УДК: 796.034.2:338.465.4
МОДЕЛИРОВАНИЕ
клубной работы автономных образовательных организаций спортивной направленности
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева Аспирантка М.А. Родионова
Сургутский государственный университет, Сургут
MODELING CLUB WORK OF SPORTS-RELATED AUTONOMOUS EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. M.A. Rodinova, postgraduate Surgut State University, Surgut Key words: club physical culture and sports activity, sports-related educational establishment, structural and functional model. Physical culture and sport as a social institution and as a specific type of professional activity, which renders a strong influence on the development of a healthy society is currently undergoing profound structural and qualitative changes. New approaches to the organization of physical culture education and training process become more popular.
The purpose of the present research was to develop and scientifically substantiate the structural and functional model of the content and organization of the activity of sports-related autonomous organizations on the basis of club forms that would provide additional funding for health and fitness activities in these establishments.
Currently, it is getting more popular in the management system of physical and sports education to model various aspects of training activity, since the model provides a simplified image of an object or a phenomenon schematized in a certain way.
In this study the researchers attempted to develop a structural-functional model of the club physical culture and sports activity in an autonomous educational establishment related to sport.
The club forms proposed within the experiment should contribute to additional funding of a sports organization, increase of the quantity and quality of physical culture and sports events held within the structure of specialized children's sport schools, involvement of broad masses of the population in the physical culture and sports activity, enhancement of physical fitness level of students, quality of life related to health of the sports club members.
Ключевые слова: клубная физ-культурно-спортивная деятельность, образовательная организация физкультурно-спортивной направленности, структур но-функциональная модель.
Введение. Физическая культура и спорт как социальный институт и как специфический вид профессиональной деятельности,активно влияющей на развитие здорового общества, претерпевает в настоящее время глубокие структурные и качественные преобразования. Становятся более востребованными новые подходы к организации физкультурного образования и учебно-тренировочного процесса [2].
Повышению эффективности развития физической культуры и спорта в Российской Федерации содействуют документы, принятые правительством страны, в частности Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№-ФЗ от 2007 г), направленный на улучшение физического здоровья граждан России. Ключевыми направлениями в нем являются формирование у всех граждан России стремления к ведению здорового образа жизни, забота о подрастающем поколении, развитие всех элементов социальной инфраструктуры, создающей условия для занятий физическими упражнениями как одного из элементов здорового образа жизни.
Актуальность проблемы определяется тем, что в условиях модернизации российского общества одной из основных задач государства выступает всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии, воспитании и приобщении к здоровому образу жизни детей, подростков, молодежи.
В связи с этим возрастает необходимость разработки методов и средств клубной физкультурно-оздоровительной работы, в значительной степени рассчитанных на работу с детьми, подростками, молодежью и взрослым населением [1].
Детская спортивная школа (ДСШ) всегда воспринималась как организация дополнительного образования спортивной направленности. Однако новые социально-экономические условия развития отрасли потребовали от ДСШ расширения
спортивно-оздоровительных услуг и привлечения широких слоев населения к физкультурно-спортивной активности на коммерческих условиях, чтобы обеспечить дополнительное финансирование этих организаций.
Идея обоснования и реализации спортивного клуба как одной из оптимальных форм физкультурно-спортивной работы в образовательной организации раскрыта в работе И. И. Переверзина (1994). В спорте высших достижений спортивный клуб рассматривается в работах Б. Н. Винокурова (2004), С. В. Кущенко (2005). Деятельность спортивных клубов оздоровительной направленности представлена в работе И. Л. Халтурина (2004), коммерческих физкультурно-спортивных организаций - в работе Н. Н. Воскресенской (2003). Однако проблема формирования клубных форм в структуре ДСШ требует рассмотрения в научной литературе.
Цель исследования - разработать и научно обосновать структурно-функциональную модель содержания и организации деятельности автономных организаций спортивной направленности на основе клубных форм, позволяющих получить
ЦЕЛЬ: повышение эффективности физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности автономного учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности за счет организации клубной работы
Организационный блок
Положение о спортивном клубе
Устав спортивного клуба
Блок управления
Совет (общее собрание спортивного клуба)
Педагоги (тренеры) Воспитанники Родители
Учебно-спортивный блок
Основной модуль СОГ гнп УТГ гсс
с 7 до 18 лет
Клубный модуль - спортивно-массовые мероприятия (праздники) для воспитанников и их родителей; - физкультурно-оздоровительные занятия по плаванию и аквааэробике; - оздоровительные занятия по плаванию для групп старшего поколения «61 и старше»; - водно-реабилитационные занятия для лиц с ограничоЛЬмй^к возможностями здоровья. щ
РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение количества и качества проводимых физкультурно-спортивных мероприятий;
- вовлечение широких масс населения в физкультурно-спортивную деятельность;
- повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
- повышение качества жизни, связанного со Здоровьем, членов спортивного клуба
Модель клубной деятельности автономной образовательной организации спортивной направленно
дополнительное финансирование спортивно-оздоровительной работы данных учреждений.
