Научная статья на тему 'Межпредметные связи на уроках русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями'

Межпредметные связи на уроках русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.И. Кабанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи на уроках русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями»

шенные или заниженные требования к ребенку со стороны взрослых при организации различных видов его деятельности и др.);

• выработка единого (для педагогов и родителей) и адекватного понимания проблем ребенка;

• определение (совместно с родителями) правильного педагогического подхода к воспитанию и обучению ребенка с учетом его индивидуальных личностно-психологических особенностей;

• формирование благоприятного «психологического климата» в семье (нормализация межличностных взаимоотношений внутри семьи: между родителями и ребенком, между ребенком и другими детьми в семье);

• педагогическое образование родителей, обучение их некоторым доступным приемам коррекционно-педагогической работы, включение родителей (а также ближайших родственников) в коррекционнопедагогическую работу с ребенком (проведение коррекционноразвивающих занятий в домашних условиях) и др.

В педагогической работе следует опираться на положительные характерологические черты личности ребенка, активное использование приемов поощрения, воспитания на положительных примерах, отвлечение от неблагоприятно действующих моментов и сторон окружающей жизни. В работе необходим спокойный, ровный тон, доброжелательность в сочетании с требовательностью, отсутствие разнонаправленных установок при организации деятельности и поведения ребенка.

О.И. Кабанова

учитель русского языка, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 72, г. Челябинск

Межпредметные связи на уроках русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями

В настоящее время происходят существенные изменения в системе специального образования России. Эти изменения в большей степени связаны с новым отношением к детям с особыми образовательными потребностями, новыми задачами обучения и воспитания «особенного» ребенка.

Конечной целью специального образования детей с особыми образовательными потребностями является их полная интеграция в общество, использование всех социальных привилегий и благ, доступных всем гражданам. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями становится в нашей стране ведущим направлением в развитии специального образования на современном этапе. В этих условиях все более значимой становится школа, целью которой является практическая реализация помощи и поддержки, которая так необходима «особенному» ребенку.

130

«Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам», - говорил Даниель Дефо.

Согласно положению Л. С. Выготского, для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности.

Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни.

С точки зрения педагогической науки социализация может быть понята как формирование у детей представлений об окружающем мире, отношения к воспринимаемым социальным явлениям, поведения, соответствующего общественным нормам.

Необходимо таким образом организовывать учебный процесс в школе, чтобы дети с особыми образовательными потребностями становились не только более стрессоустойчивыми, открытыми к общению, способными к созданию семьи, но и адаптированными к самостоятельной жизни, готовыми к труду в современных экономических условиях, к их включению в сложный мир производственных, деловых человеческих отношений.

В настоящее время основными принципами становятся принципы жизненной необходимости и практической значимости содержания образования.

Мы знаем, что у детей, обучающихся в школе VIII вида, процесс формирования личности осложняется, прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом». Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

Социальная адаптация является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме.

Целенаправленное педагогическое воздействие и специальным образом организованная образовательная среда значительно снижают эти проблемы и повышает эффективность работы по социализации умственно отсталых выпускников. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта.

Я - учитель. Я учу этих «особенных» детей, осознавая миссию учителя - дефектолога. Миссия учителя - сделать все возможное и невозможное для того, чтобы этот «особенный» ребенок нашел и занял свое

131

место в мире. В мире, в котором так неуютно и непонятно, а порой и опасно ребенку без помощи и поддержки.

Не случайно мною выбрана тема методической работы: «Межпредметные связи уроков русского языка и СБО как средство формирования социально адаптивной личности ребенка с особыми образовательными потребностями».

Традиционная система обучения не в полной мере обеспечивает решение всего круга задач социальной адаптации выпускников: в быту, трудовой и профессиональной подготовке, в вопросах организации свободного времени, ведении здорового образа жизни.

Практика работы показывает, что в старших классах и так не очень высокий познавательный интерес резко падает. Дальнейшее усложнение учебного материала делает его недоступным большинству учащихся. Это снижает учебную мотивацию и, как следствие, не способствует получению и закреплению учебных знаний и навыков, ограничивает формирование адаптивной личности обучающихся. Целенаправленное использование содержания учебного материала каждого урока с точки зрения жизненной необходимости и практической значимости (в плане ближайшей перспективы жизни учащегося, его жизни после окончания школы) вызывает интерес к занятиям. Опыт показал, что так ученикам становится понятней смысл их учебной работы, повышается мотивация к познавательной деятельности.

Я учу детей русскому языку. Предмет «Русский язык» на основе изучения «Грамматики и правописания» является наиболее сложным разделом русского языка в силу значительной абстрактности самого учебного материала. У учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для их социальной адаптации. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки четкого, правильного, логичного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, умения оформления деловых бумаг (автобиография, заявление и др.).

При планировании уроков наибольший методический интерес у меня вызывает использование межпредметных связей. И большое место в моей работе занимает изучение и использование программного материала коррекционного курса СБО.

Моя работа по использованию материала коррекционного курса СБО в рамках изучения русского языка в 5-9 классах продолжается третий год, и она направлена на решение таких проблем, как:

• решение задачи развития адаптивных навыков средствами русского языка;

• преодоление негативных особенностей подросткового возраста, свойственных большинству учащихся любого вида школ. У подростков в этот школьный период в рамках возрастного психологического кризиса наблюдается снижение успеваемости и работоспособности, ослабевает

132

интерес к школьным занятиям в связи со сменой вида ведущей деятельности возникновением нового типа отношений со взрослыми, нарушением взаимопонимания и сильными эмоциональными переживаниями по этому поводу;

• компенсирование специфических особенностей личности умственно отсталого подростка, обусловленные дефектом развития и разной степенью умственной отсталости.

