УДК 811
DOI: 10.18384/2310-7278-2021-5-12-22
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА РОДИНАВ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ 1-2 КУРСОВ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гимаев Я. А.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Выявить компоненты концепта родина в сознании студентов Финансового университета. Процедура и методы. Автором проведён цепной ранжированный ассоциативный эксперимент. Содержание исследования составляет анализ полученных результатов с применением методов наблюдения, обобщения, интерпретации речевых реакций.
Результаты. В ходе работы были выявлены основные лексические компоненты концепта родина в массовом сознании студентов 17-20 лет.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в практику концептуального лингвистического анализа, показывают функционирование важного концепта в сознании молодого поколения.
Ключевые слова: концепт, массовое сознание, ассоциативный эксперимент, слово-стимул, слова-реакции
MODELING THE CONCEPT OF MOTHERLAND IN THE CONSCIOUSNESS
OF THE FIRST- AND SECOND-YEAR STUDENTS OF THE FINANCIAL UNIVERSITY
Ya. Gimaev
Financial University under the Government of the Russian Federation Leningradskii prosp. 49, Moscow 125993, Russian Federation
Abstract
Aim. The purpose of the paper is to identify the components of the concept of motherland in the consciousness of the students of the Financial University.
Methodology. The ranged association experiment is performed. The content of the research represents an analysis of the obtained results with the use of methods of observation, generalization and interpretation of speech reactions.
Results. The main components of the lexical concept of motherland in the mass consciousness of the 17-20-year-old students are identified.
Research implications. The results of the study contribute to the practice of the conceptual linguistic analysis and show the functioning of the important lexical concept in the mass consciousness of the youth.
Keywords: lexical concept, mass consciousness, association experiment, stimulus word, reaction words
Введение
В современной гуманитарной науке активно применяются экспериментальные психолингвистические методики, изучающие спонтанные речевые реакции носителей языка. Они особенно актуальны при анализе ментальных образований в массовом сознании, т. к . позволяют выявить функционирование и смысловое наполнение конкретных концептов в конкретной возрастной или профессиональной среде. По мнению Д . Г. Выговской, психолингвистические эксперименты обнаруживают «специфику процессов категоризации © CC BY Гимаев Я . А . , 2021. _
и идентификации через типичные примеры и признаки в языке» [2], что говорит о возможности выявлять особенности национальной идентичности участников таких исследований, «особенностей видения мира и его оценки национальным языковым сознанием» [5, с . 191].
Н . Ф . Уфимцева утверждает: «Исследования языкового сознания с помощью ассоциативного эксперимента дают возможность выявить как системность содержания образа сознания, стоящего за словом в той или иной культуре, так и системность языкового сознания носителей той или иной культуры как целого и показывают уникальность и неповторимость образа мира каждой культуры» [9, с. 41]. Таким образом, материалы ассоциативного эксперимента являются важнейшим источником изучения концептов национальной культуры и массового сознания
Данная работа посвящена характеристике содержания концепта родина в сознании студентов первого и второго курсов факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Возраст респондентов - 17-20 лет.
Выбор предмета исследования был обусловлен пристальным вниманием современной общественности к внешней политике нашей страны, связан, с одной стороны, с консолидацией мирового сообщества в период эпидемии коронави-руса и «противостоянием» российского и западного общества, активно освещаемым в зарубежных СМИ, с другой . В такой обстановке особенно актуально, по нашему мнению, выявление того, какое представление о Родине имеют наши соотечественники разного возраста и социального статуса Имеет смысл также сравнить полученные результаты с результатами, представленными в разных редакциях русского ассоциативного словаря Института языкознания РАН, и результатами аналогичных когнитивных исследований, проведённых ранее .
