Научная статья на тему 'Моделирование метасистемы непрерывного обучения педагогов на современном этапе'

Моделирование метасистемы непрерывного обучения педагогов на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование метасистемы непрерывного обучения педагогов на современном этапе»

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТАСИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Г. А. Рудик

Современная модель метасистемы непрерывного обучения (далее -МНО) педагогов разработана с учетом совместного синергетического взаимодействии сферы культуры глобализма и освоения мира различными науками (философией, психологией, физиологией, педагогикой и менеджментом), рождая новое синергетическое видение мира, основанное на его многомерности, на принципах вероятностного детерминизма, самоорганизации и сложной иерархичности. На рис. 1 представлена предлагаемая модель МНО педагогов, которая позволяет определить и визуализировать ее рамочные пространства, очерченные координатами глобального образования, используя «теорию пространства и времени» Эйнштейна [19], «паутину жизни» Капра [5], историко-эволюционный анализ, сантьяговский подход познания, метасистемное мышление и многомерный метод моделирования.

163

Модель МНО педагога позволила определить внешнее и внутреннее рамочное пространство непрерывного обучения педагогов, а также координаты профессионального портрета педагогов в период глобализации, которые позволяют описать и проектировать учителю свое непрерывное обучение.

Внешнее рамочное пространство МНО представляет треугольную пирамиду с вершиной «Профессиональный портрет учителя», а в основании - треугольник с координатами «Жизнь», «Образование» и «Экономика». Все координаты пирамиды расположены во временном пространстве «Глобализация» и определяются с опорой на феноменологический подход исследования. Кратко эти координаты можно описать следующим образом:

(а) жизнь. Современные исследователи [2; 9] указывают на новую ценностную палитру «жизни» в эпоху глобализации (ответственность - чувство ответственности за планету, глобальная/общественная справедливость; «Думай глобально!»; «Действуй локально!» и др.;

(б) образование. Гарольд Тайтус отмечает, что «образование, которое не в состоянии принять во внимание фундаментальные вопросы человеческого бытия - вопросы о смысле жизни, природе истины, красоте и справедливости... - это очень неполноценное образование» [16]. Обязательными элементами квалификации являются соответствующее общее образование, широкая профессиональная подготовка и высокий культурно-технический уровень, умение быстро обновлять и пополнять знания;

(в) экономика. Для подготовки специалиста, отвечающего потребностям современных рынков труда, необходима ориентация образования на формирование личностных качеств, способных стать частью профессиональной компетенции, с учетом того, что именно эти качества создают потенциал устойчивости личности в условиях бесконечных технологических перемен, влекущих за собой изменение самой компетенции [11; 21; 22].

Внутреннее рамочное пространство МНО представляет собой многомерную модель в виде куба «Профессиональный портрет учителя» (ППУ) на основе научного познания, используя историко-эволюционный анализ со следующими атрибутами: (а) пространство «время» - эпоха Просвещения, индустриальный и постиндустриальные периоды [8] и глобализации [13]; (б) пространство «системы», которое основывается на анализе прогресса ряда наук - философии, психологии, менеджменте, физиологии и кибернетики; (в) пространство «педагогика» - традиционная педагогика [7], проблемно-развивающее обучение [15], личностно ориентированное обучение [17] и компетентность^ подход в педагогике [6].

Рамочное поле пространства «системы» во временном пространстве «Глобализация» представлены в двукоординатной плоскости с соответствующими результирующими: (а) плоскость «глобализация - философия» -координата результирующей определяется постмодернизмом [4; 24];

(б) плоскость «глобализация - психология» - координаты результирующих определяются теорией экологического развития [26] и квантовой психологией [12]; (в) плоскость «глобализация - менеджмент» - координаты результирующих определяются стратегическим, инновационным менеджментом знаний образовательной атомарной единицы теории экологического развития [3; 14]; (г) плоскость «глобализация-физиология» - координата результирующей

164

определяется доминированием нейронного комплекса сознания над подсознанием [23]; (д) плоскость «глобализация-кибернетика» - координата результирующей основывается на мнении многих исследователей из различных стран [1; 10; 18] и четко выражена канадским теоретиком Артуром Крокером -«виртуализация содержит потенциал новой антропологии, новой свободы, нового идеала, который уже сегодня служит для многих вдохновляющей ценностной установкой будущего» [25].