Предмет социально-бытовой ориентировки был выбран мною по ряду соображений.

Во-первых, как наиболее важный для социальной адаптации учащихся. Содержание учебного материала этого предмета предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и социуме, отработку умений и навыков самообслуживания и обеспечения личных потребностей, отработку навыков общения с людьми.

Во-вторых, как интересный (по моим наблюдениям) для всех учащихся 5-9 классов.

В-третьих, как предмет, при изучении которого учащимся часто требуется умение пользоваться навыками чтения и письма.

Курс СБО направлен на выработку умения использовать имеющиеся знания в новых условиях, что повышает уровень социальной адаптации выпускников, для усиления возможностей образовательного процесса по компенсации дефектов развития умственно отсталых подростков. Использование материала курса СБО позволяет решить эту проблему более эффективно, чем обычный урок русского языка. Для этого на уроках русского языка необходимо обучать узнаванию, что именно из изученного ранее требуется применить в конкретной жизненной ситуации. Урок русского языка с применением уже изученного материала по СБО также показывает, как именно использовать знания в конкретной жизненной ситуации в быту, при общении со знакомыми и незнакомыми людьми.

Учитель СБО на своих уроках решает задачу развития коммуникативной функции речи, как непременного условия успешного усвоения курса социально - бытовой ориентировки в тесной связи с уроками русского языка и чтения. Многократное употребление типовых фраз в письменной и устной речи способствует закреплению их в памяти. На уроках СБО учитель успешно решает эту задачу в ролевых играх, словесных описаниях учениками бытовых сцен.

В то время как учитель СБО на своих уроках закрепляет навыки письма при выполнении письменных работ, я, как учитель русского языка, черпаю богатый и разнообразный материал для своих уроков из содержания коррекционного курса по следующим темам:

«Питание» 5-9 кл.

«Личная гигиена» 5-8 кл.

«Одежда и обувь» 5-9 кл.

«Семья» 5-9 кл.

«Культура поведения» 5-9 кл.

«Жилище» 5-9 кл.

«Транспорт» 5-9 кл.

133

«Торговля» 5-9 кл.

«Средства связи» 6-9 кл.

«Медицина» 6-9 кл.

«Учреждения, организации и предприятия» 6-9 кл.

«Экономика домашнего хозяйства» 8 кл.

«Трудоустройство» 9 кл.

Материал программы СБО расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательность и повторяемость тем обеспечивает возможность систематизировано использовать материал программы СБО на уроках русского языка в 5-9 классах по этому же принципу с целью углубления и закрепления знаний, умений и навыков русского языка и СБО.

В содержание урочной работы русского языка включены упражнения, исходным материалом для которых являются различные темы программы СБО. На материале СБО предусматривается изучение, отработка и автоматизация уже имеющихся навыков устной и письменной связной речи для решения конкретных жизненных потребностей, а также отрабатываются те языковые и речевые умения, которые значимы для освоения учащимися социальных знаний.

Учебный материал по русскому языку не усложняется. В содержание урока включаются слова, предложения, тексты, образцы делового письма, актуальные для изучения и закрепления конкретной темы по русскому языку на основе имеющихся знаний по СБО, для того чтобы нагляднее установить для учащихся связь между жизненной ситуацией и необходимыми учебными знаниями из других предметов.

В зависимости от того, какие знания, умения и навыки будут отрабатываться с учащимися на уроках СБО, я продумываю и образовательные задачи и задачи социальной адаптации. А решаю поставленные цели методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Для повышения эффективности интегрированных уроков русского языка стараюсь планирование выстраивать так, чтобы изучение тем совпадало по времени с изучением тем СБО. Однако, не «привязываю» буквально уроки русского языка к урокам СБО, так как количество языкового материала требует иногда значительно большего времени, чем предусматривается на тему СБО.

На уроках русского языка предусматриваю решение также следующих задач:

• уточнение и расширение активного запаса слов, который необходим для понимания социальных ситуаций, для обеспечения адекватного взаимодействия с окружающими;

• закрепление из ранее изученного таких знаний, умений и навыков по русскому языку, которые помогут формированию практических навыков связной устной и письменной речи, необходимой в определенных жизненных ситуациях;

134

• применение навыков делового письма в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы;

• использование процесса обучения русскому языку для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся, с различной степенью умственной отсталости.

Как учитель с опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями, я уверена, что решение данных задач и специальный отбор и использование учебного материала повышает адаптивные возможности выпускников, и помогает им более успешно интегрироваться в современном обществе.

А.В. Калинина

логопед, методист, Семейный центр психологической поддержки «Гармония»

Нормативно-правовые основы реализации права на образование лицами с ОВЗ

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Успешная социализация для полноценного участия в жизни общества, реализации в профессиональной деятельности и принятия социальных ролей невозможна без получения такими детьми качественного общего и профессионального образования.

Н.Н. Малофеев отмечает, что в СССР реализовала конституционное право на образование лишь треть детей с нарушениями развития. В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58 %, что превышает показатели советского периода, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребенку. Проект специального федерального государственного стандарта образования детей с ОВЗ направлен на преодоление существующей социальной несправедливости [6].

Ратификация Россией международных Конвенций о правах ребенка, правах ребенка-инвалида, правах умственно отсталых детей свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны [5].

Необходимо, чтобы у всех детей данной категории появилась возможность получения образования. Учет психофизических особенностей детей с ОВЗ является одним из основных условий достижения поставленных целей.

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.