Решение о выборе указанной категории респондентов было продиктовано несколькими причинами Во-первых, сту-
денты Финансового университета, обучающиеся по направлениям «Логистика», «Экономика и бизнес», «Экономическая безопасность», «Топливно-энергетический комплекс», в процессе обучения в вузе и в дальнейшем в трудовой деятельности неизбежно будут анализировать экономические процессы как в своей родной стране, так и в зарубежных странах Возможно, кто-то из них предпочтёт работать в иностранных организациях в России или за рубежом, а кто-то, наоборот, исходя из собственных убеждений, предпочтёт работу исключительно на благо своей Родины Поэтому изучение того, что стоит за словом родина в массовом сознании обучающихся, может быть полезно для адекватного осуществления патриотического воспитания в системе высшего образования и в целом при проведении молодёжной политики
Во-вторых, в ходе личных бесед, а также на занятиях по иностранному языку было выявлено, что значительная часть респондентов уже к возрасту 17-20 лет побывала за границей в туристических целях, а также активно интересуется общественными, политическими и экономическими событиями, происходящими за рубежом Поэтому студенты готовы как на бытовом, так и на базовом экономическом уровнях сравнивать повседневную жизнь людей в зарубежных странах и в России, их уровень доходов, финансовые возможности, анализировать микроэкономические процессы в разных странах Эти обстоятельства, на наш взгляд, должны влиять на то, как в сознании данных молодых людей функционирует концепт родина, какие ключевые компоненты концепта выходят на первый план
В-третьих, сам процесс проведения психолингвистического эксперимента среди студентов ведущего экономического вуза России, направленного на выявление особенностей функционирования важнейшего, на наш взгляд, концепта отечественной культуры, имел воспитательную функцию Студенты задумывались над исследуемым феноменом, возможно, вносили коррективы в собственное понимание Родины
Мы убеждены, что это важно для них как для будущих специалистов - экономистов, хозяйственников, управленцев. Анализ обучающимися личного, корпоративного или национального сознания вписывается в современную задачу профессиональной диверсификации и самоидентификации студентов [1, с . 12].
Аналогичные ассоциативные эксперименты в студенческой среде в разных учебных заведениях уже проводились Академические Русский ассоциативный словарь (РАС)1, русские региональные ассоциативные словари ЕВРАС2 и СИБАС3 представляли реакции студентов конца 1990 - начала 2010 гг. на слово-стимул родина.
Подобное исследование также было проведено М. А. Колесник и В . С. Саймовой в 2011 г. среди студентов Сибирского федерального университета Ассоциативный эксперимент показал, что самой распространённой реакцией на слово-стимул родина оказалось слово дом. Его упомянул 91 человек из 200. Слово Россия (85) и словосочетание место рождения (60) также оказались ядром изучаемого концепта [6].
В 2014 г. Т. В. Демидова и О . Е . Павловская представили результаты анализа речевых репрезентаций концепта родина студентами среднего профессионального образования Краснодарского края Авторы эксперимента после анализа ответов 382 человек на слово-стимул родина пришли к выводу, что «ядро ассоциативного поля включило 10 реакций: Россия, Родина-мать, дом, патриот(-изм), армия, страна, честь, семья, Кубань, земля, что составило 55% от общего количества полученных реакций» [4, с. 109].
1 Русский ассоциативный словарь (РАС) . Т. 1 .От стимула к реакции: около 7000 стимулов / Ю . Н . Караулов, Г. А. Черкасова, Н . В . Уфимцева, Ю . А. Сорокин, Е . Ф. Тарасов. М.: АСТ: Астрель, 2002.781 с.
2 Черкасова Г. А ., Уфимцева Н . В . Русский региональный ассоциативный словарь-тезаурус ЕВРАС. Т. 1. От стимула к реакции [Электронный ресурс]. URL: http://iling-ran.ru/mail/publications/evras (дата обращения 19.08.2021) .
3 Шапошникова И . В ., Романенко А . А . СИБАС: Русская региональная ассоциативная база данных (2008-2015). URL: http://adictru. nsu. ru (дата обращения 19.08.2021) .
В указанных работах акцентировалось внимание на явную региональную специфику реакций респондентов Словарь-тезаурус ЕВРАС имел целью выявить особенности языкового сознания жителей Центральной части России, словарь СИБАС и эксперимент М. А. Колесник и В . С. Саймовой - жителей Сибири, работа О Е Павловской и Т. В . Демидовой - жителей Краснодарского края Поэтому авторы отдельно изучали такие слова-реакции, как Ангара, Енисей, тайга, Кубань, станица и т. д.
После ознакомления с результатами перечисленных исследований у нас появилось предположение, что студенты Финансового университета в 2021 г. в своём понимании Родины должны иметь пусть не региональную, но определённую общую профессиональную и политическую специфику
Выявление компонентов концепта родина по результатам цепного ранжированного ассоциативного эксперимента
Цепной реакцией в ассоциативном эксперименте принято называть ряд ассоциаций, которые даются респондентом в течение определённого времени . Е. И. Горошко отмечает, что «под цепной ассоциативной реакцией понимают неуправляемое, спонтанное, протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта» [3, с. 15].
