Научная статья на тему 'Моделирование музыкальной формы как средство формирования эстетической оценки музыки у младших школьников'

Моделирование музыкальной формы как средство формирования эстетической оценки музыки у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
294
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗНАКОВЫЕ СРЕДСТВА / СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / AESTHETIC APPRECIATION / AESTHETIC VALUE / ANALYSIS OF MUSIC / MUSICAL FORM / MODEL / MODELING / SYMBOLIC MEANS / STRUCTURAL ORGANIZATION OF A MUSICAL WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воробьева Светлана Анатольевна, Шамрина Елена Александровна

Статья посвящена проблеме формирования эстетической оценки музыки у младших школьников посредством моделирования музыкальной формы. Обосновывается значение искусства в приобщении детей младшего школьного возраста к ценностям человеческого опыта и выработке собственных ценностных ориентиров и предпочтений. Акцентируется важность понимания детьми значения структурной организации музыкального произведения в создании эмоционально-образного содержания, способности воспринимать в музыке основные принципы эстетического порядка симметрию, пропорцию, соразмерность и т.д. Предлагаются основные знаковые средства, используемые для моделирования музыкальных форм, позволяющие младшим школьникам сочетать рационально-логическое, эмоционально-образное и интуитивное мышление. Приводится серия заданий, направленная на понимание младшими школьниками эстетической значимости формообразующих средств, осознание выразительно-смыслового значения музыкальной формы в создании художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING MUSICAL FORMS AS A MEANS OF FORMATION OF AESTHETIC APPRECIATION OF MUSIC IN PRIMARY SCHOOL

The article is devoted to the problem of formation of aesthetic appreciation of music in younger students by modeling a musical form. The article substantiates the importance of art in introducing primary school children to the values of human experience and developing their own guidelines and value preferences. Emphasizes the importance of understanding children the values of the structural organization of a musical work in the creation of emotional-imaginative content, the ability to perceive in music, the basic principles of aesthetic order, symmetry, proportion, proportionality, etc. The major symbolic means used for modeling musical forms, allowing younger students to combine rational and logical, emotional, creative and intuitive thinking. Provides a series of tasks aimed at understanding younger students aesthetic significance of formative tools, awareness of the expressive meanings of the musical forms in the creation of an artistic image.

Текст научной работы на тему «Моделирование музыкальной формы как средство формирования эстетической оценки музыки у младших школьников»

УДК 373.3

МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С.А. Воробьева, Е.А. Шамрина

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования эстетической оценки музыки у младших школьников посредством моделирования музыкальной формы. Обосновывается значение искусства в приобщении детей младшего школьного возраста к ценностям человеческого опыта и выработке собственных ценностных ориентиров и предпочтений. Акцентируется важность понимания детьми значения структурной организации музыкального произведения в создании эмоционально-образного содержания, способности воспринимать в музыке основные принципы эстетического порядка - симметрию, пропорцию, соразмерность и т.д. Предлагаются основные знаковые средства, используемые для моделирования музыкальных форм, позволяющие младшим школьникам сочетать рационально-логическое, эмоционально-образное и интуитивное мышление. Приводится серия заданий, направленная на понимание младшими школьниками эстетической значимости формообразующих средств, осознание выразительно-смыслового значения музыкальной формы в создании художественного образа.

Ключевые слова: эстетическая оценка, эстетическая ценность, анализ музыкального произведения, музыкальная форма, модель, моделирование, знаковые средства, структурная организация музыкального произведения.

MODELING MUSICAL FORMS AS A MEANS OF FORMATION OF AESTHETIC APPRECIATION OF MUSIC IN PRIMARY SCHOOL

S. Vorobyeva, E. Shamrina

Abstract. The article is devoted to the problem of formation of aesthetic appreciation of music in younger students by modeling a musical form. The article substantiates the importance of art in introducing primary school children to the values of human experience and developing their own guidelines and value preferences. Emphasizes the importance of understanding children the values of the structural organization of a musical work in the creation of emotionalimaginative content, the ability to perceive in music, the basic principles of aesthetic order, symmetry, proportion, proportionality, etc. The major symbolic means used for modeling musical forms, allowing younger students to combine rational and logical, emotional, creative and intuitive thinking. Provides a series of tasks aimed at understanding younger students aesthetic significance of formative tools, awareness of the expressive meanings of the musical forms in the creation of an artistic image.

Keywords: aesthetic appreciation, aesthetic value, analysis of music, musical form, model, modeling, symbolic means, structural organization of a musical work.

