ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ЮНИВОК
Г.А. Рудик
Ключевые слова:
учитель, 3й пространство, типология мышления, личностные качества, профессиональные качества.
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ В 3й ПРОСТРАНСТВЕ
В данной статье представлен нетрадиционный подход к созданию портрета современного учителя, основанный на новой типологии мышления - мышления в трехмерном пространстве.
Во все времена реформ и модернизации образования центральной фигурой остается учитель. Какой учитель нужен ученику сегодня - учитель, который научит жить в реалиях современности, в период глобализации. На данный момент более четко проявились рамочные условия, обеспечивающие жизнедеятельность человека в меняющихся реалиях, которые можно принять за социальный заказ:
• в личностном плане - реализовать максимально свой потенциал (интеллектуальный, эмоциональный и энергетический потенциал);
• в экономическом плане - ориентироваться на инновационную экономику с фокусом на знания, а не на «ресурсно-потребляющую» экономику с ориентацией на « разграбление природных ресурсов» [6];
• в жизненном плане - руководствоваться постмодернистской философией, ценностями глобализации (думать глобально, а действовать локально; руководствоваться принципом «беру-отдаю» и т.д.);
• в образовательном плане - обучаться на протяжении всей жизни, уметь самооцениваться и нести ответственность за свое обучение.
Характерными качествами периода глобализации является гармония и устойчивое развитие. В природных системах эти качества имеют свойство саморегулироваться , в то время как в искусственных системах, какой является и педагогика, для их регулирования и организации требуются внешние коррекции.
Достижение целей устойчивого развития в педагогике требует изменения типологии мышления - мышление в трехмерном пространстве, т.к. только трехкоординатная система позволяет определить тесную связь в структуре систем и их динамику. Три координаты события дают минимальную информацию о факторах развития материальных и нематериальных событий.
3Б пространство представляет собой целостное завершенное образование , со следующими характерными признаками [4] :
• Все точки пространства и среда материальны (принцип единства пространства и материи).
• Пространства не существуют изолированно друг от друга. Пространства с более тонкой материей наполняют пространства с более плотной материей (принцип вложенности).
• Все пространства и их точки сами по себе трёхмерны, по отношению пространств друг к другу - многомерны (принцип относительности).
• Чем меньше атомы, тем тоньше материя, тем меньше размер точек пространства и тем выше его размерность (принцип обратной зависимости размерности от размеров).
• Минимальная размерность пространства равна размерности атомов физического мира. пространства с размерностью меньше 3-х не существуют. Максимальная размерность пространства равна размерности атомов пространства Абсолюта (принцип конечности числа пространств и измерений).
3Б пространство рассматривается как дополненная реальность, т.е. система, которая [8]: совмещает виртуальность и реальность; взаимодействует в реальном времени и работает в 3 Б.
Дополнительная реальность - добавление к поступающим из реального мира ощущениям мнимых объектов, обычно харатеризуются вспомогательно-информативными свойствами.
Учитывая, что дополнительная реальность является синонимом названия «расширенная реальность», «улучшенная реальность», «обогащён-ная реальность», то в начале XXI века Всемирный форум образования [3] «расширяет реальность» педагогики, делегируя школе еще одну функцию
Современный учитель в 3D пространстве I
- «учить, как жить», т.е. - социальную координату . И так, путь организация мыслей в педагогике переводится из двухкоординатного («знать - уметь») в трехкоординатное рассмотрение («знать - уметь - уметь жить»). Наступает эра нового мышления в педагогике - мышления в 3D пространстве, т.е. во-стребуется личностно-ориентировано-деятельностный подход в организации мышления. Главным, в данном случае, является то, что необходимо руководствоваться синтезом познавательного и ценностного (интерпретационного) отражения действительности, что в японской культуре объясняется феноменом «дзен коан» - это парадоксальное утверждение или вопрос, который помогает осознать ограниченность нашей логики. Коан кажется абсурдным, однако он стимулирует мозг, побуждая думать поно-вому. Цель коана - заставить воспринимать реальность иначе, чем мы привыкли. Закосневшему рассудку коан даже может причинить боль.
Это объясняется тем, что мы привыкли мыслить в рамках двухмерной логики. Наш разум привык к четким, разграниченным понятиям (черное -белое, зло - добро, левое - правое, истина - ложь и т. п.). Коан заставляет нас съехать с проторенной колеи. Можно сказать, что «треугольник в представлении шара - это коан» [2 с.253].
При организации мышления в пространстве 3D используются следующие принципы [5 ]
• принцип бесконечной рекурсии - предполагается, что многомерное пространство имеет дробную размерность стремящуюся к трём,
• принцип наращивания размерностей - «mise en abyme». «Как бы ни применялся прием «mise en abyme», он всегда оставляет ощущение головокружения, создавая одну или несколько второстепенных систем, спрятанных в основной» [2 с.369],
• принципе аналогий,
• принципа многомерных массивов,
• принцип композиции.
Рассматривая 3D пространство через призму дискретных трехмерных данных, приходится иметь дело с тетраэдром, т.е. с замкнутым пространством с одной тетрагранью , ограниченной четырьмя вершинами, шестью рёбрами и тремя гранями.
Рассмотрим тетраэдр, который отражает учителя как личностно-про-фессиональную систему: «Учитель - время - экономика - образование» (рис. 1 ). Если разместить учителя на верху вершины «Учитель» с внешней стороны, то учитель видит все через «очки - дайте мне/беру»:
- вершина «Образование» : дайте мне бесплатное обучение после вуза
(повышение квалификации один раз в пять лет);
- вершина «Экономика» : дайте мне, как можно, большую зарплату;
- вершина «Жизнь» : поднимите мне статус в социуме.