В нашем исследовании был осуществлён цепной ранжированный ассоциативный эксперимент среди студентов 2001-2004 гг. рождения Респондентам предлагался вопрос: «Что для вас родина? Какие слова и выражения приходят вам на ум в связи со словом родина?» Ответы следовало упорядочить по мере убывания субъективной значимости, количество возможных рангов не ограничивалось . Задание расположить свои реакции по рангам в порядке убывания их субъективной значимости, на наш взгляд, позволяет не только выявить частотность, но и определить структуру такого ментального образования, как ро-
дина, в индивидуальном сознании каждого студента В свою очередь, изучение совокупности всех реакций позволяет научно описать структуру изучаемого нами концепта в массовом сознании обучающихся
Результаты, полученные после обработки материала анкет, мы представили в таблице 1. Было зарегистрировано 520 реакций . Процедура интерпретации заключалась в следующем:
1) выделялись наиболее частотные слова и выражения В строках таблицы они
представлены в начале списка, в скобках указано число информантов, давших соответствующие ответы;
2) выборочно рассматривались ассоциаты, представляющие собой словосочетания и выражения В таблице они выделены курсивом
Данный метод, по нашему убеждению, в отличие от стандартизированного ассоциативного эксперимента, показывает, насколько та или иная реакция представлена на разных уровнях полевой структуры концепта
Ранг Реакции студентов 1-2 курсов Финансового университета (65 человек)
1. (мой) дом (12); семья (12); Родина-мать (4); (моя) страна (4); место, где ты родился(лась) / вырос(ла) (3); Россия (3); родные (3); (родная) земля (2); культура (2); детство (1); родители (1); природа (1); Тверь (1); надежда (1); любовь к родному краю (1); Москва (1); история (1); место силы (1); там, где семья (1); Отечество (1); Отчизна (1); патриотизм (1); память (1); лес (1); место, где чувствуешь себя «в своей тарелке» (1); очень близкое (1); мама (1); Таганрог (1); домашний очаг (1); 65 реакций
2. (отчий) дом (9); семья (9); Россия (6); земля (5); страна (3); Отчизна (2); родственники (2); друзья (2); место (2); менталитет (2); хорошо там, где родина (1); Отечество (1); родной город (1); язык (1); родители (1); знакомые места (1); место, где ты родился и вырос (1); место, которое нужно беречь (1); искренность (1); место, где успокаивается душа (1); Липецк (1); верность (1); родной край (1); простор (1); природные богатства (1); долг (1); флаг (1); традиции (1); культура (1); природа (1); любовь (1); место, где нет языкового барьера (1); большой отрезок жизни (1); 65 реакций
3. семья (7); дом (5); страна (4); земля (4); (родной) город (3); природа (3); Россия (2); люди (2); близкие люди (2); патриотизм (2); безопасность (1); русское население (1); тепло (1); детство (1); дороги (1); домашние животные (1); Уссурийск (1); друзья (1); гостеприимство (1); умиротворение (1); моя опора (1); неуверенность в моём будущем (1); Отчизна (1); мать (1); мама (1); страна, в которой родился (1); защита (1); достопримечательности (1); Коломна (1); Кавказ (1); армия (1); конституция (1); теплота (1); Иордания (1); уют (1); разруха (1); страна происхождения (1); место (1); менталитет (1); гордость (1); русский язык (1); 65 реакций
4. дом (5); родной язык (3); история (3); страна (2); Россия (2); Отчизна (2); семья (2); близкие друзья (2); русский язык (2); (родной) город (2); природа (2); защита (2); менталитет (2); народ (1); долг Родине (1); где хорошо, там и родина (1); уют (1); образование (1); лес (1); Москва (1); смысл (1); позитив (1); улица (1); дача (1); мечта (1); счастье (1); моя национальность (1); ответственность (1); место, где всегда хорошо (1); перемены (1); земля (1); природа страны, в которой родился (1); улица, на которой вырос (1); свобода (1); война (1); люди (1); спокойствие (1); коррупция (1); место, где родился (1); память (1); детство (1); родственники (1); патриотизм (1); Невинномысск (1); любовь (1); стихотворение «Родное» (1); 64 реакции
5. семья (7); дом (5); природа (4); любовь (2); город (2); язык (2); традиции (2); земля (2); горы (2); еда (2); коррупция (1); лето (1); безопасность (1); свобода (1); зима (1); развитие (1); города моей страны (1); Россия (1); отвага (1); старые друзья (1); окружение (1); тоска (1); стабильность (1); огромная история (1); несправедливость (1); история страны (1); родители (1); друзья (1); сплочённость (1); память (1); душа (1); история (1); репрессии (1); конституция (1); помощь (1); родное (1); упадок (1); ценность (1); память (1); гордость (1); уверенность (1); близкие (1); комфорт (1); 63 реакции