Проблема формирования эстетической оценки музыки у младших школьников тесно связана с важнейшими тенденциями развития образования и общества в целом. Засилье низкопробной массовой музыкальной культуры ставит перед необходимостью решения широкого круга задач, связанных с формированием у учащихся эстетической культуры, главным элементом которой является эстетическая оценка. Особая роль в этом процессе принадлежит искусству,

позволяющему школьнику приобщиться к ценностям человеческого опыта и выработать свои собственные ценностные ориентиры и предпочтения. Поскольку ценностное ориентирование начинает складываться в младшем школьном возрасте, необходимо именно в этот период заложить основы

хорошего вкуса, понимания художественно-выразительных возможностей музыкального языка. В этой связи важным становится формирование эстетической оценки музыки у младших школьников.

Эстетическая оценка характеризует отношение оцениваемых предметов или явлений к определенным образцам или стандартам эстетической ценности. В этих стандартах указываются совокупности свойств, которыми они должны обладать, чтобы называться эстетически ценными. Одним из таких свойств оцениваемого произведения искусства является единство его содержания и формы.

Однако на начальном этапе формирования эстетической оценки музыки, учитывая определенные цели (исследование эстетического потенциала музыкальной формы) и специфику

детей младшего школьного возраста, мы считаем возможным установление ценности музыки в единстве ее содержания и формы при акцентировании внимания именно на структурной организации музыкального произведения. И это не случайно.

Л.С. Выготский, Г. Гегель, А.Ф. Лосев, Л.А. Мазель и др. подчеркивали, что именно музыкальная форма, ее совершенство, уравновешенность, гармоничность во многом определяют красоту музыки, ее эстетическую ценность. Общая позиция этих авторов сводится к тому, что красота объективна и определяется наличием в произведении искусства базисных принципов эстетического порядка - симметрии, пропорции, соразмерности и т.д. Форму обычно связывают с внешней организацией произведения, а содержание с внутренней, хотя «Искусство есть такая сфера выражения, где все внутреннее становится внешним, и где все внешнее есть внутреннее» [4, с.354]. Л.С. Выготский отмечал, что структура художественного произведения должна рассматриваться как система стимулов, строго рассчитанная на определенную эстетическую реакцию воспринимающего [2, с.25].

В связи с этим одна из важнейших задач учителя музыки в процессе формирования эстетической оценки - научить младших школьников анализировать музыкальное произведение с точки зрения его формы, понимать эстетическую значимость

формообразующих средств, осознавать выразительно-смысловое значение музыкальной формы в создании художественного образа. Наиболее эффективно решить эту задачу позволяет моделирование музыкальной формы.

Под моделированием понимается - «такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Первый объект называется оригиналом, а второй -моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и теории подобия» [1, с.376].

Модель, как образ музыкальной формы произведения, имеет следующие черты: а) отражает существенные структурные свойства музыкальной формы произведения; б) имеет определенное количество частей и отношения между ними.

На уроках музыки учитель может использовать различные знаковые модели. Начинать следует с самых простых, у которых

«наглядность» связана с отражением внешних качеств музыкальной формы.

Так, например, помимо традиционно используемых при составлении музыкальных форм геометрических фигур и букв, части музыкальной формы могут отображаться детьми с помощью контрастных цветов, разнообразных движений, ассоциирующихся у них с определенным эмоционально-образным

содержанием.

В целом моделирование музыкальной формы представляет собой движение в эстетической оценке от знака (модели) к смыслу и значению образа и предполагает их диалектическое единство. «Оценка представляет собой отбор наиболее существенных черт воспринимаемого объекта, их анализ и организацию в некоторый визуальный образ» [3, с.36].

Методика формирования эстетической оценки на основе моделирования музыкальной формы предусматривает решение следующих задач:

1. Развитие способности младшего школьника к эмоционально-образному постижению музыки;

2. Формирование умения представлять музыкальную форму произведения в виде простейшей знаковой модели;

3. Целенаправленное выделение учащимися существенных черт музыкальной формы.

На начальном этапе формирования эстетической оценки музыки у младших школьников следует использовать простую одночастную, двухчастную и трехчастную формы. Выбор именно этих форм обусловлен тем, что они доступны детям, поскольку «имеют устоявшуюся семантику простоты», в них наиболее ярко выражены контрасты [5, с.52].

Для примера приведем фрагмент урока во 2 классе по теме: <«Музыкальные формы». На этом уроке младшие школьники знакомятся с произведением, написанным в простой трехчастной форме. В качестве музыкального материала используется «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Для эмоционально-образного оценивания музыки детям предлагается прослушать данное произведение, а затем ответить на следующие вопросы:

1. Изменялось ли настроение в этом произведении? Какие это были настроения?

2. Какие чувства возникали у вас, когда слушали эту музыку?

3. Что вы представляли, слушая это произведение?

