УДК / ШС: 796.412.2
СПОРТИВНО-МАССОВОЕ
направление
в развитии современной художественной гимнастики
Кандидат педагогических наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ Л.А. Карпенко
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Соискательница Ю.Р. Нигматулина
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
MASS SPORTS SECTORS IN DEVELOPMENT OF MODERN RHYTHMIC GYMNASTICS L.A. Karpenko, professor, Ph.D., Honorary Worker of Higher Education of the RF, National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg
J.R. Nigmatulina, candidate St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Keywords: mass sport, additional education, sports clubs, mass sports branches of rhythmic gymnastics. The modern system of additional education is ready to offer a child a wide selection of educational programs on various sports kinds of creative activity. Rhythmic gymnastics is among the most spectacular sports, that has been massively developed and is becoming increasingly popular among children and parents. On the one hand, it is an elite sport, on the other - a kind of motor activity, promoting improvement of health of many girls. A distinctive feature of rhythmic gymnastics is to ensure the harmonious development of the body of girl owing to the diversity of its techniques. Gymnastics classes have a positive effect on the development of purely feminine qualities such as softness, grace and fluency. Angularity and awkward shape and movements during the development of the body lead to shyness and often reluctance to engage in physical activity. Rhythmic gymnastics exercises help girls get rid of restraint and awkwardness regardless of the purpose of classes and results. The purpose of the study was to analyze the development of mass rhythmic gymnastics in club associations.
Our studies revealed a strong interest in domiciliary classes of mass rhythmic gymnastics. Gyms are rented, clubs are created, a wellness section is opened, where healthy lifestyle is being promoted, helping children in hardening, acquiring essential applied and vitally important motor skills and uniting in active leisure.
Ключевые слова: массовый спорт, дополнительное образование, спортивные клубы, отделения художественной гимнастики спортивно-массового направления.
7Vm£V» Ж. 1
IMMSf f
Введение. Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным спортивным видам творческой деятельности. К числу наиболее зрелищных видов спорта, получивших своё массовое развитие и приобретающих все большую популярность среди детей и родителей, относится художественная гимнастика. С одной стороны, это спорт высоких достижений, с другой - вид двигательной активности, способствующий оздоровлению многих девочек. Характерной отличительной чертой художественной гимнастики является обеспечение гармоничности развития организма девочек, чему способствует многообразие ее средств. Занятия положительно влияют на развитие таких чисто женских качеств, как мягкость, грациозность, плавность. Угловатость, нескладность фигуры и движений в период развития организма ведут к застенчивости и часто к нежеланию заниматься физической культурой. Упражнения художественной гимнастики помогают девочкам освобождаться от скованности и неловкости независимо от цели посещения занятий и конечного результата.
В 1968 г. на Всесоюзной конференции была утверждена классификация видов гимнастики [2], включившая три направления: образовательно-развивающее, оздоровительное, спортивное, которые, в свою очередь, подразделялись на более узкие разновидности. Со временем в ходе развития гимнастики достаточно четко обозначились три уровня функционирования художественной гимнастики [1]: высший - элитно-олимпийский (центры олимпийской подго-
Схема организации художественной гимнастики спортивно-массового направления в Санкт-Петербурге
товки), средний - спортивно-образовательный (СДЮШОР, ДЮСШ, вузы), массовый - оздоровительно-развивающий (спортивно-оздоровительные клубы, школьные и вузовские секции). В специальной литературе представлен довольно широкий спектр разнообразных исследований по первым двум уровням функционирования художественной гимнастики, однако исследований по третьему уровню (оздоровительно-развивающему) крайне мало. Между тем проведение таких исследований в настоящее время актуально, в частности в связи со спецификой смещения приоритетов общества на оздоровление посредством развития массового спорта.
Подтверждением актуальности исследований в сфере массовой художественной гимнастики могут служить наши данные, свидетельствующие, что в настоящее время в Санкт-Петербурге существует широкая сеть учреждений специализированных спортивных секций по художественной гимнастике в системе дополнительного образования детей (см. рисунок). Наиболее развита система занятий в секциях общеобразовательных школ, а также в подростково-молодежных клубах города. В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль, позволяя адаптировать детей к жизни в обществе, формируя общую культуру, позволяя организовать содержательный досуг
Цель исследования - провести анализ развития массовой художественной гимнастики в клубных объединениях.