Таблица 1 / Table 1
Результаты ранжированного ассоциативного эксперимента по стимульному слову родина / Results of the ranged association experiment with the stimulus word motherland
Окончание Таблицы 1
6. дом (3); природа (3); история (3); Россия (2); патриотизм (2); любовь (2); преданность (2); друзья (2); ответственность (2); возможности (1); отсутствие смены власти (1); солнце (1); тот, кто всюду живёт, нигде не живёт (1); гены (1); счастье (1); свобода (1); доброта (1); Самара (1); сила (1); ностальгия (1); мать (1); страна, где росли мои родители (1); место, где тепло на душе (1); верность (1); отечество (1); воздух (1); коррупция (1); любовь к своей стране (1); место рождения (1); люди (1); честь (1); защита (1); кров (1); родной язык (1); Тула (1); поддержка (1); литература (1); семья (1); история (1); обман (1); крепость (1); счастье (1); культура (1); воспоминания (1); земля (1); сплочённость (1); горы (1); чистый воздух (1); 60 реакций
7. природа (4); друзья (3); культура (3); защита (3); земля (2); история (2); гостеприимство (2); простор (1); счастье (1); народ (1); территория (1); восприятие (1); красота (1); уют (1); Москва (1); Россия (1); самопожертвование (1); гитара (1); спокойствие (1); место, где всегда хорошо и спокойно (1); выспаться (1); дух (1); воспоминания (1); берёза (1); хорошее место, которым я горжусь (1); сомнения (1); покой (1); красота природы (1); Отечество (1); граница (1); мировоззрение (1); гордость (1); свобода (1); любовь (1); комфорт (1); возможность развиваться (1); память (1); речка (1); обида (1); полиция (1); язык (1); традиции (1); война (1); разбитые дороги (1); 56 реакций
8. любовь (2); люди (2); народ (2); Родина-мать зовёт! (1); водка (1); красота (1); свобода (1); пейзажи (1); беспредел (1); кормилица (1); характер (1); твоя (1); несправедливость (1); комфорт (1); защита страны (1); безопасность (1); язык (1); природа (1); образование (1); обычаи (1); семья (1); обычаи (1); поле (1); страх (1); традиции (1); земля (1); атмосфера (1); вера (1); детский сад (1); пропаганда (1); 33 реакции
9. семья (2); язык (2); кокошник (1); имущество (1); обыденность (1); воля к победе (1); запах росы (1); светлое будущее (1); безопасность (1); дом (1); возможности (1); оборона (1); архитектура (1); еда (1); чувства (1); страна (1); история (1); память (1); цензура (1); люди (1); обычаи (1); народ (1); 24 реакции
10. кухня (3); патриотизм (2); семья (1); обособленность от мира (1); дом (1); разнообразие (1); сила (1); страна (1); дружба (1); борьба за правду (1); любовь (1); друзья (1); тоска (1); нестабильность (1); ресурсы (1); 18 реакций
11. семья (1); Кабарда (1); неуверенность (1); «своё, родное» (1); 4 реакции
12 . дом (1); кризис (1); 2 реакции
13. Кубань (1); 1 реакция
Наибольшее число упоминаний имеют следующие слова:
Семья (41); дом (40); Россия (17); страна (16); (родная) земля (16); место, (где родился) / (где хорошо) и т. д. (16); природа (14); (русский) / (родной) язык (13); друзья (10); Отечество / Отчизна (9); история (9); любовь (8); (близкие) люди (8); (Родина)-мать (7); патриотизм (7); культура (7); родные / родственники (5); народ (5); обычаи / традиции (4); менталитет (5); родители (3)
Отметим, что слова-реакции дом и семья были упомянуты большинством респондентов Видно также, что данные лексемы наиболее частотны в первых 4-5 рангах
По 16-17 раз были упомянуты слова Россия, страна, земля, место (рождения),
Источник: данные автора .
что также говорит об актуальности этих понятий в сознании респондентов в связи со словом-стимулом родина. Эти слова тоже появлялись в основном в первых рангах
Слова и выражения (родная) природа, (родной) язык были упомянуты 14 и 13 раз соответственно Обратим внимание на то, что основная часть этих упоминаний находится в диапазоне с 3 по 7 ранг, в середине Следующий лексический уровень концепта составляют слова друзья, Отечество / Отчизна, любовь, (близкие) люди, упомянутые по 8-10 раз Данные слова примерно равномерно распределены по всем рангам
Ещё один уровень концепта, по результатам нашего эксперимента, представляют
слова патриотизм, культура и выражение Родина-мать, названные по 7 раз .
