Научная статья на тему 'Моделирование как эффективный метод обучения на уроках социально-бытовой ориентировки'

Моделирование как эффективный метод обучения на уроках социально-бытовой ориентировки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ж. В. Виноградова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование как эффективный метод обучения на уроках социально-бытовой ориентировки»

отдельные феномены семейных отношений (социально-бытовой уровень взаимодействия, степень удовлетворенности браком, наличие эмоциональных переживаний у членов семьи и др.). Применение охарактеризованных тестов позволит составить психограммы межличностных отношений в семье, позволяющие наглядно представить и описать весь спектр и характер межличностных отношений в семье ребенка с ОВЗ.

Список литературы

1. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 512 с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. -176 с.

3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009.

- 576 с.

4. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука, 1989. - 114 с.

5. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990. -196 с.

6. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

- 90 с.

7. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 280 с.

8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

Ж. В. Виноградова

Моделирование как эффективный метод обучения на уроках социально-бытовой ориентировки

Современные тенденции в специальном образовании, связанные с интеграцией лиц с нарушениями в развитии во все сферы социальной жизни, побуждают к поиску наиболее эффективных средств педагогической практики. Современные разработки исследователей ИКП РАО (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская) ориентируют педагога на поиск социального контекста содержания предметных областей знаний при овладении умственно отсталыми детьми программного материала для их дальнейшей социализации в общество [3].

Как известно, дети с умственной отсталостью в наибольшей степени подвержены социальным рискам. По мнению Л.С. Выготского, имеющиеся отклонения в психическом развитии приводят к «выпадению» умственно отсталого ребёнка, прежде всего из социокультурного пространства, нарушению его связи с социумом (Л.С. Выготский, 1928) [1].

Преодолеть «изолированность» ребёнка в социуме (социум рассматривается как образовательный ресурс), уменьшить его «социальное выпадение» позволяет социально адаптированная направленность специального образования. Она обеспечивается содержанием его стандартов, средствами и формами коррекци-онно-образовательного процесса. Они предусматривают долговременную систему коррекционно-педагогической и психологической работы. В рамках неё в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях проводятся уроки

по социально-бытовой ориентировке. Главной целью СБО является: формирование знаний, умений, навыков, способствующих социальной адаптации учащихся специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся, обогащение социального опыта, так необходимого для будущей самостоятельной жизни. Специальные коррекционные занятия по СБО способствуют реабилитации, развитию и расширению кругозора, формированию знаний по экономике ведения домашнего хозяйства, планированию накоплений, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения и умения вести себя в непредвиденных ситуациях, оказывать помощь пострадавшему. Уроки социально-бытовой ориентировки предусматривают активное включение учащихся в окружающую их жизнь.

Учитывая данные особенности обучающихся, также диагностические данные, нами ведётся активный поиск форм, методов и приёмов обучения, повышающий познавательный интерес и познавательную активность. Особо эффективным на практике показывает себя метод моделирования ситуаций.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования знаний, умений и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие учащихся, способствует совершенствованию ориентировочной деятельности, формированию интеллектуальных и практических действий.

«Моделирование» - изучение, поиск, анализ каких-либо процессов и состояний при помощи их реальных или идеальных моделей.

Под «моделью» при этом понимается объект, воспроизводящий некоторые существенные свойства оригинала. Наличие отношения частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной [2]. Поэтому, неординарность метода моделирования заключается в том, что он делает видимыми скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, взаимоотношений.

В общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья № 35 города Череповца Вологодской области обучаются дети с умственной отсталостью. На уроках по социально-бытовой ориентировке в системе используется метод моделирования реальных ситуаций. Он способствует накоплению детьми социального опыта, закреплению и пополнению знаний учащихся в различных сферах жизни и быта людей (например, о различных видах магазинов, их отделов, ассортименте, правилах покупки и условий возврата товара, об услугах предприятий бытового обслуживания, о средствах связи, о различных видах транспорта; о правилах поведения в транспорте, в общественных местах, о правилах оказания первой медицинской помощи и по уходу за больным, техники безопасности при работе с электробытовыми приборами и т. п.).

На уроке важно создать необходимую обстановку в зависимости от моделируемой ситуации. Так, при изучении темы «Правила поведения в общественных местах» одному или нескольким ученикам заранее раздаются роли. С помощью других учащихся воссоздаётся обстановка кинозала, гардероба кино-

театра. На уроке проигрывается ситуация: зрители сидят на стульях второго и третьего ряда. Заходят два ученика по очереди, у них в билетах прописаны места во втором ряду. Необходимо выбрать правильный вариант модели поведения:

- первый ученик проходит на своё место лицом к зрителям,

- второй ученик проходит на своё место спиной к зрителям.

После проигрывания реальной ситуации идёт обсуждение. У многих детей, сидящих «в зале», появляется желание сыграть увиденную роль.

Другой вариант ситуации, предложенной на уроке, разыгрывается в воображаемом гардеробе кинотеатра. Перед мальчиком и девочкой ставится задача -сдать верхнюю одежду в гардероб. Действия учеников самостоятельные. В ходе проигрывания ситуации «актёры» и «зрители» моделируют действия. Со стороны учащихся озвучивается много вариантов. В ходе обсуждения выбирается соответствующий правилам этикета. В ходе работы на уроке учитель выполняет роль ведущего.

Кажется, что тут особенного? Тем не менее, когда состоялся общешкольный выход в кинотеатр, учащиеся, которые были задействованы в инсценировке, делали замечания другим школьникам, проходившим спиной к зрителям.

Участие школьников в моделировании ситуаций имеет большое значение для развития навыков общения.

Многие ученики испытывают тревогу, страх при обращении к незнакомым людям, некоторые просто игнорируют ситуации обращений к людям. Так, большинство учащихся имеют представление, о чём необходимо спросить в справочном окне на вокзале, но многие из них не знают, как сформулировать вопрос. Или другая ситуация: дети наизусть знают номера телефонов служб спасения, но при инсценировке вызова скорой помощи или пожарной, возникают трудности. Моделирование ситуации помогает им в реальной ситуации составить разговор по телефону, спросить в справочном окне о наличии билетов до пункта назначения или поинтересоваться у кондуктора, на какой остановке нужно выходить.

Моделированию ситуаций должны предшествовать беседы, экскурсии, в ходе которых ученики приобретают определённые знания или наоборот моделирование проводится перед экскурсией или перед посещением общественных мест (кинотеатр, музей, предприятия, аптека, поликлиника и т. д.).

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что планомерная работа по проведению метода моделирования ситуаций при обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья может повысить эффективность образовательного процесса и познавательной деятельности учащихся. У детей исчезает инертность, пассивность, появляется уверенность при столкновении с реальностью, возможность проявить творческий потенциал. Следовательно, используя данный метод, можно стимулировать учащихся к применению имеющихся знаний и умений в привычной жизни.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребёнка. (1928) // Вестник Московского университета Сер. 14 Психология. - 1991. - №14.

2. Краткий психологический словарь. зав. ред. Р.К. Медведева. - М.: Политиздат, ГСП, 1984. - 430 с.

3. Малофеев Н.Н., Никольская О.С. Проект специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ: [Электронный ресурс]. - иКЬ±йр: //almanah. ikprao. ги/акиа1пу| -потег/ а1тапаЬ-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.