Результаты исследования и их обсуждение. В последние годы и в настоящее время спортивное направление художественной гимнастики предъявляет исключительно высокие требования к природным данным и способностям занимающихся, что доступно весьма ограниченному кругу девочек. В связи с этим с каждым годом появляется все больше отделений по художественной гимнастике спортивно-массового направления, в которых могут заниматься все желающие при отсутствии медицинских противопоказаний. Спортивно-массовая работа с детьми в этом случае ориентирована на физическое совершенствование ребенка и формирование здорового образа жизни.
На данный момент только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области существует более 30 таких отделений,
из которых 20 открылись в последние 10-12 лет. Это свидетельствует о том, что массовая художественная гимнастика сформировалась уже как самостоятельное направление, в которое вовлечены более 1500 гимнасток (около 90 групп) и более 60 тренеров-специалистов.
Учебно-тренировочные занятия в клубах проводятся частично бесплатно (20 %); частично бесплатно и частично платно (26 % для групп начальной подготовки); на платной основе (54 %). На данный момент в городе во всех ДЮСШ и ДЮСШОР занятия художественной гимнастикой для детей до 6 лет платные.
Нами было проведено интервьюирование тренерско-преподавательского состава спортивно-массового направления художественной гимнастики с целью выявления образования, стажа тренерской работы, причин выбора работы в этой области и приоритетных задач. В исследовании приняли участие 34 тренера-преподавателя отделений художественной гимнастики спортивно-массового направления.
Установлено, что высшее образование имеют 29 тренеров массового направления (85 %), незаконченное высшее - 4 (12 %), один тренер имеет среднее образование (3 %). Из них 25 тренеров получили педагогическое образование, окончив специализированные физкультурные учреждения, 9 - психологи, юристы, инженеры, государственные служащие, журналисты. Все тренеры имеют спортивную квалификацию: мастера спорта (71 %), кандидата в мастера спорта (26 %), I взрослый разряд (3 %).
Преподавание художественной гимнастики в различных учреждениях и организациях города спортивно-массовой направленности является основной работой для 28 опрошенных специалистов. Шестеро работают по совместительству, при этом основным местом работы для них являются спортивные школы либо другие организации, не связанные со спортом, в которых они работают непосредственно по основной профессии, а тренерская работа рассматривается ими как хобби или как дополнительный заработок.
Возраст опрошенных тренеров в основном составляет 20-30 лет (23 тренера - 68 %). Старше 30 лет - 9 тренеров (26 %); моложе 20 лет - 2 тренера (6 %). Стаж работы: до 5 лет - 10 тренеров, 5-10 лет - 13, более 10 лет - 6, более 20 лет - 6.
На вопрос: «Почему Вы выбрали работу в клубах со спортивно-массовым направлением, а не тренируете в ДЮСШ, школах олимпийского резерва и т. п.?», были получены разные ответы, суть которых можно свести к следующему:
- возможность самостоятельно тренировать воспитанников от группы начальной подготовки до группы спортивного совершенствования, не передавая перспективных детей главному тренеру, как это происходит в ДЮСШ, ДЮСШОР и т. п.;
- больше нравится клубная, упрощенная, система, возможность участвовать в соревнованиях запланированных
№ 2^ 2015 Февраль | РеЬгиагу
http://www.teoriya.ru
43
тренером, а не организацией, работать для гармоничного развития детей, а не только на результат, как обязывают ДЮСШ, ДЮСШОР и т. п.;
- больше свободы действий для тренера, возможность экспериментировать;
- желание внести вклад в развитие массового спорта;
- отсутствие спортивных школ поблизости от места жительства либо нет свободной вакансии;
- в период обучения в вузе пригласили работать в клуб (или появилась такая возможность), было удобно совмещать с учебой, после окончания учебы продолжила работать;
- небольшая занятость, возможность совмещать с другими видами деятельности;
- хорошие взаимоотношения в коллективе и спокойная атмосфера работы;
- возможность зарабатывать больше либо необходимость дополнительного заработка.