Стоит также отметить реакции родные / родственники, народ, обычаи / традиции, менталитет, имеющие по 4-5 упоминаний Появляются эти слова в разных рангах, что не говорит об их приоритетном положении в структуре концепта
Учитывая количество упоминаний тех или иных слов и выражений, а так-
же их ранги в анкетах, мы представили полученные результаты в схеме, отражающей выявленные нами уровни концепта родина в массовом сознании студентов Финансового университета (рис 1) Ближе к центру схемы находятся наиболее актуальные в сознании респондентов реакции При этом все указанные в схеме слова в совокупности, на наш взгляд, представляют собой ядро изучаемого концепта.
дом, семья
Россия, страна, земля, место (рождения)
(родная) природа, (родной) язык
друзья, Отечество/Отчизна, любовь, (близкие) люди
патриотизм, культура, Родина-мать
родные /родственники, народ, обычаи / традиции, менталитет
Рис. 1 / Fig. 1. Уровни концепта родина в массовом сознании студентов Финансового университета / Levels of the concept of motherland in the mass consciousness of the Financial University students
Источник: данные автора.
Полученные результаты совпадают с результатами исследования М. А. Колесник и В . С. Саймовой в том, что в обоих случаях самой распространённой реакцией среди респондентов оказалось слово дом Итоги ассоциативного эксперимента О . Е . Павловской и Т. В . Демидовой демонстрируют примерно такую же картину (в ядро концепта включены слова Россия, дом, семья и др . ) . Можно констатировать, что подобные результаты, действительно, отражают ядро концепта родина в массовом сознании нашего общества вне зависимости от региона проживания Родина -это дом, семья, Россия, страна, культура,
традиции, народ В этом ряду обращает на себя внимание лишь некоторый приоритет личного (дом, семья) над общественным (традиции, менталитет, народ)
Однако статьи в академических ассоциативных словарях РАС, ЕВРАС и СИБАС показывают немного иные результаты
Так выглядит статья, посвящённая слову-стимулу родина, в Русском ассоциативном словаре 2002 г :
РОДИНА: мать 65; моя 19; Россия 15; зовёт 6; любимая, одна, СССР 5; Отчизна 4; большая, Отечество, страна 3; город, кинотеатр, край, любовь, мать зовёт, Москва, наша, патриот, родная 2; аршин,
берёза, берёзка, берёзки, берёзы, большой, в опасности, всегда одна, гадина, где родился, глупа, громко, достоинство, единственная, есть Родина, защита, зелень, зов, иметь, край родной, красивая, Кузбасс; лес, поле, речка; любить, мать твою, мать твоя, милая, много-много, могучая, моя мать; моя, моя Россия; моя страна, Оксана, Октября, она моя, патриотизм; поля, леса, реки; пос. Колотовка, природа, рождение, РСФСР, Рязань, север, Северодвинск, с маленькой буквы, Советский Союз, теплоход, тюрьма, философии, флаг 1;
205+70+4+501.
Как видно, были опрошены 205 человек, выявлено 70 различных реакций, 4 человека отказались давать свою реакцию, 50 человек дали единичные реакции, не встречающиеся больше ни у кого из опрошенных
Вот статья, посвящённая слову-стимулу родина, в Русском региональном ассоциативном словаре-тезаурусе ЕВРАС, который был составлен Г. А. Черкасовой и Н . В . Уфимцевой и опубликован в 2014 г. :
РОДИНА: мать 162; Россия 97; моя 47; дом 25; страна 24; отчизна 10; земля 9; город 8; отечество, патриотизм 6; зовёт, край, патриот 5; матушка, мать зовёт, наша 4; долг, любовь, малая, мама 3; война, гордость, двор, жизнь, кино, любимая, море, Москва, одна, Отечество, радость, родная, родное, России, Русь, РФ, святое, СССР, Сталин 2; абсурд, армия, Байконур, Безруков, большая, важна, где хорошо, героя, гимн, ДДТ, деревня, доля, душа, Есенина, ждёт, за нами, завет, защищать, здесь, Казахстан, Калач, карта, Коми, кормит, красная звезда, красный, Ленина, лес, любить, люблю, масть, мать!, месторождения, место {,} где родился, месторождение, моя Россия, на замке, ностальгия, отстаивать интересы, Отчизна, партия, песня, позвала, поле, поля {,} берёза, поменять, поэта, природа, прогресс,
продана, расти, река, Республика Коми, родной, родной дом, родные, рождение, Рязань, сад, Самара, своё, Северодвинск, село, Сервантес, сердце, сквер, слово, слона, странная, там {,} где попа в тепле, Тверь, тело, тепло, территория, туалет, Узловая, флаг, чувство 1;
550+117+1+782.