Результаты исследования и их обсуждение.
В настоящее время в системе управления физическим и спортивным воспитанием все большее распространение получило моделирование различных сторон учебно-воспитательной деятельности, поскольку модель позволяет представить упрощенное, определенным образом схематизированное отражение объекта или явления.
В ходе исследования нами была предпринята попытка разработать структурно-функциональную модель клубной физкультурно-спортивной деятельности автономной образовательной организации спортивной направленности (см. схему).
Предложенная нами модель предусматривает наличие трех основных блоков: организационного, блока управления,учебно-спортивного.
Все составляющие (блоки) модели клубной деятельности образовательной организации спортивной направленности взаимосвязаны и направлены на достижение основной цели - повышение эффективности физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности
организации, а также формирование у занимающихся спортивной культуры и здорового стиля жизни.
Организационный блок предусматривает разработку необходимых нормативно-методических документов. Прежде всего создать некоммерческую организацию возможно как в составе уже имеющегося юридического лица, так и как отдельное юридическое лицо.
Нами предложен вариант создания физкультурно-спортивного клуба на основе уже имеющегося юридического лица - автономной образовательной организации физкультурно-спортивной направленности.
Для создания
физкультурно-спортивного клуба необходимо наличие следующих документов:
Решение Учредителя о создании некоммерческой организации
Устав автоном-
ной некоммерческой организации (физкультурно-спортивного клуба).
Протокол первого собрания Совета клуба.
Положение о спортивном клубе регулирует деятельность муниципального автономного учреждения спортивной направленности по развитию физиче-
Программа деятельности спортивного клуба
Дополнительные коммерческие услуги для различных категорий населения
№ 1 • 2015 Январь | ^пиагу
87
ской культуры и спорта среди учащихся, родителей и других категорий населения на основе клубной работы.
Положение фиксирует цели, задачи работы физкультурно-спортивного клуба, также в нем, как в нормативно документе, прописывается организация деятельности, содержание работы клуба, права и обязанности его членов, описаны материально-техническая база и источники финансирования клуба.
Следующим основополагающим документом является программа деятельности физкультурно-спортивного клуба.
Программа деятельности физкультурно-спор-тивного клуба определяется как совокупность четырех составляющих: содержания и плана; изложения основных положений и целей; краткого содержания деятельности; перечня исполнителей и действующих лиц. Она призвана наполнить содержанием ту нормативную основу, которая была разработана ранее.
Вторым структурным звеном модели является блок управления. Нами предложена система управления клубом в форме общего собрания (совета) с входящими в него представителями от родительского комитета, активистами от воспитанников и тренерами.
Непосредственное руководство спортивным клубом осуществляет председатель спортивного клуба, назначаемый на должность директором муниципального автономного учреждения по представлению педагогического совета образовательной организации спортивной направленности.
Совет заслушивает отчеты об организации работы в секциях, группах, любительских объединениях и т. д. Рассматривает планы работы, календарные планы спортивно-массовых мероприятий клуба, сметы расходов, нормативные документы физкультурно-спортивного клуба и в установленном порядке выносит их на утверждение администрации автономной образовательной организации.
Третий блок - учебно-спортивный - предусматривает занятия воспитанников по двум модулям: основному - тренировочному, согласно этапу спортивной подготовки, и клубному - спортивно-оздоровительному.
Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (пункт 6 статьи 33) установлено, что образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что в области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:
- дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей,
получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы) и будут реализовываться в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей, имеющих физкультурно-спортивное направление работы;
- дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки;
- интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, которые предусматривают образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, которые будут реализовываться прежде всего в школах-интернатах спортивного профиля, а также в центрах образования, таких, например, как «Самбо-70».
Нами же предложен дополнительно клубный модуль, включающий в себя следующие направления работы:
• спортивно-массовые мероприятия (праздники) для воспитанников и их родителей;
• физкультурно-оздоровительные занятия по культивируемым видам спорта;
• оздоровительные занятия для групп старшего возраста;
• реабилитационные занятия для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вывод. Предложенные нами в рамках эксперимента клубные формы должны способствовать дополнительному финансированию спортивной организации, повышению количества и качества проводимых в структуре ДСШ физкультурно-спортивных мероприятий, вовлечению широких масс населения в физкультурно-спортивную деятельность, повышению уровня физической подготовленности воспитанников, качества жизни, связанного со здоровьем членов спортивного клуба.
Литература
1. Зданович, О.С. Моделирование организации школьного спорта на основе спортивного клуба: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.С. Зданович. - М., 2011. - 21 с.
2. Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе. - М.: Науч.-изд. центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. - 168 с.
References
1. Zdanovich, O.S. The sport club-based organizational model of school sport: abstract of Ph.D. thesis / O.S. Zdanovich. -Moscow, 2011. - 21 P. (In Russian)
2. Lubysheva, L.I. Sportization in a comprehensive school. -Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2009. -168 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 10.11.2014 г.