165

На основе вышеизложенных теоретических предпосылок разработана полифункциональная «Диаграмма МНО» (см. рис. 2). Диаграмма, с одной стороны, позволяет менеджерам образовательного учреждения произвести диагностику реалий/самоаудит и спроектировать стратегию действий по выведению образовательного учреждения на современный уровень, с другой -каждый учитель может определить свои «слабые стороны», которые помогут разработать личный проект по профессиональному совершенству в соответствие с духом времени и стратегией своей школы.

Список литературы

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2о0б. - С. 230-234.

2. Войталик Марчин. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ. - URL: www.deeep.org/info/newsletter

3. Дмитриев Г.Д. Модернизм, постмодернизм и теория содержания школьного образования в США. URL: www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme

4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. - М.: Логос, 2000.

5. Капра Ф. Паутина жизни. - 1997.

6. Компетентностный подход в обучении. URL: http://pedsovet.org/component/option,com_ mtree/task,viewlink/link_id,23468/Itemid,118

7. Кризис в системе традиционного образования. URL: www.rebenok.h1 .ru/krizis.htm

8. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. - М.: Ин-т эконом. стратегий, 2006. - Т. 1: Теория и история цивилизаций. - 768 с.

9. Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. - М.: Прогресс-Традиция / Дом интеллектуальной книги, 1999. - С. 136.

10. Петров А. Е. Тензорная методология в теории систем. - М.: Радио и связь, 1985. -152 с.

11. Питер Мак-Ларен. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику. URL: http// www.prosv.ru/ebooks/best_pdf/piter_mak-laren.pdfSimilaires

12. Роберт А. У. Квантовая психология/ - София, 2007.

13. Рудик Г.А. Компетентностный подход в педагогике. www.pedagogiemoderne.com

14. Рудик Г.А., Баймолдаев Т.М., Проскурин В.П. Менеджмент в образовании в контексте компетентностной педагогики - педагогики XXI века: учеб. пособие. - Алмата, 2008.

15. Сущность проблемно-развивающего обучения. URL: www.psylist.net/pedagogika/9.htm

16. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций. - М., 2008.

17. Что такое личностно-ориентированное обучение? Инновационные методики. URL: www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-42598/

18. Шатон Г. Педагогика vs образование. URL: www.newsletter.iatp.by

19. Эйнштейн А. Работы по теории относительности. - М.: Амфора, 2008.

20. Aleven V., Koedinger K.R. & Cross K. Tutoring answer - explanation fosters learning understanding. In Artificial Intelligence in Education: New Computational Technology Support Learning, Exploration and Collaboration, S.P. Lajoie and M.Vive (eds.). Proceedings of AIED-99, ArlOS Press. P. 199-206.

21. Current Orientierungsshilfe zuz Curriculum Revision und Entwickluns. Bremen, September, 1998.

22. Edvards R., Usher R. Globalization and Pedagogy. Space. Place and Identity. Routledge. -London and New York, 2000.

23. Inozemtsev V. L. Les leurres de l'economie de rattrapage. Le fracture post-industrielle. -Paris: L'Harmattan, 2001.

24. Mourad R. Postmodern Philosophical Critique. - Bergin &Garvey, 1997.

25. O'Donnell James. Awatars of The World: From papyrus to Cyberspace. - Cambridge, MA: Harvard University Press 2006.

26. Stegner V.J. The myth of quantum consciousness (англ.) // Humanist. - 1992. - В. 3. -Т. 53. - С. 13-27. Urie Bronfenbrenner. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.