Так выглядит статья, посвящённая слову-стимулу родина, в Русском региональном ассоциативном словаре СИБАС, который составлялся И . В . Шапошниковой и А . А . Романенко в 2008-2015 гг. :
РОДИНА: мать 138; Россия 105; моя 41; дом 25; страна 21; патриот 12; земля 8; зовёт; отчизна 7; мама; отечество 6; мать зовёт 5; защищать; наша; патриотизм; уродина 4; гордость; город; Казахстан; край; одна; поле; родная; Русь 3; великая; долг; жизнь; защита; мать моя; мир; родной; своё 2; Амурск; белая; берёзки; большая; вид национализма; возвращение; война; всё; героизм; далёкая; деревня; деревья; держава; друзья; Есенин, Блок; ждёт; жить; красный; леса; локация; любимая; люблю; любовь; люди; малая; Междуреченск; место; мм; моё; Москва; навсегда; Наша Rus$ia; ничто; Новосибирск; ностальгия; Омск; Ордынка; песня; песня «Родина»; Польша; преданность; природа; работяга; родная страна; родные; Россия, великая гордость; Россия, жизнь; РФ; Чита; святая; сердце; слово; солдат; степь; стихотворение; стоит; там, где я; то, ради чего живёшь; тут; Усть-Илимск; флаг 1;
502+93+4+613.
Во всех академических ассоциативных словарях наиболее частотным является слово-реакция мать. Очевидно, в памяти респондентов актуализировались знаменитый советский плакат «Родина-мать зовёт», а также скульптура «Родина-мать» в
1 Русский ассоциативный словарь (РАС) . Т. 1. От стимула к реакции: около 7000 стимулов / Ю . Н . Караулов, Г. А . Черкасова, Н . В . Уфимцева, Ю . А . Сорокин, Е . Ф . Тарасов . М . : АСТ: Астрель, 2002. С. 558.
2 Черкасова Г. А . , Уфимцева Н . В . Русский региональный ассоциативный словарь-тезаурус ЕВРАС. Т. 1. От стимула к реакции [Электронный ресурс]. URL: http://iling-ran. ru/mail/publications/evras (дата обращения 19.08.2021).
3 Шапошникова И . В . , Романенко А . А . СИБАС: Русская региональная ассоциативная база данных (2008-2015). URL: http://adictru .nsu . ru (дата обращения 19.08.2021) .
г. Волгограде . Слово-реакция семья на стимул родина не зафиксировано ни в одном из словарей, а слово дом - только в ЕВРАС В нашем же эксперименте из 65 человек лишь 4 человека упомянули ассоциат Родина-мать (в первом ранге), 1 человек -слово мать (в третьем ранге) и 1 человек -фразу Родина-мать зовёт! (в восьмом ранге), а самыми распространёнными реакциями оказались слова дом и семья Это говорит о том, что Родина как мать не находится в самом центре изучаемого нами концепта в массовом сознании студентов Финансового университета, хотя этот метафорический образ, безусловно, присутствует Исследователь А Д Палкин, анализируя реакции русских студентов на слово-стимул мать, также обратил внимание на тот факт, что реакция Родина незначительна [7, с . 81].
Объяснить такую разницу в первых реакциях на одинаковое слово-стимул можно либо временным диапазоном исследований (разница даже в 7 лет способна изменить приоритеты молодёжи в понимании Родины), либо различием в процедурах проведения экспериментов Респонденты РАС, ЕВРАС и СИБАС давали свои реакции на несколько слов-стимулов сразу и в связи с ограниченностью во времени указывали явно клишированную фразу. Участники же нашего исследования получали лишь одно слово-стимул и должны были ранжировать свои реакции, т е представить на первых позициях действительно то, что им наиболее дорого Для них Родина ассоциируется с домом и семьёй
Несомненно, для большинства современных людей дом и семья являются главными ценностями в жизни Показательно, что именно мысли о Родине заставляют думать о семье и доме в первую очередь Мы предполагаем, что если тем же респондентам предложить в качестве слов-стимулов слова дом и семья, то реакция родина будет не самой распространённой и не будет стоять на первом месте Дом и семья будут ассоциироваться с родителями и детьми Таким образом, в ходе своих изысканий мы приходим к выводу, что для современ-
ного светского молодого человека, живущего и обучающегося в России, система ценностей вполне традиционна: СЕМЬЯ (РОДИТЕЛИ, ДЕТИ) - ДОМ - РОДИНА.
