnosed phenomenon. Therefore, the scientific novelty of this work is to determine the criteria and indicators of the level of formation of future elementary school teachers competence in working in an innovative educational institution. The analysis of different approaches to the development of competence in the process of professional formation of the future bachelors of the “Primary education” profile to work in an innovative school has shown that it has the tiered character. Pedagogical literature describes various approaches to the determination of levels of professional activity. The study identified three levels of formation of competence of future teachers to work in an innovative educational institution: high, medium and low. The practical significance of this article lies in the fact that the identified criteria and indicators can diagnose the formation of competence of the future bachelors of the “Primary education” profile to work in an innovative school. In addition, these data can be used in pedagogical process of psychological and pedagogical faculties of universities, as well as in the process of training and retraining of teachers.
Keywords: bachelor, competence, professional competence, professional competence of a future bachelor, criteria, innovational school.