При выявлении основного вектора в работе тренерско-преподавательского состава отделений художественной гимнастики спортивно-массового направления, оказалось целесообразным выделить три группы мотиваций:
1-я - развитие и поддержание массовой художественной гимнастики в районах, в городе, в России; привитие девочкам желания заниматься на протяжении длительного времени, пусть без достижения высоких результатов; стремление охватить всех желающих, дать возможность каждому ребенку заниматься, особенно «неперспективным» девочкам, не предрасположенным к художественной гимнастике, которые не пройдут отбор в спортивную школу;
2-я - дать детям возможность выбора цели занятий и её изменения без замены вида спорта благодаря существованию оздоровительных и спортивных групп, а также возможность при желании переходить из одной группы в другую;
3-я - достижение результатов, выполнение разрядов в данном виде спорта (в основном в клубах, расположенных в районах, где отсутствуют спортивные школы).
При анализе положительных и отрицательных моментов для тренерско-преподавательского состава в работе с детьми, посещающими отделения художественной гимнастики спортивно-массового направления, установлено следующее:
- положительные стороны: самостоятельное планирование работы без ограничительных рамок; безграничная творческая деятельность; множество доброжелательных клубных соревнований для всех детей независимо от их подготовленности, возможность проявить себя каждой гимнастке; отсутствие высоких требований к постоянному достижению результатов; возможность работать с различным контингентом занимающихся;
- отрицательные стороны: контингент и уровень подготовленности девочек в одной группе очень различны, что ограничивает спортивную реализацию и профессиональ-
ный рост; нет государственной поддержки в развитии массового спорта, отсутствие финансирования, ограничение времени занятий в залах.
Особое внимание уделялось изучению вопроса «Что для Вас важнее: сохранение количества занимающихся или достижение результатов отдельными способными гимнастками?». Согласно полученным данным 53 % опрошенных (18 тренеров из 34) главным считают сохранение количества занимающихся; 21 % (7 респондентов) определяют достижение результатов отдельными способными гимнастками как задачу более важную, чем сохранение количества занимающихся; 26 0% (9 тренеров) занимают компромиссную позицию, указывая на необходимость достижения результатов гимнастками и сохранение количества занимающихся в группах.
Заключение. В ходе наших исследований выявлен большой интерес к занятиям массовой художественной гимнастикой по месту жительства. Арендуются залы, создаются клубы, открываются оздоровительные секции, пропагандирующие здоровый образ жизни, помогая детям в закаливании, приобретении важных прикладных и жизненно необходимых двигательных навыков, объединении в сфере двигательного досуга. Вместе с тем широкое самостоятельное развитие массовой художественной гимнастики ставит вопрос методологии её преподавания. До настоящего времени отделения художественной гимнастики элитно-олимпийского и спортивно-образовательного уровней работали по Единой учебной программе для детско-юношеских спортивных школ [3]; учреждения оздоровительно-развивающего уровня продолжают работать вообще без программы. Очевидно, что данную проблему необходимо решать путём проведения комплексных научных исследований, направленных на оптимальное отражение в программных документах существующего уровня художественной гимнастики спортивно-массового направления и четкое обозначение ее сходств и различий с элитно-олимпийской и спортивно-образовательной гимнастикой.
Литература
1. Карпенко, Л.А. Проблемы многоуровневого функционирования современной художественной гимнастики / Л.А. Карпенко // Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике. 2008. - С. 6-11.
2. Смолевский, В.М. О научно-методическом обосновании массовой гимнастики // Гимнастика. - 1985. - С. 8-12.
3. Художественная гимнастика: учебная программа / сост.: Ж.А. Бе-локопытова, Л.А. Карпенко, Г. Г. Романова. - Киев: МУпоДМиС, 1991. - 86 с.
References
1. Karpenko, L.A. Problems of multilevel functioning of modern rhythmic gymnastics / L.A. Karpenko // Selection from the latest research in rhythmic gymnastics. 2008. - P. 6-11. (In Russian)
2. Smolevsky, V.M. On scientific and methodical substantiation of mass gymnastics // Gimnastika. - 1985. - P. 8-12. (In Russian)
3. Rhythmic Gymnastics: curriculum / Comp. by: J.A. Belokopytova, L.A. Karpenko, G.G. Romanova. Kiev: MUDMS, 1991. - 86 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 12.11.2014 г.