Специфические особенности концептуализации Родины в сознании студентов Финансового университета
Специфические особенности концепта родина в сознании студентов Финансового университета, на наш взгляд, проявляются на периферии данного ментального образования и вербализуются единичными реакциями
Обращают на себя внимание наименования населённых пунктов и географических объектов: Тверь, Москва, Таганрог, Липецк, Уссурийск, Коломна, Кавказ, Иордания, Невинномысск, Самара, Тула, горы, Кабарда, Кубань. Данный факт говорит не только о том, что в университете обучаются студенты из разных частей нашей страны и даже из-за рубежа, но и о том, что они, находясь вместе, друг с другом, соотносят себя не только с университетским сообществом, но и с другими сообществами по территориальному признаку Напомним, что родина для них - это, в первую очередь, не место на карте, а дом, семья Более того, для некоторых студентов актуальна тоска или ностальгия Это заметно по единичным реакциям: там, где семья; память; место, где чувствуешь себя «в своей тарелке»; очень близкое; мама; домашний очаг; хорошо там, где родина; родители; знакомые места; место, где ты родился и вырос; искренность; место, где успокаивается душа; место, где нет языкового барьера; детство; умиротворение; уют, место, где всегда хорошо; улица, на которой вырос; спокойствие; память; лето, старые друзья, комфорт, ностальгия, воспоминания, покой Отметим, что многие из этих реакций представляют собой составные наименования, которые, по мнению Т. В . Симашко и В. В . Леденёвой, «могут отражать внутреннюю дифференциацию понятийного содержания концепта» [8] Поэтому признаём, что изучаемое нами
ментальное образование имеет сложную структуру, порой состоящую из противоположных по значению и коннотации компонентов
Наряду с абсолютным большинством положительных по коннотации слов зафиксированы единичные реакции с негативным смысловым оттенком: война, коррупция, несправедливость, репрессии, упадок, отсутствие смены власти, разбитые дороги, водка, беспредел, страх, пропаганда, обыденность, цензура, обособленность от мира, борьба за правду, нестабильность, неуверенность, кризис Неоспорим тот факт, что слова, обозначающие эти явления, отражают периферию концепта родина Подобные слова фиксируются во всех ассоциативных экспериментах, но в нашем случае стоит отметить, что перечисленные лексемы и словосочетания не указывались респондентами в первых рангах и, предположительно, обозначают определённую озабоченность студентов по поводу внутренней и внешней политики, экономики и общественной жизни нашего государства На наш взгляд, данные реакции отражают профессиональную специфику респондентов
Заключение
По итогам проведённого цепного ранжированного ассоциативного эксперимента мы смоделировали концепт родина в массовом сознании студентов Финансового университета и можем констатировать определённые выводы
1. Студенты 1-2 курсов имеют вполне традиционное представление о Родине Она является для них безусловной ценностью Соответствующий концепт в их массовом сознании вписывается в ценностный ряд семья - дом - родина и актуализирует непререкаемые человеческие ценности
2 Концепт родина в массовом сознании респондентов имеет иерархическую структуру Его периферию могут формировать как положительные, так и отрицательные явления современной жизни, но ядро концепта - это ценностные понятия
Нам представляется, что подобные экспериментальные исследования целесообразны для моделирования концептов национальной культуры в массовом сознании различных сообществ
Статья поступила в редакцию 19.08.2021.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков В . В . Полисубъектность образовательной среды и проблема профессиональной диверсификации и самоидентификации современных студентов // Дальневосточная весна - 2021: материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам экологии и безопасности, Комсомольск-на-Амуре, 30-31 марта 2021 г. Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2021. С. 12-15 .
2 . Выговская Д. Г. Ассоциативный эксперимент как один из методов в психолингвистике
[Электронный ресурс] // Наука Южно-Уральского государственного университета: материалы 66 научной конференции секции социально-гуманитарных наук. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. 1 электрон . опт. диск (DVD-ROM).
3 . Горошко Е. И . Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков; М. :
РА-Каравелла, 2001. 320 с. 4. Демидова Т. В . , Павловская О . Е . Речевая репрезентация концепта родина студентами среднего профессионального образования (СПО) // Учёные записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Филология . Социальные коммуникации. 2014/ Т. 27 (66). № 1. Ч . 1. С 106-110 .
5 Караулов Ю Н Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н . В. Уфимцева. М. : ИЯ РАН, 2000. С. 191-206.
6 . Колесник М. А . , Саймова В . С. Специфика понимания слова «родина» студентами СФУ
[Электронный ресурс] // Молодёжь и наука: сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвящённой 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского [2012]. URL: http://elib. sfu-kras. ru/handle/2311/7751 (дата обращения: 19.08.2021).
7. Палкин А. Д. Образ матери в языковой картине мира русских и японцев // Вестник Нижегородского государственного университета . Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация . 2020. Т. 18 . № 1. С. 71-83 .