В данной ситуации учитель видит себя в роли прокурора - наставника, который раздает всем рекомендации по тому, как сделать его успешным.
Стоит разместить учителя внутрь тетраэдра, как перед ним встает иная картина и он все видит через «очки - я отдаю» :
- вершина «Образование»; непрерывное обучение в течение всей жизни (ежегодно) является личной проблемой учителя и разрешать ее следует за счет отдачи энергии, времени и даже средств ( в развитых странах специалисты на свое непрерывное обучение ежегодно затрачивают до 10% заработной платы);
- Вершина «Экономика» : моя зарплата должна иметь «эффект бумеранга», завися от качества образования и жизненного уровня людей в стране;
- вершина «Жизнь» : свой статус в социуме я должен устанавливать сам и мерилом должна стать удовлетворенность общества образованием в своей стране.
Во втором случае учитель выступает в качестве врача-самоцелителя, который непосредственно должен лично участвовать (внести свой вклад, а не давать всем рекомендации), чтобы самому вырваться из «оков» проблем современности. Жан-Жак Руссо писал: «О человеке, вот о ком предстоит мне говорить: и сам вопрос, мною рассматриваемый, требует, чтобы я говорил об этом людям, ибо подобных вопросов не предлагают, когда боятся чтить истину» [7].
Для того, чтобы выполнить социальный заказ , учитель, с одной стороны, должен вписаться вышеуказанное рамочное пространство (соответст-вать духу времени), а с другой стороны, должен в совершенстве обладать педагогическим профессионализмом в организации такой обучающей среды, в которой учащийся сможет интегрироваться в быстроменяющихся условиях жизненной реальности.
Для определения рамочного профессионального поля учителя в системе классической педагогической модели 3Б пространстве это отражается тетраэдром «Учитель - процесс - ученик - время» (рис.1).
На современном этапе процесс ориентируется на компетентностный подход в обучении, ученик - на высокий уровень самообучения, самооценивания и ответственности, время - на философию постмодернизма, квантовую психологию, менеджмент знаний, учет нейронных связей и менеджмент знаний.
Современный учитель в 3D пространстве I
Интерференция личностно-профессиональной системы с системой классической педагогической моделью дает более глубокое осмысление портрета современного учителя (рис 1.) , т.к. тут описаны не только вершины интегрирующихся систем, но и связи между ними.
Таким образом, мышление в трехмерном пространстве 3Б позволяет получить минимальную информацию о современном учителе и педагогической модели , которые востребованы современностью.
Рис. 1 Трехмерная комплексная педагогическая модель
На рисунке четко выделены три подсистемы личностных качеств учителя (образование, жизнь и экономика) и три подсистемы педагогической модели, которая готовит ученика к выходу на жизнедеятельностную орбиту времени (учитель, время и процесс).
Становится ясно, что основным системообразующим (стартовым) элементом тут является учитель. Многие считают, что учитель формирует себе подобных учеников, передавая им знания и свой опыт.
На рисунке зафиксировано , что важными являются отношения между компонентами, а не их вершины, т.к. учитель не в состоянии управлять экономикой, образованием и жизнью, не в состоянии управлять процессом, учеником и временем. «Все попытки прямого управления заканчивались плачевно - либо фальсификацией знаний или уничтожением его носителей, либо превращением общества в фиксированные страты с закреплением исключительных прав на власть за одной из них, либо разграблением природных ресурсов». [6].
Учитель только может проявлять свое отношение, с одной стороны, к экономике, жизни и образованию, а с другой - отношение к процессу, ко времени и ученику.
Отношения учителя в пространстве классической педагогической модели:
• отношения «учитель-время» - определяют позитивное отношение к квантовой психологии, к менеджменту знаний, к нейронным механизмам информационного обеспечения, к природе и Вселенной;
• отношение «учитель-ученик» - фокусирование на самоорганизацию, самообучение, самооценивание ученика в процессе обучения;
• отношение «учитель - процесс» - проектирование, организация и оценивание процесса в контексте компетентностного подхода в обучении.
Если личные и профессиональные отношения учителя резонируют, то ученик, после окончания школы готов к жизнедеятельности в реальных временных координатах, а если нет - то школа, просто готовит его к жизнедеятельности в «далеком прошлом».
На Востоке говорят : «Учитель приходит, когда готов ученик». И это большое счастье как для одного, так и для другого»[1].
Ученик - готов, но готов ли учитель?
Литература
1. Басин М.А., Шилович И.И. Путь в Synergonet. - СПб.: Норма, 2004 http://www.roerich.com/zip3/synergonet.zip:
2. Бернар В. Тайна богов - М.: ,Гелиос, 592 с. 2009
3. Всемирный форума по образованию http://www.ifap.ru/library/ book242.pdf
4. Котлин А. Как понять четырёхмерное пространство? - www.akotlin. com/index.php?sec=1&lnk=3_11
5. Котлин А. Как понять 10-ти мерное пространство? - www.akotlin. com/index.php?sec=1&lnk=3_14
6. Методологические аспекты устойчивого регионального развития. Под ред О.Л.Кузнецова, А.С.Щеулина, Дубна, 2001. ;
7. Философия человека. https://www.google.ca/search?site.
8. Azuma R. A Survey of Augmented Reality Presence: Teleoperators and Virtual Environments, pp. 355—385, August 1997