С целью выявления в эстетической оценке музыки значения структурной организации, детям предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Сколько частей можно выделить в этой музыке? (Три).

2. Использует ли композитор в этом произведении повтор? (Да) Точный это повтор или нет? (Точный).

3. Назовите предметы или явления действительности, в которых тоже есть точный повтор (симметрия). (Лист дерева, бабочка и т.д.).

4. Послушайте это произведение в другом варианте. (Учитель играет это произведение без 3 части) и ответьте на вопрос: «В каком варианте музыка более красивая и почему?» (В первом, потому что во втором варианте музыка будто бы незакончена).

5. Посчитайте количество сильных долей в каждой части и ответьте на вопрос: «Равны ли части музыкального произведения между собой по размеру?» (Да. В каждой части по 16 сильных долей, т.е. по 16 тактов).

6. После этого учитель сознательно

Выполнение этого задания позволит младшим школьникам отобразить такие качества трехчастной формы, как контрастность и точный повтор частей, не только с помощью геометрических фигур, но и с помощью цвета и движения. Использование движения активизирует восприятие формы музыкального произведения, позволяет ребенку прожить развитие художественного образа и передать в движении характер музыки. Это дает возможность соединить рационально-логическое понимание ребенком музыкальной формы произведения и эмоционально-образное постижение музыки.

Пластическое и цветовое моделирование музыкальной формы позволяет соединить в оценке чувственное, рациональное и интуитивное, так как с помощью цвета и различного вида движений дети отражают не только важнейшие формообразующие

нарушает соразмерность частей музыкального произведения путем добавления к некоторым из них лишних тактов и просит детей ответить на вопрос: «В каком варианте музыка была красивее?» (В первом) Почему? (В ней не было ничего лишнего. Все части были равны).

Выполнение этого задания позволяет младшим школьникам определить структуру произведения, выделить существенные черты данной музыкальной формы.

Далее учитель предлагает детям составить знаковую модель музыкальной формы «Марша деревянных солдатиков», предварительно ответив на следующие вопросы:

1. Сколько фигур необходимо использовать для составления формы данного произведения? (Три) Почему? (Потому что в музыке три раздела).

2. Одинаковые это будут фигуры или нет? (Разные) Почему? (Потому что разделы отличаются друг от друга).

3. Будут ли среди этих фигур повторяющиеся? (Да) Почему так думаете? (Потому что в музыке используется повтор).

4. Изобразите данную музыку с помощью цвета и движения.

5. Заполните следующую таблицу:

принципы, но и эмоционально откликаются на музыку, эмоционально ее оценивают.

В результате такой работы происходит понимание детьми музыкальной формы, осознание симметричности, контрастности, соразмерности не только как важнейших формообразующих принципов музыкального структурирования, но и как важнейших принципов структурирования многих предметов и явлений окружающей действительности.

Таким образом, модель музыкальной формы как своеобразный посредник между учеником и музыкой выражает такие отношения, осознание которых ребенком «продвигает» его на пути формирования эстетической оценки музыки, позволяет наглядно увидеть особенности организации музыкальной формы, понять законы строения и структурирования музыки, которые во многом определяют ее эстетическую ценность.

Части формы Характер Цвет Движения

1 часть Торжественный Жёлтый Энергичные

2 часть Тревожный Коричневый Спокойные

3 часть Торжественный Жёлтый Энергичные

Литература:

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. Изд. 3-е. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 608 с.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. -Мн.: «Современное слово», 1998. - 480 с.

3. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: Институт психологии РАН, 1999. - 240 с.

4. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. -М.: Мысль, 1995. - 940 с.

5. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. -СПб.: Издательство «Лань», 2001. - 496 с.

Сведения об авторах:

Воробьева Светлана Анатольевна (г. Липецк, Россия), кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой музыкальной подготовки и социокультурных проектов Института культуры и искусства ФГБОУ ВО «Липецкий государственный университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», e-mail: Svetvorob26@mail.ru

Шамрина Елена Александровна (г. Липецк, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальной подготовки и социокультурных проектов Института культуры и искусства ФГБОУ ВО «Липецкий государственный университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», e-mail: shamrina68@mail. ru

Data about the authors:

S. Vorobyeva (Lipetsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, head of the Department of Music Training and Socio-Cultural Projects of the Institute of Culture and Art of the FGBU VO «Lipetsk State University named after P.P. Semenov-Tian-Shansky», e-mail: Svetvorob26@mail.ru

E. Shamrina (Lipetsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Music Training and Socio-Cultural Projects of the Institute of Culture and Art of the FGBU VO «Lipetsk State University named after P.P. Semenov-Tian-Shansky», e-mail: shamrina68@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.