8 . Симашко Т. В . , Леденёва В . В . Концепт «Либерализм» в осмыслении современного российского
социума // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 2 . URL: www.evestnik-mgou. ru (дата обращения: 19.08.2021).
9 . Уфимцева Н . В . Языковое сознание русских в зеркале ассоциативного эксперимента // Русское
слово в русском мире: сборник статей . М. ; Калуга: Эйдос, 2004. С. 40-45.
1. Volkov V V. [The Polypersonal Nature of the Educational Environment and the Problem of Professional Diversification and Self-identification of Modern Students]. In: Dal'nevostochnaya vesna -2021: materialy XIX mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po problemam ekologii i bezopasnosti, Komsomol'sk-na-Amure, 30-31 marta 2021 g. [Far Eastern Spring - 2021: Materials of the XIX International Scientific and Practical Conference on Problems of Ecology and Security, Komsomolsk-on-Amur, March 30-31, 2021]. Komsomolsk-na-Amure, Komsomolsk-na-Amure State University Publ. , 2021, pp. 12-15 .
2 . Vygovskaya D. G . [Association Experiment as One of the Methods in Psycholinguistics]. In: Nauka
Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta: materialy 66 nauchnoi konferentsii sektsii social'no-gumanitarnykh nauk [Science of the South Ural State University: Materials of the 66th Scientific Conference of the Section of Social and Humanitarian Sciences]. Chelyabinsk, South Ural State University Publ. , 2014. 1 DVD-ROM.
3 . Goroshko E. I . Integrativnaya model' svobodnogo associativnogo eksperimenta [An Integrative Model of a
Free Association Experiment]. Kharkov, Moscow, RA-Karavella Publ. , 2001. 320 p. 4. Demidova T. V. , Pavlovskaya O . E. [Speech Representation of the Concept of Homeland by Students of Secondary Vocational Education]. In: Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta imeni V I. Vernadskogo. Seriya: Filologiya. Social'nye kommunikacii [Scientific Notes of the Vernadsky Tavrichesky National University. Series: Philology. Social communications], 2014, vol. 27 (66), no. 1, iss . 1, pp . 106-110 .
5 . Karaulov Yu. N . [Indicators ofNational Mentality in the Associative-Verbal Network]. In: Ufimceva N . V. ,
ed. Yazykovoe soznanie i obraz mira [Language Consciousness and the Image of the World]. Moscow, Institute of Linguistics RAS Publ. , 2000, pp. 191-206.
6 . Kolesnik M. A . , Sajmova V. S . [Specificity of the Understanding of the Word "Homeland" by Students of
the Siberian Federal University]. In: Molodyozh' i nauka: sbornik materialov VIII Vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, posvyashchennoi 155-letiyu so dnya rozhdeniya K. E. Ciolkovskogo [Youth and Science: A Collection of Materials of the VIII All-Russian Scientific and Technical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists, Dedicated to the 155th Birthday of K. E. Tsiolkovsky], 2012 . Available at: http://elib. sfu-kras.ru/handle/2311/7751 (accessed: 19.08.2021).
7 . Palkin A . D. [The Image of Mother in the Language Picture of the World of Russians and Japanese].
In: Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Bulletin of the Nizhny Novgorod State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication], 2020, vol. 18, no. 1, pp. 71-83 .
8 . Simashko T. V. , Ledeneva V. V. [The Concept of "Liberalism" in the Understanding of Modern Russian
Society]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2020, no. 2 . Available at: www. evestnik-mgou. ru (accessed: 19.08.2021).
9 . Ufimceva N . V. [Linguistic Consciousness of Russians in the Mirror of an Association Experiment]. In:
Russkoe slovo v russkom mire [Russian Word in the Russian World]. Moscow, Kaluga, Ejdos Publ. , 2004, pp 40-45
REFERENCES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Гимаев Ян Айратович - кандидат филологических наук, старший преподаватель департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail: yan094@mail. ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Yan A. Gimaev - Cand. Sci. (Philology), Senior Lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of Russian Federation; e-mail: yan094@mail. ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Гимаев Я . А . Моделирование концепта родина в сознании студентов 1-2 курсов Финансового университета // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2021. № 5 . С 12-22 . DOI: 10.18384/2310-7278-2021-5-12-22
FOR CITATION
Gimaev Ya . A . Modeling the Concept of Motherland in the Consciousness of the First- and Second-Year Students of the Financial University. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian Philology, 2021, no. 5, pp. 12-22 . DOI: 10.18384/2310-7278-2021-5-12-22